Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экстремальные состояния физиологического





И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ

Стресс

Стресс (от англ., напряжение, давление) представляет собой осо­бое состояние психики, организма в целом, определяемое широкой мобилизацией функциональных резервов для преодоления какою-либо экстремального воздействия. Речь идет о достаточно мощном воздействии, стресс-факторе (стрессоре), способном вызвать защит­ную гормональную реакцию с целью сохранения целостною орга­низма, связанную с перестройкой его функциональных систем, с адаптацией к новым условиям жизнедеятельности.

Представление о стрессе получило интенсивное развитие в тео­ретических и экспериментальных исследованиях в связи с предло­женной Гансом Селье концепцией реагирования организма на не­благоприятные воздействия, позволяющей рассматривать различ­ные физиологические и психологические проявления адаптации в ее целостности. Понимание роли неспецифических адаптационных и болезненных проявлений биологической активности в рамках

 

концепции стресса цементировало разрозненные сведения о про­цессах адаптации организма, которыми располагала медицина.

Начало созданию концепции стресса положил случайно обнару­женный в эксперименте, проведенном Гансом Селье в 1936 г., «син­дром ответа на повреждение как таковое», получивший впоследст­вии название «триада Селье» или «общий адаптационный синд­ром»: увеличение и повышение активности корковою слоя надпо­чечников, уменьшение вилочковой железы (тимуса) и лимфатиче­ских желез, так называемого тимико-лимфатического аппарата, то­чечные кровоизлияния и кровоточащие язвочки в слизистой оболочке желудка и кишечника. Селье сопоставил эти реакции с симптомами, характерными практически для любого заболевания, в частности, наблюдающимися при таких состояниях, как недомога­ние, разлитые болевые ощущения и чувство ломоты в суставах и мышцах, желудочно-кишечные расстройства с потерей аппетита и уменьшением веса тела. Объединение их в единую систему было правомерно только при наличии единого механизма управления этими реакциями и общего совокупного процесса развития.

Речь идет о том, что самые различные неблагоприятные факто­ры: холод, тепло, облучение рентгеновскими лучами, инъекция ад­реналина, инсулина, травмирующее физическое воздействие, боль и многие другие - вызывают одинаковый ответ организма - общий адаптационный синдром. Поэтому стресс, с позиций Селье. можно определить как неспецифическую реакцию организма на предъявляе­мые ему требования.

При непрекращающемся действии стрессогенного фактора про­явления «триады стресса» изменяются но интенсивности. Г. Селье выделяет три» стадии этих изменений: первая - реакция тревоги, вторая - резистентность, третья - истощение.

Стадия тревоги состоит из фаз «шока» и «противотока». В ответ на воздействие стрессора сначала происходит понижение ряда фи­зиологических, биохимических параметров (шок), но одновременно включаются защитные гормональные механизмы: мозговым слоем надпочечников обильно выделяется адреналин; гипофизом выбра­сывается адренокоргикотропный гормон и тиреотропный гормон; затем усиливается выработка и поступление в кровь гормонов коры надпочечников - глюкокортикоидов. Организм начинает перестра­иваться - происходит «противоток».

На первой стадии мобилизуются защитные силы организма, на­чинается процесс перестройки системы регуляции. В этот момент сопротивляемость организма снижается и. если результат действия раздражителя выходит за пределы компенсации, может наступить смерть. Основные признаки первой стадии - инкреция в кровь сте­роидных гормонов корковым слоем надпочечников, снижение в нем гормон содержащих гранул, усиление гемоконцентрации гипохлоремия, преобладание катаболических процессов в тканях.

 

Если сила действия чрезвычайного раздражителя не превышает компенсаторных возможностей организма, развивается вторая ста­дия - резистентности или адаптации. В этот период сопротивляе­мость организма повреждающему воздействию раздражителя повы­шается. Признаки, характерные для первой стадии, исчезают. В ко­ре надпочечников вновь наблюдаются секреторные гранулы, гемодилюция, гиперхлоремия, преобладают анаболические процессы в тканях с тенденцией к восстановлению массы тела.

В стадии повышенной резистентности функциональные возмож­ности организма повышаются на величину выше исходного уровня. Ее рассматривают так же, как стадию неспецифической устойчиво­сти. Это значит, что, например, при стрессоре в виде физических нагрузок после перехода из стадии тревоги к неспецифической устойчивости организм может более успешно противостоять целому ряду инфекций и другим негативным воздействиям.

После длительного воздействия чрезвычайного раздражителя могут исчерпаться компенсаторные возможности и организм пере­ходит в третью стадию - истощение. Вновь появляются признаки реакции тревоги, носящие уже теперь необратимый характер. Таким образом, интегральная цель развития общего адаптационного синд­рома - повышение резистентности организма - адекватна качест­венной и количественной характеристике раздражителя.

Селье выдвинул гипотезу о том, что старение - эта итог всех стрессов, которым подвергался организм в течение жизни. Оно со­ответствует фазе «истощения» общего адаптационного синдрома, который в некотором смысле представляет собой ускоренную вер­сию нормального старения. Любой стресс оставляет после себя не­обратимые химические изменения; их накопление обуславливает признаки старения в тканях. Особенно тяжелые последствия вызы­вает поражение мозговых и нервных клеток. Успешная деятель­ность, по мнению Селье, оставляет меньше последствий старения.

Р. Лазарус в 1970 г. разделил стресс на физиологический (вегета­тивный, псрвосигнальный) и психологический (эмоциональный, второсигнальный). Эмоциональный стресс - состояние ярко выра­женного психоэмоционального переживания человеком конфликт­ных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничи­вают удовлетворение его социальных или биологических потреб­ностей (Большая медицинская энциклопедия. 1986. Т. 28, с. 152). Эмоциональный стресс определяется воздействием на человека эмоциогенных, психологических факторов, а в остальном он протекает, как и все другие: гормональный, физиологический. Эмоции — это то­же реакция на новизну, ответ на неожиданность. Эмоции мобилизу­ют избыточную (резервную) энергию, которая может быть востребо­вана в ситуации потенциальной опасности. Эмоциональный стресс включает в себя первичные эмоциональные психические реакции, возникающие при критических психологических воздействиях, и эмоционально-психические синдромы, порожденные телесными

 

повреждениями, аффективные реакции при стрессе и физиологиче­ские механизмы, лежащие в их основе (Китаев-Смык Л. А., 1983).

Эмоциональный стресс связан с проявлением состояний эмоцио­нального возбуждения как сигнального процесса (повышенный фун­кциональный уровень психической деятельности) и эмоционального напряжения (мобилизация резервов, всплеск стенических эмоций, падение работоспособности в соответствии с кривой нормального распределения: «эмоции-когниции»).

Эмоциональная напряженность может рассматриваться в качест­ве облигатного компонента эмоционального стресса. Физиологиче­ски она выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях больных в кли­никах было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нер­вном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. Второй облигатный компонент эмоционального стресса - тревога как не­определенное беспокойство, ощущение неопределенной угрозы, тревожное ожидание в ответ на ситуацию неопределенности и ожи­дания.

В современной научной литературе используются несколько зна­чений понятия стресса: 1) «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» (Г. Селье); 2) неспецифиче­ский ответ, функциональное состояние напряжения, реактивности организма, возникающее у человека и животных в ответ на воздей­ствие стрессоров - значительных по силе при действии экстремаль­ных или патологических для организма человека или животного раздражителей; 3) сильное неблагоприятное, отрицательно влияю­щее на организм воздействие (синоним: стрессор); 4) сильная не­благоприятная для организма физиологическая или психологиче­ская реакция на действие стрессора; 5) сильные реакции организма, как благоприятные, так и неблагоприятные (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1998). Наиболее часто термин «стресс» употреб­ляется в значении неспецифического ответа организма на воздейст­вие вредных агентов, проявляющегося в симптомах общего адапта­ционного синдрома.

Ф. Б. Березин выделяет последовательные стадии в формирова­нии переживаний тревоги (тревожный ряд):

1. Ощущение внутренней напряженности, которое еще не имеет ярко выраженного оттенка угрозы, а служит лишь сигналом её при­ближения, создавая тягостный душевный дискомфорт.

2. Гиперестезические реакции, на фоне нарастающей тревоги ра­нее нейтральные стимулы приобретают негативную окраску, раздра­жительность повышается.

3. Собственно тревога, которая является центральным элементом ряда. Появляется ощущение неопределенной угрозы с невозможно­стью предсказать время возникновения угрозы, невозможность определить ее характер; при этом неадекватная логическая переработка из-за недостатка информации может приводить к неправиль­ному выводу.

4. Страх - тревога, конкретизированная на объекте; у субъекта соз-дается представление о том, что тревогу можно устранить опре­деленными действиями.

5. Ощущение неотвратимости надвигающейся катастрофы на фо­не дальнейшего нарастания интенсивности тревожных расстройств.

6. Тревожно-боязливое возбуждение, когда психическая дезорганизация достигает своего максимума и возможность целенаправлен­ной деятельности исчезает.

Согласно L.Levi, эмоциональный стресс можно рассматривать как участок своеобразного континуума эмоциональных состояний, в котором сдвиги физиологического гомеостаза являются самыми низкими в условиях полного безразличия. Он также разделил поня­тия «дистресс» - эмоционально-стрессовое состояние, связанное с отрицательными эмоциями, - и «эустресс» - оптимальный уровень функционирования систем организма. Приятные и неприятные эмоциональные состояния сопровождаются изменениями в уровнях физиологического гомеостаза.

Структура стресса, наряду с эмоциональными, включает и другие психологические компоненты: перцептивные (искажения восприя­тий под воздействием эмоциональных факторов), мотивационные (изменения мотиваций при стрессе: мобилизация или бегство, или нападение), интеллектуальные. Одним из таких психологических факторов является оценка угрозы. Согласно Лазарусу. угроза пред­ставляет собой предвосхищение человеком возможных опасных по­следствий воздействующих на него ситуаций. Это предположение проверялось в экспериментах, в которых испытуемым демонстриро­вался один и ют же кинофильм, показывающий несчастные случаи на лесопилке. В первом варианте опыта испытуемым просто сообща­лось, что в фильме будут показаны несчастные случаи на лесопилке; во втором - что события не являются реальными, а только имитиру­ются актерами; наконец, в третьем случае экспериментаторы стре­мились отвлечь внимание испытуемых от тяжелых эпизодов в филь­ме, зрителей просили беспристрастно проследить, например, наско­лько ясно и убедительно мастер излагает правила техники безопасности рабочим.

На основе полученных данных Лазарус делает вывод, что в пер­вом случае у большинства зрителей наблюдаются ясно выраженные стрессовые реакции, во втором - стресс не возникал, т. к. события в фильме рассматривались как нереальные. Что же касается третьего варианта, то если испытуемые истолковывали эти события как опасные и не занимали, таким образом, беспристрастной позиции наблюдателя, то стрессовое состояние возникало.

Процессы оценки угрозы, связанные с анализом значения ситуа­ции и отношением к ней, имеют сложный характер: они включают

 

не только относительно простые перцептивные функции, но и про­цессы памяти, способность к абстрактному мышлению, элементы прошлою опыта субъекта, его обучения. Они не всегда сознаются и. как правило, протекают с большой быстротой.

Понятие угрозы является основным в концепции Лазаруса. По его мне-нию, угроза порождает защитную деятельность или защит­ные импульсы, обладающие теми же характеристиками, которые обычно приписываются эмоциональным состояниям. Они направ­лены на устранение или уменьшение предполагаемых опасных воз­действий и выражаются в различном отношении к последним, на­пример, в отрицании, преодолении ситуации или принятии её.

Дж. Эверилл считает сущностью стрессовой ситуации утрату контроля. П. Фресс предлагает называть стрессом особый вид эмоциогенных ситуаций, а именно употреблять этот термин примени­тельно к ситуациям повторяющимся, или хроническим, и которых могут появиться нарушения адаптации. Ю. С. Савенко определяет психический стресс как «состояние, в котором личность оказывает­ся в условиях, препятствующих ее самоактуализации». Общая тен­денция в определениях, таким образом, заключается в отрицании неспецифичности ситуаций, порождающих стресс. Не любое требо­вание среды вызывает стресс, а лишь то, которое оценивается как угрожающее, которое нарушает адаптацию, контроль, которое пре­пятствует самоактуализации.

Т. Кокс приводит формулу Мак Графа, согласно которой выра­женность стресса равна произведению значимости ситуации на раз­ность между уровнем предъявляемых требований и осознаваемой воз­можности их осуществления. Экспериментально данное положение не подтверждено.

В. И. Медведев выделяет разные типы отношений человека к са­мому себе в ситуации стресса. Первый - отношение к себе как к «жертве» экстремальной ситуации. Фиксация на нем усугубляет стресс, можно назвать это отношение «примитивно-эгоистиче­ским». Второй тип сочетает отношение к себе как к «жертве» с по­ниманием себя как - ценности», доверенной себе же, такое отноше­ние можно назвать объективно-индивидуалистическим, оно способ­ствует самосохранению личности. Третий тип - отношение к себе как к одному из ряда людей, оно, по-видимому, больше всего спо­собствует сохранению эффективной деятельности при стрессе.

По мнению Я. Рейковского, среди лиц с завышенной самооценкой встречается больше неустойчивых к стрессу людей, чем среди лиц с адекватной самооценкой.

Стресс обычно подразделяют на жизненный и профессиональный.

Изменение деятельности и поведения человека в состояниях стресса уже давно отмечалось в психологической литературе. Так, еще в период русско-японской войны Г. Е. Шумков (1913) описал «душевное состояние воинов в ожидании боя». Оно проявлялось у людей в несвойственной им суетливости, повышенной чувствитель-

ности к обычным раздражениям. Сапог жал больше, чем всегда. Движения становились менее координированными, пальцы рук не­послушными, спички ломались, табак рассыпался, менялся почерк. Учащался пульс, дыхание становилось частым и неравномерным, появлялась жажда, сухость во рту и горле. Отмечалась повышенная внушаемость.

Выделяют два основных типа реагирования в стрессе. Тормозной тип реагирования характеризуется общим мышечным напряжением, особенно резко выражающимся в «мимической маске», скованно­стью позы и движений; фиксациями внимания, пассивностью, за­медленным течением психических процессов, своеобразной «эмо­циональной инертностью», проявляющейся в виде безучастности и негативного безразличия. Возбудимый тип реагирования выражается в бурной экстраверсии, суетливости, многословии, гипертрофии двигательных проявлений, быстрой смене принимаемых решений, повышенной легкости перехода от одного вида деятельности к дру­гому, несдержанности в общении.

В состояниях напряженности поведение в значительной мере ха­рактеризуется преобладанием стереотипных ответов, неадекватных ситуаций. В первую очередь страдают сложные формы целенаправ­ленной деятельности, ее планирование и оценка. Возникающие при этом нарушения происходят на разных уровнях. В. Л. Марищук и сотр. (1987) отмечают общую тенденцию к понижению устойчиво­сти психических процессов, что может выражаться в «блокаде» вос­приятия и мышления, памяти и практических действий субъекта; это, в свою очередь, может привести к физическому распаду деяте­льности, самоустранению человека от продолжения работы.

Стрессовый макроэпизод можно рассматривать как последова­тельность микроэпизодов, состоящую из стрессовых краткосрочных эпизодов. Например, таких как бессонница и переживание болез­ненных воспоминаний об утрате по ночам, чувство одиночества за завтраком и в выходные, и целый ряд последующих фрустрирующих микрособытий, с которыми человек вынужден справляться в по­вседневной жизни.

 

Date: 2015-05-23; view: 1280; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию