Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учебный блок 3. Управление интенсивностью вызываемых состояний сознания
Всё содержание предыдущего блока выступает как предпосылка для упражнений, которые будут кратко описаны в этом разделе. Если нас интересует интенсивность вызванного состояния психики и если мы по своему желанию хотим повышать эту интенсивность, то начинать надо, по-видимому, с первопричин. «Зри в корень», — советовал Козьма Прутков. На мой взгляд, интенсивность вызванного состояния психики зависит от трёх таких первопричин: 1) от того, насколько полно и правильно использованы возможности методики, вызывающей это состояние; 2) от того, устранены ли все внутренние ограничения, ослабляющие конечный эффект методики; 3) от того, как в дополнение ко всему прочему использованы выразительные возможности интонации. Сегодняшняя эффективность методики зависит от того, как мы тренировались вчера, как отложился в памяти опыт тренировок и каким способом мы его воскрешаем. Ещё овладевая простой двигательной доминантой, мы заметили, что многообразные элементы методики обобщаются, образуют целостный комплекс ассоциаций, и что со временем становится достаточно нажать на клавишу, связанную с одной единственной нотой, чтобы разом грянул весь оркестр. Поэтому давайте введём важное практическое правило: если целостный клубок ассоциаций ещё не сложился или ещё не упрочился, то для достижения эффекта приходится повторять всю методику с начала до конца. Если же обобщение уже произошло, и всю последовательность действий можно заменить отдельными приёмами, то важно выбрать наилучший из них. В отличие от ребёнка, который много времени отдаёт игре и эмоциональному самовыражению, движения у взрослого человека в большинстве случаев подчинены практической цели, практической пользе. А это значит, что, начиная движение, мы как бы нажимаем одновременно на две кнопки. На одной написано: «Трать энергию». На другой: «Трать не больше, чем нужно для достижения цели». Когда мы изменяем внутренние состояния с опорой на движение, конечный эффект будет сильнее, если это внутреннее ограничение убрать. Как это сделать? Во-первых, можно уподобиться ребёнку. Реально или в своём воображении влиться в раскованные эмоциональные игры. Лучше всего — в игры с фантастическим сюжетом, далёким от повседневной жизни. Причем логика игры может быть прямо противоположна логике повседневной жизни. Во-вторых, время от времени полезно практиковать состояние, которое в главе второй я уже описывал и сближал с быстрым сном. Это — одновременно! — высокая активность сознания, отсутствие какой бы то ни было актуальной информации и глубокое мышечное расслабление. Если можно так выразиться, это — активность сознания без внешнего повода и без готовности действовать. Упражнение простое и очень эффективное. Там же, в главе второй этой книги очень подробно рассмотрены выразительные возможности интонации. Показана необходимость формально-речевого варьирования, если мы хотим долгое время сохранить концентрацию внимания на отдельной фразе. Всё это важно и для вариантов речевой формулы, специально созданных нами для состояний, отвечающих бета-, альфа-, тета- и дельта-ритму. Здесь в полной мере пригодны приёмы создания монотонной или, наоборот, контрастной мелодики. Контрастная речевая мелодия усиливает бета-, альфа- и тета-ритм. Для усиления дельта-ритма и ритма ещё более медленного предпочтительна монотонная речевая мелодия. Короче говоря, вновь вернитесь к соответствующему разделу второй главы и поэкспериментируйте со всеми элементами интонации. В частности, разберитесь более подробно с приёмом повтора. Обычно повторяется небольшая ритмическая группа с одним сильным ударением. Я уже подчёркивал, что при произнесении таких повторяемых и потому обособляемых ритмических групп возможны практически любые мелодические ходы. Этим можно воспользоваться. По ^интонационному рисунку обособляемая группа слов может совпадать с каким-либо эмоциональным восклицанием типа: «Неужели?», «Увы!» и т.п. Значит, для усиления вызываемых состояний психики можно широко использовать все оттенки чувств, встречающиеся в повседневной жизни.
Date: 2015-06-05; view: 374; Нарушение авторских прав |