Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 4. Теоретические основы предпринимательских рисков
4.1. Финансовая микросреда предпринимательства Финансовая среда предпринимательства представляет совокупность хозяйствующих субъектов, действующих вне данного предприятия и влияющих на возможности финансового менеджмента размещать денежные средства и получать доходы. Финансовая среда предпринимательства состоит из микросреды и макросреды. Микросреда характеризуется субъектами, имеющими непосредственное отношение к данному предприятию и к возможностям его руководства по извлечению доходов. В нее входят поставщики, посредники, покупатели (клиенты), конкуренты, контактные аудитории. Макросреда представлена более широким окружением, оказывающим влияние на конъюнктуру рынка в целом, и включает природный, технический, политический, экономический, демографический и культурный факторы. Охарактеризуем субъектов, составляющих микросреду предпринимательства. Поставщиками являются юридические и физические лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов производственными запасами, необходимыми для выпуска готовой продукции. Влияние поставщиков на финансовую деятельность предприятия значительно и может привести к отрицательным результатам. Повышение цен на предметы снабжения во многом обусловливает повышение цен на готовую продукцию предприятия. Непоставки тех или иных производственных запасов, их неритмичность, любые негативные события на предприятиях-поставщиках приводят к нарушению графиков отгрузки готовой продукции предприятия. Посредниками являются организации, помогающие предприятию в продвижении, распространении и сбыте готовой продукции среди покупателей и таким образом влияющие на величину получаемых доходов. Посредники бывают торговые (дилеры), по организации товародвижения, маркетинговые и финансово-кредитные. Торговые посредники представляют организации, помогающие данному предприятию находить покупателей и непосредственно продавать им готовую продукцию. Необходимость существования торговых посредников обусловлена тем, что они обеспечивают удобные условия продажи готовой продукции с меньшими издержками, чем это сделал бы сам производитель. Удобство расположения создается дилерами за счет накопления запасов готовой продукции в местах нахождения самих покупателей. Удобство времени создается наличием готовой продукции в те периоды, когда спрос на нее особенно велик, что важно для товаров сезонного продвижения и продажи. Удобство приобретения готовой продукции заключается в продаже товара с одновременной передачей права пользования им. Вместе с тем выбор и организация работы с торговыми посредниками являются для финансового менеджера отнюдь непростой задачей. Посреднические организации в настоящее время обладают достаточной мощью и в состоянии диктовать свои условия производителю либо вообще не допустить его на рынки сбыта готовой продукции. Тем не менее в цепочке взаимоотношений производитель — торговый посредник первичным звеном является производитель в силу приоритетности сферы материального производства по сравнению со сферой распределения. Посредники по организации товародвижения помогают производителю готовой продукции создавать запасы собственных изделий и осуществлять их транспортировку от мест производства до мест назначения. К ним относятся складские и транспортные организации. Складские организации обеспечивают накопление и сохранность готовой продукции по пути ее продвижения. Транспортные организации перемещают запасы готовой продукции в места назначения. Для финансового менеджера весьма важным является выбор более экономичных методов отгрузки и транспортировки готовой продукции, а также учет таких факторов, как сохранность грузов, объемы и скорость их транспортировки. Маркетинговые посредники представляют собой организации, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, а также проблемами предпринимательского риска, консалтинговые фирмы, рекламные агентства. Основное назначение таких посредников — помогать производителю точнее адресовать и продвигать готовую продукцию на подходящие рынки сбыта с возможно меньшим риском и большим извлечением дохода. Пользование их услугами является для производителя менее распространенным явлением. К числу финансово-кредитных посредников относятся банки, кредитные учреждения, страховые компании, основное назначение которых помогать производителю финансировать сделки по приобретению производственных запасов и сбыту собственной готовой продукции и (или) страховать себя от предпринимательского риска, связанного с покупкой и продажей товаров. Практически все предприятия пользуются помощью финансово-кредитных посредников при финансовом обеспечении сделок. Существенное влияние на финансовое положение предприятия могут оказать повышение стоимости кредита и (или) сокращение возможностей кредитования, а также финансовые кризисы, парализующие работу финансово-кредитных посредников. Клиенты бывают покупателями потребительского рынка, рынка производителей, рынка промежуточных продавцов, рынка государственных учреждений и международного рынка. Покупатели потребительского рынка — физические лица, приобретающие товары или услуги в целях личного потребления. Покупателями рынка производителей являются организации, приобретающие товары или услуги для дальнейшего использования в процессе производства и выпуска иной продукции. Покупатели рынка промежуточных продавцов — физические и юридические лица, приобретающие товары или услуги для последующей перепродажи и извлечения собственной прибыли в сфере обращения. Покупатели — государственные учреждения приобретают товары или услуги в целях собственного потребления, а также для использования в сфере коммунальных услуг или в целях благотворительности. Покупатели международного рынка находятся за пределами страны производства товаров или услуг. Среди конкурентов выделяют желания-конкуренты, товарно-родовые и товарно-видовые конкуренты, а также марки-конкуренты. Желания-конкуренты — это те, которые покупатель, возможно, захочет удовлетворить. При наличии транспортных возможностей альтернативными желаниями-конкурентами могут быть покупка автомашины или мотоцикла и т.д. Товарно-родовые конкуренты — это основные способы удовлетворения желания выбранной ранее покупки, например определенного типа мотоцикла. Товарно-видовые конкуренты — это разновидности одного и того же товара, способные удовлетворить конкретное желание покупателя, например разноцилиндровые виды мотоциклов. Марки-конкуренты — это товары разных производителей, способные удовлетворить окончательно определившееся желание покупателя. В нашем случае это мотоциклы аналогичных типов и видов, но производимые разными фирмами. Понимание того, как именно покупатели принимают решение, облегчает финансовому менеджеру выявление возможных конкурентов, мешающих предприятию продавать больше своей продукции. Основополагающей является конкуренция марок-конкурентов, так как именно они активно ограничивают возможности сбыта готовой продукции и получения доходов предприятием. Контактные аудитории классифицируют по двум признакам: по характеру воздействия на интересы предприятия, по содержанию самих контактных аудиторий. Под контактной аудиторией понимают любую группу, которая проявляет интерес к деятельности данного предприятия и может оказать влияние на его способность извлекать доход от реализации готовой продукции (услуг) в процессе хозяйственной деятельности. По характеру воздействия контактные аудитории могут быть благотворными, искомыми и нежелательными. Благотворные аудитории — это те группы, внимание которых к предприятию носит заинтересованный положительный характер (например, спонсоры). Искомые аудитории — это те группы, в которых заинтересовано само предприятие, но не всегда их находит (например, пользователи средств массовой информации, группы депутатов). Нежелательные аудитории — это те группы, интерес которых предприятие не должно привлекать, но обязательно вынуждено считаться с ним, если он проявляется (например, общества потребителей, налоговые органы и т.д.). По содержанию контактные аудитории классифицируются на финансовые круги, группы средств информации, группы государственных учреждений, гражданские группы действий, местные группы, широкую публику, внутренние группы. Финансовыми кругами называются те контактные аудитории, которые оказывают влияние на способность предприятия обеспечивать себя капиталом. К этой группе относятся банки и другие кредитные учреждения, инвестиционные компании, брокерские фирмы и акционеры. Финансовый менеджер должен добиваться их благосклонного расположения путем публикации годовых отчетов, ответов на вопросы, касающиеся финансовой деятельности, но не представляющие собой коммерческую тайну. Таким образом финансовым кругам предоставляются доказательства финансовой устойчивости и у них формируется благоприятный образ предприятия. Контактные аудитории средств информации представляют собой организации, распространяющие новости, статьи и комментарии. Это телекомпании, радиостанции, газеты и журналы. Финансовый менеджер заинтересован в создании благоприятного образа предприятия в средствах массовой информации за счет рекламы собственной готовой продукции, публикации статей, допустим, о благотворительной деятельности. При отношении к контактным аудиториям государственных учреждений финансовый менеджер должен учитывать все происходящие изменения в государственной сфере и адекватно реагировать на них. Например, он должен своевременно откликаться на государственные требования и запреты в области экологического контроля, прав покупателей, безопасности производства и готовой продукции, правдивых сведений в рекламе и т.д. К контактным аудиториям гражданских групп действия относятся союзы потребителей, защитники окружающей экологической среды, представители религиозных, национальных меньшинств и т.п. В целях создания и поддержания благоприятного образа предприятия в этих группах целесообразно осуществлять постоянные контакты с ними или учитывать пожелания по отношению к хозяйствующему субъекту. Местными контактными аудиториями являются окрестные жители и их общинные организации. Из-за близости своего проживания они проявляют больший интерес к деятельности предприятия, например, к производствам повышенной степени опасности (химическим и др.) они, как правило, будут относиться предубежденно, особенно к инновационным проектам с повышенным предпринимательским риском. Для взаимоотношений с местными контактными аудиториями предприятию целесообразно иметь ответственного за связи с общиной, присутствовать на собраниях ее членов и взаимодействовать с представителями местных органов законодательной и исполнительной власти. Широкая публика обычно не выступает по отношению к предприятию в качестве организованной силы, но от того, как она воспринимает образ предприятия, зависят результаты его коммерческой деятельности. Хозяйствующему субъекту следует постоянно внимательно следить за отношением широкой публики к производимой им продукции и к своей деятельности. В целях создания более благоприятного образа для широкой публики предприятию целесообразно делать пожертвования на благотворительные цели, избегать недобросовестной рекламы, разработать четкий порядок рассмотрения претензий покупателей и т.д. К внутренним контактным аудиториям относятся собственные рабочие и служащие предприятия, управляющие, а также добровольные помощники. Как правило, если собственные рабочие и служащие позитивно настроены по отношению к своему предприятию, это отношение распространяется и на другие контактные аудитории. Для этого предприятию целесообразно издавать информационные бюллетени, чтобы своевременно информировать собственных работников об актуальных проблемах производства. 4.2. Финансовая макросреда предпринимательства Характеристика финансовой макросреды предпринимательства включает природный, технический, политический, экономический, демографический и культурный факторы. Воздействие природного фактора на среду предпринимательства характеризуется определенным дефицитом некоторых видов сырья, тенденцией к удорожанию энергоносителей, ростом загрязнения окружающей среды, вмешательством государства в процесс использования и воспроизводства природных ресурсов. Проблема истощения невозобновляемых природных ресурсов (нефти, газа, угля), дефицита золота, платины, серебра, урана, олова, свинца и некоторых других металлов вынуждает при разработке инвестиционных проектов искать им замену. Нарастают проблемы экологического плана, связанные с использованием возобновляемых природных ресурсов (продовольствия и леса). Истощение запасов нефти ведет к удорожанию ее стоимости. В настоящее время повышается интерес к поиску альтернативных источников энергии (солнечной, ядерной, ветровой и т.д.). Появляются проблемы удаления отходов химических и ядерных производств, опасного содержания уровня ртути в водах морей, увеличения озоновых дыр в атмосфере Земли и засорении окружающей среды материалами, не поддающимися биохимическому разложению. В связи с появлением этих тенденций финансовый менеджер должен иметь в виду, что государство будет решительно вмешиваться в процесс использования природных ресурсов, поэтому для того, чтобы получать необходимые для предприятия природные ресурсы, следует избегать загрязнения окружающей среды. Воздействие технического фактора на среду предпринимательства проявляется в ускорении научно-технического прогресса, возможностях новых технологий, росте ассигнований на НИОКР, внедрении небольших усовершенствований в готовую продукцию, ужесточении государственного контроля за качеством и безопасностью товаров. Возможности новых технологий могут коренным образом преобразовать производственные процессы, а также готовую продукцию (например, создание оборудования для опреснения морской воды, электромобилей, робототехники). Абсолютная величина ассигнований на НИОКР возрастает во многих развитых странах в следующем порядке по отраслям промышленности: ракетно-космическая, авиационная, электротехническая, средств связи, химическая, машиностроительная, металлообрабатывающая, автомобильно-транспортная. Повышается внимание к внедрению небольших усовершенствований в готовую продукцию. Многие предприятия вместо того, чтобы рисковать с инновациями, предпочитают усовершенствование существующих товаров. Ужесточение государственного контроля за качеством и безопасностью товаров отражает растущие требования к этим параметрам со стороны покупателей, а также настоятельную необходимость избежания аварий и техногенных катастроф. Учет финансовым менеджером основных тенденций воздействия технических факторов макросреды на предпринимательскую деятельность позволит ему в большей мере соответствовать современным требованиям хозяйственной деятельности. Воздействие политического фактора макросреды на предпринимательскую деятельность проявляется в увеличении числа законодательных актов, регулирующих эту деятельность, повышении требований государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Увеличение числа законодательных актов необходимо, чтобы защитить предприятия от недобросовестной конкуренции и предотвратить возможности сговора на рынках сбыта готовой продукции, защитить потребителей от недобросовестных производителей. В связи с этими тенденциями финансовому менеджеру необходимо внимательно следить за изменением законодательства при размещении (инвестировании) средств предприятия. Величина доходов конкретного предприятия во многом определяется уровнем покупательной способности населения, который зависит от текущих доходов, сбережений населения, цен на готовую продукцию, от доступности кредита, а в более широком смысле — от экономических спадов, финансовых кризисов, наличия безработицы. Финансовый менеджер должен знать, как распределяются доходы по отдельным категориям населения с учетом географических различий в их структуре. Воздействие демографического фактора на предпринимательскую деятельность проявляется в резком увеличении рождаемости за счет развивающихся стран, снижении рождаемости и старении населения промышленно развитых стран, повышении образовательного уровня и росте числа служащих. Воздействие культурного фактора макросреды характеризуется приверженностью большинства населения основным традиционным культурным ценностям, наличием субкультур в рамках единой культуры. Учет финансовым менеджером всех составляющих микро- и макросреды предпринимательства является необходимым условием успешной деятельности по инвестированию средств и извлечению более высоких доходов (прибыли) для предприятия. 4.3. Теории предпринимательских рисков В экономической науке можно выделить две основные теории предпринимательских рисков: классическую и неоклассическую. Создание классической теории предпринимательских рисков связано с такими экономистами, как Милль, Сениор, Найт и др. Они выделяли в структуре предпринимательского дохода две составляющие: 1) процент как долю на вложенный капитал (или заработную 2) плату за риск как возмещение возможного риска в предпринимательской деятельности. Экономический риск можно рассматривать либо как возмещение возможного дохода вследствие принятого решения, либо как получение убытков (наступления неблагоприятных последствий) вследствие реализации неудачного решения. Экономисты классического направления понимали экономический риск только как возможный ущерб вследствие экономического действия. С математической точки зрения риск в данной теории есть не что иное, как математическое ожидание потерь. Именно ориентация экономистов данной школы на одностороннее понимание экономического риска вызывала критику ее положений и явилась причиной создания иной теории предпринимательских рисков, получившей название неоклассической. Ее разработка связана с именами экономистов Маршалла, Пигу, а также экономистов скандинавской школы (Магнуссен и др.). Основные положения неоклассической теории экономических рисков сводятся к следующему. Предприятие, работающее в условиях неопределенности с прибылью как случайно-переменной величиной, должно руководствоваться двумя положениями: 1) размерами ожидаемой прибыли; 2) величиной ее возможных колебаний (отклонений от ожидаемой величины). Поведение предпринимателя в таких условиях определяется предельной полезностью, т.е. он должен выбрать тот вариант инвестирования средств, в котором колебания прибыли будут меньшими. Из неоклассической теории риска следует, что верная прибыль всегда будет иметь большую полезность, чем прибыль ожидаемого размера, связанная с возможными колебаниями. На этом основании Маршалл сделал вывод о том, что предпринимательский риск в целом неприемлем. В настоящее время в чистом виде эти экономические теории не существуют, поскольку претерпели определенную трансформацию. Общераспространенной теорией экономического риска сейчас является неоклассическая с теми дополнениями, которые внес известный экономист Дж. Кейнс. Он впервые дал подробную классификацию предпринимательских рисков, дополнив неоклассическую теорию фактором удовольствия. Основным недостатком предыдущей неоклассической теории Кейнс считал недооценку склонности к азарту, часто встречающейся в практике предпринимателей. По его мнению, ради большей прибыли предприниматель, как правило, идет на больший риск. В настоящее время дисциплина предпринимательских рисков занимает виднейшее место в зарубежной литературе. Только в англоязычных странах выходит десяток специализированных журналов, посвященных проблемам исследования экономического риска. Существует Международный институт исследования проблем риска в г. Торонто (Канада). Риск исследуется применительно к управленческой и коммерческой областям деятельности, для биржевых и валютных операций. Особое изучение проблем экономического риска связано с получением дохода (прибыли). Ученые из Скандинавии и Германии добились успеха в этом направлении. В зарубежной экономической литературе по этим вопросам наиболее сложной и актуальной считается проблема оптимального варианта инвестирования средств. Предприниматель в этом случае сталкивается с различными видами неопределенностей. В суммарном виде они образуют критическую неопределенность, при которой и возникает элемент риска. Тогда перед предпринимателем возникает сложная задача — определить степень риска по уровню допустимости, учитывая конъюнктуру рынка и другие факторы. Отношение к изучению проблем экономического риска в нашей стране было противоречивым. В 20-е годы законодательно оформилось такое понятие, как нормальный производственно-хозяйственный риск. Однако в последующем, со становлением системы строго централизованного планирования и управления, такое изучение было объявлено ненужным. Тем не менее опыт развития других стран, в частности Китая, показал, что в категории экономического риска практически нет места идеологизации этого понятия. Негативные последствия многих отечественных экономических решений, неумение количественно и качественно оценить степень экономических рисков постепенно привели к пониманию, что исследование этой дисциплины является настоятельной необходимостью. В конце 70-х — начале 80-х годов XX века в нашей стране стало распространенным понятие технологического риска, что подготовило изучение вопросов риска экономического. Однако отставание в этой области ощущается до сих пор. Можно выделить немногочисленные работы, посвященные решению финансовых задач в условиях рисков (С. Кошеленко, В. Чернов), страхованию рисков (Д. Назаров), рисковому или венчурному капиталу (В. Лебедева, А. Стерлин и др.), значению риска в инновационной деятельности (А. Зайченко, А. Пригожин), соотношению риска и управления (С. Макаров). Вместе с тем интерес к изучению данной дисциплины постепенно нарастает, что вызвано объективной необходимостью развития рыночных отношений в стране. 4.4. Сущность и функции предпринимательских рисков До сих пор не сложилось однозначного толкования сущности предпринимательских рисков даже в зарубежной экономической литературе из-за сложности самого понятия, использования его для обозначения других экономических понятий, недостаточного теоретического изучения этого явления в отечественной экономике, игнорирования его в российском хозяйственном законодательстве. В общем виде можно выделить два основных определения сущности экономического риска. Первое состоит в том, что риск рассматривается в виде возможного ущерба (финансовых, материальных и иных потерь) от реализации принятого решения. Второе — в том, что риск рассматривается с точки зрения возможной удачи, получения дохода или прибыли от реализации решения. В целом эти определения базируются на классической и неоклассической теории рисков. Необходимо различать более широкое понятие общего риска и частное понятие экономического (предпринимательского) риска. Экономический риск проявляется при принятии хозяйственных решений в условиях неопределенности и представляет совокупность экономических, политических, экологических, моральных и других последствий, которые могут произойти в результате осуществления этого решения. Для раскрытия содержания экономического риска обычно используют термины «ситуация риска» и «осознание риска». Каждый индивидуум в процессе хозяйственной деятельности сталкивается с ситуациями, которые не имеют однозначного решения. Неопределенная ситуация требует выбора нескольких решений, имеющих различную вероятность осуществления. Таким образом, необходимость принятия одного из нескольких решений в неопределенной обстановке обозначается понятием «ситуация риска». Если индивидуум при этом понимает, что он столкнулся с ситуацией риска, то факт такого понимания обозначает понятие осознания риска. Осознание подобной ситуации позволяет разрешить неопределенность путем принятия одного из вариантов решений. Понятие экономического риска включает не только наличие рисковой ситуации и ее осознание, но и принятие решения на основе количественного и качественного анализа риска. Таким образом, сущность предпринимательского риска предполагает принятие решений, отвечающих критериям оценки риска. По нашему мнению, наиболее удачным определением предпринимательского риска является его трактовка как деятельности субъектов хозяйственной жизни, связанной с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которой имеется возможность оценить вероятности достижения желаемого результата, неудачи и отклонения от цели, содержащиеся в выбираемых альтернативах1. Как и любая экономическая категория, предпринимательские риски выражают свою сущность в функциях. Наиболее общепринятыми считаются две функции: регулирующая и защитная. Регулирующая функция рисков имеет два аспекта — негативный и позитивный. Негативный аспект состоит в том, что принятие и реализация решений с необоснованным риском ведут к волюнтаризму, крайним проявлением которого является авантюризм. Эта разновидность риска объективно содержит значительную вероятность невозможности достижения цели при реализации решения. Действие негативного аспекта регулирующей функции риска выступает в качестве дестабилизирующего фактора в хозяйственной практике. Позитивный аспект данной функции риска выполняет роль своеобразного катализатора при принятии экономических решений. Практически этот аспект проявляется в деятельности инновационных банков, инвестиционных фондов, особенно венчурных (рисковых) фирм классического западного типа. Защитная функция риска также имеет два аспекта: историко-генетический и социально-правовой. Первый аспект объективно связан с тем, что для страхования рисков отдельные индивидуумы и хозяйственные организации вынуждены создавать средства защиты от негативных явлений, стихийных бедствий и т.д. в форме страховых (резервных) фондов, фондов риска, финансовых резервов предприятий. Основное содержание социально-правового аспекта защитной функции риска состоит в необходимости обеспечения права на хозяйственный риск и закрепления его в законодательном порядке как категории правомерности экономического риска. Такая категория права предусмотрена в хозяйственном законодательстве большинства зарубежных стран и регламентирует экономические гарантии, исключающие в случае неуспеха наказание работника, пошедшего на обоснованный риск. Эти гарантии вообще рассматриваются как необходимое условие для предпринимателя на обоснованный риск. В российском законодательстве понятие правомерности экономического риска и необходимые в этом случае гарантии пока отсутствуют, что сдерживает применение обоснованных рисковых решений в хозяйственной практике, а также размывает границы ответственности за последствия решений, принятых в результате бесхозяйственности и некомпетентности руководителей.
Альгин А. Грани экономического риска.— М.: Мысль, 1991. 4.5. Виды предпринимательских рисков Впервые классификация предпринимательских рисков представлена в трудах Дж. Кейнса. По его мнению, стоимость товара должна включать величину затрат, связанных с повышенным износом оборудования, изменениями рыночной конъюнктуры и цен, а также с разрушениями в результате аварий и катастроф, которые он называл издержками риска, необходимыми для компенсации отклонений фактической выручки товара от ожидаемой величины. Дж. Кейнс отмечал, что в экономической сфере целесообразно выделять три основных вида предпринимательских рисков. Прежде всего, это риск предпринимателя или заемщика. Этот вид риска возникает только тогда, когда в оборот направляются собственные деньги и предприниматель сомневается, удастся ли ему действительно получить ту выгоду, на которую он рассчитывает. Второй вид предпринимательского риска — риск кредитора. Он встречается там, где практикуются кредитные операции, и связан с сомнением в обоснованности оказанного доверия в случае преднамеренного банкротства или попыток должника уклониться от выполнения собственных обязательств. Сомнение может вызывать также достаточность обеспечения ссуды в случае невольного банкротства заемщика, когда расчеты на получение предполагаемого дохода не оправдываются. Третий вид предпринимательского риска — риск инфляции. Он связан с возможным уменьшением ценности денежной единицы и позволяет сделать вывод о том, что денежный заем всегда менее надежен, чем реальное имущество. Кроме того, инфляция отрицательно отражается на инвестировании средств (особенно в долгосрочной перспективе) и ставит должников в привилегированное положение по сравнению с кредиторами. По мнению Дж. Кейнса, все эти виды предпринимательских рисков требуют предварительной количественной и качественной оценки. При определении основных понятий в области классификации предпринимательских рисков различают собственно предпринимательские риски и систему предпринимательских рисков. Последнее понятие гораздо шире: помимо собственно предпринимательских рисков рассматриваются вопросы менеджмента рисками, страхования предпринимательских рисков, распределения риска по субъектам, изменения рисковых условий и др. Собственно предпринимательские риски делятся на риски на национальном уровне (в пределах экономики одной страны) и на международные риски (затрагивающие экономику разных стран). Риски на национальном уровне включают: • риски на макроэкономическом уровне, охватывающие экономику в целом; • риски на микроэкономическом уровне, затрагивающие отдельные предприятия-производители, учреждения, организации или физические лица. Остановимся сначала на характеристике экономических рисков макроэкономического уровня. Среди таких рисков можно выделить общегосударственный и локальный риски. Субъектами общегосударственного риска выступают высшие органы государственной власти. Понятие локального риска связано с осуществлением более частных, специфических задач и проявляется на отраслевом или на региональном уровнях управления хозяйством. В целом общегосударственный риск возникает при разработке стратегии развития экономики, принятии концепции преобразований, выборе и реализации различных вариантов и приоритетов в развитии страны. Определение приоритетных направлений является главным и в настоящее время, поскольку при переходе от строго централизованной системы управления к развитию рыночного хозяйства выбор приоритетов и очередности решения задач становится жизненно важным делом в масштабах страны. Риски классифицируют по субъектам, видам и проявлениям. Субъектом риска называется юридическое или физическое лицо, находящееся в ситуации риска и осознающее это. Обычно выделяют три субъекта предпринимательских рисков: 1) предприятия-производители; 2) физические лица (отдельные индивидуумы, получатели дохода); 3) прочие субъекты (организации непроизводственной сферы деятельности, включая правительственные органы). Видом предпринимательского риска называется группировка ситуаций, близких по осознанию риска и поведению в рисковых ситуациях. В современной экономической литературе отмечаются существенные разногласия по вопросу о числе видов риска. В некоторых классификациях приводится до десяти — тринадцати различных видов предпринимательских рисков1. При всем разнообразии подходов к классификации рисков можно выделить несколько основных его видов: • производственные (чистые); • инвестиционные и инновационные; • финансовые; • товарные; • комплексные; • банковские. Последний вид рисков выделяют в отдельную позицию в силу важности и специфичности, отдельных его проявлений, однако иногда исследуют в числе финансовых рисков. Под проявлением предпринимательского риска понимается сочетание отдельного субъекта с отдельным видом риска. Проявление риска является более частным понятием вида риска, так как по одному и тому же виду риска может быть несколько проявлений, конкретизирующих его. Кроме того, по одному и тому же виду риска для разных субъектов будут существовать различные проявления предпринимательских рисков. Выделим основные проявления рисков по видам для важнейших субъектов — предприятий-производителей. Среди производственных рисков основными проявлениями являются риски остановки производства и неритмичности работы предприятия, а также стихийных бедствий, катастроф и аварий (наводнений, землетрясений, пожаров т.д.). Производственные риски в свою очередь делятся на риски в сфере промышленного производства и в прочих сферах (главным образом в сфере сельскохозяйственного производства). Инвестиционные риски для предприятий-производителей проявляются в основном на стадиях подготовки проекта и его реализации. Основным проявлением финансовых рисков для предприятий-производителей является угроза банкротства. К этому виду рисков относят финансовые риски неполучения дохода и риски по операциям с ценными бумагами. Товарные риски для предприятий-производителей проявляются главным образом в рисках дефицита товара и отсутствия спроса на него. Основным проявлением комплексных рисков является риск инфляции. Основными проявлениями банковских рисков выступают риски кредитные, процентные, ликвидности банка, по депозитным операциям и расчетам, а также банковским злоупотреблениям. Разумеется, подобная классификация рисков по их видам и проявлениям условна, так как невозможно, например, установить четкие различия между инвестиционными и финансовыми рисками. Основные проявления рисков у физических лиц: • при производственных рисках — потеря трудоспособности; • при финансовых рисках — невыполнение обязательств и операции с ценными бумагами; • при товарных рисках — безработица. Основными проявлениями рисков для прочих юридических лиц являются финансовый валютный риск, товарный риск спроса на общественные услуги, комплексный риск реакции фирм и потребителей на правительственные мероприятия в экономической сфере и т.д.
Глава 5. Управление финансовыми рисками 5.1. Финансовое состояние предприятия и риск банкротства Банкротство — сложная категория, которую следует рассматривать с различных сторон: юридической, организационной, финансовой и др. С 1 марта 1993 г. введен в действие Закон РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятия», согласно которому под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается неспособность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств над имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса. Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов, если его обязательства не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты исполнения. Причины возникновения банкротства делятся на объективные и субъективные. Магнуссен Г. Производство в условиях риска.— Стокгольм, 1963.
Объективные причины связаны с общеэкономической ситуацией в стране и практически неустранимы на уровне предприятия. Однако их необходимо учитывать при планировании и прогнозировании финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Объективными причинами являются нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране, высокие темпы инфляции, кризис неплатежей, замедление платежного оборота, несовершенство законодательной и нормативной базы, несовершенная налоговая и денежная политика государства, недостатки в работе финансово-кредитной системы страны, неблагоприятная рыночная конъюнктура и др. Субъективные причины вытекают непосредственно из хозяйственной деятельности предприятия и являются следствием его неудовлетворительной работы. К ним относятся неоправданно высокие затраты на производство и реализацию продукции, снижение качества продукции и ее невостребованность, длительный производственный цикл, неэффективное использование ресурсов, в том числе финансовых, снижение объемов производства и продаж, рост внешней задолженности другим предприятиям и бюджету, необоснованное увеличение дебиторской задолженности, низкий уровень планирования и прогнозирования, недостаточная квалификация сотрудников. Как правило, банкротству предшествует полоса финансовых затруднений и последующее ухудшение финансового состояния предприятия. В принципе, банкротство можно заранее спрогнозировать и принять необходимые меры для его предотвращения. Существует много методов прогнозирования финансового состояния предприятия с позиции его потенциального банкротства. Одним из основных методов является оценка возможного банкротства путем финансового анализа конкретных параметров деятельности предприятия, отражающих реальное финансовое состояние и в «концентрированном виде» угрозу банкротства в будущем. Основу анализа составляет сравнение фактических показателей с плановыми или нормативными за определенный период времени и расчет возможных отклонений в динамике. Если в процессе анализа выявляется увеличение размера негативных отклонений, это сигнализирует об опасности банкротства. Основным достоинством данного метода является возможность определения угрозы банкротства предприятия уже на ранней стадии ее возникновения и принятия своевременных мер по нейтрализации негативных явлений. Таким образом, метод имеет предупредительный характер. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» установлена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособного предприятия. Признание предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса не означает признание его банкротом. Эти показатели имеют индикативный характер, показывая собственнику имущества неустойчивость его финансового состояния. Структура баланса предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным, если выполняется одно из следующих условий: 1) коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода меньше 2; 2) коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами меньше 0,1. При неудовлетворительной структуре баланса для определения ближайших перспектив в финансовом состоянии предприятия рассчитывается коэффициент восстановления его платежеспособности (Квосст), определяемый как соотношение расчетного коэффициента текущей ликвидности (Ктек.л.рас) к нормативному коэффициенту текущей ликвидности (Ктек.л.норм): Квост= Ктек.л.рас: Ктек.л.норм (1) Этот показатель является условно-расчетным и показывает возможности предприятия восстановить свою платежеспособность в течение шести месяцев. Алгоритм его расчета приводится в нормативных документах и заключается в следующем: Квосст= [Ктек.л.к + 6: Т: (Ктек.л.к – Ктек.л.н)]: 2, (2)
где Ктек.л.к - фактическое значение коэффициента текущей ликвидности на конец отчетного периода; Ктек.л.н - фактическое значение коэффициента текущей ликвидности на начало отчетного периода; 6 — период восстановления платежеспособности, мес; Т — отчетный период, мес; 2 — нормативное значение коэффициента текущей ликвидности. Если значение коэффициента восстановления меньше 1, то предприятие в ближайшие шесть месяцев не в состоянии восстановить платежеспособность. Если значение коэффициента восстановления больше 1, то для предприятия существует реальная возможность восстановить свою платежеспособность. В этом случае принятие решения о признании структуры баланса неудовлетворительной, а самого предприятия неплатежеспособным откладывается на срок до шести месяцев. Если структура баланса является удовлетворительной, для проверки финансовой устойчивости предприятия может применяться коэффициент утраты платежеспособности (Кутр) на срок три месяца, который рассчитывается следующим образом: Кутр = [Ктек.л.к + 3: Т: (Ктек.л.к – Ктек.л.н)]: 2. (3) Если коэффициент утраты платежеспособности больше 1, то в ближайшие три месяца предприятие имеет реальную возможность сохранить свою платежеспособность, если меньше 1, то предприятию угрожает потеря платежеспособности. По итогам проведенных расчетов может быть принято одно из следующих решений: 1) о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия неплатежеспособным; 2) о реальной возможности предприятия-должника восстановить свою платежеспособность; 3) о реальной возможности утраты предприятием своей платежеспособности. Некоторые предприятия оказываются неплатежеспособными по причине задолженности государства перед ними. Под задолженностью государства понимаются не исполненные в срок обязательства полномочного органа государственной власти или субъекта Российской Федерации по оплате заказа, размещенного на данном предприятии и являющегося для него обязательным к исполнению. В этом случае оценка текущей ликвидности предприятия основывается на предположении о своевременном погашении государством задолженности предприятию и рассчитывается по следующей формуле: Ктек.л = (ТА – ГЗ): (ТО – ГЗ- Z), (4) где ТА — текущие активы; ТО — текущие обязательства; ГЗ — сумма государственной задолженности; Z— сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием. Сумма платежей по обслуживанию задолженности государства перед предприятием определяется по формуле n Z = Σ pi x ti x Si : 100: 360, (5) i=1 где Рi — объем государственной задолженности по i-му неисполненному обязательству государства; ti — период задолженности по i-му непогашенному обязательству государства; S. — годовая учетная ставка Банка России; n — количество обязательств государства перед предприятием. Таким образом, платежеспособность предприятия определяется по скорректированному коэффициенту текущей ликвидности. Неплатежеспособность предприятия будет зависеть от государственной задолженности, если значение скорректированного коэффициента текущей ликвидности не меньше 2. Неплатежеспособность предприятия не признается зависящей от государственной задолженности, если значение скорректированного коэффициента текущей ликвидности меньше 2. Приведенная методика оценки неплатежеспособности предприятия является достаточно простой и доступной, так как все необходимые показатели содержатся в отчетности предприятия, расчеты осуществляются в короткие сроки, а результаты являются наглядными для всех групп пользователей. Однако она имеет ряд недостатков, которые существенно влияют на точность и качество производимых расчетов. Прежде всего, это одномоментный (разовый) характер используемых показателей — на начало и на конец отчетного периода без учета их динамики в течение года. Этот недостаток присущ многим финансовым коэффициентам. Другим недостатком является экстраполяционный характер коэффициента восстановления (утраты) платежеспособности: при его расчете тенденции изменения показателя текущей ликвидности в отчетном периоде автоматически переносятся на будущий период, не учитывая возможности восстановления платежеспособности. Более правильным было бы рассчитывать его на базе финансового прогноза деятельности предприятия на предстоящий период: Квосст=Ктек.л.прогноз : Ктек.л.норм (6) По мнению многих аналитиков, установление критерия коэффициента текущей ликвидности, равным 2, является существенно завышенным, так как не учитывает реальной экономической ситуации в России и отраслевых особенностей деятельности предприятия. Другим методом, позволяющим заблаговременно предотвратить ситуацию банкротства, является анализ финансовых потоков. В процессе анализа рассматриваются четыре группы показателей: 1) поступление средств; 2) величина расходов; 3) сальдо поступлений и расходов; 4) наличие средств на счете. Если последний показатель в каком-либо периоде является отрицательным (по прогнозу), это сигнализирует о возможном появлении долгов, что может привести к банкротству. Фактически это первый признак банкротства. Второй признак банкротства связан с нерациональным использованием заемных средств. Если их размер равен или меньше размера возвращенных заемных средств, то они фактически не используются в обороте предприятия для производственно-хозяйственной деятельности. При этом плата за кредит уменьшает размер собственных средств, что приводит к убыткам и банкротству. В некоторых странах угроза несостоятельности предприятия наступает, если предприятие-должник в момент наступления срока платежа не в состоянии его осуществить, так как имеет отрицательное сальдо полученных и исходящих выплат. Метод анализа финансовых потоков имеет положительные и отрицательные стороны. Достоинством его является простота и наглядность расчетов. Однако предприятию сложно запланировать с определенной точностью объемы и сроки предстоящих поступлений и выплат на длительную перспективу, особенно в случае непредвиденных отклонений от показателей финансовых планов и прогнозов. Еще один метод, распространенный в экономически развитых странах, построен на системе критериев, по которым можно распознать признаки надвигающегося банкротства и принять решения, позволяющие его избежать. В каждой стране существуют специально разработанные рекомендации, содержащие перечень таких показателей. Эти индикаторы можно разделить на две группы. К первой группе относятся показатели, свидетельствующие о реальных финансовых затруднениях, которые могут трансформироваться в банкротство предприятия в будущем, если не принять кардинальные меры. К ним относятся: • увеличивающиеся потери и убытки в производственно-хозяйственной деятельности предприятия; • рост сверхнормативных и ненужных товарно-материальных ценностей и производственных запасов; • значительный удельный вес физически и морально устаревшего производственного оборудования; • рост просроченной кредиторской и дебиторской задолженности; • постоянные нарушения договорных обязательств и платежной дисциплины; • недостаток оборотных средств; • хроническая нехватка финансовых ресурсов для обеспечения хозяйственной деятельности, уменьшение поступлений денежных средств от хозяйственных операций, что ведет к увеличению доли займов в структуре капитала предприятия; • неправильная реинвестиционная политика; • неблагоприятные изменения в портфеле заказов; • затруднения в получении кредитов банка; • падение рыночной стоимости ценных бумаг, выпускаемых предприятием. Во вторую группу входят показатели, неудовлетворительные значения и динамика которых не всегда приводят к значительному ухудшению финансового состояния предприятия, а тем более к банкротству. Однако в случае их игнорирования или при неблагоприятных для предприятия условиях угроза банкротства может стать реальной. Основными негативными показателями являются: • неэффективные инвестиции; • недостаточная диверсификация деятельности предприятия; • нарушение ритмичности производственного процесса; • недостаток научно-технических достижений в производстве, низкий уровень технической оснащенности; • нестабильные доходы предприятия; • авантюристическая финансовая политика руководства; • уменьшение дивидендных выплат и др. Достоинством этого метода является системный подход, простота и доступность для предприятий любых отраслей. Одним из недостатков — субъективность, так как финансовый менеджер должен, основываясь на интуиции и знаниях, оценить сложившуюся ситуацию и принять соответствующее решение. Однако в условиях многокритериальной задачи существуют большие сложности при принятии решения. Многие из показателей не имеют финансового характера и не могут быть рассчитаны количественно. Кроме бухгалтерской требуется дополнительная информация из других источников. Несмотря на это учет и анализ данных показателей в практике прогнозирования банкротства имеет очень важное значение. Для оценки вероятности банкротства в зарубежной практике широко используются количественные методы, такие, как Z-модели, разработанные Альтманом в 1968 г. Модель Альтмана представляет дискриминантную линейную функцию с различным числом переменных. В зависимости от этого различают двух-, пяти- и семифакторные модели. Параметры дискриминантной функции рассчитываются путем статистической выборки по обанкротившимся или избежавшим банкротства предприятиям. В качестве переменных используют финансовые коэффициенты, характеризующие деятельность предприятия. Так, в двухфакторной модели переменными величинами являются коэффициент текущей ликвидности (или коэффициент покрытия) и коэффициент концентрации заемных средств (доля заемного капитала в общей сумме источников). Двухфакторная модель Альтмана представляет расчет количественного индикатора Z:
Z= - 0,3877 - 1,0736 К1 + 0,0579 К2,
К1 — коэффициент текущей ликвидности; К2 — коэффициент концентрации заемных средств. Чем выше значение Z, тем больше вероятность банкротства. При Z = 0 вероятность банкротства в течение ближайших двух лет гипотетически равна 50%. При Z < 0 вероятность наступления банкротства меньше 50%, при Z> 0 вероятность банкротства увеличивается и начинает превышать 50%. Достоинством данной модели является простота, а недостатком — невысокая точность прогноза, так как здесь не учитывается влияние множества других важных факторов на финансовое состояние предприятия. К сожалению, эта модель не подходит для российской практики, так как значения параметров данной функции рассчитаны на основе статистической отчетности зарубежных стран. Для адаптации этой модели необходимо провести пересчет указанных параметров на базе статистики обанкротившихся предприятий в России. С целью устранения недостатков двухфакторной модели Альтманом была разработана пятифакторная модель прогнозирования банкротства, которая в настоящее время широко применяется на практике и имеет следующий вид:
Z = 1,2 К1 + 1,4 К2 + 3,3 К3 + 0,6 К4 + 1 К5, где К1 — отношение собственных оборотных средств к сумме активов; К2 — отношение нераспределенной прибыли к сумме активов; К3 — отношение балансовой прибыли (до уплаты налогов и процентов) к сумме активов; К4 — отношение рыночной стоимости обыкновенных и привилегированных акций к балансовой оценке заемного капитала (долгосрочного и краткосрочного); К5 — отношение выручки от реализации к сумме активов. Согласно этой модели чем больше значение Z, тем меньше вероятность банкротства. Если Z < 1,8, вероятность банкротства очень высока. При значениях Z в интервале от 1,81 до 2,7 — вероятность высокая, от 2,8 до 2,9 — возможная, при Z> 3 — маловероятная. Главным достоинством этой модели является высокая точность прогноза: она достигает 95% на период до одного года и 83% — на период до двух лет. Основной недостаток модели заключается в том, что ее можно применять главным образом для крупных компаний, котирующих свои акции на бирже. В России, например, рассчитать показатель К4 вообще не представляется возможным. Выход — определить рыночную стоимость акции предприятия расчетным путем как курсовую стоимость по формуле Ка = Д: р х Н, (9) где Ка — курс акции; Д — дивиденды; р — норма ссудного процента; Н — номинал акции. Некоторые экономисты считают, что можно заменить рыночную стоимость акционерного капитала стоимостью уставного и добавочного капиталов. В 1977 г. Альтман разработал семифакторную модель прогнозирования банкротства, которая позволяет предвидеть банкротство на период до 5 лет с точностью до 70%. В качестве переменных величин она включает следующие показатели: • рентабельность активов; • динамику прибыли; • коэффициент покрытия процентов по кредитам; • кумулятивную прибыльность; • коэффициент покрытия (текущей ликвидности); • коэффициент автономии; • совокупные активы. Однако применение этой модели затруднено из-за сложности получения информации внешними пользователями. Просчитав с достаточной точностью финансовый кризис предприятия, необходимо предпринять корректирующие действия и предотвратить банкротство. Существует много способов минимизировать угрозу банкротства. Их можно объединить в две группы: финансовые и производственные. К финансовым можно отнести следующие мероприятия: • отказ от убыточных производств; • снижение дивидендных выплат; • снижение расходов, особенно непроизводительных; • продажа части основных фондов с целью снижения кредиторской задолженности; • увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии акций; • получение долгосрочной ссуды; • получение государственной финансовой поддержки на безвозмездной или возвратной основе. Производственные факторы, минимизирующие банкротство, включают: • расширение маркетинговой работы; • повышение эффективности использования всех ресурсов предприятия; • диверсификацию производства; • совершенствование технической базы; • привлечение антикризисного управляющего. 5.2. Система управления финансовыми рисками Финансовый риск — это риск, возникающий при осуществлении финансовых операций. Управление финансовыми рисками представляет собой совокупность приемов и методов, уменьшающих вероятность появления этих рисков или локализующих их последствия. Управление финансовыми рисками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера, требующим глубоких знаний экономики и финансов предприятий, математических и статистических методов, страхового дела и т.п. В крупных западных компаниях на управление рисками финансовый менеджер затрачивает до 45% рабочего времени. С точки зрения своевременности принятия решения по предупреждению и минимизации потерь можно выделить три подхода к управлению рисками: 1) активный подход означает максимальное использование менеджером средств управления рисками для минимизации их последствий. При этом подходе все хозяйственные операции осуществляются после проведения мероприятий по предупреждению возможных финансовых потерь; 2) адаптивный подход основан на учете в процессе управления сложившихся условий хозяйствования, а само управление рисками осуществляется в ходе проведения хозяйственных операций. При этом невозможно предотвратить весь ущерб в случае наступления рискового события, а можно избежать лишь части потерь; 3) консервативный подход предполагает, что управляющие воздействия на финансовые риски начинаются после наступления рискового события, когда предприятием уже получен ущерб. В этом случае целью управления является локализация ущерба в рамках какой-либо одной финансовой операции или одного подразделения. Процесс управления финансовыми рисками включает несколько этапов. На первом этапе происходит определение тех видов рисков, с которыми может столкнуться предприятие. На втором — проводится анализ и количественная оценка степени риска. На третьем — осуществляется выбор методов управления рисками. На четвертом — данные методы применяются на практике и оцениваются результаты проведенных мероприятий. Оценка финансовых рисков проводится с целью определения вероятности и размера потерь, характеризующих величину (или степень) риска. Она может осуществляться различными методами анализа: качественным, количественным или комплексным. При помощи качественного анализа можно определить возможные виды риска, факторы, влияющие на уровень риска, а также потенциальные области риска. Все факторы, влияющие на степень риска, можно разделить на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся политическая и экономическая ситуация в стране и за ее пределами, законодательно-правовая основа предпринимательской деятельности, налоговая система, конкуренция, стихийные бедствия и др. К внутренним факторам можно отнести экономическую стратегию фирмы, степень использования ресурсов в производственно-хозяйственной деятельности, квалификацию работников, качество менеджмента и др. В деятельности любой фирмы в условиях рыночной экономики можно выделить пять основных областей риска: 1) безрисковую область (фирма ничем не рискует и получает как минимум расчетную прибыль); 2) область минимального риска (фирма рискует частью или всей величиной прибыли); 3) область повышенного риска (в худшем случае фирма произведет покрытие всех затрат, в лучшем — получит прибыль намного меньше расчетной); 4) область критического риска (фирма рискует не только потерять прибыль, но и недополучить предполагаемую выручку; масштабы её деятельности сокращаются, она теряет оборотные средства, влезает в долги); 5) область катастрофического риска (деятельность фирмы приводит к банкротству). Качественный анализ может производиться различными методами, важнейшими из которых являются методы использования аналогов и экспертных оценок. Метод использования аналогов предусматривает поиск и использование сходства, подобия между явлениями, предметами, системами. Его применяют, если использовать другие методы оценки риска не представляется возможным. Однако этот метод характеризуется субъективизм, так как большое значение имеют знания и опыт аналитика. Метод экспертных оценок реализуется путем обработки мнений опытных предпринимателей и специалистов, выступающих в качестве экспертов. Каждому работающему эксперту предоставляется перечень возможных рисков и предлагается оценить вероятность их наступления. Затем оценки экспертов подвергаются анализу на противоречивость; они должны удовлетворять следующему правилу: максимально допустимая разница между оценками двух экспертов по любому виду риска не должна превышать 50%, что позволяет устранить кардинальные различия в оценках вероятности наступления отдельного вида риска. В результате получают экспертные оценки вероятностей допустимого критического риска или наиболее вероятных потерь. При этом методе большое значение имеет правильный подбор экспертов. При количественном анализе размеры отдельных рисков определяются математико-статистическими методами: · оценки вероятности ожидаемого ущерба; · минимизации потерь; · использования дерева решений; · анализом финансовых показателей деятельности предприятия. Статистический метод изучает статистику потерь и прибылей на предприятии за определенный промежуток времени, устанавливает величину и частоту получения определенного результата; на основе этого составляется прогноз на будущее. С этой целью рассчитывают коэффициент вариации, который характеризует изменение количественной оценки признака при переходе от одного варианта к другому. Коэффициент вариации (V) — относительная величина, поэтому на его размер не оказывают влияния абсолютные значения изучаемого показателя. Он представляет собой отношение среднего квадратического отклонения (σ) к средневзвешенному значению события (x¯) и определяется в процентах: _ V = σ: x х 100. (10)
Чем больше значение коэффициента вариации, тем сильнее • до 10% — слабое изменение; • от 10 до 25% — умеренное изменение; • свыше 25% — высокое изменение. Среднее ожидаемое значение события (х¯) является средневзвешенной величиной из всех возможных результатов с учетом вероятности наступления каждого результата и определяется по формуле n x¯= ∑ pi x xi, (11) i=1
где xi — абсолютное значение i-го результата; pt — вероятность наступления i-го результата; n — число вариантов исхода события. Среднее значение события представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта. Для окончательного решения определить степень отклонения ожидаемого значения от средней величины, мерами которой являются дисперсия (σ2) и среднее квадратическое отклонение (σ). Дисперсия представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от средних ожидаемых:
σ2 = ∑ (xi - x¯)2 x pi (12) Дисперсия сигнализирует о наличии риска, но при этом не указывает направление отклонения от ожидаемого значения, так как разность берется в квадрате, а предпринимателю важен знак (плюс или минус) этого отклонения, чтобы знать, прибыль (+) или убыток (—) можно получить при сделке. Среднее квадратическое отклонение определяется по формуле σ=√σ2 (13) Оно измеряется в тех же единицах, что и варьирующий признак. Статистический метод может применяться и в несколько упрощенном виде. Известно, что риск инвестора характеризуется оценкой вероятной величины максимального и минимального доходов. При этом чем больше диапазон между ними при равной их вероятности, тем выше степень риска. В этом случае для расчета дисперсии можно использовать следующую формулу:
σ2=Рmax x (xmax - x¯)2 + Рmin x (X¯ - Хmin)2, (14) где Ртах min — вероятность получения максимального и минимального доходов; хтах min — максимальная, минимальная величина дохода; х¯ — средняя ожидаемая величина дохода. Преимуществами статистического метода оценки предпринимательского риска являются его точность и несложность математических расчетов, а явным недостатком — необходимость большого количества исходных данных. Кроме того, метод не годится для новых предприятий. Метод оценки вероятности ожидаемого ущерба основан на том, что степень риска (R) определяется как произведение ожидаемого ущерба на вероятность того, что этот ущерб произойдет. Наилучшим является решение с минимальным размером рассчитанного показателя. Математически суть этого метода можно выразить в виде формулы: R = A x p1 + (А + В) х р2, (15) где А и В — ущерб при принятии различных решений; р] и р2 — степень вероятности получения ущерба. Метод минимизации потерь основан на расчете возможных потерь при выборе определенного варианта решения задачи. С это Date: 2015-04-23; view: 1804; Нарушение авторских прав |