Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Человек свободен, он не связан законами почвы, климата, возвы­шенностей или углублений шара»





Но поскольку

Человек по своему вещественному составу подчинен общим ус­тавам земной природы», то «черты, неизменно передаваемые от по­коления поколению, служат основанием разделения всего человече­ства на несколько племен, отличных одно от другого».

Хомяков пишет об отсутствии оснований для утверждения о зави­симости «между наружными признаками этих племен и климатами, в которых развивались они», но констатирует, что

Рассеянные по лицу Земли собственною волею или силою обстоя­тельств, они сохраняют навсегда формы, полученные ими в наслед­ство от родоначальников, назло климатам и землям, в которых они теперь живут»81.

Это постоянство деления по племенам обусловливает его просто­ту и удобство. При этом Хомяков подчеркивает, что этот признак имеет на только биологическое значение, хотя он вовсе не умаляет значе­ние биологического, отмечая, что

Влияние племени на развитие и направление умственных способно­стей народов несомненно и точно так же важно, как влияние орга­низма каждого отдельного человека на его духовную жизнь».

Но главное все же не в этом:

Главный признак, от которого отправлялись бы все разыскания, уже составляет сам по себе переход от мира вещественного к миру мысли: это язык»82.

Хомяков Л. С. «Семирамида»: Исследование]и[стины] исторических] и!дей|//Соч.: В 2 т. М., 1994. С. 21-22. Sl Там же.82 Там же. С. 23.

Хомяков высказывает удивительно современную мысль о соотно­шении языка и мышления:

Как бы ни смотрели на язык — как на силу, управляющую отча­сти самою мыслию, или на самое верное проявление мысли, — мы должны признаться, что деление по племенам так же важно в отно­шении мира духовного, как оно просто и верно в отношении веще­ственного описания человечества...»83.

Обоснование Хомяковым деления человечества по государствам вполне соответствует философскому контексту его времени. От рас­смотрения системы «человек — природа» Хомяков переходит к ана­лизу системы «человек — общество»:

Человек приближается к жизни более истинной и достойной его определения, вступая произвольно в общество других людей. Начи­нается размен сил и взаимных пособий, поставляются условия, возни­кают законы, рождаются государства. Этот новый союз людей, под­чинивших свой произвол и прихоти понятиям о выгодах и благе, пред­ставляет уже воплощенную мысль в органическом теле»84.

Хомяков подчеркивает неустойчивость, шаткость деления по го­сударствам, в отличие от деления по племенам, но отмечает его по­всеместную распространенность в силу его «важности... в жизненной практике и в истории мира»**. И наконец, высшая форма деления че­ловечества, соответствующая его духовной жизни, — это деление по вероисповеданиям. Причем Хомяков рассматривает это деление как потенциально динамичное, замечая, что со временем








Date: 2015-04-23; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию