Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вернуться к оглавлению 2 page
ВИРАСУ — «рождающая богатырей»; один из эпитетов женщины-матери, 267, 32. ВИРАТ-ВИРАДЖ — имя одного раджи, 286, 84; 343, 15. ВЙРИНЧИ — эпитет Брамы-Вишну; Хираньягарбха, Буддхи, Махан, 304, 18; эпитет Вишну, 344, 66. ВИРОЧАНА — «озаряющий», «освещающий», «солнце», «луна»; имя данава, отца Бали, 223, 2; 227, 51; 341, 79 (см. также Б,али). ВИРУПАКА — «бестелесный», «безобразный»; имя данава, 227, 52. ВИРУПАКША — «безобразногла-зый»; особые духи из свиты Шивы; эпитет самого Шивы, 208, 19. ВИЧАКХЬЮ — имя раджи, ганд-харва, выступавшего против кровавых жертв, 266, 1. ВИШВА — «весь», «целокупный», «каждый», «всеобъемлющий»; "особый класс богов; нередко — как эпитет Вишну, 200, 10, 11; 284, И; 325, 19. ВИШВАВАСУ — «везде живущий»; имя царя гандхарвов, сына Кашьяпы, задающего, вопросы Яджнавалкье, 285, 8: 320, 27, 36, 48. ВИШВАДАНШТРА — «всезубый»-имя данава, 227,' 53. ВИШВАДЖИТ — «всепобеждающий»; имя данава, 227, 54. ВИШВАДЭВА — «всебог» — особый класс богов, 198, 5; 207, 23 ВИШВАКСЕНА — «всеохранн-тель» — эпитет Нараяны, 339, 29. ВИШВАМИТРА — «всеобщий друг»; имя риши, 208, 33. ВИШВАРУПА — «всеобразный»; сын Тваштара, домашний жрец богов, 208, 18; 320, 62; 341, 1; 344, 20 и сл. ВИШВАСЕНА — «все войско»; имя гандхарва, 285, 8. ВИШЕША — «особенный», «выдающийся»; особые свойства предметов, им присущие (свойства сутей. органов), 210, 32', 304, 24 и сл., 308, 29; 309, 4 и сл.; 312, 14; 313, 12.. ВИШКАРА — «засов»; имя данава, 227, 54. ВИШНУ — имя бога, малоизвестного в Ведах, выдвинутого на первое место в период создания Эпоса, как бог кшатриев; в Эпосе очень ясно выражено соперничество с богом браминов Шивой, закончившееся примирением в так называемой браманической троице: Брама-Вишну-Шива. (О В.-Нарая-не см. 'весь отдел «Нараяния»); величие В., 182, 20; 206, 12; 281, 5 и сл.; В. производит все существа и касты, 207, 1 и сл.; воплощения В., 209, 16; 341, 75, 103 и сл. В. потрясает копье Сканды, 329, 9 и сл.; учение об ипостасях (выоха) В., 341, 34; значение имени В., 343, 43; 345; В. сражается с Шивой и тождественен ему, 344; В. создает предков, 347, 18 и сл.; В. — Пуруша и Прадхана, 349, 18; В.-Нараяна, творец мира, 350; В. — познающий поле, джива, 350, 58. ВИШНУИЗМ — религия Вишну. Веды уделяют в. мало внимания. В период Эпоса Вишну выдвигается на первое место как бог кшатриев. Отличительная черта в. — отрицание кровавых жертв и развитие бхакти. В. в период эпоса соревнуется с шиваизмом (религия браминов) вплоть до открытой борьбы с ним; позже найдено компромиссное решение в виде браманической троицы Брама-Вишну-Шива. Религию этой троицы иногда называют индуизмом,, иногда — боахманизмом. ВНЕШНИЕ ЗНАКИ' — для Освобождения они'бесполезны, 322, 49 и сл. ВНУТРЕННЕЕ «Я» — см. Адхьят-ман. ВОЖДЕЛЕНИЕ — в. возникает от неведения, заблуждения, 211, 10; 254, 1,,8; в. препятствует Освобождению, 272, 46 и сл.; в. приводит к нарушению Дхармы, 274г 5 и сл. ВОЗДАЯНИЕ — в. за исполнение долга, 292, 7; в. зависит от сочетания гун, 304, 43. ВОПЛОЩЕНИЕ — см. перевоплощение. ВОПРОСЫ — в. Вишвавасу о Вселенной, 320, 28. БРАТЬЯ — сын шудры-отца и ма-\тери-кшатрийки, 208, 9. ВРЕМЯ — «космическое время, времяисчисление», 210, 14; 211, 12, 221,,11; 523; 224; 225, 10, 14; 227, 29 и сл.; 231, 9 и сл. (см. также кала). ВРИТРА — «утеснитель», «враг», 280; 282; 283. ВРИША — «мужчина»; «самец»: имя дАнава, 227, 52; 344, 60. ВРИШАДАРБХИ — или Юванашва (я^еребчик) отдал сокровища жене, 234, 25. ВРИШАНДА — имя данава, 227, 54. ВРИШИКАПИ — «мужчина-обезьяна»,эпитет Вишну, 344, 61; 347, 8, 23 и сл. ВРИШНИ — «мужественный»; название народа, к которому принадлежал Кришна, отчего его часто называют Варшнея, потомок вришни, 210, 14; происхождение народа, 208, 13. ВЬЮХА — ипостась, 341, 36; 346, 15 и сл.; 4 ипостаси Вишну, 350, 57; 353, 20 (см. анируддха, санкаршана). ВЬЯКТА — «проявленное»; обычно под этим понимается пракрита, 322, 108 (см. пракрита, авьякта). ВЬЯНА — см. прана. ВЬЯСА — «изложение», «сопоставление»; имя легендарного мудреца, которому приписывается изложение «Ма-хабхараты», Пуран, Веданты; сын Парашары от Сатьявати, отец Шуки. Его отождествляют с Кришной-Двайпаяной; предок Кауравов и Пандавов. Так как, по преданию, В. распределил гимны Вед по отделам, поэтому и назван «Вьяса» («распределитель, редактор»). Создание канонических текстов приписывалось высшему сознанию (Браме), а люди «лишь излагали их», 231; 236; ученики В. (Вайшампаяна, Джай-мини, Пайла, Суманту и Шука), 329; 330, 1 и сл.; 342, 18 и сл.; 351, 9 и сл.; его прежние формы существования, 351, Г ГАЛАВА — имя одного риши, 289, 3. ГАНГА — название священной реки Индии,' 228, 6; 259, 22; 284, 17, 22; 344, 3! ГАНГАДВАРА — «врата Ганги», название ущелья, из которого Ганга выходит на равнину, 285, 4. ГАНДХАВАТИ — «благоуханная»; мать Кришны-Двайпаяны, 348, 8. ГАНДХАМАДАНА — «опьяняющий благовонием»; гора подвижников, связанная со сказанием о Раме, 336, 13; 344, 80. ГАНДХАРА — «благоуханный»; название народа; третий звук лада, 184, 39; 207, 43. ГАНДХАРВА — «небесный музыкант», 188. 3; 207, 25; 210, 22; 284, 11; 285, 7; 302, 6.1. ГАРГА — имя риши, 320, 60; отец Калаяваны, противника Вишну;' 341, 95. ГАРГЬЯ — сын Гарги, 210, 23 (см. также Калаявана). ГАРИ — см. Хари. ГАРУДА, ГАРУТМАН — имя птицы, царя птиц, носящего Вишну, сына Винаты, 329,6; 334, 11; 339, 35, 36. ГАУТАМА—риши, муж Ахальи, изнасилованной Индрой, 208, 33; брамин, отец Медлителя, 267, 4, 8, 61, 66, 68, 72; 344, 18. ГАЯ — имя царя страны, 234, 26. ГАЯТРИ — название ведической священнейшей мантры; воззвание к Савитару, произносить которую разрешалось только брамину, 286, 6. ГИРИВРАДЖА — «горный странник»; название главного города страны Магадхи, 341, 9. ГИРИША — «горец», эпитет Шивы 286, 69. ГНЕВ — причина заблуждения, 199, 120; 213, 4; 235, 29; 240", 5; 272, 12-301, 11. ГОВИНДА — «добыватель коров или земли»: «го» значит «корова» и «земля»; эпитет Вишну-Кришны; оба значения оправдываются соответствующими мифами. Редко — эпитет Шивы 207, 2, 26; 286, 85, 95. ' ГОЛОВА — лошадиная, форма проявления Вишну-Нараяны, 342, 92; 344, 73; 349, 50 и сл.; конеголовый, 342, 98; 344, 35, 75. ГОМАТИ — «почитание коровы»; название реки, возле которой находились знаменитые во времена создания «Махабхараты» лес Наймиша и пустыня Бадари, где подвизались Нара и Нараяна, 357, 2. ГОТАМА — второе имя риши Дирг-хотамы, 226, 20; 343, 56; 344, 57. ГУДА — брюшная полость; кишечник; задний проход, 185, 11. ГУНА — «нить, волокно»; «качество, свойство»; Санкхья различает три г., диалектическое движение которых обусловливает миропроявление: саттва (ясность, уравновешенность), раджас (стремление, страсть) и тамас (косность, мрак). Теория г. более разработана поздней Санкхьей и лишь намечена ранней, где преобладает теория пран, свойственная упанкшадам; (см. пракрита, суть, орган). О г. развернуто говорится в 316 главе. Г. и буддхи, 194, 18; 287, 18; Г., их свойства, 212, 17 и сл.; г. и свойства человека, 219, 13, 25 и сл.; саттву испускает теджас и г. — пустой звук, 239, 14; г. возникает из собственного лона, 247, 19 и сл.; Атман распространяет только саттву, 248, 20 и сл.; саттва творит г., 249, 1 и сл.; г. постигаются после смерти, 251, 15; г. не знают А, не он их творец, 287, 35; Атман выпускает г., как паук нить, 287, 41; связь с г. — причина перевоплощений, 304, 43; г. — волны в океане, 308, 32. ГУНА — гуны (народ), 327, 15. ГУРУ — «тяжелый», «важный», «почтенный», «учитель» (особенно духовный), «родитель» (в двойстенном числе), 191, 8; 242, 4, 16 и сл.; 267, 16, 268, 27; 303, 98; 356, 1. ГУСЕНИЦА — г. в коконе — образ пуруши в гунах, 305, 4; 331, 28, 29. ГУХА — «тайный», «скрытый», «пещера»; эпитет Сканды, 286, 136; название народа, 207, 42; 286, 136. ГУХЬЯКА — «скрывающийся»; духи — хранители кладов из свиты Ку-беры, 284, 9. ГХРИТАЧИ — «жирный»; «жертвенная ложка»; имя одной апсары, 326, 2 и сл.; Г. (м. р.). Д ДАДХИЧИ — имя риши, отдавшего свои кости Индре для изготовления громовых стрел, 285, 12; 344, 25, 26. ДАИТЬЯ — сын Дити («ограниченности»), асур, враг суров (богов), 188, 3; 225, 38; 320, 63. ДАКША —.«усердный», «прилежный», «способный», «волевой»; имя одного из Адитьев, часто' отождествляемого с Праджапати; Д. — сын Брамы, 207, 19; Д. отождествляется с Ка, 208, 7; Д. — «бывший Индра», 227, 51; Д.-Праджапати, отец Умы, 284, 19; Д. приносит жертву, ее разрушает Шива, 284, 19 и сл.; 285; 344, 80 и сл. (три варианта мифа); дочери Д. и их мужья, 344, 32. ДАКШИНА — плата за обряд, 264, 33; 328, 17; 342, 60.. ДАНАВА — потомок Дану; д. — противник богов, 179, 16; 188, 3; 207, 27, 28; 285, 7. ДАНУ — мать данавов; дочь Дак-ши, жена Кашьяпы, 207, 28. ДАСРА — имя одного из Ашвин, 341, 53. ДАШАГРИВА — «десятиголовый»; Равана, убитый Рамой, 362, 15. ДВАИПАЯНА — «островитянин»; эпитет великого риши Кришны-Вьясы, сына Парашары из рода Васиштхи, 207, 3; 325, 25, 27; 330, 16; Д. — поклонник Нараяны, 341, 136 и сл. Жителем какого острова был Кришна-Д. не уточнено, но в повествовании о Шуке говорится об огромном расстоянии от этого острова до Митхилы и о том, что Шуке приходилось проходить через многие страны, в том числе и через Китай. ДВАПАРА — третья юга, исчисляющаяся в 2000 лет дня и ночи и по 200 сумерек (см. также юга). ДВИТА — «второй»; сын Праджапати, 208, 31; 338, 6. ДЕЛО — освобождение от д., 201, 17; 241, 3; д. связывает, 220, 222; д. и неделание, 342, 3; не следует торопиться действовать, 267, 1; и воздаяние за него, 280, 20; йога действия, 322, 29 и сл. ДЕНЬ — д. Брамы (см. время). ДЖАДЖАМИ — «желающий стать водой»; имя одного риши, 262,- 1; 264, 31. ДЖАИГИШАВЬЯ — сын Джигиши («желающего победы»); имя одного риши,229, 3 и сл.; 320, 59. ДЖАЙМИНИ — имя риши, ученика Вьясы, основателя особой философской школы, 320, 20; 329, 27. ДЖАМАДАГНИ — «пламенеющий»; «огонь пожирающий»; значение слова неясно; имя брамина, отца Парашура-мы, воплощения Вишну, 208, 34; 234, 26; 294, 15. ДЖАНАДЭВА — «рожденный богом»; имя раджи, потомка Джанаки, 218, 3. ДЖАНАКА — «родитель»; раджа страны Видехи с. главным городом Митхилой, отец Ситы, жены Рамы, 178, 1 и сл.; 277; 322, 4 и сл.; 328, 1 и сл. ДЖАНАМЕДЖАЯ — «приводящий людей в трепет»; имя разных радж, в том числе и правнука Арджуны, 234, 24; 341, 134; 342, 6. ДЖАНАНИ — «родительница», 267, 32. ДЖАНАРДАНА — «побуждающий или утесняющий людей»; эпитет Вишну-Кришны, 337, 21; 341, 133; 344, 90. ДЖАРАСАНДХА — «старый союзник» или «связанный с возлюбленной»; имя раджи, 341, 96. ДЖАПА — см. шептанье, ДЖАЯНТА — «победите льный»; имя раджи, 208, 20 ДЖИВА — «живой»; индивидуальное, эмпирическое «я», 174, 50; 182, 4; 186; 187; д. в растениях, 184, 17; д. не постигает разницы между творцом и сутями, 194, 9; д. — семя воплощенных, 213, 13; д. едм утверждает свое существование, 213, 16; д.' находится в Атмане, 239, 22; д. присущи гуны, 241, 19 и сл.; д., находящийся в теле, вечен, 276, 29 и сл.; мера души, д. — 6 цветов, 281, 34; д. выходит из тела, 319, 1 и сл.; д. — Шеша Санкаршана, 346 16. ДЖНАНА — «знание»; знание и дело (джнана и карма), 322, 29 (см. также знание). ДЖЬЕШТХА — «лучший», «превосходный»; имя брамина, 350, 47. ДЖЬЕШТХАСАМАН — «превосходный гимн», 350, 47. ДЖЬИОТИШКА — «сияющий», «блестящий»; название утеса на Меру, 284, 5. ДИРГХАНТАМАС — «долго пребывающий во тьме»; имя слепого ведического риши, впоследствии называвшегося Готама, 343, 54. ДИТИ — дочь Дакши, жена Кашья-пы, мать Бали и других дайтьев, 207, 20, 28; 282, 40; 330, 53; 341, 79. ДОБРОНРАВИЕ — 212, 1; 218, 2; 226, 21. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА — под этой рубрикой собраны особенно распространенные в индийской философии вообще, и в частности в философских текстах «Махабхараты», д.: трава и стержень; мошка и лист; рыба и вода; вода и птица, 181, 19; 194, 39, 47; 317, 12; 248, 23; 310, 23; сосуд, погруженный в море и вне его, 186, 5 и сл.; ряд. аналогий — 203, 7; о д. сказано в Агамах, 210, 24; учение о д., 218, 322, 88 и сл.; познающий поле отличается от пракрити, как рыба от воды, 287, 35; гусеница в коконе, 305, 4; рыба не замечает разницы между сетью и водой,, 309, 25 и сл.; горшок, масло и муха (разница между содержащим и содержимым), 322, 179. ДОЛГ — см. дхарма. ДОМОХОЗЯИН — обязанности д., 234, 6, 13; 235, 25; 242, 30; 243; 270, 4 и сл.; 296; 297; 322, 1; обязанности д.. и йога, 269—271. ДРОНА — «кадушка»; имя брамина, наставник Кауравов и Пандавов^ 299, 15; 322, 184. ДРУМАДА — «дающий растений»; имя риши, 298, 15. ДУРГА — «труднодостижимая»; эпитет жены Шивы (Умы, Кали, Парвати), 344, 81. ц ДХАЙВАТАС — название пятого звука лада, 184, 39. ДЖАНАНДЖАЯ—«завоеватель сокровищ» — эпитет Арджуны, 344, 49,, 63, 116. ДХАНУША — «лучник»: мужское имя; см. Дхананджая. ДХАРАНА — удержание (мысли),, сосредоточие как первая ступень йоги-ческих упражнений в сосредоточенности, 217, 29; 236, 14: 302, 30, 54 и сл.; 318, 9, 10. ДХАРМА — «держава», «пустой», «основа», «долг», «закон», «благочестие», «обязанность». Эти отвлеченные понятия получили олицетворение в образе бога справедливости и долга-Д., обычно отождествляемого с владыкой мертвых Ямой, но первоначально это были различные олицетворения, так как в «Махабхарате» встречаются тексты, где говорится о Д. и Яме, как о разных личностях, 199, 16, 20 и сл.; 207, 22 и сл.; 302, 58; 344, 99. Д. в образе лани 273, 17; Д. как нравственный закон, 175, 5; 180, 41; 199, 41; 226, 19; 229, 18; 260; 261, 14, 20; 265, 18; 266, 5 и сл.; 268, 37; Долг высочайший, 224, 26; 231, 7; 250, 1 и сл.; 303, 83; 344, 16; Д. перед предками, 267, 10; выполнение Д. ведет к благу, 292, 2 и сл. ДХАРМАДХВАДЖА — «тот, у кого стяг — долг»; эпитет Джанаки, раджи стран Видехи, 322. 4. ДХАРМАРАДЖА — «владыка долга» — эпитет Вишну; Нараяна — сын Дхармы, 344, 79; эпитет Юдхиштхиры, сына Дхармы, 350, 65. ДХАРМАРАНЬЯ — «тот, для кого долг — огнедобывающий прибор (ара-ни), то есть тот, кто должен добывать огонь»; имя брамина, 363, 5. ДХАТАР — «благой», «творец»; слабо персонифицированная идея творческой силы природы, 207, 33. ДХАТРИ — «носительница» (о женщине-матери), 267, 32. ДХАТУ — «основа», «положение», «составная часть» — так в системе Санкхьи называются элементы, из которых школа строит кбсмос; в Аюрве-де, построенной на системе Санкхьи. под д. понимаются основные, части те-.ла (иногда, только жидкости тела); кровь, жир, мозг, кости, желчь и. пр. В разное время насчитывали разное количество д.,, в перечень включались разные предметы, 182, 17; 184, 1 и сл.; 185, 1 и сл.; 218, 41; 341, 35; 344, 57. ДХАУМЬЯ — «дымный», «произошедший от дыма» (жертвенного костра); имя брамина, 208, 30.; ДХЕНУКА — «коровья»; по Нила-канте — название одной священной криницы, 295, 15. ДХЬЯНА — мысль, углубленное размышление, вторая медитационная ступень восьмиступенной йоги, часто в сочетанье: дхьяна-йога (джнана-йога), 183, 7; 195; 196, 11, 17; 205, 12; 236, 12; 308, 7 и сл.; 318, 16; 327, 42. ДЬЮМАТСЕНА — «блистательное войско»; имя раджи, отца Сатьязана, 268, 2, 5 и сл. ДЬЮТИМАН — «блистательный»; имя раджи, 234, 33. ДЭВА — «бог», «сура»; ж. р. дэви; употребляется и как обращение к радже («божественный»)' и особенно к знатным женщинам (дэви); 188 3 ДЭВАВРИДДХА — «главный бог»; «старший»; имя раджи, 234, 21. ДЭВАЛА -^ человек, носящий на голове изображение бога, 207, 4; 229; 276 (см. асита). ДЭВАРАТИ — «дар божий»; раджа, предок Джанаки, 312, 4; 320, 96. ДЭВАРИШИ — см. риши. ДЭВАХОТРА — «жертва богу»; имя брамина, 338, 9. Е ЕДИНСТВО — непреходящее е., 307, 37; е. и единомножество, 307, 1 и сл.; 308, 1 и сл.; е. противоположностей, 322, 107. Ж ЖАЖДЫ ЖИЗНИ — см. тришна. ЖЕНЩИНА — ж. продляет ткань самсары, 213, 7 и сл.; надо остерегаться женского соблазна, 214, 12; познание Брахмо освобождает ж. от новых рождений, 250, 23; в отношениях с ж., мужу надо проявлять учтивость, 267, 41; нельзя обманывать ж., 270, 27; ж. и мужчина неразрывно связаны, они обмениваются свойствами' друг с другом, 307, 1 и сл.; красота и юность — сила ж., 322, 74. ЖЕРЕБЕЦ — символ мировой ак-, тивности, 320, 28, 38. ЖЕРТВА—ж. коня (см. ашвамебха). Осуждение кровавых ж., 175, 33 и сл.; 263; 264; 266; 339, 3 и сл.; ж. совершенствует мир, 232, 28; ж. — корень мира, 269, 27; ж. приносится ради долга, 273, 1 и сл.; Шива разрушает ж. Жакши, 284, 19 и сл.; 285; 344, 80 и сл.; ж., принесенная в гневе, бесплодна, 301, 27; Брихаспати гневается на Нараяну во время ж., 388, 14. ЖИЗНЬ — ж. зарождается и гиб-яет вместе с телом, 174, 23; 224, 7; 332, 20; цель жизни — освобождение, 299, 13; в ж. мало счастья и много Горя, 331; 332, 16. ЖИЛЫ — ж., питающие тело, 185, 15; 214, 16 и сл. (см. также прана). З ЗАБАВА — (кривда); учение о мире как о божественной игре, 310, 3; 350, 61. ЗАКОН — см. дхарма. ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ — 3. в образе Буддхи, 203, 1; 3. видит йогин, 206, 9; 3. — сын Васудэвы, 210, 10; достижение 3. (Брахмо), 279, 1 и сл. ЗАРОДЫШ — см. зарождение. ЗАРОЖДЕНИЕ — теория з. и возникновения семени, 181, 14; 213, 6 и сл.; 214, 19 и сл.; 267, 35; 322, 116 и сл.; 333, 14 и сл.; з. частей тела от матери и от отца, 307, 5 и сл. ЗВУК — свойства з. в пространстве, 184, 38 и сл. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ — з. порицается, 363, 47, 48. ЗМЕЯ — 180, 18; 181, 5; освобожденный покидает тело, как з. кожу, 219, 49; линька з., 284, 53; з. — атрибут Вишну, 286, 44. ЗНАНИЕ — знанием достигается Запредельное, 206, 7; 236, 8; покровители з. и искусств, 219, 19 и сл.; лишенный з. подобен слепому, 214, 4; з. освобождает от двойственности, 237, 2 и сл.; з. и деятельность, 238, 2; 241, 3: 338, 2; з. — единственное средство освобождения, 250, 10 и сл.; з. Атмана можно сообщать лишь подвижнику, 250, 21; смысл высшего з., 303, 82 и сл.; признаки з., 303, 83 и сл.; з. и неведение, 309, 1 и сл.; предмет и источники з., 309, 3; 320, 44 (см. также знающий). ЗНАЮЩИЙ — характеристика з., 214, 2 и сл.; поведение з., 215, 3 и сл.; з. достигает освобождения, 249, 11 (см. также знание): ЗОНТ — белый или золотой з.— символ царской власти, 223, 21, 25, '26; 234, 21; 322, 19, 22, 42, 165. И ИДХМАВАХА — «подносчик дров при жертвоприношениях»; браминское имя, 308, 29. ИКШВАКУ — «огурец»; «сын Солнца»; имя раджи, 199, 2, 36; сын Ману 350, 52. ИНДРА — «властитель», «правитель»; имя царя богов индуистского пантеона; одно из олицетворений неба («тысячеокий»); персонификация настолько рыхла, что трудно провести четкую границу между понятием И. как имени собственного, п как нарицательного существительного, обозначающего известную ступень космической иерархии: тексты говорят о множестве бывших и будущих И. И. в образе шакала беседует с Кашьяпой, 180, 4 и сл.; И. царей — эпитет раджи, 199, 49; И. беседует с Бали, 223. 12 и сл.; 224; 225; 227; И. — владыка 30 богов,,200, 9; бывшие и будущие. И., 224, 55 и сл.; 227, 40, 50; Гаутама наказывает И., 344, 18; бегство и возвращение И., 344, 26 и сл. ИНДРИЯ — название реактивных сил организма, его воспринимающих и ответных функций; различается 5 воспринимающих и 5 действующих и. Чаще под и. разумеют воспринимающие и., то есть чувства, теория которых тщательно разрабатывалась Санкхьей, 184, 5; 194, 7 и сл.; 203, 4 и сл.; 206, 1 и сл.; 210, 30 и сл.; 219, 21 и сл.; 276, 13 и сл.; и. освещают буддхи, как светильники) 287, 39; и. не видят мана-са, 313, 17 (см. также орган, • суть, тело). ИСКУПЛЕНИЕ — нет и. для неблагодарного, 272, 11. ИСТИНА — хвала истине, 199, 66 и сл. ИТИХАСА — «древнее сказание», «быль», 344, 18. ИШВАРА — «владыка», «господь», «личный бог», 212, 19; 246, 4; 342, 30; 349, 12. Й ЙОГА — слово йога происходит от корня yuj с двумя основными значениями: соединять, связывать; прилагать усилия, понуждать, приводить в действие. Отсюда два основных значения й.: 1 — единое, связь, преданность; 2— упражнение, гимнастика (ср. греч. «гим-нософист»). Индийская традиция различает четыре основные направления, или «пути» й.: джнана и раджа, бхак-ти и карма. Самым выдающимся джна-нином был Шри Шанкара, отрицавший карма- и бхакти-й. как низшие ступени развития, годные лишь для простого народа. Самый выдающийся представитель раджа-й. — Патанджали; приписываемые ему й.-сутры — авторитетнейшее писание раджа-й. Величайшие представители бхакти — Рамануджа, Чайтанья. Величайшие памятники бхакти — и сочетающейся с ней карма-й.— Шветашватара упанишада и «Бхага-вадгита». Все остальные направления й. так или иначе связаны с четырьмя названными. Й. Патанджали теснейшим образом связана с Санкхьей, что выражается таким афоризмом: «Санкхья есть теория й., й. есть практика Санкхьи». Упражнения й., 195; 200, 17 и сл.; 253, 6 и сл.; 308, 6 и сл.; 334, 4 и сл.; плод джнана-й., 201, 1 и сл.; й. освобождения, 210, 1 и сл.; учение й. и Санкхьи, 240, 2 и сл.; 302. 318, 1 и сл.; 320, 87; 342, 28; 349, 39; 351, 66; препятствия к й., 240, 4 и сл.; 275, 13; предел йогических упражнений — состояние чурбана, 308, 14 и сл.; есть предтечи й. в Ведах, 309, 46; и. провозвестил Хираньягарбха, 351, 67 (см. также йогин). ЙОГАМАИЯ — см. Майя. ЙОГИН — последователь учения йоги, упражняющийся, в йоге с целью развить в себе особые духовные свойства и тем достигнуть освобождения. Путь к совершенству для й. — дхьяна-йога, 195; 308, 8 и сл.; и. разрушает гуны, 206, 27; могущество й., 209, 21 и сл.; 236, 1 и сл.; 327, 8, 12; й. освобождается, как водяная птица, 248, 17 и сл.; й., сосредотачиваясь, быстро достигает цели, 302, 37; пища и одежда й., 302, 42 и сл.; 305, 12 и сл.; трудность пути и возможность падения, 302, 50 и сл.; качественное и бескачественное достижение й., 302, 19 и сл.; 308, 14 и сл.; 318, 8 и сл. (см. также йога). ЙОДЖАНА — мера длины, равная приблизительно 2 км, 282, 8; 329, 22; 335, 9; 337, 9. К КА — мистический слог, выражающий начало, так как К. есть первая согласная буква санскритского алфавита. К.-Пуруша, 320, 41; второе имя Дакши, 208, 7; шудра есть К. и Вишну, 298, 28, 29. КАВАША — «гремящий», мужское имя, 208, 30. КАВЬЯ — «вещий», «пророк», «поэт»; имя риши, 244, 17; жертва предкам, 341, 60; 342, 10. КАЙВАЛЬЯ — см. кевала. КАЙЛАСА — «утесистая» — название горы, обители Шивы, 182, 6- 284 9; 333, 65; 334, 10. КАЙТАБХА — «насекомое»; имя данава, убитого Нараяной, 227, 54; олицетворение раджаса, 349, 27, 71 (здесь производится имя Ка от слова «катхина» — «вязкость»). КАКШИВАНТ — «признающий»; имя риши, 208, 27; 298, 14. КАЛА — «черный»; «гонитель»; «время»; один из частых эпитетов Шивы; К. как божество, все разрушающее, 106, 6; 199, 16; 224, 5, 19 и сл.; 227, 34 и сл.; 232, 42; К. — Рудре,. 344, 113; океан К-, 321, 8/ КАЛАНДЖАРА — название горного хребта, 246, 9. КАЛАЯВАНА — так называли иностранные династии; К — сын Гар-ги, противник Вишну, им убитый, 341, 95. КАЛИ — «черная»; «гонительница»; одна из форм силы (шакти) Шивы, мифологически символизируемая как жена Шивы — богиня Ума, Дурга, Парвати. По одним сказаниям, она дочь Химавата, по другим — Дакши, 285, 33 (см. также Парвати, Ума). КАЛИ-ЮГА — см. юга. КАЛЬПА — мировой цикл, охватывающий четыре юги, 281, 33; 342, 28 (см. время, кала, юга). КАМА — «вожделение», «страсть» (особенно половая). Воплощение страсти — бог Кама, 177, 24 и сл.; К. уничтожен Шивой, 190, 10; свободный от К. восходит на небо, 251, 10. КАМАРУПА — «тело желаний»; Самвхья, рассматривая психологические функции как материальные, но состоящие из более тонких элементов (тан-матрас), различала тонкое тело, образованное страстями (см. тело). КАМАТХА — «черепаха»; «кружка •отшельников»; мужское имя, 298, 14. КАМБОДЖА — название страны и народа, 207; 403. КАМСА — «кубок»; царь Магхуры, шурин Деваки, матери Кришны, старавшийся его погубить. Был убит Кришной, 341, 19. КАНВА — «глухой»; имя риши, 208, 27; 338, 9. КАНДАРИКА — «жилистый»; мужское имя, 344, 77. КАНКА — название птицы (ворона?), 283, 5. КАПИЛА — «рыжий»; «обезьяна»; эпитет Хираньягарбхи; родословная К., 218, 17; имя великого муни, 270; 271; учитель Йоги и Санкхьи, 303, 3, 54, 85; 342, 72 и сл.; 344, 66, 67, 68; глава Вед, отец Шалихотры, 338, 8; К. (ж. р.) — имя браминки из рода Асури, 218, 15. КАПИЛАКША — имя данава, 227, 52. КАРАЛАДЖАНАКА — см. Джанака. КАРАНА — «сын матери-шудры от отца-брамина, 298, 9. КАРАНДХАМА — мужское имя, 234, 28. КАРЛА — «карлик», одно из воплощений Вишну (ведическая форма), 207, 26; 284, 41; 351, 37. КАРМА — см. дело. КАРНАНИРВАКА — «отвращающий ухо»; имя риши, 244, 16. КАРНИКАРА — тропическое дерево, цветущее, красивыми цветами, 325, 11, 20. КАРТАВИРЬЯ — «совершенно отважный»; раджа, убитый Парашурамой во время нападения К. и его дружины на домашний скот Рамы, 362, 16 17 КАРТАСВАРА — имя данава, 227 53. КАСТЫ — (varna в эпосе, jati в позднейшей литературе) — классовое деление древнеиндийского общества. Три высших к. — «дваждырожденные» завоеватели (брамины, кшатрии, вайшьи) и четвертая — побежденные туземцы (шудры, слуги). Во времена Эпоса слово «варна» означало класс по признаку присвоенного ему цвета: принадлежность к данному классу определялась не столько по рождению, сколько по занятию, существовала возможность заниматься профессией иной к. (например, брамин мог заниматься военным делом). Позже к. строго определялась рождением, отчего и стала называться джати ■— врожденное. Члены к. строго ограничивались в выборе деятельности рамками к. Обязанности к., 182, 3 и сл.; 188, 4 и сл.; 189, 1 и сл.; 218, 21 и сл.; 289, 36; 295, 2 и сл.; 296, 1 и сл.; 297, 1 и сл.; 298, 1 и сл.; цвета к., 188, 5 и сл.; 289, 1 и сл.; все к. должны подчиняться браминам, 268, 7; происхождение К., 320, 91 и сл.; 344, 18; к. обособлены от Пуруши, 322, 181. КАТХА — имя риши, ученика Вай-шампаяны, 338, 9. КАУНТЕЯ — сын Кунти, metr. трех старших Пандавов. КАУШИКА — относящийся к траве куша, употреблявшейся при ритуалах; мужское имя, 344, 18. КАЧЕСТВО — качества сутей, 194, 7 и сл. (см. также вишеша, гуны). КАШИ — см. Кеши. КАШЬЯПА — «чернозубый»; «черепаха»; имя риши Ариштанеми. Беседа К. с Индрой, 180; Маричи породил Кашьяпу манасом, 207, 18. К. — муж 13 дочерей Дакши, 270, 21. КЕВАЛА — обособленный, достигший полной замкнутости в себе, отрешенности, как того требует йога Па-танджали, 194, 55; 318, 16, 26; 320, 83; 322, 40. КЕШАВА — «кудрявый», «лучистый»; эпитет Вишну-Кришны, как олицетворения Солнца. Солнечные лучи воспринимались как его кудри (ср. «златокудрый Апполон» у греков), 207, 2; 210, 16; 343, 4; 349, 94. КЕШИ или, КАШИ — «лучистый»; старинное название города Бенареса, 234, 20. КИМНАРА — «как бы человек»; название особых духов из свиты Шивы — оборотней, 207, 25; 329, 4. КИМПУРУША — см. кимнара. КИРАТА — «карлик» — название низкорослого горного племени (вероятно, страдавшего горным зобом/ замедляющим рост), 207, 43. КИРТАНА — хвалебная песнь, выражающая восторг, 208, 36. КИТАЙ — К., на пути Шуки в Митхилу, 327, 15. КОБЫЛА — символ мировой пассивности, 320, 28, 38. КОЛЕСНИЦА—к. Йоги водит Вишну, 209, 21; 1000 к., принадлежавших Бали, 224, 2; 223, 16; к. дживы, 236, 12, 13; золотая к. Нары-Нараяны, запряженная бхутами, 336, 10, 11; царь Васу в поднебесье на к. со своим войском, 339, 7, 15; к. Нахуши, запряженная ришами, 344, 29; к. Солнца, 364, 17. КОЛЕСО — колесо времени, 210, 14; к. — образ проявленного мира, 210, 15; жажда жизни — к. мира, 217, 35; к. закона (дхармы), 357, 2. КОНЧИНА — состояние человека после к., 199, 118 и сл.; 202, 18 (и сл.; 204, 1 сл.; 217, 14; 219, 1 и сл.; 333, 53; 346, 14; мудрые всегда думают о к., 276, 1 и сл.; выход дживы через органы при к., 319, 1 и сл.; предшественники К., 319, 8 и сл. (см. также смерть). КРАМА, КРАМАПАТХА — особый' способ читать Веды, 344, 74, 75, 76. КРАСНОРЕЧИЕ — 230, 17; 239, 8; 322, 79. КРАТУ — особый вид жертвоприношения 344, 19; один из творческих принципов, 207, 17; 208, 4; 336, 36; 342, 69. КРИВДА — 190, 2 и. сл.; 199, 60; 260, 15; 263, 7; 331, 41. КРИНИЦА — священный источник, место совершения ритуальных омовений, 192, 1; 193, 18; 199, 36; 200, 10; 234, 13; 264, 44; 284, 17; 344, 33; 345, 2. Date: 2015-05-22; view: 414; Нарушение авторских прав |