Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мой Бог — Природа
Итак, мы рассмотрели две составляющих саморегуляции по методу зоревой медицины. Первое основание — эффект двигательных упражнений, искусно перенесённый на речевую формулу-заговор. Второе — дальнейшее усиление возбуждения или торможения, для чего используются выразительные возможности интонации. Вы скажете, что это всё достаточно сложно. Да, сложно. И в наше время, когда большинство людей гонятся за быстрым и лёгким результатом, эта сложность метода может даже разочаровать, оттолкнуть. Что я могу на это сказать? Наверное, процитировать ершовского Конька-Горбунка: «Это службишка, не служба. Служба будет впереди». В действительности метод ещё сложнее. Но судить о нём только по тому, пригоден ли он для краткосрочных курсов психологического аутотренинга — это всё равно что использовать большую королевскую печать для раскалывания орехов. Перейдём к третьей составляющей метода. Его можно выразить двумя понятиями: Вера и Обожествление Природы. Но до чего же непросто понять и принять это, если ты всю жизнь провел в идеологизированной среде, где воинствующее безбожие считалось не только правом, но и долгом умного, просвещённого человека! На протяжении тридцати с лишним лет я относился к этой стороне метода по-разному. Я уже говорил, что из общения с Марией Степановной Зубаревой у меня скоро возник поэтический образ знахарки, ведуньи. Но не только её образ. Ещё ярче был образ Зари — той доброй силы, которой всю свою жизнь служила Мария Степановна. В её глазах это было само Добро — деятельное, справедливое. Меня поразила этика знахарей. Настоящий мастер, постигший тайны здоровья, никогда не применит свои умения во вред людям, так как он знает: рано или поздно зло вернётся к нему. Я мог понять это отвлечённо, в принципе. Но видно было, что Мария Степановна понимала этот закон буквально. Вообще, её отношение к Заре было многоликим. Казалось, у неё есть система ценностей, связанная с Зарей, и она оценивала под этим углом зрения людей и явления природы. Заря для неё была реальной силой, могучей и в какой-то мере непредсказуемой, потому что эта сила «ломала» её самоё, буйствовала в русской печи, и печка давала трещины. Что это за реальная сила, для меня долгое время оставалось загадкой. Я пытался применить школьные знания по физике, позднее — разные гипотезы, что появлялись в научно-популярных журналах. Ничто не подходило. С середины 60-х годов стали появляться публикации по вопросам парапсихологии. Я видел, что одни исследователи ищут физического носителя парапсихологических феноменов (телепатии, ясновидения и т.д.), но не находят из-за слабости приборной базы. Другие стремятся материалы обычных наблюдений обработать методами математической статистики. Меня все это не устраивало. Я пришёл к выводу, что разгадка феномена в самой методике зоревой медицины, в процессе той деятельности, которую она предписывает. То, что удалось раскрыть двигательный и интонационный аспект саморегуляции по методу зоревой медицины, говорит о том, что я был прав. Но... не совсем. Хотел я этого или нет, многое оказалось просто незамеченным, потерянным. В 1989 году вышла в свет моя небольшая брошюра под названием «О русской народной методике психологического аутотренинга». Приведу из неё небольшой отрывок: «Каков текст формулы энергетического подкрепления? Скорее всего, сильную двигательную доминанту можно путём тренировок связать с любой речевой формулой и даже с набором звуков, лишённым смысла. Характерно, что М.С.Зубарева, научившая меня основам этой методики аутотренинга, говорила, что «слова можно подобрать свои». Тем не менее остаётся факт: эта методика пришла из глубины веков и в представлении народных лекарей была неразрывно связана с заклинаниями. М.С.Зубарева однажды проговаривала вслух свою формулу энергетического подкрепления. Звучал примерно такой текст: Заря, озарись, озарись, озарись, Раб (имя рек), заре покорись Всё озаряется, всё ублаготворяется, Вся невзгода прочь удаляется, С буйным ветром в поле отправляется и т.д. К традиционной форме заклинания можно отнестись двояко. Если она претит современному научному мировоззрению занимающегося аутотренингом, от неё можно отказаться. Более того. Если идти по такому пути, то в принципе можно отказаться от всякой речевой формулы. По мнению доктора медицинских наук Е.Г. Чулкова (1968), в эксперименте можно отработать условно-рефлекторную связь сильного двигательного возбуждения коры с определённым комплексом слабых энергетических раздражений кожи. Но некоторых тренирующихся исторический колорит формулы заклинания, напротив, может привлечь своего рода экзотикой. Это создаст положительный эмоциональный настрой и усилит эффект аутотренинга. Чтобы понятие «зари» не имело мистического содержания, его целесообразно увязать с картиной реального рассвета и с эмоциональным переживанием единения с Природой». В этом отрывке психологизм, основанный на теории условного рефлекса, практически подавил все другие возможные подходы. «Речевая формула не нужна... Тем более не обязательна формула заклинания. Употребление заклинания — дело вкуса...» Конечно, можно отбросить речевую формулу, надеть модный магнитный браслет, и он будет определённым образом «пощипывать» вас. Но вместе с речевой формулой мы отбросим опору на речь, а она пронизывает всё наше существование. Отбросив речь, мы не сможем воспользоваться громадными возможностями интонации, которая играет роль усилителя. Нет! Опасно полностью доверяться прямолинейным научным концепциям, особенно тем, которые сложнейшие проявления человеческого духа пытаются свести к каким-либо элементарным процессам. Давайте будем уважать человеческую психику с реальным богатством её проявлений! Предположим, что вы успешно овладели двумя первыми ступенями саморегуляции по методу зоревой медицины. Вы можете с гордостью заявить, что потратили на это три месяца. Ежедневно не менее получаса гуляли на природе, отрабатывая речевую формулу энергетического подкрепления и её интонационные варианты. Не менее получаса в день тратили на дополнительные тренировки: урывками, улучив момент, начинали пальцевый счет и проговаривали речевую формулу. И теперь ритмический гул, созданный тренировками, чуть слышно звучит внутри вас. Проделаем небольшие арифметические подсчеты. Если на проговаривание стиха уходит одна минута, то вы пять с половиной тысяч раз повторили текст, в котором центральное место занимает слово «Заря». И не только слово. Если это слово несёт определённый образ, то именно этот образ стал ведущим представлением, именно он увязывается с ритмическим гулом. Именно в этом образе кроются дополнительные возможности для управления вашим организмом. Особенно если в образе Зари вам предстаёт... обожествлённая Природа и если ваши обращения к Заре проникнуты беспредельной верой в её целительную силу. То, что именно так относилась народная целительница к образу Зари, вы, наверное, без труда поймёте и примете. А то, что всем нам не мешало бы также смотреть на Природу и проникнуться таким же чувством?.. Тут наверняка на пути рассудка встанут высоченные баррикады, воздвигнутые несколькими поколениями философов. В вопросе об обожествлении, о Боге — увы! — наш рассудок подвело великое уважение к науке. Она трактует религию как более или менее неудачную попытку объяснить мир, а Бог — центральное понятие этой более или менее неудачной системы взглядов. Но человек, прежде чем начать объяснять мир, действовал. Причём действовал в условиях, когда в окружающем его мире ему была знакома и понятна только исчезающе малая часть. Неизведанное, но тем не менее определявшее судьбу человека, принимало облик Бога. Однако — самое интересное! — человек создал идею Бога совсем не для того, чтобы его бояться: это мало помогло бы выживанию. Нет! Он развивал в себе чувство преданности и любви к Богу, чтобы подавить свой страх, чтобы убрать противостояние между собой и Неизведанным, чтобы, проникнувшись чувством единения с Неизведанным, включить механизмы интуитивного познания. Бог — не ошибка интеллектуальной истории, а величайшее её достижение, смело выводящее ещё слабого, но гордого духом человека на передний край познания. Сегодня, как и многие тысячи лет назад, перед человечеством стоит проблема выживания. Как и тогда, наши сегодняшние знания ничтожно малы перед громадой времени и пространства, которую надо учитывать, чтобы вывести цивилизацию из тупика. Обожествление Природы, интуитивное познание её законов сегодня, как и тысячи лет назад, может стать решающим вкладом в культуру человечества. Но к интуитивному познанию мира мы ещё вернемся позднее. Сейчас важно понять, что нового даёт обращение к образу обожествлённой Природы — Зари в методике саморегуляции. То, что вера может принести человеку исцеление, доказано множество раз. Срабатывает авторитет врача, целебного источника и т.п. В зоревой медицине мы обращаемся к высшему авторитету — Природе, исцеляющие возможности которой безграничны. Обращение к Заре как обожествлённой Природе вводит в методику саморегуляции принципиально новый момент — молитвенное состояние души. Это позволяет быстро и полностью отрешиться от текучки дел, повседневный забот и проблем: В конечном счете, это усиливает и концентрацию внимания, которая создаётся двигательными упражнениями и с помощью интонации.
Date: 2015-06-05; view: 578; Нарушение авторских прав |