Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфликт





Термин «конфликт» также используется в различных значениях. Наиболее часто психологи понимают конфликт как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) представляет собой противостояние людей (межличностные конфликты) или групп с противоположно направленными интересами, мнениями, позиция­ми, целями, достижение которых ущемляет интересы противостоя­щей стороны (групповые конфликты).

Субъектом конфликта могут быть двое или более людей, социа­льные группы, а также один человек с его внутренними пережива­ниями (внутриличностные конфликты).

При внутриличностных конфликтах рассматриваются три его возможные варианта.

1. Человек стоит перед выбором из альтернативных решений, рав-ных по привлекательности, но взаимооисключающих друг друга. Например, молодая женщина столкнулась с проблемой: её муж и её мать требуют к себе исключительного отношения и ущерб друг дру­гу, а она любит их одинаково сильно. Или: хочется поехать вместе с мужем к новому месту жительства и не менее желательно остаться и большом городе, чтобы завершить учебу в университете.

2. Предлагается выбор из явно непривлекательных альтернатив (из двух зол меньшее зло). Например, потерять любимую работу - источник содержания семьи - или остаться и продолжать мучения под руководством деспота-начальника.

3. Выбор в равной мере и привлекателен, и неизбежно ведет к нега-тивным последствиям. Например, угрожая разводом, жена тре­бует у мужа, чтобы он порвал затянувшиеся отношения с любовни­цей. Однако любовницу ему бросать не хочется, она молола и физи­чески привлекательна. Но и жену с детьми, помня об их верной дружбе, беззаветной помощи в прежних жизненных невзгодах, обес­печившей служебный и материальный успех, оставить просто невоз­можно. К ней - чувство признательности и дружбы.

Внутриличностные конфликты включают в себя также когнитив­ные, ролевые, экзистенциальные и другие типы конфликтов.

В когнитивных конфликтах содержится противоречие несовмес­тимых представлений. Например, человек, которого воспринимают как исключительно благородного и порядочного, совершает некра­сивый поступок. Иногда такая ситуация трактуется как «когнитив­ный диссонанс».

Экзистенциальный конфликт связан с самоанализом глубинных проблем внутри психической реальности: проблем смысла, сущест­вования, оправдания.

При наличии конфликтной ситуации (противостояния с намере­нием решить свои проблемы в ущерб другой стороне) и повода, определяющего начало проявления сторонами активности для до­стижения целей, конфликт может разрастаться с включением в него новых сил и новых людей. При забвении первоначальной причины конфликта ожесточенность негативных воздействий может нарас­тать. 28

Конфликт - это столкновение чего-то с чем-то. При этом кон­статируется приблизительное равенство по интенсивности противо­стоящих в конфликте сил. Приверженцы психодинамических кон­цептуальных схем определяют конфликт как одновременную актуа­лизацию двух или более мотивов (побуждений). Бихевиористски ориентированные исследователи утверждают, что о конфликте мож­но говорить тогда, когда имеются альтернативные возможности для реагирования. С точки зрения когнитивной психологии в конфлик­те сталкиваются идеи, цели, ценности - словом, феномены созна­ния.

Конфликтные ситуации сопровождаются сильными эмоциона­льными переживаниями, ухудшением отношений с окружающими. Однако одновременно отмечаются и положительные функции кон­фликта.

Ставится вопрос и об ориентированности друг относительно друга противоборствующих тенденций. К. Хорни считает, что толь­ко невротический конфликт (т. е. такой, который отличается несо­вместимостью конфликтующих сторон, навязчивым и бессознатель­ным характером побуждений) может рассматриваться как результат столкновения противоположно направленных сил. «Угол» между направлениями побуждений в нормальном, не невротическом кон­фликте меньше 180°, и поэтому при известных условиях может быть найдено поведение, в большей или меньшей мере удовлетворяющее обоим побуждениям.

Можно выделить собственно конфликт как осознанное противо­речие между общающимися личностями или группами при наличии попыток их разрешения на фоне эмоциональных отношений и, с другой стороны, конфликтную ситуацию, включающую альтернатив­ные взгляды, противоречивые позиции, противоположные цели или средства их достижения.


Конфликтные ситуации сопровождают пас от рождения до са­мого последнего дня. Однако не каждая конфликтная ситуация пе­рерастает в конфликт. Чтобы конфликт начал развиваться, необхо­дим нптщдепт, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт ич потенциального переходит в актуаль­ный и далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный. В каче­стве субъекта взаимодействия в конфликт может вступать как отде­льное лицо (внутриличностный конфликт), так и два или несколько лиц (межличностный конфликт).

Конструктивным конфликт может быть тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют: соперничество (Противоборство), сопровождаю­щееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направ-

 

 

ленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон; компромисс - урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной си­туации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на споем: приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий повеле­ния характеризуется как корпоративность и напористость. Развитие конфликта обычно идет в следующей последовательности: а) посте­пенное усиление участников конфликта за счет введения более ак­тивных сил, а также за счет накопления опыта борьбы; б) увеличе­ние количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации; в) повышение конфликтной активности уча­стников, изменение характера конфликта в сторону его ужесточе­ния, вовлечения в конфликт новых лиц; г) нарастание эмоциональ­ной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодейст­вия, которая может оказать как мобилизующее, так и дезорганизую­щее влияние на поведение участников конфликта; д) изменение от­ношения к проблемной ситуации и конфликт)' в целом (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1998).

Межличностные конфликты возникают между различными людь­ми, имеющими противостоящие цели и стремящимися навязать друг другу свое мнение, свою волю. Такие конфликты характеризу­ются:

1. Нарушением норм взаимодействия и сотрудничества (вместо базовой модели, основанной на сотрудничестве, используется базо­вая модель взаимоотношений, основанная на конкуренции и конф­ронтации).

2. Столкновением ценностных ориентации, интересов, материа­льных и карьерных притязаний (последствие конфронтации).

3. Ростом конкурентности, соперничества, соревновательности; (апломб, амбиции).

4. Рассогласованием между целью деятельности и способом ее достижения (на достижение незначимой цели в конфликте могут тратиться значительные усилия).

В основе межличностных конфликтов может лежать психологи­ческая несовместимость его участников (основанная на взаимных негативных трансферных реакциях).

Высокое эмоциональное возбуждение в конфликте снижает ин­теллекту-альный потенциал его участников (нормальное распределе­ние – зависимость между эмоциями и когнициями).

При возникновении конфликтов между личностью и группой, как правило, отмечается наличие у личности таких черт, как амбициоз­ность, апломб, упрямство, завышенный уровень притязаний и завы­шенная самооценка (часто личность с психопатическими чертами).


Что касается групповых конфликтов, то уровень экстремальности в данном случае наиболее высок, т. к. в психологическом функцио­нировании группы существуют свои законы ее развития, групповая динамика, которая вмешивается, усиливает конфликт (снижение 30

интеллектуального потенциала, нивелирование ответственности, усиление эмоциональных компонентов общения, феномен сдвига риска).

У представителей умственного труда экстремальные условия, определяемые ожесточившимися конфликтами, приводят к сниже­нию профессиональной работоспособности до 70 %, причем нега­тивное психическое состояние продолжается еще несколько часов, а то и дней после завершения конфликта. При этом как причиной, так и поводом для конфликта могут служить факторы, не имеющие большой значимости для конфликтующих людей. Психологический «ущерб» от конфликта часто намного превышает цену достигнутого в его результате успеха, поскольку события развиваются на фоне си­льных эмоциональных переживаний.

 







Date: 2015-05-23; view: 827; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию