Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Национального совета молодежных и детских объединений России 6 page
Данная систематизация позволила сделать следующие выводы: · Дружеские и родственные связи являются исходными при создании некоторых институтов гражданского общества, что приводит к преобладанию в период становления гражданского общества клановой общественной политики, когда отдельные общественные организации, политические партии и бизнес-структуры являются в основном институционализированными сетями друзей. · Чем «старше» общественная организация, тем больше вероятность ее превращения в подобие государственного учреждения. С течением времени федеральная (межрегиональная) структура организации приобретает облик государственной структуры, первичные структуры становятся зависимыми от «центра», вертикальные связи становятся доминирующими. Предположительно, существует 10-летний интервал сосредоточения внимания общественной структуры на деятельности, связанной с прогрессивным развитием, после прохождения которого происходит смещение внимания в сторону деятельности, связанной с вхождением во власть, сращивание с властью. Это является одной из причин огосударствления пионерской, комсомольских организаций в СССР, Международного Красного Креста и Красного Полумесяца, скаутских и некоторых других изначально общественных организаций. · Поступательное развитие общественной организации проявляется в закономерном, волнообразном чередовании внутренней (на себя) и внешней (на социальное окружение) направленности ведущих функций стержневой группы (Рис.2).
Внутренняя направленностьВнешняя направленность
Ориентация Нормативная Проектирование Стандартизация
Ресурсное обеспечение Стимулирование
Признание достижений Обособление Систематизация Законотворчество
В соответствии с этим происходит периодическое изменение количественного состава организации: усиление внимания педагогов-руководителей к внешней направленности наносит ущерб внутренним связям, что приводит к сокращению количества членов организации в эти периоды. · С течением времени доля государственных источников финансирования успешной общественной организации увеличивается и становится (или должна быть) преобладающей. · Педагог как руководитель играет важнейшую роль в огосударствлении общественной организации: неформальное движение завершает процесс развития полным подчинением лидеру, приобретая черты формальной организации. Педагог-руководитель играет решающую роль в текущей деятельности организации и становлении её истории. Современные организации в России развиваются во многом благодаря имиджу лидера. Именно он налаживает внешние контакты, поддерживает их. От того, вхож лидер во властные структуры или нет, зависит уровень государственной поддержки организации в целом. · Перспективными направлениями развития общероссийских общественных организаций детей и молодежи в современной России являются: - научное обобщение опыта, предполагающее разработку научной и идеологической платформы развития молодежных институтов гражданского общества, разноуровневой подготовки молодежных работников, сотрудников, лидеров общественных объединений, государственных и муниципальных служащих органов управления образованием, молодежной политикой; - законотворчество, способствующее созданию инициативных разновозрастных групп и межсекторных центров поддержки социальных инициатив на муниципальном (общинном) уровне, их программное научно-педагогическое обеспечение; - международная интеграция, предполагающая включение в международные проекты и программы, развитие международных контактов, активное использование Интернет-ресурсов, создание международного общественного движения в поддержку общественной деятельности детей и молодежи. Взаимодействие общественных объединений с образовательными учреждениями является взаимообогащающим творческим процессом, при этом его развитие определяется выявленной закономерностью отношения структуры инициатора и объекта инициативы. Общественное объединение – как институт гражданского общества – пропагандирует ценности свободы и равенства; образовательное учреждение – как институт государственной власти – законопослушания и подчинения. Именно поэтому во всем цивилизованном обществе некоммерческие организации рассматривают образовательные учреждения как поставщика добровольцев (детей и взрослых), но никак не влияют на образовательный процесс, находящийся под жестким государственным надзором. Сращение детско-молодежных общественных объединений с образовательным учреждением – наследие советского периода. Результаты проведенного среди детей, молодежи и педагогов исследования (2003 г.) демонстрируют, что часто общественная организация ассоциируется со школьным самоуправлением (по сути – с обучением управлению школой как государственным институтом) или дополнительным образованием (кружки, клубы по интересам и т.п.). Создание эффективных моделей взаимодействия образовательного учреждения и общественного объединения продиктовали необходимость ломки сложившихся стереотипов об общественной организации как придатка учебно-воспитательного процесса. Адаптация государственно-общественной системы поддержки социальных инициатив детей и молодежи в системе образования предполагает методическое оснащение всех ее технологических шагов. Опираясь на результаты анализа развития локальных общественных организаций «Детские и молодежные социальные инициативы», действующих на базе 100 общеобразовательных учреждений в 47 регионах Российской Федерации, в ходе диссертационного исследования было осуществлено выделение основных этапов модернизации взаимодействия общественных организаций и образовательных учреждений (табл. 3). Таблица 3 Модернизация взаимодействия общественных объединений и образовательных учреждений
Общественное объединение как эффективный институт гражданского общества обеспечивает образ-эталон, в основе которого лежат общечеловеческие ценности, а образовательное учреждение как государственная структура включает этот образ в систематическую учебно-воспитательную работу. Это конкретизируется следующим образом: 1 этап – познание механизмов реализации социальной инициативы; 2 этап – формирование образа-эталона; 3 этап – самостоятельный анализ молодым человеком общественной ситуации, выявление личных проблем и потребностей, их общественная переориентация; 4 этап – самостоятельная разработка проекта, повторяющего или развивающего созидательные традиции российского общества; 5 этап – рефлексия. Договорная система отношений между общественным и объединением и образовательным учреждением, наличие протокола (договора) позволяет избежать недоразумений между сторонами, служит гарантией того, что со временем в школе, вузе, поселке, районе поддержка социальных инициатив не превратится в разовую акцию, а будет систематической, что все стороны рассматриваются как субъекты поддержки, нет «потребителей», «поставщиков услуг» и «клиентов», а следовательно, все имеют равные права и обязанности. Проведенный контент-анализ содержания договоров между общественными объединениями и образовательными учреждениями позволил выделить обязательные составляющие этого документа: · Общее описание рабочих обязанностей: кто, когда и как будет делать те или иные вещи; · Ресурсы, которые предоставляет каждая из сторон; · Организованное специальное обучение; · Требуемые отчеты и сведения о продвижении идей; · Процедуры запросов и ответов на просьбы о консультациях и технической помощи; · Срок действия договора; · Процедуры для внесения изменений в договор; · Процедуры для прекращения действия договора; · Финансовые обязательства. В договоре должны быть четко определены области ответственности каждой из сторон. Часто бывает необходимо уточнить сферу компетенции по ряду таких вопросов, как отбор наставников, подбор добровольцев; разъяснение роли консультанта или представителя учебного заведения; определение круга учебных заданий, обычно применяющихся в общественной деятельности. Важно четко определить, что в общественном объединении все группы людей рассматриваются как участники инициативной деятельности, ассоциированные члены общественного объединения. Наставник общественного объединения чаще всего является сотрудником образовательного учреждения. Вопросы, возникающие в сфере этих взаимоотношений, включают требования учебного заведения к определению роли наставника; характер и объем консультаций, предоставляемых учебным заведением; вознаграждение и льготы за принятие на себя обязанностей лидера; полноправное участие наставника в органе управления учебного заведения. Члены общественных объединений, действующих на базе школ, постоянно имеют дело со скрытыми и явными попытками использовать их в качестве источника бесплатной рабочей силы, например, для выполнения рутинной работы, не требующей профессиональной выучки. Важно закрепить права добровольца и его обязанности специальной инструкцией (правилами), подписанной руководителями учебного заведения и лидерами общественного объединения. Особое место в договоре должен занять вопрос взаимодействия органа самоуправления общественного объединения и органа школьного самоуправления. В современной практике эти два понятия размыты, что ведет к дискредитации общественной деятельности. В ходе исследования различия между самоуправлением в школе и в общественном объединении, созданном на базе школы, были продемонстрированы схематично (табл.4).
Таблица 4 Школьное самоуправление и самоуправление в «школьной» общественной организации
В грамотно организованном самоуправлении взрослые становятся старшими союзниками, авторитет которых признается. Поэтому создаваемые в стенах образовательного учреждения общественные объединения должны решать те несложные вопросы, которые соответствуют реальной детской, подростковой жизни, могут быть осилены ими самостоятельно и в которых будет социально закаляться личность. Ребенок должен видеть в общественной деятельности сосредоточение своих жизненных интересов. Необходимо показать особенность коллегиальности, горизонтального взаимодействия в таком разновозрастном коллективе, в противовес школьному самоуправлению, где все основано на вертикальных связях («командир», «староста», «президент» и т.п.). Именно государственная составляющая самоуправления позволяет воспитывать чувство долга, ответственность, уважение к праву и закону, тогда как общественная – инициативность, предприимчивость, противодействие насилию и несправедливости. Там, где есть общественная жизнь, есть потребность и возможность самоуправления. В противном случае самоуправление превращается в фикцию или игру. Самоуправление должно быть мобильным, реализовываться в самых различных конкретных формах, связанных с особенностями социальной среды. В органе самоуправления каждый молодой человек должен приучаться к добросовестному выполнению четко определенной функции. Юность имеет свои собственные интересы и задачи, поэтому создание инициативных общественных объединений, где жизненные проблемы решаются коллегиально и участие в которых добровольно, – задача гораздо более важная, чем «демократическое» (государственное) самоуправление. Именно общественная организация является истинным средоточием жизни, а не местом подготовки к жизни. Общественное объединение позволяет создать атмосферу, необходимую для эффективного обучения, основанную на взаимном доверии и уважении, где каждый представляет общие цели и считается главным участником инициативной деятельности. Дети и подростки, как правило, не имеют тех же самых потребностей развития лидерских качеств, что и взрослые. Одна из проблем лидерства в общественном объединении – в противоречии между ожиданиями взрослых, которые «точно» знают, каким юный лидер должен быть, какими качествами он должен обладать, и реальной ситуацией, требующей того или иного лидерского подхода. Действительно, самые яркие примеры лидеров у взрослых – Ленин, Сталин, Мартин Лютер Кинг, Ганди. Но ни один из них не являлся лидером в молодом возрасте. Сознательно или нет, взрослые предполагают, что лидерство – кое-что, что каждый зарабатывает или во что превращается. Таким образом, для большинства взрослых (особенно в системе образования) молодые люди не могут быть лидерами в настоящем. Они могут только готовиться стать лидерами. Кроме того, взрослые не желают оставлять свои собственные позиции власти и принятия решения. Власть принадлежит взрослому, молодежь ограничивается деловыми поручениями и обязанностями. Самоуправление должно решать проблемы самой молодежи, позволяя личности расти и развиваться. Самоуправление в общественном объединении – управление молодежью, а не образованием. Поэтому все вопросы, связанные с сохранением и передачей опыта предыдущих поколений, с организацией работы по усвоению знаний и обусловленной этим поддержкой дисциплины не должны быть предметом юношеского самоуправления: ни школьного, ни общественного. Проблема организации самоуправления детей и молодежи не заключается в определении способов и форм привлечения их к реализации своей социальной инициативы. Включение в состав руководящих органов общественного объединения молодых людей не является подлинным самоуправлением, поскольку предполагает формальное присутствие молодого человека (даже избранного) среди опытных и знающих людей. Заинтересованные новизной вначале, дети скоро начинают тяготиться своим неиспользуемым правом управлять процессом. Не является продуктивным и копирование государственной системы управления (так называемая «школа парламентаризма»): на почве частых выборов и парламентских обсуждений мелких вопросов дети быстро остывают к подобным играм. У детей развивается стремление к прениям ради прений, желание далеко не лучших учеников одержать победу на выборах с помощью «грязных» технологий и т.п. Игра в государство или в парламентаризм приводит к вытеснению содержания формой, вследствие чего победа ради победы становится главным движущим импульсом. Общественно значимая деятельность – это всегда необходимость изменить естественные личные целевые установки, ограничить свое внешнее «Я» в пользу сверхличного. Служение обществу – это долговременная цель, ограничивающая непосредственное увлечение более отдаленными и длительными интересами целого. Дети поступают так, а не иначе не потому, что это предписывает их индивидуальный долг, а потому, что так поступают все, что это как бы установлено природой. Выше авторитета взрослого, являющегося переходной ступенью между внешней силой, которой подчинен ребенок, и свободным подчинением внутреннему закону долга, стоит разум человека, подчинение авторитету должно быть оправдано разумом, свободно принимающим предписание авторитета. Умение делать все по предписанному не является целью воспитания, послушание – это всего лишь средство воспитания в человеке чувства долга, удовлетворяемого его свободным действием. Педагогически грамотно организованная общественная деятельность воспитывает в человеке способность отстаивать собственные права и свободы. Общественно значимая деятельность должна быть организована так, чтобы воспитывать любовь к свободе. Но при этом дети, подчиняясь взрослому, должны учиться следовать велению долга. Любые правила поведения должны быть оправданы условиями совместной работы. Тогда они будут понятны молодым людям в своих мотивах («это мною поставленная цель») и не будут вызывать естественного для молодости возмущения. Причем эти правила должны одинаково распространяться на всех участников общественно значимой деятельности: детей и взрослых. Признание взрослым своей ошибки в нарушении общих правил только укрепляет его авторитет. В деятельности общественного объединения должен господствовать дух права, где все имеют равные обязанности и неуклонно их соблюдают. Договорные отношения между государственными и общественными институтами позволяют выстроить равноправные отношения, что, несомненно, послужит важным шагом развития системы государственно-общественной поддержки социальных инициатив детей и молодежи. Теоретико-педагогическое обоснование взаимодействия образовательного учреждения и общественной организации позволяет на гуманистических принципах развивать стратегию творческого сотрудничества всех участников образовательного процесса; изменить подход воздействия (долженствования и принуждения) на систему поддержки, побуждения, предоставления равных возможностей в принятии решения; разработать алгоритм проектирования и комплекс формальных параметров для экспертизы инновационного образовательно-общественного процесса. Общественное объединение не может являться административно-бюрократической системой с четко определенными границами, иерархической подчиненностью и закрепленными полномочиями. Это функциональное объединение, структура которого должна определяться потребностями ее членов. Поэтому увеличение количества и спектра инициативных общественных объединений, научное обоснование направлений их развития являются особенно важными для социального воспитания. 3.2. Многообразие программ и проектов общественных объединений детей и молодежи (Е.А. Захарова, Л.Е. Никитина, Ю.В. Ромашина, С.В. Тетерский)
Анализ разделения проектов общественных объединений по географическому признаку подтвердил предположение о тенденции неравномерного распределения социально инициативных детей и молодежи по регионам России, связанной прежде всего с социально-экономическим развитием территорий: 33,3% проектов инициированы жителями Центрального федерального округа, 25% – Приволжского, 14% – Северо-Западного, 11% – Уральского, 8,3% – Южного, 5,5% – Сибирского, 2,7% – Дальневосточного федеральных округов (Рисунок 1). Рис.1 Распределение проектов по регионам Российской Федерации (в %)
Анализ смет (бюджетов) проектов демонстрирует отчетливую тенденцию ориентации инициаторов на негосударственное финансирование (83,3% проектов предполагают финансирование со стороны Института «Открытое общество» или Фонда Форда (фондов «Новые перспективы» и «Созидание» как его грантополучателей). В 55,5% проектов указан вклад самих добровольцев, в 11% проектов запланирована поддержка со стороны местных органов власти (Рисунок 2). Рис. 2 Финансирование проектов (в %) Полученные результаты демонстрируют приоритет коллективных форм инициативной деятельности (94,4%). По отношениям личности ко всем объектам (субъектам), социальные инициативы направлены на самого себя (2,7%), остальные – на других людей, общество, природу, государство. По институциональному признаку выделяются семейные (5,5%), школьные (25%), внешкольные (41,6%), конфессиональные (0,55%), проявляемые в общественном объединении (69,4%) социальные инициативы. По масштабности анализируемые проекты были структурированы следующим образом: глобальные (общемировые, например, сбор подписей, обращений, рекомендаций в ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ; добровольческое служение за границей, например, по линии Красного Креста и др.) – 0,55%; межнациональные (предполагающие взаимодействие людей и организаций из разных стран) – 1,4%; общероссийские (национальные) – 11%; межрегиональные – 5,5%; региональные – 5,5%; муниципальные – 55,5%; локальные (учрежденческие, внутри общественной организации и т.п.) – 36%. В зависимости от места проявления или направленности на определенный тип поселения, социальный проект относится к городскому (83,3%) или сельскому типам (16,7%) (Рисунок 3). Рис.3 Распределение проектов по типам поселения (в %)
Для ребенка сельской местности социальные инициативы несут совершенно иное содержание, чем для жителя крупного индустриального центра. В сельской местности целевая конкретность социальной инициативы складывается из последовательности близких и понятных вещей и действий, например, огород и выращивание овощей, сад и заготовка варений, поле и изготовление тканей, лес и столярные работы и т.п. Отвечающие потребностям сельских школьников и наиболее продуктивными являются социальные проекты, направленные на подготовку грамотного владельца личного подсобного хозяйства, обучение самостоятельному и рентабельному его ведению, формирование внепредметных, социально значимых знаний и умений, позволяющих самостоятельно продолжить сельскохозяйственное образование, активно включаться в преобразование социально-экономической ситуации села. Система поддержки социальных инициатив сельских школьников, таким образом, ориентирует молодежь на сельский образ жизни, на активную преобразующую деятельность в сельском социуме. Представленные для анализа инициативные проекты отличались по продолжительности. Большинство проектов (80,5%) оригинальны, были разработаны под конкретный грантовый конкурс. Проекты по привлечению молодежи в России в подавляющем большинстве имеют характер периодического (от нескольких раз в месяц до нескольких раз в год) участия молодежи в общественно полезной деятельности, в течение формально не определенного промежутка времени. Несколько более организованной формой обладают проекты, привлекающие молодежь к участию в экологических проектах и поисковых лагерях, а также проекты привлечения молодежи к работе на телефонах доверия и в юридических клиниках. Все представленные проекты связаны с детьми и молодежью. В 75% проекты используется труд молодежи, в 69,4% – детей. Некоторые проекты требуют, чтобы добровольцы имели определенные навыки (2,7%). Из всех проектов 69,4% управляются общественными объединениями или инициативными группами, 22,2% – государственными структурами, 8,4% имеют «смешанное» управление. При этом 97,2% проектов, представленных общественными объединениями или инициативными группами, действуют на базе или при поддержке образовательных учреждений (в основном в школах или вузах). В зависимости от различных направлений воспитательной работы инициативных групп проекты были классифицированы как: А) социально-экономического (69,5%), Б) экологического (27,7%), В) социально-политического (2,7%), Г) благотворительного (5,5%), Д) культурного и информационного (41,5%) направлений (Рисунок 4). Date: 2015-05-23; view: 497; Нарушение авторских прав |