Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Учебный блок 3. Управление интенсивностью вызываемых состояний сознания





Всё содержание предыдущего блока выступает как пред­посылка для упражнений, которые будут кратко описаны в этом разделе.

Если нас интересует интенсивность вызванного состоя­ния психики и если мы по своему желанию хотим повы­шать эту интенсивность, то начинать надо, по-видимому, с первопричин. «Зри в корень», — советовал Козьма Прут­ков. На мой взгляд, интенсивность вызванного состояния психики зависит от трёх таких первопричин:

1) от того, насколько полно и правильно использова­ны возможности методики, вызывающей это состояние;

2) от того, устранены ли все внутренние ограничения, ослабляющие конечный эффект методики;

3) от того, как в дополнение ко всему прочему исполь­зованы выразительные возможности интонации.

Сегодняшняя эффективность методики зависит от того, как мы тренировались вчера, как отложился в памяти опыт тренировок и каким способом мы его воскрешаем. Ещё овла­девая простой двигательной доминантой, мы заметили, что многообразные элементы методики обобщаются, образуют целостный комплекс ассоциаций, и что со временем стано­вится достаточно нажать на клавишу, связанную с одной един­ственной нотой, чтобы разом грянул весь оркестр. Поэтому давайте введём важное практическое правило: если целост­ный клубок ассоциаций ещё не сложился или ещё не упро­чился, то для достижения эффекта приходится повторять всю методику с начала до конца. Если же обобщение уже про­изошло, и всю последовательность действий можно заменить отдельными приёмами, то важно выбрать наилучший из них.

В отличие от ребёнка, который много времени отдаёт игре и эмоциональному самовыражению, движения у взрос­лого человека в большинстве случаев подчинены практи­ческой цели, практической пользе. А это значит, что, на­чиная движение, мы как бы нажимаем одновременно на две кнопки. На одной написано: «Трать энергию». На дру­гой: «Трать не больше, чем нужно для достижения цели». Когда мы изменяем внутренние состояния с опорой на дви­жение, конечный эффект будет сильнее, если это внутрен­нее ограничение убрать. Как это сделать?

Во-первых, можно уподобиться ребёнку. Реально или в своём воображении влиться в раскованные эмоциональ­ные игры. Лучше всего — в игры с фантастическим сюже­том, далёким от повседневной жизни. Причем логика игры может быть прямо противоположна логике повседневной жизни. Во-вторых, время от времени полезно практико­вать состояние, которое в главе второй я уже описывал и сближал с быстрым сном. Это — одновременно! — высокая активность сознания, отсутствие какой бы то ни было ак­туальной информации и глубокое мышечное расслабление. Если можно так выразиться, это — активность сознания без внешнего повода и без готовности действовать. Упраж­нение простое и очень эффективное.

Там же, в главе второй этой книги очень подробно рассмотрены выразительные возможности интонации. По­казана необходимость формально-речевого варьирования, если мы хотим долгое время сохранить концентрацию внимания на отдельной фразе. Всё это важно и для ва­риантов речевой формулы, специально созданных нами для состояний, отвечающих бета-, альфа-, тета- и дель­та-ритму. Здесь в полной мере пригодны приёмы созда­ния монотонной или, наоборот, контрастной мелодики. Контрастная речевая мелодия усиливает бета-, альфа- и тета-ритм. Для усиления дельта-ритма и ритма ещё бо­лее медленного предпочтительна монотонная речевая мелодия. Короче говоря, вновь вернитесь к соответствую­щему разделу второй главы и поэкспериментируйте со всеми элементами интонации.

В частности, разберитесь более подробно с приёмом повтора. Обычно повторяется небольшая ритмическая груп­па с одним сильным ударением. Я уже подчёркивал, что при произнесении таких повторяемых и потому обособля­емых ритмических групп возможны практически любые мелодические ходы. Этим можно воспользоваться. По ^ин­тонационному рисунку обособляемая группа слов может совпадать с каким-либо эмоциональным восклицанием типа: «Неужели?», «Увы!» и т.п. Значит, для усиления вызы­ваемых состояний психики можно широко использовать все оттенки чувств, встречающиеся в повседневной жизни.

 

Date: 2015-06-05; view: 348; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию