Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Глава 2. Принципы организации финансового менеджмента





2.1. Сущность и функции финансового менеджмента

Мировой экономический кризис 20—30-х годов XX века со всей очевидностью показал необходимость эффективного, рацио­нального управления экономическими процессами как в масштабах национальной экономики, так и на каждом конкретном предприя­тии. Крупное промышленное производство не может развиваться без фондового рынка, коллективных форм владения собственностью, ак­ционерного капитала. Слияние промышленного и финансового ка­питала требует выделения самостоятельного сектора управления — финансового. Как наука финансовый менеджмент сформировался в 50-е годы XX столетия. Базируясь исключительно на практическом опыте, финансовый менеджмент предполагает современные теории управления и финансов, бухгалтерский учет и финансовые вычисле­ния, прочное правовое обеспечение.

В настоящее время управление финансами на предприятии ве­дется по двум направлениям:

1) как распорядиться имеющимися финансовыми ресурсами (управление активами);

2) как привлечь необходимые финансовые ресурсы (управление пассивами).

Финансовый менеджмент позволяет ответить на вопросы: каки­ми должны быть структура активов, соотношение товарно-мате­риальных ценностей и денежных ресурсов, как организовать оборот­ные средства с целью наиболее эффективного их использования на всех стадиях кругооборота. Управление пассивами означает не толь­ко поиск возможных источников средств, но и формирование их оптимальной структуры, обеспечивающей максимальную отдачу на каждую единицу капитала предприятия.

Искусство финансового управления заключается в сочетании дей­ствий и решений по обеспечению устойчивого текущего финансово­го положения предприятия, его платежеспособности и ликвидности, а также перспектив развития, подкрепленных долгосрочными источ­никами финансирования, формирующими структуру активов. Опера­тивное реагирование на изменение внешних и внутренних факторов, особенно в условиях становления рынка, — обязательное требование для эффективного финансового управления. Таким образом, финан­совый менеджмент как наука представляет собой систему знаний по эффективному управлению денежными фондами и финансовыми ре­сурсами предприятий для достижения стратегических целей и ре­шения тактических задач. Как система управления финансовый менеджмент организует взаимоотношения внутри предприятия и за его пределами. Внутри предприятия формируется соответствую­щая мотивация сотрудников, соединяющая цели предприятия и субъекта управления — финансового менеджера на основе личной заинтересованности в увеличении доходности, а также возможности карьерного роста.



Финансовый менеджмент реализует себя в присущих ему функ­циях. Являясь составной частью общей системы управления, он при­зван решать те же задачи по организации, планированию, мотивации и контролю. Вместе с тем финансовый менеджмент имеет выражен­ную специфику — управление денежными потоками, поэтому его функции в значительной мере предопределены задачами финансов предприятий. Использование распределительной функции финансов обеспечивает эффективную структуру капитала предприятия, а так­же формирование фондов финансовых ресурсов. Являясь приори­тетной структурой в общей системе управления, финансовый ме­неджмент призван таким образом организовать финансовые потоки, чтобы обеспечить эффективный и бесперебойный воспроизводствен­ный процесс на предприятии. Обеспечение достаточности денежных средств для нормального функционирования предприятия, сбалан­сированность материальных и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота достигаются благодаря воспроизводственной функции финансового менеджмента.

Вторая функция финансового менеджмента — организационная обеспечивает системный подход в организации управления денежны­ми потоками и фондами, взаимодействие функциональных структур предприятия для достижения, намеченного финансового результата. Организационная функция предполагает взаимную увязку ресурсов в пространстве и во времени.

Финансовое планирование как функция финансового менеджмен­та задает количественную определенность предполагаемым процессам и мероприятиям. Базируясь на анализе хозяйственной деятельности предприятия, финансовое планирование формирует конкретные пока­затели, задает экономические пропорции развития благодаря распре­делению финансовых ресурсов. Это весьма действенный инструмент обеспечения устойчивого развития, с помощью которого можно опре­делить, сколько и каких ресурсов следует привлечь, чтобы обеспе­чить соответствующие объемы производства и продаж для удовлет­ворения платежеспособного спроса.

В качестве самостоятельной функции финансового менеджмента можно выделить прогнозирование. Прогноз на длительную перспек­тиву показателей деятельности и результатов проводимых меропри­ятий позволяет выявить определенные тенденции, складывающиеся на рынке, экстраполируя которые на временной отрезок можно раз­работать варианты стратегии и тактики для достижения намеченной цели.

Стимулирующая функция финансового менеджмента обеспечи­вает необходимую мотивацию как собственникам, так и всему коллек­тиву предприятия. Заинтересованность в высокой результативности собственного труда обеспечивается соответствующей организацией системы оплаты. Использование ресурсов становится эффективным, если личный вклад в наращивание капитала обеспечивается замет­ным поощрением.



Контрольная функция финансового менеджмента отражает со­стояние кругооборота ресурсов, эффективность хозяйствования, обеспе­чивает контроль за управленческими решениями в области финансов, предусматривая сбор необходимой информации, анализ факторов, явившихся причиной отклонения от запланированных параметров. Контроль и анализ позволяют определить закономерности и тенден­ции в динамике натуральных и стоимостных показателей, вскрыть имеющиеся внутренние резервы. Таким образом, контрольная функция является связующим элементом всех сторон финансового ме­неджмента, обеспечивая их взаимодействие на предприятии: регули­рование процесса, организацию производства с реальной структурой управления, планирование и прогнозирование, заинтересованность в результатах эффективного хозяйствования. Формами ответствен­ности по результатам финансового контроля могут быть штрафы, пени, неустойки, взимаемые при нарушении договорных обязательств, несвоевременном погашении кредитов, возникающих неплатежей. Крайней мерой по отношению к неэффективно работающему пред­приятию может стать процедура его банкротства.

Эффективность финансового менеджмента зависит от правильно­го использования функций, знания приемов управления, стандартов учета и нормативных актов, регулирующих деятельность предприя­тия, умения и навыков оценки конкретных финансовых ситуаций, использования современных информационных систем и программ­ного обеспечения.

2.2. Субъекты и объекты финансового управления

Как система управления финансовый менеджмент предполагает наличие субъекта и объекта управления. В качестве субъектов управле­ния на предприятии могут выступать должностные лица финансовой службы либо работники, в компетенцию которых входит управление организацией денежного оборота предприятия. Финансовая деятель­ность может быть распределена между службами и исполнителями, находящимися на разных иерархических уровнях управления. По­скольку малый бизнес не предполагает глубокого разделения управ­ленческих функций, в качестве субъектов финансового менеджмента могут выступать руководитель предприятия и бухгалтер.

На крупных предприятиях для управления финансами создаются самостоятельные подразделения — финансовые службы и дирекции. Финансовый директор (вице-президент по финансовым вопросам) — главный ответственный финансист. Функции субъекта финансового управления могут быть также делегированы финансовому менедже­ру, главному бухгалтеру, административному директору, руководите­лю финансово-сбытовой службы, казначею, другим уполномоченным. Создание финансовой дирекции, определение круга ее задач и воз­можностей являются прерогативой высшего органа управления пред­приятия — совета директоров, наблюдательного совета и т.п.

Объектами управления в финансовом менеджменте являются де­нежные поступления и выплаты, составляющие денежный оборот предприятия. Управляемый денежный поток представляет замкну­тый цикл притока и оттока средств предприятия, размеры которого зависят от объема продаж, величин дебиторской и кредиторской за­долженности, необходимых запасов, структуры капитала, финансо­вых ресурсов и т.п. Потоки денежных средств предприятия имеют определенные источники: собственный капитал, заемные средства, другие пассивы. Направление использования средств предполагает создание различных активов.

Общий денежный оборот предприятия складывается в процессе движения средств, обслуживающих самые разнообразные хозяйствен­ные операции. Все операции могут быть сгруппированы по основным направлениям экономической деятельности предприятия: текущей, инвестиционной и финансовой. Это означает, что организованное движение денежных средств в каждом конкретном случае призвано решать определенные задачи и общая результативность хозяйствова­ния будет зависеть от успехов на каждом направлении деятельности. Конечно, результаты текущей деятельности во многом определяют возможности предприятия, но другие виды деятельности также мо­гут содействовать преодолению возникающих финансовых затруд­нений.

Таким образом, объекты финансового управления представляют собой активы и пассивы (финансовые обязательства) предприятия, формирующиеся в процессе текущей деятельности, осуществления инвестиций.

При создании предприятия приоритетной задачей является опре­деление размера средств, необходимых для финансирования вновь создаваемых активов. При этом решается задача оптимизации источ­ников финансирования, формирование такой структуры, которая обеспечит необходимую финансовую устойчивость предприятия при низких значениях стоимости капитала. В дальнейшем собственные финансовые ресурсы будут определять возможности предприятия в решении стратегических задач. Основное внимание в управлении собственными финансовыми ресурсами должно быть уделено фор­мированию чистой прибыли и амортизационным отчислениям. Но не только собственные источники обусловливают величину денеж­ного потока, в немалой степени финансовая эффективность зависит от сочетания собственных и заемных средств в обороте. Это выдвигает перед финансовым менеджментом задачу определения общей по­требности в заемных средствах, а также оптимизацию соотношения краткосрочной и долгосрочной задолженности.

Оборотные и внеоборотные активы являются сущностью любого предприятия. Выступая в качестве объектов финансового управле­ния, они должны быть прежде всего определены в абсолютных зна­чениях по своим видам, поскольку от этого зависят масштабы дея­тельности самого предприятия, а также размеры и финансовая струк­тура капитала. Вместе с тем принципиальные отличия кругооборота отдельных составных частей активов требуют различных подходов к управлению оборотными и внеоборотными активами. Определе­ние продолжительности оборота отдельных видов оборотных акти­вов создает предпосылки рационального управления запасами товар­но-материальных ценностей, дебиторской задолженности и в целом оборотных средств.

В составе внеоборотных активов наибольший удельный вес за­нимают основные фонды. Управление этой частью активов предпо­лагает анализ структуры и эффективности использования отдельных их видов, а также мероприятия по обеспечению текущего и капи­тального ремонта, своевременному обновлению, замене машин и обо­рудования.

Управление внеоборотными активами требует решения такой зада­чи, как управление реальными инвестициями. Для этого необходимо провести оценку инвестиционной привлекательности предлагаемых проектов, рассмотреть их эффективность с точки зрения будущих денежных потоков.

Особого внимания в финансовом менеджменте заслуживает де­ятельность предприятия на фондовом рынке. Формирование и опе­ративное управление портфелем ценных бумаг означают не только возможность получения дополнительных доходов, но и наличие рисков, характерных для этой деятельности. Выбор финансовых ин­струментов, формирование оптимальной структуры портфеля, позволя­ющей сбалансировать риск и доходность, — основные направления управления этой частью активов предприятия. Риски сопровождают не только финансовую деятельность, они являются характерным фактором практически любого вида бизнеса. Финансовое управле­ние становится эффективным только тогда, когда определен пере­чень сопутствующих предприятию рисков, установлена их структура и возможные последствия наступления рисковых событий. Управление рисками означает также проведение превентивных мероприятий, минимизацию предполагаемых финансовых рисков, обеспечение страховой защиты за счет внутренних и внешних факторов.

Объекты финансового менеджмента — активы и пассивы пред­приятия тесно связаны между собой. Решение об осуществлении вло­жений в определенные активы предполагает наличие источников финансирования. Цена привлекаемых источников может быть раз­ной, и это отразится на принимаемом решении. Собственные ресур­сы в отличие от заемных не могут быть оценены с точки зрения платы за ресурсы, но могут использоваться достаточно эффективно при вы­боре варианта инвестирования. Таким образом, объекты финансового менеджмента находятся в постоянном взаимодействии, и их взаимо­обусловленность ставит перед субъектом управления задачу разра­ботки вариантов возможных действий, обеспечивая рациональную мобилизацию и использование средств. Вопрос: где взять средства и как с наибольшей выгодой ими распорядиться, никогда не будет иметь однозначного ответа. Поиск альтернатив, наиболее удачных вариан­тов решения — искусство финансового менеджера.

2.3. Финансовый механизм и его основные элементы

Финансовый механизм — это система государственных законов и нормативных актов, регулирующих финансы предприятия, образо­вание и использование фондов финансовых ресурсов и других де­нежных фондов, обеспечивающих активную хозяйственную деятель­ность предприятия. Финансовый механизм осуществляет системный подход к оптимизации затрат, выявлению резервов производства, снижению себестоимости продукции, увеличению прибыли, повы­шению уровня рентабельности, упрочению конкурентной позиции на рынке и т.п. Финансовый механизм — совокупность форм и ме­тодов воздействия на субъекты и объекты финансового управления для достижения намеченных стратегических целей.

Финансовый механизм включает нормативно-правовое регулиро­вание финансов предприятий, внутреннюю систему регулирования, сложившуюся на предприятии, методы финансового управления, фи­нансовые инструменты, рычаги и стимулы, показатели, нормативы, лимиты, информационную базу и другие элементы. Нормативно-пра­вовое регулирование представляет государственное начало в области финансовой политики и распространяется на налоговые отношения, инвестиционную деятельность, формы и методы расчетов, резерв­ные требования, нормативы и др.

Определенный набор требований к организации финансов мо­жет содержать устав предприятия. Внутренними регуляторами могут являться установленные лимиты и нормативы, размеры резервов и фондов, требования внутреннего контроля, положения учетной, на­логовой и амортизационной политики.

В качестве основных финансовых методов выступают финансо­вое планирование, финансовый и управленческий учет, финансовое регулирование, финансовый анализ и контроль. Они обеспечивают на предприятии образование и использование денежных фондов, ко­торые в процессе финансово-хозяйственной деятельности соверша­ют непрерывный кругооборот, и, принимая разнообразные функцио­нальные формы, материализуются во всевозможных активах. Таким образом, финансовый механизм обеспечивает многофункциональную систему управления финансами.

В качестве одного из элементов этого механизма выступают фи­нансовые инструменты. По международным стандартам бухгалтер­ского учета под финансовым инструментом следует понимать любой договор между двумя контрагентами, в результате которого у одного контрагента возникает финансовый актив, а у другого — финансовое обязательство долгового или долевого характера (участие в капитале). Финансовые инструменты делятся на первичные финансовые инстру­менты, включающие дебиторскую и кредиторскую задолженности, кредиты, займы, акции, облигации и долевые ценные бумаги, и вторич­ные (или производные) финансовые инструменты, к которым относят­ся опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные и валют­ные свопы. В основе производных инструментов находится базисный актив в виде товара (акций, облигаций, векселей, валюты и т.п.), их цена будет зависеть от складывающейся цены базисного актива.

Финансовые рычаги и стимулы представляют достаточно широ­кий набор инструментов воздействия на предприятие и на контр­агентов с целью более эффективного использования ресурсов, выпол­нения требований платежной дисциплины. К ним относятся ставки налогов, штрафы, пени, неустойки, нормы амортизации, ставки про­центов по кредитам и депозитам и т.п.

Финансовые показатели, нормативы, лимиты — элементы финан­сового механизма, позволяющие использовать определенные методы расчетов, а также организовать хозяйственную деятельность на предприятии согласно установленной системе показателей и утвержден­ной базе.

Кроме этого в финансовом менеджменте следует учитывать та­кие внешние регуляторы, как курсы валют, уровень цен, различные индексы, отражающие общее состояние рынка и его конъюнктуру в отдельных сегментах, котировки финансовых инструментов на фон­довом рынке и т.п. По мере становления рынка роль названных ре­гуляторов будет усиливаться, следовательно, будет возрастать их воз­действие на финансовый механизм предприятия.

Эффективность финансового механизма обеспечивается только при условии активного использования всех финансовых категорий: выручки, прибыли, амортизации, основных фондов и оборотных средств, кредита, налогов и др.

2.4. Финансовые решения и обеспечение условий их реализации

Жизнедеятельность любого предприятия обеспечивается в результа­те взаимодействия информационного, материального и финансового потоков, с помощью которых поддерживается связь с поставщика­ми, покупателями, банками, государственными и другими внешни­ми структурами. Без этого невозможна хозяйственная деятельность предприятия. Недостаточность финансового обеспечения может соз­дать непреодолимые трудности, так как финансовые потоки обеспе­чивают не только производственный процесс, но и другую деятель­ность предприятия. Финансовые решения в области финансового менеджмента принимаются на основе анализа, экономического обо­снования и прогноза результата, выбора оптимального варианта при­влечения и размещения денежных средств в интересах достижения поставленной цели. Выбор цели является наиболее ответственным моментом при выработке и принятии финансового управленческого решения. Цель формирует стратегию развития и тактику последую­щих действий, позволяет оценить результаты принятых решений и эффективность реализуемых мероприятий. Если целью является со­стояние объекта управления, то принимаемые финансовые решения должны обеспечивать максимизацию результата при минимизации затрат на его получение.

Для каждого из основных объектов финансового менеджмента на предприятии будут свои показатели результативности, но все они будут подчинены достижению главной цели — максимизации резуль­татов деятельности предприятия, повышению его рыночной стои­мости.

Текущая инвестиционная и финансовая деятельность требует адекватных решений, соразмерных складывающейся конъюнктуре рынка и реализуемой финансовой политике. Ценность принимаемых решений зависит не только от уровня квалификации и компетентно­сти финансового менеджера, но и от оперативности его действий, профессиональной оценки положения собственного предприятия и контрагентов, представления последствий принятия финансового решения. Вместе с тем бесконечное количество факторов, влияющих на ситуацию, несовпадающая последовательность событий во вре­мени, полнота и объем информации, уровень доступа к носителям и техническим средствам ее доставки требуют не только профессиональ­ной оценки хозяйственной деятельности, но и необходимой в этом случае интуиции. Недостаточность информации всегда повышает риск, сопровождающий любое управленческое решение, и задача состоит в его минимизации путем получения более полного пред­ставления об объекте управления. Однако получение дополнитель­ной информации требует не только времени, но и денежных затрат.

К внешним факторам воздействия следует отнести достижения техники, всеобщую глобализацию промышленных и финансовых рынков, колебания цен, налоговые асимметрии, операционные из­держки, изменения в законодательстве, усиление конкуренции и другие факторы. Среди внутренних факторов, от которых зависит ка­чественный уровень принимаемых финансовых решений, следует отметить такие, как необходимость обеспечения ликвидности пред­приятия, нерасположенность субъектов финансового управления (в том числе акционеров) к риску, высокий уровень специального образования финансовых менеджеров, возникающие противоречия их интересов и интересов собственников.

Условием высокого качества принимаемых решений является ис­пользование научных подходов финансового менеджмента, современ­ной теории финансов как методологической основы развития финан­совых отношений, применения методов количественного анализа. Представляя синтез науки и искусства, финансовый менеджмент при сугубо практической направленности не может быть осуществлен без теоретических построений систем организации финансов, рынков капитала, общих принципов теории управления. Финансовая теория также тесно связана с бухгалтерским учетом, поэтому успешная реа­лизация управленческих решений зависит от знания принципов бух­галтерской отчетности, специфики проводимой на предприятии учет­ной политики.

Процесс разработки финансовых решений зависит от уровня ин­формационного обеспечения, умения анализировать полученные дан­ные и синтезировать на их основе варианты возможных решений. Качество информации является определяющим фактором обосно­ванности принимаемого решения и эффективности финансового менеджмента. Оно должно удовлетворять следующим требованиям: достоверности, своевременности, достаточности, надежности, право­вой корректности, адресности, возможности многократного использо­вания, высокой скорости сбора, обработки и передачи информации, комплексности, возможности кодирования. Благодаря рациональной систематизации информации, распределения ее в соответствии с ха­рактером решаемых задач достигается высокий уровень эффектив­ности финансового управления.

Залогом успешной реализации принимаемых решений является наличие нескольких вариантов; выбор одного из вариантов осуществ­ляется с учетом времени, экономической эффективности, других по­следствий. Необходимо обеспечить сопоставимость альтернативных вариантов, количество которых должно быть не меньше трех, а в каче­стве базового варианта должен выступать более поздний по времени вариант, поскольку все рассматриваемые варианты сопоставляются в первую очередь по времени.

Принимаемое финансовое решение не должно противоречить существующим правовым нормам и должно иметь правовую обоснован­ность. В настоящее время принимаются новые законы, регулирующие взаимодействие между производителем и потребителем, продавцом и покупателем. Введение правовых ограничений в деятельность хо­зяйствующих субъектов обеспечивает взаимопонимание и грозит на­рушителям штрафами или решением о полном прекращении работы предприятия.

В современных условиях от финансового менеджера требуются знание и постоянное изучение законодательных актов стран — парт­неров по бизнесу. Таким образом, правовая защищенность принима­емых финансовых решений требует знания действующего законода­тельства и правовых актов.

Обязательным условием принятия финансового решения явля­ется реальность его осуществления. Для этого каждое решение долж­но иметь убедительное экономическое обоснование, подкрепленное необходимыми расчетами денежных средств и эффективности пред­полагаемых вложений. Развитие любого предприятия может быть успешно реализовано лишь в том случае, если оно будет обеспечено необходимыми финансовыми ресурсами.

Глава 3.Информационное обеспечение финансового управления

3.1. Финансовая информация о деятельности предприятия

Финансовое управление на предприятии может быть эффектив­ным только в том случае, если субъекты управления будут иметь чет­кое представление о средствах и обязательствах предприятия, выруч­ке и затратах, прибылях и налогах, фондах и ресурсах. Финансовая информация, отражающая деятельность предприятия, представляет собой систему показателей о движении денежных средств. Такая си­стема пользуется как внешними, так и внутренними данными в про­цессе финансового анализа, планирования и принятия решений. Финансовые отчеты содержат только ту информацию, которая выраже­на в денежном измерении. Соизмеримость показателей обеспечивает­ся благодаря общей стоимостной единице — деньгам, позволяющим суммировать и комбинировать получаемые сведения, воссоздавать и анализировать события, которые отражают финансовые показатели.

Однако не все характеристики хозяйственной деятельности мо­гут быть выражены в денежных единицах. Это относится к ассор­тименту продукции, эффективности использования основных фондов, кадровому потенциалу, маркетинговым исследованиям и т.п. Возника­ющее несоответствие нивелируется способностью управленческого учета отражать не только стоимостные, но и натуральные показате­ли. Периодичность представления сведений в этом случае подчинена только необходимости принятия оперативных управленческих реше­ний, а содержательная часть представляет коммерческую тайну и предназначена для внутреннего пользования. Умение читать, понимать и истолковывать финансовую отчетность и сопутствующую информацию позволяет реконструировать происшедшие хозяйствен­ные операции и на этом основании готовить прогнозы и варианты будущих финансовых решений. Таким образом, финансовый анализ выступает одним из важнейших конструктивных элементов финан­сового менеджмента, а его результаты являются основанием для при­нятия обоснованного финансового решения.

Внутренние источники информации в качестве основы имеют бухгалтерскую отчетность — такую информационную модель предприя­тия, которая благодаря своей унифицированности и общим стандартам годится для оценки имущественного и финансового положения пред­приятия. Однако частота получения такой информации невысока и связана с подготовкой квартальной или годовой отчетности. Финан­совое состояние в этом случае оценивается по показателям, характе­ризующим основные результаты хозяйствования, изменение активов, состав и структуру капитала. Оценкой финансовой результативности является прибыль, полученная от операционной деятельности, внереа­лизационных действий, реализации имущества и т.п. Общий итог — полученная предприятием прибыль или убыток за отчетный период.

Состав и структуру активов характеризуют показатели, отражаю­щие состояние внеоборотных активов, производственных запасов и незавершенного производства, готовой продукции, средств в расчетах и денежных средств. Долгосрочные пассивы, собственные и прирав­ненные к ним средства, другие показатели источников и обязательств предприятия дают представление о динамике капитала. Сложность использования информации в финансовом управлении объясняется обязательностью ежеквартального представления баланса предприя­тия, отчета о финансовых результатах и других форм.

Финансовая информация о деятельности предприятия содержит­ся не только в отчетных формах, разрабатываемых с установленной периодичностью. Она есть и в оперативных сведениях о состоянии банковских счетов, плановых и фактических данных об объемах про­изводства, отгрузки и продаж, ежедневных изменениях дебиторской и кредиторской задолженности, размеров производимых закупок сы­рья, материалов и других материальных ценностей, динамике произ­водственных запасов и т.п.

Потребители финансовой информации о деятельности предпри­ятия могут прибегать к различным источникам ее получения, причем полнота сведений будет определяться спецификой функций каждого из них по отношению к хозяйствующему субъекту. Для финансового менеджера информация должна быть доступной и полной. Для контр­агента (предприятия-поставщика) главным является информация о платежеспособности. Кредиторов прежде всего интересуют креди­тоспособность заемщика, перспективы возврата предоставленных средств. Инвесторы заинтересованы в информации, характеризующей предприятие как объект надежного размещения средств, способный реализовать инвестиционную программу. Для собственников прежде всего интересна оценка рентабельности, прибыльности, а также уро­вень риска утраты капитала. Способность предприятия к устойчиво­му развитию, получению большей прибыли в будущем объединяет всех потенциальных пользователей информации о его финансовом состоянии.

3.2. Баланс предприятия, его активы и пассивы

Баланс предприятия — это отражение его финансового состоя­ния на конкретный момент времени. Результаты движения финансо­вых потоков фиксируются в структуре капитала, размерах целевых фондов и активов, начисленной амортизации. Баланс представляет наибольший интерес для всех пользователей финансовой информа­ции, поскольку именно он показывает зависимость предприятия от внешних и заемных источников финансирования, состояние отно­шений с поставщиками и покупателями, направления инвестицион­ной деятельности и источники ее финансирования. Данные баланса свидетельствуют о том, чем располагает предприятие, сколько оно должно поставщикам и кредиторам, что собой представляет собствен­ный капитал. Любая хозяйственная операция ведет к изменению баланса, и при возможности его ежедневного составления можно наблюдать зависимость проводимых мероприятий и финансового состояния. Баланс представляет собой сопоставление активов и пас­сивов предприятия, т.е. денежных средств и имущества, с обязатель­ствами предприятия по отношению к его владельцам и кредиторам.

В управлении предприятием баланс выступает важнейшим инст­рументом изучения и диагностики финансового равновесия, наблю­дения за потенциальными факторами его нарушения. С помощью ликвидных средств предприятие должно погашать свои долги в уста­новленные сроки, а также поддерживать функциональное равнове­сие между источниками и обязательствами, обеспечивая стабильность первых и целевое направление вторых. Это требование обусловливает два различных подхода в финансовом анализе: анализ ликвидно­сти и возвратности; функциональный анализ. В первом случае в качестве базы выступает традиционный бухгалтерский баланс, отражаю­щий имущественное состояние предприятия в данный момент. Во вто­ром — функциональный баланс, показывающий источники средств предприятия и направления их использования в основной деятель­ности (текущей, инвестиционной, финансовой).

Финансовый анализ баланса предполагает проведение горизон­тального и вертикального анализа основных финансовых показате­лей предприятия. Горизонтальный анализ характеризует изменение показателей за отчетный период, вертикальный — удельный вес по­казателей в общем итоге (валюте) баланса. Динамика показателей на временном отрезке свидетельствует о происходящих изменениях эконо­мического потенциала предприятия, его имущественного и финан­сового положения.

Содержание и структура баланса предприятия (табл. 1) регули­руются нормативными актами (ПБУ 4/99). Различия в структуре ба­лансов отдельных предприятий обусловлены отраслевыми особенно­стями их деятельности.

Таблица 1 Баланс предприятия

 

Актив Пассив
Внеоборотные активы Собственный капитал
Запасы: производственные незавершенное производство готовая продукция Задолженность со сроком платежа более одного года (долгосрочная, среднесрочная)
Денежные средства Задолженность со сроком платежа менее одного года (краткосрочная)
Дебиторская задолженность  

Финансовое равновесие в балансе показывает, сможет ли пред­приятие выполнить свои обязательства в срок, реализовав свои акти­вы. Если такой возможности нет, то это означает прекращение пла­тежей и угрозу банкротства. Очевидно, что поддержание финансово­го равновесия и уменьшение риска неплатежей требуют определен­ного соотношения между степенью ликвидности активов и возмож­ностью возврата кредиторской задолженности.

Внеоборотные активы — собственность, земля, здания, оборудо­вание, не предназначенные для продажи в отчетном периоде. Активы, постоянно используемые в деятельности предприятия, показы­ваются в балансе по стоимости их приобретения (создания) за выче­том накопленной амортизации.

В качестве самостоятельной позиции в составе внеоборотных ак­тивов в балансе отражаются нематериальные активы, используемые более одного года, приносящие доход права, возникающие из автор­ских и иных договоров, программ и баз данных, патентов на изобре­тения, ноу-хау и т.п.

Запасы представляют текущие оборотные активы, включающие производственные запасы, заделы незавершенного производства, готовую продукцию и пр. Эта часть активов может быть трансфор­мирована в денежные средства в течение нормального цикла дея­тельности предприятия. Обычно продолжительность такого цикла не превышает одного года. Сюда же относятся расходы будущих перио­дов, оплаченные авансом текущие расходы в пределах одного года.

Денежные средства — средства на банковских счетах в форме аккредитивов и в других безналичных формах. В установленных за­коном суммах наличные денежные средства могут находиться в кассе предприятия. Денежные средства должны быть у предприятия в на­личии, иначе его признают неплатежеспособным.

Дебиторская задолженность свидетельствует об отвлечении средств из оборота предприятия. Она может быть допустимой, обу­словленной действующей системой расчетов, и просроченной, сви­детельствующей о недостатках в организации финансово-хозяйствен­ной деятельности.

К числу активов баланса относятся также инвестиции и фонды, т.е. вложения средств в ценные бумаги других предприятий и органи­заций, депозиты, целевые фонды долгосрочного использования, ак­кумулирующие средства для погашения собственных обязательств, формирования фондов производственного и социального развития.

Элементы пассива баланса можно разделить на две части: соб­ственный капитал и привлеченный капитал (кредиторская задолжен­ность). Долгосрочная, среднесрочная и краткосрочная задолженность предполагают группировки по платежам юридическим и физическим лицам в пределах одного года или более одного года. Собственный капитал предприятия определяет минимальный размер его имуще­ства, гарантирующий интересы его кредиторов. В понятие собствен­ного капитала включается уставный, резервный и дополнительный капитал. К этой части ресурсов могут быть также отнесены нераспределенная прибыль, специальные фонды, созданные за счет прибыли, целевое финансирование.

Краткосрочная кредиторская задолженность — обязательства по товарам и услугам, полученным (приобретенным), но не оплачен­ным, задолженность перед рабочими и служащими по начисленной, но не выплаченной заработной плате, не перечисленным по назначе­нию налогам, полученные авансы, предварительная оплата, векселя к оплате. При недостатке собственных оборотных средств возникаю­щая потребность в средствах может покрываться за счет краткосроч­ных банковских ссуд; такая задолженность тоже будет относиться к этой группе пассивов.

Долгосрочная и среднесрочная кредиторская задолженность включает срочные ссуды, предоставленные банками или финансо­выми институтами, а также другие долговые обязательства, срок по­гашения которых выходит за пределы одного года. Эта часть пасси­вов имеет две характеристики: принципиал и процент. Принципиал означает абсолютную сумму долга, выплачиваемую при погашении. Процент — это процентная ставка за пользование кредитом, т.е. цена заимствования. К числу долгосрочных долговых обязательств могут быть также отнесены выпущенные в обращение облигации, аренд­ная плата, ипотечные залоги и т.п.

 

3.3. Ликвидность и способы ее оценки

Среди критериев оценки финансового состояния предприятия ликвидность и платежеспособность являются приоритетными. Если платежеспособность рассматривать как текущую и перспективную возможность погашения собственных обязательств, то текущую платеже­способность можно приравнять к ликвидности, т.е. к способности предприятия погасить свои краткосрочные обязательства, реализуя текущие активы. Таким образом, ликвидное состояние предприятия означает способность его активов быть реализованными, превращен­ными в деньги. Степень ликвидности зависит от скорости такого превращения (в переводе с латинского ликвидность означает теку­честь). Следовательно, предприятие будет ликвидным в большей или меньшей степени в зависимости от состава текущих активов и скоро­сти их превращения в денежную форму для погашения срочной за­долженности.

В составе пассивов также могут быть обязательства различной степени срочности, поэтому определение ликвидности предприятия предполагает сопоставление элементов актива и пассива баланса. Для этого обязательства предприятия группируются по степени их сроч­ности, а активы — по степени быстроты реализации. К наиболее срочным обязательствам относятся те, которые должны быть по­гашены в течение месяца. Они сравниваются с суммой имеющихся у предприятия денежных средств, легко реализуемых ценных бумаг, т.е. со средствами, обладающими максимальной ликвидностью. Денеж­ные средства являются главной составляющей ликвидных средств, так как в нормальных обстоятельствах обязательства погашаются в денежной форме. Если часть срочных обязательств остается непо­крытой, она должна быть сбалансирована менее ликвидными актива­ми: дебиторской задолженностью, векселями к получению, запасами товарно-материальных ценностей, которые могут быть легко реали­зованы на рынке.

Информация о платежеспособности предприятия наиболее на­глядно может быть представлена набором коэффициентов, отражаю­щих соотношение активов и пассивов предприятия и его кратко­срочной задолженности. Достоинством коэффициентного метода оценки ликвидности является возможность сопоставления получен­ного результата с принятыми в практике нормативными значения­ми, что позволяет получить объективную информацию о финансо­вом состоянии предприятия.

Коэффициент автономии исчисляется как частное от деления итога первого раздела пассива баланса на сумму валюты баланса. Нор­мативное значение данного коэффициента составляет не менее 0,5. Превышение этого значения отражает рост финансовой независимо­сти предприятия, уверенность в погашении своих обязательств, умень­шение риска финансовых затруднений.

Коэффициент соотношения собственных и заемных средств пред­ставляет соотношение величины обязательств предприятия и его соб­ственных средств. Нормативное значение коэффициента равно 1.

Коэффициент маневренности собственного капитала определя­ется как соотношение собственных оборотных средств и всей суммы собственных источников средств. Собственные оборотные средства исчисляются по активу баланса как разность между суммой всех обо­ротных средств и краткосрочной задолженностью или по пассиву — как разность между суммой всех собственных источников средств, увеличенной на заемные источники (среднесрочные и долгосрочные ссуды) для капитальных вложений, и итогом долгосрочных вложе­ний по активу баланса.

Высокое значение коэффициента маневренности положительно характеризует финансовое состояние предприятия. Этот коэффици­ент не имеет нормативных значений и может существенно варьиро­вать в зависимости от отрасли, в которой работает предприятие, и структуры его капитала.

Коэффициент абсолютной ликвидности определяется как отно­шение денежных средств и легко реализуемых ценных бумаг к крат­косрочной задолженности предприятия. Он показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить на дату составления баланса. Нормативное значение коэффициента — не ме­нее 2.

Уточненный коэффициент ликвидности исчисляется как отно­шение денежных средств, ценных бумаг и дебиторской задолженно­сти к краткосрочным обязательствам. Нормативное значение коэф­фициента — не менее 0,8—1,0. Этот коэффициент свидетельствует о платежных возможностях предприятия при своевременных расчетах с дебиторами, показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена за счет наличности, а также из ожидаемых поступле­ний за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги.

Коэффициент платежеспособности (или покрытия) рассчитыва­ется как отношение всех текущих активов к краткосрочным обяза­тельствам. Он свидетельствует о платежных возможностях предпри­ятия при условии своевременных расчетов с дебиторами, а также при продаже запасов товарно-материальных ценностей. Нормативные значения коэффициента находятся в пределах 2—3. Коэффициент позволяет установить, во сколько раз текущие активы больше кратко­срочных обязательств.

Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками рассчитывается как отношение величины источников собственных оборотных средств к стоимости запасов и затрат пред­приятия. Значение коэффициента больше 1 показывает излишки соб­ственных средств в обороте, значение меньше 1 — недостаток соб­ственных средств.

Коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения представляет соотношение суммы основных средств, производственных запасов, незавершенного производства и валюты баланса. Коэффициент свидетельствует о том, насколько эффектив­но используются средства для осуществления предпринимательской деятельности. Минимальное нормативное значение коэффициента составляет 0,5.

Кроме перечисленных показателей оценки ликвидности и пла­тежеспособности, предприятия могут также использовать коэффи­циенты второго порядка. Например, коэффициент чистой выручки, исчисляемый как частное от деления чистой прибыли с начисленной за отчетный период амортизацией на выручку от реализации, харак­теризует долю остатка денежной наличности в объеме продаж. Коэф­фициент перелива капитала, рассчитываемый в виде отношения вне­шних финансовых вложений к балансовой прибыли, свидетельствует о том, что предприятие имеет возможность использовать часть своей прибыли для вложений в другие предприятия.

Использование системы коэффициентов для оценки ликвидно­сти предприятия позволяет не только получить достаточно полную картину его финансового состояния при разной степени ликвидно­сти активов, но и дает возможность внешним пользователям инфор­мации судить о положении предприятия и целесообразности даль­нейшего взаимодействия с ним. Например, для поставщиков сырья и материалов наибольший интерес представляет коэффициент абсо­лютной ликвидности, а для банка, кредитующего предприятие, более важным является коэффициент критической ликвидности. Держате­лей акций и облигаций, потенциальных покупателей ценных бумаг предприятия в большей степени будет интересовать значение коэф­фициента текущей ликвидности. Таким образом, каждая группа ко­эффициентов отражает определенную сторону финансового состоя­ния предприятия.

 








Date: 2015-04-23; view: 658; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию