Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел IV
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Глава 6. Источники финансирования предпринимательской деятельности 6.1. Понятие финансового обеспечения и принципы его организации Финансовый менеджмент реализуется в рамках отдельно взятой или частично обособленной предпринимательской структуры. Предпринимательская структура является самоокупающейся или самофинансируемой системой, которая должна обеспечивать рентабельную работу. В связи с этим особое значение приобретают способы финансирования предпринимательской структуры. Способы финансирования определяются в процессе стратегического финансового менеджмента. При этом различают два понятия: вертикальная и горизонтальная интеграция. Вертикальная интеграция возникает, когда предпринимательская структура входит в более крупное образование. В этом случае часть управленческих функций передается вышестоящему звену, где происходит процесс перераспределения денежных средств подведомственных предприятий для образования централизованных фондов, используемых для финансирования общих программ из единого центра. Особенностью вертикальной интеграции является то, что она может объединять различные предпринимательские структуры. В этом случае основными задачами текущего финансового менеджмента являются: • обеспечение условий для адаптации этих структур в системе деятельности вышестоящего звена; • сопоставление структур издержек производства и обращения; • определение уровня себестоимости в предпринимательских структурах; • определение уровня самоокупаемости. При горизонтальной интеграции осуществляется самостоятельность в решении всех вопросов, производственных и финансовых. В этом случае повышается роль и значение финансового менеджера и принятых им управленческих решений, а также требования к текущему финансовому менеджменту. В условиях горизонтальной интеграции текущий финансовый менеджмент призван обеспечить: • оперативное реагирование на происходящие события как внутри фирмы, так и за ее пределами; • постоянное обновление информации в процессе формирования фондов денежных средств. Кроме того, в финансовом менеджменте используется ряд показателей, с помощью которых можно определить конкурентные преимущества хозяйствующего субъекта на рынке капиталов. К ним относятся доступность капитала, взаимная привлекательность ценных бумаг, стремление к финансовому сотрудничеству и др. В целом же финансовый менеджмент опирается на концепцию обеспечения прибыльности, превышающей среднеотраслевой уровень. В последнее время значительно возросло внимание к вопросам эффективного управления финансовым обеспечением предпринимательской деятельности. В связи с этим в экономической литературе появились различные варианты определения финансового обеспечения предпринимательской деятельности. В частности, Л.Н. Павлова дает следующее определение: «финансовое обеспечение предпринимательства — это управление капиталом, деятельность по его привлечению, размещению и использованию»1. Исходя из этого очевидно, что рассмотрение вопросов финансового обеспечения предпринимательской деятельности невозможно без знания конкретных источников финансирования. В настоящее время все источники финансирования делятся на следующие группы: • собственные средства хозяйствующих объектов; • заемные средства; • привлеченные средства; • бюджетные ассигнования. Финансовое обеспечение предпринимательства основано на реализации принципов самоокупаемости и самофинансирования. Самоокупаемость как метод финансирования означает возмещение текущих затрат за счет полученных доходов1. Самоокупаемость в условиях рыночной экономики должна обеспечиваться в первую очередь за счет собственных ресурсов (выручки от реализации) или за счет заемных, если собственных не хватает. В отдельных случаях возможна поддержка государства, однако в современных условиях роль бюджетных средств как источника финансирования предпринимательской деятельности резко сократилась в связи с дефицитом государственного бюджета. Для контроля за соблюдением принципа самоокупаемости составляются сметы издержек производства и обращения, рассчитываются нормы расходования сырья и основных материалов, устанавливаются конкретные задания по росту повышения производительности труда и снижению себестоимости продукции. Для реализации принципа самоокупаемости большое значение имеет управление затратами. Процесс управления затратами предполагает стремление не просто к уменьшению затрат, а к определению оптимальной величины себестоимости. Определение оптимальной величины затрат подразумевает: • планирование затрат; • планирование капитальных вложений; • фиксацию уровня затрат; • улучшение стоимостных показателей. Важным моментом для реализации самоокупаемости является включение в состав окупаемых затрат денежных накоплений. Содержание самофинансирования в условиях формирования рыночной экономики всецело определяется внутренними финансовыми возможностями предприятия. Таким образом, самофинансирование — это финансовая стратегия управления фондами денежных средств предприятий в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширенного воспроизводства2. Понятие самофинансирования используется при разработке стратегии развития фирмы. Зарубежный опыт показывает, что основной стратегической линией для большинства крупных компаний является достижение самофинансирования, причем свободных финансовых ресурсов, как правило, предприятие не имеет, так как вложение их в дело дает все большую прибыль. Для разработки стратегии развития предприятия пользуются стратегическим финансовым менеджментом. Важнейшими его элементами являются гибкость и оперативность. Использование этих методов в практике позволяет быстро реагировать на происходящие перемены, вносить коррективы в стратегию предприятия, избавляться от неэффективных методов финансирования. Стратегический финансовый менеджмент должен, в конечном счете, обеспечить рост предприятий. Внутренний рост обеспечивается за счет расширения действующего производства путем развития собственной материально-технической базы в результате поэтапного финансирования. Внешний рост происходит путем присоединения новых предприятий, методом единовременного финансирования заранее выбранных объектов покупки. Единовременное финансирование имеет смысл только при условии, что приобретаемый объект не дорог, готов к эксплуатации и может приносить прибыль. Приобретение новых предприятий может осуществляться в целях укрепления собственного дела или выгодного инвестирования свободных денежных средств. Разрабатывая стратегию развития или роста предприятия, финансовый менеджер должен четко разграничивать области текущего и стратегического финансового менеджмента. Текущий финансовый менеджмент занимается вопросами: 1 Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник.— М.: ЮНИТИ, 1995.—137. 2 Там же.
• стимулирования коммерческой инициативы; • роста производительности труда; • оптимизации издержек обращения; • определения величины внутренних источников финансирования, обеспечивающих самоокупаемость; • эффективности использования имеющихся в распоряжении денежных средств за определенный отрезок времени. Стратегический финансовый менеджмент рассматривает вопросы: • затрат с позиций окупаемости; • капитальных вложений с позиций величины будущей прибыли; • поиска путей наиболее эффективного накопления капитала; • перераспределения финансовых ресурсов в наиболее прибыльные сферы деятельности; • роста предприятия. При разработке основных положений развития предприятия необходимо четко сформулировать побудительные мотивы к росту или расширению, проанализировать конкретные ситуации и выводы, полученные в ходе текущего и стратегического финансового менеджмента. Основным побудительным мотивом, как правило, является стремление завоевать большую сферу влияния, что достигается путем покупки различных ценных бумаг. Основная цель при этом — участие в управлении как можно большего числа коммерческих организаций и предприятий. Инвестировать капитал можно и в конкурирующие фирмы, и в предприятия-поставщики, и в приватизируемые объекты незавершенного производства, и в различные формы бизнеса. Однако в каждом конкретном случае финансовый менеджер должен сопоставить объем инвестиций с выгодой, которую получит предприятие от вложения капитала, с учетом альтернативных вариантов и факторов риска. Обычно финансовый менеджмент ориентируется на диверсификацию финансовых вложений, которая относится к области стратегического финансового менеджмента. При разработке стратегии развития предприятия могут сложиться различные ситуации, которые в состоянии привести не к росту, а к сокращению или, возможно, свертыванию производства, например в ситуации с постепенным переключением капитала. Постепенное переключение капитала подразумевает модернизацию и переоснащение производства для выпуска новой продукции. При этом в оборот вовлекаются дополнительные финансовые ресурсы, которые накапливались предприятием для целей расширенного воспроизводства. Свертывание производства, а в отдельных случаях и прекращение деятельности предприятия, происходит, когда доходы на вложенный капитал не покрывают произведенных затрат. Его наиболее предпочтительно осуществлять поэтапно, с постепенным переводом капитала в новые сферы бизнеса. Однако резкое прекращение деятельности в одной сфере и подключение к новой сфере имеет и ряд преимуществ: до минимума сводится период снижения рентабельности, финансовые ресурсы сразу включаются в сферу деятельности с более высоким доходом. 6.2. Классификация источников финансирования предпринимательской деятельности Для правильной организации финансирования предпринимательской деятельности следует классифицировать источники финансирования. Отметим, что классификация источников финансирования в российской практике отличается от зарубежной. В России все источники финансирования предпринимательской деятельности делятся на четыре группы: 1) собственные средства предприятий и организаций; 2) заемные средства; 3) привлеченные средства; 4) средства государственного бюджета. В зарубежной практике отдельно классифицируют средства предприятия и источники финансирования его деятельности. Поскольку эти вопросы тесно взаимосвязаны, рассмотрим их более подробно. Одна из наиболее общих группировок средств предприятия в зарубежной практике представлена на схеме 1.
В данной классификации средств предприятия основным элементом является собственный капитал. Структура собственного капитала предприятия представлена на схеме 2. Существует еще один вариант классификации средств предприятия, где все средства делятся на собственные и привлеченные. К собственным средствам предприятия в этом случае относятся: · уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников или учредителей); · выручка от реализации; · амортизационные отчисления; · чистая прибыль предприятия; · резервы, накопленные предприятием; · прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы). К привлеченным средствам относятся: · ссуды банков; · заемные средства, полученные от выпуска облигаций; · средства, полученные от выпуска акций и других ценных бумаг; · кредиторская задолженность. В зарубежной практике существуют различные подходы к классификации источников финансирования деятельности предприятия. Согласно одному варианту все источники финансирования делятся на внутренние и внешние1. К внутренним источникам финансирования относятся собственные средства предприятия. К внешним источникам относятся: • ссуды банков; • заемные средства; • средства от продажи облигаций и других ценных бумаг; • кредиторская задолженность и др. Существует вариант деления источников финансирования на: 1) внутренние источники — это расходы, которые предприятие финансирует за счет чистой прибыли;
1 Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 1995.- С.27
2) краткосрочные финансовые средства — это средства, используемые для выплаты заработной платы, оплаты сырья и материалов,различных текущих расходов. Формы реализации источников финансирования в этом случае могут быть следующими: • банковский овердрафт — сумма, получаемая в банке сверх остатка на текущем счете. Овердрафт подлежит оплате по требованию банка. Обычно это наиболее дешевая форма займа, величина процентов по нему не превышает 1—2% базисной учетной ставки банка; • переводный вексель (тратта) — денежный документ, согласно которому покупатель обязуется уплатить продавцу определенную сумму в установленный сторонами срок. Банк учитывает векселя, предоставляя их владельцам заем на период до их погашения. В качестве платы за выданный заем по векселю банк взимает дисконт (процент), величина которого ежедневно меняется. Переводные векселя наиболее часто применяются во внешнеторговых платежах; • акцептный кредит применяется, когда банк принимает к оплате вексель, выписанный на имя его клиентов (перепродажа права на взыскание долгов — факторинг). В этом случае банк выплачивает кредитору стоимость векселя за вычетом дисконта, а по истечении срока его погашения взыскивает эту сумму с должника; • коммерческий кредит — приобретение товаров или услуг с отсрочкой платежа на один — два месяца, а иногда и больше. Использование коммерческого кредита определяется конкретным видом хозяйственной деятельности. Обращение к нему зависит от скорости реализации товара и возможностей отсрочки платежей самого предприятия; 3) среднесрочные финансовые средства (от 2 до 5 лет) используются для оплаты машин, оборудования и научно-исследовательских работ. Покупка предприятием в кредит машин, оборудования и транспортных средств происходит на фиксированных условиях под залог приобретаемых товаров с регулярным погашением кредита частями. К группе среднесрочных финансовых средств относится аренда машин и оборудования. Плата за пользование арендованными средствами ведется регулярными взносами, при этом право собственности никогда не переходит к должнику; 4) долгосрочные финансовые средства (сроком свыше 5 лет) используются для приобретения земли, недвижимости и долгосрочных инвестиций. Выделение средств этим путем осуществляется, как: • долгосрочные (ипотечные) ссуды — предоставление страховыми компаниями или пенсионными фондами денежных средств под залог земельных участков, зданий сроком на 25 лет; • облигации — долговые обязательства с установленным процентом и сроком погашения. Значительная часть облигаций имеет нарицательную стоимость; • выпуск акций — получение денежных средств путем продажи различных видов акций в форме закрытой или открытой подписки. Появление такой классификации источников связано с особенностями внутрифирменного планирования за рубежом, которое включает долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование. При определении потребности в денежных ресурсах обязательно учитываются следующие моменты: • для какой цели и на какой период (краткосрочный или долгосрочный) требуются денежные средства; • с какой срочностью требуются средства; • есть ли необходимые средства в рамках предприятия или придется обращаться к другим источникам; • каковы затраты при уплате долгов. Только после детальной проработки всех пунктов делается выбор наиболее приемлемого источника денежных средств.
Глава 7. Управление финансовым обеспечением 7.1. Управление обеспечением собственными финансовыми ресурсами К собственным финансовым ресурсам предприятия относятся выручка от реализации, амортизация и чистая прибыль предприятия. В практике финансового менеджмента отдельных стран (в частности, во Франции) использование средств, образующихся в процессе деятельности, рассматривается как различные виды самофинансирования, предназначенные либо для поддержания уровня производства (амортизация), либо в целях его роста (нераспределенная прибыль, резервы). Основное назначение амортизации в отечественной практике — обеспечить замену изношенных основных фондов. В условиях, когда у хозяйствующих субъектов не хватает источников финансирования инвестиций, возрастает значение амортизации. Амортизационные отчисления как денежные средства отражают сумму износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они входят в состав себестоимости производимой продукции и после ее реализации в виде выручки поступают на расчетный счет хозяйствующего субъекта. По экономической природе амортизационные отчисления обеспечивают простое воспроизводство ценностей, однако они относятся к финансовым ресурсам. Дело в том, что износ зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств не возмещается сразу же по мере начисления и образования амортизационных отчислений. Последние могут накапливаться и расходоваться на расширение и обновление производства, на вложение в ценные бумаги и высокодоходные проекты, помещаться на депозиты и т.д. В настоящее время согласно новому Плану счетов амортизационные отчисления находятся в общем денежном обороте хозяйствующего субъекта и как фонд денежных средств не обособлены. С 1 января 1998 г. был введен следующий порядок начисления амортизации1. В состав имущества, подлежащего амортизации для целей налогообложения, включалось имущество, стоимость которого превышала 100-кратный размер установленного законодательством минимального размера месячной оплаты труда, полезный срок использования которого более одного года. Земельные участки, недра и леса, а также финансовые активы не относятся к имуществу, подлежащему амортизации. Имущество, подлежащее амортизации, группировалось в четыре категории: 1) здания, сооружения и их структурные компоненты; 2) легковой автотранспорт, легкий грузовой автотранспорт, конторские оборудование и мебель, компьютерная техника, информационные системы и системы обработки данных; 3) технологическое, энергетическое, транспортное и иное оборудование, а также материальные активы, не включенные в первую или вторую категорию; 4) нематериальные активы. Годовые нормы амортизации составили: для первой категории — 5%, для второй — 25%, для третьей — 15% для всех налогоплательщиков, за исключением субъектов малого предпринимательства и предпринимателей, в отношении которых годовые нормы амортизации увеличиваются и составляют соответственно: для первой категории — 6%, для второй — 30%, для третьей — 18%. Для четвертой категории амортизационные отчисления осуществляются равными долями в течение срока существования нематериальных активов. Если же срок использования нематериального актива определить невозможно, срок амортизации устанавливается в 10 лет. Расчет амортизационных отчислений производится умножением суммарной стоимости имущества, отнесенного к соответствующей амортизационной категории, на норму амортизации, за исключением имущества, отнесенного к первой и четвертой категориям, в отношении которого расчет амортизационных отчислений производится для каждой единицы имущества в отдельности. Годовые нормы амортизации непосредственно влияют на величину амортизационных отчислений, а следовательно, и на объем финансовых ресурсов. В странах с развитой рыночной экономикой амортизационные отчисления являются важнейшим источником инвестиционного финансирования. Их удельный вес в общем объеме текущих и капитальных затрат хозяйствующих субъектов, осуществляемых из внебюджетных источников, составляет около 40%. В России эта цифра в 1998 г. составляла 37%. В инвестиционных же целях используется не более 40% совокупных амортизационных отчислений. 1Указ Президента РФ от мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины», п. 4-5.
В процессе разработки и принятия управленческих решений в области финансового обеспечения предпринимательской деятельности важное место занимает правильное определение величины источников собственных средств предприятия. Финансовый менеджмент предполагает, что в ходе планирования и определения величин этих показателей хозяйствующий субъект Должен четко представлять, как величина показателя выручки от реализации связана с величиной показателя прибыли, а также что на прибыль влияет ряд факторов и в первую очередь — величина издержек производства (себестоимости продукции). В зарубежной практике разработана методика, позволяющая в ходе оперативного и стратегического планирования отслеживать зависимость финансовых результатов от издержек производства и объемов продажи. Анализ, позволяющий проследить цепочку показателей издержки — объем продаж — прибыль, называется операционным анализом. Используя операционный анализ, финансовый менеджер сможет найти ответы на ряд важнейших вопросов, что даст ему в дальнейшем возможность принять грамотное управленческое решение. К числу таких вопросов могут быть отнесены следующие: • сколько наличного капитала требуется предприятию; • каким образом можно мобилизовать эти средства; • до какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага; • как повлияет на прибыль изменение объема производства и сбыта. Ключевыми элементами операционного анализа служат следующие показатели: • финансовый рычаг; • операционный рычаг; • порог рентабельности (точка безубыточности); • запас финансовой прочности предприятия; • валовая маржа; • коэффициент валовой маржи. Операционный анализ позволяет определить наиболее выгодные комбинации между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж. Постоянные издержки включают: • постоянную заработную плату; • арендные платежи; • плату за электроэнергию; • плату за газ; • плату за воду; • плату за телефон; • расходы на почтовые услуги; • страховые платежи; • расходы на ремонт; • расходы на рекламу; • проценты за кредит; • амортизацию. • сырье и основные материалы; • покупные полуфабрикаты; • дополнительную заработную плату; • расходы на приобретение товара. Для удобства пользования систему расчета этих показателей можно объединить в табл. 3. Таблица 3 Расчеты порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага
Остановимся более подробно на характеристике каждого из показателей. Валовая маржа (ВМ) — это результат от реализации продукции после возмещения переменных затрат. В зарубежной практике показатель валовой маржи называют суммой покрытия, или вкладом. Одной из основных задач финансового менеджмента является максимизация валовой маржи, поскольку именно она является источником покрытия постоянных издержек и определяет величину прибыли. Коэффициент валовой маржи (К) является промежуточным показателем, он определяет долю валовой маржи в выручке от реализации. В операционном анализе он используется для определения величины прибыли. Порог рентабельности (ПР) — показатель, который называют точкой безубыточности, отражающий ситуацию, при которой предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли. При этом объем продаж, находящихся ниже точки безубыточности, влечет за собой убытки, а выше точки безубыточности — прибыль. Чем выше порог рентабельности, тем труднее его преодолеть, но предприятия с низким порогом рентабельности легче переживают падение спроса на продукцию и снижение цен реализации. Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности, т.е. чем больше эта величина, тем финансово устойчивее предприятие. Прогнозируемая прибыль рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой маржи. Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации всегда сильно влияет на размер прибыли. Чем больше уровень постоянных издержек в общем объеме затрат, тем больше сила отрицательного воздействия операционного рычага на прибыль. Указывая на темпы падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила воздействия операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска данного предприятия. Для предприятий, имеющих на балансе большое количество неэффективно используемых основных фондов, высокая сила операционного рычага представляет значительную опасность: в этом случае каждый процент снижения выручки от реализации приводит к резкому падению прибыли с достаточно быстрым вхождением предприятия в зону убытков. В таких условиях сокращается число вариантов выбора продуктивных решений. Работая с показателями операционного анализа, следует помнить, что изучение поведения переменных и постоянных издержек происходит в релевантном (краткосрочном) периоде, когда структура издержек, переменные издержки на единицу продукции остаются неизменными лишь в ограниченном периоде и при определенном качестве продаж. Подведем итоги. 1. Сила воздействия операционного рычага тем больше, чем выше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек. 2. Операционный рычаг тем выше, чем ближе к точке безубыточности находится объем продаж. Таким образом, чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предпринимательский риск. 3. Для предприятия с высоким значением операционного рычага положение ниже точки убыточности приводит к большим убыткам, а достижение уровня безубыточности позволяет получить прибыль, которая растет с увеличением объема продаж. 4. Если предприятие имеет низкий операционный рычаг, степень предпринимательского риска снижается, но и размер получаемой прибыли остается незначительным. 5. Если предприятие имеет высокий операционный рычаг, а маркетинговые исследования показывают, что объем продаж будет расти, не следует спешить со снижением уровня операционного рычага, так как рост объема продаж позволит в этих условиях получить значительную величину прибыли. 7.2. Привлеченные средства и их роль в источниках финансирования предпринимательской деятельности В настоящее время на финансовом рынке появляются новые формы и методы получения денежных средств, которые могут быть использованы как источники финансирования деятельности предприятия. Факторинг — это осуществляемая на договорной основе покупка требований по товарным поставкам факторинг-компании. В результате за достаточно короткий срок (2—3 дня) появляется возможность получить от 80 до 90% суммы требований в виде аванса, оставшиеся 10—20% являются гарантированной суммой для факторинг-компании до момента получения ею денег от должника. После получения денег факторинг-компания возвращает предпринимателю оставшиеся 10—20% суммы, при этом с клиента взимают: • проценты за немедленное предоставление денежных средств; • премию за риск; • административно-управленческие расходы. В результате услуги факторинговой компании для поставщика включают плату за управление и за учетные операции. Плата за управление (комиссия за собственно факторинговое обслуживание) взимается за ведение учета, страхование от появления сомнительных долгов и т.д. Рассчитывается как процент от годового оборота поставщика в зависимости от масштабов и структуры его производственной деятельности, оценки объема работ, степени кредитного риска, кредитоспособности покупателей, а также от специфики и конъюнктуры рынка финансовых услуг страны. В большинстве стран предоставляется скидка в пределах от 0,5 до 3,0%, при наличии регресса — на 0,2—0,5%. Плата за учет (дисконтирование) счетов-фактур составляет 0,1—1,0% годового оборота поставщика. Плата за учетные операции взимается факторинговой компанией с суммы средств, предоставляемых поставщику досрочно (в форме предварительной оплаты переуступаемых долговых требований) за период между досрочным получением и датой инкассирования требований. Ее ставка обычно на 2—4% превышает текущую банковскую ставку при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью в связи с необходимостью компенсации дополнительных затрат и риска факторинговой компании. Несмотря на очевидную привлекательность такого способа привлечения финансовых ресурсов, его использование ограничено в силу недостаточного правового регулирования этой сферы деятельности в нашей стране. Факторинг-компании тщательно изучают финансовое положение своих клиентов и их должников. В результате снижается риск приобретения безнадежных долгов. При осуществлении факторинг-операций дебиторская задолженность переходит в наличные средства, т.е. может быть сразу использована как источник финансирования. Кроме того, факторинг-компания может взять на себя дополнительный риск неплатежеспособности должника, ведение учета дебиторской задолженности и предоставление информации о финансовом положении предприятий, которые могут стать или уже стали вашими партнерами. В результате использования факторинга: • улучшается кассовое положение предприятия; • снижается риск возможных неплатежей; • сокращаются издержки по ведению дебиторских счетов; • появляется возможность использовать данные по сбытовой статистике. Факторинг эффективен, прежде всего в сфере материального производства и для оптовых фирм. В зарубежной практике основными клиентами факторинговых компаний являются средние и мелкие фирмы. В первой половине 90-х годов многие финансовые инструменты, которые раньше отсутствовали в нашей экономике, стали использоваться банками, кредитными учреждениями и другими организациями. Один из таких инструментов, который широко используется в зарубежной практике,— лизинг. В нашей стране разработан комплекс нормативных документов, регулирующих инвестиционную деятельность в России, где лизингу отводится важное место. В 1998 г. были приняты Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственных гарантий на осуществление лизинговых операций» и Федеральный закон № 164-ФЗ «О лизинге». В лизинговой сделке обычно участвуют несколько субъектов: • лизингодатель; • лизингополучатель; • продавец имущества (поставщик); • банк (или другое кредитное учреждение), предоставляющий средства на приобретение предмета договора. Кроме того, на рынке лизинговых услуг можно выделить специальные субъекты: • страховые компании, осуществляющие страхование возможных рисков, возникающих при лизинговой сделке; • Российскую ассоциацию лизинговых компаний («Рослизинг») — некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и других предприятий, занимающихся лизингом. Ассоциация «Рослизинг» занимается: • координацией деятельности организаций, входящих в нее, для осуществления совместных взаимовыгодных проектов; • подготовкой проектов законодательных актов; • участием в работе международных ассоциаций; • разработкой совместно с органами государственного управления стратегических направлений развития лизинга в России. Субъект лизинга может быть резидентом и нерезидентом Российской Федерации, а также работать с участием иностранного инвестора, осуществляющего свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Объектом лизинга могут быть любые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и природных объектов. Таким образом, в лизинг можно передавать любое имущество, которое не запрещено к свободному обращению на рынке и не уничтожается в производственном цикле. Им может быть движимое и недвижимое имущество. Техника лизинговых операций представлена на схеме 3.
Схема 3
Условные обозначения: 1 – заявка на оборудование; 2 – плата за оборудование; 3 – оборудование; 4 – арендные платежи. Согласно классификатору основных фондов, введенному в действие с 1 января 1996 г., к движимому имуществу относятся: • силовые машины и оборудование (теплотехническое и турбинное оборудование, электродвигатели и т.д.); • рабочие машины и оборудование для различных отраслей промышленности (полиграфическое оборудование, строительная техника, станки т.д.); • средства вычислительной и оргтехники; • транспортные средства, прочие машины и оборудование. В качестве недвижимого имущества могут выступать производственные здания и сооружения (нефтяные и газовые скважины, гидротехнические и транспортные сооружения). В зависимости от объекта следует различать лизинги движимого (оборудования) и недвижимого имущества. Типы лизинга зависят от срока его осуществления: менее полутора лет — краткосрочный лизинг, от полутора до трех лет — среднесрочный лизинг, три и более лет — долгосрочный лизинг. Основные виды лизинга включают оперативный, финансовый и возвратный лизинги. К оперативному лизингу относятся сделки, в которых затраты лизингодателя по приобретению сдаваемого в лизинг имущества лишь частично окупаются в течение первоначального срока лизинга. Особенности оперативного лизинга таковы: • лизингодатель не рассчитывает покрыть все свои затраты за счет поступлений от одного лизингополучателя; • сроки лизинга не охватывают полного физического износа имущества; • риск порчи или утери имущества лежит главным образом на лизингодателе; • по окончании установленного срока имущество возвращается лизингодателю, который продает его или сдает в лизинг другому клиенту. Причины, обусловливающие выбор лизингополучателем оперативного лизинга, состоят в следующем. Лизингополучателю необходимо арендуемое имущество лишь на время, например, для реализации проекта или работы, имеющих разовый характер; после окончания проекта надобность в данном типе имущества полностью отпадает. Арендуемое имущество подвержено сравнительно быстрому моральному старению, т.е. лизингополучатель считает, что по истечении определенного времени (срока лизинга) на рынке могут появиться новые, более эффективные аналоги данного имущества. Финансовый лизинг предусматривает выплату в течение срока аренды твердо установленной суммы арендной платы, достаточной для полной амортизации машин и оборудования, способной обеспечить фиксированную прибыль лизингодателю. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы по договору, если им не предусмотрено иное. Данный вид лизинга используется при аренде дорогостоящих объектов: зданий, сооружений, дорогого оборудования. Однако платежи лизингополучателя превышают расходы лизингодателя по приобретению данного вида имущества. Возвратный лизинг — разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель (схема 4). Такая сделка применяется, Когда у хозяйствующего субъекта довольно низкий уровень доходов, и, следовательно, он не может полностью воспользоваться льготами по ускоренной амортизации и налогообложению прибыли. Он совершает сделку, а лизинговая компания получает налоговые льготы, снижая ставку арендной платы.
1 Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей утверждены Минэкономразвития России 16 апреля 1996г.
Схема 4
стоимость оборудования
арендные платежи В законе о лизинге отдельно рассматривается сублизинг — особый вид отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу по договору сублизинга. Лизинговая компания может привлекать ссуды для осуществления лизинговых операций — это лизинг с дополнительным привлечением средств, по которому осуществляется более 85% всех сделок. Любая лизинговая сделка оформляется договором, предусматривающим лизинговые платежи, под которыми понимается общая сумма, выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю за предоставленное ему право пользования имуществом. Расчет общей суммы лизинговых платежей осуществляется по формуле' ЛП = АО + ПК + KB + ДУ + НДС, (46) где ЛП — общая сумма лизинговых платежей; АО — амортизационные отчисления, причитающиеся лизингодателю в текущем году; ПК — плата за кредитные ресурсы, используемые лизингодателем на приобретение имущества; KB — комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставление имущества по договору лизинга; ДУ — плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополучателю, предусмотренные договором лизинга; НДС — налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополучателем по услугам лизингодателя. Если лизингополучатель является малым предприятием, в общую сумму лизинговых платежей налог на добавленную стоимость не включается. Если договором предусмотрен выкуп с выплатой указанной стоимости в виде долей в составе лизинговых платежей, то в лизинговые платежи включают и стоимость выкупаемого имущества. Преимущества лизинга состоят в следующем. Лизинг позволяет быстро реагировать на изменения конъюнктуры, обновлять капитал, не прибегая к крупномасштабным инвестициям, избегать морального старения оборудования. Он дает возможность предпринимателям модернизировать новое производство без мобилизации больших финансовых ресурсов. Для мелких, средних фирм и частных предпринимателей лизинг часто является единственно возможным способом финансирования их инвестиций. Лизинговое соглашение является более гибким, чем ссуда, поскольку предоставляет возможность выработать удобную для покупателя схему финансирования. Ссуда всегда предполагает ограниченные сроки и размеры погашения. Лизинговые платежи по договоренности сторон могут быть ежемесячными, ежеквартальными и т.д., а суммы платежей — отличаться друг от друга. Ставка может быть фиксированной и плавающей. Погашение может осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятом в лизинг, или быть прокомпенсировано встречной услугой, что позволяет предприятиям без резкого финансового напряжения обновлять производственные фонды. Арендная плата относится на издержки производства и снижает у лизингополучателя налогооблагаемую прибыль. Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постепенного обновления своего парка оборудования. Международный лизинг в ряде случаев позволяет арендатору пользоваться налоговыми льготами страны арендодателя за счет снижения арендных ставок. Лизинг позволяет включать в себестоимость продукции проценты за полученные заемные средства (в том числе у банков), используемые для осуществления финансового лизинга, а также лизинговых платежей. Он позволяет снижать налог на прибыль, так как лизинговые платежи у лизингополучателя относятся на затраты. Недостатки лизинга состоят в следующем1. 1 Васильев Н.М. и др. Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства. — М.:ДЕКА,1999.
Арендатор теряет на повышении остаточной стоимости оборудования (в частности, из-за инфляции). Если в результате научно-технического прогресса изделие морально устаревает, арендные платежи за него не прекращаются до конца контракта. Стоимость лизинга больше ссуды, но поскольку риск устаревшего оборудования ложится на арендодателя, он берет большую комиссию для компенсации. В экономической литературе, посвященной проблемам лизинга, широко обсуждается вопрос отличия лизина от аренды. По мнению большинства авторов, основные отличия состоят в следующем1. 1.Лизинговые отношения наряду с лизингодателем и лизингополучателем включают дополнительного субъекта — продавца лизингового имущества, который отсутствует при аренде. 2. При лизинге активная роль отводится лизингополучателю, что не свойственно арендным отношениям. Преимущественное право выбора имущества и его изготовителя (продавца) принадлежит пользователю. Кроме того, лизингодатель обязан поставить в известность продавца имущества о приобретении его специально для сдачи в лизинг. З.В отличие от арендных отношений лизингополучатель фактически наделяется правами и обязанностями, свойственными покупателю, поскольку имущество передается непосредственно ему, минуя фактического собственника (лизингополучателя). За лизингодателем остается только обязанность оплатить имущество и право расторгнуть договор купли-продажи с продавцом. 4. Неодинаково распределяются риски в договорах аренды и лизинга в связи с недостатками, обнаруженными в имуществе. Арендодатель отвечает перед арендатором за все недостатки, препятствующие пользованию имуществом. Лизингодатель не отвечает перед пользователем за недостатки переданного имущества, так же как и за вред, причиненный жизни, здоровью граждан в процессе использования объекта лизинга, а также имуществу пользователя и третьих лиц. Ответственность в размере причиненного лизингополучателю ущерба наступает, если выбор поставщика осуществлялся самим лизингодателем, либо он вмешался в выбор имущества или его характеристик. Лизингодатель также полностью свободен от выполнения гарантийных обязательств, связанных с выявлением дефектов в объекте лизинговой сделки, которые возлагаются на изготовителя (поставщика) имущества, и лизингополучатель непосредственно обращается к нему с требованием об устранении недостатков. 5.Несмотря на то что лизингодатель в течение всего срока договора остается собственником объекта лизинговой сделки, лизингополучатель принимает на себя обязанности, связанные с правом собственности (риск случайной гибели, техническое обслуживание). Поскольку риск случайной гибели имущества возлагается именно на пользователя, он обязан полностью выполнить денежные обязательства перед лизингодателем. Даже если объект сделки будет случайно, не по вине сторон, уничтожен, лизингополучатель в отличие от арендатора обязан вносить лизинговые платежи или погасить их общую сумму, предусмотренную договором. Такое распределение рисков в лизинговой сделке в отличие от арендной является вполне обоснованным, так как лизингодатель приобретает имущество по просьбе и в интересах лизингополучателя. При аренде все риски остаются за арендодателем, поэтому если имущество окажется в негодном состоянии по причинам, не зависящим от арендатора, последний может требовать досрочного расторжения договора и соответственно по прекращении обязательства отпадает обязанность платить арендную плату. 6. При расторжении договора лизинга до истечения его срока по требованию лизингодателя (если пользователь имущества нарушил условия договора) или по желанию лизингополучателя последний все равно обязан вносить лизинговые платежи или погасить их общую сумму, предусмотренную договором, а в некоторых случаях и заплатить неустойку. 7.3. Формы привлечения заемных средств Предприятия в процессе деятельности совершают материальные и денежные затраты, связанные с расширенным воспроизводством основных фондов и покрытием потребности в оборотных средствах, производством и реализацией продукции, социальным развитием коллектива. Основой для определения необходимой суммы оборотных средств и основных фондов являются объем производства, размер затрат на производство, длительность производственного цикла, прирост и выбытие фондов, условия заготовки и приобретения сырья, топлива и других необходимых материалов. 3 Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарий.— М., 1997
Без заемных средств предприятия должны были бы находиться полностью на самофинансировании, что резко ограничивало бы возможности их развития. Заемное, долговое финансирование предприятия обычно выступает в виде получения краткосрочных и долгосрочных банковских ссуд, а также облигационных займов. Одним из важнейших ресурсов, мобилизуемых предприятием на финансовом рынке, является банковский кредит. Необходимость кредитования объективно вытекает из-за несоответствия средств и потребностей предприятия для расширенного воспроизводства. Именно в этих условиях возникают кредитные отношения, которые дают возможность заемщику получить деньги раньше, чем он сможет извлечь их из обращения после реализации товара. За счет собственных средств обычно покрывается потребность предприятия в денежных ресурсах, обеспечивающая непрерывность процесса производства и реализации продукции на протяжении года. За счет заемных источников восполняются средства на образование сезонных запасов материальных ценностей, покрытие затрат в производстве, а также колебания рыночной конъюнктуры, например платежеспособный спрос потребителей. Заемные средства предприятие может получить в виде краткосрочных кредитов для пополнения и прироста оборотных фондов. Это в основном ссуды, обслуживающие кругооборот оборотного капитала, текущие потребности клиента. В российской практике краткосрочные кредиты выдаются на финансирование различных элементов производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, средств в расчетах. Существуют разные виды краткосрочных ссуд банков: залоговые, гарантированные поручителем, банковские, застрахованные и др. Краткосрочные ссуды — это кредиты, срок пользования которыми не превышает одного года. Современная система кредитования в РФ отличается преимущественно краткосрочным характером. К долгосрочным ссудам относятся кредиты, сроки которых превышают один год (в некоторых рыночных странах 6—8 лет). Такие кредиты обслуживают потребности в средствах, необходимых для формирования основного капитала и финансовых активов. Долгосрочные ссуды направляются на кредитование строительства производственных объектов, реконструкцию, техническое перевооружение, приобретение техники, оборудования и транспортных средств, организацию выпуска новой продукции, строительство объектов непроизводственного назначения. Непременным требованием современной системы кредитования является соблюдение целевого характера кредита, полноты и срочности возврата ссуд, их обеспеченности. К принципам кредитования относится и дифференцированность, в соответствии с которой осуществляется различный подход банка к кредитованию субъекта или объекта и к обеспечению ссуды. Особое значение приобретают принципы кредитования, требующие надежной оценки не только объекта, субъекта и качества обеспечения, но и уровня маржи, доходности кредитных операций, снижения риска. Важным является и соблюдение технологии кредитования, правил выдачи и погашения ссуд, текущего наблюдения и анализа кредитных операций. Стабилизация российской экономики должна привести к развитию долгосрочных кредитных отношений между предприятиями и банками. В настоящее время банки являются важнейшими элементами инфраструктуры, которая во многом определяет экономическую эффективность функционирования хозяйства в целом. Инвестиционная деятельность банков постепенно должна быть переориентирована на финансирование долгосрочного развития предприятий. В случае краткосрочного кредитования банки рассматривают стандартные вопросы, касающиеся только части деятельности предприятия, например, кредитоспособность заемщика, качество залога. Если же банк является одним из кредиторов инвестиционного проекта на длительный срок, то он заинтересован исследовать все стороны проекта и работы предприятия и получить как можно больше информации о нем. Роль банковского кредита при поступательном преобразовании российской экономики будет постоянно увеличиваться. Поскольку предприятия перестали получать денежные средства из бюджета, они вынуждены искать иные источники финансирования своей деятельности. В первую очередь их внимание привлекает банковский кредит, так как именно коммерческие банки являются аккумуляторами свободных денежных средств в рыночной экономике. Зачастую только с помощью кредитов в комплексе с другими стоимостными инструментами можно решить проблемы финансирования производственной деятельности предприятий и инвестирования их основных фондов, поддержать как отдельные предприятия, так и целые отрасли. В рамках бюджетов и средств самих предприятий не всегда удается обеспечить их стабильную работу. Инструментом, способным ускорить поступательное развитие экономики России, является вовлечение в производство банковского капитала и в еще большей степени капитала, который могут привлечь коммерческие банки. Если банки станут строить кредитную политику, ориентируясь на долгосрочные цели, то экономическая ситуация в стране быстрее стабилизируется и предприятия смогут с большей надежностью держать денежные средства в коммерческих банках. В современных условиях переориентация коммерческих банков с преимущественно спекулятивных операций на финансирование реального сектора означает крупный шаг в усилении рыночных тенденций развития экономики страны. Разумеется, осуществить этот процесс непросто. Во многом это зависит от экономической и денежно-кредитной политики государства, от согласованности действий предприятий, банков и государства. Призывы к коммерческим банкам вкладывать деньги в производство и снижать процентные ставки, чтобы способствовать достижению экономического роста общественного производства, не будут реализованы, пока не приняты соответствующие меры со стороны государства, например в области налоговой политики. Перспективы вовлечения коммерческих банков в процесс кредитования производства в России несомненно имеются. Процесс стабилизации банковской системы должен привести к расширению кредитования крупных инвестиционных проектов, так как крупному банку легче вложить деньги в долгосрочный инвестиционный проект и принять на себя большие инвестиционные риски. Еще одной причиной, которая может побудить коммерческие банки вкладывать средства в реальный сектор экономики, является конкуренция между ними в борьбе за клиента, когда предприятия будут выбирать тот банк, который в состоянии финансировать не только их текущие потребности, но и досрочные проекты. Есть и другие причины, которые могут заставить банки инвестировать средства в производственные затраты предприятий. Обычно банки стремятся расширить и дифференцировать свою доходную базу, и если проект и затраты предприятия оказываются прибыльными, это обеспечит банку постоянный источник дохода в течение нескольких лет. Диверсификация вложений сразу в несколько отраслей может способствовать повышению финансовой устойчивости и снижению рисков для банков. Участие банковского капитала в различных отраслях обеспечивает его присутствие на наиболее динамично развивающихся рынках. Банки заинтересованы в кредитовании предприятий также с целью расширения своей клиентской и ресурсной базы из-за необходимости разнообразить виды услуг, оказываемых клиентам, и для увеличения своего влияния на них. Особым мотивом активности банков по отношению к предприятиям может стать желание снизить в своих активах долю денежных средств (наличности, остатков на корсчетах), не приносящих дохода. Кроме того, банки, входящие в финансово-промышленные группы, вынуждены в значительных масштабах заниматься кредитованием производственных потребностей предприятия. Тем не менее, несмотря на создание условий для участия в производственной деятельности, коммерческие банки не торопятся вкладывать деньги в реальный сектор экономики. Это связано с тем, что банков, которые могли бы реально предоставлять крупные или долгосрочные кредиты, пока еще мало, остальные имеют весьма слабую ресурсную базу. Анализ показывает, что негативными факторами, сдерживающими вложения банков в сферу материального производства, являются: • высокий кредитный риск невозврата ссуд; • отсутствие реальной ответственности заемщиков за убыточные результаты деятельности и возврат ссуд; • недостатки и противоречия законов и норм, регулирующих кредитные отношения; • просчеты в кредитно-денежной, налоговой и инвестиционной политике государства; • отсутствие экономического стимулирования банков, кредитующих сферу материального производства; • отсутствие надежной системы страхования банковских депозитов; • недостаточная ликвидность предоставляемых залогов предприятиями. Современная кредитная политика коммерческих банков направлена на кредитование конкретных мероприятий в определенные сроки. Краткосрочные кредиты предоставляются предприятиям на коммерческой основе путем заключения с банками кредитных договоров. Порядок кредитования в каждом конкретном случае определяется банком по согласованию с заемщиком и фиксируется в кредитном договоре. В договоре оговариваются объем выдаваемой ссуды, сроки и порядок ее использования, процентные ставки и другие выплаты по ссуде, обязанности и экономическая ответственность сторон, формы обеспечения обязательств (залог, поручительство и др.), перечень документов, предоставляемых банку для оформления кредита. До вступления в кредитные отношения с заемщиком банк оценивает его кредитоспособность — способность полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам). От кредитоспособности заемщика зависит его способность погашать долги в ближайшей перспективе. Уровень кредитоспособности клиента определяет степень индивидуального риска банка по выдаче конкретной ссуды конкретному заемщику. Мировая и отечественная практика позволила сформулировать следующие принципы оценки кредитоспособности: характер клиента, его способность заимствовать средства, финансовые возможности, размер капитала, обеспечение кредита, условия совершения кредитной сделки и перспективы ее погашения, возможность ее контроля со стороны банка. Существуют и конкретные показатели оценки кредитоспособности предприятия: уровень риска кредитных операций, рентабельность и ликвидность баланса клиента. Уровень риска оценивается с точки зрения рентабельности выполнения предприятием кредитуемого мероприятия (проекта) в целом и гарантий возврата вложенных банком средств. При кредитовании текущей деятельности учитываются изменения ассортимента продукции, технологии производства, конъюнктуры рынка на основе маркетинговой стратегии предприятия. Для оценки финансовых результатов деятельности заемщика по данным бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках изучается рентабельность производства. Ликвидность баланса заемщика анализируется с целью оценки характера капитала и его размещения по отдельным статьям. Ликвидность баланса заключается в возможности быстро мобилизовать имеющиеся ресурсы (активы) для оплаты в срок своих обязательств (пассивов), а также непредвиденных долгов. С предприятиями разного уровня кредитоспособности банк по-разному строит кредитные отношения. Заемщикам одной группы банки могут открывать кредитную линию, кредитовать по контокоррент ному счету, выдавать банковские (доверительные) кредиты без обеспечения и с пониженной процентной ставкой. Кредитование заемщиков другой кредитоспособности будет осуществляться в обычном порядке только при наличии соответствующих форм обеспечения. При этом процентные ставки будут зависеть от вида обеспечения, спроса на кредиты на рынке ссудного капитала и других факторов. Предоставление ссуд заемщикам, отнесенных по уровню кредитоспособности к группе с большим риском, производится банком под более высокую процентную ставку. Если кредит был выдан клиенту до ухудшения его финансового положения, то банк вправе прекратить его дальнейшее кредитование и приступить к взысканию ранее выданных ссуд. Коммерческие банки предоставляют ссуды под залог имущества и ценностей клиента, под гарантию или поручительство сторонних юридических или физических лиц. Кредит может быть предоставлен единовременно в размере испрашиваемой суммы, а также по мере возникновения потребности в нем у предприятия. В этом случае определяется максимальный размер кредита. Банк принимает в качестве обеспечения возвратности кредита имущество заемщика, принадлежащее ему на праве собственности, включая имущественные права (за исключением имущества, реализация которого запрещена). При кредитовании под залог имущества или ценностей учитывается не только его балансовая стоимость, но и реальная стоимость залога с учетом возможности быстрой реализации товаров, ценных бумаг, валюты, заложенных заемщиком, и направления вырученных денежных средств на погашение ссуды. При принятии в залог имущества банк может потребовать его страхования за счет заемщика. Погашение кредита может производиться как в конкретные сроки, так и путем периодического направления свободных средств предприятия на погашение задолженности (порядок предусматривается Договором). В течение оговоренного в кредитном соглашении срока заемщик обязан перечислить средства в погашение ссуды. В случае неперечисления средств для погашения задолженности в указанный срок сумма непогашенного долга переносится на счет просроченных ссуд с взиманием повышенного процента. В этом случае банк вправе приступить к взысканию ссуды в судебном порядке, известив об этом заемщика. При наличии у предприятия длительной просроченной задолженности по ссуде (более 30 дней) банк имеет право прекратить выдачу новых ссуд и предупредить о взыскании задолженности в бесспорном порядке, реализовать принятые в залог товарно-материальные ценности и иное имущество, а выручку от продажи направить на погашение задолженности, предъявить ко взысканию остаток задолженности по ссуде юридическому лицу, предоставившему гарантию или поручительство погашения кредита. По кредитам, предоставленным коммерческими банками, проценты начисляются по договорным ставкам с учетом объема привлекаемых кредитных ресурсов, сроков кредитования и темпов инфляции. Кардинальные изменения в экономике, рост активности отечественных производителей должны способствовать расширению деятельности коммерческих банков по долгосрочному кредитованию инвестиционных проектов предприятий. В отличие от бюджетных средств привлечение долгосрочных коммерческих кредитов банков повышает ответственность заемщиков благодаря возвратности и платности заемных средств. Объектами долгосрочного кредитования капитальных вложений предприятий являются затраты на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов производственного и непроизводственного назначения, приобретение движимого и недвижимого имущества, создание новых предприятий и производств, осуществление научно-исследовательских работ, инноваций, создание интеллектуальных ценностей и других объектов собственности. Порядок предоставления, оформления и погашения долгосрочных кредитов регулируется законами о банках и банковской деятельности в РФ, правилами самих банков, а также кредитными договорами с заемщиками. Процесс предоставления долгосрочного кредита включает следующие стадии: оформление заявления на ссуду, проверка представленной информации заемщика, оценка проекта, принятие решения о выдаче кредита, заключение кредитного договора. Процесс начинается с момента обращения в банк потенциального претендента на получение кредита, при этом соискатель предоставляет различную информацию об объекте кредитования либо в виде специальной анкеты, либо в виде бизнес-плана проекта. Необходимая информация включает перечень определенных документов, характеризующих претендента. Сюда входят: 1) справка об инициаторе проекта — наименование, реквизиты, данные об учредителях, структуре уставного капитала, организационно-правовой форме, информация о счетах, кредитная история, 2) характеристика инвестиционного проекта — направления и дели предлагаемых инвестиций (конкретные количественные и качественные показатели проекта); 3) порядок погашения ссуд (сроки, размеры и источники); 4) данные о возможном об Date: 2015-04-23; view: 851; Нарушение авторских прав |