Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вернуться к оглавлению 4 pageПРАСЕНАДЖИТ — «победитель войска»; имя раджи, 234, 36. ПРАТАРДАНА — «отделенный»; раджа Кеши (Бенареса), 234, 20. ПРАТИРУПА — «подобный», «соответственный»; имя данава, 227, 54. ПРАХРАДА или ПРАХЛАДА — имя данава, 179; 180, 3; 222, 3 и сл.; 227, 51; П. не может поколебать копье Сканды, 329, 17. ПРАЧЕТАСА — «вникающий», «разумный», часто как эпитет разных богов; эпитет Дакши, 208, 6; 285,. ПРАЧИНАБАРХИС — «вне востока», имя сына Атри; отец 10 Прачета-сов, 208, 6. ПРЕДАНИЕ — см. пурана. ПРЕДАННЫЙ ОДНОМУ — «Белый человек с Белого острова», 350, 1 и сл. (см. также путь). ПРЕДКИ — 175, 6; 270, 15; 341, 57, 58; 347, 10 и сл. (см. также пинда). ПРИЗНАК (особый) — см. вишеша. ПРИТХА — «широкая»; «земля»; имя матери трех старших Паидавов, 194, 3; 343, 23; 350, 11. ПРИТХИВИ — «широкая», «земля»; богиня вкуса, 315, 9. ПРИТХУ — «широкий»; мужское имя; имя данава, 227, 50. ПРИЧИНА — первопричина, 202, 7; п. сутей — их собственная природа, 211, 4; п. всего — кама, 211, 11. ПРИШНИ — «пегий»; «пегое лоно» — эпитет Вишну, 343, 45, 75 и сл. ПРОБУЖДЕННЫЙ — п. и пракрита, 308, 44,, 45; 309, 20: п. и непробужденный, 308, 2 и сл.; 310, 1 и сл. ПРОЗА — «прозаические тексты «Мокшадхармы», 190, 9 и сл.; 191, 8 и сл.; 192, 1 и сл.; 344, 4 и сл. ПРОСТРАНСТВО — п. бесконечно, 182, 24 и сл.; 183, 9 (см. также акаша, суть). ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ — пары противоположностей, 174, 14; 322, 105 и сл. ПРОЯВЛЕННОЕ — п. и непроявленное, 211, 1 и сл.; 217, 2; 304, 36 (см. также авьякта). ПУДЖА — ритуальное выражение почтения, поклонение, 344, 9. ПУЛАСТЬЯ — «распространенный»; имя риши, сына Брамы,. 207, 17; 208, 4; 320, 61; 336, 36; 337, 29; 341, 88; 342, 69. ПУЛАХА — имя риши, сына Брамы; один из творческих принципов, 207, 17; 208, 4: 336, 36; 337, 29; 342, 69. ПУЛКАША — сын шудры от кшатрийки,. 180, 35; 298, 8. ПУЛИНДА — название народа, 207, 42. ПУЛОМАН — имя данава, 227, 51. ПУРАНА — «быль, бывальщина, былина». П. — название ряда эпических поэм мифологического характера, преимущественно вишнуитского направления. Насчитывается 18 п., древнейшие из них относят к VI в. н. э. Особенно чтится Бхагавата-пурана. Есть и ши-ваитские п., из которых особенно выделяется Ваю-пурана. Пурань! причисляются к каноническим книгам, 208, 5; 303, 108; 341, 125; 342, 18; 343, 6, 8. ПУРАНДАРА — «разрушитель городов» — эпитет Индры, 223, 30; 224, 36; 227, 49; 267, 47;, 344, 19. ПУРВАЧИТТИ — «предвкушение», «предчувствие»; имя апсары, 334, 21. ПУРОХИТА — домашний жрец. Брихаспати — пурохита богов и законодатель сатватов, 328, 1; 338, 1 и сл. ПУРУША — «горожанин»; дух, обитающий в теле; дух вообще, 185, 4; 205, 24; 210, 39; 344, 5; П. и саттва, 194, 38. П. — мерой с палец, 200, 22; 286, 105; связь п. с деятельностью, 206, 28; 222, 1 и сл.; черный п. Вселенной, 227, 83; п., освободясь от пракрита видит Запредельное, 307, 31; п. полностью отличен от пракрити, 310, 24; 317, 6 и сл.; связь п. с пракрити, 322, 177; п. бескачественен и непознаваем, 320, 39 и сл., п.-Нараяна, 339, 40. П. создает прадхану (пракрити), 342, 29; множественность п. и один их источник, 352, 2 и сл.; 353. ПУРУШОТТАМА — высочайший дух — Атман Веданты; 25 или 26 таттва теистической Санкхьи. П. — термин, почти специфичный для ранней (теистической) Санкхьи, 207, 8 и ел 337, 39; 364; 10. ПУТЬ — п. восхождения и нисхождения, 190, 14; 207, 8; 212, 3; 281, 36; 292, 22, 23; 302, 50 и сл.; 303, 42 и сл.; 350, 2 и сл. ПУШАН — «кормилец», «небесный»,, «Вселенский Человек»; гимн Ригведы описывает священнодействие жертвоприношения Пуруши-Пушана и создание: из костей его тела элементов космоса., 286, 78. ПУШКАРА —- «цветущий»; мужское имя; название местности, 209, 38. ПУШКАРАДХАРИНИ — «держащая цветок»; женское имя, 273, 8 и сл. ПУШПАВАН — «цветущий»; имя давана, 227, 52. ПХАЛЬГУНА — «красный»; название звезды (Марс); эпитет Арджуны, 343, 3 и сл.; 344, 5. Р РАБСТВО — порицание эабства, 263, 40, 41. РАВАНА — «заставляющий реветь, плакать» —. эпитет Дашагривы, десяти-голового ракшаса-брамина, сына Пу-ластьи и Пушпоткаты, 341, 89. РАДЖА — князь, царь; раджи (князья) подчинялись более сильному радже, их сюзерену, великому радже (махарадже). Независимость р. утверждалась особым торжественным обря-. дом жертвоприношения коня (ашвамёд-ха), очень дорогостоящим. Вассальные р. должны были участвовать в войнах, ведущихся их сюзереном; обязанности р., 268; 293, 23; 296, 24 и. сл.; препятствия к достижению Освобождения, 322, 130 и сл. ' РАДЖАС — «влечение, стремление, движение, страсть; вторая из гун (качеств) миропроявления, 194, 16, 29 и сл.; 212, 30; 213, 1, 12; 219, 31 (см. также гуны). РАЗВИТИЕ — ступени развития мира, 182, 35; 210, 14 и сл.; 276, 1 и ел,; 304, 13; 312, 8 и сл.; 342, 3; 350,. 78. РАИБХЬЯ — название известного стиха в ритуале; имя по отцу одного-риши, 208, 26;,338, 7; 350, 42, 43. РАЙВАТА — «происходящий из благоденствующего рода»; имя одного Ману, 208, 19. РАКШАС — «злой дух», «полуночник» (нишачара). В представлений о-ракшасе есть много противоречивых моментов. Так, с одной стороны, им приписываются разные сверхъестественные свойства; способность менять облик,, мгновенно проявляться и исчезать и пр. С другой же стороны — витязи сражаются с ними как с самыми обыкновенными богатырями: наносят им раны, убивают. Ясно, что в представлении о ракшасах слились два момента: представление о духах (бхутах) анимистических религий и представление о племенах, заселявших Индию до прихода арьев, с которыми пришельцам пришлось вести упорную борьбу, 188, 3; 210, 16; 284, 15; 286, 132; 329, 12; 330, 21; 335, 15; 341, 88; 344, 27. РАМА — «радующий», «черный», 2 воплощения Вишну: а) брамин, сын Джамадагни, из рода Бх'ригу, Р. с топором Парашурама — истребитель кшатриев, 341, 84, 104, 114; б) кшатрий, сын Дашаратхи, победитель Пара-шурамы и ракшаса-брамина Раваны, 341, 85, 104; 362, 15. РАНТИДЭВА — бог благополучия; эпитет Вишну; имя раджи, 294, 7. РАСКАЯНИЕ — блюститель закона не нуждается в раскаянии, 271, 13 и сл. Р. не освобождает от злого плода, 293, 9. РАСТЕНИЯ — состав р., 184, 7 и сл.; джива р., 184, 17; древо вожделения.» сердце, 254, 1; р. следует приносить в жертву, 266, 11. РАТХАНТАРА — особый гимн, саман, заклятие (Васиштхи), 282, 27; гимн Шиве, 285, 28. РАУМЬЯ — «волохатый», «волосистый»; имя чудовища, сотворенного Шивой, 285, 37. РАХУ — «захватчик»; имя асура, которого обезглавил Вишну за попытку своровать амриту; асура уже глотнул амриту, но она еще не успела пройти по его пищеводу, когда Вишна снес ему голову; поэтому голова, хоть и отрубленная, осталась жива; а тело погибло. Момент кражи проследили Солнце и Луна и сообщили о ней Вишну. Из мести голова гоняется за Солнцем и Луной, заглатывает их, но не может удержать: они из нее выскакивают (мифологическое объяснение затмения), 190, 8; 193, 30; 203, 22; 286, 103. РЕЧЬ — см. красноречие. РИБХУ — «сдатный», «искусник»; название класса богов, 208, 22. РИГВЕДА — первая и самая священная из Вед; сборник гимнов, возникший в середине II тысячелетия до н. з. (см. также Веда), 206, 16, 18; 246, 14; 350, 22). РИТАДХАМА — «убежище», «обитель закона»; эпитет Вишну, 344, 41. РИЧИКА — имя отца Джамадагни, 208, 33; 294,.13; имя раджи, 234, 33. РИШАБХА — «бык» — название второго звука лада, 184, 39; имя дана-ва, 277, 52. РИШИ — «мудрец, учитель»; 7 риши — сыны Брамы, 183, 6; 191, 10; 207, 17; 208, 4; 344, 18. РИШЬЯШРИНГА — «рог лани»; мужское имя, 234, 35; 298, 14. РОДСТВЕННИК — отношение к родственникам, 174, 16 и сл.; 243, 19; 299, 1 и сл. РОЖДЕНИЕ — рождение определяется звездами, 180, 45. РОХИНИ — «красная» — название звезды (Альдебаран?), 344, 32. РУДРА — «ревун»; глава марутов, богов ветра, грозы. Веды знают 10 рудр, а Шива стал одиннадцатым; вот почему одну из форм Шивы, Шиву-Столпника изображают с 11 головами. Но по существу Шива и Р. — разные олицетворения. Р. — ведический бог, прародитель марутов, он упоминается в гимнах Ригведы, посвященных мару-там, тогда как Шива — божество неарийского происхождения, он не Гро-мовник, он лесовик, бог дикой природы и ее производительных сил, однако, когда с развитием религии Шивы-Па-шупати Р. и Шива были слиты в одно божество, Шиве стали приписывать черты Громовника, и эпитет Рудры привился ему весьма прочно, 285, 13, 49 и сл.; 342, 37; 343, 18, 21 и сл.; 344, 19. Одиннадцать р., 285, 21, 37; 341, 51; 342, 37, 38; Р. тождественен с Вишну-Нараяной, 343, 22, 23, 27 и сл. РУЧИПРАБХА — «сияющий красотой» — имя одного из «бывших Индр», 227, 53. С САВИТАР — «спаситель», одно из олицетворений Солнца, 203, 9; 204, 13; 208, 20. САВИТРИ — «спасительница», женская ипостась Савитара; женское имя, 199, 7, 11; 273, 11 и сл. САДХАНА — то, что ведет к совершенству, успеху, достижению намеченной цели. В религии это система обрядов для достижения общения с избранным божеством; в йоге — система упражнений для достижения той или иной йогической цели, 275, 14. САДХЬЯ — «святой» — класс богов, 208, 22; 301, 2 и сл. САЙКАТА — вместе с первым» — имя риши, 244, 20. САМАДХИ — погружение, экстаз, состояние полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений в сосредоточенности. С. — последняя степень йогического сосредоточия, разделяющаяся на несколько ступеней: менее глубокая — с сохранением сознания (сампраджната с), последняя — великая с. (махасамадхи), из этого состояния не возвращаются, 196, 10, 16, 20; 199, 13; 230, 21; 253, 14; 351, 63: явления махасамадхи, 200, 19 и сл.; 323, 39. САМАНА — название одной из пран, 184, 24; 185, 9; 200, 17; 303, 27: 330, 32 (см. также прана). САМАНТА — «обладающий всеми членами», «целостный» — мужское имя, 288, 2, 3. САМКАЛЬПА — желание, стремление, 233, 16. САМОСОЗНАНИЕ — 200, 19; 205, 24; с. не восстанавливается после смерти, 219, 44 и сл.; с. присуще дживе. 241, 20. САМОСУЩИЙ — см. сваямбху. САМСАРА — «проистечение», мировой поток, круговорот жизни, основанный на бесконечности причинно-следственного ряда. Санкхья считает реальной материальную причину, ряда — природу, пракрити, а также изменение материальной причины, а значит и исполнительную причину (ср. формулу: глина, горшечник и горшок реальны). Освобождение заключается в том, чтобы понять, что «горшечник» относится также к пракрити и не отождествляется с «Я», Атманом, который есть «познающий поле». Сказано, что мудрые переплывают с. на корабле знания. Вишну-Кришна говорит, что он извлекает преданных ему (бхакт) из с. силой любви; освободившийся от с. не возвращается вновь, 195, 3: 271, 26, 33; женщины продляют ткань с, 213, 7; 217, 37; колесо с, 281, 59; существа погружены в с., пока истощатся плоды их дел, 292 18, 19; надо напрягать все силы, чтобы освободиться от уз с, 295, 2о'; 331 58. САМСКАРА — «отпечаток»; следовой рефлекс, следовое изменение психики, зависящее от дел, совершенных в прошлых существованиях, определяющих характер данной жизни, С. — понятие весьма важное в индийской философии, трактуемое разными школами по-разному, в зависимости от понятия причинности. Для Санкхьи с. есть реальное следствие реальной причины; для буддистов это мгновенные вспышки, создающие иллюзию продленности. САМХИТА — сборник, изборник, канон (о Ведах и прочих священных книгах), 196, 17; 199, 6; 117, 123; 365,3. САНА — «долголетний», «успех», «старик»; имя одного из 7 ришей, сыновей манаса Брамы, 342, 72. САНАКА — «старец»; имя одного из 7 ришей, сыновей манаса Брамы, 342, 72. САНАНДАНА — один из 7 ришей, именуемых сыновьями манаса Брамы, 342, 72. САНАТАНА — «древний», «вечный» — эпитет Вишну, 209, 27; 342, 72. САНАТКУМАРА — «вечно юный»— эпитет Вишну, эпитет Сканды; учитель йоги, 341, 37; 342, 72; 350, 41. САНКАРШАНА — «перетащенный», «перемещенный»; С. — вторая ипостась Нараяны-буддхи. По Нилаканте С. — это аханкара, Шеша, джива; старший брат Кришны — Баларама. Миф повествует, что Баларама был «перетащен», из лона Дэваки, матери Кришны, в лоно другой жены его отца Ва-судэвы. Миф символизирует переход Вечности (змий Шеша), в конечное, временное — переход вечного Атмана в природу, 207, 10; 341, 36, 40, 41; 346, 16. САНКОЧА — «стягивание», «оседание» — имя одного данава, 227, 53. САНКРИТИ — «поставляющий», «составляющий» — имя риши, постигшего Упанишады, 234, 17; 244, 17. САНКХЬЯ — «исчисление, перечисление, борьба (идейная и физическая), рассуждение». С. — название древнейшей традиционной философской системы Индии. Многие индологи видят зачатки С. в древних Упанишадах (Иша, Ма-ханараяния) и даже в древних (Чхандогья, Брихадараньяка). В Упанишадах С. определенно теистична и выявляет лишь легкие признаки дуализма. Такой же характер она сохраняет и в Гите, хотя дуализм здесь выражен более резко. Позже в С. определились резко выраженные материалистическое и дуалистическое течения, нашедшие себе законченное выражение в Санкхье-карике Ишвара-Кришны (I—II в. н. э.). Оно приобрело столь главенствующее значение, что ранняя С. отошла в тень, и когда говорят о С, то обычно понимают С. Иш-варакришны, эпическую же или раннюю. С. или совсем не признают, или признают как не оформившееся еще философское течение. Что такой взгляд ошибочен, легко убедиться, изучая «Мок-шадхарму», где можно найти вполне законченные изложения теистической и атеистической С. Гораздо позже Рамануджа (XI в.) на основе С. развил свои относительно монистические течения (савибхеда-адвайта). С. и Йога, 196, 6 и сл.; 239; 240; 302; 303, 100 и сл.; 307, 19 и сл.; 308, 5 и сл.; 309, 44; 312, 8 и сл.; 318, 2 и сл.; 320, 71 и сл.; 349, 82, 89, 93;, 350, 75, 83; 351, 75; традиционные правила передачи С, 310, 33 и сл.; признаки последователей С, 236, 35 и сл.; знатоки и распространители учения С, 342, 72 и сл.; 344, 66, 67. САННЬЯСА — «отречение», 196, 7 (см. также санньясин). САННЬЯСИН — «отрешенный»; выполняющий устав четвертой необязательной ступени жизни, 244, 23 и сл.; 245, 7 и сл. (см. также паривраджака, ступени жизни). САРАСВАТА — сын Сарасвати, ри-ши, потомок Атри, 200, И; 208, 31; 351, 39. САРАСВАТИ — «проистекающая» «речь»; богиня красноречия, наук и искусства; название реки. С. говорит ораминам о происхождении мира, 183, 8 и сл.; С. (речь) пребывает в языке, 239, 8; С. помогает Яджнавалкье создать Шатапатху, 320, 22; С. содействует развитию речи у браминов, 337, 35 и сл.; Бхагаван и С. Произносят священный слог АУМ, 341, 7; от С. возник Сарасвати, сын Речи, 351, 39; С. пребывает в Нараяне, 344, 47. САТВАТА — название первой монотеистической вишнуитской секты. Упаричара принял закон с. из уст Сурьи, 337, 19 и сл.; сущность Нараяны постигается с, 344, 50; Нараяна передает Браме закон С, 350, 29; закон С. всегда соблюдают, с, 350, 55, 56. САТТВА — «ясность», «уравновешенность», «гармония»; высшее из трех свойств (гун) пракрити; люди должны полностью изжить чувства: тамас, раджас и с, 194, 15, 16; муни всегда пребывает в е., 195, 4; с. также, приводит к заблуждению, 212, 17; приятное — это свойство с, 219, 30; с.. испускает теджас, а не гуны, 239, 14; различие между с. и познающим поле, 248, 22; 249, 1; 287, 33 и сл.; производит гуны, как, паук паутину, 287, 40, 41; с. выше и 322, 104. САТТРА — великий праздник Сомы с большим количеством обрядов, 227, 58. САТЬЕШУ — «стрела правды» — имя днава, 227, 52. САТЬЯВАНТ — «правдоречивый», «правдивый» — имя раджи, сына Дью-матсены, 268, 2 и сл. САТЬЯВАТИ — «правдоречивая», «правдивая» — мать Кришны-Двайпая-. иы, 326, 1; 351, САТЬЯМ — «правда»; Сатья — имя брамина, 273, 6 и сл. (см. также правда). САТЬЯСАНДХА — «погруженный в истину»; мужское имя, 234, 16. САУБХА — «благоденствие», «счастье»; название мифического воздушно-, го города данавов (мираж), 341, 95. САУТИ — сын возничего (сута); С, рассказывает радже Шаунаке «Махабхарату», слышанную им от Вайшампаяны, 341, 139 и сл.; 345, 1 и сл. САХАСРАДЖИТ — «тысячеподобный», «многопобедный»; имя раджи, 234, 31. СВАБХАВА — «самосущий» (ая), «своебытный», «собственная природа»; в системе Санкхьи часто под с. понимается пракрити в непроявленном состоянии (см. также сваямбхува); все появилось согласно с, 179, 11; потомство рождается силой с, 213, 12; от с. у человека познание своей природы, 222, 35; деятельность человека развивается в с, 232, 20; с. всегда пребывает в телах воплощенных, 239, 13; все связано с с, она выпускает гуны, как паук нити, 249, 2. СВАДХА — ритуальный возглас, собственное значение которого утратилось, 269, 35; 286, 78, 104; 289, 50; 305, 28. СВАРБХАНУ — «небесное солнце»— имя одного данава, 227, 51. СВАРОЧИША — «самосияющий»; «светозарный»; первый из Ману, получивший закон Брамы (ср. Сварожич, Даждьбогов внук, «Слово о полку Игореве»), 350, 36, 37. СВАСТЬЯТРЕЯ — «зеркало»; имя одного риши и название сочиненного им гимна, 208, 28. СВАХА — ритуальный возглас, собственное значение которого утрачено; о его мифологизации см. «Беседа Маркан-деи», гл. 224, 227 (вып. IV этой серии), 228, 22, 23; 269, 35; 286, 78, 104; 289, 50; 305, 28. СВАЯМБХУВА — «самосущий»: имя Ману, через которого воплотился Вишну как Нара-Нараяна, Кришна-Сваям-бхува, 336, 9; 337, 45, 46; 342, 34; 351, 42. СВИДЕТЕЛЬ — см. кшетраджана. СВОЕКОРЫСТНЫЙ — с. попадает в бездну, 197, 5. СВОЙСТВА — 30 свойств тела, 322, 102—112 (см. также вишеша, гуны). > СВОРАЧИВАНИЕ — (нивритти), 341, 67 и сл.; 342, 2, 100 см. также развитие). СЕМЯ — из с. продолжает развиваться с, 186, 14, 15; в с. ашватхи скрыто огромное дерево, 211, 2; с. рождается желанием, 214, 19; Вишну извергает золотое с, 286, 92; тело возникает от смешения с. и крови, 303, 33; с. способности — стремиться к объектам чувств, 322, 34 (см. также зарождение). СЕНАДЖИТ — «победитель войска»; имя раджи, 174, 8 и сл. СИДДХА — класс богов, 208, 22. СИЛА — с. как шестая действующая индрия (особенность данного варианта), 276, 22. СКАНДА — «впрыснутый»; «кумара»; — эпитет С, как полководца небесного войска. О значении и происхождении имени С. см.: «Беседа Маркандеи», гл. 225 (IV вып. этой серии); Кумара—С., 329, 8 и сл.; Махасена С. 341, 93. СКОТОВОДСТВО — с. порицается 263, 43—46. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ — с. к. не допустима, 268, 1 и сл. СМЕРТЬ — с. поражает мир, 175, 9; с, как волчица ягненка, уносит человека, 175, 14; «не я» есть с. «я», 218, 24; с. — конечная цель существ, 224, 9; у выполняющих дхарму нет страха с, 226, 23; познавший высшее преодолевает с, 245, 21; с. браминов, 283, 12: и сл., все живое дрожит перед с, 288, 1; добродетельный умирает собственной с, 299, 25; спеши выполнить свой долг, пока не настигла с, 300, 18; с. глотает существа, как змея воздух, 300, 31;. предвозвестники с, 319, 8 и сл.; о преодолении с, 322, 1 и сл. (см. также кончина). СМЕШЕНИЕ — с. свойств, 350, 77 и сл. СОБИРАТЕЛЬ — с. колосьев тот, кто по обету питается только зерном собранных колосьев, 273, 3; 365 1 4; 366, 9; 367, 9. СОЗВЕЗДИЕ — благоприятные с, 180, 45, 46; неблагоприятные с, 180, 46, 47; изучение хода с. не дает познания природы существ, 201, 8; с—праведники, 271, 25; добродетельный умирает под чистым "с, 229, 24; 27 жен Сомы называются с, 344, 32. СОЗНАНИЕ — с. уничтожается после смерти, 219, 2. СОМА — «перебродивший»; сок особого растения (эфедра?), употребляющийся для ритуальных целей; связанный с влагой месяц; божество месяца; С. — муж 27 дочерей Кашьяпы, 207, 24; 344, 32; С. — сын Атри, 208, 9; вкус соответствует качеству с, 210, 35; С. среди других божеств в теле Вишну, 286, 9; С. равен своей шестнадцатой части, 306, 4; С. падает на землю и вновь восходит, 333, 54, 55; Дакша проклинает С, 344, 32, 33. СОН — состояние сознания во с, 204, 1 и сл., 253, 8 и сл.; 276, 23 и сл.; 303, 88 и сл.; опасность оскверниться во с, 216, 1; время с, 243, 6; сонливость считается, пороком и преодолевается умножением саттвы, 275, 5; 303, 56; сладкий с. — признак умиротворенности, 318, 19. СОСТРАДАНИЕ — равнодушие познавшего не должно нарушаться е., 215, 4; настоящий человек тот, кто сострадателен к врагу, 227, 24; с. свойственно, людям, 227, 111 (см. также неврвждение). СПОР — спор порицается, 180, 48; 270, 66. СТОЛПНИК — эпитет Шивы, 257, 20; 258, 1. Стхану — имя, одно из творческих начал, 336, 36. СТРАДАНИЕ — си наслаждение— пара противоположностей (бинер), 174, 18 и сл., лекарство от с, 205, 2 и сл. 332 СТХУЛАШИРАС — «крепкоголовый»; имя одного риши, 344, 34. СТУПЕНИ ЖИЗНИ — (ашрама); обитель; стадия жизни. Согласно более поздним установлениям (Законы Ману) различалось 4 стадии (ступени) жизни, из которых три были обязательными; состояние ученичества (брахмачарья), когда молодой человек в течение 12 лет находился на обучении у гуру, духовного учителя; в это время он соблюдал половое воздержание, отчего позже слово «брахмачарья» приобрело значение «целомудрие». По окончании ученичества наступала вторая ступень—домохозяина (грихастха), срок которой был менее определенным, во всяком случае до наступления зрелости старшего сына. Третья ступень — отшельничество (ва-напрастха) — букв, «пребывание в лесу, пуще». Отец передавал сыну священный огонь, а с ним и все хозяйство и уходил в лес, где предавался размышлению и другим духовным подвигам. Четвертая ступень санньясииа (отрекшегося) была самой суровой. Перед вступлением на эту стадию человек совершал над собой погребальные обряды и считался как бы умершим. Санньясин только в период дождей мог жить на одном месте, но вне селения; в остальное время он мог оставаться на одном месте не более трех суток. Питаться он должен был добровольным подаянием. Санньясином можно было стать, минуя другие стадии (ашрама), даже в отроческом возрасте, 271, 22 и сл.; 289, 12 и сл.; 1 ступень, 191, 8 и сл.; 2 ступень, 234, 4 и сл.; 3 ступень, 192, 1 и сл.; 4 ступень, 192, 3 и сл. (см. также брахмачарья, домохозяин отшельник, пари-враджака, санньясин). СУВАРНАБХА — «златосиятель-ный»; имя одного из ману; эпитет Шивы в его солнечном проявлении; имя жены одного из олицетворений солнца, 350, 38. СУДИВАТАНДИ — «причастный благоприятному дню»; имя раджи, 244, 17. СУДЬБА — мир зависит от с, 174, 29; 181,.13; с. — следствие дел, 181, 8 и сл.; с. нет, 292, 12. СУЛАБХА — «легкодостижимая»; женское имя; имя странницы, беседующей с Джанакой, 322. СУМАНТУ — «благомыслящий»; имя риши, ученика Вьясы, 320, 20; 329, 26. СУПАРНА — «прекрасноперый»; употребляется часто как эпитет Гаруды, птицы Вишну; имя одного риши, 350, 20 и сл. СУРА — «бог»; олицетворение положительных, благодетельных сил природы; противники асуров. В доведиче-ские времена соотношение было обратным, о чем свидетельствует значение слова «асура» — «сияющий», лучезарный». Маздеизм сохранил именно такое соотношение, ибо в нем положительное начало именуется «Ахура», 182, 27; 209, 15; 227, 13, 40; 282, 38; 284, 46; 291,2; 342, 7; 344, 18, 62. СУРАБХИ — «приятная», «милая»; имя одной из дочерей Дакши, жены Кашьяпы, прародительницы коров, 284, 54. СУРЬЯ — «Солнце», бог Солнца, 266, 8; 320, 3; 344, 37; 364, 1 и сл.; С. распространяет Панчаратру, 341, 119, 121. СУТА — сын отца-кшатрия и матери-браминки, 298, 8. СУТЬ — (Бхута, махабхута) — существо, существование; большое существо, большое существование. В философии Санкхьи «махабхута» называется «элементом», «стихией», которых Сан-кхья насчитывает 5, тогда как греческая философия насчитывает их 4 + 1 (квинтэссенция). Название «эссенция» (essentia) в переводе на русский — «суть», «сущность», вполне соответствует санскритскому «бхута», которое имеет еще значение и «дух» в смысле низшего духа, что соответствует «элементалю» неоплатоников; еще больше соответствует этому слову «bhutatma»; однако употребление этого термина слишком широко; нередко он понимается как «душа мира», «anima mundi», особенно в обороте «Sarvabhutatma bhutatma», и в таких случаях смысл термина близок смыслу терминов «mahan» и «buddhi». Иногда трудно дифференцировать в переводе термины «bhuta» и «tattva», так как последнее слово тоже значит «суть», «основа», но в «bhuta» больше выражен виталистический оттенок, экзистенциальный, а в «tattva» — материальный, субстанциональный. В переводе «mahabhuta» по большей части сохранена традиция подстрочной передачи— «великие сути» (die grosse Elementen), хотя, может быть, правильней переводить через «плотные сути» (grobe), так как название в Санькхье противопоставляется понятию «tanmatra»; слово «tanu» выражает скорее не величину, а состояние: «тонкий» не в пространственной категории («мелкий»), но в категории модальности (разреженный; эфемерный). Таким образом, сложность философской концепции и недостаток адекватных терминов вынуждают к некоторой условности; под словом «суть» собраны тексты, говорящие главным образом о «пяти стихиях», а под словом «таттва» — тексты, говорящие о высших таттвах: 25, 26 и отчасти 24, тогда как остальные тексты, касающиеся таттв, собраны под специальными терминами: буддхи, манас и пр., 183, 5 и сл.; 184, I и сл.; 186, 1 и сл.; 194, 5 и сл.; 210, 29; 211, 4 и ел-219, 7 и сл.; 239, 6 и сл.; 247, 3 и сл.; 287, 3 и сл.; 312, 10 и сл.: С. — их взаимоотношения, 232, 2 и сл.; с. вступают в Брахмо, 233, 18; с. от самосущей причины, 239, 6; с, в теле, 276, 4 и сл. СУХОРУКОСТЬ — 180, 39. СУХОТРА — «благая жертва»; имя данава, 227, 52. СУЩЕСТВО — четыре класса существ в зависимости от способа зарождения, 237, 11. СЧАСТЬЕ — сущность с, 174, 47 и сл.; человек — сам творец своего с, 195, 21. СЬЮМАРАШМИ — «лучистый»; имя одного риши, 269, 9, 18. Т ТАЙНОУЧЕНИЕ — см. упанишада. ТАЙТТИРИ — «куропаткин», «происходящий от куропатки» (tittiri, ср. «тетерев»); имя риши, с которым связано название одной из Упанишад (Тайттирья уп.); старший брат Вайшам-паяны, 338, 9. ТАМАС — «тьма, инерция, третье»; низшее из трех качеств природы (пракрита); люди должны полностью изведать чувства: т., раджас и саттву, 194, 16 и сл.; преданный Атману должен отстранить т., 212, 30; т. вызывает гнев, жадность, спесь, 213, 1; отсутствие распознавания, заблужденье, нерадивость — свойства т., 219, 29; мысль, пораженная т., — нестойка, 219, 38. ТАНДЬЯ — «ударный»; потомок Тандьи, одного ведического риши, 244, 17; 298, 14; 338, 7. ТАНМАТРАС — тонкие сути, находящиеся в теле и соответствующие плотным сутям среды (см. суть). ТАНТРА — основа ткани (натянутая на станок); суть, субстанция; позже—название священных книг шиваит-ской секты тантристов, а также книг буддийского канона, 174, 4; 188, 16; 20; 337, 40; 353, 18. ТАПАС — возогревание, накаливание, усердный труд, духовный подвиг, самоистязание, аскеза, умерщвление плоти; как основа миропроявления, 188, 2; 217, 15; 297, 15; через т. совершается жертва, 196, 11; отречение и смирение — высший т., 221, 5; т. есть благо существ, 232: 22; согласно здоровью, способностям, времени надо совершать т., 268, 36; мало людей совершают т., 297, 13; путь в небо открывает т., 297, 14; в трех мирах нет ничего недостижимого для т., 297, 23; при утрате счастья надо совершать т., 297, 26. ТАРКШЬЯ — название мифического существа, ранее представлявшегося в виде коня, позже — в виде птицы (Га-руда); эпитет Шивы, 286, 58; эпитет Ариштанеми, 290, 4. ТАТТВА — кон (ср. доскональный), суть, действительность, истинное соотношение, сущность; кто постигнул т., тот умиротворяется, 179, 28; общее учение о т., 212, 1 и сл.; 304, 15 и сл; двадцать четыре т., 304, 29; 308, 10; 312, 25; двадцать пятая т., 304, 38; 307, 28, 39; 308, 43; 309, 1 и сл.; 310, 8; 320, 56; 341, 24; двадцать шестая т., 310, 7, 20; 320, 55; восемь творческих т., 308, 29, 30. ТВАШТАР — творец; слабо персонифицированное представление о творческой причине мира; в системе Санкхьи обычно эта причина мыслится имманентной миру (атеистическая позиция), но ранняя Санкхья и вишнуизм допускают существование причины, трансцендентной миру (теистическая позиция). Мифологически под т. часто понимается Брама или какой-нибудь Ману, 208, 16, 18; 344, 20 и сл. ТЕЛО— система Санкхьи дает очень развернутое учение о теле, его составе и развитии. Представления Санкхьи легли в основу Аюрведы, индийской традиционной медицины, а отсюда, через арабский Восток, физиологические концепции Санкхьи перешли в средневековую медицину (Ибн Сина). Т. — вместилище счастья-несчастья, 174, 21; состав т., 184, 20 и сл.; 185, 1 и сл.; 239, 7 и сл.; 252, 3; 276, 11; 299, 14; 341, 34; 344, 58; плотное и тонкое т., 196, 21; 202, 18; 318, 5 и сл.; т. и лжива, 201, 10, 23; 210, 39; 214, 15; 218, 28 и сл.; 299, 13; 319, 1: 341, 34 и сл.; недолговечность т., 224, 6 и сл.; 331, 42 и сл.; 333, 4; бодрое т., не разрушается, 227, 4; запредельное непроявленно пребывает в т., 239, 18, 32; 276, 32; т.— микрокосм, 245, 30; надо охранять четыре двери т., 270, 23; 301, 28; какие свойства т. передаются от отца и какие — от матери, 307, 5 и сл.
|