Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Девиантное поведение





[Патологические формы девиантного поведения в детском возрасте, согласно МКБ–10, кодируются в рубриках F91 “Расстройства поведения” и F92 “Смешанные расстройства поведения и эмоций”, по достижении пациентами 16–17 лет — в разделе F60–69 “Расстройства личности и поведения”. (Г. Скобло)]

Отклоняющееся от общепринятых норм — нравственных, а иногда и правовых; включает антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (противоправные) и аутоагрессивные поступки. Последние могут быть как патологическими (различные формы патологии личности и личностного реагирования), так и непатологическими (психологическими). Непатологические девиации в основном обусловлены социально-психологическими девиациями личности (прежде всего, микросоциально-психологической запущенностью) и являются проявлениями ситуационных характерологических реакций (протеста, отказа, имитации, эмансипации и др.). Группа патологических форм Д. п. у детей и подростков в клиническом плане связана в основном с патологическими ситуационными (патохарактерологическими) реакциями, психогенными формированиями личности, проявлениями психопатий в стадии их становления, а также с непроцессуальными (резидуально-органическими и соматогенными) психопатоподобными состояниями.

Важнейшими критериями отграничения патологических форм Д. п. от непатологических являются:

1) наличие определенного патохарактерологического синдрома (например, синдрома повышенной аффективной возбудимости, эмоционально-волевой неустойчивости, истероидных, эпилептоидных, гипертимных черт характера и др.);

2) проявление Д. п. за пределами основных для ребенка или подростка микросоциальных групп: семьи, коллектива школьного класса, референтной группы подростков и др.;

3) полиморфизм Д. п., т. е. сочетание у одного и того же подростка девиантных поступков разного характера — антидисциплинарных, антисоциальных, делинквентных, аутоагрессивных;

4) сочетание нарушений поведения с расстройствами невротического уровня — аффективными, соматовегетативными, двигательными и др.;

5) динамика Д. п. в направлении фиксации стереотипов нарушенного поведения, перехода их в аномалии характера и патологию влечений с тенденцией к патологической трансформации личности. (В. Гиндикин)

См. также Девиантное поведение в разделе “Психология”.

ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (криминальное поведение)

[См. прим. к статье Девиантное поведение. ]

Синдром патохарактерологической реакции у подростков, проявляющейся в совершении ими проступков или мелких правонарушений. Наиболее часто наблюдается при психопатиях и разнообразных личностных акцентуациях. Д. п. обычно начинается с прогуливания школьных занятий и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание у них карманных денег, угон велосипедов и мотоциклов, которые потом бросаются, где попало. Реже встречаются мелкое мошенничество, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться домашние кражи денег. Все эти действия не носят характера серьезных преступлений, в несовершеннолетнем возрасте они не являются причиной для привлечения к уголовной ответственности, а служат предметом разбирательства в отделах профилактики преступности несовершеннолетних, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав. Помимо неустойчивого типа, Д. п. встречается также при гипертимной и истероидной психопатии и акцентуации, при эпилептоидной и шизоидной психопатии, а в условиях эмоционального отвержения значимыми взрослыми и безнадзорности — у эмоционально лабильных подростков. Мотивы одних и тех же делинквентных поступков могут быть различными в зависимости от типа психопатии или акцентуации характера. Выделяют агрессивно-защитный, оппозиционный, конформный и другие виды Д. п. Так, кражи для неустойчивого подростка — путь раздобыть средства для развлечений и удовольствий, для гипертимного — средство показать свою смелость и упрочиться в позиции лидера, для шизоида — “восстановить справедливость” или пополнить коллекцию, для эпилептоида — испытать наслаждение от риска и стать состоятельнее. Помимо психотерапии (в том числе семейной), по показаниям применяют “поведенческие нейролептики” (неулептил, хлорпротиксен, сонапакс) и др. (В. Гиндикин) См. также Делинквентное поведение в разделе “Психология”.

ДЕЛИРИЙ МУССИТИРУЮЩИЙ (делирий бормочущий)

[Этот синдром кодируется в МКБ–10 в зависимости от причины, вызвавшей патологическое состояние: F1x.03 — при отравлении алкоголем или другими психоактивными веществами, F1x.4 — при абстинентном делирии, где х — указатель вида психоактивного вещества; либо в разделе F05 “Делирий, не обусловленный алкоголем или другими психоактивными веществами”. (А. Северный)]

Тяжелая форма делирия с глубоким помрачением сознания. Занимает промежуточное положение между обычным делирием и аменцией. Больные, как правило, полностью отрешены от окружающего, не реагируют на внешние события, недоступны. Двигательное возбуждение некоординированное, лишено завершенности и целостности, монотонно и однообразно, имеет малую амплитуду и ограничено пределами постели. Чаще всего оно выражается в хватательных, стряхивающих, разглаживающих движениях, “обирании”, снимании мнимых нитей. Речь сводится к тихому монотонному, невнятному бормотанию, состоящему из отдельных звуков, слогов, междометий. Д. м. прогностически неблагоприятен: может сменяться комой или переходить в аменцию. У детей возникает крайне редко при тяжелых интоксикациях и соматических заболеваниях с истощением и резкой астенизацией. (Л. Данилова)

ДЕМЕНЦИЯ (слабоумие приобретенное)

Обеднение психической деятельности с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным оскудением, сужением круга интересов и нивелировкой присущих ранее индивидуальных личностных черт. При Д. наблюдается, в первую очередь, выраженное ухудшение (вплоть до полной утраты) способности к приобретению новых знаний и их практическому применению; одновременно возникает необратимая утрата ранее приобретенных знаний и практического опыта. Однако при отсутствии прогредиентности болезненного процесса и, соответственно, прогрессирования Д. у детей возможно частичное восстановление утраченных и приобретение новых знаний за счет продолжающегося онтогенетического развития и адекватных реабилитационно-педагогических мероприятий.

Структура интеллектуального дефекта при Д. имеет, как правило, неравномерный, парциальный характер. Имеют место различные энцефалопатические расстройства: локальные двигательные и речевые нарушения, нарушения умственной работоспособности, памяти, внимания, расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, отклонения формирующейся личности. Все эти расстройства даже при нерезко выраженном интеллектуальном дефекте, определяют, как правило, низкую продуктивность в обучении. Описанная парциальная Д. может переходить в тотальную (глобарную) Д. с полной утратой приобретенных знаний и навыков и стиранием личностных черт в случае прогрессирующего необратимого органического процесса (лейкодистрофии, прогрессивный паралич, синдром Ретта и др.). Д. может иметь резидуальный и текущий характер. При текущей (прогрессирующей) Д. имеет место нарастающий интеллектуальный дефект, регресс развития и нивелировка личности. В зависимости от причины выделяют Д. посттравматическую, постинфекционную и т. п. В детской психиатрии из различных классификаций Д. наибольшее практическое значение имеет нозологическая, опирающаяся на психопатологические особенности клинической картины состояний Д. Выделяют Д. органическую, эпилептическую, шизофреническую.

Д. органическая. [ Д. о., наступившая после 3-летнего возраста, кодируется, по МКБ–10, в разделе F02 “Деменция при болезнях, классифицированных в других разделах”. 4-й знак кода обозначает болезнь, если она известна (например, деменция при ВИЧ-инфекции имеет код F02.4). 5-й знак в этом разделе МКБ–10 кодирует наличие или отсутствие дополнительных психопатологических симптомов, а 6-й — обязательно используемый в адаптированном для применения в РФ варианте МКБ–10 — характеризует причину органического поражения: известную (травма, опухоль, эпилепсия и пр.), смешанную или неуточненную. (Г. Скобло)]Возникает как результат экзогенного повреждения (травма, интоксикация, инфекция и т. п.) или нарастает постепенно по мере развития текущих органических заболеваний головного мозга (наследственно-дегенеративные заболевания, нейроревматизм, нейросифилис, опухоли), формируясь через этап углубляющегося психоорганического синдрома. Имея много сходного с психоорганическим синдромом, отличается от последнего невозможностью приобретения новых знаний и умений, выраженной деградацией личности с нивелировкой индивидуальных черт и форм поведения, распадом имевшихся ранее навыков (включая навыки гигиены, самообслуживания и речи), грубыми расстройствами памяти, критики, а также выраженными нарушениями поведения.

В случае формирования в дошкольном и раннем школьном возрасте интеллектуальный дефект может иметь олигофреноподобный налет (выявившаяся после болезни слабость абстрактного мышления, неспособность к формированию новых навыков, общая “бестолковость” и необучаемость), а при возникновении до 3 лет речь идет не о деменции, а об умственной отсталости. (Л. Данилова, Е. Мастюкова, А. Северный)

Date: 2015-05-23; view: 821; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...

mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию