Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Общая часть. § 1. Индуизм в конституционном праве
§ 1. Индуизм в конституционном праве
Конституция Индии была разработана Учредительным собранием, сформированным законодательными собраниями провинций и правительствами княжеств Индии, за исключением тех территорий, которые были заселены в основном мусульманами, - Пенджаба, Синда, Белуджистана, Северо-Западной пограничной провинции и некоторых других. Представители этих земель созвали свое собственное Учредительное собрание в Карачи, что в дальнейшем предопределило раскол Индии на две части: Индию и Пакистан <1>. -------------------------------- <1> В 1974 г. от Пакистана "откололись" юго-восточные земли, образовавшие новое государство - Бангладеш.
Большинство мест в Учредительном собрании Индии занимали представители Национального индийского конгресса - партии, одним из основателей которой был Махатма Ганди. Поэтому неудивительно, что подготовленный Собранием конституционный проект отразил во многом его идеалы. Основные контуры будущей Конституции были определены в Резолюции, внесенной Джавахарлалом Неру и одобренной Учредительным собранием 22 января 1947 г. В соответствии с этим документом ставились задачи преобразовать Индию в независимое демократическое государство, построенное на федеративных и республиканских началах, широком самоуправлении, гарантиях социальной, экономической и политической справедливости <1>. -------------------------------- <1> Полный текст Резолюции см. на официальном сайте Парламента Индии // http://parliamentofindia.nic.in/ls/debates/facts.htm.
Реализуя эти задачи, авторы Конституции формулировали новые ценности, в частности, социальной демократии. Так, председатель Редакционной комиссии Собрания доктор Амбедкар отмечал: "Политическая демократия может быть достигнута лишь тогда, когда в ее основе лежит социальная демократия. Что означает социальная демократия? Она означает образ жизни, при котором признаются свобода, равенство и братство, рассматриваемые в неразрывном единстве. Они образуют триединый союз, и всякая попытка отделить один из этих элементов от другого сводила бы на нет саму цель демократии. Свобода неотделима от равенства так же, как равенство не может быть отделено от свободы. Свобода и равенство также не могут быть отделены от братства" <1>. -------------------------------- <1> Басу Д. Основы конституционного права Индии. М., 1986. С. 63.
Одной из самых сложных задач, стоявших перед Собранием, было обеспечение единства Индии. В Британской Индии было девять провинций и около 600 княжеств. Они были преобразованы в штаты, образовавшие федеративный союз. При этом Индии было дано второе, идущее из глубин индуизма название - "Бхарат", напоминающее о том, что она является преемником древнего царства, воспетого в великом эпосе "Махабхарате". Впрочем, Конституция Индии не только отражала идеи индуизма. Она изменяла их, приспосабливая к требованиям нового времени. Прежде всего, речь шла о запрете дискриминации по таким основаниям, как религиозная, расовая и кастовая принадлежность <1>. Раскрывая его содержание, ст. 15 Конституции указывала, что по этим основаниям "ни один гражданин не может быть каким-либо образом лишен правоспособности, не должен нести особенных обязанностей, не должен быть субъектом особых ограничений или поставлен в особые условия в отношении: -------------------------------- <1> Согласно переписи населения, проведенной колониальными властями в 1931 г., в Индии насчитывалось 3,5 тыс. каст. Из них 429 относились к числу угнетенных каст, насчитывавших около 60 млн. человек. (См.: Сингх М. Угнетенные касты Индии. М., 1953. С. XV).
a) доступа в магазины, публичные рестораны, отели и места общественного увеселения; или b) пользования колодцами, водоемами, купальнями, дорогами и местами общественного отдыха, полностью или частично финансируемых из государственных средств или предназначенными для общественного пользования".
Запрещалась также дискриминация при приеме на государственную службу (ст. 16). И вместе с тем подчеркивалась необходимость развития социально и культурно отсталых каст и племен (ч. 4 ст. 15), сохранения для них должностных мест и постов в том случае, если они не были в достаточной мере представлены в органах государственной службы (ч. 4 ст. 16). Последнее требование было обеспечено конституционными нормами о резервировании мест в Народной Палате федерального Парламента и в законодательных собраниях штатов для дискриминируемых каст и племен (ст. ст. 330 и 332 Конституции). При этом было установлено, что данные нормы должны действовать в течение 60 лет с момента введения Конституции в действие (ст. 334) <1>. -------------------------------- <1> То есть до 26 января 2010 г.
Отдельной статьей Конституция вводила запрет на институт неприкасаемости: "неприкасаемость" отменена, и применение ее в любой форме запрещается. Применение каких-либо ограничений на основании "Неприкасаемости" является преступлением, караемым по закону" (ст. 17). Разрушая кастовую систему, Конституция провозглашала свободы слова и выражения мнений, проведения мирных собраний, создания объединений и союзов, свободного передвижения и проживания на территории Индии, выбора любой профессии и занятий торговлей или иной предпринимательской деятельностью (ст. 19). Вместе с тем многие нормы Конституции были направлены на укрепление индуизма. Так, провозглашая принципы светского государства и свободы вероисповеданий, она допускала принятие законов, регулирующих или запрещающих какую-либо экономическую, финансовую или политическую деятельность, связанную с отправлением религиозных обрядов, а также обеспечивающих "открытие доступа в индусские религиозные учреждения, носящие публичный характер, всем классам и слоям индусов". При этом авторы Конституции расширительно толковали понятие индусов, включая в него представителей не только индуистской, но и других религий, в частности сикхской, джайнистской и буддийской (ст. 25). Впрочем, каждая из конфессий, а также их секты имели право, при условии соблюдения требований охраны публичного порядка, морали и здоровья: "(a) устанавливать и содержать учреждения для религиозных и благотворительных целей; (b) управлять своими собственными делами в вопросах религии; (c) владеть и приобретать движимое и недвижимое имущество; и (d) управлять таким имуществом в соответствии с законом" (ст. 26). Укреплению индуизма способствовало и признание хинди, наиболее тесно связанного с ним как официального языка Индии. Более того, Конституция требовала от государства, чтобы оно содействовало распространению хинди и его развитию "таким образом, чтобы он мог служить средством выражения для всех составных элементов сложной культуры Индии" и обеспечивало обогащение хинди путем усвоения без каких-либо искажений его духа, форм, стиля и выражений. Конституция допускает заимствование слов, но "в первую очередь из санскрита, а затем уже из других языков", когда это необходимо для пополнения словарного состава хинди (ст. 351). Идеалы индуизма отражены во многих конституционных правах и обязанностях. Так, ст. 51А обязывает граждан уважать идеалы и институты Индии, содействовать согласию и общему духовному братству между всеми народами Индии независимо от их религиозных, лингвистических и региональных или местных различий; ценить и сохранять наследие многогранной культуры Индии; защищать и сохранять естественную природную среду, включая леса, озера, реки и живую природу, а также проявлять сострадание к живым существам; отказаться от насилия; стремиться к совершенству во всех личных и коллективных сферах деятельности. Этим нормам созвучны положения Конституции об обязанностях государства, в которых отражены представления индуизма об идеальной организации государства и общества. Так, ст. 38 ставила перед государством задачу "улучшать благосостояние народа, обеспечивая и охраняя возможно более действенным образом социальный порядок, в котором социальная, экономическая и политическая справедливость определяет содержание институтов жизнедеятельности нации". Решение поставленной задачи должно реализовываться посредством обеспечения равного права мужчин и женщин на достаточные средства к существованию; такого распределения собственности и контроля над материальными ресурсами общества, которое наилучшим образом служит общему благу; недопущения концентрации богатства и средств производства во вред общим интересам; гарантий достойной старости и счастливого детства (ст. 39). Но наиболее полно идеалы индуизма отражены в институте панчаятов <1>. Первоначальный текст Конституции поставил задачу организации панчаятов как основного звена самоуправления в сельской местности (ст. 40). Однако полностью она была воплощена только в 1992 г. с принятием 73 поправки к Конституции. -------------------------------- <1> На санскрите означает совет (собрание) пяти человек. В древности это были советы старейшин, которые созывались для решения споров и ведения общих дел каст и местных общин.
Во всех штатах, кроме трех (Нагаланда, Мегхалаи и Мизорама), была создана трехуровневая система панчаятов: деревенских, междеревенских <1> и окружных (ст. 243В). Они избираются непосредственно населением на пять лет и наделены значительным объемом прав. В частности, панчаяты принимают и обеспечивают исполнение "планов экономического развития и социальной справедливости"; взимают налоги, сборы и пошлины; осуществляют иные полномочия, предусмотренные 11-м приложением к Конституции, в том числе по вопросам землепользования и сельского хозяйства, ремесленного производства, дорожного строительства, борьбы с бедностью, образования, культуры, социального обеспечения, управления общим имуществом. -------------------------------- <1> Панчаяты на уровне объединений деревень создаются в штатах с населением свыше 2 млн. человек.
Возрождению и вместе с тем обновлению индуистского права должен был способствовать и единообразный гражданский кодекс, создание которого предусмотрено ст. 44 Конституции Индии.
§ 2. Индуизм в правовой системе индии
Единообразный гражданский кодекс Индии разрабатывался одновременно с проектом Конституции. Но ему не было суждено вступить в силу. Против его принятия выступили не только мусульмане, но и ортодоксальные индуисты, и приверженцы идей светской государственности. Показательны в этом отношении дебаты в Учредительном собрании при обсуждении проекта Кодекса индуистского права, который должен был систематизировать обновленные правовые нормы таких институтов индуизма, как брак, развод, наследование и усыновление, и со временем стать частью единообразного гражданского кодекса Индии. Проект вызвал множество споров. Так, в одном из выступлений утверждалось, что он идет "против самой структуры, самой религиозной основы индуизма" и необходимые реформы должны проводиться постепенно на основе накопленного опыта <1>. -------------------------------- <1> См.: Constituent Assembly of India. Legislative Debates. Vol. 1, November 1947. P. 41 (Speech of Mr. Naziruddin Ahmad).
Как отмечал известный индийский ученый У.К. Саркар, "ни один другой билль не был в состоянии взволновать народ так глубоко и сильно. Народ страны разделился на две части - за и против билля" <1>. -------------------------------- <1> Крашенинникова Н.А. Индусское право. История и современность. С. 135.
От проектов систематизации норм гражданского законодательства и индуистского права пришлось отказаться. Впрочем, многие необходимые реформы были проведены посредством принятия отдельных актов. В частности, преобразование индуистских брачно-семейных отношений было осуществлено Законом о браке индусов (1955 г.), Законом о наследственных правах индусов (1956 г.), Законом об усыновлении и содержании индусов (1956 г.). Указанные акты достаточно широко трактуют понятие индусов. Так, Закон о наследственных правах указывает, что "его действие распространяется: (a) на каждое лицо, которое является индуистом по вероисповеданию в любой из его форм либо проявлений... (b) на каждое лицо, которое является буддистом, джайнистом или сикхом по вероисповеданию (c) на каждое другое лицо, которое не является мусульманином, христианином, парсом или иудеем по вероисповеданию, если только не будет доказано, что такое лицо не должно подпадать под действие индуистского права или любого обычая, а также традиции как части этого права в вопросах, урегулированных настоящим Законом... Следующие лица признаются соответственно индуистами, буддистами, джайнистами или сикхами по вероисповеданию: (a) любой ребенок, рожденный в законном браке, либо внебрачный ребенок, обоими родителями которого являются индуисты, буддисты, джайнисты или сикхи по вероисповеданию; (b) любой ребенок, рожденный в законном браке, либо внебрачный ребенок, один из родителей которого является индуистом, буддистом, джайнистом или сикхом по вероисповеданию и который воспитан как член племени, сообщества, группы или семьи, к которой принадлежит либо принадлежал такой родитель; (c) любое лицо, которое обращено либо возвращено в лоно индуистской, буддистской, джайнистской либо сикхской религии" (ст. 2). Аналогичные формулировки содержатся и в Законе о браке индусов (1955 г.), и в Законе об усыновлении и содержании индусов (1956 г.). Но четкого ответа на вопрос о том, кто может быть отнесен к индуистам, эти акты не дают. Пробел в законодательстве был восполнен в решении Верховного суда Индии по делу "Брамчари Сидхесвар Шаи и другие против штата Западная Бенгалия" (1995 г.), в котором были определены семь отличительных признаков индуизма: "1. Признание Вед и их почитание как высшего источника в религиозных и философских вопросах, а также признание и почитание толкования Вед, данное индуистскими мыслителями и философами, как единственной основы индуистской философии. 2. Дух терпимости и стремление к пониманию и доброжелательной оценке к позиции оппонентов, основанные на осознании многогранности правды. 3. Признание великого мирового ритма как длительных периодов создания, развития и распада, которые сменяют друг друга в бесконечном и последовательном круговороте, что признается всеми шестью школами индуистской философии. 4. Признание всеми шестью школами индуистской философии веры в реинкарнацию и предшествующие рождения. 5. Признание факта множественности средств или путей к спасению. 6. Осознание той истины, что поклонение Богам может принимать разные формы, но что также есть те индуисты, которые не верят в поклонение идолам. 7. В отличие от других религий или вероисповеданий, индуистская религия не связана с какими-либо определенными философскими концепциями..." <1>. -------------------------------- <1> Bramchari Sidheswar Shai and others Versus State of West Bengal. В этом решении представлена расширенная трактовка позиции Верховного суда, сформулированная в 1966 г.
Многие законодательные акты Индии подтверждают действие норм и обычаев индуистского права. Так, Закон о браке индусов (1955 г.) описывает церемонию заключения брака по древним индуистским обрядам: "1. Индуистский брак может быть заключен в торжественной форме в соответствии с традиционными обрядами и церемониями одной из сторон, вступающей в брак. 2. Когда такие обряды и церемонии совершаются по форме саптапади (а именно посредством семи шагов, которые жених и невеста вместе делают перед священным огнем), брак считается заключенным и обязывающим обе стороны, когда они делают последний, седьмой шаг" <1> (ст. 7). -------------------------------- <1> Hindu Marriage Act 1955 (Act N 25, May 1955).
Закон о наследственных правах индусов (1956 г.) сохраняет действие ряда норм правовой школы Митакшары, касающихся общесемейной (родовой) собственности (ст. ст. 6, 30) <1>. Более того, и судебная практика, и законодательство постоянно разрабатывают нормы по их совершенствованию. В частности, Законом 2005 г. о внесении поправок в Закон о наследственных правах индуистов предоставлены дочерям сонаследников общесемейной (родовой) собственности равные права с их сыновьями <2>. -------------------------------- <1> См.: Hindu Succession Act 1956 (Act N 30, 17 June 1956). <2> См.: Hindu Successsion Act 1956 (Amendment), Act 2004 (Act N 39. September, 2005).
Индуистское право оказывает мощное воздействие на современное право Индии и в более скрытых или завуалированных формах. В этом отношении показателен Закон о судах "грем найалайес" (2009 г.), который предусматривает учреждение судов междеревенских объединений панчаятов. В обязанности этих судов входит, в частности, "предпринимать усилия по урегулированию и примирению сторон в гражданских спорах": "1. В каждом иске или процессе должны быть предприняты усилия судом "грем найалайес" во всех случаях, когда это возможно, с учетом характера и обстоятельств дела, содействовать, убеждать и примирять стороны в достижении соглашения по предмету иска, претензии или спора, и, выполняя эту обязанность, суд "грем найалайес" должен соблюдать те процедуры, которые могут быть предписаны высоким судом. 2. Когда в каком-либо иске или процессе суд "грем найалайес" приходит к мнению, что существует вероятность примирения сторон, он может отложить рассмотрение дела на такой срок, который он сочтет необходимым для того, чтобы стороны пришли к такому соглашению. 3. Когда какой-либо процесс приостановлен в порядке, предусмотренном в пункте втором, суд "греем найалайес" может по своему выбору передать дело одному либо большему числу посредников с целью примирения сторон" <1>. -------------------------------- <1> Gram Nyayalayas Act 2009 (Act N 4, February 2009).
Указанные нормы не только возрождают древний индуистский институт примирения сторон, но и придают ему особое значение как высшей ценности и вместе с тем основной задачи правосудия. Какой-либо связи с англосаксонским общим правом они не имеют и могут рассматриваться исключительно, как порождение индуистской традиции права. Следует отметить, что в литературе крайне преувеличивается влияние общего права на правовую систему Индии. В частности, отмечается, что Индия заимствовала прецедентное право. Однако множество источников свидетельствуют о том, что судебные прецеденты были одной из основных форм развития индуистского права на протяжении всей его истории. В Индии сохраняется действие многих актов британских колониальных властей: Гражданско-процессуального кодекса (1908 г.), Закона Индии о судебных доказательствах (1872 г.) и др. Этот факт также приводится как одно из основных доказательств рецепции общего права. Однако в этих суждениях не учитывается то обстоятельство, что колониальные акты инкорпорировали многие нормы индуистского права. В силу этого они не могут рассматриваться только как средство "механического" переноса норм общего права в правовую систему Индии. Вместе с тем необходимо отметить, что восприятию общего права во многом способствовала близость многих правовых институтов. Так, Закон о договорах (1872 г.) вводил институт встречного удовлетворения, хорошо известный индуистскому праву <1>. А нормы Закона о доверительной собственности (1882 г.) соответствовали той практике, которая сложилась в регулировании собственности "бинами" по индуистскому праву <2>. -------------------------------- <1> См.: Крашенинникова Н.А. Индусское право. История и современность. С. 87, 88. <2> Там же. С. 93.
Впрочем, решающее значение в восприятии многих институтов и норм общего права имело другое обстоятельство - эффективность решения задач. Именно это обстоятельство объясняет, почему авторы Конституции Индии заимствовали британскую модель парламентаризма, а индийские суды восприняли многие прецеденты не только колониальных, но и британских судов. Наиболее полно использовались такие инструменты судов общего права, как судебные приказы habeas corpus, mandamus, injunction, quo warranto, certiorari и др. Но точно таким же образом индуистское право впитывало в себя ценности и нормы иных правовых систем: буддизма (V - I вв. до н.э.), ислама (X - XVII вв.), социализма (XX в.). Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть страницы Конституции Индии, сохраняющей и сейчас заимствования из законов буддийского царства Ашоки Приядарши, исламской империи Великих Моголов, социалистической России. Так, преамбула Конституции Индии провозглашает, что Индия является социалистической республикой. Статья 31А сохраняет действие институтов земельной собственности, действовавших во времена Великих Моголов. А ст. 51А подтверждает приверженность буддийским ценностям согласия и общего духовного братства между всеми народами Индии независимо от их религиозных, лингвистических, региональных или местных различий. Эти ценности реализуются в разных объемах и формах. Так, норма ст. 51А используется для обоснования множественности объектов правового регулирования. В правовой системе Индии действуют отдельные законы, регламентирующие личную и некоторые стороны общественной жизни не только индуистов, но и мусульман, зороастрийцев, сикхов и христиан. В частности, остаются в силе принятые в колониальную эпоху акты о мусульманском личном праве (о применении шариата) (1937 г.), о шариате (1937 г.), о расторжении мусульманского брака (1939 г.) <1>. Вопросы мусульманского права были предметом законодательного регулирования и после обретения независимости. В качестве примеров можно привести Закон о мусульманских женщинах (о защите прав при разводе) (1986 г.) и Закон о вакфе (1995 г.) <2>. -------------------------------- <1> См.: Muslim Personal Law (Shariat) Application Act 1937, Shariat Act 1937, Dissolution of Muslim Marriages Act 1939. <2> См.: The Muslim Women (Protection of Rights in Divorce) Act 1986; Wakf Act 1995 (Act N 43, November 1994).
В заключение необходимо отметить следующее. Каким бы значительным ни казалось влияние общего права и какой бы широкой ни была сфера действия мусульманского, христианского и другого инородного права, решающее влияние на развитие правовой системы Индии оказывает индуистское право. Обращаясь к этой теме, один из крупнейших специалистов по индуистскому праву В. Менски писал: "Я утверждаю вопреки бесконечным дебатам о модернизации и светскости Индии, что индуистское право как доминирующее личное право Индии, регулирующее социальную жизнь более чем миллиардного населения Индии, продолжает играть ключевую роль в развитии государственного правового механизма и сохранит ее в будущем. И здесь не имеет значения, нравится это ученым или нет. Это тот факт и та правовая реальность, которые нельзя игнорировать, если мы действительно хотим понять, как и почему Индия развивалась так, как она развивалась" <1>. Индуистское право оказывает огромное воздействие на современную правовую систему Индии, оставив ей в наследство не только отдельные институты и нормы, но и идеологию, и психологическое восприятие права. По сути, современная правовая система Индии это ничто иное, как "реинкарнация традиционного индуистского права" <2>. И иной она не может быть. -------------------------------- <1> Menski W. Postmodern Hindu Law. P. 5, 6. <2> Ibid. P. 31.
§ 3. Источники права
Под термином "источник права" индийские правоведы понимают происхождение права. В связи с этим основными источниками права Индии признаются: обычаи, религиозные нормы, судебные решения, статутное право или законодательство. Наиболее древним и в большей степени присущим именно правовой системе Индии в качестве источника права является обычай. Именно обычное право было характерно для древнеиндийского общества в то время, когда письменное законодательство еще отсутствовало. Правители не имели полномочий творить право (создавать обычаи), равно как не имели возможности их отменить. Обычаи оказывают влияние на правовую систему Индии и в настоящее время. Это обусловлено тем, что запретить некоторые наиболее жестокие обычаи, характерные для индийского общества, удалось только посредством принятия соответствующих законов. Это касается в первую очередь сати. Взаимодействие закона и обычая в Индии выступает в качестве отношений взаимообязывающего сосуществования, сопряженного с конфликтами и противоречиями. Взаимодействие закона и обычая не только проявляется в санкционировании первым второго, но и сужает пределы усмотрения законодателя, оказывает огромное воздействие на степень эффективности закона <1>. Однако существует и обратное воздействие - законодательства на обычай. Под его воздействием происходит "не только прямое сужение сферы применения обычая, но и ломка старой социальной психологии, девальвация традиционных ценностей" <2>. -------------------------------- <1> См.: Крашенинникова Н.А. Обычай в праве развивающихся стран (на примере Индии) // Вестник Московского университета. Серия "Право". 1984. N 2. С. 39. <2> Там же.
Для того чтобы обычаи в настоящее время были признаны источником права, необходимо, чтобы они отвечали следующим требованиям: 1) давность, которая доказывалась 30-летним сроком его существования; 2) обоснованность; 3) длительное соблюдение; 4) соответствие статутному праву и публичной политике государства; 5) устойчивость; 6) обязательная сила; 7) гуманность. Особенно сильна роль традиций и обычаев в жизни сельского населения, каст и племен. При разрешении споров на уровне общин часто применяются панчаятные суды, которые в своей деятельности ориентируются на традиционные идеалы справедливости, дхармы, этические и религиозные представления, в значительной мере подверженные влиянию общественного мнения <1>. При этом, как отмечает Н.А. Крашенинникова, так называемое местное обычное право может не только не быть санкционировано государством, но и прямо противоречить законодательным нормам и деятельности правоприменительных органов <2>. -------------------------------- <1> См.: Srinivas M. Caste in Modem India and other Esseys. Bombey. 1962. P. 118. <2> См.: Крашенинникова Н.А. Обычай в праве развивающихся стран (на примере Индии) // Вестник Московского университета. Серия "Право". 1984. N 2. С. 34.
Вторым источником права является религия. В древности она имела даже более высокое значение, поскольку религиозные нормы закрепляли правила должного поведения, на их основе формировались религиозные традиции и обычаи. В Индии религия всегда играла особую роль в жизни государства. Такой вывод можно сделать из анализа источников права этой страны. В связи с этим Н.А. Крашенинникова справедливо отмечает, что доминирующее место религиозно-культурного самосознания в значительной мере объясняется характером индуизма, представляющего собой не только религиозно-философскую, но и социально-этическую, социально-правовую систему, связанную с огромным фондом культурных ценностей, которые создавались индийским народом в течение тысячелетий. Ни одна религия не была так тесно связана со всеми областями духовной и материальной культуры народа, как индуизм <1>. -------------------------------- <1> См.: Крашенинникова Н.А. Обычай в праве развивающихся стран (на примере Индии) // Вестник Московского университета. Серия "Право". 1984. N 2. С. 33.
Тем не менее индуизм не был единой религией в Индии. Уже в древности в процессе формирования первых индийских государств особую роль играли различные местные религиозные культы, мифы, обычаи, религиозные ритуалы, что способствовало общему процессу локализации или регионализации этой религии, а также партикуляризации действующего права страны. Огромную роль в этих процессах играло формирование смежных религий - буддизма и джайнизма с их собственными взглядами на социальную структуру, на религиозно-философские принципы права, а также на возникновение сектантских движений. Однако в самой Индии отсутствует понятие, которое соответствовало бы западному представлению о религии. По своему содержанию это не столько канонизированная религия, сколько социальная, религиозно-философская, этико-правовая система с ее многочисленными сектантскими отличиями <1>. -------------------------------- <1> См.: Она же. Правовая культура современной Индии: инновационные и традиционные черты. М., 2009. С. 55.
Это проявляется, в частности, в том, что долгое время брачно-семейные отношения, вопросы наследования имущества законодательно не регулировались, так как считалось, что данные правоотношения "были тесно связаны с нормами ритуального и религиозного поведения" <1>. Однако при этом в каждой из существующих в Индии религиозных общин - индусов, мусульман, христиан и парсов - действовали свои институты права в отношении брака и развода, которые, как отмечалось выше, были частично унифицированы с принятием Специального акта о браке (1954 г.) <2>. -------------------------------- <1> Она же. Индусское право: историческая преемственность и границы применения // Вестник Московского университета. Серия "Право". 1978. N 5. С. 31. <2> Крашенинникова Н.А. Индусское право: историческая преемственность и границы применения // Вестник Московского университета. Серия "Право". 1978. N 5. С. 35.
Значение судебных прецедентов для правовой системы Индии связано с тем, что благодаря им обеспечивается ясность и прогнозируемость решений, что вызывает доверие участников судебных процессов и обеспечивает их честность. Важным элементом в отношении судебных прецедентов выступает иерархия судов. Она предполагает, что все суды ограничены в принятии решений практикой вышестоящих судов, а суды высших инстанций, в свою очередь, ограничены решениями, принятыми ими ранее по рассматриваемым делам. Так, решения Верховного суда Индии как суда высшей инстанции имеют более высокую юридическую силу по отношению к судам, действующим в государстве (ст. 141 Конституции Индии). При этом решения Пленума имеют верховенство над решениями коллегий Верховного суда. Решения Высших судов штатов, в свою очередь, обладают более высокой юридической силой по отношению к решениям нижестоящих судов, решениям Окружных судов, являющихся низшей инстанцией. Для них обязательными являются решения всех вышестоящих судов. Судебные решения должны содержать две важные части: 1) резолютивную часть; 2) особое мнение судьи, которое может не совпадать с решением суда в целом, в случае если оно было высказано в ходе рассмотрения дела. Весь массив законодательства как источника права в Индии делится на два типа: 1) верховное законодательство, т.е. законодательство, принимаемое на уровне государства - Парламентом, а на уровне штата - легислатурами штатов. Законы, принятые этими органами государственной власти, не могут быть отменены или изменены никакими актами иных государственных органов. Кроме того, ст. 13 Конституции Индии к законам относит следующие виды нормативных правовых актов: - постановление; - указ; - подзаконный акт; - правило; - регламент; - уведомление; - обычай или обыкновение, имеющие на территории Индии силу закона; 2) выделяют также подзаконные акты, к которым относится весь массив нормативных правовых актов, исходящих от иных органов, нежели верховные органы государственной власти или штатов. Подзаконные акты в Индии принимаются на основании полномочий, делегированных высшими органами. Подзаконные акты в Индии классифицируются на пять типов: 1) исполнительные акты, т.е. акты органов исполнительной ветви власти; 2) акты судебных органов, т.е. акты, направленные на регулирование внутренней деятельности судов; 3) муниципальные акты, которые представляют собой акты органов местного самоуправления, принимаемые в соответствии с делегированными таким органам полномочиями и действующие только на территории определенного административно-территориального образования; 4) автономные акты, представляющие собой акты автономных образований, таких как университеты, которым штатами предоставлены полномочия принимать нормативные правовые акты в целях регулирования внутренней деятельности; 5) колониальные акты - акты зависимых государств или территорий, находящихся под контролем иностранных государств, в отношении которых действует верховное законодательство такого иностранного государства. Кроме того, некоторые индийские ученые, например профессор С.Н. Гош, в качестве источников права выделяют второстепенные источники, к которым относят применение принципа справедливости, равенства и добросовестности. Одним из второстепенных источников права в Индии выступает собственно английское право трех типов: 1) общее право; 2) право справедливости; 3) статутное право, сформированное актами Парламента Великобритании <1>. -------------------------------- <1> http://www.slideshare.net/robinkapoor/chapter-01-sources-of-law-presentation
К источникам права Индии относятся также принципы международного права и международные договоры и соглашения, оказывающие все более заметное влияние на развитие законодательства. Примерами могут служить природоохранное законодательство Индии, Акт о торговых марках (1999 г.), Акт об информационных технологиях (2000 г.). Индия выступает сторонником дуалистической концепции о признании норм международного права, которая подразумевает возможность применения международных норм только после их законодательного закрепления на национальном уровне. В соответствии со ст. ст. 246 и 253 Конституции Индии центральное правительство имеет право вступать в международные отношения и применять нормы международного права. Исполнительные полномочия индийского правительства соответствуют аналогичным полномочиям Союза Индии, а следовательно, в данном случае могут быть применимы положения ч. 1 ст. 73 Конституции Индии, закрепляющие, что "исполнительная власть Союза распространяется: (a) на все случаи, в отношении которых Парламент имеет право издавать законы; и (b) на использование таких прав, власти и юрисдикции, которыми может пользоваться Правительство Индии в силу какого-либо договора или соглашения. При условии что исполнительная власть, предусмотренная подпунктом (а), если иное прямо не предусмотрено в настоящей Конституции или в каком-либо другом законе, изданном Парламентом, не распространяется ни в одном Штате на вопросы, в отношении которых Легислатура Штата также имеет право издавать законы" <1>. Однако данная норма все же не подразумевает, что нормы международного права подлежат незамедлительному исполнению в Индии. Они могут стать частью правовой системы государства только после принятия Парламентом специального акта, направленного на имплементацию "любого договора, соглашения или конвенции с любым государством или государствами или любой резолюции, принятой на международной конференции или международной организацией или органом" <2>. -------------------------------- <1> Конституция Индии // Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2010. Т. 2. С. 202. <2> Статья 253 Конституции Индии (Там же. С. 288).
Date: 2016-02-19; view: 1090; Нарушение авторских прав |