Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмоционального состояния
Эмоциональное состояние рассматривается в литературе в качестве раз-новидности психического состояния. Изучению категории психического состояния отводится значительное место в современных исследованиях. Первым из советских ученых категорию психического состояния описал Н. Д. Левитов (1964): «Это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности». Психическое состояние выступает общим функциональным уровнем психической деятельности, на фоне которого развиваются психические процессы, и заключается в переживании человеком отражения общего фона психической деятельности. Среди психических состояний человека выделяется группа эмоциональ-ных состояний. Указывая на значение эмоциональных феноменов, С. Л. Рубинштейн (1946) заметил: «Переживание человека - это субъективная сторона его реальной жизни, субъективный аспект жизненного пути личности». По сравнению с познавательными образами, эмоциональная сфера, по выражению В. К. Вилюнаса, «имеет более эндогенное происхождение». Как принципиальная способность к пристрастному отражению действительности, эмоция возникла в процессе биологической эволюции. В общебиологическом плане, по П. К. Анохину, эмоциональное реагирование способствовало прогрессу приспособительной деятельности живых организмов, устанавливая, по выражению К. К. Платонова, «психическую связь с окружающим миром и с самим собой»: «Решающей чертой эмоционального состояния является его интегративностъ, его исключительность по отношению к другим состояниям и другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они придают состоянию человека определенное биологическое качество. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто предшествуя определению локали-
зации воздействия и конкретному механизму ответной реакции организма» (П. К. Анохин, 1966). При определении эмоционального состояния прежде всею подчеркива-ется его большая длительность и устойчивость по сравнению с эмоциональными процессами. А. В. Вальдман определяет эмоциональное состояние как «длительное изменение нервного тонуса со сдвигами отношения человека к окружающему и к самому себе». Г. Ю. Волынкина и Н. Ф. Суворов характеризуют эмоциональное состояние как длительное изменение эмоционального фона настроения, которое окрашивает восприятие, трансформирует нормальное поведение и течение мотиваций, меняет объем и характер ответных реакций. Эмоциональная составляющая психического состояния придает эмоциональную окраску текущим психическим процессам, изменяет их характеристики, как динамические (скорость, темп, интенсивность, переключаем ость), так и семантические. Эмоции как сложные системные психологические образования, составляющие эмоциональную сферу личности, характеризуются многими параметрами: 1. знаком (положительные или отрицательные) и 2. модальностью (качеством), 3. продолжительностью и 4. интенсивностью (силой), 5. подвижностью (быстрота смены эмоциональных состоянии) и 6. реактивностью (скорость возникновения, выраженность и адекватность эмоционального отклика на внешние и внутренние стимулы), а также 7. степенью осознанности эмоций и 8. степенью их произвольного контроля. В наиболее грубом виде влияние «эмоциональной составляющей» на текущие психические процессы выявляется при развитии патологических эмоциональных состояний. При гипоманиакальном состоянии, например, высокий эмоциональный тонус положительного знака способствует интеллектуальному возбуждению с ускорением течения мыслей, быстрой их сменой, богатством ассоциаций; при этом больной переоценивает свои возможности, строит радужные прогнозы. Наоборот, при депрессивном состоянии низкий эмоциональный тонус отрицательною знака затрудняет интеллектуальные процессы, способствует снижению самооценки личности и мрачному прогнозированию будущего. Таким образом, в эмоциональном состоянии отражается целостная психофизиологическая деятельность в виде определенного уровня функционирования физиологических процессов и определенною уровня психической деятельности за некоторый относительно длительный промежуток времени. Изменение эмоционального состояния связано с изменениями психической деятельности и с изменениями в физиологических процессах. Среди многочисленных эмоционально-негативных состояний выделяются прежде всего такие, как тревога, эмоциональная напряженность, утомление, депрессия, враждебность, фрустрация, эмоциональный стресс.
Date: 2015-05-23; view: 893; Нарушение авторских прав |