Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Функция управления и контроля
1. Организация стратегического и оперативного планирования на предприятии. Информационное обеспечение управления маркетингом. 2. Коммуникативная подфункция маркетинга (организация системы коммуникаций на предприятии). 3. Организация контроля маркетинга (обратные связи, Применительно к конкретному предприятию — фирме эти функции можно конкретизировать таким образом, как показанона схеме Вопрос 3.ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА Чтобы использовать маркетинг для повышения эффективности производственно-коммерческой работы, необходимо оперативно откликаться на изменения рыночной конъюнктуры, свободно маневрировать производительными и иными ресурсами предприятия. Однако всего этого недостаточно. Нужны изменения не только организационного и технического плана, но и психологического характера. Работа на принципах маркетинга требует перестройки способа мышления не только руководителей, но и рядовых работников, трудовых коллективов в целом. Сущность маркетинга определяется формулой: «Производить то, что безусловно находит сбыт, а не пытаться навязывать покупателю «не согласованную» предварительно с рынком продукцию». Основные принципы маркетинга включают: 1. Нацеленность на достижения конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности; эффективную реализацию товара на рынке в плановых количествах, что означает овладение определенной долей рынка в соответствии с долговременной целью, намеченной 2. Направленность предприятия не на сиюминутный, а на долговременный результат маркетинговой работы, что требует особого внимания к прогнозным исследованиям, 3.Применение в единстве и взаимосвязи тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них. Перечисленные принципы маркетинга доказывают, что его отождествление со сбытом ошибочно. Один из крупнейших теоретиков маркетинга Ф. Котлер называет сбыт лишь верхушкой маркетингового айсберга, одной из многих (зачастую не слишком существенных) функций маркетинга. «Если деятель рынка хорошо поработал над такими разделами маркетинга, как выявление потребительских нужд, разработка подходящих товаров и установление подходящей Главное в маркетинге — его целевая ориентация и комплексность, т. е. слияние в стройный «технологический» процесс всех отдельных элементов этой деятельности. Комплексность означает, что отдельные маркетинговые действия (анализ потребностей, прогнозирование рынка, изучение товаров и т. д.), взятые сами по себе, не способны обеспечить того эффекта, который дает применение маркетинга как системы. Только комплексный программно-целевой подход позволяет разрабатывать действенные стратегии «прорыва» на рынки с наиболее перспективными товарами, обоснованно намечать ударное направление деятельности, разумно концентрировать усилия предприятия на выбранных участках работы. Попытки обеспечить рыночный (коммерческий) успех товара только на этапе его сбыта дают незначительный эффект. Маркетинговой концепции следует подчинить всю деятельность производственно-сбытового комплекса предприятия. Ряд авторов формируют и конкретизируют принципы маркетинга в более практической форме изложения, сохраняя при этом приверженность основополагающим принципам, изложенным выше. В числе таких принципов можно отметить следующие: ■ Уважай и береги своего потребителя. Не уставай искать своего потребителя. ■ Товар — это постоянный повод для размышлений: а что еще можно с ним сделать? ■ Хорошо в гостях, но дома лучше. Ищи собственную рыночную нишу — дом для твоих товаров. ■ Сбыт, реклама, сервис — это система движения твоего товара, содержи ее в порядке. ■ Не забывай познать себя, свой маркетинг — это зеркало твоего предприятия. Вопрос 4. КАТЕГОРИИ МАРКЕТИНГА Как вид человеческой деятельности маркетинг направлен на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Исходя из этого он оперирует следующими категориями: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка, рынок и др. Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Нужда — чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Существующие виды: физиологические, социальные, личные. Потребность — нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Производители предпринимают целенаправленные действия для стимулирования желания обладать товаром. Они пытаются сформировать связь между тем, что они выпускают, и нуждами людей. Деятель маркетинга не создает нужду, она уже существует. Запрос — это потребность, подкрепленная покупательной способностью. Запросы — это показатель недостаточно надежный. Людям надоедают вещи, которыми они пользуются, и они ищут разнообразия. Смена выбора может оказаться результатом изменения цен или уровня доходов. Человек выбирает товар, совокупность свойств которого обеспечивает ему наибольшее удовлетворение за данную цену, с учетом своих потребностей и ресурсов. Предложение — количество товаров или услуг, которое продавцы предлагают к продаже по разным ценам в течение определенного периода. Товар — это все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Товары, способные удовлетворить потребность, называются товарным ассортиментом выбора. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Производители сначала должны отыскивать потребителей, выяснять их потребности, а затем уже создавать товары, удовлетворяющие их потребности. Обмен — это акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Сделка — это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Сделки могут быть классическими (Д=Т)и бартерными (Т=Т). Маркетинг слагается из действий, предпринимаемых для того, чтобы добиться желаемой реакции потребителя в отношении какого-либо объекта, услуги или идеи. Рынок — совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Следовательно, маркетинг — это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку, или это система управления, при которой в основе принятия нового решения лежит информация о рынке, а правильность решения проверяется в результате реализации продукции, цель которой — удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Полезность продукта — способность товара или услуги удовлетворять потребности; удовлетворение, получаемое потребителем от пользования товаром или услугой. Рынок покупателя — это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными деятелями рынка приходится быть продавцам. Рынок продавца — это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными деятелями рынка приходится быть покупателя. Цена — отпускная стоимость товара, услуги; стоимость товара в денежном выражении.
Вопрос 5. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ МАРКЕТИНГА Концепция (от лат. conceptio — понимание) — определенный способ понимания, трактовки конкретных явлений, процессов или категорий Концепция маркетинга определяет ориентиры компании на настоящие и будущие нужды покупателей с созданием приемлемого предложения для удовлетворения существующей потребности и получения прибыли. Эволюция концепции маркетинга может быть представлена следующей поэтапной схемой формирования и развития: 1. Натуральное хозяйство. Отсутствие маркетинга. Полное удовлетворение прожиточных потребностей на основе создания определенных — «нужных» товаров. 2. Натурально-товарное хозяйство. Маркетинг отсутствует, но зарождаются примитивные формы обмена товаров. 3. Появление товарно-денежных отношений: зарождение элементов маркетинговой деятельности в виде ценовой политики, рекламы, развития сбытовой деятельности. 4. 1656 - 1657 гг., Япония — появление первого универсального магазина Мицуи. Зарождение маркетинга и создание новых принципов взаимоотношений продавца с покупателем. В их числе: создание отделов универмага под определенный групповой ассортимент товаров; систематизация информации о потребностях и индивидуальных желаниях, на основе чего формируется заказ на производство и закупку товаров; организация пробных продаж товаров; возможность возврата товаров и получения 5. Х1Хв. - К.Маккормик (1809—1884 гг.), инженер Международной компании по производству уборочных машин, обосновал и развил определяющую функцию маркетинга — «удовлетворение потребностей потребителей». В развитие идеи управления ввел понятия маркетингового исследования и маркетингового анализа, концепцию создания рынка, ценовой политики, сегментирования рынка, сервисного обслуживания потребителей продукции. 6. 1905 г. - В.Е.Креузи в Пенсильванском университете впервые прочел курс «Маркетинг товаров». С 1910 г. Р.Ватлер в Висконсинском университете начал вести постоянный курс «Методы маркетинга». 7. 1911 г. - на отдельных предприятиях США создаются первые отделы рыночных исследований. 8. 1920-1930 гг. - появление первых серьезных публикаций по маркетингу. 9. 1948 г. - трактовка маркетинга (журнал «Маркетинг», октябрь) как «хозяйственной деятельности, связанной с направлением потока товаров и услуг от производи 10. 1960 г. - Американская ассоциация маркетинга приняла официальное определение маркетинга, практически полностью совпадающее с данным в п.9. 11. I960 г. - Е.Маккарти предложил модель маркетинга, в которой впервые обосновал основные элементы маркетинга: товар, цена, сбыт, реклама. Начиная с 1952 г. компания «Дженерал Электрик» взяла на вооружение данную концепцию и реализовала ее на практике. 12. 1955 г. - маркетинг трактуется Английским институтом по маркетингу как «практическая деятельность, система управленческих функций, через которые организовывается и осуществляется руководство деятельностью, связанной с оценкой покупательной способности потребителя, с ее превращением в реальный спрос на изделия и услуги и продвижением этих изделий и услуг к покупателям для получения прибыли или некоторых других целей». Данным определением за маркетингом была закреплена преобладающая на тот период времени точка зрения — обеспечивающий «торговую деятельность» процесс управления. В этой связи изучение спроса целесообразно осуществлять через существующие товары на основе формирования ценовой, сбытовой и рекламной политики. 13. 1976 г. - Ф.Котлер дает новое определение маркетинга, согласно которому «маркетинг представляет собой анализ, организацию, планирование и контроль всех ресурсов, политику и деятельность фирмы, направленную на активизацию потребителей для удовлетворения потребностей и желаний определенной их группы при получении 14. 1976 г. - С.Хант публикует статью, в которой подводит итог продолжительной дискуссии о том, наука илинет маркетинг. По его мнению, маркетинг — это наука о процессах обмена товаров, как химия — наука о химических свойствах и процессах, экономика — наука о рациональном ведении хозяйства и управлении ресурсами. 15. 1970-1980-е гг. - СССР - первые публикации по маркетингу; появление смешанных предприятий (1987-1988 гг.), организация на предприятиях первых отделов по маркетингу (1988-1989 гг.). 16. 1987-1990 гг. - формирование экономики услуг, которая по основным параметрам отличается от предшествующей ей индустриальной экономики. Появление термина «сервизация экономики». В ряде развитых странах мира исследуется влияние услуг на организацию и управление предприятиями. Этапы развития маркетинга можно условно свести к следующим периодам: 1. 1860-1930 гг. - товарная ориентация характеризующаяся значительным превышением спроса над предложением при достаточно низкой конкуренции. В результате изменение качества товаров и услуг осуществлялось без достаточного учета потребностей, желаний и вкусов потребителей. В этот период философия высшего руководства 2. 1930-1950 гг. - сбытовая ориентация, имела место при активизации конкурентной борьбы, ее обострении на рынке. Вместе с тем наблюдался значительный объем не удовлетворенного спроса, который стимулировался различными методами, в том числе и рассрочкой платежа - «кредитные продажи». Характерным для данного этапа является расширение рекламных воздействий на потребителя, внедрение стимуляторов продаж. 3. 1950-1960 гг. - рыночная ориентация, т.е. выделение товаров, пользующихся активным спросом у потребителей за счет высокого качества и привлекательности исполнения, и достижение за счет этого высокого уровня продаж. Основная характеристика этапа - формирование рынка покупателя, расширение ассортимента товарных групп, насыщение рынка товарами. При этом выделение товаров с высокой потребительной стоимостью происходило, как правило, без достаточных маркетинговых исследований и анализа спроса.. 4. 1960-1970 гг. - маркетинговое управление процессом производства и продаж продукции. Для этого периода характерны: переход к перспективным планам деятельности предприятий на рынке в средне- и долгосрочном временном периоде (10—15 лет); системность и целенаправленность в исследовании рынка и его составных элементов; использование комплексных методов формирования и планирования спроса; расширение усилий по стимулированию сбыта; развитие индивидуального маркетинга, уменьшение жизненного цикла товаров и услуг, ориентация на рыночную новизну товара, более тщательный анализ групп потребителей. 5. Настоящее время – В современных условиях (с 1970 г. по настоящее время) вследствие загрязнения окружающей среды, нехватки природных ресурсов, демографического взрыва, энергетического кризиса, инфляции и т.д. возникла необходимость изменения рыночной концепции маркетинга на социально-этическую, предполагающую достижение цели фирмы с учетом удовлетворения потребностей как одного потребителя, так и общества в целом. Одной из отличительных особенностей современного периода является переход развитых стран от так называемой индустриальной экономики к сервисной. В первую очередь это связано с тем, что сфера услуг превращается в движущую силу хозяйственного развития. Этот процесс требует изменения мировоззрения руководителей предприятий и корректировки стратегий менеджмента, маркетинга и логистики. Именно услуги оказываются сегодня в центре современной экономики, как это было в свое время с промышленностью (в индустриальной экономике).
Таким образом, анализ эволюции концепции маркетинга позволяет сделать вывод, что за период своего развития маркетинг из прикладной функции производства превратился в единую экономическую стратегию
Тема 2. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Date: 2015-04-23; view: 874; Нарушение авторских прав |