Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глоссарий. Абстракция – форма, способ мышления, состоящий в отвлечении от несущественных свойств и отношений предметов и выделении существенных





 

Абстракция – форма, способ мышления, состоящий в отвлечении от несущественных свойств и отношений предметов и выделении существенных.

Агностицизм – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос о состоятельности познания.

Аксиология –философское учение о ценностях.

Акциденция – несущественное, изменчивое, случайное состояние или свойство, являющееся результатом частичного обнаружения некоторого универсального начала (субстанции, Бога, Абсолюта и др.)

Анимизм – вера в существование душ и духов, которые одушевляют все в природе, но не одухотворяют мира.

Антропоморфизм – перенесение присущих человеку свойств и особенностей на внешние силы природы и приписывание их вымышленным мифическим существам.

Антропоцентризм – (или гуманизм), тип философского мировоззрения, полагающий субстанциональным началом мира человека и его творческую деятельность.

Антропошовинизм – термин, употребляемый в аналитической традиции философии XX века для обозначения мировоззрения, рассматривающего мир как вторичное по отношению к человеку явление, как нечто существующее только для целей человеческого рода.

Апейрон – беспредельное. Понятие философии Анаксимандра, обозначающее неопределенное, не представленное никакой природной стихией первоначало мира.

Архе – наидревнейшее, являющееся самым древним первоначало.

Аскетизм – бескомпромиссное стремление к добродетельной жизни, и достижение ее, прежде всего, средствами подавления чувственной природы человека, часто доходящего до самоистязания.

Атеизм – безбожие, мировоззрение отрицающее сотворение мира Богом и зависимость человека от божественной субстанции, светское свободомыслие.

Гилозоизм – учение, согласно которому жизнь и чувствительность присущи всем явлениям мира.

Гносеоцентризм – тип философского мировоззрения, утверждающий субстанциональное значение разума, идеи, духа, рассматривающий мир как принципиально рациональную систему.

Гомеомерия – «подобочастная». Термин, приписываемый философии Анаксагора, и обозначающий качественно однородные мельчайшие частицы («семена») всевозможных веществ.

Даршана – обозначение систем умозрения древнеиндийских мудрецов, философская школа.

Децентризм – термин, обозначающий в постмодернизме отказ от поисков какого бы то ни было универсального абсолютного начала мира и утверждение его принципиальной плюралистичности.

Диалектика – философская теория и метод, рассматривающие мир в формах его подвижности и противоречивости.

Дихотомия – расчленение да две части.

Догмат – в религиозном сознании – обязательное мнение, возникающее на основе откровения, переданное для распространения и применения и принимаемое на основе веры.

Доксография – описание мнений. Историко-философская традиция, описывающая взгляды, представления философов, а также свидетельства об их деятельности (в отличие от биографии – «жизнеописания»).

Досократики – утвердившийся с конца XIX века термин для обозначения ранних греческих философов VI-V вв. до н.э., не затронутых «сократической» традицией.

Дуализм – философское учение, которое утверждает наличие двух равноправных первоначал мира: материального и духовного.

Имманентный – пребывающий внутри, в самом себе, не переходящий в нечто иное, чуждое, противоположный трансцендентному, выходящему за пределы.

Императив – безусловное требование, предписание, приказ, закон.

Инь и Ян – к китайской мифологии и философии два взаимодополняющие начала мира, выражающие соответственно несовершенное, женское, отрицающее начало и совершенное, мужское, утверждающее.

Концепт – понятие, умственный образ, общая мысль, формулировка.

Космогония – донаучное, мифически-религиозное описание развития мира, его божественного самопорождения.

Космоцентризм – философское мировоззрение, рассматривающее мир как Космос, как нечто живое, упорядоченное и в принципе совершенное.

Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.

Кумулятивизм – способ исторического развития научного знания, заключающийся в накоплении и приращении нового знания и преодолении и изживании старого, признанного несостоятельным.

Логос – слово, глагол, закон, мысль, разум, в целом, универсальное начало мира, его главная закономерность.

Майевтика – метод философствования Сократа, искусство рождения мысли.

Медитация – размышление, сосредоточение на внутреннем мире, концентрация сознание на себе самом, максимальная отстраненность от внешнего мира. Важнейший метод древнеиндийской философии.


Метафизика – знание о сверхчувственном.

Монада – философский термин, означающий единицу бытия.

Монизм – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало.

Монотеизм – единобожие, религиозное воззрение, основанное на особой связи человеческой души с Единым Богом.

Натурфилософия – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности.

Нирвана – угасание, в древнеиндийской философии состояние растворения индивидуального сознания в данности мира, что обеспечивает освобождение из круговорота жизней.

Нус – в античной философии ум, дух.

Онтология – учение о бытии.

Пантеизм – учение о единстве Бога и природы.

Плюрализм – концепция, согласно которой все существующее состоит из множества равнозначных изолированных сущностей, не сводимых к единому началу.

Политеизм – многобожие.

Провиденциализм – божественный замысел, учение о смысле истории, вложенном в нее Богом.

Постмодернизм – (бук.: то, что после «модерна») Интердисциплинарный термин, не имеющий однозначного толкования, используемый для обозначения комплекса идей, характерных для новейшей культуры.

Релятивизм – мировоззрение относительности, утверждающее, что в мире нет ничего абсолютного, все относительно.

Рефлексия – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление собственных форм и предпосылок.

Секуляризация – освобождение светской культуры, а также материальных ценностей и территорий от церковной зависимости.

Силлогизм – умозаключение.

Синкретизм – нерасчлененность, сращенность, неразвившееся состояние какого-либо явления.

Субстанция – предельное основание, позволяющее сводить многообразие мира к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему.

Сутры – наиболее распространенный способ изложения в классической древнеиндийской философии в виде афористических высказываний и изречений.

Табу – система запретов на совершение определенных действий, имеющая не юридический, а этический характер, передаваемая с помощью традиции.

Теизм - религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолютного бытия как бесконечной божественной личности, трансцендентной по отношению к миру.

Телеология – философское учение о целесообразности, целенаправленности всех явлений природы и мира в целом.

Теогония – религиозно-мифологическое описание происхождения богов.

Теодицея – богооправдание.

Теоцентризм – тип философского мировоззрения, полагающий Бога началом и центром мироустройства.

Титанизм – метафорическое определение мировоззренческой традиции Возрождения, рассматривающей человека творческим титаном, пересоздающим мир согласно своим целям.

Тотальность – целостность.

Трансцендирование – выход за пределы, в философии переход из «реального плана» действительности в «идеальный план».

Феномен – явление, то, что дано в опыте, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего сущность феномена.

Фидеизм – утверждение абсолютного приоритета веры над разумом.

Цзя – в древнекитайской философии составная часть наименования философских школ, обозначающая систему взглядов мудреца, выделяющего в качестве центрального тот или иной феномен мира.


Шраманы – совершающие усилия, перовые древнеиндийские философствующие мудрецы.

Эвдемонизм – античный принцип жизнепонимания, позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.

Экспликация – выявление внутреннего скрытого содержания, истолкование, объяснение.

Эллины – самоназвание греков, обозначающее людей особой культуры и цивилизации, которое первоначально употреблялось как противоположность варварам.

Энтелехия – осуществленность, завершенность, у Аристотеля активное начало, превращающее возможность в действительность.

Эпистемология - теория знания, понимаемого, прежде всего, как научное.

Эссенциализм – учение о сущностях, утверждающее их абсолютное превосходство над существованием.

Эсхатология – учение о конечных судьбах мира и человека.


[1] Кант И. Соч. в 6-ти т. Т 2. М.,1964. С.206.

[2] Искандер Ф. Человек и его окрестности. // Знамя, 1992, №2. С.6-7.

[3] Мамардашвили М.К. Как я понимаю философи. М..1992. С.57.

[4] Там же. С.60.

[5] Кант И. Соч. в 6-ти т. Т.5. М.,1966. С274.

[6] Гадамер Г.-Г. История понятий как философия. // В кн.: Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М..1991. С.34.

* Как особый тип философской культуры могут рассматриваться арабская и русская философская мысль.

[7] Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Т.1. М.,1970. С.87.

[8] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. II. М.,1994 С.376.

[9] Бибихин В.В. Мир. Томск, 1995. С.141.

[10] Хайдеггер М. Основные понятия метафизики. // В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие. М..1993. С.335.

[11] Кант И. Критика чистого разума. // Соч. в 6-ти т. Т.3 М.,1964 С.661.

* В русском языке достаточно трудно найти не только перевод, но и аналог этим образно-смысловым единицам. Таким словом должна была бы быть «дума». Но у этого слова сейчас такая политиканская нагрузка (даже не политическая), что его не совсем удобно употреблять в философском контексте. Однако в соответствии с языком былин и сказок, дума – это то, что думают. Обычно пригорюнившись и притомившись, вздыхая о житье-бытье, или размышляя как найти «то, не знаю, что», выбирая одну из трех дорог у бел-горюча камня.

 

[12] Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В 3-х кн., Кн.1, Спб.,1993. С.161

* Время от времени с завидным упорством возобновляющиеся попытки «приживить» в западной культуре традиции Востока часто демонстрируют либо нелепость (кришнаиты на Арбате), либо опасность (трансформация смысла свастики). И это же рождает все сложности и весь драматизм диалога культа и философий, диалога неизбежного и необходимого, хотя бы потому, что любая философия есть мысль, в которой самоопределяется человек в отношении к миру, и различные типы философствования – зеркала друг для друга в этом процессе.


 

[13] Цит. по: Шуцкий Ю.К. Китайская книга перемен. М.,1960. С.27.

[14] Цзо чжуань. // В кн.: Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.II, М.,1994. С.12

[15] Лунь юй. // Древнекитайская философия. В 2-х т. Т I, М.,1994. С.148

2 Там же. С.147

[17] Там же. С.167.

[18] Там же. С.162.

[19] Там же. С.170.

[20] Мэн-цзы. // В кн. Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.I, М,.1994. С.239

[21] Там же. С.243

[22] Там же.

[23] Мо-цзы. // В кн.: Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.I. С.193

[24] Дао дэ цзин. // В кн.: Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.I, М.,1972. С.122

[25] Там же. С.118

[26] Дао дэ цзин. // В кн.: Древнекитайская философия. В2-х т. Т.I, М.,1972. С.115

[27] Там же. С.203.

[28] Там же. С.125

[29] Антология даосской философии. М.,1994. С. 56.

[30] Там же. С. 393.

* Не случайно даосская философия является мировоззренческой основой боевых искусств ушу.

[31] Там же. С. 89

[32] Дао дэ дзин. // В кн.: Древнекитайская философия. В2-х т. Т.I, М.,1972. С.127

[33] Антология даосской философии. М.,1994. С.88.

[34] Дао дэ дзин. // В кн: Древнекитайская философия. В 2-х т. Т.I. С.119

[35] Антология даосской философии. М.,1994. С.88

[36] Там же. С.87.

[37] Дао дэ зцин. // В кн.: Древнекитайская философия. В 2-х т. т.I. М.,1972. С.120.

[38] Го юй. // В кн.: Древнекитайская философия. В2-х т. Т.I. М.,1994. С. 296.

[39] Майтри упанишада. // Упанишады. Книга 2. М.,1991. С.149

[40] Чхандошья упанишада. // Упанишады. Книга3. М.,1991. С.129

* Само название «Упанишады» означает собственно – должное знание, которое получает ученик, сидя у ног учителя.

* Одним из важнейших доведийских мифологических представлений является «лила» – игра бога, посредством которой он создает мир. Развлекаясь, Брахман дает жизнь мировой гармонии. Мир творится как спектакль, поэма, но более всего как танец. (Бог Шива имеет даже особую ипостась – Натараджа, т.е. царь танца, танцующий.) Играя, бог проявляет свою любовь к миру, играя, устанавливает его правила.

 

[41] Гегель Г..В.Ф. Лекция по истории философии. Кн.1. Спб.,1993. С.187.

[42] Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1998. С.47.

[43] Платон. Протагор. // Сочинения в 3-х т. Т.1. М., 1968. С. 230.

[44] Рассел Б. История западной философии в ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: В3-х кн. Кн.1. Спб,.2000. с. 56.

[45] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989. С.117

[46] Там же.

[47] Гераклит Эфесский. Фрагменты сочинения, известного позже под названием «Музы» или «О природе». // В кн.: Лукреций Т.К. О природе вещей. М.,1983. С.250.

[48] Там же. 251.

[49] Там же. С.252.

[50] Там же. С.251.

[51] Там же. С.238.

[52] Там же. С.239.

[53] Там же. С.253.

[54] Там же. С.240.

[55] Там же. С.254.

[56] Там же.

[57] Там же. С.262.

[58] Там же. С.242.

[59] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989. С.217.

[60] Лосев А.Ф. История античной эстетики. (Ранняя классика). М.,1963. С. 266

[61] Там же.

[62] Подробнее см.: Там же. С.263.

[63] Там же. С. 270

[64] Платон. Тимей. // Соч. Т.3(1). М.,1971. С.469.

[65] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989. С.172.

[66] Там же. С.173

[67] Там же. С.172.

[68] Там же.

[69] Парменид. Из поэмы «О природе». // В кн.: Лукреций Т.К. О природе вещей. М.,1983. С.270.

[70] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989. С. 162.

[71] Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М.,1989.С.318.

[72] Парменид. Из поэмы «О природе». // В кн.: Лукреций Т.К.О природе вещей. М.,1983. С.272.

[73] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. С.375.

[74] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. С.375.

[75] Там же. С.376.

[76] Платон. Софист. // Соч. в 3-х т. Т.2. М.,1970. С.399.

[77] Цит. по: История философии в кратком изложении. М.,1991. С.126.

[78] Там же.

[79] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. С.112

[80] Платон. Федр. //Соч. в 3-х т. Т.2.М.,1970. С.163.

[81] Цит. по: Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М.,1993. С.375.

[82] Платон. Апология Сократа. // Соч. в 4-х т. Т.1. М.,1990. С.72.

[83] Гачев Г. Жизнь с мыслью. Книга счастливого человека (пока…). М.,1995. С. 43.

[84] Платон. Критон. // Соч. в 3-х т. Т.1. М.,1968. С.119

[85] Платон. Евтидем. // Соч. в 4-х т. Т.1. М.,1990. С.183.

[86] Эту и последующую схемы по философии Платона предложил А.Ф. Лосев в комментариях к диалогам Платона. // Платон. Соч. в 3-х т. Т. 2. М.,1970.

[87] Платон. Тимей. // Соч. в 3-х т. Т.3(1). М.,1971. С. 470.

[88] Там же. С.473.

[89] Платон. Послезаконие. // Соч. в 3-х т. Т.3(2). М.,1972. С.492.

[90] Платон. Тимей. // Соч. в 3-х т. Т.3(1). М.,1971. С.471.

[91] Там же.

[92] Лосев А.Ф. Критические замечания к диалогу «Пир». // В кн.: Платон. Соч. в 3-х т. Т.». М., 1970. С.511.

[93] Платон. Государство. // Соч. в 3-х т. Т.3(1). М.,1971. С.357.

[94] Боннар А. Греческая цивилизация. От Еврипида до Александрии. М.,1992. С.120.

[95] Платон. Послезаконие. Соч. в 3-х т. Т.3(2). М., 1972. С.481, 503.

[96]Боннар А. Греческая цивилизация. От Еврипида до Александрии. М.,1992. С.155.

[97] Аристотель. Никомахова этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С.182.

[98] Цит. по: Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. М.,1993. С.310.

[99] Там же.

[100] Там же.

[101] От греч. «гиле» – материя и «морфе» – форма.

[102] Аристотель. Метафизика. // Соч. в 4-х т. Т.1 М.,1975. С.125.

[103] Там же.

[104] Там же. С.310.

[105] Там же. С.69.

[106] Аристотель. Большая этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С.310.

[107] Аристотель. Никомахова этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С.63.

[108] Там же. С. 303.

[109] Аристотель. Большая этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С. 351.

[110] Там же. С. 303.

[111] Там же. С.357.

[112] Аристотель. Никомахова этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С.288.

[113] Там же. С.173.

[114] Там же. С.183.

[115] Там же.

[116] Аристотель. Большая этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С.316.

[117] Рассел Б. История западной философии. М.,1959. С.204.

[118] Аристотель. Никомахова этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С. 129.

[119] Аристотель. Большая этика. // Соч. в 4-х т. Т.4. М.,1984. С. 336.

[120] Там же. С. 360.

[121] Там же.

[122] Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.,1979. С.43.

[123] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М..1979. С.234.

[124] Там же. С.115.

[125] Там же. С. 237.

[126] Там же. С. 253.

[127] Там же. С.124.

[128] О теории лектона подробнее см.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.,1979. С.107-120.

[129] Б.Рассел История западной философии М.,1959. С. 286.

[130] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. С.398.

[131] Рассел Б. История западной философии. М.,1959. С.246.

[132] Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.,1979. С. 381.

[133] Рассел Б. История западной философии. М.,1959. С. 254.

[134] Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991. С.148.

[135] Там же. С. 149.

[136] См.: Секст Эмпирик. Сочинения в 2-х т. Т.2. М.,1976. С.260.

[137] Прокл. Первоосновы теологии. М.,1993. С.39.

[138] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х т. Т.2. М,.1994. С.79.

[139] См.: Ортега-и-Гассет Х. Вера и разум в сознании европейского средневековья. // «Человек».1992, №2.

[140] Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М..1991. С.363.

[141] Платонополя не случилось, Римская империя – была.

[142] Апостол Павел. Первое послание к коринфянам. Гл.3 (19). // Новый завет и псалтирь. Хельсинки,1986. С.206.

[143] Там же. С.205.

[144] Апостол Павел. Послание к колоссянам. Гл.2 (8). // Новый завет и псалтирь. Хельсинки,1986. С.244.

[145] Тертуллиан К.С.Ф. О прескрипции [против] еретиков. // Избр. Соч. М.,1994. С.120.

[146] Там же. С.109.

[147] Тертуллина К.С.Ф. О плоти Христа. // Там же. С.166.

[148] Там же. С.165.

[149] Подробнее см.: Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.,1979.

[150] Это построение предвосхищает известное сейчас афористическое рассуждение о бытии Бога: «Покажите, где есть Бог... А вы покажите, где его нет».

 

[151] Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.,1991. С.495.

[152] См.: Апостол Павел. Первое послание к коринфянам. Гл.14. Новый завет и псалтирь. Хельсинки,1986. С.215-216.

[153] Ортега-и-Гассет. Х.Человек в XV веке. // «Человек»,1992, №3. С.29.

[154] Апостол Павел. Там же. Гл.2. С.205.

[155] См.: Августин А. Исповедь. М.,1991. Гл.5.

[156] Там же. С. 414.

[157] Ортега-и-Гассет Х. Человек в XV веке. // «Человек»,1992, №3. 34.

[158] Кузанский Н. О предложениях. // Соч. в 2-х т. Т.1. М.,1979. С.197.







Date: 2015-05-23; view: 513; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.047 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию