Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вернуться к оглавлению 2 page





ВИРАСУ — «рождающая богаты­рей»; один из эпитетов женщины-ма­тери, 267, 32.

ВИРАТ-ВИРАДЖ — имя одного раджи, 286, 84; 343, 15.

ВЙРИНЧИ — эпитет Брамы-Вишну; Хираньягарбха, Буддхи, Махан, 304, 18; эпитет Вишну, 344, 66.

ВИРОЧАНА — «озаряющий», «ос­вещающий», «солнце», «луна»; имя да­нава, отца Бали, 223, 2; 227, 51; 341, 79 (см. также Б,али).

ВИРУПАКА — «бестелесный», «безо­бразный»; имя данава, 227, 52.

ВИРУПАКША — «безобразногла-зый»; особые духи из свиты Шивы; эпи­тет самого Шивы, 208, 19.

ВИЧАКХЬЮ — имя раджи, ганд-харва, выступавшего против кровавых жертв, 266, 1.

ВИШВА — «весь», «целокупный», «каждый», «всеобъемлющий»; "особый класс богов; нередко — как эпитет Вишну, 200, 10, 11; 284, И; 325, 19.

ВИШВАВАСУ — «везде живущий»; имя царя гандхарвов, сына Кашьяпы, задающего, вопросы Яджнавалкье, 285, 8: 320, 27, 36, 48.

ВИШВАДАНШТРА — «всезубый»-имя данава, 227,' 53.

ВИШВАДЖИТ — «всепобеждаю­щий»; имя данава, 227, 54.

ВИШВАДЭВА — «всебог» — осо­бый класс богов, 198, 5; 207, 23

ВИШВАКСЕНА — «всеохранн-тель» — эпитет Нараяны, 339, 29.

ВИШВАМИТРА — «всеобщий друг»; имя риши, 208, 33.

ВИШВАРУПА — «всеобразный»; сын Тваштара, домашний жрец богов, 208, 18; 320, 62; 341, 1; 344, 20 и сл.

ВИШВАСЕНА — «все войско»; имя гандхарва, 285, 8.

ВИШЕША — «особенный», «выдаю­щийся»; особые свойства предметов, им присущие (свойства сутей. органов), 210, 32', 304, 24 и сл., 308, 29; 309, 4 и сл.; 312, 14; 313, 12..

ВИШКАРА — «засов»; имя данава, 227, 54.

ВИШНУ — имя бога, малоизвестно­го в Ведах, выдвинутого на первое место в период создания Эпоса, как бог кшатриев; в Эпосе очень ясно вы­ражено соперничество с богом брами­нов Шивой, закончившееся примирением в так называемой браманической трои­це: Брама-Вишну-Шива. (О В.-Нарая-не см. 'весь отдел «Нараяния»); вели­чие В., 182, 20; 206, 12; 281, 5 и сл.; В. производит все существа и касты, 207, 1 и сл.; воплощения В., 209, 16; 341, 75, 103 и сл. В. потрясает копье Сканды, 329, 9 и сл.; учение об ипоста­сях (выоха) В., 341, 34; значение име­ни В., 343, 43; 345; В. сражается с Шивой и тождественен ему, 344; В. соз­дает предков, 347, 18 и сл.; В. — Пуруша и Прадхана, 349, 18; В.-Нараяна, творец мира, 350; В. — познающий по­ле, джива, 350, 58.

ВИШНУИЗМ — религия Вишну. Ве­ды уделяют в. мало внимания. В пе­риод Эпоса Вишну выдвигается на первое место как бог кшатриев. Отли­чительная черта в. — отрицание кро­вавых жертв и развитие бхакти. В. в период эпоса соревнуется с шиваиз­мом (религия браминов) вплоть до от­крытой борьбы с ним; позже найдено компромиссное решение в виде брама­нической троицы Брама-Вишну-Шива. Религию этой троицы иногда называют индуизмом,, иногда — боахманизмом.

ВНЕШНИЕ ЗНАКИ' — для Осво­бождения они'бесполезны, 322, 49 и сл.

ВНУТРЕННЕЕ «Я» — см. Адхьят-ман.

ВОЖДЕЛЕНИЕ — в. возникает от неведения, заблуждения, 211, 10; 254, 1,,8; в. препятствует Освобождению, 272, 46 и сл.; в. приводит к нарушению Дхармы, 274г 5 и сл.

ВОЗДАЯНИЕ — в. за исполнение долга, 292, 7; в. зависит от сочетания гун, 304, 43.

ВОПЛОЩЕНИЕ — см. перевоплоще­ние.

ВОПРОСЫ — в. Вишвавасу о Все­ленной, 320, 28.

БРАТЬЯ — сын шудры-отца и ма-\тери-кшатрийки, 208, 9.

ВРЕМЯ — «космическое время, вре­мяисчисление», 210, 14; 211, 12, 221,,11; 523; 224; 225, 10, 14; 227, 29 и сл.; 231, 9 и сл. (см. также кала).

ВРИТРА — «утеснитель», «враг», 280; 282; 283.

ВРИША — «мужчина»; «самец»: имя дАнава, 227, 52; 344, 60.

ВРИШАДАРБХИ — или Юванашва (я^еребчик) отдал сокровища жене, 234, 25.

ВРИШАНДА — имя данава, 227, 54.

ВРИШИКАПИ — «мужчина-обезьяна»,эпитет Вишну, 344, 61; 347, 8, 23 и сл.

ВРИШНИ — «мужественный»; на­звание народа, к которому принадлежал

Кришна, отчего его часто называют Варшнея, потомок вришни, 210, 14; происхождение народа, 208, 13.

ВЬЮХА — ипостась, 341, 36; 346, 15 и сл.; 4 ипостаси Вишну, 350, 57; 353, 20 (см. анируддха, санкаршана).

ВЬЯКТА — «проявленное»; обычно под этим понимается пракрита, 322, 108 (см. пракрита, авьякта).

ВЬЯНА — см. прана.

ВЬЯСА — «изложение», «сопостав­ление»; имя легендарного мудреца, ко­торому приписывается изложение «Ма-хабхараты», Пуран, Веданты; сын Парашары от Сатьявати, отец Шуки. Его отождествляют с Кришной-Двайпаяной; предок Кауравов и Пандавов. Так как, по преданию, В. распределил гимны Вед по отделам, поэтому и наз­ван «Вьяса» («распределитель, редак­тор»). Создание канонических текстов приписывалось высшему сознанию (Бра­ме), а люди «лишь излагали их», 231; 236; ученики В. (Вайшампаяна, Джай-мини, Пайла, Суманту и Шука), 329; 330, 1 и сл.; 342, 18 и сл.; 351, 9 и сл.; его прежние формы существования, 351,


Г

ГАЛАВА — имя одного риши, 289, 3.

ГАНГА — название священной ре­ки Индии,' 228, 6; 259, 22; 284, 17, 22; 344, 3!

ГАНГАДВАРА — «врата Ганги», название ущелья, из которого Ганга выходит на равнину, 285, 4.

ГАНДХАВАТИ — «благоуханная»; мать Кришны-Двайпаяны, 348, 8.

ГАНДХАМАДАНА — «опьяняющий благовонием»; гора подвижников, свя­занная со сказанием о Раме, 336, 13; 344, 80.

ГАНДХАРА — «благоуханный»; на­звание народа; третий звук лада, 184, 39; 207, 43.

ГАНДХАРВА — «небесный музы­кант», 188. 3; 207, 25; 210, 22; 284, 11; 285, 7; 302, 6.1.

ГАРГА имя риши, 320, 60; отец Калаяваны, противника Вишну;' 341, 95.

ГАРГЬЯ — сын Гарги, 210, 23 (см. также Калаявана).

ГАРИ — см. Хари.

ГАРУДА, ГАРУТМАН — имя пти­цы, царя птиц, носящего Вишну, сына Винаты, 329,6; 334, 11; 339, 35, 36.

ГАУТАМА—риши, муж Ахальи, из­насилованной Индрой, 208, 33; бра­мин, отец Медлителя, 267, 4, 8, 61, 66, 68, 72; 344, 18.

ГАЯ — имя царя страны, 234, 26.

ГАЯТРИ — название ведической священнейшей мантры; воззвание к Савитару, произносить которую разреша­лось только брамину, 286, 6.

ГИРИВРАДЖА — «горный стран­ник»; название главного города страны Магадхи, 341, 9.

ГИРИША — «горец», эпитет Шивы 286, 69.

ГНЕВ — причина заблуждения, 199, 120; 213, 4; 235, 29; 240", 5; 272, 12-301, 11.

ГОВИНДА — «добыватель коров или земли»: «го» значит «корова» и «земля»; эпитет Вишну-Кришны; оба значения оправдываются соответствую­щими мифами. Редко — эпитет Шивы 207, 2, 26; 286, 85, 95. '

ГОЛОВА — лошадиная, форма про­явления Вишну-Нараяны, 342, 92; 344, 73; 349, 50 и сл.; конеголовый, 342, 98; 344, 35, 75.

ГОМАТИ — «почитание коровы»; название реки, возле которой находи­лись знаменитые во времена создания «Махабхараты» лес Наймиша и пусты­ня Бадари, где подвизались Нара и Нараяна, 357, 2.

ГОТАМА — второе имя риши Дирг-хотамы, 226, 20; 343, 56; 344, 57.

ГУДА — брюшная полость; кишеч­ник; задний проход, 185, 11.

ГУНА — «нить, волокно»; «качест­во, свойство»; Санкхья различает три г., диалектическое движение которых обусловливает миропроявление: саттва (ясность, уравновешенность), раджас (стремление, страсть) и тамас (кос­ность, мрак). Теория г. более разрабо­тана поздней Санкхьей и лишь намече­на ранней, где преобладает теория пран, свойственная упанкшадам; (см. пракрита, суть, орган). О г. развернуто говорится в 316 главе. Г. и буддхи, 194, 18; 287, 18; Г., их свойства, 212, 17 и сл.; г. и свойства человека, 219, 13, 25 и сл.; саттву испускает теджас и г. — пустой звук, 239, 14; г. возникает из собственного лона, 247, 19 и сл.; Атман распространяет только саттву, 248, 20 и сл.; саттва творит г., 249, 1 и сл.; г. постигаются после смерти, 251, 15; г. не знают А, не он их творец, 287, 35; Атман выпускает г., как паук нить, 287, 41; связь с г. — причина пе­ревоплощений, 304, 43; г. — волны в океане, 308, 32.

ГУНА — гуны (народ), 327, 15.

ГУРУ — «тяжелый», «важный», «почтенный», «учитель» (особенно ду­ховный), «родитель» (в двойстенном числе), 191, 8; 242, 4, 16 и сл.; 267, 16, 268, 27; 303, 98; 356, 1.

ГУСЕНИЦА — г. в коконе — образ пуруши в гунах, 305, 4; 331, 28, 29.


ГУХА — «тайный», «скрытый», «пе­щера»; эпитет Сканды, 286, 136; назва­ние народа, 207, 42; 286, 136.

ГУХЬЯКА — «скрывающийся»; ду­хи — хранители кладов из свиты Ку-беры, 284, 9.

ГХРИТАЧИ — «жирный»; «жертвен­ная ложка»; имя одной апсары, 326, 2 и сл.; Г. (м. р.).

Д

ДАДХИЧИ — имя риши, отдавше­го свои кости Индре для изготовления громовых стрел, 285, 12; 344, 25, 26.

ДАИТЬЯ — сын Дити («ограничен­ности»), асур, враг суров (богов), 188, 3; 225, 38; 320, 63.

ДАКША —.«усердный», «прилеж­ный», «способный», «волевой»; имя од­ного из Адитьев, часто' отождествляе­мого с Праджапати; Д. — сын Брамы, 207, 19; Д. отождествляется с Ка, 208, 7; Д. — «бывший Индра», 227, 51; Д.-Праджапати, отец Умы, 284, 19; Д. приносит жертву, ее разрушает Ши­ва, 284, 19 и сл.; 285; 344, 80 и сл. (три варианта мифа); дочери Д. и их мужья, 344, 32.

ДАКШИНА — плата за обряд, 264, 33; 328, 17; 342, 60..

ДАНАВА — потомок Дану; д. — противник богов, 179, 16; 188, 3; 207, 27, 28; 285, 7.

ДАНУ — мать данавов; дочь Дак-ши, жена Кашьяпы, 207, 28.

ДАСРА — имя одного из Ашвин, 341, 53.

ДАШАГРИВА — «десятиголовый»; Равана, убитый Рамой, 362, 15.

ДВАИПАЯНА — «островитянин»; эпитет великого риши Кришны-Вьясы, сына Парашары из рода Васиштхи, 207, 3; 325, 25, 27; 330, 16; Д. — по­клонник Нараяны, 341, 136 и сл. Жите­лем какого острова был Кришна-Д. не уточнено, но в повествовании о Шуке говорится об огромном расстоянии от этого острова до Митхилы и о том, что Шуке приходилось проходить через многие страны, в том числе и через Ки­тай.

ДВАПАРА — третья юга, исчис­ляющаяся в 2000 лет дня и ночи и по 200 сумерек (см. также юга).

ДВИТА — «второй»; сын Праджа­пати, 208, 31; 338, 6.

ДЕЛО — освобождение от д., 201, 17; 241, 3; д. связывает, 220, 222; д. и неделание, 342, 3; не следует торо­питься действовать, 267, 1; и воздая­ние за него, 280, 20; йога действия, 322, 29 и сл.

ДЕНЬ — д. Брамы (см. время).

ДЖАДЖАМИ — «желающий стать водой»; имя одного риши, 262,- 1; 264, 31.

ДЖАИГИШАВЬЯ — сын Джигиши («желающего победы»); имя одного риши,229, 3 и сл.; 320, 59.

ДЖАЙМИНИ — имя риши, ученика Вьясы, основателя особой философ­ской школы, 320, 20; 329, 27.

ДЖАМАДАГНИ — «пламенеющий»; «огонь пожирающий»; значение слова неясно; имя брамина, отца Парашура-мы, воплощения Вишну, 208, 34; 234, 26; 294, 15.

ДЖАНАДЭВА — «рожденный бо­гом»; имя раджи, потомка Джанаки, 218, 3.

ДЖАНАКА — «родитель»; раджа страны Видехи с. главным городом Митхилой, отец Ситы, жены Рамы, 178, 1 и сл.; 277; 322, 4 и сл.; 328, 1 и сл.

ДЖАНАМЕДЖАЯ — «приводящий людей в трепет»; имя разных радж, в том числе и правнука Арджуны, 234, 24; 341, 134; 342, 6.

ДЖАНАНИ — «родительница», 267, 32.

ДЖАНАРДАНА — «побуждаю­щий или утесняющий людей»; эпитет Вишну-Кришны, 337, 21; 341, 133; 344, 90.


ДЖАРАСАНДХА — «старый союз­ник» или «связанный с возлюбленной»; имя раджи, 341, 96.

ДЖАПА — см. шептанье,

ДЖАЯНТА — «победите льный»; имя раджи, 208, 20

ДЖИВА — «живой»; индивидуаль­ное, эмпирическое «я», 174, 50; 182, 4; 186; 187; д. в растениях, 184, 17; д. не постигает разницы между творцом и сутями, 194, 9; д. — семя воплощен­ных, 213, 13; д. едм утверждает свое существование, 213, 16; д.' находится в Атмане, 239, 22; д. присущи гуны, 241, 19 и сл.; д., находящийся в теле, вечен, 276, 29 и сл.; мера души, д. — 6 цве­тов, 281, 34; д. выходит из тела, 319, 1 и сл.; д. — Шеша Санкаршана, 346 16.

ДЖНАНА — «знание»; знание и дело (джнана и карма), 322, 29 (см. также знание).

ДЖЬЕШТХА — «лучший», «превос­ходный»; имя брамина, 350, 47.

ДЖЬЕШТХАСАМАН — «превосход­ный гимн», 350, 47.

ДЖЬИОТИШКА — «сияющий», «блестящий»; название утеса на Меру, 284, 5.

ДИРГХАНТАМАС — «долго пребывающий во тьме»; имя слепого веди­ческого риши, впоследствии называв­шегося Готама, 343, 54.

ДИТИ — дочь Дакши, жена Кашья-пы, мать Бали и других дайтьев, 207, 20, 28; 282, 40; 330, 53; 341, 79.

ДОБРОНРАВИЕ — 212, 1; 218, 2; 226, 21.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА — под этой рубрикой собраны особенно распро­страненные в индийской философии вообще, и в частности в философских текстах «Махабхараты», д.: трава и стержень; мошка и лист; рыба и вода; вода и птица, 181, 19; 194, 39, 47; 317, 12; 248, 23; 310, 23; сосуд, погружен­ный в море и вне его, 186, 5 и сл.; ряд. аналогий — 203, 7; о д. сказано в Ага­мах, 210, 24; учение о д., 218, 322, 88 и сл.; познающий поле отличается от пракрити, как рыба от воды, 287, 35; гусеница в коконе, 305, 4; рыба не за­мечает разницы между сетью и водой,, 309, 25 и сл.; горшок, масло и муха (разница между содержащим и содер­жимым), 322, 179.

ДОЛГ — см. дхарма.

ДОМОХОЗЯИН — обязанности д., 234, 6, 13; 235, 25; 242, 30; 243; 270, 4 и сл.; 296; 297; 322, 1; обязанности д.. и йога, 269—271.

ДРОНА — «кадушка»; имя брами­на, наставник Кауравов и Пандавов^ 299, 15; 322, 184.

ДРУМАДА — «дающий растений»; имя риши, 298, 15.

ДУРГА — «труднодостижимая»; эпи­тет жены Шивы (Умы, Кали, Парвати), 344, 81. ц

ДХАЙВАТАС — название пятого звука лада, 184, 39.

ДЖАНАНДЖАЯ—«завоеватель сок­ровищ» — эпитет Арджуны, 344, 49,, 63, 116.

ДХАНУША — «лучник»: мужское имя; см. Дхананджая.

ДХАРАНА — удержание (мысли),, сосредоточие как первая ступень йоги-ческих упражнений в сосредоточен­ности, 217, 29; 236, 14: 302, 30, 54 и сл.; 318, 9, 10.

ДХАРМА — «держава», «пустой», «основа», «долг», «закон», «благочес­тие», «обязанность». Эти отвлеченные понятия получили олицетворение в об­разе бога справедливости и долга-Д., обычно отождествляемого с владыкой мертвых Ямой, но первоначально это были различные олицетворения, так как в «Махабхарате» встречаются тексты, где говорится о Д. и Яме, как о раз­ных личностях, 199, 16, 20 и сл.; 207, 22 и сл.; 302, 58; 344, 99. Д. в образе лани 273, 17; Д. как нравственный за­кон, 175, 5; 180, 41; 199, 41; 226, 19; 229, 18; 260; 261, 14, 20; 265, 18; 266, 5 и сл.; 268, 37; Долг высочайший, 224, 26; 231, 7; 250, 1 и сл.; 303, 83; 344, 16; Д. перед предками, 267, 10; вы­полнение Д. ведет к благу, 292, 2 и сл.

ДХАРМАДХВАДЖА — «тот, у ко­го стяг — долг»; эпитет Джанаки, рад­жи стран Видехи, 322. 4.

ДХАРМАРАДЖА — «владыка дол­га» — эпитет Вишну; Нараяна — сын Дхармы, 344, 79; эпитет Юдхиштхиры, сына Дхармы, 350, 65.

ДХАРМАРАНЬЯ — «тот, для кого долг — огнедобывающий прибор (ара-ни), то есть тот, кто должен добывать огонь»; имя брамина, 363, 5.

ДХАТАР — «благой», «творец»; сла­бо персонифицированная идея творчес­кой силы природы, 207, 33.

ДХАТРИ — «носительница» (о жен­щине-матери), 267, 32.

ДХАТУ — «основа», «положение», «составная часть» — так в системе Санкхьи называются элементы, из ко­торых школа строит кбсмос; в Аюрве-де, построенной на системе Санкхьи. под д. понимаются основные, части те-.ла (иногда, только жидкости тела); кровь, жир, мозг, кости, желчь и. пр. В разное время насчитывали разное количество д.,, в перечень включались разные предметы, 182, 17; 184, 1 и сл.; 185, 1 и сл.; 218, 41; 341, 35; 344, 57.

ДХАУМЬЯ — «дымный», «произо­шедший от дыма» (жертвенного кост­ра); имя брамина, 208, 30.; ДХЕНУКА — «коровья»; по Нила-канте — название одной священной криницы, 295, 15.

ДХЬЯНА — мысль, углубленное размышление, вторая медитационная ступень восьмиступенной йоги, часто в сочетанье: дхьяна-йога (джнана-йога), 183, 7; 195; 196, 11, 17; 205, 12; 236, 12; 308, 7 и сл.; 318, 16; 327, 42.

ДЬЮМАТСЕНА — «блистательное войско»; имя раджи, отца Сатьязана, 268, 2, 5 и сл.

ДЬЮТИМАН — «блистательный»; имя раджи, 234, 33.

ДЭВА — «бог», «сура»; ж. р. дэви; употребляется и как обращение к рад­же («божественный»)' и особенно к знатным женщинам (дэви); 188 3

ДЭВАВРИДДХА — «главный бог»; «старший»; имя раджи, 234, 21.

ДЭВАЛА -^ человек, носящий на голове изображение бога, 207, 4; 229; 276 (см. асита).

ДЭВАРАТИ — «дар божий»; раджа, предок Джанаки, 312, 4; 320, 96.

ДЭВАРИШИ — см. риши.

ДЭВАХОТРА — «жертва богу»; имя брамина, 338, 9.

Е

ЕДИНСТВО — непреходящее е., 307, 37; е. и единомножество, 307, 1 и сл.; 308, 1 и сл.; е. противоположностей, 322, 107.

Ж

ЖАЖДЫ ЖИЗНИ — см. тришна.

ЖЕНЩИНА — ж. продляет ткань самсары, 213, 7 и сл.; надо остере­гаться женского соблазна, 214, 12; по­знание Брахмо освобождает ж. от но­вых рождений, 250, 23; в отношениях с ж., мужу надо проявлять учтивость, 267, 41; нельзя обманывать ж., 270, 27; ж. и мужчина неразрывно связаны, они обмениваются свойствами' друг с дру­гом, 307, 1 и сл.; красота и юность — сила ж., 322, 74.

ЖЕРЕБЕЦ — символ мировой ак-, тивности, 320, 28, 38.

ЖЕРТВА—ж. коня (см. ашвамебха). Осуждение кровавых ж., 175, 33 и сл.; 263; 264; 266; 339, 3 и сл.; ж. совер­шенствует мир, 232, 28; ж. — корень мира, 269, 27; ж. приносится ради дол­га, 273, 1 и сл.; Шива разрушает ж. Жакши, 284, 19 и сл.; 285; 344, 80 и сл.; ж., принесенная в гневе, бесплод­на, 301, 27; Брихаспати гневается на Нараяну во время ж., 388, 14.

ЖИЗНЬ — ж. зарождается и гиб-яет вместе с телом, 174, 23; 224, 7; 332, 20; цель жизни — освобождение, 299, 13; в ж. мало счастья и много Горя, 331; 332, 16.

ЖИЛЫ — ж., питающие тело, 185, 15; 214, 16 и сл. (см. также прана).

З

ЗАБАВА — (кривда); учение о ми­ре как о божественной игре, 310, 3; 350, 61.

ЗАКОН — см. дхарма.

ЗАПРЕДЕЛЬНОЕ — 3. в образе Буддхи, 203, 1; 3. видит йогин, 206, 9; 3. — сын Васудэвы, 210, 10; достиже­ние 3. (Брахмо), 279, 1 и сл.

ЗАРОДЫШ — см. зарождение.

ЗАРОЖДЕНИЕ — теория з. и воз­никновения семени, 181, 14; 213, 6 и сл.; 214, 19 и сл.; 267, 35; 322, 116 и сл.; 333, 14 и сл.; з. частей тела от матери и от отца, 307, 5 и сл.

ЗВУК — свойства з. в пространст­ве, 184, 38 и сл.

ЗЕМЛЕДЕЛИЕ — з. порицается, 363, 47, 48.

ЗМЕЯ — 180, 18; 181, 5; освобож­денный покидает тело, как з. кожу, 219, 49; линька з., 284, 53; з. — атрибут Вишну, 286, 44.

ЗНАНИЕ — знанием достигается Запредельное, 206, 7; 236, 8; покрови­тели з. и искусств, 219, 19 и сл.; ли­шенный з. подобен слепому, 214, 4; з. освобождает от двойственности, 237, 2 и сл.; з. и деятельность, 238, 2; 241, 3: 338, 2; з. — единственное средство освобождения, 250, 10 и сл.; з. Атмана можно сообщать лишь подвижнику, 250, 21; смысл высшего з., 303, 82 и сл.; признаки з., 303, 83 и сл.; з. и не­ведение, 309, 1 и сл.; предмет и источ­ники з., 309, 3; 320, 44 (см. также знающий).

ЗНАЮЩИЙ — характеристика з., 214, 2 и сл.; поведение з., 215, 3 и сл.; з. достигает освобождения, 249, 11 (см. также знание):

ЗОНТ — белый или золотой з.— символ царской власти, 223, 21, 25, '26; 234, 21; 322, 19, 22, 42, 165.

И

ИДХМАВАХА — «подносчик дров при жертвоприношениях»; браминское имя, 308, 29.

ИКШВАКУ — «огурец»; «сын Солн­ца»; имя раджи, 199, 2, 36; сын Ману 350, 52.

ИНДРА — «властитель», «прави­тель»; имя царя богов индуистского пантеона; одно из олицетворений неба («тысячеокий»); персонификация на­столько рыхла, что трудно провести четкую границу между понятием И. как имени собственного, п как нарицатель­ного существительного, обозначающего известную ступень космической иерар­хии: тексты говорят о множестве быв­ших и будущих И. И. в образе шака­ла беседует с Кашьяпой, 180, 4 и сл.; И. царей — эпитет раджи, 199, 49; И. беседует с Бали, 223. 12 и сл.; 224; 225; 227; И. — владыка 30 богов,,200, 9; бывшие и будущие. И., 224, 55 и сл.; 227, 40, 50; Гаутама наказывает И., 344, 18; бегство и возвращение И., 344, 26 и сл.

ИНДРИЯ — название реактивных сил организма, его воспринимающих и ответных функций; различается 5 вос­принимающих и 5 действующих и. Ча­ще под и. разумеют воспринимающие и., то есть чувства, теория которых тщательно разрабатывалась Санкхьей, 184, 5; 194, 7 и сл.; 203, 4 и сл.; 206, 1 и сл.; 210, 30 и сл.; 219, 21 и сл.; 276, 13 и сл.; и. освещают буддхи, как светильники) 287, 39; и. не видят мана-са, 313, 17 (см. также орган, • суть, тело).

ИСКУПЛЕНИЕ — нет и. для не­благодарного, 272, 11.

ИСТИНА — хвала истине, 199, 66 и сл.

ИТИХАСА — «древнее сказание», «быль», 344, 18.

ИШВАРА — «владыка», «господь», «личный бог», 212, 19; 246, 4; 342, 30; 349, 12.

Й

ЙОГА — слово йога происходит от корня yuj с двумя основными значе­ниями: соединять, связывать; прилагать усилия, понуждать, приводить в дейст­вие. Отсюда два основных значения й.: 1 — единое, связь, преданность; 2— упражнение, гимнастика (ср. греч. «гим-нософист»). Индийская традиция раз­личает четыре основные направления, или «пути» й.: джнана и раджа, бхак-ти и карма. Самым выдающимся джна-нином был Шри Шанкара, отрицавший карма- и бхакти-й. как низшие ступени развития, годные лишь для простого народа. Самый выдающийся предста­витель раджа-й. — Патанджали; при­писываемые ему й.-сутры — авторитет­нейшее писание раджа-й. Величайшие представители бхакти — Рамануджа, Чайтанья. Величайшие памятники бхак­ти — и сочетающейся с ней карма-й.— Шветашватара упанишада и «Бхага-вадгита». Все остальные направления й. так или иначе связаны с четырьмя названными. Й. Патанджали теснейшим образом связана с Санкхьей, что выражается таким афоризмом: «Санкхья есть теория й., й. есть практи­ка Санкхьи». Упражнения й., 195; 200, 17 и сл.; 253, 6 и сл.; 308, 6 и сл.; 334, 4 и сл.; плод джнана-й., 201, 1 и сл.; й. освобождения, 210, 1 и сл.; учение й. и Санкхьи, 240, 2 и сл.; 302. 318, 1 и сл.; 320, 87; 342, 28; 349, 39; 351, 66; препятствия к й., 240, 4 и сл.; 275, 13; предел йогических упражнений — состояние чурбана, 308, 14 и сл.; есть предтечи й. в Ведах, 309, 46; и. про­возвестил Хираньягарбха, 351, 67 (см. также йогин).

ЙОГАМАИЯ — см. Майя.

ЙОГИН — последователь учения йоги, упражняющийся, в йоге с целью развить в себе особые духовные свой­ства и тем достигнуть освобождения. Путь к совершенству для й. — дхьяна-йога, 195; 308, 8 и сл.; и. разрушает гуны, 206, 27; могущество й., 209, 21 и сл.; 236, 1 и сл.; 327, 8, 12; й. осво­бождается, как водяная птица, 248, 17 и сл.; й., сосредотачиваясь, быстро дос­тигает цели, 302, 37; пища и одежда й., 302, 42 и сл.; 305, 12 и сл.; труд­ность пути и возможность падения, 302, 50 и сл.; качественное и бескачествен­ное достижение й., 302, 19 и сл.; 308, 14 и сл.; 318, 8 и сл. (см. также йога).

ЙОДЖАНА — мера длины, равная приблизительно 2 км, 282, 8; 329, 22; 335, 9; 337, 9.

К

КА — мистический слог, выражаю­щий начало, так как К. есть первая согласная буква санскритского алфа­вита. К.-Пуруша, 320, 41; второе имя Дакши, 208, 7; шудра есть К. и Виш­ну, 298, 28, 29.

КАВАША — «гремящий», мужское имя, 208, 30.

КАВЬЯ — «вещий», «пророк», «поэт»; имя риши, 244, 17; жертва предкам, 341, 60; 342, 10.

КАЙВАЛЬЯ — см. кевала.

КАЙЛАСА — «утесистая» — назва­ние горы, обители Шивы, 182, 6- 284 9; 333, 65; 334, 10.

КАЙТАБХА — «насекомое»; имя данава, убитого Нараяной, 227, 54; олицетворение раджаса, 349, 27, 71 (здесь производится имя Ка от слова «катхина» — «вязкость»).

КАКШИВАНТ — «признающий»; имя риши, 208, 27; 298, 14.

КАЛА — «черный»; «гонитель»; «время»; один из частых эпитетов Ши­вы; К. как божество, все разрушаю­щее, 106, 6; 199, 16; 224, 5, 19 и сл.; 227, 34 и сл.; 232, 42; К. — Рудре,. 344, 113; океан К-, 321, 8/

КАЛАНДЖАРА — название гор­ного хребта, 246, 9.

КАЛАЯВАНА — так называли иностранные династии; К — сын Гар-ги, противник Вишну, им убитый, 341, 95.

КАЛИ — «черная»; «гонительница»; одна из форм силы (шакти) Шивы, мифологически символизируемая как жена Шивы — богиня Ума, Дурга, Парвати. По одним сказаниям, она дочь Химавата, по другим — Дакши, 285, 33 (см. также Парвати, Ума).

КАЛИ-ЮГА — см. юга.

КАЛЬПА — мировой цикл, охва­тывающий четыре юги, 281, 33; 342, 28 (см. время, кала, юга).

КАМА — «вожделение», «страсть» (особенно половая). Воплощение страс­ти — бог Кама, 177, 24 и сл.; К. унич­тожен Шивой, 190, 10; свободный от К. восходит на небо, 251, 10.

КАМАРУПА — «тело желаний»; Самвхья, рассматривая психологические функции как материальные, но состоя­щие из более тонких элементов (тан-матрас), различала тонкое тело, обра­зованное страстями (см. тело).

КАМАТХА — «черепаха»; «кружка •отшельников»; мужское имя, 298, 14.

КАМБОДЖА — название страны и народа, 207; 403.

КАМСА — «кубок»; царь Магхуры, шурин Деваки, матери Кришны, ста­равшийся его погубить. Был убит Кришной, 341, 19.

КАНВА — «глухой»; имя риши, 208, 27; 338, 9.

КАНДАРИКА — «жилистый»; муж­ское имя, 344, 77.

КАНКА — название птицы (ворона?), 283, 5.

КАПИЛА — «рыжий»; «обезьяна»; эпитет Хираньягарбхи; родословная К., 218, 17; имя великого муни, 270; 271; учитель Йоги и Санкхьи, 303, 3, 54, 85; 342, 72 и сл.; 344, 66, 67, 68; глава Вед, отец Шалихотры, 338, 8; К. (ж. р.) — имя браминки из рода Асури, 218, 15.

КАПИЛАКША — имя данава, 227, 52.

КАРАЛАДЖАНАКА — см. Джанака.

КАРАНА — «сын матери-шудры от отца-брамина, 298, 9.

КАРАНДХАМА — мужское имя, 234, 28.

КАРЛА — «карлик», одно из воп­лощений Вишну (ведическая форма), 207, 26; 284, 41; 351, 37.

КАРМА — см. дело.

КАРНАНИРВАКА — «отвращаю­щий ухо»; имя риши, 244, 16.

КАРНИКАРА — тропическое дере­во, цветущее, красивыми цветами, 325, 11, 20.

КАРТАВИРЬЯ — «совершенно от­важный»; раджа, убитый Парашурамой во время нападения К. и его дружины на домашний скот Рамы, 362, 16 17

КАРТАСВАРА — имя данава, 227 53.

КАСТЫ — (varna в эпосе, jati в позднейшей литературе) — классовое деление древнеиндийского общества. Три высших к. — «дваждырожденные» завоеватели (брамины, кшатрии,

вайшьи) и четвертая — побежденные туземцы (шудры, слуги). Во времена Эпоса слово «варна» означало класс по признаку присвоенного ему цвета: при­надлежность к данному классу опреде­лялась не столько по рождению, сколь­ко по занятию, существовала возмож­ность заниматься профессией иной к. (например, брамин мог заниматься воен­ным делом). Позже к. строго опреде­лялась рождением, отчего и стала на­зываться джати ■— врожденное. Члены к. строго ограничивались в выборе дея­тельности рамками к. Обязанности к., 182, 3 и сл.; 188, 4 и сл.; 189, 1 и сл.; 218, 21 и сл.; 289, 36; 295, 2 и сл.; 296, 1 и сл.; 297, 1 и сл.; 298, 1 и сл.; цвета к., 188, 5 и сл.; 289, 1 и сл.; все к. должны подчиняться браминам, 268, 7; происхождение К., 320, 91 и сл.; 344, 18; к. обособлены от Пуруши, 322, 181.

КАТХА — имя риши, ученика Вай-шампаяны, 338, 9.

КАУНТЕЯ — сын Кунти, metr. трех старших Пандавов.

КАУШИКА — относящийся к траве куша, употреблявшейся при ритуалах; мужское имя, 344, 18.

КАЧЕСТВО — качества сутей, 194, 7 и сл. (см. также вишеша, гуны).

КАШИ — см. Кеши.

КАШЬЯПА — «чернозубый»; «чере­паха»; имя риши Ариштанеми. Беседа К. с Индрой, 180; Маричи породил Кашьяпу манасом, 207, 18. К. — муж 13 дочерей Дакши, 270, 21.

КЕВАЛА — обособленный, достиг­ший полной замкнутости в себе, отре­шенности, как того требует йога Па-танджали, 194, 55; 318, 16, 26; 320, 83; 322, 40.

КЕШАВА — «кудрявый», «лучис­тый»; эпитет Вишну-Кришны, как оли­цетворения Солнца. Солнечные лучи воспринимались как его кудри (ср. «златокудрый Апполон» у греков), 207, 2; 210, 16; 343, 4; 349, 94.

КЕШИ или, КАШИ — «лучистый»; старинное название города Бенареса, 234, 20.

КИМНАРА — «как бы человек»; название особых духов из свиты Ши­вы — оборотней, 207, 25; 329, 4.

КИМПУРУША — см. кимнара.

КИРАТА — «карлик» — название низкорослого горного племени (ве­роятно, страдавшего горным зобом/ за­медляющим рост), 207, 43.

КИРТАНА — хвалебная песнь, выражающая восторг, 208, 36.

КИТАЙ — К., на пути Шуки в Митхилу, 327, 15.

КОБЫЛА — символ мировой пас­сивности, 320, 28, 38.

КОЛЕСНИЦА—к. Йоги водит Виш­ну, 209, 21; 1000 к., принадлежавших Бали, 224, 2; 223, 16; к. дживы, 236, 12, 13; золотая к. Нары-Нараяны, за­пряженная бхутами, 336, 10, 11; царь Васу в поднебесье на к. со своим вой­ском, 339, 7, 15; к. Нахуши, запря­женная ришами, 344, 29; к. Солнца, 364, 17.

КОЛЕСО — колесо времени, 210, 14; к. — образ проявленного мира, 210, 15; жажда жизни — к. мира, 217, 35; к. закона (дхармы), 357, 2.

КОНЧИНА — состояние человека после к., 199, 118 и сл.; 202, 18 (и сл.; 204, 1 сл.; 217, 14; 219, 1 и сл.; 333, 53; 346, 14; мудрые всегда думают о к., 276, 1 и сл.; выход дживы через орга­ны при к., 319, 1 и сл.; предшествен­ники К., 319, 8 и сл. (см. также смерть).

КРАМА, КРАМАПАТХА — особый' способ читать Веды, 344, 74, 75, 76.

КРАСНОРЕЧИЕ — 230, 17; 239, 8; 322, 79.

КРАТУ — особый вид жертвопри­ношения 344, 19; один из творческих принципов, 207, 17; 208, 4; 336, 36; 342, 69.

КРИВДА — 190, 2 и. сл.; 199, 60; 260, 15; 263, 7; 331, 41.

КРИНИЦА — священный источник, место совершения ритуальных омовений, 192, 1; 193, 18; 199, 36; 200, 10; 234, 13; 264, 44; 284, 17; 344, 33; 345, 2.







Date: 2015-05-22; view: 414; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.051 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию