Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вернуться к оглавлению 5 page





ТЕОГОНИЯ — 207, 208.

ТИШЬЯ — «кислый»; название чет­вертой юги, обычно называемой кали-' юга; ока уподобляется терпко-кислому плоду мпраболана, 342, 86, 87; 351, 44; см. также юга.

ТО — (Тат), как обозначение истин­но Сущего, 199, 126; 201, 16, 28; 202, 4; 206, 19; 210, 15; 224, 50, 54; 239, 26 и сл.; 241, П.

ТРЕЗУБЕЦ — ритуальное оружие поклонников Шивы. Странствующие ас­кеты носили т. как знак их принадлеж­ности к четвертой ступени жизни, 322, 8, 19, 42, 47; 342, 93.

ТРЕТА — т.-юга (см. юга).

ТРИВИШТАПА — «третье небо», небо Индры, святилище неба—понятие довольно расплывчатое, 227, 120; 323, 79.

ТРИДХАТУ — «трехосновный»; эпи­тет Вишну, 344, 59.

ТРИКАКУД — с тремя наростами, образовавшимися из грязи, когда Виш­ну, воплотясь вепрем, поднял землю со дна океана; эпитет Вишну, 344, 65.

ТРИСУПАРНА — «триждыпрекрас-ноперый»; название особого обряда вишнуизма, 350, 21.

ТРИТА — «третий»; сын Праджапа-ти, 208. 31; 338; 6, 61; 341, 12, 86; 343, 64.

ТРИШНА — жажда жизни как дви­жущая сила всего живущего, 17418 46, 57; 177, 17, 51; 179, 28, 33, 37; 180 26; 184, 39; 217, 35, 36- 218 33- 22? 30; 254, 3; 271, 29; 275, 10; 277, 2 и ел;' 288, 19: 302, 48; 311, 7; 350, 73.

ТРЬЯМБАКА — «сын трех матерей»; эпитет Шивы, 352, 8.

ТУЛАДХАРА — тула — весы, чаш­ка весов; дхара — держащий; держа­щий весы, весовщик, 262, 42 и сл.;'263, 1 и сл.; 264, 1 и сл.

ТУМБИ — название музыкального инструмента, 286, 26,

ТУМБУРУ — «бубен»; имя ганцхао-ва, 285. 7; 326, 15. '

ТУРЬЯ — четвертый; четвертое со­стояние сознания, которого достигают йогины; более глубокая интраверсия, нежели сон без сновидений, 308, 17.

У

УГРА — «ужасный»; сын отца-кшат­рия от матери-шудры, 298, 8.

УГРАСЕНА — «ужасное войско»; имяраджи, 230, 2 и сл.

УДАНА — название одного из жиз­ненных токов (ветров); восходящая праиа, 184, 25; 185, 7; 200, 17; 303, 27 (см. также прана).

УД ГИТА — возвышенная песнь, 349, 56.

УМА — «лен», «блеск»; «слава»; «покой»; «ночь»; дочь Хнмавата и Ме­ны, cvnpvra Шивы (Р\'дры), богиня Кали, 190, 10; 284, 7, 22- 285 15 25' 291, 37; 325, 16; 344, 35, 36; 351, 69.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — 206, 23 и сл.

УНМУЧА — «воздетый»; имя одно­го риши, 208, 28.

УПАНИШАДА — сидение внизу, у ног учителя, позже прямое значение «лова сгладилось, и оно стало понимать­ся в переносном смысле — тайноучение; философские части Вед. Упанишады (разделяются на древние, средние и позд- яие. Канон состоит из 108 ул., иногда «называют и большее число. У. входят жак отдельная часть в более обширное произведение — Араньяку, то есть Пи­сание, предназначенное для пустынножи­телей. Авторитет отдельных У. неравно­мерен. Самые авторитетные У.—наибо­лее древние, цитированные Шанкарой в толковании Ведантасутр или же ком­ментированные Шанкарой. Таких насчи­тывают 12, 231, 7; 244, 15; 251, 11, 12; 271, 30; 322, 164; 343, 8.

УПАРИЧАРА — «парящий», «ходя­щий вверху»; имя раджи, принявшего традицию- сатватов, защитника народа Васу (Васу-Упаричара), 337, 17, 47; 338, 3, 15; 339, 1.7.

УПАШРУТИ — «подслушивающая»;.имя злой богини, 344,.20.

УРВАШИ — «вожделение»; имя ап-сары, жены Пуруравы, родоначальни­ка кауравов,>334, 21, 25.

УТАТХЬЯ — имя ришн, потомка Ангираса, старшего брата Брихаспати 343, 49.

УЧЕНИЧЕСТВО - см. брахмачарья. УЧИТЕЛЬ — см. гуру.

УЧЧАЙХШРАВАСА — «насторожив­ший уши»; имя прародителя коней, 234 15.

УШАН ТУ — имя брахмариши, 208 30.

УШАНАС — имя легендарного волх­ва ведического периода, позже отожде­ствленного с Денницей (утренняя Вене­ра), Шукрой, 280, 15; 284, 10; 291 4 7, 12, ГУ и сл.; 291, 4; 337, 45; У. учи­няет расправу с Рудрой (Шивой), 344,

УШИДЖ — «спорый», «усердный»; отец Какшиванта, 208, 27.

УШИНАРА — название народа; имя его царя, 234, 19.

Х

ХАВИС — ежедневная жертва бо­гам. Домохозяин получает богатство, совершая жертву х., 191, 10; х.—симво­лическая жертва санньясина, 192, 5: остатки жертвы х. — уставная пища браминов, 221,;1.; Бали выполняет жерт­ву х., 227, 119; хорошо выполненной жертвой х. удовлетворяются боги, 264, 8; Вишну надлежит возносить жертву х., 285, 24; чистосердечную жертву х. испивает Нараяна; 341, 60; без мантр нет жертвоприношения х., 344, 9.

ХАНСА — гусь, фламинго, лебедь; X. Брама, 301, 2; X. — первое вопло­щение Вишну, 341, 103.

ХАРА — «уносящий», «удаляющий», «разрушитель»; эпитет Шивы, 208 19-285, 73; 344, 115.

ХАРИ — «желтоватый», «буланый» (конь, обезьяна); название горы, 327, 14; эпитет Вишну, 342, 111 114- 344 S, 40, 105.

ХАРИГИТА — Бхагавадгита: Песнь Хари или Бхагавана, 348, 11; 350, 54;(ср. также 350, 8).

ХАРИМЕДХАС — «сила», «крепость коня; эпитет Вишну, 338; 13; 349, 10, 350, 30; 351, 60 (см. также ашвамедха).

ХАРИТА — род голубя; мужское имя; женское имя; Харнтагита—назва­ние 279 главы..

ХАРИШМАШРУ - «конский волос», «усы (борода) Хари»: имя брамина, 294, 16.

ХАСТИНАПУРА - «город хобото-рукого» (слона) — Нагапура, 176, 23.

ХАХА — звукоподражание (ах, увы); имя гандхарва, 200, 11; 285, 7.

ХИМАВАНТ — «зимний», «снеж­ный», «ледяной»; Хималая — область зимы; название горного хребта, север­ной границы Деканского полуострова; эпитет горы Кайласы; персонификация отца Умы-Парвати, жены Шивы; на се­верном склоне X. — «потусторонний» светлый мир, 192, 8; брамин совершает тапас, обитая «у стоп X.», 199, 5; тыла X. никогда не видали люди, 203, 6; до­стигший совершенства пандит подобен X., 226, 1-6; на вершине X. боги прино­сят жертвы, 259, 23; Парада посещает X., 329, 3; Рудра сватает Уму, дочь X., 344, 35, 36; Нара-Нараяна на X. тво­рит тапас, 348, 3; у стоп X. Вьяса соз­дал «Махабхарату», 351, 9, 30.

ХИНДУКА — «колоброд», «реющий»; эпитет Шивы, 286, 69.

ХИРАНЬЯГАРБХА — «золотое се­мя», «золотая утроба»; часто употреб­ляется как эпитет Капилы, Брамы, Вишну: X. — буддхи, махан, Виринчи, 304, 18; X., по ученью Санкхьи,—душа мира, АУМ, 304, 19; X. — создатель Санкхьи, 310, 41; X. — эпитет Вишну, 344, 68.

ХИРАНЬЯКША — «золотое небо, пространство»; имя данава, которого убил Вишну, 341, 78.

ХИРАНЬЯКАШИПУ —«золотая под­стилка»; имя данава, 227, 54; 329, 19; 344, 21—23.

ХИРАНЬЯХАСТА — «золотооруж-ный»; имя раджи, 234, 34.

ХОМА — сома, особый напиток, употребляемый при жертвоприношениях;, слово это в санскрите почти совсем вы­теснено словом «сома», но оно прочно-удержалось в зароастризме, 193, 11 (см. также сома).

ХОТАР — жрец, руководящий ритуа­лом жертвоприношения; Брихаспати — хотар богов, 338, 5, 344, 8 и сл.

ХРИНИШЕВА — «стыдливый», «скромный», 227, 52.

ХРИШИКЕША — «кудрявый» (лу­чистый), как эпитет солнечных божеств: пандиты обычно предпочитают иное-толкование, разделяя X. на слова: хри-шика+иша = владыка чувств, эпитет Вишну-Кришны, 207, 2; 344, 39.

ХУТАШАНА — «пожиратель жертв»; эпитет Агни; иногда употребляется как особая персонификация Огня, 341, 9; 353, 10.

ХУХУ — звукоподражание (вой ша­кала); имя одного гандхарва, 200, II; 285, 7.

Ц

ЦВЕТ — символика ц„ 188, 5 и сл.; 281, 34 и сл., 69 и сл.; 286, 64 и сл;

Ч

ЧАКРАДВАРА — «отверстие в дис­ке»; название одной горы; имя раджи (Cakradhara — дискодержатель?), 322, 184.

ЧАНДАЛА — сын от отца-шудры и матери-браминки; «неприкасаемый»; один из наиболее презираемых. 293, 8; 298, 9; 304, 32. И ч. дорожит жизнью, 180, 38.

ЧАНДРАМАС — одно из олицетво­рений месяца, 315, 11; 344, 37.

ЧАРАНА — «странник»; особый вид мифических существ, 304, 31.

ЧАТАКА — вид индийской кукушки; эта птица начинает куковать перед дож­дем, и потому называется «птицей, просящей воды»; одна из любимых ме­тафор индийской поэзии, 362, 6.

ЧЕЛОВЕК — черный ч. из пота Ши­вы, 284, 40; нет ничего выше ч., 301, 20; ч. становится тем, кем хочет быть, 301, 32.

ЧЕРЕПАХА — образ манаса и инд-рий, 174, 52; 194, 7 и сл.; 247, 4, 5, 14.

ЧЕТАНА — «сознание», «мысль», 219, 6, 10; 239, 13; 303, 24; ч. — произ­водное гун, 287, 36.

ЧЕТВЕРИЦА — состояние сознания,, 217, 1, 13.

ЧЕТАС — «сознание», «разум», «во­ля», 323, 33.

ЧИРАКАРИН — «медлитель», 267.

ЧИТРАСЕИА — «пестрое войско»; имя одного гандхарва, 200, 12.

ЧИТРАШИКХАНДИН — «разные хохлатые» (шикхандин — «хохлатый»; аскет, носящий волосы, закрученные в узел); название созвездия «Ковш Боль­шой Медведицы», иначе называемого «Семь ришей», 337, 27, 30; 338, 20.

ЧИТТА — мысль, материя мысли» (как сверхиндивидуальное сознание). Дейссен часто отождествляет ч. с мана-сом. Джива исчезает в ч., 186, 6; когда успокоена ч., человек вкушает Вечность, 187, 31; пяти чувствам предшествует ч., 219, 11; ч. надо успокоить в саттве, 246, 9; ч. выше сочетания чувств, 276, 16; ч. сбивается с дороги, блуждает, 323, 13;. 363, 14.

ЧУВСТВО — 276, 12 (см. также индрии, суть).

ЧУЧУКА — название народа, 207, 42.

ЧХАНДИЛЬЯ — имя великого веди­ческого учителя, провозгласившего тож­дество Брахмо и Атмана. Первое упо­минание об этом учении и его творце— в Шадапатабр. уп., X, 6, 3* и в Чханд уп. (ср..примечание Дейссека к Чханд уп., 3, 14), 253, 14.

ЧЬЯВАНА — «потрясающий», «низ­вергающий; имя риши, жреца, 244, 19

Ш

ШАБАРА или ШАВАРА — «пест­рый»; название народа; эпитет Шивы, 207. 42.

ШАДЖА — «рождающий шестого»; название первого звука индийского ла­да, 184, 39.

ШАКАЛ — Индра в образе ш., 180, 7 и сл.; изо рта Вритры выходит его память в образе ш., 283, 3; ш. воют во время разрушения жертвы Дакши, 285, 65; ш. — эпитет Индры, 286, 35.

ШАКРА — «могучий»; эпитет Индры, царя, богов, 209, 23; 222; 223; 224; 225; 226; 341, 80; 342, 10; 344, 29; 354,.4.

ШАКТИ — «сильный», «сила»; сын Васиштхи, дед Вьясы, 351, 6.

ШАЛВА — название страны и на­селяющего ее народа, 234, 33.

ШАЛИХОТРА — «относящийся к то­му, кому жертвуется рис» (call), то есть к лошади; имя риши, написавшего гиппо­логию (учение о лошадях), сына Ка-пилы, 338, 8.

ШАМБАРА — «облако»; имя дана-ва, убитого Индрой, 227, 50; 228, 7.

ШАМБХУ — «благодетельный»; эпи­тет Шивы, Вишну, Агни, 257, 21; 304, 16; Ш. — Атман, 314, 13.

ШАМПАКА — «молниеподобный»; имя брамина, гл. 176.

ШАНАИШЧАРА — «медленно дви­гающийся», «медлитель»; название пла­неты Сатурн, 351, 56.

ШАНКАРА — «умиротворяющий»; эпитет Шивы, 285, 22; 335, 32;,344, 85; 85; имя знаменитого философа, основа­теля школы Веданты.

ШАНКХАПАДА — «нога улитки», имя сына Ману Сварочиши, 350, 37.

ШАНТА — название одного расте­ния ж. р.; имя дочери Дашаратхи, удо­черенной Ломападой, 234, 35.

ШАНТИ — «умиротворение»; имя одного риши, 338, 8.

ШАРВА — «убивающий стрелой»; эпитет Шивы, 286, 11.

ШАРИРА — см. тело.

ШАСТРА — закон, законодательство, священный кодекс, 178, 4; 261, 10; 270 61; 281, 27; 322, 26; 337, 33; 351, 72: 352, 6.

ШАТАДЬЮМНА — «стосветный»; имя раджи, 234, 32.

ШАТАКРАТУ — «стожертвенный» или «стосильный»; эпитет Индры, 225, 1; 226, 1; 282, 32; 323, 61.

ШАТАПАТХА — «стодорожный»; название самой большой и самой авто­ритетной Брахманы, 320, 23; 344, 11.

ШАТАРУДРИЯ — сто мантр, отно­сящихся к Рудре; название одной мо­литвы, 286. 68.

ШАТАШРИНГА — «строгий», рад­жа, предок Сулабхи, 322, 18.

ШАЧИ — «заячья»; одно из назва­ний луны, «прыгающей, как заяц», меж­ду созвездиями в день на 13 градусов; жена Индры, которого часто называют «супруг Шачи», 180, 54; 224, 31; 341, 81; 344, 27 и сл.

ШАШАБИНДУ — «узел» или «точ­ка зайца» (луны). Так назывались две точки эклиптики, в которых может на­блюдаться затмение; имя раджи, родо­начальника вришнийцев, 208, 11, 13.

ШВАПАКА — «варящий собаку», «собакоед»; название «неприкасаемого»,-внекастового, одного из наиболее прези­раемых, 208, 8.

ШВЕТАДВИПА — Белый Остров-легендарный остров поклонников На-раяны; на севере Молочного моря есть остров Ш., 337, 8; 338, 27; Нарада пу­тешествовал на Ш., 339, 42; 340, 1; На­рада на Ш. лицезрел Хари, 345, 24 и сл.

ШЕПТАНИЕ — особый вид аскезы: шепотное произнесение мантр, в нем постоянно должны упражняться брами­ны, 196; 197; Веды не требуют Ш., 196, 7, 8; Ш. надо отвергнуть, 196, 13; Ш. порочно по существу, 197, 13.

ШЕША — Змий бесконечности, на котором покоится Вишну-Нараяна;»' учении о вьюхах Ш. — джива, Санкар-шана, 341; 36.

ШИБИ или ШИВИ — «благой»; имя знаменитого раджи, 234, 19.

ШИВА — «благой»; имя бога аске­тов, отождествленного с Рудрой; позд­нее, при сформировании браманизма, Ш. вошел как третья ипостась в брамани-ческую троицу: Брама (созидатель), Вишну (хранитель) и Ш. (разрушитель). Ш., разрушая формы, освобождает дух, поэтому он покровитель йоги. Ш.—су-яруг Умы (Парвати), Вишну сотворил Ш ., 207, 34; три глаза Ш., 207,34; 282, 25; 286, 4, 12; Ш. разрушает жертву Дакши, 284;. 285; 344, 81; имена Ш., 286; Ш. глотает Ушинаса, 291, 11 и сл.; Ш. предрекает рожденье Шуки, 325, 11:и сл.; борьба Ш. и Нараяны и отожде­ствление их, 344, 79 и сл., 106 и сл.; -синешеий Ш :, 343, 36; 344, 19, 87; отож­дествление Ш. с Калой, 344, 113; Ш.— сын Брамы, 351, 69; 352, 10 и сл.

ШИКХА — «хохол», узел волос на голове; особый способ чтения Вед, 344, 76.

ШИКША — знание, искусство, пред--писание, учение, в частности граммати-тическое, как пособие для чтения Вед, 349 56

ШИПИВИШТА — «плешивый», «лы­сый»; одно из имен Вишну (солнце, по­терявшее лучи) — в тексте дано искус­ственное объяснение имени Вишну, 344, 43 и сл.

ШИТИКАНТХА — по толкованию Нилаканты — синешеий (Нилаканта), 344, 87.

ШИШУПАЛА — «охранитель детей»; «имя раджи чедийцев, убитого Кришной, 341, 98.

ШРАДДХА— тризна, поминаль­ный обряд, повседневная жертва пред­кам; «благочестие», «вера», 265, 8 и сл.

ШРИ — «счастье», «блаженство», «святость», «красота»; древняя богиня Лотос; имя жены Вишну, его шакти, 225, 1 и сл.; 228, 3 и сл.

ШРИВАТСА — священный знак вишнуитов, выражающий идею миро-проявления, как вечного становления духа в материи (ср. диалектику тетра­ды неопифагорейцев); внешне Ш.— особый завиток волос на груди Кришны. Ш. вполне аналогичен лингаму шиваи­тов, 344, 107; 345, 23, 36.

ШРИКАНТА — «прекрасношеий»; эпитет Шивы, 344, 107; 351, 69.

ШРИНГА — рог и предметы, выде­лываемые из него: ритон, музыкальный инструмент и пр.; молодой месяц, его рога — отсюда имя лука Вишну, 207, 6.

ШРУТАШРАВАС — «чуткий»; имя сестры Кришны; имя одного риши, 294, 16.

ШРУТИ — слышанное, переданное из уст в уста; священный закон, авто­ритет которого признается безусловно, тогда как смрити — «вспомянутое», «предание» — пользуется относительным авторитетом («Махабхарата» относится к смрити), 199, 86; 207, 5; 220, 17; 269, 16; 298, 27; 299, 34; 320, 71; 341, 105.

ШУДРА — член четвертой, полусво­бодной касты слуг; ш. — черная краска, 188, 5; происхождение ш., 207, 32; 320, 91; ш. надлежит слушать разумного ш., 210, 13; к ш. надо относиться друже­любно, 295, 1 и сл.; ш. украшается ра­сторопностью; 295, 21; дваждырожденный, исполняющий обязанности ш., от­падает от касты, 296, 3; занятия, дозво­ленные ш., 296, 4; 298, 21; состояние ш. — предел падения, ш. не. достоин посвящения, 298, 27; ш. может быть учителем, 320, 89.

ШУКА — «попугай»; сын Вьясы, 177, 15; 231, 8 и сл.; 323, 1 и сл.; 325; 335.

ШУКРА — «светлый»; сперма; наз­вание планеты Венеры — Ушанас, имя бога-небожителя, 198, 5; 294, 14; ш.— одна из творческих сил, 322, 112.

ШУНЬЯПАЛЯ — «заместитель»; имя одного риши, 244, 18.

ШУЧИШРАВАС — «внимающий чи­стому»; имя Вишну, 344, 63

ШУШРУ — та, которой надлежит повиноваться; эпитет матери, 267, 33.

ШЬЯВАНА— «темно-коричневый», «гнедой» (о коне); имя потомка Бхригу, 367, 1.

ШЬЯМАКА—«просо»; мужское имя, 273, 4.

Щ

ЩЕДРОСТЬ — щ. дайтьев до падения нравов, 228, 46; щ. раджей, 234, 14 и сл.

Э

ЭКАНТИН — см. преданный одному.

ЭКАПАД — одноногий, 208, 19.

ЭКАТА — «первый»; сын Праджапа-ти, 208, 31; 338, 6; 341, 12, 86; 343, 46.

ЭКАШРИНГА — «одноклычный: эпитет Вишну в его воплощении Bennei 344, 64. F

ЭХО — см. отзвук.

Ю

ЮВАИАШВА — «жеребчик» (см. Вришадарбха).

ЮГА — мировой период; четыре ю. составляют манвантару, или время суще­ствования одного мира, подвластного одному Ману. Каждая ю. разделяется на время «дня», «ночи» и «сумерек». Деятельность ю. последовательно убы­вает. 1. «Крита», совершенная ю. («зо­лотой век»), длительность которой 4000 лет+по 400 лет утренних и вечерних сумерек = 4800 лет. 2. «Трета»-юга на­зывается так потому, что ее длитель­ность определяется тремя тысячами лет для дня и для ночи + по 300 лет утрен­них и вечерних сумерек = 3600 лет. 3. «Двапара» (двойственная) -юга; дли­тельность ее дня и ночи 2000 лет + по 200 лет утренних и вечерних сумерек = 2400 лет. 4. «Кали» (черная) юга, дли­тельность ее дня и ночи 1000 лет и по 100 лет утренних и вечерних сумерек = 1200 лет. С каждой ю. жизнь людей укорачивается, общественные нравы па­дают, жизнь природы слабеет и, нако­нец, приходит к растворению, пралае, когда деятельность ее на время, равное времени четырех юг, прекращается. Счи­тается, что с начала войны на поле Ку­ру началась кали-юга, четыре ю.: крита, трета, двапара и кали, 207, 37 и сл 231, 19 и сл.; 232, 32 и сл.; 233; 238, 7 и сл.; кальпа, 304, 14 и сл. (см. также время, кала, кальпа, манвантара).

ЮДХИШТХИРА — «стойкий в бит­ве»; старший Пандава, которому при­надлежит право престолонаследия, сын Кунти-Прихти от бога справедливости Дхармы-Ямы, поэтому особенно стой­кий в соблюдении закона, правды (дхар­мы), отчего и получил эпитет Дхарма-раджа (праведный раджа); его поучает Бхишма после битвы, 341, 98, 99.

Я

ЯВАКРИТА— «ячменный»; мужское имя, 208. 15.

ЯДЖНАВАЛКЬЯ — «относящийся к жертвенной перевязи, лыку»; имя од­ного из выдающихся ведических учите­лей. Я. поучает Джанаку, 312, 4 и сл.; Я. получает от Сурьи Яджур-Веду, 320, 1 и сл.

ЯДЖУС — «жертвоприношение»; на­звание третьей Веды (Яджурведа), трак­тующей о подробностях свершения ри­туалов. Различают «Белую» и «Черную» Яджурведу, в последней много формул колдовского характера, то есть направ­ленных на причинение «вреда», «порчи» и пр., 344, 71; Яджнавалкья получает ®т Суоьи я., 320, 5 и сл. (см. также (Веда).

ЯКША — мифическое существо, дух из свиты богов; Якша упоминается наравне с гандхарвами, небесными музы­кантами, 188, 3; 302, 61.

ЯМА — «близнец»; «укротитель»; первый из людей, ушедших под землю (умерших). У Я. была сестра Ями, ко­торая совершала особые обряды, отда­вая свою жизнь, чтобы Я. не умер. Та­ким образом, Я. ушел под землю, чтобы стать владыкой мертвых. Позже он стал богом смерти. Как судья мертвых, он отождествлен с Дхармой, олицетворе­нием Закона и Справедливости. Слияние Я. и Дхармы произошло не полностью, иногда они появляются как разные пер­сонификации, 196, 6; 199, 16; 207, 37; 259, 7; Я. — укрощение, самообуздание, первая ступень йоги (см. также йога, йогин).

ЯСКА — название птицы (вороны?); имя риши, поклонника Вишну, 344, 43, 44.

ЯТИ — «сдержанный»; «пустынник»; нередко слово употребляется в смысле «лжепустынник», «лицемер», под видом отшельника скрывающийся асур (де­мон), 234, 5; 246, 10.

ЯТХАВАСА — «соответствующий действительности»; мужское имя, 244, 17.

ЯУНА — «относящийся к браку» название одного народа, 207, 43.

ЯЯТИ — (ят. — соединять, ср. сла­вянское «яти», которое тоже значит «соединять»). Имя древнего родоначаль­ника племен Кауравов и Ядавов, к ко­торому принадлежал Кришна; сын На-хуши, отец Яду и Пуру, знаменитый раджа, 311, 23; 328, 32.

Date: 2015-05-22; view: 362; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию