Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел IV





ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Глава 6. Источники финансирования

предпринимательской деятельности

6.1. Понятие финансового обеспечения и принципы его организации

Финансовый менеджмент реализуется в рамках отдельно взятой или частично обособленной предпринимательской структуры.

Предпринимательская структура является самоокупающейся или самофинансируемой системой, которая должна обеспечивать рентабельную работу.

В связи с этим особое значение приобретают способы финанси­рования предпринимательской структуры.

Способы финансирования определяются в процессе стратегиче­ского финансового менеджмента. При этом различают два понятия: вертикальная и горизонтальная интеграция.

Вертикальная интеграция возникает, когда предпринимательская структура входит в более крупное образование. В этом случае часть управленческих функций передается вышестоящему звену, где про­исходит процесс перераспределения денежных средств подведомствен­ных предприятий для образования централизованных фондов, исполь­зуемых для финансирования общих программ из единого центра.

Особенностью вертикальной интеграции является то, что она может объединять различные предпринимательские структуры. В этом случае основными задачами текущего финансового менеджмента являются:

• обеспечение условий для адаптации этих структур в системе деятельности вышестоящего звена;

• сопоставление структур издержек производства и обращения;

• определение уровня себестоимости в предпринимательских структурах;

• определение уровня самоокупаемости.

При горизонтальной интеграции осуществляется самостоятель­ность в решении всех вопросов, производственных и финансовых. В этом случае повышается роль и значение финансового менеджера и принятых им управленческих решений, а также требования к теку­щему финансовому менеджменту. В условиях горизонтальной инте­грации текущий финансовый менеджмент призван обеспечить:

• оперативное реагирование на происходящие события как внут­ри фирмы, так и за ее пределами;

• постоянное обновление информации в процессе формирова­ния фондов денежных средств.

Кроме того, в финансовом менеджменте используется ряд пока­зателей, с помощью которых можно определить конкурентные пре­имущества хозяйствующего субъекта на рынке капиталов. К ним от­носятся доступность капитала, взаимная привлекательность ценных бумаг, стремление к финансовому сотрудничеству и др.

В целом же финансовый менеджмент опирается на концепцию обеспечения прибыльности, превышающей среднеотраслевой уровень.

В последнее время значительно возросло внимание к вопросам эффективного управления финансовым обеспечением предпринима­тельской деятельности. В связи с этим в экономической литературе появились различные варианты определения финансового обеспече­ния предпринимательской деятельности. В частности, Л.Н. Павлова дает следующее определение: «финансовое обеспечение предприни­мательства — это управление капиталом, деятельность по его при­влечению, размещению и использованию»1.

Исходя из этого очевидно, что рассмотрение вопросов финансо­вого обеспечения предпринимательской деятельности невозможно без знания конкретных источников финансирования.

В настоящее время все источники финансирования делятся на следующие группы:

• собственные средства хозяйствующих объектов;

• заемные средства;

• привлеченные средства;

• бюджетные ассигнования.

Финансовое обеспечение предпринимательства основано на ре­ализации принципов самоокупаемости и самофинансирования.

Самоокупаемость как метод финансирования означает возмеще­ние текущих затрат за счет полученных доходов1.

Самоокупаемость в условиях рыночной экономики должна обес­печиваться в первую очередь за счет собственных ресурсов (выручки от реализации) или за счет заемных, если собственных не хватает. В отдельных случаях возможна поддержка государства, однако в со­временных условиях роль бюджетных средств как источника финан­сирования предпринимательской деятельности резко сократилась в связи с дефицитом государственного бюджета.

Для контроля за соблюдением принципа самоокупаемости со­ставляются сметы издержек производства и обращения, рассчитыва­ются нормы расходования сырья и основных материалов, устанавлива­ются конкретные задания по росту повышения производительности труда и снижению себестоимости продукции.

Для реализации принципа самоокупаемости большое значение имеет управление затратами. Процесс управления затратами предпо­лагает стремление не просто к уменьшению затрат, а к определению оптимальной величины себестоимости.

Определение оптимальной величины затрат подразумевает:

• планирование затрат;

• планирование капитальных вложений;

• фиксацию уровня затрат;

• улучшение стоимостных показателей.

Важным моментом для реализации самоокупаемости является включение в состав окупаемых затрат денежных накоплений.

Содержание самофинансирования в условиях формирования ры­ночной экономики всецело определяется внутренними финансовы­ми возможностями предприятия.

Таким образом, самофинансирование — это финансовая стра­тегия управления фондами денежных средств предприятий в целях накопления капитала, достаточного для финансирования расширен­ного воспроизводства2.

Понятие самофинансирования используется при разработке стра­тегии развития фирмы. Зарубежный опыт показывает, что основной стратегической линией для большинства крупных компаний являет­ся достижение самофинансирования, причем свободных финансо­вых ресурсов, как правило, предприятие не имеет, так как вложение их в дело дает все большую прибыль.

Для разработки стратегии развития предприятия пользуются стра­тегическим финансовым менеджментом. Важнейшими его элемента­ми являются гибкость и оперативность. Использование этих методов в практике позволяет быстро реа­гировать на происходящие перемены, вносить коррективы в страте­гию предприятия, избавляться от неэффективных методов финанси­рования.

Стратегический финансовый менеджмент должен, в конечном счете, обеспечить рост предприятий.

Внутренний рост обеспечивается за счет расширения действую­щего производства путем развития собственной материально-техни­ческой базы в результате поэтапного финансирования.

Внешний рост происходит путем присоединения новых предпри­ятий, методом единовременного финансирования заранее выбран­ных объектов покупки. Единовременное финансирование имеет смысл только при условии, что приобретаемый объект не дорог, го­тов к эксплуатации и может приносить прибыль. Приобретение но­вых предприятий может осуществляться в целях укрепления собствен­ного дела или выгодного инвестирования свободных денежных средств.

Разрабатывая стратегию развития или роста предприятия, фи­нансовый менеджер должен четко разграничивать области текущего и стратегического финансового менеджмента.

Текущий финансовый менеджмент занимается вопросами:

1 Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник.— М.: ЮНИТИ, 1995.—137.

2 Там же.

 

• стимулирования коммерческой инициативы;

• роста производительности труда;

• оптимизации издержек обращения;

• определения величины внутренних источников финансирова­ния, обеспечивающих самоокупаемость;

• эффективности использования имеющихся в распоряжении де­нежных средств за определенный отрезок времени.

Стратегический финансовый менеджмент рассматривает вопросы:

• затрат с позиций окупаемости;

• капитальных вложений с позиций величины будущей прибыли;

• поиска путей наиболее эффективного накопления капитала;

• перераспределения финансовых ресурсов в наиболее прибыльные сферы деятельности;

• роста предприятия.

При разработке основных положений развития предприятия необходимо четко сформулировать побудительные мотивы к росту или расширению, проанализировать конкретные ситуации и выво­ды, полученные в ходе текущего и стратегического финансового менеджмента.

Основным побудительным мотивом, как правило, является стрем­ление завоевать большую сферу влияния, что достигается путем по­купки различных ценных бумаг. Основная цель при этом — участие в управлении как можно большего числа коммерческих организаций и предприятий.

Инвестировать капитал можно и в конкурирующие фирмы, и в предприятия-поставщики, и в приватизируемые объекты незавер­шенного производства, и в различные формы бизнеса. Однако в каж­дом конкретном случае финансовый менеджер должен сопоставить объем инвестиций с выгодой, которую получит предприятие от вло­жения капитала, с учетом альтернативных вариантов и факторов риска. Обычно финансовый менеджмент ориентируется на диверси­фикацию финансовых вложений, которая относится к области стра­тегического финансового менеджмента.

При разработке стратегии развития предприятия могут сложить­ся различные ситуации, которые в состоянии привести не к росту, а к сокращению или, возможно, свертыванию производства, напри­мер в ситуации с постепенным переключением капитала.

Постепенное переключение капитала подразумевает модерниза­цию и переоснащение производства для выпуска новой продукции. При этом в оборот вовлекаются дополнительные финансовые ресур­сы, которые накапливались предприятием для целей расширенного воспроизводства.

Свертывание производства, а в отдельных случаях и прекращение деятельности предприятия, происходит, когда доходы на вложенный капитал не покрывают произведенных затрат. Его наиболее предпоч­тительно осуществлять поэтапно, с постепенным переводом капита­ла в новые сферы бизнеса. Однако резкое прекращение деятельности в одной сфере и подключение к новой сфере имеет и ряд преи­муществ: до минимума сводится период снижения рентабельности, финансовые ресурсы сразу включаются в сферу деятельности с более высоким доходом.

6.2. Классификация источников финансирования предпринимательской деятельности

Для правильной организации финансирования предприниматель­ской деятельности следует классифицировать источники финанси­рования. Отметим, что классификация источников финансирования в российской практике отличается от зарубежной. В России все ис­точники финансирования предпринимательской деятельности делятся на четыре группы:

1) собственные средства предприятий и организаций;

2) заемные средства;

3) привлеченные средства;

4) средства государственного бюджета.

В зарубежной практике отдельно классифицируют средства пред­приятия и источники финансирования его деятельности. Поскольку эти вопросы тесно взаимосвязаны, рассмотрим их более подробно. Одна из наиболее общих группировок средств предприятия в зару­бежной практике представлена на схеме 1.

 

Средства предприятия

 

Средства Краткосрочного назначения   Авансированный капитал (долгосрочные средства)

 

 


Заемный капитал   Собственный капитал

 

 

В данной классификации средств предприятия основным элементом является собственный капитал.

Структура собственного капитала предприятия представлена на схеме 2.

Существует еще один вариант классификации средств предприятия, где все средства делятся на собственные и привлеченные.

К собственным средствам предприятия в этом случае относятся:

· уставный капитал (средства от продажи акций и паевые взносы участников или учредителей);

· выручка от реализации;

· амортизационные отчисления;

· чистая прибыль предприятия;

· резервы, накопленные предприятием;

· прочие взносы юридических и физических лиц (целевое финансирование, пожертвования, благотворительные взносы).

К привлеченным средствам относятся:

· ссуды банков;

· заемные средства, полученные от выпуска облигаций;

· средства, полученные от выпуска акций и других ценных бумаг;

· кредиторская задолженность.

В зарубежной практике существуют различные подходы к клас­сификации источников финансирования деятельности предприятия.

Согласно одному варианту все источники финансирования де­лятся на внутренние и внешние1.

К внутренним источникам финансирования относятся собствен­ные средства предприятия.

К внешним источникам относятся:

• ссуды банков;

• заемные средства;

• средства от продажи облигаций и других ценных бумаг;

• кредиторская задолженность и др.

Существует вариант деления источников финансирования на:

1) внутренние источники — это расходы, которые предприятие финансирует за счет чистой прибыли;

 

 

1 Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 1995.- С.27

 

2) краткосрочные финансовые средства — это средства, исполь­зуемые для выплаты заработной платы, оплаты сырья и материалов,различных текущих расходов. Формы реализации источников финан­сирования в этом случае могут быть следующими:

• банковский овердрафт — сумма, получаемая в банке сверх остат­ка на текущем счете. Овердрафт подлежит оплате по требованию банка. Обычно это наиболее дешевая форма займа, величина про­центов по нему не превышает 1—2% базисной учетной ставки банка;

• переводный вексель (тратта) — денежный документ, согласно которому покупатель обязуется уплатить продавцу определенную сум­му в установленный сторонами срок. Банк учитывает векселя, предо­ставляя их владельцам заем на период до их погашения. В качестве платы за выданный заем по векселю банк взимает дисконт (процент), величина которого ежедневно меняется. Переводные векселя наибо­лее часто применяются во внешнеторговых платежах;

• акцептный кредит применяется, когда банк принимает к опла­те вексель, выписанный на имя его клиентов (перепродажа права на взыскание долгов — факторинг). В этом случае банк выплачивает кредитору стоимость векселя за вычетом дисконта, а по истечении срока его погашения взыскивает эту сумму с должника;

• коммерческий кредит — приобретение товаров или услуг с от­срочкой платежа на один — два месяца, а иногда и больше. Использование коммерческого кредита определяется конкретным видом хо­зяйственной деятельности. Обращение к нему зависит от скорости реализации товара и возможностей отсрочки платежей самого предприятия;

3) среднесрочные финансовые средства (от 2 до 5 лет) использу­ются для оплаты машин, оборудования и научно-исследовательских работ.

Покупка предприятием в кредит машин, оборудования и транс­портных средств происходит на фиксированных условиях под залог приобретаемых товаров с регулярным погашением кредита частями. К группе среднесрочных финансовых средств относится аренда ма­шин и оборудования. Плата за пользование арендованными средствами ведется регулярными взносами, при этом право собственности никогда не переходит к должнику;

4) долгосрочные финансовые средства (сроком свыше 5 лет) используются для приобретения земли, недвижимости и долгосроч­ных инвестиций. Выделение средств этим путем осуществляется, как:

• долгосрочные (ипотечные) ссуды — предоставление страховы­ми компаниями или пенсионными фондами денежных средств под залог земельных участков, зданий сроком на 25 лет;

• облигации — долговые обязательства с установленным процентом и сроком погашения. Значительная часть облигаций имеет нарицательную стоимость;

• выпуск акций — получение денежных средств путем продажи различных видов акций в форме закрытой или открытой подписки.

Появление такой классификации источников связано с особен­ностями внутрифирменного планирования за рубежом, которое включает долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.

При определении потребности в денежных ресурсах обязательно учитываются следующие моменты:

• для какой цели и на какой период (краткосрочный или долгосрочный) требуются денежные средства;

• с какой срочностью требуются средства;

• есть ли необходимые средства в рамках предприятия или при­дется обращаться к другим источникам;

• каковы затраты при уплате долгов.

Только после детальной проработки всех пунктов делается вы­бор наиболее приемлемого источника денежных средств.

 

Глава 7. Управление финансовым обеспечением

7.1. Управление обеспечением

собственными финансовыми ресурсами

К собственным финансовым ресурсам предприятия относятся выручка от реализации, амортизация и чистая прибыль предприятия.

В практике финансового менеджмента отдельных стран (в част­ности, во Франции) использование средств, образующихся в процессе деятельности, рассматривается как различные виды самофинансиро­вания, предназначенные либо для поддержания уровня производства (амортизация), либо в целях его роста (нераспределенная прибыль, резервы).

Основное назначение амортизации в отечественной практике — обеспечить замену изношенных основных фондов. В условиях, когда у хозяйствующих субъектов не хватает источников финансирования инвестиций, возрастает значение амортизации.

Амортизационные отчисления как денежные средства отражают сумму износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они входят в состав себестоимости производимой продукции и после ее реализации в виде выручки поступают на расчетный счет хозяйствующего субъекта. По экономической природе амортизацион­ные отчисления обеспечивают простое воспроизводство ценностей, однако они относятся к финансовым ресурсам. Дело в том, что износ зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств не возмещается сразу же по мере начисления и образования амортизаци­онных отчислений. Последние могут накапливаться и расходоваться на расширение и обновление производства, на вложение в ценные бумаги и высокодоходные проекты, помещаться на депозиты и т.д.

В настоящее время согласно новому Плану счетов амортизаци­онные отчисления находятся в общем денежном обороте хозяйству­ющего субъекта и как фонд денежных средств не обособлены.

С 1 января 1998 г. был введен следующий порядок начисления амортизации1. В состав имущества, подлежащего амортизации для целей налогообложения, включалось имущество, стоимость которо­го превышала 100-кратный размер установленного законодательством минимального размера месячной оплаты труда, полезный срок ис­пользования которого более одного года. Земельные участки, недра и леса, а также финансовые активы не относятся к имуществу, под­лежащему амортизации.

Имущество, подлежащее амортизации, группировалось в четыре категории:

1) здания, сооружения и их структурные компоненты;

2) легковой автотранспорт, легкий грузовой автотранспорт, конторские оборудование и мебель, компьютерная техника, информа­ционные системы и системы обработки данных;

3) технологическое, энергетическое, транспортное и иное обору­дование, а также материальные активы, не включенные в первую или вторую категорию;

4) нематериальные активы.

Годовые нормы амортизации составили: для первой категории — 5%, для второй — 25%, для третьей — 15% для всех налогоплатель­щиков, за исключением субъектов малого предпринимательства и предпринимателей, в отношении которых годовые нормы амортиза­ции увеличиваются и составляют соответственно: для первой катего­рии — 6%, для второй — 30%, для третьей — 18%.

Для четвертой категории амортизационные отчисления осуще­ствляются равными долями в течение срока существования немате­риальных активов. Если же срок использования нематериального актива определить невозможно, срок амортизации устанавливается в 10 лет.

Расчет амортизационных отчислений производится умножением суммарной стоимости имущества, отнесенного к соответствующей амортизационной категории, на норму амортизации, за исключени­ем имущества, отнесенного к первой и четвертой категориям, в отношении которого расчет амортизационных отчислений производится для каждой единицы имущества в отдельности.

Годовые нормы амортизации непосредственно влияют на вели­чину амортизационных отчислений, а следовательно, и на объем фи­нансовых ресурсов.

В странах с развитой рыночной экономикой амортизационные отчисления являются важнейшим источником инвестиционного фи­нансирования. Их удельный вес в общем объеме текущих и капи­тальных затрат хозяйствующих субъектов, осуществляемых из вне­бюджетных источников, составляет около 40%. В России эта цифра в 1998 г. составляла 37%. В инвестиционных же целях используется не более 40% совокупных амортизационных отчислений.

1Указ Президента РФ от мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины», п. 4-5.

 

В процессе разработки и принятия управленческих решений в области финансового обеспечения предпринимательской деятель­ности важное место занимает правильное определение величины ис­точников собственных средств предприятия.

Финансовый менеджмент предполагает, что в ходе планирова­ния и определения величин этих показателей хозяйствующий субъект Должен четко представлять, как величина показателя выручки от ре­ализации связана с величиной показателя прибыли, а также что на прибыль влияет ряд факторов и в первую очередь — величина издер­жек производства (себестоимости продукции).

В зарубежной практике разработана методика, позволяющая в ходе оперативного и стратегического планирования отслеживать зависи­мость финансовых результатов от издержек производства и объемов продажи. Анализ, позволяющий проследить цепочку показателей из­держки — объем продаж — прибыль, называется операционным ана­лизом.

Используя операционный анализ, финансовый менеджер смо­жет найти ответы на ряд важнейших вопросов, что даст ему в даль­нейшем возможность принять грамотное управленческое решение. К числу таких вопросов могут быть отнесены следующие:

• сколько наличного капитала требуется предприятию;

• каким образом можно мобилизовать эти средства;

• до какой степени можно доводить финансовый риск, используя эффект финансового рычага;

• как повлияет на прибыль изменение объема производства и сбыта.

Ключевыми элементами операционного анализа служат следую­щие показатели:

• финансовый рычаг;

• операционный рычаг;

• порог рентабельности (точка безубыточности);

• запас финансовой прочности предприятия;

• валовая маржа;

• коэффициент валовой маржи.

Операционный анализ позволяет определить наиболее выгодные комбинации между переменными затратами на единицу продукции, постоянными издержками, ценой и объемом продаж.

Постоянные издержки включают:

• постоянную заработную плату;

• арендные платежи;

• плату за электроэнергию;

• плату за газ;

• плату за воду;

• плату за телефон;

• расходы на почтовые услуги;

• страховые платежи;

• расходы на ремонт;

• расходы на рекламу;

• проценты за кредит;

• амортизацию.
Переменные издержки включают:

• сырье и основные материалы;

• покупные полуфабрикаты;

• дополнительную заработную плату;

• расходы на приобретение товара.

Для удобства пользования систему расчета этих показателей можно объединить в табл. 3.

Таблица 3

Расчеты порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага

Способ расчета Условные обозначения
ВМ = В - ПИП ВМ — валовая маржа; В — выручка от реализации; ПИП — переменные издержки производства
К = ВМ: В К,% = (ВМ: В) х 100 К — коэффициент валовой маржи
ПР = СПЗ: К ПР — порог рентабельности; СПЗ — сумма постоянных затрат
ЗФП, руб. = В - ПР ЗФП, % = ПР: В ЗФП — запас финансовой прочности
П = ЗФП х К П — прибыль
СОР = ВМ: П СОР — сила воздействия операционного рычага

 

Остановимся более подробно на характеристике каждого из по­казателей.

Валовая маржа (ВМ) — это результат от реализации продукции после возмещения переменных затрат. В зарубежной практике по­казатель валовой маржи называют суммой покрытия, или вкладом. Одной из основных задач финансового менеджмента является мак­симизация валовой маржи, поскольку именно она является источ­ником покрытия постоянных издержек и определяет величину при­были.

Коэффициент валовой маржи (К) является промежуточным по­казателем, он определяет долю валовой маржи в выручке от реализации. В операционном анализе он используется для определения ве­личины прибыли.

Порог рентабельности (ПР) — показатель, который называют точ­кой безубыточности, отражающий ситуацию, при которой предпри­ятие не несет убытков, но и не имеет прибыли. При этом объем продаж, находящихся ниже точки безубыточности, влечет за собой убытки, а выше точки безубыточности — прибыль.

Чем выше порог рентабельности, тем труднее его преодолеть, но предприятия с низким порогом рентабельности легче переживают па­дение спроса на продукцию и снижение цен реализации.

Запас финансовой прочности (ЗФП) показывает превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности, т.е. чем больше эта величина, тем финансово устойчивее предприятие.

Прогнозируемая прибыль рассчитывается умножением запаса финансовой прочности на коэффициент валовой маржи.

Действие операционного рычага состоит в том, что любое изме­нение выручки от реализации всегда сильно влияет на размер при­были. Чем больше уровень постоянных издержек в общем объеме затрат, тем больше сила отрицательного воздействия операционного рычага на прибыль. Указывая на темпы падения прибыли с каждым процентом снижения выручки, сила воздействия операционного рычага свидетельствует об уровне предпринимательского риска дан­ного предприятия.

Для предприятий, имеющих на балансе большое количество не­эффективно используемых основных фондов, высокая сила опе­рационного рычага представляет значительную опасность: в этом случае каждый процент снижения выручки от реализации приводит к резкому падению прибыли с достаточно быстрым вхождением пред­приятия в зону убытков. В таких условиях сокращается число вари­антов выбора продуктивных решений.

Работая с показателями операционного анализа, следует помнить, что изучение поведения переменных и постоянных издержек про­исходит в релевантном (краткосрочном) периоде, когда структура издержек, переменные издержки на единицу продукции остаются не­изменными лишь в ограниченном периоде и при определенном ка­честве продаж.

Подведем итоги.

1. Сила воздействия операционного рычага тем больше, чем выше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек.

2. Операционный рычаг тем выше, чем ближе к точке безубы­точности находится объем продаж. Таким образом, чем больше сила воздействия операционного рычага, тем больше предприниматель­ский риск.

3. Для предприятия с высоким значением операционного рычага положение ниже точки убыточности приводит к большим убыт­кам, а достижение уровня безубыточности позволяет получить при­быль, которая растет с увеличением объема продаж.

4. Если предприятие имеет низкий операционный рычаг, степень предпринимательского риска снижается, но и размер получаемой прибыли остается незначительным.

5. Если предприятие имеет высокий операционный рычаг, а мар­кетинговые исследования показывают, что объем продаж будет рас­ти, не следует спешить со снижением уровня операционного рычага, так как рост объема продаж позволит в этих условиях получить зна­чительную величину прибыли.

7.2. Привлеченные средства и их роль в источниках финансирования предпринимательской деятельности

В настоящее время на финансовом рынке появляются новые фор­мы и методы получения денежных средств, которые могут быть ис­пользованы как источники финансирования деятельности предпри­ятия.

Факторинг — это осуществляемая на договорной основе покупка требований по товарным поставкам факторинг-компании. В резуль­тате за достаточно короткий срок (2—3 дня) появляется возможность получить от 80 до 90% суммы требований в виде аванса, оставшиеся 10—20% являются гарантированной суммой для факторинг-компа­нии до момента получения ею денег от должника.

После получения денег факторинг-компания возвращает пред­принимателю оставшиеся 10—20% суммы, при этом с клиента взи­мают:

• проценты за немедленное предоставление денежных средств;

• премию за риск;

• административно-управленческие расходы.

В результате услуги факторинговой компании для поставщика включают плату за управление и за учетные операции.

Плата за управление (комиссия за собственно факторинговое об­служивание) взимается за ведение учета, страхование от появления сомнительных долгов и т.д. Рассчитывается как процент от годового оборота поставщика в зависимости от масштабов и структуры его производственной деятельности, оценки объема работ, степени кредит­ного риска, кредитоспособности покупателей, а также от специфики и конъюнктуры рынка финансовых услуг страны. В большинстве стран предоставляется скидка в пределах от 0,5 до 3,0%, при наличии регресса — на 0,2—0,5%. Плата за учет (дисконтирование) счетов-фактур составляет 0,1—1,0% годового оборота поставщика.

Плата за учетные операции взимается факторинговой компани­ей с суммы средств, предоставляемых поставщику досрочно (в форме предварительной оплаты переуступаемых долговых требований) за период между досрочным получением и датой инкассирования требо­ваний. Ее ставка обычно на 2—4% превышает текущую банковскую ставку при краткосрочном кредитовании клиентов с аналогичным оборотом и кредитоспособностью в связи с необходимостью ком­пенсации дополнительных затрат и риска факторинговой компании.

Несмотря на очевидную привлекательность такого способа при­влечения финансовых ресурсов, его использование ограничено в силу недостаточного правового регулирования этой сферы деятельности в нашей стране.

Факторинг-компании тщательно изучают финансовое положе­ние своих клиентов и их должников. В результате снижается риск приобретения безнадежных долгов.

При осуществлении факторинг-операций дебиторская задолжен­ность переходит в наличные средства, т.е. может быть сразу исполь­зована как источник финансирования.

Кроме того, факторинг-компания может взять на себя дополни­тельный риск неплатежеспособности должника, ведение учета деби­торской задолженности и предоставление информации о финансо­вом положении предприятий, которые могут стать или уже стали вашими партнерами.

В результате использования факторинга:

• улучшается кассовое положение предприятия;

• снижается риск возможных неплатежей;

• сокращаются издержки по ведению дебиторских счетов;

• появляется возможность использовать данные по сбытовой ста­тистике.

Факторинг эффективен, прежде всего в сфере материального про­изводства и для оптовых фирм. В зарубежной практике основными клиентами факторинговых компаний являются средние и мелкие фирмы.

В первой половине 90-х годов многие финансовые инструменты, которые раньше отсутствовали в нашей экономике, стали использо­ваться банками, кредитными учреждениями и другими организа­циями.

Один из таких инструментов, который широко используется в за­рубежной практике,— лизинг.

В нашей стране разработан комплекс нормативных документов, регулирующих инвестиционную деятельность в России, где лизингу отводится важное место.

В 1998 г. были приняты Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственных гарантий на осуществление ли­зинговых операций» и Федеральный закон № 164-ФЗ «О лизинге».

В лизинговой сделке обычно участвуют несколько субъектов:

• лизингодатель;

• лизингополучатель;

• продавец имущества (поставщик);

• банк (или другое кредитное учреждение), предоставляющий средства на приобретение предмета договора.

Кроме того, на рынке лизинговых услуг можно выделить специ­альные субъекты:

• страховые компании, осуществляющие страхование возмож­ных рисков, возникающих при лизинговой сделке;

• Российскую ассоциацию лизинговых компаний («Рослизинг») — некоммерческое объединение лизинговых компаний, банков и дру­гих предприятий, занимающихся лизингом.

Ассоциация «Рослизинг» занимается:

• координацией деятельности организаций, входящих в нее, для осуществления совместных взаимовыгодных проектов;

• подготовкой проектов законодательных актов;

• участием в работе международных ассоциаций;

• разработкой совместно с органами государственного управле­ния стратегических направлений развития лизинга в России.

Субъект лизинга может быть резидентом и нерезидентом Рос­сийской Федерации, а также работать с участием иностранного инве­стора, осуществляющего свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Объектом лизинга могут быть любые вещи, используе­мые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участ­ков и природных объектов.

Таким образом, в лизинг можно передавать любое имущество, которое не запрещено к свободному обращению на рынке и не унич­тожается в производственном цикле. Им может быть движимое и недвижимое имущество. Техника лизинговых операций представлена на схеме 3.

 

Схема 3

 

Арендодатель   Производитель  

 

 

Лизинговая компания

 

 

 

Арендатор

Условные обозначения:

1 – заявка на оборудование;

2 – плата за оборудование;

3 – оборудование;

4 – арендные платежи.

Согласно классификатору основных фондов, введенному в дей­ствие с 1 января 1996 г., к движимому имуществу относятся:

• силовые машины и оборудование (теплотехническое и турбин­ное оборудование, электродвигатели и т.д.);

• рабочие машины и оборудование для различных отраслей про­мышленности (полиграфическое оборудование, строительная техника, станки т.д.);

• средства вычислительной и оргтехники;

• транспортные средства, прочие машины и оборудование.

В качестве недвижимого имущества могут выступать производ­ственные здания и сооружения (нефтяные и газовые скважины, гидро­технические и транспортные сооружения).

В зависимости от объекта следует различать лизинги движимого (оборудования) и недвижимого имущества.

Типы лизинга зависят от срока его осуществления: менее полу­тора лет — краткосрочный лизинг, от полутора до трех лет — средне­срочный лизинг, три и более лет — долгосрочный лизинг.

Основные виды лизинга включают оперативный, финансовый и возвратный лизинги.

К оперативному лизингу относятся сделки, в которых затраты лизингодателя по приобретению сдаваемого в лизинг имущества лишь частично окупаются в течение первоначального срока лизинга. Осо­бенности оперативного лизинга таковы:

• лизингодатель не рассчитывает покрыть все свои затраты за счет поступлений от одного лизингополучателя;

• сроки лизинга не охватывают полного физического износа иму­щества;

• риск порчи или утери имущества лежит главным образом на лизингодателе;

• по окончании установленного срока имущество возвращается лизингодателю, который продает его или сдает в лизинг другому клиенту.

Причины, обусловливающие выбор лизингополучателем опера­тивного лизинга, состоят в следующем. Лизингополучателю необходи­мо арендуемое имущество лишь на время, например, для реализации проекта или работы, имеющих разовый характер; после окончания проекта надобность в данном типе имущества полностью отпадает. Арендуемое имущество подвержено сравнительно быстрому мораль­ному старению, т.е. лизингополучатель считает, что по истечении опре­деленного времени (срока лизинга) на рынке могут появиться новые, более эффективные аналоги данного имущества.

Финансовый лизинг предусматривает выплату в течение срока аренды твердо установленной суммы арендной платы, достаточной для полной амортизации машин и оборудования, способной обеспе­чить фиксированную прибыль лизингодателю. Предмет лизинга пе­реходит в собственность лизингополучателя по истечении срока дей­ствия договора или до его истечения при условии выплаты лизинго­получателем полной суммы по договору, если им не предусмотрено иное.

Данный вид лизинга используется при аренде дорогостоящих объектов: зданий, сооружений, дорогого оборудования. Однако пла­тежи лизингополучателя превышают расходы лизингодателя по при­обретению данного вида имущества.

Возвратный лизинг — разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно вы­ступает и как лизингополучатель (схема 4). Такая сделка применяется, Когда у хозяйствующего субъекта довольно низкий уровень доходов, и, следовательно, он не может полностью воспользоваться льготами по ускоренной амортизации и налогообложению прибыли. Он со­вершает сделку, а лизинговая компания получает налоговые льготы, снижая ставку арендной платы.

 

1 Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей утверждены Минэкономразвития России 16 апреля 1996г.

 

Схема 4

 

стоимость оборудования

Лизинговая компания     Предприятие

арендные платежи

В законе о лизинге отдельно рассматривается сублизинг — осо­бый вид отношений, возникающих в связи с переуступкой прав пользования предметом лизинга третьему лицу по договору суб­лизинга.

Лизинговая компания может привлекать ссуды для осуществле­ния лизинговых операций — это лизинг с дополнительным привле­чением средств, по которому осуществляется более 85% всех сделок.

Любая лизинговая сделка оформляется договором, предусматри­вающим лизинговые платежи, под которыми понимается общая сум­ма, выплачиваемая лизингополучателем лизингодателю за предостав­ленное ему право пользования имуществом.

Расчет общей суммы лизинговых платежей осуществляется по формуле'

ЛП = АО + ПК + KB + ДУ + НДС, (46)

где ЛП — общая сумма лизинговых платежей;

АО — амортизационные отчисления, причитающиеся лизингодателю в текущем году;

ПК — плата за кредитные ресурсы, используемые лизингодателем на приобретение имущества;

KB — комиссионное вознаграждение лизингодателю за предоставле­ние имущества по договору лизинга;

ДУ — плата лизингодателю за дополнительные услуги лизингополуча­телю, предусмотренные договором лизинга;

НДС — налог на добавленную стоимость, уплачиваемый лизингополу­чателем по услугам лизингодателя. Если лизингополучатель яв­ляется малым предприятием, в общую сумму лизинговых плате­жей налог на добавленную стоимость не включается.

Если договором предусмотрен выкуп с выплатой указанной сто­имости в виде долей в составе лизинговых платежей, то в лизинговые платежи включают и стоимость выкупаемого имущества.

Преимущества лизинга состоят в следующем. Лизинг позволяет быстро реагировать на изменения конъюнктуры, обновлять капитал, не прибегая к крупномасштабным инвестициям, избегать морально­го старения оборудования. Он дает возможность предпринимателям модернизировать новое производство без мобилизации больших фи­нансовых ресурсов. Для мелких, средних фирм и частных предпри­нимателей лизинг часто является единственно возможным способом финансирования их инвестиций. Лизинговое соглашение является более гибким, чем ссуда, поскольку предоставляет возможность вы­работать удобную для покупателя схему финансирования.

Ссуда всегда предполагает ограниченные сроки и размеры пога­шения. Лизинговые платежи по договоренности сторон могут быть ежемесячными, ежеквартальными и т.д., а суммы платежей — отли­чаться друг от друга. Ставка может быть фиксированной и плаваю­щей. Погашение может осуществляться после получения выручки от реализации товаров, произведенных на оборудовании, взятом в ли­зинг, или быть прокомпенсировано встречной услугой, что позволяет предприятиям без резкого финансового напряжения обновлять про­изводственные фонды. Арендная плата относится на издержки про­изводства и снижает у лизингополучателя налогооблагаемую прибыль. Риск устаревания оборудования целиком ложится на арендодателя. Арендатор имеет возможность постепенного обновления своего пар­ка оборудования.

Международный лизинг в ряде случаев позволяет арендатору пользоваться налоговыми льготами страны арендодателя за счет сни­жения арендных ставок.

Лизинг позволяет включать в себестоимость продукции проценты за полученные заемные средства (в том числе у банков), используе­мые для осуществления финансового лизинга, а также лизинговых платежей. Он позволяет снижать налог на прибыль, так как лизинго­вые платежи у лизингополучателя относятся на затраты.

Недостатки лизинга состоят в следующем1.

1 Васильев Н.М. и др. Лизинг как механизм развития инвестиций и

предпринимательства. М.:ДЕКА,1999.

 

 

Арендатор теряет на повышении остаточной стоимости оборудо­вания (в частности, из-за инфляции). Если в результате научно-тех­нического прогресса изделие морально устаревает, арендные плате­жи за него не прекращаются до конца контракта. Стоимость лизинга больше ссуды, но поскольку риск устаревшего оборудования ложит­ся на арендодателя, он берет большую комиссию для компенсации.

В экономической литературе, посвященной проблемам лизинга, широко обсуждается вопрос отличия лизина от аренды. По мнению большинства авторов, основные отличия состоят в следующем1.

1.Лизинговые отношения наряду с лизингодателем и лизингопо­лучателем включают дополнительного субъекта — продавца лизин­гового имущества, который отсутствует при аренде.

2. При лизинге активная роль отводится лизингополучателю, что не свойственно арендным отношениям. Преимущественное право выбора имущества и его изготовителя (продавца) принадлежит пользователю. Кроме того, лизингодатель обязан поставить в извест­ность продавца имущества о приобретении его специально для сдачи в лизинг.

З.В отличие от арендных отношений лизингополучатель факти­чески наделяется правами и обязанностями, свойственными покупа­телю, поскольку имущество передается непосредственно ему, минуя фактического собственника (лизингополучателя). За лизингодателем остается только обязанность оплатить имущество и право расторг­нуть договор купли-продажи с продавцом.

4. Неодинаково распределяются риски в договорах аренды и ли­зинга в связи с недостатками, обнаруженными в имуществе. Арендо­датель отвечает перед арендатором за все недостатки, препятствую­щие пользованию имуществом. Лизингодатель не отвечает перед пользователем за недостатки переданного имущества, так же как и за вред, причиненный жизни, здоровью граждан в процессе использо­вания объекта лизинга, а также имуществу пользователя и третьих лиц. Ответственность в размере причиненного лизингополучателю ущерба наступает, если выбор поставщика осуществлялся самим ли­зингодателем, либо он вмешался в выбор имущества или его харак­теристик. Лизингодатель также полностью свободен от выполнения гарантийных обязательств, связанных с выявлением дефектов в объек­те лизинговой сделки, которые возлагаются на изготовителя (постав­щика) имущества, и лизингополучатель непосредственно обращает­ся к нему с требованием об устранении недостатков.

5.Несмотря на то что лизингодатель в течение всего срока до­говора остается собственником объекта лизинговой сделки, лизингополучатель принимает на себя обязанности, связанные с правом собственности (риск случайной гибели, техническое обслуживание). Поскольку риск случайной гибели имущества возлагается именно на пользователя, он обязан полностью выполнить денежные обязатель­ства перед лизингодателем. Даже если объект сделки будет случайно, не по вине сторон, уничтожен, лизингополучатель в отличие от арен­датора обязан вносить лизинговые платежи или погасить их общую сумму, предусмотренную договором.

Такое распределение рисков в лизинговой сделке в отличие от арендной является вполне обоснованным, так как лизингодатель при­обретает имущество по просьбе и в интересах лизингополучателя.

При аренде все риски остаются за арендодателем, поэтому если имущество окажется в негодном состоянии по причинам, не завися­щим от арендатора, последний может требовать досрочного растор­жения договора и соответственно по прекращении обязательства от­падает обязанность платить арендную плату.

6. При расторжении договора лизинга до истечения его срока по требованию лизингодателя (если пользователь имущества нарушил условия договора) или по желанию лизингополучателя последний все равно обязан вносить лизинговые платежи или погасить их общую сумму, предусмотренную договором, а в некоторых случаях и запла­тить неустойку.

7.3. Формы привлечения заемных средств

Предприятия в процессе деятельности совершают материальные и денежные затраты, связанные с расширенным воспроизводством основных фондов и покрытием потребности в оборотных средствах, производством и реализацией продукции, социальным развитием кол­лектива.

Основой для определения необходимой суммы оборотных средств и основных фондов являются объем производства, размер затрат на производство, длительность производственного цикла, прирост и вы­бытие фондов, условия заготовки и приобретения сырья, топлива и других необходимых материалов.


3 Газман В.Д. Лизинг: теория, практика, комментарий.— М., 1997

 

Без заемных средств предприятия должны были бы находиться полностью на самофинансировании, что резко ограничивало бы воз­можности их развития.

Заемное, долговое финансирование предприятия обычно высту­пает в виде получения краткосрочных и долгосрочных банковских ссуд, а также облигационных займов.

Одним из важнейших ресурсов, мобилизуемых предприятием на финансовом рынке, является банковский кредит. Необходимость кре­дитования объективно вытекает из-за несоответствия средств и по­требностей предприятия для расширенного воспроизводства. Имен­но в этих условиях возникают кредитные отношения, которые дают возможность заемщику получить деньги раньше, чем он сможет из­влечь их из обращения после реализации товара. За счет собственных средств обычно покрывается потребность предприятия в денежных ресурсах, обеспечивающая непрерывность процесса производства и реализации продукции на протяжении года. За счет заемных источ­ников восполняются средства на образование сезонных запасов ма­териальных ценностей, покрытие затрат в производстве, а также ко­лебания рыночной конъюнктуры, например платежеспособный спрос потребителей.

Заемные средства предприятие может получить в виде кратко­срочных кредитов для пополнения и прироста оборотных фондов. Это в основном ссуды, обслуживающие кругооборот оборотного ка­питала, текущие потребности клиента. В российской практике кратко­срочные кредиты выдаются на финансирование различных элементов производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, средств в расчетах. Существуют разные виды кратко­срочных ссуд банков: залоговые, гарантированные поручителем, бан­ковские, застрахованные и др.

Краткосрочные ссуды — это кредиты, срок пользования кото­рыми не превышает одного года. Современная система кредитова­ния в РФ отличается преимущественно краткосрочным характером.

К долгосрочным ссудам относятся кредиты, сроки которых пре­вышают один год (в некоторых рыночных странах 6—8 лет). Такие кредиты обслуживают потребности в средствах, необходимых для фор­мирования основного капитала и финансовых активов. Долгосроч­ные ссуды направляются на кредитование строительства производ­ственных объектов, реконструкцию, техническое перевооружение, приобретение техники, оборудования и транспортных средств, орга­низацию выпуска новой продукции, строительство объектов непро­изводственного назначения.

Непременным требованием современной системы кредитования является соблюдение целевого характера кредита, полноты и срочно­сти возврата ссуд, их обеспеченности. К принципам кредитования относится и дифференцированность, в соответствии с которой осуществляется различный подход банка к кредитованию субъекта или объекта и к обеспечению ссуды. Особое значение приобретают прин­ципы кредитования, требующие надежной оценки не только объек­та, субъекта и качества обеспечения, но и уровня маржи, доходности кредитных операций, снижения риска. Важным является и соблюде­ние технологии кредитования, правил выдачи и погашения ссуд, текущего наблюдения и анализа кредитных операций.

Стабилизация российской экономики должна привести к разви­тию долгосрочных кредитных отношений между предприятиями и банками. В настоящее время банки являются важнейшими элемен­тами инфраструктуры, которая во многом определяет экономическую эффективность функционирования хозяйства в целом. Инвестици­онная деятельность банков постепенно должна быть переориентиро­вана на финансирование долгосрочного развития предприятий.

В случае краткосрочного кредитования банки рассматривают стандартные вопросы, касающиеся только части деятельности пред­приятия, например, кредитоспособность заемщика, качество залога. Если же банк является одним из кредиторов инвестиционного про­екта на длительный срок, то он заинтересован исследовать все сторо­ны проекта и работы предприятия и получить как можно больше информации о нем.

Роль банковского кредита при поступательном преобразовании российской экономики будет постоянно увеличиваться. Поскольку предприятия перестали получать денежные средства из бюджета, они вынуждены искать иные источники финансирования своей деятель­ности. В первую очередь их внимание привлекает банковский кредит, так как именно коммерческие банки являются аккумуляторами свободных денежных средств в рыночной экономике.

Зачастую только с помощью кредитов в комплексе с другими стоимостными инструментами можно решить проблемы финансиро­вания производственной деятельности предприятий и инвестирова­ния их основных фондов, поддержать как отдельные предприятия, так и целые отрасли. В рамках бюджетов и средств самих предприятий не всегда удается обеспечить их стабильную работу. Инструментом, спо­собным ускорить поступательное развитие экономики России, является вовлечение в производство банковского капитала и в еще большей степени капитала, который могут привлечь коммерческие банки.

Если банки станут строить кредитную политику, ориентируясь на долгосрочные цели, то экономическая ситуация в стране быстрее стабилизируется и предприятия смогут с большей надежностью дер­жать денежные средства в коммерческих банках.

В современных условиях переориентация коммерческих банков с преимущественно спекулятивных операций на финансирование ре­ального сектора означает крупный шаг в усилении рыночных тен­денций развития экономики страны. Разумеется, осуществить этот процесс непросто. Во многом это зависит от экономической и де­нежно-кредитной политики государства, от согласованности действий предприятий, банков и государства. Призывы к коммерческим бан­кам вкладывать деньги в производство и снижать процентные став­ки, чтобы способствовать достижению экономического роста обще­ственного производства, не будут реализованы, пока не приняты со­ответствующие меры со стороны государства, например в области налоговой политики.

Перспективы вовлечения коммерческих банков в процесс кре­дитования производства в России несомненно имеются. Процесс ста­билизации банковской системы должен привести к расширению кре­дитования крупных инвестиционных проектов, так как крупному банку легче вложить деньги в долгосрочный инвестиционный проект и принять на себя большие инвестиционные риски.

Еще одной причиной, которая может побудить коммерческие банки вкладывать средства в реальный сектор экономики, является конкуренция между ними в борьбе за клиента, когда предприятия будут выбирать тот банк, который в состоянии финансировать не только их текущие потребности, но и досрочные проекты.

Есть и другие причины, которые могут заставить банки инвестиро­вать средства в производственные затраты предприятий. Обычно банки стремятся расширить и дифференцировать свою доходную базу, и если проект и затраты предприятия оказываются прибыльными, это обеспе­чит банку постоянный источник дохода в течение нескольких лет.

Диверсификация вложений сразу в несколько отраслей может способствовать повышению финансовой устойчивости и снижению рисков для банков. Участие банковского капитала в различных от­раслях обеспечивает его присутствие на наиболее динамично разви­вающихся рынках.

Банки заинтересованы в кредитовании предприятий также с це­лью расширения своей клиентской и ресурсной базы из-за необ­ходимости разнообразить виды услуг, оказываемых клиентам, и для увеличения своего влияния на них.

Особым мотивом активности банков по отношению к предприя­тиям может стать желание снизить в своих активах долю денежных средств (наличности, остатков на корсчетах), не приносящих дохода.

Кроме того, банки, входящие в финансово-промышленные груп­пы, вынуждены в значительных масштабах заниматься кредитовани­ем производственных потребностей предприятия.

Тем не менее, несмотря на создание условий для участия в про­изводственной деятельности, коммерческие банки не торопятся вкла­дывать деньги в реальный сектор экономики. Это связано с тем, что банков, которые могли бы реально предоставлять крупные или долго­срочные кредиты, пока еще мало, остальные имеют весьма слабую ресурсную базу.

Анализ показывает, что негативными факторами, сдерживающи­ми вложения банков в сферу материального производства, являются:

• высокий кредитный риск невозврата ссуд;

• отсутствие реальной ответственности заемщиков за убыточные результаты деятельности и возврат ссуд;

• недостатки и противоречия законов и норм, регулирующих кре­дитные отношения;

• просчеты в кредитно-денежной, налоговой и инвестиционной политике государства;

• отсутствие экономического стимулирования банков, кредиту­ющих сферу материального производства;

• отсутствие надежной системы страхования банковских депозитов;

• недостаточная ликвидность предоставляемых залогов предприятиями.

Современная кредитная политика коммерческих банков направ­лена на кредитование конкретных мероприятий в определенные сро­ки. Краткосрочные кредиты предоставляются предприятиям на ком­мерческой основе путем заключения с банками кредитных догово­ров. Порядок кредитования в каждом конкретном случае определя­ется банком по согласованию с заемщиком и фиксируется в кредит­ном договоре.

В договоре оговариваются объем выдаваемой ссуды, сроки и по­рядок ее использования, процентные ставки и другие выплаты по ссуде, обязанности и экономическая ответственность сторон, формы обеспечения обязательств (залог, поручительство и др.), перечень до­кументов, предоставляемых банку для оформления кредита.

До вступления в кредитные отношения с заемщиком банк оце­нивает его кредитоспособность — способность полностью и в срок рассчитаться по своим долговым обязательствам (основному долгу и процентам).

От кредитоспособности заемщика зависит его способность пога­шать долги в ближайшей перспективе. Уровень кредитоспособности клиента определяет степень индивидуального риска банка по выдаче конкретной ссуды конкретному заемщику.

Мировая и отечественная практика позволила сформулировать следующие принципы оценки кредитоспособности: характер клиен­та, его способность заимствовать средства, финансовые возможно­сти, размер капитала, обеспечение кредита, условия совершения кре­дитной сделки и перспективы ее погашения, возможность ее контро­ля со стороны банка. Существуют и конкретные показатели оценки кредитоспособности предприятия: уровень риска кредитных опера­ций, рентабельность и ликвидность баланса клиента.

Уровень риска оценивается с точки зрения рентабельности выпол­нения предприятием кредитуемого мероприятия (проекта) в целом и гарантий возврата вложенных банком средств. При кредитовании те­кущей деятельности учитываются изменения ассортимента продук­ции, технологии производства, конъюнктуры рынка на основе мар­кетинговой стратегии предприятия.

Для оценки финансовых результатов деятельности заемщика по данным бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках изу­чается рентабельность производства.

Ликвидность баланса заемщика анализируется с целью оценки характера капитала и его размещения по отдельным статьям. Лик­видность баланса заключается в возможности быстро мобилизовать имеющиеся ресурсы (активы) для оплаты в срок своих обязательств (пассивов), а также непредвиденных долгов.

С предприятиями разного уровня кредитоспособности банк по-разному строит кредитные отношения. Заемщикам одной группы бан­ки могут открывать кредитную линию, кредитовать по контокоррент ному счету, выдавать банковские (доверительные) кредиты без обес­печения и с пониженной процентной ставкой.

Кредитование заемщиков другой кредитоспособности будет осу­ществляться в обычном порядке только при наличии соответствую­щих форм обеспечения. При этом процентные ставки будут зависеть от вида обеспечения, спроса на кредиты на рынке ссудного капитала и других факторов.

Предоставление ссуд заемщикам, отнесенных по уровню креди­тоспособности к группе с большим риском, производится банком под более высокую процентную ставку.

Если кредит был выдан клиенту до ухудшения его финансового положения, то банк вправе прекратить его дальнейшее кредитование и приступить к взысканию ранее выданных ссуд.

Коммерческие банки предоставляют ссуды под залог имущества и ценностей клиента, под гарантию или поручительство сторонних юридических или физических лиц.

Кредит может быть предоставлен единовременно в размере испра­шиваемой суммы, а также по мере возникновения потребности в нем у предприятия. В этом случае определяется максимальный размер кредита.

Банк принимает в качестве обеспечения возвратности кредита имущество заемщика, принадлежащее ему на праве собственности, включая имущественные права (за исключением имущества, реали­зация которого запрещена). При кредитовании под залог имущества или ценностей учитывается не только его балансовая стоимость, но и реальная стоимость залога с учетом возможности быстрой реализа­ции товаров, ценных бумаг, валюты, заложенных заемщиком, и на­правления вырученных денежных средств на погашение ссуды.

При принятии в залог имущества банк может потребовать его страхования за счет заемщика.

Погашение кредита может производиться как в конкретные сро­ки, так и путем периодического направления свободных средств пред­приятия на погашение задолженности (порядок предусматривается Договором).

В течение оговоренного в кредитном соглашении срока заемщик обязан перечислить средства в погашение ссуды. В случае неперечисления средств для погашения задолженности в указанный срок сумма непогашенного долга переносится на счет просроченных ссуд с взиманием повышенного процента. В этом случае банк вправе приступить к взысканию ссуды в судебном порядке, известив об этом заемщика.

При наличии у предприятия длительной просроченной задолжен­ности по ссуде (более 30 дней) банк имеет право прекратить выдачу новых ссуд и предупредить о взыскании задолженности в бесспор­ном порядке, реализовать принятые в залог товарно-материальные ценности и иное имущество, а выручку от продажи направить на погашение задолженности, предъявить ко взысканию остаток задол­женности по ссуде юридическому лицу, предоставившему гарантию или поручительство погашения кредита.

По кредитам, предоставленным коммерческими банками, процен­ты начисляются по договорным ставкам с учетом объема привлекае­мых кредитных ресурсов, сроков кредитования и темпов инфляции.

Кардинальные изменения в экономике, рост активности отече­ственных производителей должны способствовать расширению дея­тельности коммерческих банков по долгосрочному кредитованию ин­вестиционных проектов предприятий. В отличие от бюджетных средств привлечение долгосрочных коммерческих кредитов банков повышает ответственность заемщиков благодаря возвратности и плат­ности заемных средств.

Объектами долгосрочного кредитования капитальных вложений предприятий являются затраты на строительство, расширение, ре­конструкцию и техническое перевооружение объектов производствен­ного и непроизводственного назначения, приобретение движимого и недвижимого имущества, создание новых предприятий и производств, осуществление научно-исследовательских работ, инноваций, созда­ние интеллектуальных ценностей и других объектов собственности. Порядок предоставления, оформления и погашения долгосроч­ных кредитов регулируется законами о банках и банковской деятель­ности в РФ, правилами самих банков, а также кредитными договорами с заемщиками.

Процесс предоставления долгосрочного кредита включает сле­дующие стадии: оформление заявления на ссуду, проверка представ­ленной информации заемщика, оценка проекта, принятие решения о выдаче кредита, заключение кредитного договора.

Процесс начинается с момента обращения в банк потенциаль­ного претендента на получение кредита, при этом соискатель пре­доставляет различную информацию об объекте кредитования либо в виде специальной анкеты, либо в виде бизнес-плана проекта. Необходимая информация включает перечень определенных документов, характеризующих претендента. Сюда входят:

1) справка об инициаторе проекта — наименование, реквизиты, данные об учредителях, структуре уставного капитала, организационно-правовой форме, информация о счетах, кредитная история,
введения о производственно-финансовой деятельности и имеющих­ся собственных ресурсах;

2) характеристика инвестиционного проекта — направления и дели предлагаемых инвестиций (конкретные количественные и ка­чественные показатели проекта);

3) порядок погашения ссуд (сроки, размеры и источники);

4) данные о возможном об

Date: 2015-04-23; view: 693; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию