Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Фрустрация
Фрустрация (от лат. Fructratio - обман, расстройство, разрушение планов) - это: 1) психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми или субъективно воспринимаемыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задач: 2) состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи (А. В. Петровский. М. Г. Ярошевский, 1998). П. И. Сидоров, А. В. Парняков называют фрустрацией критическую ситуацию и одновре-менно состояние человека при невозможности реализации им тех или иных потребностей. Фрустрация - состояние, когда на пути достижения значимой цели человек встречает непреодолимое препятствие. Фрустрация (от лат. fructratio - обман, тщетное ожидание) определяется также как психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Фрустрация - это переживание неудачи. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Человек, планируя свое поведение на пути к достижению поставленных целей, одновременно мобилизует блок обеспечения цели определенными действиями. Говорят об энергетическом обеспечении целенаправленного поведения. Но, представим себе, что перед запущенным в ход механизмом вдруг неожиданно возникает препятствие, т. е. психическое событие прерывается, тормозится. В месте прерывания или задержки психического события происходит резкое «затопление», повышение психической энергии. Запруда приводит к резкой концентрации энергии, к повышению уровня активации подкорковых образований, в частности, ретикулярной формации. Этот переизбыток нереализуемой анергии вызывает чувство дискомфорта
и напряжения, которое необходимо снять. Поведение в ситуации фрустрации может быть самым разным, оно зависит от многих факторов: от возрастных особенностей, личностных свойств, от силы фрустратора. привлекательности цели, от объема «запруженной» психической энергии. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые преграды. Необходимыми признаками фрустрирующей ситуации, согласно большинству определений, является наличие сильной мотивированности достичь цели (удовлетворить потребность), а также преграды, препятствующей этому достижению. В соответствии с этим фрустрирующие ситуации классифицируются, во-первых, но характеру фрустри-руемых мотивов (базовые, «врожденные» психологические потребности -- в безопасности, уважении, любви, фрустрация которых носит патогенный характер; и приобретаемые потребности, фрустрация которых не вызывает психических нарушений) и. во-вторых, по характеру «барьеров». Барьеры, преграждающие путь индивида к цели, могут быть физические (стены тюрьмы), психологические (парализующий страх, интеллектуальная недостаточность) и сошюкульту-ральные (нормы, правила, запреты). Барьеры также делятся па пнеш-ние и внутренние; внутренние барьеры препятствуют достижению цели, внешние барьеры не дают испытуемым выйти из ситуации («помни, ты же девочка!»). Фрустрация несет в себе и негативные, и позитивные эффекты. Позитивные эффекты фрустрации связаны с мобилизацией психологических ресурсов, открывающей возможность для личностного развития и роста. Усиливающееся в состоянии фрустрации напряжение может помочь человеку обрести новый взгляд на ситуацию в целом (переоценка ситуации), пересмотреть свои предыдущие действия и увидеть новые и ранее не замечаемые обходные пути ее достижения, или может обнаружиться альтернативная цель, вполне удовлетворяющая потребность {замена цели). При конструктивной фрустрации не только восстанавливается временно утраченное психологическое равновесие, но и идет развитие личности. Человек обучается ставить реальные цели, учится умению манипулировать «точкой цели», отказываясь от неосуществимою. Существуют и негативные эффекты фрустрации. Увеличение напряжения и эмоциональное возбуждение при фрустрации может оказаться гак велико, что пол воздействием аффекта утрачивается конструктивность действий: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль. Может возникнуть и когнитивная ограниченность - становятся невозможными рациональные процессы размышления и адекватности принятия решений. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных черт
поведения, агрессивности, возбудимости, враждебности, негативизму. Толерантность к фрустрации. Существует определенная пороговая величина уровня напряжения, превышение которой приводит к деструктивным эффектам фрустрации. Эту величину часто определяют как устойчивость, или толерантность к фрустрации. Под фрустрационной толерантностью понимается способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологического равновесия. Толерантность к фрустрации является переменной величиной и зависит от величины напряжения, типа ситуации, особенностей личности. Один и тот же человек в различных обстоятельствах оказывается способным выдержать разную степень напряжения. Высокий уровень развития личности предполагает сознательный отказ от фрустрирующих целей и выдвижение новых, более приемлемых и достижимых. Возникновение фрустрации обусловлено не только объективной ситуацией, но зависит и от особенностей личности человека. Имеют значение такие черты, как эгоцентризм с сосредоточенностью на собственных субъективно-значимых интересах с повышенной чувствительностью к нарушению этих интересов (обидчивое 1ь). инфантилизм с недостаточной дифференцированностью личностной структуры. Выделяют несколько (5) основных видов фрустрационного повеления. 1) Двигательное возбуждение - бесцельные и неупорядоченные поведенческие реакции: 2) апатия (во фрустрирующей ситуации ребенок ложится на пол и смотрит в потолок); 3) агрессия и деструкция, разрушение окружающего, причинение вреда, нанесение ущерба; 4) стереотипия - тенденция к слепому бессмысленному повторению фиксированных форм поведения; 5) регрессия, которая понимается либо как «обращение к поведенческим моделям, доминировавшим в более ранние периоды жизни индивида», либо как «примитивизация» поведения (снижение конструктивности поведения, падение качества исполнения, упрощение поведенческих схем). Н. Майер, характеризуя фрустрационное поведение, обозначает его как «поведение без цели»: «Поведение фрустрированного человека не имеет цели, оно утрачивает целевую ориентацию». Майер иллюстрирует свой тезис примером, в котором двое людей, спешащих купить билет на поезд, затевают в очереди ссору, затем драку, и оба в итоге опаздывают. Это поведение (драка) не содержит в себе цели добывания билета, поэтому оно не является адаптивным (удовлетворяющим потребность), а оно является фрустрационно спровоциро-ванным поведением. К. Гольдштейн называет фрустрационное поведение «катастрофическим»: фрустрационное поведение не только не подчинено фрустрированной цели, оно вообще не подчинено никакой цели, оно дезорганизовано и беспорядочно. X. Хекхаузен считает, что фрустрационное поведение последовательно прохо-
дит три стадии: первоначально в ответ на ситуацию фрустрации возникает агрессия, затем депрессия, затем апатия. Исторически проблема фрустрации связана с работами 3. Фрейда и его последователями, которые усматривали однозначную связь между фрустрацией и агрессией. Теория фрустрации- агрессии может быть кратко изложена в виде двух основных постулатов: 1) фрустрация всегда влечет за собой агрессию; и 2) агрессия всегда есть следствие пережитых ранее фрустраций. В рамках бихевиористских теорий фрустрация определялась как изменение или затормаживание ожидаемой реакции при определенных условиях, как помеха в деятельности. В настоящее время ряд авторов используют понятие фрустрации и психологического стресса как синонимы; некоторые рассматривают фрустрацию как частную форму психологического стресса. По мнению А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. правомерно также рассматривать фрустрацию в контексте межличностного функционирования, и с этой точки зрения для исследователей представляет интерес сфера межличностных конфликтов и трудностей, которые могут возникать в самых разнообразных жизненных ситуациях, в том числе и в повседневных. В самом общем виде, состояние фрустрации — специфическое эмоциональное состояние, которое возникает, когда па пути достижения значимой цели человек встречает субъективно непреодолимое препятствие. Как правило, состояние фрустрации достаточно неприятное и напряженное, чтобы не стремиться избавиться от него. Планируя свое поведение на пути к достижению поставленных целей, человек одновременно мобилизует блок обеспечения цели определенными действиями. В этом смысле говорят об энергетическом обеспечении целенаправленного поведения. В том случае, если перед запущенным в ход механизмом вдруг неожиданно возникает препятствие, то неизбежно наблюдается концентрация нереализованной энергии, повышение уровня активации подкорковых образований, в частности, ретикулярной формации. Переизбыток нереализуемой энергии вызывает чувство дискомфорта и напряжения. К условиям возникновения состояния фрустрации относятся следующие факторы: 1) наличие потребности как источника активности, мотива как конкретного проявления потребности, цели и первоначального плана действия; 2) наличие сопротивления (препятствия-фрустратора). В свою очередь, препятствия могут быть следующих видов: 1) пассивное внешнее сопротивление (наличие элементарной физической преграды, барьера на пути к цели; удаленность объекта потребности во времени и в пространстве);
3) активное внешнее сопротивление (запреты и угрозы наказанием со стороны окружения, если субъект совершает или продолжает совершать то, что ему запрещают); 4) пассивное внутреннее сопротивление (осознанные или неосознанные комплексы неполноценности; неспособность осуществить намеченное, резкое расхождение между высоким уровнем притязаний и возможностями исполнения); 5) активное внутреннее сопротивление (угрызения совести) (Э. И. Киршбаум, А. И. Еремеева, 1990). Адаптивное (остающееся в пределах нормы) поведение характерно для человека, у которого даже под воздействием сильных раздражителей (препятствий) состояние фрустрации не наступает. Это является следствием толерантности, т. е. терпимости, выносливости по отношению к фрустраторам. Толерантность (в широком смысле стрессоустойчивость) можно воспитать. Психическое здоровье человека собственно и означает сознательное управление своим поведением в экстремальных условиях путем построения эффективных моделей поведения. Date: 2015-05-23; view: 1131; Нарушение авторских прав |