Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. Правовая система Нидерландов 2 page





Так, Нидерланды опередили другие страны с точки зрения защиты прав сексуальных меньшинств (гомосексуализм был признан еще в начале XIX в.). Достаточно рано в Нидерландах была запрещена смертная казнь и легализована эвтаназия. Многие государства восприняли пример голландской политики терпимости в отношении наркотиков. Нидерланды знамениты экспериментами по улучшению традиционной системы уголовно-правовых санкций и их исполнения.

Нидерланды были одной из первых стран, признавших право на свободу вероисповедания; голландцы не приемлют конфронтацию и дискриминацию по религиозному признаку. Нидерландские упрощенные процедуры развода (схема развода "сделай сам" и регистрация бесспорного развода) были учтены при проведении реформ во многих странах.

Для голландской правовой системы характерна высокая степень восприимчивости к иностранным правовым ценностям и институтам, а также их сравнительно быстрая адаптация. Право Нидерландов "заимствует повсюду": заметно влияние французского, немецкого, австрийского, британского и американского опыта. Юридические факультеты в Нидерландах готовят международно ориентированных юристов. Суды используют сравнительно-правовой метод интерпретации при применении гражданского, торгового, международного публичного и международного частного права, а в последние годы - уголовного, семейного, трудового, экологического и административного права. Адвокаты, представляющие дела в Верховном суде, часто ссылаются на работы компаративистов.

В случае практической необходимости голландцы используют проверенные практикой институты разных стран, легко отказываются от устаревших норм, однако они обычно трансформируют воспринятые идеи, приводя их в соответствие со своей традиционной системой. Например, в 1980-е гг. голландские адвокаты первыми восприняли американскую идею создания крупных коммерческих фирм. В 1970-е гг. в Нидерландах была организована одна из самых продуманных систем юридической помощи на европейском континенте, при этом к настоящему времени голландские адвокаты даже вынуждены вступать в конкурентную борьбу со всеми организациями, предоставляющими правовую помощь: профсоюзами, автомобильными клубами, юридическими страховыми компаниями, университетскими юридическими клиниками.

Во многом в связи с глобализацией правовых процессов, интеграцией Нидерландов в различные межгосударственные образования и признанием приоритета международных норм в национальном праве правовая культура Нидерландов в последние десятилетия в определенном смысле утрачивает национальные черты: Нидерланды все больше подчиняют свое право требованиям наднациональных образований, в том числе практике Европейского суда по правам человека.

 

§ 3. Источники права Нидерландов

 

Характерной чертой голландской правовой системы является наличие широкого круга источников правового регулирования, в частности значительно влияние на правовую систему неписаных источников права и судебной практики. Вместе с тем главным источником права в Нидерландах, как принято в романо-германской правовой семье, является нормативный правовой акт во главе с законом. Особое место в регулировании общественных отношений в Нидерландах принадлежит нормам международного права, которые обладают приоритетом перед национальными правовыми регуляторами.

Высшей юридической силой и консолидирующим началом для всех норм в государстве обладает Конституция, которая состоит из нескольких актов: Хартии (Статута) Королевства Нидерландов и собственно Основного Закона (Конституции). При этом Хартия имеет юридическое верховенство над Основным Законом.

Хартия Королевства Нидерландов от 15 декабря 1954 г. является рамочной Конституцией государства, объединяющего европейские Нидерланды, Нидерландские Антильские острова и остров Арубу.

Согласно Хартии в Королевство Нидерландов включены на правах самоуправляющихся территорий Нидерландские Антильские острова и остров Аруба. Статут содержит юридические нормы, регулирующие взаимоотношения между Нидерландами, Нидерландскими Антильскими островами и Арубой. В соответствии с Хартией вопросы международных отношений, обороны, гражданства, политики в отношении иностранцев, выдачи преступников входят в сферу ведения Королевства и обычно рассматриваются государственными органами Нидерландов, в состав которых включаются представители заморских территорий. Для изменения Статута Королевства используется процедура принятия закона Королевства и требуется согласие парламентов Нидерландских Антильских островов и Арубы.


Ныне действующая Конституция Королевства Нидерландов от 17 февраля 1983 г. отличается логикой структурного построения, детальной проработкой норм и позволяет отнести ее к лучшим образцам современного конституционализма.

Конституция состоит из 142 статей и разделена на 8 глав: I. Основные права; II. Правительство; III. Генеральные штаты; IV. Государственный совет, Генеральная счетная палата и постоянные консультативные органы; V. Законодательное и государственное управление; VI. Отправление правосудия; VII. Провинции, муниципалитеты, органы водного контроля и другие государственные органы; VIII. Пересмотр Конституции. Отдельной частью Конституции являются "Дополнительные статьи", которыми определяется порядок вступления Конституции в силу, а также положения прежней Конституции в редакции 1972 г., которые сохраняют свое действие после вступления в силу Конституции 1983 г.

Глава I Конституции Нидерландов посвящена основным правам человека и гражданина. Некоторые права являются абсолютными и не подлежат ограничению. Например, ст. 1 Конституции установлено равенство перед законом и защита от дискриминации (отношение ко всем людям в Нидерландах должно быть равным при равных обстоятельствах; дискриминация на основании убеждений, вероисповедания, политических взглядов, расы или пола или по каким-либо иным причинам не допускается). Согласно ст. 3 Конституции все граждане Нидерландов имеют равное право на доступ к государственной службе. Статьей 5 предусмотрено, что каждый имеет право подавать петиции компетентным органам власти.

Вместе с тем многие права могут быть ограничены парламентским актом или процессуальным законодательством, некоторые права могут быть ограничены уполномоченным государственным органом. Так, согласно ст. 4 Конституции каждый гражданин имеет право на равных основаниях участвовать в выборах представительных органов власти и быть избранным в указанные органы на условиях и в порядке, которые установлены процессуальным законодательством. В соответствии со ст. 6 Конституции каждый имеет право свободно исповедовать свою религию или религиозные убеждения индивидуально либо в сообществе с другими верующими при условии соблюдения ограничений, установленных законом, и ответственности за их нарушение.

Глава II Конституции, посвященная вопросам деятельности Правительства, начинается с раздела о монархии. Она содержит положения о престолонаследии, об опеке и о регентстве при несовершеннолетии Короля, о его финансовом содержании, об исполнении королевских полномочий. Следующий раздел содержит положения о Короле, премьер-министре и министрах, назначении и освобождении от должности последних, а также о взаимодействии указанных лиц между собой.

Глава III "Генеральные штаты" начинается с раздела об организации и составе Парламента, которым определяется структура Парламента и каждой из его палат, количество членов и срок их полномочий, порядок формирования палат, требования к кандидатурам в парламентарии, статус парламентариев и финансовые аспекты их деятельности, положения о роспуске палат. Раздел второй этой главы содержит ряд положений о парламентской процедуре, касающихся порядка проведения открытых и закрытых, раздельных и совместных заседаний палат и принятия решений на соответствующих заседаниях.


Глава IV Конституции посвящена Государственному совету, Генеральной счетной палате и постоянным консультативным органам, предоставляющим консультации и дающим советы и рекомендации по широкому кругу вопросов, а также содержит положения об организации, составе и полномочиях соответствующих органов.

Глава V содержит многочисленные положения, посвященные различным аспектам законодательства и управления. В первом разделе описывается законодательный процесс, определяются государственные полномочия по принятию актов Парламента, порядок их принятия. Второй раздел "Прочие положения" касается международных отношений, обороны, чрезвычайных обстоятельств, налогообложения, бюджета и денежной системы.

Глава VI - об отправлении правосудия - содержит основные положения об образовании, составе и компетенции судов; регламентирует правовой статус судей, вопросы отправления правосудия.

Глава VII посвящена организации управления на местном уровне в провинциях и муниципалитетах, в также регламентирует сферу организации и деятельности органов водного контроля и других государственных органов.

Процедуре изменения Конституции посвящена гл. VIII: палаты Парламента большинством голосов принимают акт об изменении Конституции, после чего Парламент распускается; проводятся новые выборы; вновь избранный Парламент большинством не менее чем в 2/3 голосов принимает изменения Конституции, которые после подписания их Королем вступают в силу незамедлительно.

Важное место в системе источников голландского права принадлежит законам, которые делятся на законы Королевства и обычные законы (в том числе органические), принятые Генеральными штатами и Правительством в порядке делегированного законодательства (приказы в Совете), а также Парламентами Нидерландских Антильских островов и острова Арубы.

Закон "Об общих положениях, касающихся законодательства" 1929 г. устанавливает приоритет законов и определяет компетенцию судов по применению законов. В соответствии с решением Верховного суда Нидерландов от 14 апреля 1989 г. суды отдают приоритет закону ("первичному праву"). Законы Королевства имеют верховенство над законами, принятыми Генеральными штатами и Правительством Нидерландов, и законами, принятыми Парламентами Нидерландских Антильских островов и Арубы.

Законодательство в Нидерландах имеет как кодифицированный (Гражданский, Гражданско-процессуальный кодексы), так и некодифицированный характер (акты "Об избирательном праве", "Об общем административном праве").

Обращает на себя внимание то, что голландская концепция принимаемых в законодательном порядке норм исходит из того, что в эту систему норм включаются нормы, содержащиеся не только в актах, принятых Парламентом, но и в актах, исходящих от исполнительно-распорядительных и административных органов. В связи с этим источником правового регулирования в Нидерландах является "квазизаконодательство". Так, Верховный суд признал, что юридическая сила законов и Руководящих указаний Прокуратуры (Службы публичного обвинения) равна; гражданин имеет право ссылаться на них в суде. Соответствующими указаниями определяются наказания, запрашиваемые Публичным обвинителем, преступления, подлежащие преследованию или рассмотрению вне суда, техника или тактика расследования.


Кроме того, важным источником права в Нидерландах являются декреты (указы) Короля, подписываемые одним или несколькими министрами; постоянно действующие правила парламентской процедуры, регулирующие организацию и деятельность палат голландского Парламента.

К подзаконным актам относятся постановления министров, подзаконные акты провинций и муниципалитетов, акты органов управления водным ресурсами и другие акты.

Способствуют развитию правового регулирования в Нидерландах рекомендации консультативных органов - Государственного совета, Социально-экономического совета, Совета по образованию, Научного совета по правительственной политике, Совета по выборам, Совета по муниципальным финансам, Совета по делам искусств.

Особое место в системе регулирования общественных отношений принадлежит неписаным актам. В первую очередь идет речь о конституционных обычаях и соглашениях, которыми определяются правила верховенства закона, порядок назначения и смещения министров, принципы "надлежащего управления" (например, правило о том, что министры не могут оставаться в должности, если утратили доверие Парламента). Кроме того, правила обычного права активно применяются в сфере гражданских, торговых и морских отношений.

К источникам голландского права принято относить судебные прецеденты, как правило, формируемые Верховным судом Нидерландов, хотя официально они никогда не признавались источником права.

Юридическая сила указанных судебных актов выражается в следующем. 1. Верховный суд может отменить решения нижестоящих судов, если они вынесены с нарушениями правовых норм. 2. Верховный суд должен по возможности следовать ранее принятым решениям. 3. Решения нижестоящих судов должны соответствовать решениям Верховного суда, вынесенным по аналогичным делам, несмотря на то, что принцип stare decisis официально не признается и нижестоящие суды юридически не обязаны следовать решениям вышестоящего суда.

Соответствующие судебные акты играют существенную роль в истолковании и применении общих правовых принципов и институтов, нередко заполняя пробелы в праве, и содержат общие нормативные установки для разрешения будущих дел.

В Нидерландах суд вырабатывает принципы "надлежащей правовой процедуры" (запрет злоупотребления властью, исключение незаконно полученных доказательств), развивает сферу уголовного права (например, выносит решения по вопросу совершения абортов, эвтаназии в отсутствие законодательного регулирования), а также область гражданских правоотношений. Судебные решения значительно способствовали повышению авторитета международного права.

Вместе с тем прецедентное право в Голландии является "вторичным" по сравнению с законодательством в связи с господством принципа неприкосновенности закона, что, в частности, подтверждается положением ст. 120 Конституции Нидерландов, которым устанавливается запрет судам на оценку конституционности актов Парламента и договоров. Соответствующий порядок основывается на представлении о том, что Правительство и Генеральные штаты в рамках своей деятельности не имеют намерений нарушать Конституцию, поскольку занимают особое положение в конституционной структуре.

Правовая доктрина никогда официально не признавалась источником права, однако она исторически оказывала большое влияние на развитие права Нидерландов и в настоящее время является неотъемлемой частью голландской правовой системы. Начиная с периода Республики Соединенных Провинций, когда обычное средневековое право было недостаточно письменно определено, благодаря деятельности некоторых известных голландских юристов доктринальные учения занимали важное место в систематическом и аналитическом понимании права. С XVII в. национальные университеты начали получать европейское признание и стали играть важную роль в развитии юриспруденции, занимая ведущие позиции среди европейских правовых школ.

Значение правовой доктрины усиливается особенно тогда, когда право, призванное регулировать общественные отношения, находится в процессе становления и неопределенно, поэтому к правовой доктрине принято обращаться в процессе подготовки проектов актов, их изменения, толкования законодательства, вынесения судебных решений. В связи с этим влияние правовой мысли на юридические преобразования в Нидерландах проявляется в разных направлениях. Например, проект полного пересмотра Конституции готовился на основе материалов доклада Королевского комитета (названного по имени его председателя Кэлса-Доннера), в котором участвовали ученые в области права. Политики регулярно запрашивают советы у конституционалистов, при этом их мнения приобрели особое значение, поскольку лишь несколько членов Парламента имеют юридическое образование. При вынесении многих судебных решений также учитываются мнения практикующих юристов.

О высоком уровне развития юриспруденции в Нидерландах можно судить по многообразию правовых ассоциаций и юридических изданий. В настоящее время правовые исследования проводятся на десяти юридических факультетах (Университет Амстердама, Свободный университет Амстердама, Университет Гронингена, Университет Лейдена, Университет Лимбурга, Католический университет Наймегена, Университет им. Эразма, Католический университет Брабанта, Университет Утрехта, Открытый университет).

Нормы международного права пользуются особым уважением в голландской правовой системе и занимают важное место среди источников национального права, что предопределяется конституционными положениями.

Конституцией Нидерландов устанавливаются следующие нормы, определяющие место международных норм в голландской правовой системе:

- Правительство должно содействовать развитию международного правопорядка (ст. 90);

- положение международного договора, противоречащее Конституции, должно быть одобрено палатами Генеральных штатов большинством, не менее чем в две трети голосов депутатов (ст. 91);

- законодательные, исполнительные и судебные функции могут быть переданы международным организациям по международным договорам или в соответствии с международными договорами (ст. 92);

- положения международных договоров и актов международных организаций, которые являются общенормативными и обязательными к исполнению всеми лицами, подлежат применению только после их опубликования (ст. 93);

- действующие положения законов не применяются, если их применение противоречит общенормативным положениям международных договоров и актов международных организаций (ст. 94).

Таким образом, из Конституции Нидерландов следует, что суды могут рассматривать акты Парламента и иные правовые акты на предмет соответствия самоисполнимым международным договорам или обязательным резолюциям международных организаций, которые обладают прямым действием и имеют верховенство над актами внутреннего законодательства. Голландские суды вправе не применять национальные законы, если они противоречат соответствующим международно-правовым актам.

Нидерланды являются участником многих межгосударственных объединений, в частности Бенилюкса, Европейского союза, Совета Европы и Организации Объединенных Наций. При этом в рамках указанных организаций Нидерландами были ратифицированы многие конвенции, в частности следующие: в региональных рамках Совета Европы - Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская социальная хартия (1961); на уровне ООН - Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966).

При этом обращает на себя внимание растущий в голландском праве авторитет европейского права, что прежде всего связано с деятельностью Европейского суда по правам человека и Суда Европейского союза.

Примечательно, что именно после ратификации Нидерландами в 1953 г. Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в Конституцию была внесена поправка о приоритете международного права над национальным правом (был установлен запрет на применение положений законов, если их применение противоречит общенормативным положениям международных договоров и актов международных организаций). Соответствующая поправка была нацелена на "приспособление" Конституции к грядущей эволюции международного права и к получившим широкое распространение требованиям европейской интеграции.

В результате имплементации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в голландское право фактически был нанесен ущерб принципу неприкосновенности законов, что во многом повлияло на изменение представлений о голландской доктрине "правления права", при этом традиционное уважение голландских судов к актам Парламента в определенном смысле стало утрачиваться.

В связи с этим обращает на себя внимание подход Верховного суда Нидерландов, выработанный им в рамках своей практики. Во-первых, Верховный суд счел, что ст. 2 - 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод могут применяться непосредственно. Во-вторых, Верховный суд взял курс на постепенную интеграцию прецедентного права Европейского суда по правам человека в национальное право. В-третьих, в последние годы Верховный суд пошел по пути неприменения положений законодательства, не соответствующих Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Известно, что поначалу голландские суды не только ограничительно интерпретировали права, предоставленные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, но и использовали предусмотренные изъятия из сферы ее действия (например, исключения, которые оправдывались национальными мерами по предупреждению беспорядка и преступности).

Однако дальнейшая практика показала, что предоставление судам полномочий по применению требований, вытекающих из международных договоров, вопреки национальному праву приближалось к введению ограниченной формы судебного контроля конституционности законов.

Под воздействием практики Европейского суда по правам человека суды стали отдавать приоритет международным стандартам, признавая законы несовместимыми с правами человека, установленными в Конвенции. Ныне верховенство международного права над национальным правом открыто и последовательно признается судебной практикой.

В частности, происходящую эволюцию иллюстрирует применение принципа защиты семейной жизни, гарантируемого ст. 8 Европейской конвенции. Суды пришли к выводу о том, что согласно указанной статье при высылке иностранцев следует соблюдать принцип защиты семейной жизни. Лицо, не являющееся гражданином, может быть выслано в соответствии с голландским законодательством (например, если истек срок действия разрешения на проживание ввиду того, что лицо является безработным). Однако ему разрешается остаться в Нидерландах при условии представления доказательств регулярной семейной жизни на голландской территории (брак не является необходимым условием), которой бы он лишился в случае высылки.

Кроме того, Верховный суд стал по-новому смотреть на положения Гражданского кодекса, регулирующие семейные отношения. Он постановил, что правовое положение детей разведенных семейных пар должно быть регламентировано в соответствии со ст. 8 Конвенции, поскольку нормы Голландского гражданского кодекса о "родительской власти" и об "опеке над несовершеннолетними" не обеспечивают защиту семейной жизни, гарантированную Европейской конвенцией. Аналогичным образом Верховный суд постановил, что мать незаконнорожденного ребенка не может препятствовать усыновлению ребенка биологическим отцом, поскольку Гражданский кодекс предусматривает, что в случае, когда отец может доказать, что он жил вместе с матерью и ребенком, его семейная жизнь защищается Европейской конвенцией.

Другим интересным примером было поспешное принятие Парламентом закона, ограничивающего финансовые права студентов, предоставленные на основании "системы финансирования обучения". После принятия этого закона обнаружилось, что студенты университета, уже зачисленные на курсы в ожидании того, что к ним будет применена система финансирования обучения, были лишены этого пособия. При этом Верховный суд указал, что такое законодательство нарушает общий принцип юридической определенности, закрепленный Конституцией. Однако суд постановил, что не может признать неконституционным закон при отсутствии оснований, предусмотренных международным правом.

Голландские суды также активно опираются в своей деятельности на право Европейского союза. В частности, правовые нормы о торговле и коммерции признавались недействительными при противоречии их праву Европейского союза, которое было направлено против трестов или регулировало свободное движение товаров.

 

§ 4. Государственное устройство Нидерландов

 

Организация государственной власти и управления.

По форме правления Королевство Нидерландов относится к конституционной монархии, означающей, что осуществление всех полномочий имеет определенные ограничения и ни один орган не обладает всей полнотой власти. Согласно Конституции 1983 г. законодательная власть принадлежит Королю и Генеральным штатам, исполнительная власть - Королю и Совету министров, судебная власть - Верховному суду и нижестоящим судам Королевства.

Официально главой государства является Король (в Нидерландах с 1980 г. соответствующие функции осуществляет Королева Беатрикс).

Пост главы государства замещается по наследству и принадлежит законным наследникам Короля Вильгельма Оранского-Нассау. Порядок престолонаследия регламентирован Конституцией. До 1983 г. система престолонаследия в Нидерландах была кастильской (действовало правило о приоритете сыновей перед дочерями монарха). В настоящее время наследование осуществляется по принципу первородства (престол переходит к старшему законному наследнику Короля после его смерти; если старший ребенок умрет при жизни Короля, другой его старший ребенок становится наследником). Если у Короля нет наследников, трон переходит к старшему наследнику его отца, а при отсутствии последнего - престол наследует старший в роду (при этом унаследовать трон может член королевского рода, состоящий в родстве с Королем, но не далее чем в третьей степени).

Правление Короля прекращает не только смерть, но также его отречение. Отречение монарха подписывается в одностороннем порядке, единственной стороной которого является Король. Дети, родившиеся после отречения, и их преемники исключаются из числа наследующих. Вступление в брак без согласия законодательного органа будет автоматически означать отречение.

Для дачи согласия на вступление в брак Короля в Генеральных штатах созывается совместная сессия палат (это предотвращает возможность принятия двумя палатами Парламента двух разных решений).

Помимо наследования престола возможна его передача посредством назначения Короля. Конституция описывает две процедуры, когда это может произойти.

Во-первых, наследник может быть назначен актом Парламента, который принимается в случае отсутствия законных наследников. Принятие такого акта требует особой процедуры. После внесения этого законопроекта Королем или от его имени обе палаты Генеральных штатов распускаются, а после новых выборов палаты обсуждают этот законопроект на своей совместной сессии. Законопроект должен быть одобрен квалифицированным большинством (2/3) Парламента.

Во-вторых, преемник может быть назначен, если после смерти Короля или после его отречения не остается наследственного преемника короля. Процедура в этом случае следующая: палаты распускаются; новые палаты собираются на совместной сессии спустя четыре месяца после смерти или отречения монарха для того, чтобы принять решение о назначении Короля. Как и в предыдущем случае, назначение должно подтвердить квалифицированное большинство в палатах Генеральных штатов. Назначенный Король может передать свою власть только своим законным наследникам.

Конституция рассматривает три случая признания неправоспособности Короля.

Во-первых, идет речь о времени несовершеннолетия (Конституцией предусмотрено, что Король использует свою власть по достижении совершеннолетия).

Второй случай касается временного отказа Короля от исполнения своих полномочий. Как отказ от исполнения полномочий, так и возобновление осуществления королевской власти совершаются через акт Парламента по личной инициативе Короля. Генеральные штаты обсуждают и решают данный вопрос на совместном заседании.

Третий случай касается так называемого мотивированного признания Короля неправоспособным. Если Совет министров приходит к мнению, что Король не в состоянии осуществлять свои полномочия, то он после получения консультации Государственного совета информирует об этом Генеральные штаты. В этом случае Парламент собирается на совместном заседании для решения данного вопроса. Если Парламент согласен с мнением Совета министров, то он объявляет о неправоспособности Короля. При этом важно указать, что Король теряет не трон, а только возможность осуществлять свою власть; как только он снова станет способен вести дела, его власть возобновляется.

Если одно из вышеперечисленных обстоятельств возникнет, то королевские функции выполняются регентом, назначенным актом Парламента. В случае отсутствия Короля и регента Государственный совет исполняет королевские обязанности.

Конституцией делается различие между собственно Королем (положения о престолонаследии, регентстве, неправоспособности) и Королем как частью Правительства, который действует сообща с одним или более министрами, а также как важным участником законодательного процесса. Для второго случая также применимы слова "королевский указ" и "правительство", обозначающие решения Короля и одного или более министров.

Важной привилегией Короля является его неприкосновенность (иммунитет). При этом для того, чтобы преодолеть потенциальные недостатки существования королевского иммунитета, связанные с возможностью злоупотребления Королем своей властью, в конституционном праве устанавливается ответственность министров и контрасигнатура актов монарха (любые его акты подлежат одобрению и подписанию одним или несколькими министрами, которые несут ответственность за эти акты, принятые за подписью Короля).

В связи с этим министр ответствен перед Генеральными штатами за собственные действия и действия Короля внутри Правительства (исключением была Вторая мировая война, когда Правительство было эвакуировано в Лондон, а Королева Вильемина принимала значительное участие в его деятельности).

Кроме того, ответственность министров распространяется на действия Короля вне Правительства, а именно как главы государства и при реализации личных прав; в этом случае министр не уполномочен предотвращать личные акты и действия Короля, однако он может только пытаться влиять на монарха до или после издания такого акта или совершения действия.







Date: 2016-02-19; view: 2109; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию