Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая схема системного анализа управления





 

Системный анализ управления конкретной организацией также должен быть конкретен. Он должен учитывать тип системы управления и состояние, в котором она находится, условия ее существования и характер выполняемых ею функций. Однако необходима и общая схема системного анализа управления, которая позволит обеспечить единообразие системных исследований различных конкретных организаций. Схема содержит разделы и подразделы анализа в соответствии с основными областями системного исследования организации, и пункты, в которых зафиксированы конкретные направления исследования.

1. Анализ макросреды организации.

Макросреда создает общие условия функционирования организации. Она не оказывает какого-либо особенного направленного воздействия на ту или иную конкретную организацию. Но степень и характер влияния одной и той же макросреды на разные организации может существенно различаться в зависимости от особенностей самих организаций. Поэтому анализируются, главным образом, те факторы макросреды, которые имеют прямое отношение к функционированию данной организации.

1.1. Анализ экономической ситуации.

Оценивается экономическое состояние страны и региона.

1.1.1. Объем национального производства (ВНП. ВВП, НД).

Особенно важно для крупных предприятий, производящих средства производства и неориентированных на экспорт.

1.1.2. Уровень инфляции.

1.1.3. Ставка рефинансирования ЦБ РФ.

1.1.4. Курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам.

1.1.5. Уровень доходов населения (особенно для торговых организаций, предприятий сферы услуг и предприятий, производящих потребительские товары).

1.1.6. Структура доходов населения (по группам населения и видам доходов).

1.1.7. Величина прожиточного минимума, в том числе дифференцированно по регионам, где предприятие осуществляет свою экономическую деятельность.

1.1.8. Уровень безработицы.

1.1.9. Уровень налогообложения.

1.1.10. Показатели формирования и расходования федерального и местных бюджетов (особенно для бюджетных организаций и предприятий, имеющих тесные деловые отношения с бюджетными организациями).



1.2. Анализ политической ситуации.

1.2.1. Стабильность политической ситуации в стране, регионе.

1.2.2. Наличие и влиятельность политических сил, лоббирующих интересы отрасли и соответствующих производств на федеральном или региональном уровнях.

1.2.3. Реальные политические ориентиры органов государственной власти.

1.2.4. Степень общественного согласия в стране, регионе.

1.3. Анализ социально-культурной среды.

1.3.1. Социальное расслоение в обществе.

1.3.2. Особенности национальной и региональной культур.

1.3.3. Потребительские предпочтения, в том числе в региональном аспекте.

1.3.4. Социально-культурные характеристики предпринимательства.

1.4. Анализ правовой среды.

1.4.1. Законодательные и другие нормативные акты.

1.4.2. Практика правоприменения нормативных актов.

1.4.3. Правовая культура населения.

1.5. Анализ технологической ситуации.

1.5.1. Технологический уровень отрасли и соответствующих производств.

1.5.2. Уровень НИОКР в отрасли и соответствующих производствах.

1.5.3. Требования потребителей товаров отрасли к техническому уровню производства.

1.5.4. Технологический уровень отраслей-поставщиков.

1.6. Анализ природной среды.

Актуален для предприятий, поставки, производство или сбыт товаров которых находится в прямой и существенной зависимости от природных факторов (сельское хозяйство, переработка сельскохозяйственного сырья и т.п.).

1.6.1. Климатические особенности.

1.6.2. Плодородие почвы.

1.6.3. Содержание полезных ископаемых и условия их добычи.

1.6.4. Экологическое состояние природной среды.

2. Анализ контактной среды организации.

2.1. Общее состояние рынка.

2.1.1. Размер и темпы роста.

2.1.2. Сезонные и циклические колебания.

2.1.3. Технологическое состояние.

2.1.4. Интенсивность и формы конкуренции.

2.1.5. Инвестиционная активность.

2.1.6. Уровень доходности бизнеса.

2.1.7. Особенности ценообразования.

2.1.8. Средний уровень качества.

2.1.9. Сегментированность.

2.1.10. Формы государственного регулирования бизнеса.

2.2. Оценка позиции предприятия в конкуренции.

2.2.1. Доля рынка.

2.2.2. Относительная доля рынка (по отношению к ведущему конкуренту).

2.2.3. Способность конкурировать по качеству товаров и ценам.

2.2.4. Относительный уровень прибыльности.

2.2.5. Относительный уровень рентабельности.

2.3. Анализ потребителей.

2.3.1. Состав и структура потребителей (по видам продукции и типам потребителей).

2.3.2. Демографические характеристики (для индивидуальных потребителей).

2.3.3. Социально-психологические характеристики.

2.3.4. Приверженность продукции предприятия.

2.3.5. Платежеспособность.

2.3.6. Торговая сила потребителя.

2.3.7. Географическое положение потребителя: район проживания и деятельности.

2.4. Анализ поставщиков.

2.4.1.Состав и структура поставщиков (по видам поставляемых продуктов и типам поставщиков).



2.4.2. Наличие постоянных поставщиков.

2.4.3. Средние цены на поставляемые продукты.

2.4.4. Варьирование цен на поставляемые продукты.

2.4.5. Качество поставляемых продуктов.

2.4.6. Условия поставок.

2.4.7. Ассортимент поставок.

2.4.8. Торговая сила поставщика.

2.5. Анализ конкурентов.

2.5.1. Состав и структура конкурентов.

2.5.2. Динамика экономического потенциала конкурентов.

2.5.3. Качество продукции.

2.5.4. Организация и каналы сбыта.

2.5.5. Динамика роста производительности труда.

2.5.6. Финансовые возможности.

2.5.7. Себестоимость продукции.

2.5.8. Обеспеченность материально-энергетическими ресурсами.

2.5.9. Кадровый потенциал.

2.5.10 Эффективность менеджмента.

2.5.11. Имидж фирмы.

2.6. Анализ финансовых партнеров.

2.6.1. Характеристика банка обслуживающего счета организации.

2.6.2. Оценка надежности финансовых партнеров компании.

2.6.3. Возможности и условия получения кредитов.

2.6.4. Инвестиционные возможности финансовых организаций.

2.6.5. Оценка целесообразности размещения в финансовых организациях свободных денежных средств.

2.7. Анализ состояния рынка труда.

2.7.1. Оценка предложения на рынке труда, в том числе дифференцированно по профессионально-квалификационным группам.

2.7.2. Средняя заработная плата в регионе по профессионально-квалификационным и должностным группам.

2.7.3. Оценка стоимости перехода работников ключевых квалификаций с одного предприятия на другое.

2.8. Анализ взаимоотношений с государственными органами.

2.8.1. Взаимоотношения с администрацией города (района, области).

2.8.2. Взаимоотношения с налоговыми органами.

2.8.3. Взаимоотношения с органами, осуществляющими лицензирование деятельности.

3. Анализ состояния управляемой подсистемы.

3.1. Анализ состояния основных фондов.

3.1.1. Стоимость основных фондов.

3.1.2. Структура основных фондов.

3.1.3. Износ основных фондов.

3.1.4. Обновление основных фондов.

3.1.5. Фондовоооруженность.

3.1.6. Фондоемкость.

3.1.7. Фондоотдача.

3.1.8. Ремонтопригодность оборудования.

3.2. Анализ состояния оборотных средств.

3.2.1. Объем оборотных средств.

3.2.2. Обеспеченность организации оборотными средствами.

3.2.3. Собственные и заемные средства.

3.2.4. Структура оборотных средств.

3.2.5. Оборачиваемость оборотных средств.

3.3. Характеристика технологического процесса.

3.3.1 Уровень технологичности производства.

3.3.2. Структура технологического процесса.

3.3.3. Технологические связи между работниками и подразделениями организации.

3.3.4. Ресурсное обеспечение технологического процесса.

3.3.5. Разработка и внедрение новых технологий.

3.4. Характеристика структуры производства.

3.4.1. Номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции.

3.4.2. Диверсифицированность организации.

3.4.3 Изменение структуры производства.

3.5. Характеристика структуры предприятия.

3.5.1. Тип организационной структуры предприятия.

3.5.2. Уровни организационной структуры.

3.5.3. Межуровневые и одноуровневые связи.

3.5.4. Гибкость структуры.

3.5.5. Конфигурация структуры.

3.6. Оценка кадрового потенциала.

3.6.1. Профессиональный состав.

3.6.2. Квалификация персонала.

3.6.3. Образовательный уровень.

3.6.4. Демографическая оценка персонала.

3.6.5. Стаж работы в организации.

3.6.6.Результативность труда.

3.7. Характеристика организационной культуры.

3.7.1. Тип организационной культуры.

3.7.2. Основные субкультуры.

3.8. Анализ социально-психологических отношений в управляемой подсистеме.

Проводится на основе социологического обследования коллектива.

3.8.1. Межличностные отношения.

3.8.2. Межгрупповые отношения.

4. Анализ состояния управляющей подсистемы.

4.1. Характеристика структуры управляющей подсистемы.

4.1.1. Структура линейного управления.

4.1.2. Структура функционального управления.

4.1.3. Конфигурация структуры.

4.1.4. Межуровневые и одноуровневые связи.

4.1.5. Гибкость структуры.

4.2. Оценка материального обеспечения функционирования управляющей подсистемы.

4.2.1. Оснащенность вычислительной техникой.

4.2.2. Оснащенность оргтехникой.

4.2.3. Организационная оснастка.

4.3. Анализ системы делегирования полномочий.

4.3.1. Делегирование полномочий в системе линейного управления.

4.3.2. Делегирование полномочий в системе функционального управления.

4.4. Оценка информационного обеспечения функционирования управляющей подсистемы.

4.4.1. Создание информации.

4.4.2. Обработка информации.

4.4.3. Хранение информации.

4.4.4. Система коммуникаций.

4.5. Анализ способности взаимодействовать с внешней средой.

4.5.1. Снабжение.

4.5.2. Сбыт.

4.5.3. Маркетинг.

4.5.4. Операции с ценными бумагами.

4.5.5. Денежные расчеты.

4.5.6.Государственная отчетность.

4.6. Мотивация управленческого труда.

4.6.1. Оплата труда.

4.6.2. Продвижение по службе.

4.6.3. Участие в прибыли.

4.6.4. Характер деятельности.

4.6.5. Отношение руководства.

4.7. Оценка кадрового потенциала.

4.7.1. Компетентность.

4.7.2. Уровень квалификации.

4.7.3. Образовательный уровень.

4.7.4. Стаж работы на предприятии.

4.7.5. Результативность деятельности.

4.8. Контроль за деятельностью персонала управления.

4.8.1. Оценка деятельности подразделений и работников управления.

4.8.2. Контроль за трудовой деятельностью.

4.8.3. Финансовый контроль.

4.8.4. Ресурсный контроль.

4.8.5. Информационный контроль.

4.9. Анализ социально-психологических отношений в управляющей подсистеме.

4.9.1. Межличностные отношения «подчиненный – подчиненный».

4.9.2. Межличностные отношения «руководитель – подчиненный».

4.9.3. Отношения «руководитель – коллектив».

4.9.4. Межгрупповые отношения.

4.9.5. Социально-психологический портрет руководителя.

5. Анализ взаимодействия между управляющей и управляемой подсистемами.

5.1. Анализ коммуникаций между управляющей и управляемой подсистемами.

5.1.1. Характеристика коммуникационных каналов.

5.1.2. Типы коммуникаций.

5.1.3. Характеристика коммуникационного процесса.

5.2. Анализ планирования деятельности управляемой подсистемы.

5.2.1. Планирование объема производства, в том числе и по номенклатуре.

5.2.2. Планирование загрузки производственных мощностей.

5.2.3. Планирование производительности труда.

5.2.4. Планирование численности работников.

5.2.5. Планирование обновления ассортимента выпускаемой продукции.

5.2.6. Планирование развития технической базы производства.

5.2.7. Планирование финансов.

5.2.8. Планирование заработной платы.

5.2.9. Планирование социального развития коллектива.

5.3. Анализ стимулирования работников и коллективов основной деятельности.

5.3.1. Нормирование труда.

5.3.2. Тарифная система.

5.3.3. Надбавки и доплаты

5.3.4. Формы и системы оплаты труда.

5.3.5. Коллективные системы стимулирования труда.

5.4. Оценка эффективности административного регулирования.

5.4.1. Формы административного регулирования.

5.4.2. Методы административного регулирования.

5.5. Контроль за действиями управляемой подсистемы..

5.5.1. Оценка подразделений и работников основной деятельности.

5.5.2. Контроль за трудовой деятельностью.

5.5.3. Финансовый контроль.

5.5.4. Ресурсный контроль.

5.5.5. Информационный контроль.

5.5.6. Технологический контроль.

5.5.7. Контроль качества.

5.6. Характеристики обратной связи с управляющей подсистемой.

5.6.1. Формы обратной связи.

5.6.2. Каналы коммуникаций обратной связи.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Как соотносятся между собой понятия «регулирование» и «управление»?

2. Каковы основные положения понятия «управления»?

3. В чем особенности внешнего управления? Самоуправления?

4. Поясните тезис: система управления – целостное единство видов деятельности, составляющих процесс управления.

5. Поясните тезис: система управления – целостная совокупность функциональных подсистем организации.

6. Поясните тезис: система управления – совокупность взаимодействующих подразделений организации, реализующих функции управления.

7. Поясните тезис: система управления – единство управляющей и управляемой подсистем организации.

8. В чем заключаются особенности системного анализа в сфере управления?

9. Каковы основные объекты типологического исследования управления?

10. Каковы основные признаки, в соответствии с которыми может осуществляться типология систем управления и составляющих их компонентов?

11. Чем органическая система управления отличается от механистической?

12. В чем отличие централизованной системы управления от полицентрической?

13. В чем заключаются различия между директивными, партисипативными и делегирующими системами управления?

14. Какие типы компонентов могут быть выделены в системе управления?

15. Какие типы структур наиболее распространены на современных предприятиях?

16. В соответствии с какими признаками осуществляется типология межкомпонентных связей?

17. Как осуществляется типология функций управления?

18. По каким признакам осуществляется типология целей организации?

19. Каковы основные типы управленческих задач?

20. Каковы основные типы свойств системы управления?

21. По каким признакам осуществляется типология факторов среды?

22. Как осуществляется типология управленческих ситуаций?

23. Какие типы состояний системы управления могут быть выделены?

24. Что такое «дерево целей»?

25. Какие варианты декомпозиции главной цели организации можно выделить?

26. Каковы правила декомпозиции главной цели на подцели?

27. Каковы основные разделы общей схемы системного анализа управления?

28. Каковы основные направления системного анализа макросреды организации?

29. Каковы основные направления системного анализа контактной среды организации?

30. Каковы основные направления анализа управляемой подсистемы?

31. Каковы основные направления анализа управляющей подсистемы?

32. Каковы основные направления анализа состояния взаимодействия между управляющей и управляемой подсистемами?

 






Date: 2015-05-23; view: 255; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию