Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмоциональных состояний
Общими характеристиками всех психических состояний, по которым проводится их классификация, являются 1. активационные (отражающие интенсив-ность психических процессов), 2. тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида), 3. тензионные (отражающие степень напряжения), 4. временные (отражающие продолжительность, устойчивость состояний) параметры. По временному параметру все состояния делятся на долговременные и кратковременные. По качеству (модальности), ведущему признаку, выделяются эмоциональные, активационные, тонические и тензионные. Признаком эмоционального состояния является доминирование той или иной определенной эмоции (Л. В. Куликов, 2000). На передний план может выступить 1. активационная характеристика - уровень мотивации, полное включение в ситуацию, поглощенность происходящим, либо, напротив, отстраненность, отчужденность, отгороженность от жизненных событий. Тот или иной 2. тонус организма, его энергетические ресурсы за определенный промежуток времени также могут обуславливать ведущие параметры психических состояний. Тонус, в свою очередь, зависит от состояния здоровья субъекта в данный временной интервал, от характера выполняемой деятельности, интенсивности процессов общения, внешних (социальных) условий, составляющих микро- и макросоциальную ситуацию развития. Наконец, в каждый момент времени человеку - носителю психического состояния свойственно то или иное напряжение. 3. Уровень напряжения может формироваться под воздействием внутренних (психологических) факторов, таких как повышенный уровень требований, предъявляемых к собственной личности; неуверенность в себе в трудной жизненной ситуации с опасениями и страхами перед лицом возможных неудач. Напряжение может быть связано и с воздействием факторов внешних: с особенностями актуальной ситуации (условиями деятельности и общения), с условиями конкурентности и соревновательности. 1. Активация и 2. тонус. Понятие активации широко используется в нейрофизиологии, где оно обозначает уровень функционирования центральной нер-вной системы. На психологическом уровне рассмотрения повышенная активация проявляется в ясности сознания, скорости действии, движений и психомоторных реакций, в энергичном поведении, в желании находить решения, в стремлении изменять ситуацию в желаемую сторону и преодолевать трудности. В большинстве случаев уровень активации обусловлен силой актуализированных потребностей и мотивов, оптимистическим отношением к жизненной ситуации, верой в свои возможности. В шкале активации на одном полюсе находятся возбуждение, подъем, повышение интенсивности психических процессов, темпа действий и движений, в 7 то время как на другом тонусе - торможение, спад, снижение интенсивности и темпа. В физиологии термин «тонус» обозначает постоянную (фиксирован-ную) активность нервных центров, некоторых тканей и органов, обеспечивающую готовность к действию. Тонус, как и активация, - стержневая характеристика состояния. На психологическом уровне состояния тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс сил, возможность двигаться к поставленным целям, активно реагировать на возникающие трудности и преодолевать их. Для повышенного тонуса свойственна повышенная готовность к работе, субъективные ощущения внутренней собранности. Пониженному тонусу свойственна низкая работоспособность, усталость, несобранность, вялость, инертность, склонность обнаруживать реакции астенического типа на трудные жизненные ситуации. 3. Напряжение. Напряжение является одной из важнейших характе-ристик состояния, которую обычно обозначают термином «тензионная». При организации любого поведения и деятельности в той или иной мере необходимо волевое регулирование, роль которого - преодоление конкурирующих ценностных ориентации, мотивов, целей, ценностей, эмоционального притяжения к различным объектам. Без освобождения приоритетных побудителей и сдерживания остальных целенаправленная поведенческая активность невозможна. Чем больше конкурирующих побудителей, чем ближе они по силе к ведущей ценностной ориентации, мотиву, цели, эмоциональному притяжению, тем больше нагрузка на волевую регуляцию, тем выше напряжение и все связанные с ним психологические проявления. В шкале напряжения на одном полюсе находятся раскрепощенность, раскованность, расслабленность, внутренний психологический комфорт, непринужденность в действиях и поведении, а на другом полюсе - закрепощенностъ, зажаиюсть, внутренний психологический дискомфорт, вынужденность поведения, переживания скованности и несвободы. Если активация детерминирована потребностно-мотивацией ной сферой личности, то напряжение - актуальными характеристиками эмоциональной и волевой сфер. В словаре психологии Дж. Дренера (1974) напряжение определяется как чувство натяжения, общее ощущение нарушения равновесия и готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным фактором. В. И. Медведев и А. М. Парачев (1971) определяют напряжение в контексте инженерной психологии как величину усилия, направленного на выполнение профессиональных функций. В соответствии с преобладанием тех или иных психических функций, которые вовлечены в текущую деятельность, авторы выделяют физическое, сенсорное, эмоциональное, интеллектуальное напряжение, напряжение ожидания, монотонии и политонна (вызванное необходимостью частого переключения внимания). При любом виде напряжения возрастает сила и глубина эмоциональ-ных реакций, интенсивность переживаний. В каждом психическом состоянии В. Вундт выделял две основные дихотомические характеристики: напряже-ние-расслабление, возбуждение-успокоение. Та или иная степень напряжения часто является фоном многих других психических состояний, что дает основание говорить о напряжении как стержневой характеристике состоя-ния. Напряжение является обязательным признаком экстремальных (эксквизитных) психических состояний. Неблагоприятным фактором, повышающим уровень напряжения, является как перегрузка информацией, так и недогрузка информацией (Зинченко и др., 1974). Временные характеристики психического состояния. Временные характеристики психических состояний рассматривались многими авторами в связи с проблемой формирования разнообразных патологических явлений, в частности, изучались, например, явления персеверации, которые характеризуются инертностью в переживаниях, неподатливостью изменениям, трудностью переключения (Н. Д. Левитов). По мнению К. К. Платонова (1984), психические состояния по параметру продолжительности занимают промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности: «Психические состояния достаточно продолжительны (могут продолжаться месяцами), хотя при изменении условий или вследствие адаптации могут и быстро изменяться». По степени постоянства В. Л. Марищук (1974) выделяет доминирующие (наиболее характерные для субъекта) и промежуточные (переходные) состояния. Ю. Е. Сосновикова (1975) описывает продолжительные, относительно малопродолжительные и кратковременные состояния. Е. П. Ильин (1980) пишет о состояниях мимолетных (неустойчивых), длительных и хронических. Текущие (актуальные) состояния более изменчивы, динамичны, они относятся к одному участку временной шкалы психических состояний, к более узкому масштабу (микромасштабу), а преобладающие, доминирующие - к более широкому (трансситуативные состояния). Доминирующие состояния характерны для личности в протяженном диапазоне ее настоящего, то есть в более широком масштабе времени, чем актуальный момент, определенный особенностями данной ситуации. Они в меньшей степени обусловливаются обстоятельствами актуальной, текущей ситуации с достаточно определенно очерченными временными рамками и в большей степени - факторами социально-психологического уровня личности. При таком ракурсе рассмотрения в структуре психического состояния необходимо выделять не только «доминирующую», но и ситуативную («текущую») составляющую. Доминирующие состояния являются фоном, на котором формируются и существуют актуальные (текущие) состояния (Л. В. Куликов, 2000). Из числа хронических состояний в наибольшей степени изучено состояние хронического утомлении, которое является психологиче- 9 ским эквивалентом астении. Причиной подобного рода затяжных психических состояний может являться эффект суммации: суммация эмоционального напряжения, накопление утомления, развитие хронического утомления. Существует представление о хроническом (эндемическом) стрессе, под которым понимают состояния психического напряжения разной степени выраженности, вызываемые у современного человека комплексом повседневно действующих разнообразных отрицательных факторов. Последствия подобных длительных состояний в течение длительного времени могут оставаться скрытыми. Эмоциональные характеристики психического состояния. Эмоцио-нальные характеристики психического состояния тесно связаны с таким параметром, как 1. полярность, или знак. Во многих случаях нетрудно отнести эмоциональное состояние к «приятным» или «неприятным», включающим в себя переживание удовольствия или неудовольствия, однако так бывает не всегда. Наиболее распространенной можно считать точку зрения, в соответствии с которой психическое состояние представляет собой сложное единство противоположных переживаний. Смех может быть смехом сквозь слезы, радость может сопровождаться печатью, гневу может сопутствовать разочарование. Не всегда выявление доминирующей эмоции позволяет отнести такое состояние к положительным или отрицательным. Для обозначения двойственности переживаний используют термин, предложенный Э. Блейером, - «амбивалентность». Амбивалентность интерпретируется как сложное внутренне противоречивое переживание, связанное с двойственным отношением к человеку или какому-либо явлению. Существенное значение для описания психического состояния имеет 2. интенсивность переживаемых эмоций - их сила, яркость. Количественные различия эмоций в значительной мере определяют качественную специфичность психического состояния. Таким образом, описание эмоционального состояния предполагает указание комплекса характеристик: широта спектра переживаемых эмоций, доминирующая эмоция, интенсивность эмоциональных компонентов психического состояния, амбивалентность, полярность эмоций - преобладание приятных (положительных) или неприятных (отрицательных) эмоций. 4. Осознанность состояния. К числу характеристик психического состояния относится и его осознанность. Несмотря на то, что регулирующая роль сознания и самосознания для психических состояний сомнению не подвергается, вопросы обусловленности психических состояний сознанием личности - осознанием своих взаимоотношений с окружающим миром, отчетливость представленности в сознании характера этих взаимоотношений остаются малоразработанными. Тем не менее осознанность актуального состояния во многом определяет способность личности к его психической регуляции.
Date: 2015-05-23; view: 973; Нарушение авторских прав |