Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мой Бог — Природа





Итак, мы рассмотрели две составляющих саморегуля­ции по методу зоревой медицины. Первое основание — эф­фект двигательных упражнений, искусно перенесённый на речевую формулу-заговор. Второе — дальнейшее усиление возбуждения или торможения, для чего используются вы­разительные возможности интонации. Вы скажете, что это всё достаточно сложно. Да, сложно. И в наше время, ког­да большинство людей гонятся за быстрым и лёгким ре­зультатом, эта сложность метода может даже разочаровать, оттолкнуть. Что я могу на это сказать? Наверное, проци­тировать ершовского Конька-Горбунка: «Это службишка, не служба. Служба будет впереди». В действительности метод ещё сложнее. Но судить о нём только по тому, при­годен ли он для краткосрочных курсов психологического аутотренинга — это всё равно что использовать большую королевскую печать для раскалывания орехов.

Перейдём к третьей составляющей метода. Его можно выразить двумя понятиями: Вера и Обожествление Приро­ды. Но до чего же непросто понять и принять это, если ты всю жизнь провел в идеологизированной среде, где воин­ствующее безбожие считалось не только правом, но и долгом умного, просвещённого человека! На протяжении тридцати с лишним лет я относился к этой стороне метода по-разному.

Я уже говорил, что из общения с Марией Степановной Зубаревой у меня скоро возник поэтический образ знахар­ки, ведуньи. Но не только её образ. Ещё ярче был образ Зари — той доброй силы, которой всю свою жизнь служи­ла Мария Степановна. В её глазах это было само Добро — деятельное, справедливое.

Меня поразила этика знахарей. Настоящий мастер, постигший тайны здоровья, никогда не применит свои уме­ния во вред людям, так как он знает: рано или поздно зло вернётся к нему. Я мог понять это отвлечённо, в принципе. Но видно было, что Мария Степановна понимала этот закон буквально.

Вообще, её отношение к Заре было многоликим. Ка­залось, у неё есть система ценностей, связанная с Зарей, и она оценивала под этим углом зрения людей и явления природы. Заря для неё была реальной силой, могучей и в какой-то мере непредсказуемой, потому что эта сила «ло­мала» её самоё, буйствовала в русской печи, и печка да­вала трещины. Что это за реальная сила, для меня долгое время остава­лось загадкой. Я пытался применить школьные знания по физике, позднее — разные гипотезы, что появлялись в науч­но-популярных журналах. Ничто не подходило. С середины 60-х годов стали появляться публикации по вопросам пара­психологии. Я видел, что одни исследователи ищут физичес­кого носителя парапсихологических феноменов (телепатии, ясновидения и т.д.), но не находят из-за слабости приборной базы. Другие стремятся материалы обычных наблюдений обработать методами математической статистики.

Меня все это не устраивало. Я пришёл к выводу, что разгадка феномена в самой методике зоревой медицины, в процессе той деятельности, которую она предписывает. То, что удалось раскрыть двигательный и интонацион­ный аспект саморегуляции по методу зоревой медицины, говорит о том, что я был прав. Но... не совсем. Хотел я этого или нет, многое оказалось просто незамеченным, потерянным.

В 1989 году вышла в свет моя небольшая брошюра под названием «О русской народной методике психологичес­кого аутотренинга». Приведу из неё небольшой отрывок:

«Каков текст формулы энергетического подкрепления?

Скорее всего, сильную двигательную доминанту мож­но путём тренировок связать с любой речевой формулой и даже с набором звуков, лишённым смысла. Характер­но, что М.С.Зубарева, научившая меня основам этой ме­тодики аутотренинга, говорила, что «слова можно подо­брать свои». Тем не менее остаётся факт: эта методи­ка пришла из глубины веков и в представлении народных лекарей была неразрывно связана с заклинаниями.

М.С.Зубарева однажды проговаривала вслух свою формулу энергетического подкрепления. Звучал пример­но такой текст:

Заря, озарись, озарись, озарись,

Раб (имя рек), заре покорись

Всё озаряется, всё ублаготворяется,

Вся невзгода прочь удаляется,

С буйным ветром в поле отправляется и т.д.

К традиционной форме заклинания можно отнестись двояко. Если она претит современному научному мировоз­зрению занимающегося аутотренингом, от неё можно от­казаться. Более того. Если идти по такому пути, то в принципе можно отказаться от всякой речевой формулы. По мнению доктора медицинских наук Е.Г. Чулкова (1968), в эксперименте можно отработать условно-рефлекторную связь сильного двигательного возбуждения коры с опреде­лённым комплексом слабых энергетических раздражений кожи. Но некоторых тренирующихся исторический коло­рит формулы заклинания, напротив, может привлечь сво­его рода экзотикой. Это создаст положительный эмоцио­нальный настрой и усилит эффект аутотренинга. Чтобы понятие «зари» не имело мистического содержания, его целесообразно увязать с картиной реального рассвета и с эмоциональным переживанием единения с Природой».


В этом отрывке психологизм, основанный на теории условного рефлекса, практически подавил все другие воз­можные подходы. «Речевая формула не нужна... Тем бо­лее не обязательна формула заклинания. Употребление заклинания — дело вкуса...»

Конечно, можно отбросить речевую формулу, надеть модный магнитный браслет, и он будет определённым об­разом «пощипывать» вас. Но вместе с речевой формулой мы отбросим опору на речь, а она пронизывает всё наше существование. Отбросив речь, мы не сможем воспользо­ваться громадными возможностями интонации, которая играет роль усилителя. Нет! Опасно полностью доверять­ся прямолинейным научным концепциям, особенно тем, которые сложнейшие проявления человеческого духа пы­таются свести к каким-либо элементарным процессам. Да­вайте будем уважать человеческую психику с реальным богатством её проявлений!

Предположим, что вы успешно овладели двумя первы­ми ступенями саморегуляции по методу зоревой медицины. Вы можете с гордостью заявить, что потратили на это три месяца. Ежедневно не менее получаса гуляли на природе, отрабатывая речевую формулу энергетического подкрепле­ния и её интонационные варианты. Не менее получаса в день тратили на дополнительные тренировки: урывками, улучив момент, начинали пальцевый счет и проговаривали речевую формулу. И теперь ритмический гул, созданный тренировками, чуть слышно звучит внутри вас.

Проделаем небольшие арифметические подсчеты. Если на проговаривание стиха уходит одна минута, то вы пять с половиной тысяч раз повторили текст, в котором централь­ное место занимает слово «Заря». И не только слово. Если это слово несёт определённый образ, то именно этот образ стал ведущим представлением, именно он увязывается с ритмическим гулом. Именно в этом образе кроются допол­нительные возможности для управления вашим организ­мом. Особенно если в образе Зари вам предстаёт... обоже­ствлённая Природа и если ваши обращения к Заре про­никнуты беспредельной верой в её целительную силу.

То, что именно так относилась народная целительница к образу Зари, вы, наверное, без труда поймёте и примете.

А то, что всем нам не мешало бы также смотреть на При­роду и проникнуться таким же чувством?.. Тут наверняка на пути рассудка встанут высоченные баррикады, воздвиг­нутые несколькими поколениями философов.

В вопросе об обожествлении, о Боге — увы! — наш рас­судок подвело великое уважение к науке. Она трактует ре­лигию как более или менее неудачную попытку объяснить мир, а Бог — центральное понятие этой более или менее неудачной системы взглядов. Но человек, прежде чем на­чать объяснять мир, действовал. Причём действовал в усло­виях, когда в окружающем его мире ему была знакома и понятна только исчезающе малая часть. Неизведанное, но тем не менее определявшее судьбу человека, принимало облик Бога. Однако — самое интересное! — человек создал идею Бога совсем не для того, чтобы его бояться: это мало помогло бы выживанию. Нет! Он развивал в себе чувство преданности и любви к Богу, чтобы подавить свой страх, чтобы убрать противостояние между собой и Неизведанным, чтобы, проникнувшись чувством единения с Неизведанным, включить механизмы интуитивного познания. Бог — не ошиб­ка интеллектуальной истории, а величайшее её достижение, смело выводящее ещё слабого, но гордого духом человека на передний край познания.


Сегодня, как и многие тысячи лет назад, перед челове­чеством стоит проблема выживания. Как и тогда, наши сегодняшние знания ничтожно малы перед громадой вре­мени и пространства, которую надо учитывать, чтобы вы­вести цивилизацию из тупика. Обожествление Природы, интуитивное познание её законов сегодня, как и тысячи лет назад, может стать решающим вкладом в культуру че­ловечества.

Но к интуитивному познанию мира мы ещё вернемся позднее. Сейчас важно понять, что нового даёт обращение к образу обожествлённой Природы — Зари в методике саморегуляции.

То, что вера может принести человеку исцеление, до­казано множество раз. Срабатывает авторитет врача, це­лебного источника и т.п. В зоревой медицине мы обраща­емся к высшему авторитету — Природе, исцеляющие воз­можности которой безграничны.

Обращение к Заре как обожествлённой Природе вво­дит в методику саморегуляции принципиально новый мо­мент — молитвенное состояние души. Это позволяет быст­ро и полностью отрешиться от текучки дел, повседневный забот и проблем: В конечном счете, это усиливает и кон­центрацию внимания, которая создаётся двигательными упражнениями и с помощью интонации.

 







Date: 2015-06-05; view: 578; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию