Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автономности подразделений





 

Типы межкомпонентных связей

 

При исследовании структуры необходимо определить тип связей между структурными компонентами. По определенным признакам дается несколько типологий межкомпонентных связей [31, с.144-149].

1. По направленности воздействия выделяются прямые и обратные связи.

Прямая связь представляет собой первичное исходное воздействие на объект управления. Обратная – отражение объектом этого воздействия. Так в структуре руководства прямая связь: руководитель–подчиненный, обратная: подчиненный–руководитель.

2. По роли и месту в структуре выделяются: основные, дополняющие, дублирующие, контрольные и корректирующие связи. Основные связи имеют самостоятельную значимость. Они определяют строение системы. Дополняющие связи создают условия для эффективной реализации основных связей. Дублирующие связи обеспечивают гарантированность осуществления функций системы в случае нарушения обеспечивающих их реализацию функций. Контрольные связи обеспечивают контроль как отдельных связей и блоков, так и организации в целом. Корректирующие связи предназначены для внесения изменений в реализацию межкомпонентных связей организации.

3. По характеру воздействия выделяются: положительные, отрицательные и нейтральные связи. Характер воздействия проявляется в изменении уровня организованности объекта воздействия. Положительные связи повышают организованность системы и ее компонентов, отрицательные – понижают, нейтральные – к существенным изменениям не приводят.

4. По пространственной ориентации выделяются горизонтальные и вертикальные связи. Горизонтальными являются связи между компонентами одного уровня организации (цех–цех, сотрудник–сотрудник), вертикальными – связи между компонентами разных уровней организации (предприятие–цех, руководитель–подчиненный).

5. По прерывистости выделяются непрерывные и дискретные связи. Непрерывность связи не предполагает обязательного наличия каких-либо непрерывных процессов между компонентами организации. Важно, чтобы существовала постоянная взаимообусловленность и взаимосогласованность между этими компонентами. Дискретные связи предполагают наличие определенных временных разрывов в реализации связей.



Типы соединений

 

Построив схему структурных связей можно определить тип соединений. Основными признаками типологии соединений являются количество каналов связи, направленность связей, соотношение каналов связи на входе и на выходе.

1. По количеству каналов связи выделяются: одноканальные (рис. 25 а, б, в) и многоканальные (рис. 25 в, д, е, ж, з, и, к), соединения.

2. По направленности связей: последовательные (рис. 25 а, е, ж, з, и, к), встречные (рис. 25 б,в) и расходящиеся (рис. 25 г, д), соединения.

3. По соотношению каналов связи на входе и на выходе: с одинаковым количеством каналов (рис. 25 а, е), сужающие (рис. 25 ж) и как разновидность конвергентные (рис. 25 з), расширяющие (рис. 25 и) и, как разновидность, дивергентные (рис. 25 к) [31, с.149-152] соединения.

 

○ ○

а) б)

 
 

 


○ ○

 

в) г)

 

           
 
   
   
 
 


○ ○

 

д) е)

 

           
 
   
   
 
 

 


○ ○

 

ж) з)

 

           
   
 
   
 

 


○ ○

 

 

и) к)

 

Рис. 23. Типы соединений

 

Типы функций управления

 

1. По характеру деятельности выделяются: преобразовательные, познавательные, ценностно-ориентированные, коммуникационные, контрольные.

2. По форме воздействия на управляемый объект: планирование, мотивирование, организовывание, координирование.

3. По сфере деятельности: технологические, организационные, экономические, социально-психологические, культурные, экологические.

 

Типы целей управления

 

Многообразна типология целей управления.

1. По периоду установления выделяются: стратегические, тактические, оперативные.

2. По сфере осуществления: технико-технологические, организационные, экономические, социальные, политические.

3. По функциональному назначению: производственные, инновационные, кадровые, маркетинговые, административные, финансовые и другие.

4. По среде реализации: внешние, внутренние.

5. По значимости: основные, второстепенные, дополняющие.

6. По степени постоянства: постоянные, периодические, разовые.

7. По уровню реализации: организации, подразделения, работника.

8. По стадиям жизненного цикла: формирования организации, роста, развития, функционирования, модернизации и реконструкции, «сбора урожая», ликвидации предприятия.

 

Типы управленческих задач

 

1. По уровню специализации: общие, комплексные, специализированные.



2. По целевой ориентации: узкоцелевые, многоцелевые.

3. По уровню решения: предприятия, подразделений предприятия, компонентов подразделений предприятия.

4. По области решения: технико-технологические, организационные, экономические, социально-психологические, культурные, экологические.

 

Типы свойств системы и ее компонентов

 

1. Сила и направленность воздействия.

2. Адаптационные способности.

3. Координирующие способности.

4. Способности планировать и прогнозировать деятельность.

5. Способности вступать в обратную связь.

6. Способности контактировать.

7. Способности оценивать ситуацию и факторы среды.

8. Способности контролировать.

9. Способности к корректировке деятельности.

 

 

Типы факторов внешней и внутренней среды

 

1. По характеру воздействия: положительные, отрицательные, нейтральные.

2. По силе воздействия: сильные и слабые.

3. По области воздействия: технико-технологические, экономические, социокультурные, политические, правовые, организационные, социально-психологические, экологические.

4. По опосредованности: прямые и косвенные.

5. По стабильности: стабильные и эпизодические.

 

Типы управленческих ситуаций

 

1. По характеру влияния: благоприятные, неблагоприятные, нейтральные.

2. По возможности адаптироваться: допускающие адаптацию, не допускающие адаптации.

3. По стабильности: стабильные, кратковременные.

4. По широте влияния: общие, частные.

5. По сфере формирования: технологические, экономические, организационные, социокультурные, политические, правовые, организационные, социально-психологические, экологические.

 

Типы состояний системы управления

 

1. По признаку сохранения равновесия: сохраняющее равновесие, теряющее равновесие, утратившее равновесие.

2. По широте оценки: общее, узкофункциональное.

3. По стабильности: стабильное, переходящее.

4. По длительности сохранения: долговременное, краткосрочное.

На основе приведенной выше типологии осуществляется типологический анализ конкретных систем управления. Первоначально определяются объекты типологического исследования, актуальные для данной системы управления и данной ситуации. При исследовании управления промышленным предприятием важнейшее значение имеет типологический анализ самого предприятия, его производственных и функциональных подразделений, их структуры, технологических и организационно-управленческих процессов, элементов основных фондов и оборотных средств.

Устанавливаются конкретные типологические признаки и происходит исследование данных объектов в соответствии с этими типологическими признаками. Иногда оценка объекта по конкретному типологическому признаку может быть дана элементарно. Например, достаточно просто устанавливается пространственная ориентация межкомпонентных связей: вертикальная или горизонтальная: вертикальные связи – между разными уровнями, горизонтальные – в рамках одного уровня. Иногда требуется определять какие-либо количественные параметры или давать качественную характеристику соответствующих свойств объекта. Например дифференциация связей по характеру воздействия на положительные, отрицательные и нейтральные требует оценки эффективности и рациональности функционирования элементов системы управления. Иногда может потребоваться специальное исследование. Такие исследования могут быть необходимы при определении типа управленческой ситуации или состояния системы управления.

Оценив исследуемый объект по типологическому признаку можно определить его конкретный тип. Это позволяет установить его важнейшие закономерности, перспективы развития и возможности использования. Определив конкретные типы объектов типологического исследования следует оценить их рациональность с точки зрения соответствия целям организации и особенностям сложившейся ситуации. Исходя из основных свойств тех или иных типов систем управления, структур, компонентов, процессов, а также сфер и условий в которых они могли бы целесообразно использоваться, формируют типологическую модель организации, заключающую в себе совокупность наилучших типов системы управления, ее компонентов, структур и процессов. Устанавливается степень соответствия существующих типологических характеристик системы управления характеристикам, заключенным в данной модели. При наличии существенных отклонений устанавливаются возможности соответствующего изменения типологических характеристик организации и основные пути таких изменений. При формировании типологической модели и определении направлений изменения типологических характеристик следует учитывать также необходимость сочетаемости типов:

- во-первых, устанавливаемых по разным признакам в рамках одного объекта, например типов структуры по конфигурации и по департаментизации;

- во-вторых, однородных объектов (например разных цехов) по одинаковым признакам;

- в-третьих, разнородных объектов (например функций и задач) по разным, но согласующимся между собой признакам.

Результаты типологического исследования являются основой для принятия рациональных управленческих решений.

1. При принятии любых управленческих решений необходимо учитывать какой конкретно тип имеют относящиеся к этому решению системы, структуры, процессы и функции.

2. Установление определенного типа факторов среды, ситуации и состояния системы управления позволяет принять рациональное решение позволяющее действовать в соответствии со сложившейся ситуацией и положением в среде..

3. При проектировании новой организации или введении новых элементов организации используется выработанная типологическая модель организации, в соответствии с которой происходит формирование рациональных типов систем, структур, процессов и функций.

4. При установлении нерациональности существующих типологических характеристик организации может быть принято решение об их изменении в направлении обеспечения большего соответствия целям организации и сложившейся ситуации.

Определив к какой типологической группе относятся данная система управления, ее составляющие и характеристики можно осуществить всесторонний, многоуровневый и многофакторный системный анализ управления. Но для этого необходимо предварительно установить его целевую ориентацию.






Date: 2015-05-23; view: 278; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию