Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глоссарий. Абстракция – форма, способ мышления, состоящий в отвлечении от несущественных свойств и отношений предметов и выделении существенных⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31
Абстракция – форма, способ мышления, состоящий в отвлечении от несущественных свойств и отношений предметов и выделении существенных. Агностицизм – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос о состоятельности познания. Аксиология –философское учение о ценностях. Акциденция – несущественное, изменчивое, случайное состояние или свойство, являющееся результатом частичного обнаружения некоторого универсального начала (субстанции, Бога, Абсолюта и др.) Анимизм – вера в существование душ и духов, которые одушевляют все в природе, но не одухотворяют мира. Антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам. Антропоцентризм – (или гуманизм), тип философского мировоззрения, полагающий субстанциональным началом мира человека и его творческую деятельность. Антропошовинизм – термин, употребляемый в аналитической традиции философии XX века для обозначения мировоззрения, рассматривающего мир как вторичное по отношению к человеку явление, как нечто существующее только для целей человеческого рода. Апейрон – беспредельное. Понятие философии Анаксимандра, обозначающее неопределенное, не представленное никакой природной стихией первоначало мира. Архе – наидревнейшее, являющееся самым древним первоначало. Аскетизм – бескомпромиссное стремление к добродетельной жизни, и достижение ее, прежде всего, средствами подавления чувственной природы человека, часто доходящего до самоистязания. Атеизм – безбожие, мировоззрение отрицающее сотворение мира Богом и зависимость человека от божественной субстанции, светское свободомыслие. Гилозоизм – учение, согласно которому жизнь и чувствительность присущи всем явлениям мира. Гносеоцентризм – тип философского мировоззрения, утверждающий субстанциональное значение разума, идеи, духа, рассматривающий мир как принципиально рациональную систему. Гомеомерия – «подобочастная». Термин, приписываемый философии Анаксагора, и обозначающий качественно однородные мельчайшие частицы («семена») всевозможных веществ. Даршана – обозначение систем умозрения древнеиндийских мудрецов, философская школа. Децентризм – термин, обозначающий в постмодернизме отказ от поисков какого бы то ни было универсального абсолютного начала мира и утверждение его принципиальной плюралистичности. Диалектика – философская теория и метод, рассматривающие мир в формах его подвижности и противоречивости. Дихотомия – расчленение да две части. Догмат – в религиозном сознании – обязательное мнение, возникающее на основе откровения, переданное для распространения и применения и принимаемое на основе веры. Доксография – описание мнений. Историко-философская традиция, описывающая взгляды, представления философов, а также свидетельства об их деятельности (в отличие от биографии – «жизнеописания»). Досократики – утвердившийся с конца XIX века термин для обозначения ранних греческих философов VI-V вв. до н.э., не затронутых «сократической» традицией. Дуализм – философское учение, которое утверждает наличие двух равноправных первоначал мира: материального и духовного. Имманентный – пребывающий внутри, в самом себе, не переходящий в нечто иное, чуждое, противоположный трансцендентному, выходящему за пределы. Императив – безусловное требование, предписание, приказ, закон. Инь и Ян – к китайской мифологии и философии два взаимодополняющие начала мира, выражающие соответственно несовершенное, женское, отрицающее начало и совершенное, мужское, утверждающее. Концепт – понятие, умственный образ, общая мысль, формулировка. Космогония – донаучное, мифически-религиозное описание развития мира, его божественного самопорождения. Космоцентризм – философское мировоззрение, рассматривающее мир как Космос, как нечто живое, упорядоченное и в принципе совершенное. Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего. Кумулятивизм – способ исторического развития научного знания, заключающийся в накоплении и приращении нового знания и преодолении и изживании старого, признанного несостоятельным. Логос – слово, глагол, закон, мысль, разум, в целом, универсальное начало мира, его главная закономерность. Майевтика – метод философствования Сократа, искусство рождения мысли. Медитация – размышление, сосредоточение на внутреннем мире, концентрация сознание на себе самом, максимальная отстраненность от внешнего мира. Важнейший метод древнеиндийской философии. Метафизика – знание о сверхчувственном. Монада – философский термин, означающий единицу бытия. Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало. Монотеизм – единобожие, религиозное воззрение, основанное на особой связи человеческой души с Единым Богом. Натурфилософия – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности. Нирвана – угасание, в древнеиндийской философии состояние растворения индивидуального сознания в данности мира, что обеспечивает освобождение из круговорота жизней. Нус – в античной философии ум, дух. Онтология – учение о бытии. Пантеизм – учение о единстве Бога и природы. Плюрализм – концепция, согласно которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, не сводимых к единому началу. Политеизм – многобожие. Провиденциализм – божественный замысел, учение о смысле истории, вложенном в нее Богом. Постмодернизм – (бук.: то, что после «модерна») Интердисциплинарный термин, не имеющий однозначного толкования, используемый для обозначения комплекса идей, характерных для новейшей культуры. Релятивизм – мировоззрение относительности, утверждающее, что в мире нет ничего абсолютного, все относительно. Рефлексия – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок. Секуляризация – освобождение светской культуры, а также материальных ценностей и территорий от церковной зависимости. Силлогизм – умозаключение. Синкретизм – нерасчлененность, сращенность, неразвившееся состояние какого-либо явления. Субстанция – предельное основание, позволяющее сводить многообразие мира к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Сутры – наиболее распространенный способ изложения в классической древнеиндийской философии в виде афористических высказываний и изречений. Табу – система запретов на совершение определенных действий, имеющая не юридический, а этический характер, передаваемая с помощью традиции. Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной по отношению к миру. Телеология – философское учение о целесообразности, целенаправленности всех явлений природы и мира в целом. Теогония – религиозно-мифологическое описание происхождения богов. Теодицея – богооправдание. Теоцентризм – тип философского мировоззрения, полагающий Бога началом и центром мироустройства. Титанизм – метафорическое определение мировоззренческой традиции Возрождения, рассматривающей человека творческим титаном, пересоздающим мир согласно своим целям. Тотальность – целостность. Трансцендирование – выход за пределы, в философии переход из «реального плана» действительности в «идеальный план». Феномен – явление, то, что дано в опыте, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего сущность феномена. Фидеизм – утверждение абсолютного приоритета веры над разумом. Цзя – в древнекитайской философии составная часть наименования философских школ, обозначающая систему взглядов мудреца, выделяющего в качестве центрального тот или иной феномен мира. Шраманы – совершающие усилия, перовые древнеиндийские философствующие мудрецы. Эвдемонизм – античный принцип жизнепонимания, позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни. Экспликация – выявление внутреннего скрытого содержания, истолкование, объяснение. Эллины – самоназвание греков, обозначающее людей особой культуры и цивилизации, которое первоначально употреблялось как противоположность варварам. Энтелехия – осуществленность, завершенность, у Аристотеля активное начало, превращающее возможность в действительность. Эпистемология - теория знания, понимаемого, прежде всего, как научное. Эссенциализм – учение о сущностях, утверждающее их абсолютное превосходство над существованием. Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека. [1] Кант И. Соч. в 6-ти т. Т 2. М.,1964. С.206. [2] Искандер Ф. Человек и его окрестности. // Знамя, 1992, №2. С.6-7. [3] Мамардашвили М.К. Как я понимаю философи. М..1992. С.57. [4] Там же. С.60. [5] Кант И. Соч. в 6-ти т. Т.5. М.,1966. С274. [6] Гадамер Г.-Г. История понятий как философия. // В кн.: Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М..1991. С.34. * Как особый тип философской культуры могут рассматриваться арабская и русская философская мысль. [7] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т.1. М.,1970. С.87. [8] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. II. М.,1994 С.376. [9] Бибихин В.В. Мир. Томск, 1995. С.141. [10] Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. // В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие. М..1993. С.335. [11] Кант И. Критика чистого разума. // Соч. в 6-ти т. Т.3 М.,1964 С.661. * В русском языке достаточно трудно найти не только перевод, но и аналог этим образно-смысловым единицам. Таким словом должна была бы быть «дума». Но у этого слова сейчас такая политиканская нагрузка (даже не политическая), что его не совсем удобно употреблять в философском контексте. Однако в соответствии с языком былин и сказок, дума – это то, что думают. Обычно пригорюнившись и притомившись, вздыхая о житье-бытье, или размышляя как найти «то, не знаю, что», выбирая одну из трех дорог у бел-горюча камня.
[12] Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В 3-х кн., Кн.1, Спб.,1993. С.161 * Время от времени с завидным упорством возобновляющиеся попытки «приживить» в западной культуре традиции Востока часто демонстрируют либо нелепость (кришнаиты на Арбате), либо опасность (трансформация смысла свастики). И это же рождает все сложности и весь драматизм диалога культа и философий, диалога неизбежного и необходимого, хотя бы потому, что любая философия есть мысль, в которой самоопределяется человек в отношении к миру, и различные типы философствования – зеркала друг для друга в этом процессе.
[13] Цит. по: Шуцкий Ю.К. Китайская книга перемен. М.,1960. С.27. [14] Цзо чжуань. // В кн.: Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.II, М.,1994. С.12 [15] Лунь юй. // Древнекитайская философия. В 2-х т. Т I, М.,1994. С.148 2 Там же. С.147 [17] Там же. С.167. [18] Там же. С.162. [19] Там же. С.170. [20] Мэн-цзы. // В кн. Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.I, М,.1994. С.239 [21] Там же. С.243 [22] Там же. [23] Мо-цзы. // В кн.: Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.I. С.193 [24] Дао дэ цзин. // В кн.: Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.I, М.,1972. С.122 [25] Там же. С.118 [26] Дао дэ цзин. // В кн.: Древнекитайская философия. В2-х т. Т.I, М.,1972. С.115 [27] Там же. С.203. [28] Там же. С.125 [29] Антология даосской философии. М.,1994. С. 56. [30] Там же. С. 393. * Не случайно даосская философия является мировоззренческой основой боевых искусств ушу. [31] Там же. С. 89 [32] Дао дэ дзин. // В кн.: Древнекитайская философия. В2-х т. Т.I, М.,1972. С.127 [33] Антология даосской философии. М.,1994. С.88. [34] Дао дэ дзин. // В кн: Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.I. С.119 [35] Антология даосской философии. М.,1994. С.88 [36] Там же. С.87. [37] Дао дэ зцин. // В кн.: Древнекитайская философия. В 2-х т. т.I. М.,1972. С.120. [38] Го юй. // В кн.: Древнекитайская философия. В2-х т. Т.I. М.,1994. С. 296. [39] Майтри упанишада. // Упанишады. Книга 2. М.,1991. С.149 [40] Чхандошья упанишада. // Упанишады. Книга3. М.,1991. С.129 * Само название «Упанишады» означает собственно – должное знание, которое получает ученик, сидя у ног учителя. * Одним из важнейших доведийских мифологических представлений является «лила» – игра бога, посредством которой он создает мир. Развлекаясь, Брахман дает жизнь мировой гармонии. Мир творится как спектакль, поэма, но более всего как танец. (Бог Шива имеет даже особую ипостась – Натараджа, т.е. царь танца, танцующий.) Играя, бог проявляет свою любовь к миру, играя, устанавливает его правила.
[41] Гегель Г..В.Ф. Лекция по истории философии. Кн.1. Спб.,1993. С.187. [42] Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1998. С.47. [43] Платон. Протагор. // Сочинения в 3-х т. Т.1. М., 1968. С. 230. [44] Рассел Б. История западной философии в ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В3-х кн. Кн.1. Спб,.2000. с. 56. [45] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989. С.117 [46] Там же. [47] Гераклит Эфесский. Фрагменты сочинения, известного позже под названием «Музы» или «О природе». // В кн.: Лукреций Т.К. О природе вещей. М.,1983. С.250. [48] Там же. 251. [49] Там же. С.252. [50] Там же. С.251. [51] Там же. С.238. [52] Там же. С.239. [53] Там же. С.253. [54] Там же. С.240. [55] Там же. С.254. [56] Там же. [57] Там же. С.262. [58] Там же. С.242. [59] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989. С.217. [60] Лосев А.Ф. История античной эстетики. (Ранняя классика). М.,1963. С. 266 [61] Там же. [62] Подробнее см.: Там же. С.263. [63] Там же. С. 270 [64] Платон. Тимей. // Соч. Т.3(1). М.,1971. С.469. [65] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989. С.172. [66] Там же. С.173 [67] Там же. С.172. [68] Там же. [69] Парменид. Из поэмы «О природе». // В кн.: Лукреций Т.К. О природе вещей. М.,1983. С.270. [70] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989. С. 162. [71] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989.С.318. [72] Парменид. Из поэмы «О природе». // В кн.: Лукреций Т.К.О природе вещей. М.,1983. С.272. [73] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. С.375. [74] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. С.375. [75] Там же. С.376. [76] Платон. Софист. // Соч. в 3-х т. Т.2. М.,1970. С.399. [77] Цит. по: История философии в кратком изложении. М.,1991. С.126. [78] Там же. [79] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. С.112 [80] Платон. Федр. //Соч. в 3-х т. Т.2.М.,1970. С.163. [81] Цит. по: Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.,1993. С.375. [82] Платон. Апология Сократа. // Соч. в 4-х т. Т.1. М.,1990. С.72. [83] Гачев Г. Жизнь с мыслью. Книга счастливого человека (пока…). М.,1995. С. 43. [84] Платон. Критон. // Соч. в 3-х т. Т.1. М.,1968. С.119 [85] Платон. Евтидем. // Соч. в 4-х т. Т.1. М.,1990. С.183. [86] Эту и последующую схемы по философии Платона предложил А.Ф. Лосев в комментариях к диалогам Платона. // Платон. Соч. в 3-х т. Т. 2. М.,1970. [87] Платон. Тимей. // Соч. в 3-х т. Т.3(1). М.,1971. С. 470. [88] Там же. С.473. [89] Платон. Послезаконие. // Соч. в 3-х т. Т.3(2). М.,1972. С.492. [90] Платон. Тимей. // Соч. в 3-х т. Т.3(1). М.,1971. С.471. [91] Там же. [92] Лосев А.Ф. Критические замечания к диалогу «Пир». // В кн.: Платон. Соч. в 3-х т. Т.». М., 1970. С.511. [93] Платон. Государство. // Соч. в 3-х т. Т.3(1). М.,1971. С.357. [94] Боннар А. Греческая цивилизация. От Еврипида до Александрии. М.,1992. С.120. [95] Платон. Послезаконие. Соч. в 3-х т. Т.3(2). М., 1972. С.481, 503. [96]Боннар А. Греческая цивилизация. От Еврипида до Александрии. М.,1992. С.155. [97] Аристотель. Никомахова этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С.182. [98] Цит. по: Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. М.,1993. С.310. [99] Там же. [100] Там же. [101] От греч. «гиле» – материя и «морфе» – форма. [102] Аристотель. Метафизика. // Соч. в 4-х т. Т.1 М.,1975. С.125. [103] Там же. [104] Там же. С.310. [105] Там же. С.69. [106] Аристотель. Большая этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С.310. [107] Аристотель. Никомахова этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С.63. [108] Там же. С. 303. [109] Аристотель. Большая этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С. 351. [110] Там же. С. 303. [111] Там же. С.357. [112] Аристотель. Никомахова этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С.288. [113] Там же. С.173. [114] Там же. С.183. [115] Там же. [116] Аристотель. Большая этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С.316. [117] Рассел Б. История западной философии. М.,1959. С.204. [118] Аристотель. Никомахова этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С. 129. [119] Аристотель. Большая этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С. 336. [120] Там же. С. 360. [121] Там же. [122] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.,1979. С.43. [123] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М..1979. С.234. [124] Там же. С.115. [125] Там же. С. 237. [126] Там же. С. 253. [127] Там же. С.124. [128] О теории лектона подробнее см.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.,1979. С.107-120. [129] Б.Рассел История западной философии М.,1959. С. 286. [130] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. С.398. [131] Рассел Б. История западной философии. М.,1959. С.246. [132] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. С. 381. [133] Рассел Б. История западной философии. М.,1959. С. 254. [134] Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991. С.148. [135] Там же. С. 149. [136] См.: Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х т. Т.2. М.,1976. С.260. [137] Прокл. Первоосновы теологии. М.,1993. С.39. [138] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. Т.2. М,.1994. С.79. [139] См.: Ортега-и-Гассет Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья. // «Человек».1992, №2. [140] Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991. С.363. [141] Платонополя не случилось, Римская империя – была. [142] Апостол Павел. Первое послание к коринфянам. Гл.3 (19). // Новый завет и псалтирь. Хельсинки,1986. С.206. [143] Там же. С.205. [144] Апостол Павел. Послание к колоссянам. Гл.2 (8). // Новый завет и псалтирь. Хельсинки,1986. С.244. [145] Тертуллиан К.С.Ф. О прескрипции [против] еретиков. // Избр. Соч. М.,1994. С.120. [146] Там же. С.109. [147] Тертуллина К.С.Ф. О плоти Христа. // Там же. С.166. [148] Там же. С.165. [149] Подробнее см.: Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.,1979. [150] Это построение предвосхищает известное сейчас афористическое рассуждение о бытии Бога: «Покажите, где есть Бог... А вы покажите, где его нет».
[151] Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991. С.495. [152] См.: Апостол Павел. Первое послание к коринфянам. Гл.14. Новый завет и псалтирь. Хельсинки,1986. С.215-216. [153] Ортега-и-Гассет. Х.Человек в XV веке. // «Человек»,1992, №3. С.29. [154] Апостол Павел. Там же. Гл.2. С.205. [155] См.: Августин А. Исповедь. М.,1991. Гл.5. [156] Там же. С. 414. [157] Ортега-и-Гассет Х. Человек в XV веке. // «Человек»,1992, №3. 34. [158] Кузанский Н. О предложениях. // Соч. в 2-х т. Т.1. М.,1979. С.197. Date: 2015-05-23; view: 513; Нарушение авторских прав |