Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмоционального состояния





 

 

Эмоциональное состояние рассматривается в литературе в каче­стве раз-новидности психического состояния. Изучению категории психического состояния отводится значительное место в современ­ных исследованиях.

Первым из советских ученых категорию психического состояния описал Н. Д. Левитов (1964): «Это целостная характеристика психи­ческой деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествую­щего состояния и психических свойств личности». Психическое состояние выступает общим функциональным уровнем психической деятельности, на фоне которого развиваются психические процес­сы, и заключается в переживании человеком отражения общего фо­на психической деятельности.

Среди психических состояний человека выделяется группа эмо­циональ-ных состояний. Указывая на значение эмоциональных фе­номенов, С. Л. Рубинштейн (1946) заметил: «Переживание челове­ка - это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности». По сравнению с познаватель­ными образами, эмоциональная сфера, по выражению В. К. Вилюнаса, «имеет более эндогенное происхождение».

Как принципиальная способность к пристрастному отражению действительности, эмоция возникла в процессе биологической эволюции. В общебиологическом плане, по П. К. Анохину, эмоциональ­ное реагирование способствовало прогрессу приспособительной деятель­ности живых организмов, устанавливая, по выражению К. К. Платонова, «психическую связь с окружающим миром и с самим собой»: «Реша­ющей чертой эмоционального состояния является его интегративностъ, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенное биологическое качество. Произ­водя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локали-

 

 

зации воздействия и конкретному механизму ответной реакции ор­ганизма» (П. К. Анохин, 1966).

При определении эмоционального состояния прежде всею под­черкива-ется его большая длительность и устойчивость по сравне­нию с эмоциональными процессами. А. В. Вальдман определяет эмоциональное состояние как «длительное изменение нервного то­нуса со сдвигами отношения человека к окружающему и к самому себе». Г. Ю. Волынкина и Н. Ф. Суворов характеризуют эмоциона­льное состояние как длительное изменение эмоционального фона настроения, которое окрашивает восприятие, трансформирует нор­мальное поведение и течение мотиваций, меняет объем и характер ответных реакций.

Эмоциональная составляющая психического состояния придает эмоциональную окраску текущим психическим процессам, изменяет их характеристики, как динамические (скорость, темп, интенсив­ность, переключаем ость), так и семантические. Эмоции как слож­ные системные психологические образования, составляющие эмо­циональную сферу личности, характеризуются многими параметра­ми: 1. знаком (положительные или отрицательные) и 2. модально­стью (качеством), 3. продолжительностью и 4. интенсивностью (си­лой), 5. подвижностью (быстрота смены эмоциональных состоянии) и 6. реактивностью (скорость возникновения, выраженность и адек­ватность эмоционального отклика на внешние и внутренние стиму­лы), а также 7. степенью осознанности эмоций и 8. степенью их про­извольного контроля.

В наиболее грубом виде влияние «эмоциональной составляю­щей» на текущие психические процессы выявляется при развитии патологических эмоциональных состояний. При гипоманиакальном состоянии, например, высокий эмоциональный тонус положитель­ного знака способствует интеллектуальному возбуждению с ускоре­нием течения мыслей, быстрой их сменой, богатством ассоциаций; при этом больной переоценивает свои возможности, строит радуж­ные прогнозы. Наоборот, при депрессивном состоянии низкий эмо­циональный тонус отрицательною знака затрудняет интеллектуаль­ные процессы, способствует снижению самооценки личности и мрачному прогнозированию будущего.

Таким образом, в эмоциональном состоянии отражается целост­ная психофизиологическая деятельность в виде определенного уровня функционирования физиологических процессов и определенною уровня психической деятельности за некоторый относительно дли­тельный промежуток времени. Изменение эмоционального состоя­ния связано с изменениями психической деятельности и с измене­ниями в физиологических процессах.

Среди многочисленных эмоционально-негативных состояний выделяются прежде всего такие, как тревога, эмоциональная напря­женность, утомление, депрессия, враждебность, фрустрация, эмо­циональный стресс.

 







Date: 2015-05-23; view: 893; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию