Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Упражнения, основанные на простой двигательной доминанте





Исходный пункт для упражнений этой ступени — обыденный опыт человека. Мы ещё должны создать спе­цифическую психофизиологическую основу, а именно: до­биться единства ходьбы, движений руки и органов речи. Как это происходит, я уже рассказал в начале второй гла­вы («Искусство управления своим организмом»), так что отсылаю вас к этим страницам. Остановлюсь только на дополнительных моментах.

Когда вы будете наблюдать за своими субъективными ощущениями, чтобы найти «сигнальные» признаки состоя­ний бодрости и торможения, вам несомненно захочется знать, а чего в принципе можно ждать. В. Люте, специаль­но изучавший непроизвольные симптомы аутотренинга, приводит такой список субъективных ощущений:

1) моторные ощущения: вздрагивание, непроизвольные движения, дрожь, ощущение напряжения;

2) сенсорные ощущения: мурашки, боль, чувство оне­мения, давление, ощущение электрического тока, жжение, ощущение разбухания, зуд;

3) вестибулярные: ощущение вращения, парения или наклона, ощущение падения или полета, головокруже­ние;

4) аффекты: страх, депрессия, эйфория, чувство одиночества, тоска.

Наконец, повторяющиеся мысли всякого рода (5).

Этот список составлен на основе наблюдений за пациен­тами, так что у здорового человека некоторых из перечис­ленных проявлений может и не быть. Тем не менее, на мой взгляд, полезно знать именно полный перечень.

По своей интенсивности состояния бодрости и затор­моженности на этом этапе тренировок еще не выходят за пределы повседневного опыта. Сознательно вызывая эти состояния, мы можем лишь противостоять утомлению и благотворно влиять на свою работоспособность.

Планируя тренировки этого этапа, надо предусмотреть и некоторые чисто технические упражнения. Я имею в виду отработку некоторых второстепенных навыков, без каковых, однако, будет затруднено выполнение основных упражне­ний. Так, уже сейчас нужно научиться выделять в речевых формулах целевую информацию. Надо ясно понять, что в используемом тексте работает в русле нужного нам самовну­шения и как именно оно работает. Наконец, нам ведь нужно уметь ритмизовать создаваемые нами тексты, то есть умело сближать их по ритмическому рисунку с основными строка­ми заговора: «Заря, озарись...» и «Все озаряется...»

Поскольку на первом этапе мы больше всего работаем с состоянием бодрости, неплохо поработать параллельно и над созданием ритмизованных речевых формул такого же содержания. Возьмём, к примеру, мобилизующие форму­лы, разработанные А.В.Алексеевым и проверенные в ра­боте со спортсменами:

1) Возникает чувство лёгкого озноба.

2) Состояние, как после прохладного душа.

3) Из всех мышц уходит чувство тяжести и расслаб­ленности.

4) В мышцах начинается лёгкая дрожь.

5) Озноб усиливается.

6) Холодеют голова и затылок.

7) По телу побежали «мурашки».

8) Кожа становится «гусиной».

9) Холодеют ладони и стопы.

10) Дыхание глубокое, учащённое.

11) Сердце бьётся сильно, энергично, учащённо.

12) Озноб ещё сильнее.

13) Все мышцы лёгкие, упругие, сильные.

14) Я всё бодрее и бодрее!

15) Открываю глаза.

16) Смотрю напряжённо, предельно сосредоточенно.

17) Я приятно возбуждён.

18) Я полон энергии.

19) Я — как сжатая пружина.

20) Я полностью мобилизован!

21) Я готов действовать.

Эти формулы я взял из книги А.В.Алексеева (Алек­сеев А.В. Себя преодолеть! — М.: Физкультура и спорт, 1985). Аналогичные тексты можно встретить и у других авторов. Да и вы сами, понаблюдав за собой, можете нарисовать психологический портрет какого-то состояния (а не только состояния бодрости!). Что характерно для та­ких описаний? И все ли из них можно включить в рече­вые формулы зоревой медитации?

Думаю, что вы согласитесь: приведённый «портрет» состояния бодрости достаточно подробен и дан в динами­ке. К примеру: Лёгкий озноб... Озноб усиливается... Оз­ноб ещё сильнее...

Каким будет наш подход? Широта охвата, детальность портрета не обязательны. Можно зацепить словами всего лишь два или три мысленных образа, но эти образы и обозначающие их слова должны «сигнализировать» нуж­ное нам состояние особенно чётко. Есть люди, для кото­рых решающее значение имеют зрительные образы. У других людей на первом месте образы слуховые. У треть­их — двигательно-осязательные. В зависимости от того, какой у вас тип восприятия, подберите нужные чёрточки из психологического портрета вызываемого состояния. Другая особенность нашего подхода: в описании вызыва­емого состояния можно опустить динамику. Так, важен образ озноба, а не то, что он начинается, усиливается и т.д. В зоревой медитации образ усиливается иным спосо­бом: опорой на двигательную доминанту, использовани­ем выразительных возможностей интонации и т.д.


Ещё одна особенность нашего подхода касается пост­роения фразы. Конечно, по настоящему важен именно об­раз, а не выражающие его слова. Всё же ради удобства для каждого образа подбирайте существительное и близ­кий по смыслу глагол. С их помощью стройте строку за­говора. К примеру: «Заря озаряется, озаряется — в силь­ном ознобе тело сжимается». Более или менее подробное описание образа важно только на первых порах, пока яр­кий мысленный образ ещё не оформился. Но, как только он сформируется, будет достаточно одного существитель­ного «озноб» и близкого по смыслу глагола в форме «ознобляется». Глаголы часто звучат не совсем естественно, так как мы подгоняем их к ритмическому рисунку строк заговора. Теперь мы можем многократно воспроизводить мысленный образ озноба, опираясь то на существительное «озноб», то на глагольную форму «ознобляется».

Вообще зоревая медитация обеспечивает чрезвычайно высокую степень концентрации внимания. Лишние детали просто мешают. У вас должна сложиться привычка видеть просто какой-то процесс. Остальное не важно. Не важно даже, у кого этот процесс происходит. А когда это ста­новится важно, используется специальная «адресная» стро­ка заговора. Помните? Раб такой-то или раба такая-то Заре покоряется! Именно здесь, при многократном повторении этой строки мы создаём в своём воображении образ того, кому адресована речевая формула внушения.

Теперь ради сравнения давайте присмотримся к тек­стам для внушения и самовнушения, которые рекомендует Г.Н. Сытин в рамках созданного им метода СОЭВУС (сло­весно-образного эмоционально-волевого управления состо­янием человека).

Когда я впервые услышал об этом методе, но ещё не был знаком с текстами, мне подумалось, что метод СОЭВУС и зоревая медитация смогут удачно дополнить друг друга. Однако, когда я познакомился с текстами, мнение моё из­менилось. Вы лучше поймёте особенности метода «зоревой» медитации, если мы заглянем в книгу Г.Н. Сытина (Сытин Г.Н. Животворящая сила. — М.: Энергоатомиздат, 1990).

Вот текст из этой книги, вызывающий мобилизацию всех сил (раздел 2.50 — «Здоровый дух»): «В меня вливается новая здоровая новорожденная жизнь, я весь наполняюсь новой-новой здоровой новорожденной жизнью. Огромной колоссальной силы новорождения жизнь вливается в мою голову. Во мне рождается колоссальной силы юная душа. Во мне рождается колоссальной силы здоровый дух. Во мне рождается огромной колоссальной силы здоровый дух. Во мне рождается несокрушимо здоровый дух. Я стара­юсь это как можно глубже понять. Во мне рождается несокрушимо здоровый дух. Здоровый дух рождает здоровые-здоровые мысли. Здоровый дух рождает здоровые- здоровые мысли». И так далее.

Если провести смысловой анализ психотерапевтичес­ких текстов, предложенных Г.Н. Сытиным, то можно без труда выделить следующие смысловые элементы:

1) описание вызываемого состояния;

2) описание того, как постепенно реализуется это со­стояние;

3) утверждение полного доверия к представлениям о новом, изменённом психическом состоянии.


Хочется сказать: успех метода Г.Н. Сытина опреде­ляется точным описанием желаемого психического со­стояния и утверждением истинности внушаемых пред­ставлений. Но на деле это не совсем так. Ради усиления воздействия все речевые формулы выдержаны в духе яв­ного, а порой просто немыслимого преувеличения. Иногда можно даже утверждать: психологический портрет вы­зываемого состояния вырождается в преувеличение, не знающее границ. По-моему, в этом и сила, и слабость психотерапевтического метода Г.Н. Сытина. Если паци­ент отчаялся и готов принять любые отклонения от нор­мального восприятия вещей, то метод сработает. Если же для пациента важно чувство меры, проверяемость любых утверждений, выдвигаемых психотерапевтом, то метод Г.Н. Сытина не сработает.

Думаю, что метод зоревой медитации лучше метода СОЭВУС, так как в нём нет никакого насилия над естест­венным восприятием окружающего. Словами выражается только то, что мы в самом деле чувствуем. Позднее текст сокращается, но без всяких искажений. Просто от конк­ретного описания мы переходим к образу-символу и, соот­ветственно, к слову-символу. Интенсификация образа нуж­на и здесь. Но для этого используется не преувеличение, а богатый набор психотехнических приёмов.

На ранней стадии тренировок, когда вы начинаете фор­мировать простую двигательную доминанту, самое время подумать ещё об одном интересном направлении внутрен­ней работы.

Одновременные ходьба, движения пальцев и проговаривание слов — дело достаточно сложное. Они приковывают к себе наше внимание. Но что происходит потом? Сформировавшаяся двигательная доминанта вызывается легко. Дви­жения автоматизированы. Значит, высвобождается значи­тельный резерв внимания. Как его использовать?

Это вопрос принципиальной важности. Мы начинали с двигательной активности, с достаточно сложного набора дви­жений. Высвобождающееся в процессе занятий внимание мы могли бы потратить, скажем, на прогрессирующее ус­ложнение этих движений, на их чёткую регламентацию и достигли бы в этом такого мастерства, которое недоступно среднему человеку. Идя таким путём, мы создали бы нечто, напоминающее китайскую гимнастику у-шу. Но... у зоре­вой медитации иная логика развития, иной ход мысли. Вы­зов нужного состояния облегчился? Движения автоматизи­рованы? Отлично. Значит, их можно упростить.

В главе второй я описал вариант пальцевого счёта, при котором большой палец проходит по всем фалангам мизин­ца, безымянного и среднего пальцев. Но можно делать про­ще. Большой палец касается каждого из названных пальцев только в двух точках, а именно, у основания и на кончике пальца. Эти упрощённые движения пальцев можно сопровождать ритмичным движением всей кисти. Отсюда один шаг до ритмичных движений всей руки. И тут нам сразу стано­вится ясно: в одиночку рука не работает. Ритмично движется всё тело. И рука в том числе. Значит, мы начинаем воспро­изводить из повседневной жизни или свободно сочинять раз­ные ситуации с движением. А где движение всего тела, там полная эмоциональная включённость человека.


Куда ведёт путь, который я только что описал? Напра­вив высвободившийся резерв внимания на движение руки, движение всего тела и на какую-то эмоционально окрашен­ную ситуацию, мы «подкрепили» простую двигательную доминанту чувством. Но, будучи «подогрето» эмоциями, внимание резко расширяет свои границы. Опять появляет­ся неиспользуемый резерв внимания. Куда его деть?

Ответ простой: вынести свой двигательный ритм в при­роду. Продолжая ходьбу, пальцевый счет и проговаривание речевой формулы, переключить внимание на окружа­ющую нас местность, внимательно осмотреть небо, землю, воду и всё, что летает, плавает, бегает или просто покачи­вается на ветру. Мы обязательно найдём в природе про­цессы и явления, созвучные с нашим двигательным рит­мом. А найдя их, настолько сосредотачиваемся на нашем ритмическом «родстве», что начинаем чувствовать, что мы действительно едины. Предположим, мы идём тропинкой по обширному нескошенному лугу, и порывы свежего ве­терка гонят волны по июньским травам. В какой-то мо­мент мы начинаем ощущать всем своим существом: мы и есть это море колышащейся травы.

Чего мы достигаем, идя таким путем?

Простая двигательная доминанта получает ещё более мощное эмоциональное «подкрепление», а память наша обо­гащается ассоциативными образами, связанными с нашим же двигательным ритмом.

Такая внутренняя работа начинается в первом учеб­ном блоке, но развёртывается по-настоящему на после­дующих этапах тренировок.

 







Date: 2015-06-05; view: 485; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию