Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основы зоревой медитации
Опираясь на двигательные упражнения, используя выразительные возможности интонации, отождествляя себя с Природой и глубоко веря в её целительные возможности, а также «подпитываясь» энергетически от огня и других источников, мы создали в себе новую мощную силу. Что делать дальше? Пассивно ждать, что она сама проявит себя? Наверное, можно поступить и так, только нельзя рассчитывать, что всё будет и без нашей помощи как нельзя лучше. Использовать можно любую силу, даже силу атома, только делать это надо с умом. Итак, мы собираемся использовать себе на благо нечто новое, развившееся в нас в ходе упражнений. Прежде чем начать свой рассказ о том, что составляет «душу» метода зоревой саморегуляции, хочу обратиться к вдумчивому читателю. Дорогой читатель! По-видимому, вам не раз приходилось встречать слово «околонаучный» применительно к самым разнообразным материалам: во всяком случае, парапсихология и народная медицина всегда оказывались украшенными таким ярлыком. Называя что-то околонаучным, обычно имеют в виду одно из двух: либо ненаучность метода исследования (хотя существование исследуемого явления сомнения не вызывает), либо «ненаучность» материала в целом. Полагаю, что нет смысла полемизировать с теми, кто всю народную медицину низводит до уровня выдумок или предрассудков. А вот о научности или ненаучности задуматься стоит. На первый взгляд, здесь всё просто. Есть науки-лидеры, им все отвешивают поклоны или стараются во всём подражать. Если же «иные» науки и сохраняют свою точку зрения, то молча соглашаются со своей «второсортностью». Размежевание идет по многим вопросам. В частности, современные науки-лидеры имеют хорошо разработанную теорию. «Второсортные», то есть опытные, эмпирические науки хорошей теории пока не имеют. Они в лучшем случае находятся на подступах к ней. Но разве это мешает им быть такими же в главном? Д.И.Менделеев отмечал, что главное предназначение науки — практическая польза и предвидение. Если из науки можно вывести правила практического действия и метод предсказания, и если в обоих случаях мы получаем положительный результат, наука уже отвечает своему предназначению. Приносить практическую пользу — значит способствовать выживанию рода людского. Если смотреть на вещи так, то, честно говоря, не только нет существенной разницы между теоретической и эмпирической наукой. Нет различия между научным и донаучным, чисто опытным знанием, даже самым архаическим. Знания становятся мощным средством в борьбе за выживание, как только человек замечает связь причины и следствия и научается воспроизводить условия, при которых такие причинно-следственные связи наблюдались ранее! Мир современного человечества создан знанием, пронизан им. Но, если внимательно присмотреться, наш мир «опредмеченного знания», как говорят философы, — это настоящий айсберг. Над водой для всеобщего обозрения возвышается только та часть знания, которая вошла в хорошо разработанные теории. Под водой находится огромный массив эмпирического научного знания, ещё не отлитого в стройную теорию, и — ещё ниже! — знание, добытое опытом, но пока не попавшее в разряд научного. Надо признать, что мы, плывущие на этом айсберге, находимся в трудном положении. Что нам делать? Отказаться от всей подводной части айсберга и строить мир только по канонам строгой теории? Или, наоборот, отменить всякие дискриминационные ограничения, считать достоянием человеческой культуры любое знание, в котором есть опыт или которое подтверждается опытом? Но как тогда установить взаимодействие между разными «пластами» знания, скажем, между практическими приёмами управления биоэнергетикой, найденными тысячи лет назад, и современными теоретическими концепциями, которыми в последнее время одаривают нас науки-лидеры? Это вопрос вопросов. По-видимому, он имеет много разных решений. Лично мне кажется, что иногда бывает достаточно установить прочную смысловую связь между практически найденными способами действия и некоторыми фундаментальными закономерностями, уже открытыми наукой. Чтобы понять всю систему приёмов саморегуляции по методу зоревой народной медицины, уясним для себя, что же такое «доминанта» в работе нашей психики. Наука сухо констатирует: 1) доминанта — это некий очаг весьма сильного возбуждения; 2) от этого очага сильного возбуждения протягиваются связи к другим более слабым центрам возбуждения; 3) за счёт других, более слабых центров возбуждения главный центр возбуждения «подпитывается», становится интенсивнее, а малые центры возбуждения ослабевают; 4) основной очаг возбуждения навязывает другим, малым центрам возбуждения свой ритм; 5) поскольку доминанта способна подчинить себе самые разнообразные центры возбуждения, она оказывается явлением, затрагивающим всю нашу психику в целом. По оценкам учёных, в нашем мозге несколько миллиардов клеток. Каждая клетка может быть возбуждена или заторможена. Вообразим ночь. Каждая клетка мозга — это квартира, в окне которой может гореть или не гореть свет. Миллиарды квартир образуют гигантский город, какого мы ещё никогда не видывали. Если взглянуть на этот город с большой высоты, целые крупные районы покажутся нам размазанными светлыми пятнами. Вот мы начинаем наблюдать за этим океаном светлых конфигураций и видим: в одном месте множество светлых пятен слились и засияли, ритмично изменяя яркость, в других местах началось такое же слияние световых пятен, возникли несколько центров интенсивного свечения, но размерами поменьше и меньшей яркости. Они возникли и начали мерцать каждый в своём, только ему присущем, ритме. И вдруг что-то произошло: колебания всех побочных центров стали совпадать с колебаниями главного центра, становится всё ярче, а побочные центры побледнели. Некоторое время обширная сеть взаимосвязанных световых конфигураций мерцает в лад, а затем, словно кто-то щёлкнул выключателем — гаснет. Гаснут все центры. Разом, по единому сигналу. Примерно так можно представить себе механизм доминанты, функционирующей в коре головного мозга. Достаточно вспомнить, как мы отрабатывали речевую формулу энергетического подкрепления, как усиливали её эффект интонацией, верой в одухотворённую Природу (Зарю) и опирались на источники внешней энергии, и нам становится ясно: мы с первого дня наших тренировок активно использовали двигательную доминанту как «собирательницу» различных форм возбуждения вокруг немногих строк речевой формулы. Но есть и другие ситуации и другие задачи, которые мы будем решать, опираясь на психологический механизм доминанты. И ещё, дорогой вдумчивый читатель! Если вы не хотите принимать мои слова на веру, если вы намерены проверить мои утверждения на своём опыте и хотите пойти по этому пути ещё дальше, нужно понять простую истину: при наличии некоторой закономерности в психической деятельности, всегда можно сформулировать правило, выражающее суть этой закономерности. И наоборот, если вам встретилось правило, вы, наблюдая, всегда обнаружите реальные психологические закономерности, от которых отталкивались люди, его придумавшие, — при условии, что это правило истинное. Первые правила зоревой медитации связаны, если можно так выразиться, с конкуренцией и борьбой доминант. В самом деле, — вспомните! — мы до сих пор думали только о том, как «приручить» повелительницу-доминанту, как вызывать её заветным словом. Мы думали: скажем заветное слово, и воссядет владычица-доминанта на троне, и начнёт править. А как же иначе? А вот так: мы вызываем владычицу-доминанту, а трон уже занят! Вы спросите: откуда взяться конкуренту? Ещё в конце 50-х годов доктор психологических наук Б.В.Беляев предложил любопытную теорию. Поскольку человек взаимодействует с окружающим миром либо пассивно, то есть осознаёт его, либо активно преобразует, подчиняя своей воле, всю психику человека можно разделить на четыре «области», или «отсека». Осознаваемые и произвольные процессы — это то, что традиционно считается психологией человека, что исследуется писателями и поэтами. Произвольны, но не осознаваемы (точнее, не в полной мере осознаваемы) автоматизмы, навыки, доведённые до механического, без участия сознания, исполнения. Осознаваемы, но не произвольны явления, относимые к импульсивной психике. К примеру, чрезмерная раздражительность. Человек может сознавать, что он неправильно ведёт себя, что создаёт массу ненужных проблем, но... не может остановиться. Наконец, к психологии можно отнести область «тёмных» чувств — информацию о том, как работают наши внутренние органы. Обычно мы почти не осознаём эту информацию и не можем управлять их работой. Выходит, это — область неосознаваемых и непроизвольных психических явлений. Пользуясь разделением психики человека на указанные четыре «отсека», рассмотрим три случая и сформулируем соответствующие правила. Случай первый. Если нам выпадает длительная и довольно однообразная работа, то мы достаточно трудно «входим» в неё. Но «войдя», долго работаем почти механически. Всё делается как бы само собой. Причина простая: сложилась двигательная доминанта, ориентированная на длительную однообразную работу. Чтобы эта уже действующая доминанта не вступила в противоречие с доминантой, связанной с речевой формулой энергетического подкрепления, эти две двигательные доминанты надо «породнить». Правило 1. Чтобы монотонно выполняемая физическая работа не препятствовала, а, наоборот, способствовала саморегуляции по методу «зоревой» народной медицины, надо эту физическую работу хотя бы время от времени выполнять в темпе и ритме, обычном для произнесения речевой формулы энергетического подкрепления. В этом случае обе двигательные доминанты сливаются. Мои многочисленные наблюдения говорят в пользу того, что любые операции саморегуляции протекают особенно успешно, если перед этим мы занимались ритмичной физической работой и имели возможность отдохнуть. Случай второй. Мы перевозбуждены. Нервы, как туго натянутые струны, реагируют на любую мелочь. Это результат длительного нервного напряжения. Сможет ли породниться такое состояние психики с двигательной доминантой, которую мы вызовем, проговаривая речевую формулу? На эту проблему обратили моё внимание те, кого я обучал методике саморегуляции. Одни попадали в тупик: попытка возбуждать себя заканчивалась тем, что человек «разгонялся», как автомашина без тормозов. Затормозиться было совершенно невозможно. А от беспредельного перевозбуждения никакого проку тоже не было. Другие, наоборот, засыпали. Почему засыпали — нетрудно понять. Хабаровский врач В.А.Ионичевский, выслушав меня, сразу определил суть методики саморегуляции: народная зоревая медицина, сказал он, — это искусство вызывать стресс и тем самым повышать устойчивость организма. На фоне длительного перевозбуждения и накопившейся усталости искусственный стресс включает механизмы охранительного торможения, и человек засыпает. Это серьёзная проблема. К саморегуляции по методу зоревой народной медицины может обратиться человек с изрядно истрёпанными нервами. С чего он должен начинать тренировки? Иногда и уравновешенный человек может оказаться в ситуации, когда трудно совладать с собой. Как ему поступить? Можно ли с помощью нашей методики взять свои нервы под полный контроль? Правило 2. Если жизненные обстоятельства приводят к перевозбуждению и переутомлению, овладение методикой «зоревой» медитации целесообразно начинать с успокаивающего «тормозного» варианта. Размеренную ходьбу и медленное проговаривание речевой формулы можно дополнить специальными упражнениями в «быстром сне». Остановлюсь на этих упражнениях подробнее, так как они проясняют многие глубинные закономерности. В моей уже упомянутой брошюре дана такая краткая инструкция произвольного засыпания:
В действительности упражнение не обязательно должно переходить в естественный сон. Его можно закончить в фазе, предшествующей естественному сну. Я называю это весьма любопытное состояние «пустотой сознания». В нём очень ясно ощущаешь единство, нераздельность противоположных характеристик. С одной стороны, мозг предельно активен. С другой стороны, конкретное содержание формул внушения ушло, в центре внимания остался только ритм вдохов и выдохов. Я многократно убеждался в целительности такого промежуточного состояния между бодрствованием и началом засыпания. 20 — 25 минут такого упражнения в середине напряженного трудового дня заменяли 2—3 часа естественного сна. Можно предположить, что в этом упражнении есть что-то от быстрого сна, которым, по утверждениям многих авторов, владеют люди, живущие в экстремальных условиях. Правило 3. Если вы ощущаете стойкое перевозбуждение, на время переключитесь на какую-либо монотонную деятельность, в которой значительное место занимает двигательный компонент. Согласуйте движения с замедленным ритмом речевой формулы энергетического подкрепления. Монотонная двигательная активность и речевая формула постепенно выдвинутся в центр внимания и преобразят состояние психики. Случай третий. Область «тёмных чувств», то. есть информация о работе внутренних органов, обычно закрыта для нас. Этой областью ведают нижние отделы мозга, и высшее начальство — кору головного мозга обычно по пустякам не тревожат. Но вот случилось что-то серьёзное. Какой-то внутренний орган начал работать неправильно. Сигнал тревоги — боль — доходит до нашего сознания. Может ли доминанта, вызываемая речевой формулой энергетического подкрепления, справиться с болью? Если вы имеете в виду острую боль, какая бывает, например, при удалении больного зуба, то формула не может заменить обезболивающий укол. Это лишний раз подтверждает, что зоревая методика саморегуляции может быть названа умеренной, если её практиковать без приёмов резкого усиления биоэнергетики. Правило 4. Если вам предстоит испытать резкую боль, используйте тормозной вариант методики саморегуляции. Он обладает слабым обезболивающим эффектом. Если вы, напротив, создадите доминанту в активной фазе, она может усилить боль. Конечно, мало хорошего и в другой боли: не резкой, но зато длительной, изнуряющей человека. Как показывают мои наблюдения, систематические занятия зоревой медитацией практически снимают такую боль. По-видимому, сказываются и обезболивающий эффект, и то, что повышается устойчивость организма в целом, а потому он легче справляется с недомоганием. Итак, мы справились с конкурирующими доминантами в «отсеках» психики, связанных с автоматизмами и с неконтролируемыми реакциями. Справились и с нерезкими болями. Теперь перед нами открыт путь к самому главному «отсеку» психики: к тому, где всё осознается и всё произвольно в том смысле, что влечёт за собой разумное действие и это действие может изменить ситуацию в нужном для нас направлении. Вы иронически усмехнетесь: «Отсек»? Да! Этот отсек вмещает в себя всю нашу сознательную жизнь плюс работа подсознания, которая просто неотделима от сознательных действий! Да, это так! Наша владычица — доминанта, попав в царство осознаваемого и произвольного, оказывается окружённой тысячами своих подданных. Кто они? Как найти с ними общий язык? Скоро владычица-доминанта замечает (и мы с нею), что в этом царстве нет праздношатающихся. Все приставлены к делу. Дел же всего три. Первое дело — обеспечить правильную реакцию нашего организма, нашего тела на изменение внешних условий. Зной или мороз, сухой горячий ветер или неожиданная холодная ванна, когда мы попали в промоину — ничто не должно застать наше тело врасплох! Потому и нужны подвижные, хлопотливые помощники — психические процессы. Второе дело — в многогранной человеческой жизни, полной противоречий, неожиданностей и курьёзов, выстроить наше поведение так, чтобы нам был гарантирован успех. Из многих вариантой, поведения выбрать наилучший. Третье дело — решить познавательные проблемы, которые в немалом количестве порождают адаптация тела к меняющимся внешним условиям, и более сложное поведение человека. Правило 5. Владыкам свойственно окружать себя наиболее преданными слугами. Очень скоро владычица-доминанта «приближает» к себе текущие восприятия и образы памяти, которые либо усиливают возбуждение, либо углубляют торможение. Следовательно, прежде чем приступить к решению специальных задач, уделите некоторое внимание реальным или воображаемым условиям, которые, пробуждая чувство, усиливают в вас ощущение бодрости или, наоборот, расслабления и покоя. Фокус внимания, прикованный к речевой формуле энергетического подкрепления, на какое-то время (не надолго!) отвлекается: мы всей своей кожей ощущаем прохладный утренний ветерок, затем снова проговариваем слова речевой формулы. Через некоторое время нам вспоминается сначала обжигающее, затем просто бодрящее ощущение, когда мы ныряем в прохладную воду. Снова формула энергетического подкрепления. Ещё один образ, несущий тот же эмоциональный заряд: бодрость. Снова речевая формула. И так далее. Всё это может происходить самопроизвольно. Не беспокойтесь! Не думайте, что не владеете искусством сосредоточения. Это как раз то, что нам сейчас нужно: вокруг доминанты возникают ассоциативные образы одного и того же смыслового ряда и пропадают, отдавая свою энергию доминанте. Чередование речевой формулы и ассоциативных образов можно использовать и как сознательный приём. Я называю его «ромашкой». Речевая формула энергетического подкрепления — золотая серединка цветка. Отход в сторону, к образу, возбуждающему бодрость, — это нежный белый лепесток. Рядом с ним другой, третий... У меня на даче растут и другие ромашки — с фиолетовыми лепестками. Для меня они — символ того же приёма, но с отвлечением к образам, навевающим покой. Помните, на первых страницах я обратился к вдумчивому читателю? Решил писать для него. Вместе с ним. С тех пор в моей памяти прошли десятки встреч, ожили десятки лиц. Как живой возник некий обобщённый образ заинтересованного читателя. Точнее, два образа. Вот первый из них. Я хорошо его знаю. Когда я пишу, он всегда рядом. Спокойный, уверенный в себе. Хозяин жизни. В меру доброжелателен. В меру скептичен. Когда я писал о годах, проведённых бок о бок с живой волшебницей, пришедшей из седых времен, в его взгляде преобладал скепсис. Когда начался разбор приёмов работы — «психотехники», как сейчас любят говорить, — он явно оживился. Постепенно мрачнел, становился нетерпеливым и, наконец, задал вопрос: — Сколько это будет продолжаться? К чему такие длинные предисловия, введения, мягкая соломка, атласные подушечки на лебяжьем пуху? Мы собрались работать, а не спать. Любую задачу можно правильно поставить и чётко решить. Скажите прямо, что можно сделать с помощью вашей зоревой медитации и как это сделать! Второй читатель совсем другой. Я хотел бы и его назвать заинтересованным. Но он всем своим видом утверждает обратное. Знаете, как это бывает в трамвае?! Рядом сидящий пассажир делает безразличный вид, а краешком глаза «сидит» в газете, которую вы читаете. Так вот, вовремя моего рассказа и у него был скрытый интерес. К концу и у него накопилось раздражение. Нет! Он не показал его прямо, поэтому скажем мягче: разочарование и упрёк. Обычно этот читатель держится чуть поодаль. Сейчас он подошёл, сказал загадочную фразу и вновь отступил, глядя исподтишка, что я буду делать. Вот эта загадочная фраза: «Опубликованный загов о р теряет силу». Реплики моих читателей вынуждают меня на время отступить от прямого рассказа. Но это отступление не уведёт нас в сторону. Ведовство, колдовство, магия, а проще — традиционная народная психотерапия, оказались в очень занятном положении. Когда-то их начисто отрицали. Теперь не то, чтобы признали — так далеко дело ещё не зашло! — но, скажем, легализовали. И каждый ждёт от народной медицины своего. Поборник современной науки надеется обнаружить в традиционной народной психотерапии новые технологии управления психикой человека и, в частности, новые технологии лечения. Напрасно вы будете говорить ему, что слово «технология» здесь не подходит! Он твёрд, как скала: любое знание, пусть самое глубинное, фундаментальное, непонятное, заумное, сумасшедшее, рано или Поздно выходит в практику и порождает технологии. Поборник сокровенного, интуитивного знания рад легализации, но его страшит дальнейшая судьба «волшебства». Оно попадёт на конвейер, перерабатывающий информацию, и от него ничегошеньки не останется. Так, цыплёнок-табака тоже зовется цыплёнком. Но, когда мы берем в руки вожделенное блюдо, видно ли по нему, где бегал цыплёнок, какую букашку склевал и что при этом думал? Мои читатели, выразившие свою позицию, оба и правы и не правы. Жесткий рационалист, рвущийся до технологии, прав потому, что в окружающем нас человеческом мире почти всё делается так, как он говорит: берут явление, находят закон; зная закон, находят способы его практического использования, разрабатывают для каждого конкретного случая эффективную технологию. Но он же и совершенно неправ. «Зоревая» медицина пришла к нам из глубины веков, а может быть, и тысячелетий. Мало ли что сейчас делает наша наука! Всё это древнему знанию не указ! Интуитивист, шарахающийся от современного информационного конвейера, тоже прав: как легко растерять алмазы интуитивного познания в тысячах тонн пустой породы, которые мы перелопачиваем ежедневно в живом общении и в средствах массовой информации! Но он совершенно неправ, когда начинает мистифицировать опыт интуитивного познания или, как говорят в народе, напускает туману. Интуитивные догадки, гениальные озарения — всё это великолепно и достойно восхищения. Зачем умалять заслуги человека, намекая, что дело не в нём, что есть «нечто», могущественное и капризное, которому надо угодить. Ещё дальше идут те сторонники интуитивного познания, которые многие тайны бытия объявляют непознаваемыми для простого смертного. Мол, эти тайны подвластны только считанным единицам: великим мистикам и святым. Для наших дней такой подход по меньшей мере неконструктивен. Чтобы найти выход из грозящего глобального экологического кризиса, человечество должно собрать и использовать всё, что даёт привычное нам рациональное познание и менее привычное познание интуитивное. Не противопоставлять, а объединить эти два пути познания — вот задача нашего времени. Эка, скажете вы, куда хватил! Если эти два вида познания противоположны — а в жизни это так! — то ничто не перекроет разделяющую их пропасть! И нечего заниматься пустым прожектёрством! Изобретать нежизненные штучки — не уважать себя или смешить честных людей! Но, позвольте, кто изобретает? В данном случае великий изобретатель — Жизнь. И она не только изобрела интересующую нас с вами «штучку». Она практически опробовала её и с успехом применяла на протяжении многих тысячелетий. Хотите убедиться? Приглашаю вас в машину времени. Мы будем вести разведку в прошлом, перемещаясь, если можно так выразиться, в интеллектуальном пространстве. Обычно, изучая историю человека, ищут то, чем он работал: каменный скребок, железный топор или шагающий экскаватор. Историки-материалисты утверждают: эпохи различаются не тем, что производят, а тем, как производят. Правда, они почему-то часто забывают, что в производстве работает не только каменный топор или шагающий экскаватор, но и голова человека. Эволюционные типы знания, то есть способы познавать и изменять природу, тоже в каком-то смысле средства труда, хотя мысль в кулак не зажмёшь. Мы сидим в машине времени. Она оснащена детекторами интеллектуальной деятельности. Пролетая сквозь века, мы можем видеть, какие эволюционные типы знания пронизывают быт людей, живущих в это время. Если нас что-то заинтересует, мы можем задержаться в каком-то времени и изучить интеллект человека более детально. Итак, «поехали!» — как сказал в своё время Юрий Гагарин, отправляясь в космос. Сначала мы пролетаем над монбланами фактов и эверестами теорий, воздвигнутыми современным рациональным познанием. Вот вершины становятся ниже, затем идут предгорья и отдельные горы на бескрайней равнине. Стоп! По-видимому, здесь начало великой интеллектуальной революции, на волне которой живем мы с вами. Интересно, как всё произошло? Смотрим за горизонты более глубокого прошлого. Сплошное опытное знание. Но вот ради научения, подготовки молодого поколения к труду начинают систематизировать опыт. Появляются классификации, в которых рождается и начинает работать нечто новое: весьма отвлечённые понятия — категории. Правда, жизнь у этих категорий, скажем прямо, обозная: кто-то впереди сражается с природой, нарабатывает опыт, а мы этот опыт берём и «тасуем», «тасуем». А вот и подлинный исток: отвлечённое понятие участвует в эксперименте. Опыт работы с явлениями природы оказывается проверкой некоторой отвлечённой модели явления, созданной разумом. Именно из этого неприметного родничка родились два гигантских потока — дедуктивное знание, непревзойдённым образцом которого была и будет геометрия Эвклида, и знание гипотетико-дедуктивное. Отсюда, со временем, и возникают все монбланы и эвересты рационального познания. А не было ли чего-нибудь интересного в более отдалённом прошлом? Слетаем! Начинается отсчёт времени. Пять тысяч лет, десять, пятьдесят, сто, двести, четыреста тысяч лет. Ничего примечательного. Гм! Может быть, так оно и есть, но всё равно странно как-то. Ба! Надо переключить приборы! Мы ведём наблюдение в режиме рационального знания, коллективного по самой своей природе. Попробуем включить детекторы личностного интуитивного знания. Да, далеко мы заехали! Вокруг на многие-многие тысячелетия унылый пейзаж. Человек уже подметил некоторые способы воздействия на вещество и силы природы. Хотя он не знает, что и почему. Да он и не хочет этого знать. Главное: воспроизведи найденный предками приём, и ты будешь сыт. Личность в интеллектуальном смысле пассивна. Она кормится от накопленного опыта. Новые знания появляются, но почти случайно. Тысячи лет уходят на совершенствование способов отделки каменного топора. Но, подождите, что это впереди? Целый оазис яркого интеллекта! Подлетаем, пытаемся разобраться. Так, так... Сначала возникло мифологическое сознание. Люди стали думать, мы — это те, что умеют делать и делают то-то и то-то. Думая о себе, о закономерностях своего образа жизни, они подметили основные принципы, знание которых гарантирует успех. Ура! Вот он — исток мощного взлёта интеллекта: новый подход к обучению. Ребёнку разъясняют принципы, на которых строится жизнь, а он должен усвоить их, выверить на личностном опыте. Замечательный сплав: с одной стороны, мудрость предков, компактное, легко запоминаемоё рациональное знание. С другой стороны — все познавательные способности индивида, пущенные в дело! Да, как это ни поразительно, мы видим собственными глазами, в глубине тысячелетий произошла великая интеллектуальная революция. Она создавала оазисы культуры на разных континентах, очаги стремительной человеческой мысли. Но как это могло произойти? Ведь из ничего ничто и не возникает! Ответ может быть один: очевидно, и в самом начале цивилизованной жизни человек имел от природы всё необходимое для бурного развития личностного знания. Он хотел выжить и расширить сферу своего влияния. Если единственный путь к этому шел через развитие интеллекта, трудно придумать более мощный стимул. Вы скажете: стимула мало. Развитие познания невозможно без соответствующего логического аппарата. Конечно! Но логика была. Логика выживания. И в основу личностного знания, в основу его прогресса лёг полученный от природы механизм приспособительного поведения. Опираясь на современные научные представления, разработанные школой П.К.Анохина, можно представить приспособительное поведение в виде четырёх блоков, проигрываемых в определённой последовательности. В каждом блоке можно выделить три элемента: собственно познавательный, оценочный и исполнительный. Поясню на примере. Вы сидите в деревянной беседке. Пригрело. Снег на крыше начал таять, и вода закапала. Прямо на вас. Блок первый: непосредственно воспринимаем капель, оцениваем, стоит ли на неё реагировать. Если реагировать стоит, принимаем решение и включаем второй блок. Блок второй: изучаем варианты действия на этот случай, припасённые в памяти; оцениваем их в более широком жизненном контексте и делаем выбор. Блок третий: осознаём, что нужно для исполнения принятых решений; оцениваем возрастающую степень готовности к намеченному действию; выполняем действие. Блок четвёртый: готовясь к выполнению действия, мы моделируем желаемое будущее. Для этого намечаем программу осознанных действий, включаем механизм автоматического реагирования на основе опережающего представления о ситуации, и намечаем ожидаемый результат. Несовпадение фактического результата с ожидаемым заставляет нас критически оценить все сделанные ранее шаги и найти ошибку. Как это могло происходить в древности? Опыт соплеменников говорил: то-то и то-то в принципе возможно, потому что это делали другие. Остальное зависело от умения личности построить программу опережающего отражения и показать качества, необходимые для исполнения программы. Ставка — жизнь. В этих условиях в сознании каждого индивида картина мира формировалась не так, как у нас. Сейчас мы знаем: есть громадный мир, а в нём — маленькие мы. Для того дальнего нашего предка мир был сферой его целеустремленного действия, переполненного жаждой жить. Мир — это моё действие. В этом суть. И, обучаясь, ребёнок, подросток и юноша постигали мир, то есть своё действие в этом мире, а одновременно и самих себя. Отсюда — немыслимый по нашим временам сплав личного и объективного. Развернув машину времени в сторону нашей технической цивилизации, мы видим, что реже и реже попадаются на пути оазисы первой в истории интеллектуальной революции. С точки зрения личностного знания и реализации личности, вся последующая история вообще — это медленная деградация. Накопление детальных рациональных знаний и общественное разделение труда дали человеку некоторый комфорт, но с появлением комфорта выживание уже не воспринималось как проблема номер один. Общественное разделение труда тем эффективнее, чем выше специализация индивида. Отсюда — добровольный отказ от всестороннего развития. Подлетая к нашему времени, мы с грустью видим, что в основных культурах, доживших до наших дней, заметны лишь отблески той первой интеллектуальной революции. Словно голубые огоньки, танцующие над горячими углями прогорающего костра. Эти отблески, эти блуждающие огоньки можно встретить там, куда ещё не пришло технизированное массовое производство: в культовых обрядах и в искусстве сохранять И укреплять здоровье. Отблеск давно минувших времён можно усмотреть, к примеру, во всех системах восточных единоборств. Конечно, сходство довольно отдалённое — особенно, если рассмотреть эти системы, как они практикуются у нас, а не на родной культурной почве. Но есть, есть некоторые интереснейшие методические подходы и понятия! К примеру, понятие формы. Нам говорят: «Простейший комплекс упражнений включает двадцать четыре формы». Мы, воспитанные на европейской физкультуре, понимаем, что это последовательность из 24 элементарных упражнений. Допускаем, что могут быть определённые требования к выполнению отдельных упражнений и комплекса в целом. Но, когда нам говорят о «философии» той или иной системы единоборства, улыбаемся иронически и совсем становимся в тупик, когда нам разъясняют, что работа с внешним мышечным движением — только начало. Главное — внутренняя работа. А, между прочим, ирония и скепсис здесь явно неуместны. В самом деле, — ну, откопали мы какой-то непонятный кусочек культуры из седого прошлого. Но ведь по кусочку греческой амфоры археологи мысленно реконструируют всю вазу! Разве нельзя попробовать реконструировать педагогику того архидалёкого прошлого, если мы натыкаемся на её образцы, чудом сохранившиеся в ныне здравствующих культурах? Давайте попробуем — тем более, что разгадку зоревой медитации надо искать в том же направлении. Первые принципы такой педагогики мы уже отметили: 1) человека ставят в условия, в которых он, преодолевая трудности, должен выжить; 2) опыт старших поколений доносится до него в простой форме. Всё, что говорится, говорится для дела. Таков был закон жизни во времена начала цивилизации. И осколки прошлого, как семена, заброшенные ветром, прорастают и дают плоды только там, где действует этот закон. Я часто думаю о жизненном пути Марии Степановны Зубаревой. Когда она училась народной медицине, в России полыхала гражданская война. Жизнь человеческая мало что стоила. На что было надеяться ей, девчушке-сироте? То, что врач В.М. Соловьёв взялся учить её полезному делу, должно было казаться ей подлинным чудом. Спасительным чудом. И она, конечно, не задавалась вопросом, что это за медицина. Она восприняла её как дело. Дело нужное. Обещающее хоть какое-то место в жизни. К тому же интересное. У народной целительницы, по-видимому, с юных лет обнаружился талант к врачеванию. В этом она нашла себя. Увы! Тот же закон жизни объясняет и мою неудачу. Так, на одной ветке яблони можно встретить и сильный, и хилый плоды. Народная медицина не была и не стала делом моей жизни. Могла ли сработать педагогика седых времён, если я не собирался овладеть врачеванием именно как делом? Вы можете спросить: разве жгучий интерес к новому, необычному не заменит жёсткую установку на выживание? Разве он недостаточно стимулирует овладение новым для нас делом? Хороший вопрос! Он не только о попытках проникнуть в тайну народной телепатической медицины. Где бы мы ни столкнулись о элементами древней культуры: в Индии, Китае, Японии, у африканских племен, у американских индейцев и аборигенов Австралии, неизменно возникает этот вопрос: обязательно ли прожить жизнь в условиях этой культуры, чтобы её по-настоящему понять? Или достаточно страсти к познанию нового и тех возможностей, которые даёт исследователю разум? В древней культуре всё строится вокруг эффективного действия, потому что и сама культура — это мощное средство для выживания человека в природе. Современная культура, построенная на рациональном познании, строит картину мира объективно, то есть по возможности без участия человека, а затем пытается приспособить человека к такому «обесчеловеченному» миру. У этих двух культур разные цели, разные познавательные средства и разные результаты. Объединить их невозможно. Слишком они разные. Но, может быть, удастся их сблизить? Педагогика седого прошлого немыслима без величественной фигуры Учителя. Это был не учитель наших дней, которому вменяют в обязанность давать детям знания и прививать определённые нормы поведения. Не был то и Гуру — явление более позднего времени, когда естественная, как сама жизнь, работа Учителя была окружена мистикой. Учителем был человек, прошедший путь ранее тебя, знающий его и потому умеющий ободрить, подсказать и предостеречь. Знание во времена первой в истории интеллектуальной революции человечества распадалось на две неравные части. Меньшую часть составляли общие принципы, которые можно было выразить средствами тогда ещё бедного языка. Выразить прямо или иносказательно, через образ. Другую, большую часть, составляло живое, непосредственное знание, неотделимое от действий по разрешению постоянно возникавших проблемных ситуаций. Учитель из собственного жизненного опыта и опыта соплеменников знал, какая общая готовность гарантирует успех, какие «пиковые» характеристики надо проявить в момент высшей мобилизации сил. Более того, Учитель знал, как, какими путями, через какие этапы приходит молодой соплеменник к высшему уровню готовности. Мы, привыкшие даже самоё пустяковое дело окружать словесной мишурой, наверное, не поймём, как это: воспитывать, если главное не передаётся словами. Как это ни удивительно, но Учитель непосредственно отслеживал психические состояния своего учёника. И не только по внешним признакам, когда учёник был рядом. Помню один эпизод, чрезвычайно меня поразивший. Сельская школа, в которой я работал учителем немецкого языка, располагалась в деревянном двухэтажном доме старой постройки. На второй этаж вела узкая крутая лестница. В конце лестницы — дверь с очень низкой притолокой. Торопясь на урок, я стукнулся об эту притолоку лбом. Крепко стукнулся. Но сразу же забыл об этом. Часа через полтора, когда я пришел домой на обед, Мария Степановна как бы невзначай спросила: «Около двенадцати часов вы обо что ударились?» Когда я стал расспрашивать, как она узнала (в узком лестничном проходе меня никто не видел, а синяка или шишки не было) она только улыбнулась. Думаю, что она отслеживала моё состояние не только в тот день, когда я лбом попробовал прочность косяка. Мой читатель, жаждущий поскорее узнать новые «технологические» приёмы, должен учесть, что в древней педагогике приёмы эти срабатывали только тогда, когда человек проходил суровое испытание жизнью. Что же касается моего друга-читателя, ревностно оберегающего «таинство» древнего знания, то его, по-видимому, не слишком шокирует, если мы определим суть обучения в древней школе жизни. Первым предметом здесь было действие. Точнее, все действия, без которых существование племени было бы поставлено под угрозу. Вторым учебным предметом были все психические состояния — обычные и экстремальные, с которыми сталкивался человек того времени в своей деятельной, но полной превратностей жизни. Третьим учебным предметом была работа по совершенствованию психических функций: ощущения, восприятия, внимания, памяти и других. Жизнь, насыщенная непредсказуемыми поворотами, заставляла снимать ограничения психических способностей, которые невольно появляются, когда она входит в привычную колею. По-видимому, идеалом был двойной-тройной запас прочности. Пятым и самым главным учебным предметом было умение быстро сориентироваться, выбрать и молниеносно выполнить наилучший вариант действия. По-видимому, на первых порах учила сама жизнь, создавая непридуманные ситуации. Но позднее должны были возникать комплексы упражнений, в которых практическая целесообразность отступала на второй план. Главным становилось освоение психических состояний, шлифовка психических функций, отработка реакции. То есть внутренняя работа. Чтобы понять древнюю культуру, лучше всего взглянуть на неё глазами Учителя. Конечно, мы никогда не сможем этого сделать, не будучи Учителями сами. Однако, поняв его точку зрения, можно выработать такое представление о процессе обучения, которое будет понятно и нам. Давайте представим: мы можем всесторонне изучать то, что делалось в древние времена в «школе жизни». С чего мы начнём? Наверное, с внешне выраженных движений. Внесём в протокол наблюдений отдельные элементы движений, темп, ритм и т.д. Всё, что сможем заметить. Потом запишем в протокол, как осознавал ученик решение поставленной задачи. Возьмем на заметку всё: от доминирующих ярких представлений до самых смутных ощущений. И, наконец, обвешаем ученика всевозможными датчиками и получим богатую информацию о том, как изменялось его психофизиологическое состояние в ходе упражнений. Что мы имеем? Три среза одних и тех же событий. Три пласта информации. Словно три сказки, рассказывающие об одном и том же, но на разных языках. Настолько разных, что буквальный перевод с одного языка на другой затруднителен. Как из трёх сказок сделать одну? Идти от контрастных различий. Как бы ни различались языки, «белое» в них будет отличаться от «чёрного». Наличие будет противостоять отсутствию чего-то. Можно не сомневаться: если в самом процессе изучения происходят какие-то глубокие изменения, то, каким бы языком наблюдения мы ни пользовались, скачок в описываемых характеристиках обязательно будет отмечен. Значит, если теперь мы отметим контрастные изменения на всём протяжении комплекса обучающих упражнений, мы получим принципиальную схему процесса научения. Весь процесс мы сможем разбить на качественно неоднородные фазы. Одна фаза будет обязательно отличаться от другой. Чем? Возможны варианты: изменятся элементы движения, психические состояния и т.д. Эти качественно неоднородные отрезки процесса научения мы и будем считать «формами» в комплексе обучающих упражнений. Обычно в современной науке понятие принадлежит к одной предметной области, и если мы захотим конкретности, мы перероем все запасники фактов, не выходя за пределы данной науки. Введённое нами понятие формы ставит нас как бы на развилку трёх дорог. По каждой из них можно шагать и шагать, набирая любопытные факты. Три дороги нигде больше не пересекутся. Понятие формы помогает внести порядок в личный опыт, представляющийся бесконечно многообразным. Если различия затрагивают движение, то мы будем говорить о внешних двигательных формах. Если различны в первую очередь состояния психики, мы будем выделять психофизиологические формы. В третьем случае придётся разграничивать формы, за которыми стоят фазы приспособительного поведения. Изменения в психических функциях тоже существенны. Так, непроизвольное внимание — наша первая ориентировочная реакция на новую обстановку — может уступить своё место целенаправленному произвольному вниманию, а то и сосредоточению. Однако разные варианты одной и той же психической функции служат лишь дополнительной характеристикой форм, выделенных по другому признаку. Итак, заканчивается длинное отступление, вызванное репликами моих читателей. Мы пришли к тому, чтобы видеть педагогику седых незапамятных времен в том искусстве саморегуляции, которому я учился у народной целительности М.С. Зубаревой. Перейдём к главному: опишем, какие формы обучающих упражнений входят в это искусство; покажем, какие практические задачи можно решать с помощью зоревой медитации... Кстати, нет ли у вас привычки смотреть немного свысока на всех, кто жил до нас? Мол, они не виноваты в том, что жили не в XXI веке. Но факт остаётся фактом: в умении мыслить мы выше наших предшественников. Уверяю вас: в умении мыслить целостно они были намного выше нас. Образно говоря, наши далекие предки умели не только выделять в окружающем мире отдельные цвета. Нет! Они умели представить себе весь мир в этом найденном цвете. Представляете? Мир жёлтый, как подсолнух, мир васильково-синий... • • • Представьте, вы — Учитель. Вы тренируете юношей. Может быть, показываете приёмы борьбы, сплетая их в непрерывную плавно текущую череду движений. Может быть, показываете такой же замысловатый танец. Ученики ошеломлены сложностью задачи. Но вы молча делаете своё дело. Вы — как ветер, сначала погнавший рябь по воде, а потом раскачавший высокую волну. Повторенье, повторенье... Вы зорко следите за тем, чтобы ученики усваивали внешние требования: чтобы каждое отдельное движение и все они, вместе взятые, подчинялись «регламенту». Вы знаете: Только благодаря этому в ученике зарождается второй человек, человек-автомат. Он дарит уверенность в себе, лёгкость движений (правда, в рамках жёсткой программы). Но мы с радостью видим и другое: высвободился громадный резерв внимания. Можно усложнять условия выполнения движений: сделай то же самое, но с закрытыми глазами! Сделай то же, но в обратном порядке! и т.д., и т.п. И происходит чудо: человек-автомат, сначала не отступавший ни на шаг от, казалось бы, запрограммированной тропы, становится гибким, способным на предвидение. Человек-автомат в каждом ученике постепенно становится сноровистей и, в конечном счёте, умнее своего хозяина, кичащегося сознанием. Сконцентрировавшись только на движении, выстроить в человеке целостного двойника, сначала ограниченного, а затем превосходящего хозяина во всех отношениях — вот Мудрость многих систем единоборства. В этом же и мудрость ритуального танца. Разве не открывается перед нами сложная лаборатория исследовательской мысли? Вы можете подумать: да, это сложно, но творчества здесь мало. Ведь мы просто раскрываем то, что уже было в исходных движениях. Освобождаем от обёртки шоколадную конфету. А вот придумать новое... Не торопитесь с выводами.
* * *
Вот вы снова — Учитель. Но теперь сидите и внимательно наблюдаете за домашними животными, за детьми и за взрослыми. Все они — умельцы, но уменья их разные. У животных умения без прямохождения. У взрослого человека прямохождение — основа основ. А ребёнок? Сначала он как животное... Потом начинает приближаться к взрослому по мере того, как овладевает искусством равновесия при прямохождении. Овладение этим искусством продолжается и у взрослых. На основе навыка равновесия человек воздвигает храм Дела своей жизни. Так, так... А что, если у взрослого человека отнять эту основу? Если он вдруг почувствует, что под ногами не привычная твердая земля, а пузырящаяся ветром парусина, и что — не дай бог! — сейчас и эта парусина кончится? Человек стремительно возвращается в детство и начинает «перекраивать» программу собственного развития, старается компенсировать чем-то другим те элементы навыка, которые вдруг оказались ненадёжными. Найти у целостного двойника, заключенного в каждом взрослом человеке, его ахиллесову пяту, поставить его в критические условия, заставить хвататься за всё, что угодно, лишь бы спасти ранее созданное — вот изобретательная мудрость различных систем, призванных развить в человеке необычное свойство. Итак, мы видим: если, выделив в человеке существенное свойство, мы не останавливаемся на этом, а создаём мысленный образ, «моделируем» целостного человека, воплощающего в себе это свойство, перед нами открываются широкие возможности. Мы можем выделить в чистом виде то, что уже в человеке есть, но прикрыто второстепенными наносами. Так сказать, достать из грубой неказистой обёртки вожделенную шоколадную конфету. Мы можем также, экспериментируя с этой моделью, с этой односторонней сущностью человека, развивать в человеке и такие качества, каких у него ранее не было. Предлагаю вам, дорогой читатель, вместе со мной встать на неизведанную тропу. Мы попытаемся осмыслить методику зоревой медитации как искусство открывать «конфетку» в человеке или наделять его новыми способностями. Давайте сначала ответим на такой вопрос: может быть, зоревая медитация не столь и оригинальна? Может быть, и здесь мы работаем с нашим двигательным двойником? Конечно, в самом начале, когда мы закладывали основы речевой формулы энергетического подкрепления, так оно и было. Надеюсь, вы уже оставили этот двигательный этап тренировок позади и теперь знаете это по себе. Но двигательная доминанта, которая привязана к слову и которая, в конце концов, вызывается словом — это уже что-то новое. А когда мы научаемся использовать выразительные возможности интонации, методика явно превращается в двигательно-речевую. Однако мы идём дальше. Мы стремимся к слиянию с обожествлённой Природой. Мы вводим понятие «молитвенного состояния души». Двигательно-речевая методика теряет механический характер и возносит нас в сферу духовного опыта. Доминанта усиливается, если мы выполняем упражнения в паре или в группе: помогает энергоинформационный обмен. Энергетическое подкрепление за счёт сил природы (в первую очередь за счёт огня) тоже отрывает методику зоревой медитации от чисто двигательной основы. «Как сложно!» — воскликнете вы. Я возражу: «Наоборот, так просто!» Ведь, что бы мы ни делали, наша конечная цель — управлять возбуждением и торможением. Чем больше эффективных приёмов, тем легче добиться поставленной цели, используя лишь те приёмы, которые наиболее целесообразны в данный момент. Но что такое возбуждение и торможение? Не забывайте: от XXI века нас отделяют многие тысячелетия, а своё знание мы черпаем из повседневной жизни своего племени. Знаем ли мы глубокое торможение? Конечно. Вот собака, спящая под кустом, являет нам пример полнейшего физического расслабления. Если нет ощущения грозящей опасности, то всякий уважающий себя человек делает то же. А двигательное возбуждение — знаем ли мы его? Ещё бы! Мы тысячи раз ощущали его в реальном действии. И всякий, кто постоянно действует, различает степени двигательного возбуждения. Как бы прикладывает к нему аршин. Этот аршин — моё ощущение того, как я справляюсь с двигательной нагрузкой. Справляюсь без малейших усилий — комфортная нагрузка. Чуть потяжелее — справляюсь, если привыкну. Ещё тяжелее — справляюсь долгое время, используя дополнительные резервы. Предельно тяжелая нагрузка вызывает пиковый всплеск возбуждения. Резко, скачком мы мобилизуем все свои силы и справляемся, но такая нагрузка доступна нам лишь в течение короткого времени. Точно так же всякому, кто живет физически деятельной жизнью, знакомо ощущение готовности к предстоящим физическим нагрузкам. Возбуждение готовности не такое сильное, как при работе, но это — тоже работа. Можно «перегореть» в ожидании, а когда настанет решающий миг, сил уже может не хватить. То, что, думая, решая проблемы, человек испытывает большие нагрузки, было, очевидно, известно с глубокой древности. Простым наблюдением люди могли отметить влияние эмоций. Они видели, что взрыв эмоций может увеличить силу двигательного усилия, создать состояние сверхготовности к действию. Точно так же простым наблюдением люди могли установить, что на фоне напряжения любой силы время от времени проходят волны умеренного торможения, снижающего скорость бегуна, меткость стрелка и т.д. Из множества знакомых оттенков возбуждения методика «зоревой» медитации создаёт по нашему желанию умеренное или сильное возбуждение. Само по себе возбуждение — явление естественной биологической природы. То, что мы вызываем его произвольно и длительное время можем выдержать возбуждение нужной нам силы, делает это формой или фазой процесса медитации. Подобным же образом на основе знакомых оттенков торможения мы создаём по собственному желанию умеренное или глубокое торможение. Это — вторая основная форма или фаза зоревой медитации. Умеренное торможение — это временное понижение готовности. Глубокое торможение обязательно сопровождается мышечным расслаблением. Вы и представить себе не можете, как трудно мне было понять третью «форму» зоревой медитации. Возьмём «заговор», который я слышал от М.С.Зубаревой: «Заря, озарись, озарись, озарись, озарись; раб такой-то заре покорись...» Он заканчивался непонятными словами:
...Вся невзгода прочь удаляется, С буйным ветром в поле отправляется... Крепкими замками запирается. При чём тут «замки»? И что это за «замки»? Может быть, какие-то предметы, как я это видел на приёме больной? Но чаще всего никаких предметов нет! Работает слово «замок» (кстати, по этому слову давайте называть третью основную форму «замковой» фазой). Но в чём сила этого слова? Честно скажу, я долгие годы терялся в догадках. Потом нашел более или менее приемлемое объяснение. В других системах психологического аутотренинга есть такой приём. Вот я заканчиваю сеанс. Мне надо отключиться от формул внушения, направить свои мысли по другому руслу. Я поднимаю руки, вытягиваюсь на цыпочках, затем бессильно бросаю руки вниз, глубоко выдыхаю и говорю мысленно: «Всё». Став привычкой, это помогает резко переключать внимание. К этому приёму я приравнял строку с упоминанием замков. Один раз энергично проговаривается эта строка. И всё! Этот приём срабатывает. Назовем его «краткой замковой фразой». Но в одноразовом проговаривании строки: «Крепкими замками запирается...» заключалась моя крупнейшая ошибка. Не отдавая себе отчёта, почему, я всё-таки полагал, что любая речевая формула несёт конкретный смысл. Только потому она внушает. Только поэтому она работает. Мне казалось нелепым повторять много-много раз: «Крепкими замками запирается», не зная, о чём идет речь. Не сразу я понял, что именно в отсутствии конкретного смысла и состоит секрет «замковой» фазы. В общей системе саморегуляции этой «бессмысленной» строке уготовано столь же почётное место, как и нулю в математике. Эта строка готовит переход к «пустоте сознания», которая и есть подлинное содержание этой формы. Если вы попробовали поупражняться в произвольном засыпании по методике, приведенной мною выше, то помните, что переходу к естественному сну предшествует необычное состояние пустоты сознания на фоне повышенной бодрости. Для вызова такого состояния и была, по-видимому, изобретена замковая фаза. Проблемой произвольного засыпания я занялся довольно-таки случайно, ибо сам бессонницей никогда не страдал. Значит, и свойства замковой фазы после речевой формулы, вызывающей глубокое торможение, тоже открылись мне случайно. Столь же случайно обнаружились свойства «замковой» фазы после речевой формулы, вызывающей сильное и стойкое возбуждение. Я опять вспоминаю 12 апреля 1961 года — день, когда Юрий Гагарин полетел в космос. Это был выходной. Весь день я провёл с моим братом Сашей — студентом Рязанского радиотехнического института. Мы много говорили о возможных механизмах телепатии. Договорились проверить «зоревую» медитацию в связи с телепатической передачей образов. И часа три, не меньше, мы ходили по улицам Рязани, занятые ритмичной ходьбой, пальцевым счетом и заговором: «Заря, озарись, озарись, озарись...» Только сегодня я начинаю понимать то, что раньше от меня ускользало: 1) в тот раз впервые так долго проговаривалась речевая формула энергетического подкрепления без добавки каких-либо внушающих фраз. В Сибири мне доводилось работать с речевой формулой и намного дольше, но направлена работа была на определённое внушение. Значит, в Рязани нам удалось получить сильное и длительное возбуждение, к тому же усиленное эффектом энергоинформационного обмена; 2) методика передачи изображений путём мысленного внушения требовала от нас, чтобы мы долго смотрели на изображение, сосредоточив на нём всё внимание и не думая ни о чём другом. Поддерживать такое состояние отрешённости оказалось очень легко. Мы провели за экспериментом часа два и даже не устали, хотя в норме трудно поддерживать состояние пустоты сознания более пятнадцати минут. На это обстоятельство я тоже долго не обращал внимания. Для эксперимента я использовал карточки из ватмана, на чёрном фоне (тушь) — белые буквы русского алфавита. Начертание букв привычное: примерно как в газетном тексте. Результат эксперимента был поразительный. И мой брат, и я — мы оба побывали в роли передающего и в роли принимающего. Разницы между нами не было, хотя я практиковал зоревую медитацию до этого более трёх лет, а он впервые познакомился с методикой аутотренинга в день эксперимента. У принимавшего мысленное внушение при закрытых и завязанных полотенцем глазах вспыхивал слабо светящийся серебристый экран на всё поле обзора. И на этом серебристом фоне были совершенно отчётливо видны буквы в виде серых силуэтов. Мы оба принимали негативное изображение букв алфавита! Поскольку на этот эффект мы наткнулись случайно и возможности для продолжения исследований не было, могу только высказать предположение: замковая фаза (фаза «пустоты сознания») на фоне чрезвычайно сильного и стойкого возбуждения может приоткрывать в человеке необычные способности. Рассмотрим подварианты замковой фазы. Они получаются, если она реализуется на фоне умеренного возбуждения или умеренного торможения. Если вы уже прошли этап формирования управляемой двигательной доминанты, давайте вспомним некоторые детали. Вот мы шагаем, делаем пальцевый счёт, проговариваем формулу: «Заря, озарись, озарись, озарись...» Цель — вызвать двигательное возбуждение. Интересно, что получается? Чтобы удовлетворить любопытство, переходим к строке: «Крепкими замками запирается...» Можем энергично проговорить её один раз, а затем внимательно «вслушиваться» в своё состояние. Можно, вслушиваясь в себя, продолжать повторять замковую речевую формулу. Постепенно мы научаемся по разным признакам оценивать нарастание двигательного возбуждения в мозгу. Лично у меня возникает такое ощущение, как будто черепную коробку изнутри обкладывают ватой. Так проявляется повышение давления крови в мозге, а бывает это только тогда, когда я вызываю двигательное возбуждение. И вот мы снова шагаем, делаем пальцевый счёт, проговариваем речевую формулу. Рано или поздно мы утомляемся. Происходит общее понижение тонуса. Этот момент, обусловленный естественными причинами, мы стараемся включить в нашу тренировочную систему. Для этого в текст речевой формулы вводим описание некоторых симптомов торможения и слова о «замках». Примерно так:
Свежей кровью мозг омывается, Мозг омывается, кровью питается... Крепкими замками запирается. Запирается... запирается...
«Вслушиваясь» в своё состояние, отмечаем, какие субъективные ощущения сопровождают переход к умеренному торможению. Позднее причина и следствие меняются местами. Воспроизводя речевую формулу, мы вызываем симптомы умеренного торможения. Есть ещё одно чрезвычайно важное свойство замковой фазы, но о нём лучше будет сказать тогда, когда мы перейдём к обсуждению наложения полезной, управляющей информации на доминанту. Итак, в зоревой медитации имеются три простейшие формы. Это фазы возбуждения, торможения и «замковая» фаза. Предполагается, что мы опираемся на разные психические состояния. Из этих простейших форм естественным образом складывается тренировочный комплекс. Предположим, мы вызываем умеренное возбуждение (это обязательная первая ступень психологического аутотренинга). Ниже на рис.1 показан типичный ход тренировки. На отрезке I с помощью различных приёмов, рассмотренных нами в самом начале, мы стремимся оторваться от уровня обычного самоощущения и вызвать устойчивое ощущение умеренной бодрости. «Замковая» фаза служит для контроля.
На отрезке II новое психическое состояние приобрело устойчивость. Речевая формула умеренного возбуждения произносится без специального сосредоточения, на всякий случай, для поддержания вызванного состояния. Это — время, когда можно переключать внимание на целевую информацию, призванную вызвать в нас какие-то изменения. На отрезке III начинает давать о себе знать утомление. Речевой формулой умеренного возбуждения мы противодействуем утомлению, пока оно не возьмёт верх окончательно, и мы вновь не вернёмся к исходному уровню нормального тонуса или даже ниже. На этом значительном отрезке продолжается работа с целевой информацией. В ней участвует и замковая фаза, которая помогает контролировать признаки начинающегося утомления и работает с целевой информацией. Целевая информация не образует отдельного текста. Она отдельными строками вплетается в обычную речевую формулу энергетического подкрепления. Помните, в тексте формулы были строки, посвящённые мышцам?
Ярко и смело заря разгорается, Бодростью тело моё наполняется. Силою мышцы мои наливаются, Разогреваются... разогреваются...
Когда вы привыкнете к тренировочному комплексу, начнёте воспринимать его как единое целое, вы научитесь противопоставлять и соотносить друг с другом обычную речевую формулу, вызывающую возбуждение (умеренное или сильное) и торможение (умеренное или глубокое), и строки, а порою лишь отдельные слова, несущие целевую информацию. Вы, конечно, догадались, что и одна строка с целевой информацией может основательно заполнить отрезок тренировки II, ибо эту строку можно повторять множество раз на разные лады. Чтобы овладеть техникой зоревой медитации, особенно важно различать и сознательно использовать механизмы внимания (см. рис.2).
Рис. 2. Показано, как распределяется внимание между целевой информацией и обычным энергетическим подкреплением на разных этапах тренировки. Буквами обозначены: а — обычное энергетическое подкрепление; б — целевая информация.
Начало тренировки. Сначала в центре внимания — движение. Затем движения выполняются механически, а внимание переносится на выразительные средства интонации. Постепенно вы нащупываете набор интонационных средств, который лучше всего соответствует задаче, стоящей перед вами, интонационный рисунок закрепляется, начинает повторяться, дальше идёт чистая комбинаторика. Теперь внимание может отвлечься и от интонации. Сосредотачиваемся на образе Зари. Понимать её можно по-разному: как образ славянского фольклора; как добрую силу, помогающую людям; как олицетворение масштабных сил Природы, которые мы не всегда можем понять, но с которыми обязательно надо считаться. Главное — ощутить свою открытость Заре, глубокое чувство искреннего единения, любви к бесчисленным проявлениям красоты в природе; веру в то, что силы добра и красоты в конечном счете победят. Всё это создает настрой, который я называю молитвенным состоянием души. На фоне этого светлого, полного надежды настроя оранжевый язычок пламени на кусочке дерева — символ очищения, символ исполнения надежд. Вместе с пламенем, вырастающим до костра, крепнет и уверенность в исполнении надежды. Целевая информация на начальном этапе тренировки вводится в текст, но ради будущей разработки. Сейчас на неё мы обращаем мало внимания. Основная (рабочая) часть тренировки. Научимся сначала различать, как работает внимание при произнесении слов, нагруженных целевой информацией. Из текста формулы, вызвавшей ощущение бодрости, сначала мы выделяем слова с управляющей информацией. Выделяем именно как слова. Проигрываем все отобранные интонационные средства с единственной целью: выделить, подчеркнуть эти слова, вынести их тем самым в центр внимания. Интонационное варьирование этих слов продолжается до тех пор, пока нам не надоест и пока не появится стремление отвлечься. Исходных слов, нагруженных полезной информацией, в речевой формуле должно быть мало. Это должны быть слова, отправляясь от которых можно выстраивать цепочки ассоциативных образов. Так, текст: «тело наполняется бодростью... Мышцы наливаются силой...» может вызвать конкретные воспоминания о разных ситуациях. С появлением желания отвлечься мы переносим внимание на воспоминание или воображаемый образ из нужного нам смыслового ряда. Затем вновь возвращаемся к исходному тексту. Снова отвлекаемся. Снова возвращаемся к речевой формуле. Работает приём, который раньше я уже называл «ромашкой». Замковая фаза разбивает этот процесс как бы паузами бездействия. Вы уже знаете, что самое типичное применение этой фазы — контроль. Мы задаёмся вопросом, «вслушиваемся» в своё состояние. На рабочем этапе тренировки замковые фазы позволяют собрать воедино всё, что говорится и мыслится. Замковая фаза лепит целостный образ. Как правило, наше воображение и наша память «рыскают»: то выхватят какую-то практически важную деталь, то высветят образ с какой-то эмоциональной точки зрения, то вспомнится интересное слово, Date: 2015-06-05; view: 438; Нарушение авторских прав |