Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Национального совета молодежных и детских объединений России 5 page
Глава 3. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
3.1. Тенденции развития общественных объединений детей и молодежи в современной России (А.В. Кострикин, Л.Е. Никитина, Ю.В. Ромашина, С.В.Тетерский)
Особенность детских и молодежных общественных объединений состоит в том, что они одновременно выступают как в качестве субъекта молодежной политики и являются одним из институтов работы с молодежью, так и в качестве ее объекта, объединяя молодежь и реализуя функцию участия молодых людей в социально-экономических процессах. Молодежные и детские общественные объединения выступают одним из важнейших институтов гражданского общества. Их особая роль состоит в том, что именно они в этом качестве первыми встречаются на жизненном пути молодого человека. В этом своем качестве они занимают промежуточное положение, являются школой гражданского общества. Будучи направленной на включение молодого человека в общество, молодежная политика в ее современном понимании предполагает активное участие самих молодых людей, их коллективное соучастие, развитие самодеятельности и самоорганизации. Эти цели как раз и реализуются в деятельности молодежных и детских общественных объединений. Именно через молодежное и детское движение оказалась реализована преемственность молодежной политики 80-х и 90-х годов XX века. В этом процессе не последнюю роль сыграл мировой, прежде всего европейский опыт работы молодежных организаций. Но то, что в Европе создавалось десятилетиями, общественным объединениям России пришлось осваивать за 2-3 года. В начале 90-х годов новые организации возникали чаще всего на осколках комсомола или Всесоюзной пионерской организации им. В.И.Ленина. Несмотря на то, что к началу 90-х гг. XX века Всесоюзная пионерская организация практически прекратила свою деятельность, ее преемник с 1990 г. – Союз пионерских организаций (Федерация детских организаций), объединяющий сотни пионерских организаций, функционирующих, кроме субъектов Российской Федерации, в некоторых государствах бывшего социалистического лагеря и ряде других стран, – является на сегодняшний день самой массовой детской общественной организацией. Российский союз молодежи – правопреемник Коммунистического союза молодежи – является самой массовой молодежной общественной организацией страны. К середине 90-х годов XX века главным мотивом объединения детей и молодежи в общероссийские и межрегиональные структуры были общие интересы или социально-политические взгляды. Современные общественные объединения можно рассмотреть как группы, представляющие различные слои общества, отличающиеся по уровню благосостояния, здоровья, месту жительства, национальной, профессиональной, образовательной, научной, трудовой принадлежности; как буфер между богатыми и бедными, средство эффективной поддержки обездоленных людей. Большую роль для молодежного движения сыграло развитие деятельности международных молодежных организаций в России (скауты, «Falken», AIESEC, AIESTI, YMCA, YHA и др.). Так, современное скаутское движение России представлено рядом официально зарегистрированных общероссийских общественных организаций: «Национальная организация скаутского движения России» (представитель Всемирной организации скаутского движения в России), «Организация Российских Юных Разведчиков», «Русский Союз скаутов», «Ассоциация девочек-скаутов». Десятки организаций носят «региональный» статус (Сибирская ассоциация скаутов, Союз «Московский скаут», Московское братство православных скаутов и т.д.). Хотя скаутинг ориентирован, прежде всего, на личность ребенка, разногласия между лидерами скаутских организаций препятствуют развитию этой воспитательной системы. По разным оценкам, в России сегодня от 10 до 100 тысяч скаутов. В России активно действуют детские и молодежные экологические организации («3елёные», «Молодые друзья природы», «Гринпис» и др.), выступающие за сохранение и защиту природных ресурсов и окружающей среды, за мир и взаимопонимание между народами. В настоящее время наиболее трудная ситуация продолжает оставаться с общественными объединениями детей и подростков школьного возраста. Особенно остро – в сельских районах и в профессиональных училищах. Попытки создания массовых внешкольных организаций, например, скаутских, пионерских, россомольских, димсистских также не увенчались успехом в силу отсутствия существенной финансовой поддержки государства (кадры, материальная база и т.п.). В современной России наибольшую активность проявляют объединения детей и молодёжи, тяготеющие к определённой социальной среде и представляющие интересы отдельных групп: студентов, крестьянской молодёжи, предпринимателей, строителей, юристов, социальных работников, педагогов и др. Для общественного движения России приоритетной становится деятельность по защите прав и интересов детей и молодёжи. Инициативная группа выполняет прежде всего функцию защиты. Она способствует демонстрации собственной силы, уверенности и желания власти человека с проецированием всего этого на другое существо. Систематизация научных материалов по проблеме развития функции защиты прав и свобод граждан со стороны инициативной группы позволила выделить три уровня этого развития, связанных с наличием/отсутствием и характером критики государства: 1. Отсутствие критики. Инициативы носят узко лично направленный характер: люди объединяются в группы, когда их личные интересы ущемлены (участники войн, жертвы терактов, экологических катастроф и др.) для защиты льгот и привилегий, предоставляемых государством. Такая инициативность не предполагает борьбы против неправомерных действий государства (отказ от войн, продуманная экологическая и социальная политика и др.), является непродуктивной для развития гражданского общества, но удобна для власти, поскольку позволяет контролировать деятельность инициативных групп, выстраивать отношения с ними по принципу «заказчик-подрядчик»: есть социальная проблема, которую нужно решить, есть исполнитель, который либо сам проявляет инициативу, либо его находят чиновники. Власть в лице ее чиновников нисходит до гражданского общества, демонстрируя его бессилие и неспособность быть равноправным участником диалога. Подобные организации создаются для реализации «естественных» функций человека (социальная помощь нуждающимся, ритуально-символическая причастность к делам государства, демонстрация лояльности к власти), а не ради достижения каких-то конкретных целей. Часто такие организации являются дочерними структурами государственных институтов. Ограничение имеющихся у власти ресурсов требует от подобных общественных объединений борьбы между собой, защиты своего места у государственной кормушки. На этом же уровне находятся общественные объединения, созданные «под грант» международных фондов или коммерческих структур. В своих анкетах руководители подобных организаций отмечают, что часто власть проявляет интерес к их деятельности, поскольку привлеченные средства позволяют исправить недостатки работы государственных институтов. В поле исследования попали и организации, созданные коммерческими структурами, получающими от этого определенные дивиденды от государства или «отмывающими» с их помощью финансовые средства, полученные незаконным путем. Президент России В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию 26 мая 2004 г. так охарактеризовал подобные структуры: «В нашей стране существуют и конструктивно работают тысячи гражданских объединений и союзов. Но далеко не все они ориентированы на отстаивание реальных интересов людей. Для части этих организаций приоритетной стала другая задача, а именно – получение финансирования от влиятельных зарубежных и отечественных фондов. Для других – обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов. При этом острейшие проблемы страны и ее граждан остаются незамеченными». 2. Тактическая критика. Инициативы общественных объединений на этом уровне связаны с непосредственным столкновением с властью: жалобы, обращения, судебные процессы; они предполагают защиту локальных прав через изменение действующей нормативной правовой базы; оказание поддержки в защите прав другим людям. Инициативы такого рода неудобны для власти, поскольку выявляют имеющиеся в государственных институтах недостатки, недоработки, злоупотребления, ущемления прав и свобод, но эффективны для развития гражданского общества: с одной стороны, указывают на признание легитимности власти, приглашают власть к диалогу, с другой – предоставляют возможность сделать гласными свои позиции и мнения, добиться конкретных результатов. 3. Стратегическая критика. Инициативы этого уровня предполагают установление «прозрачности» режима властвования, способа и техники применения силы, равноправное, осознанное, активное и целенаправленное участие общественных институтов в разработке долгосрочных программ, законов, других нормативных актов, общественную экспертизу принимаемых решений, отказ от управляющих гражданским обществом структур, влияние на общественное мнение в России и за её пределами, защиту общегражданских прав и свобод, отстаивание ценностей свободы, собственности, законности, гарантированных Основным законом. Подобные инициативы оказывают социальное, интеллектуальное, моральное и нравственное давление на принятие государственных решений. Гражданская зрелость власти проявляется в объяснении каждого своего шага обществу, общественным организациям как объединениям налогоплательщиков, на деньги которых она существует. В большинстве анализируемых в ходе исследования инициативных группах отношения и общение регулируются установившимися законами, нормами, ценностными ориентациями, благодаря которым члены группы могут согласованно действовать. Движущими силами сплочения членов объединения выступают механизмы групповой интеграции: «заражение», подражание, внушение, убеждение, принуждение, доверие, подкуп, показное дружелюбие, насмешки, розыгрыши и др. Нередко объединению способствуют конформизм, мода, активная пропаганда в средствах массовой информации. Организационная культура позволяет единообразно интерпретировать как старые, так и новые события, происходящие в жизни. Члены организации ощущают себя единым целым, поскольку видят мир одинаково. На структуру группы влияет ее устойчивость, содержание деятельности, межличностные отношения, направленность, авторитет лидера, подготовленность к совместной деятельности, уровень организованности, сплоченности, конфликтности, типы общения, групповые интересы, потребности и нормы. С позиций группы, эффективность общественной деятельности связана с: – отдельным представителям группы (например, улучшение умственного здоровья, чувство собственного достоинства, карьерный рост, повышение образовательного уровня, развитие гражданской ответственности, патриотизма и т.п.); – группой инициаторов в целом (например, социальная интеграция, развитие толерантности, взаимопонимания среди членов группы и т.п.); – социальным окружением группы и ее представителей (например, решение проблем занятости, безработицы, здоровья, чрезвычайных ситуаций, профилактики преступлений, изменение ситуации в семье или классе и т.п.). В России с 1990 г. активно действуют добровольческие организации: «Детские и молодежные социальные инициативы», «Служба добровольного труда молодёжи», Ассоциация юных лидеров и др. В 2000 г. создан Союз благотворительных организаций России. Ряд объединений ставит своей целью заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также о подростках, совершивших антиобщественные поступки. Созданы также Ассоциация молодых инвалидов «Аппарель», общественная организация — «Дом адаптации детей-сирот и инвалидов», Ассоциация молодёжных инвалидных организаций, содействующие материальному обеспечению молодёжи, вовлечению её в общественную, культурную и хозяйственную жизнь, ускорению её реабилитации. В России координатором добровольческой деятельности выступает Российский центр развития добровольчества. В стране активно действуют молодежные организации ведущих общероссийских политических партий: «Единая Россия», Либерально-демократическая партия, Коммунистическая партия, «Союз правых сил», «Яблоко» и др. В настоящее время процесс перешел из стадии количественного развития в качественное. В 1992 г. был создан Национальный Совет молодежных и детских объединений России. Возникают «зонтичные» структуры – региональные Советы («круглые столы») молодежных и детских общественных объединений. Такие структуры существуют уже примерно в 30 регионах России. Старейший из них – Санкт-Петербургский «Круглый стол» молодежных и детских объединений, созданный в феврале 1993 года. Интересно отметить, что процесс создания координационных советов среди детско-молодежных объединений начался раньше и идет более интенсивно, чем среди других общественных объединений (социальных, экологических, культурных, женских и т.п.). Это соответствует международной практике развития общественных объединений детей и молодежи. В отечественной практике принято разделение инициативных групп (особенно общественных организаций) на детские, молодежные и «взрослые», что характерно для государственной структуры управления, которая отдает предпочтение легче управляемым моновозрастным структурам. Молодежные и детские общественные объединения выделены в действующем законодательстве России. В Федеральном законе РФ «Об общественных объединениях» в статье 19 введены понятия молодежных и детских общественных объединений, устанавливается их отличие по допустимому возрасту учредителей, членов и участников. Если в целом учредителями, членами или участниками общественного объединения могут быть лица, достигшие 18 лет, то для молодежных объединений эта граница установлена в 14 лет, а для детских объединений – в 8 лет. Это подтверждается и установленными правилами вхождения общественных структур в Федеральный и региональные реестры молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой. Классификация общественных объединений в этих реестрах основана на выделении только двух групп (детские и молодежные), и поэтому, например, у общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), являющейся детско–молодежно–взрослым объединением, с самого начала функционирования Федерального реестра (1997 г.) возникли проблемы с принадлежностью к той или иной группе (1997–1998 гг. – «детская», с 1999 г. – «молодежная», с 2003 г. – «детская»). На практике к молодежным объединениям относят нередко все общественные объединения, члены и участники программ которых – молодые люди. Таким образом, в их число попадают спортивные, экологические, туристические, музыкальные организации, объединенные так называемыми «молодежными» интересами и увлечениями своих участников. Объединения, работающие с детьми, но в которых дети не являются полноправными членами или участниками, не могут считаться детскими объединениями в соответствии с указанным законом, тем не менее, их нередко можно найти в списках детских общественных объединений. При этом по действующему законодательству руководить любым общественным объединением (в том числе и детским) могут только совершеннолетние граждане. Очевидно, что такие структуры не могут рассматриваться как самоуправляемые детские объединения. Особенно трудно принять решение, является ли общественное объединение молодежным или, соответственно, детским, когда речь идет о незарегистрированных объединениях, большинство из которых не имеют устава, предусмотренного законодательством учета членов и, следовательно, соблюдения необходимых процедур участия членов в управлении и принятии решений. В последние годы ряд исследователей предприняли попытку обоснования новых наук, изучающих отношения людей в сфере общественной деятельности: педагогика детского движения, социокинетика, ювентология и т.п. Эти концепции также основаны на моновозрастном подходе. Не ставя перед собой задачи полного критического научного анализа настоящих исследований, продемонстрируем результаты исследования: во всем мире проявляется отчетливая тенденция отказа от возрастных рамок – 76% из анализируемых программ реализуются разновозрастными группами. В проведенном контент-анализе 360 проектов, представленных инициативными группами и общественными объединениями Российской Федерации, данный показатель – 97%. Таким образом, реальные общественные группы – разновозрастные. Выявленные тенденции процесса воспитания в общественной деятельности наглядно демонстрируют эффективность и результативность общественной деятельности в разновозрастных группах. Даже если в инициативной группе (например, в уставе общественной организации) зафиксированы возрастные или иные ограничения членства, никто не запрещает взрослому добровольцу привлекать к своей общественной деятельности сына-школьника или дочь-студентку. Общественная организация, в которой членами являются и дети (с 8 лет), и подростки, и молодые люди, и взрослые (как добровольцы и как руководители), не может считать себя ни детской организацией, ни молодежной, ни взрослой. Подросток не захочет вступать в «детскую» организацию, студенту не будет интересна профессиональная ассоциация, взрослому трудно переосмыслить необходимость смены позиций с менторства на равноправие в детской или молодежной организации. Разновозрастность общественно-ориентированных групп имеет психолого-педагогическое обоснование. Д.И. Фельдштейн отмечает, что детство – особое целостно представленное социальное явление, находящееся в сложных связях с миром, развивающийся общественно-значимый мир, главной целью которого является взросление – освоение, присвоение, реализация взрослости. Результаты анкетирования детей подтверждают, что главная причина, по которой дети объединяются в группы (как социальной, так и асоциальной направленности), – стремление стать взрослыми. Поэтому придумывание взрослыми искусственных детских организаций, включение в их название в качестве ключевого слова «детская» – яркий пример непродуктивного структурирования пространства между мирами взрослых и детей. Разновозрастность в социально инициативной деятельности – залог успешной социализации подрастающих поколений в нерегламентированных формах деятельности и общения. Необходимость и естественность педагогического взаимодействия и сотрудничества разных возрастных групп в общественной деятельности было подтверждено результатами исследований классика советской психологии Л.С. Выготского, который дал определение зоны ближайшего развития ребенка: то, что человек сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он будет способен выполнять самостоятельно. Исследуя то, что человек способен сделать самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя то, что человек способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня. Особенностью молодежной среды является также то, что большинство молодежных групп не оформляются официально и не регистрируются. Они подвижны и существуют нередко всего несколько дней или лет, часто в форме сетей или неформальных клубов. Необходимость в официальной регистрации возникает обычно только при взаимоотношениях с властью или для получения грантов. Кроме того, сама регистрация и последующее содержание юридического лица (оплата расчетного счета, сдача отчетности и т.п.) требует расходов, средств на которые обычно у детских и молодежных объединений нет. Исходя из сказанного, можно предположить, что конкретные молодежные и детские объединения в силу особенностей своего возникновения и структуры ресурсной базы будут занимать различное положение между государством, гражданским обществом и свободным рынком. Это будет проявляться в корпоративных ценностях (в том числе и понимании своего места в молодежной политике и отношении к проблемам детей и молодежи), организационной структуре и структуре управления, основных направлениях деятельности. Способы возникновения зарегистрированных молодежных и детских объединений можно классифицировать следующим образом: · Объединения, возникшие на основе структурных подразделений ранее существовавших организаций, прежде всего городских и районных пионерских штабов, комсомола и профсоюзов. Они, как правило, частично сохранили собственность и кадровый потенциал, связи с бывшими активистами, методические подходы к формированию программ, поддерживают тесные взаимоотношения с региональной и местной властью. · Объединения, возникшие как подразделения международных, а в субъектах федерации – межрегиональных и общероссийских организаций и движений; к этой же категории можно отнести молодежные организации при партиях. Эти организации получили «толчковые» ресурсы от создавших их структур, они больше включены в межрегиональные сети с аналогичными организациями, чем с организациями и властями своего региона, чаще ориентируются на установление взаимовыгодного партнерства с бизнесом. · Новые детские и молодежные организации, объединяющие своих членов на основании общности интересов. Это инициативные молодежные объединения, созданные самими молодыми людьми и ориентирующиеся на поддержание неформальных отношений. · Объединения, создаваемые «сверху» более взрослыми людьми либо для работы с детьми и молодежью (из «педагогических соображений», либо для вовлечения молодежи в качестве статистов или «бойцов» с дальнейшим их использованием для демонстрации успешности охвата организации или массовости сторонников той или иной идеи). Последнее, безусловно, является манипуляцией и использованием молодых людей, поэтому должно преследоваться по закону, который еще предстоит разработать. В сущности, это псевдо-общественные объединения. По итогам суммирования результатов исследования феномена общественного объединения был сделан вывод о нем как об эффективном институте гражданского общества и поддержки социальных инициатив детей и молодежи. Один из аспектов рассмотрения – общественная организация как совокупность стержневой и целевых групп. Стержневую группу составляют члены организации, руководитель (лидер, педагог). Целевые группы составляют люди, на которых направлена деятельность организации и которые не принимают непосредственного участия в групповом взаимодействии, но участвуют в мероприятиях, организованных стержневой группой. Процесс воспитания ребенка, молодого человека в стержневой или целевой группе имеет ряд особенностей. В стержневой группе, в которую ребенок, молодой человек добровольно приходит или создание которой он инициирует, ведущий компонент воспитания – личностно-направленный, связанный с возможностями удовлетворения тех или иных личностных потребностей. У участников стержневой группы, оказывающих услуги (реализующих социальные инициативы) целевым группам, ведущий компонент воспитания – общественно-направленный, связанный с постоянной готовностью сочувствовать, сопереживать, помочь бескорыстно. Эффективность процесса воспитания в общественной организации во многом определяется рассмотрением детей и молодых людей – участников целевых групп – как потенциальных членов стержневой группы, а не потребителей услуг. Воспитание ориентируется на готовность молодых людей откликнуться и понять близких, на эмоциональную предрасположенность к делам и состояниям других людей. В этом случае общественная деятельность препятствует развитию пассивного (равнодушие, безынициативность) и активного (антигуманные поступки, притеснение слабых, проявление жестокости, зависти) негативизма в детско-молодежной среде. Ведущие интересы стержневой группы – выражение «Я» своих членов и вербовка новых сторонников. Чтобы успешно развиваться, общественной организации необходимо противопоставлять себя другим объединениям, самоидентифицироваться, иметь отличительные характеристики – именно это мотивирует людей на выбор данного объединения. В ходе исследования было доказано, что общественная организация детей и молодежи является индикатором общественных проблем: ее появление, направленность деятельности указывают на педагогические и другие пробелы в системе образования, социальной защиты, молодежной политики. Связующим элементом между стержневой и целевыми группами выступает социальное служение, способствующее развитию инициативной группы детей и молодежи как института гражданского общества, изменению функциональной наполненности уже существующих организаций в зависимости от требований гражданского общества и социальной ситуации. Данный подход позволил выявить пять субъектов общественной организации: член организации; группа в целом; наставник / руководитель разновозрастного коллектива; поддерживающие организацию общественные и коммерческие структуры; поддерживающие организацию государственные структуры. На основании четкого ежегодного фиксирования смены ведущих функций стержневой группы ДИМСИ по отношению к целевым группам (ориентация, нормативная, проектирование, бюрократизация, ресурсное обеспечение, стимулирование, признание достижений, обособление, законотворчество, систематизация), были выявлены и научно обоснованы 10 стадий развития общественной организации (инициативная, юридическая, программная, стандартизации, фандрайзинговая, стимулирующая, имиджевая, корпоративная, законодательно-инициативная, научно-обобщающая) (Табл.1). Таблица 1 Стадии развития общественной организации (на примере общероссийской общественной организации «Детские и молодежные социальные инициативы»)
Date: 2015-05-23; view: 1029; Нарушение авторских прав |