Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вернуться к оглавлению 3 page





КРИПА — «сострадание», «жалость»; мужское имя, 298, 14.

КРИТА — «совершенный»; назва­ние первой, наиболее совершенной юги (см. юга).

КРИШНА — «черный», К. —' сын Дэваки и Васудэвы, и Рама — сын Дашаратхи, — самые прославленные-воплощения Вишну. К. — вришниец,. родственник и союзник Пандавов. В эпосе подчеркиваются его качества как раджи и воина, а в Хариванса (родо­словная К.) — его пастушеская жизнь. и любовь к Раддхе и пастушкам (го-пи). О различных воплощениях К., сына Дэваки, аватара Вишну, 207; 209, 1 и сл.; 210, 10 и сл.; 336, 18; 350, 11; рождение К. в роду Камсы, в Матхуре, 341, 90; К. — сын Парашары (Вьяса), 351, 7 (см. также Вишну, Вьяса, Двай-паяна).

КРИШНАТРЕЯ — Кришна — сын-Атри; имя одного риши, создателя нау­ки врачев.анья, 210, 23.

КРОДХА — «гнев»; одно из твор­ческих начал, 336, 37.

КРОША — «крик»; расстояние, на котором еще слышен человеческий го­лос, 281, 32.

КУБЕРА или КУВЕРА — имя бо­га сокровищ, сына Шивы; К. живет уединенно в горных пещерах, где спря­таны его клады; в свою колесницу К. впрягает людей, 207, 35; 327, 31.

КУКУРА — «собака»; имя народа, которым правил раджа Уграсена, 230, 4.

КУКШИ — «чрево»; имя риши, 350,. 43.

КУМАРА — «отрок», «юноша», «кня­жич»; эпитет Сканды, а также четырех сыновей Брамы, хранителей сторон света, 329, 8 и сл.

КУНДАДХАРА — «держащий облако»; имя одного гандхарва, 272, 6 и сл.

КУНТИ — жена Панду, мать трех старших Пандавов, 265, 24; 343, 33.

КУРУ — имя родоначальника Каура-вов. Род куру ведет свое начало от Сомы (Луны), 351, 44.

КУША. — название травы, употреб­ляющейся во время различных ритуа­лов. Из к. делаются кропила. В йоги-ческих текстах рекомендуется на под­стилке из к. совершать йогические уп­ражнения, 192, 1; 196, 14; 272, 13; 341, 9; 345, 42.

КУШАЛИН — «счастливый»; эвфемическое имя одной группы неприка­саемых; Нилаканта дает значение — «чандала», 293, 8.

КУШАСТХАЛИ — название страны, 'куда Кришна перенес город Праджьоти-шу, 341, 91, 93.

КУШИКА — имя отца Вишвамитры, 199 4; 208 33.

КХАНДАПАРАШУ — «кханда» — отдел, осколок; «парашу» — топор; од­но из имен Вишну, 344, 89.

КШАТРИЯ — «воинственный», «во­ин»; член второй касты «дваждырож-денных», касты правителей и воинов, 188, 4 и сл.; 298, 25; к. никогда не про­сит, 199, 44 и сл.; к. создан из рук Кришны, 207, 32; к. надлежит слушать к., 210, 12; украшение к. — победа, 295, 21; долг к. — защита народа, 298, 20; к., убитый в- бою, получает небес­ную награду, 299, 3.

КШЕТРАДЖНА — по контексту можно переводить: «познающий ' поле»,, то есть джива, или пуруша, еще не достигший освобождения, и «познав­ший поле» — освободившийся пуруша— Атман, 194, 13; 211, 14; 213, 8; 217, 9; 218, 13; 219, 41; 236, 11, 34; 241, 18; 246, 1; 247, 17; 248, 22; 249, 1; 275, 6; 276, 16; 287, 15, 17, 3.3; 303, 94; 308. 38, 39; 309, 16; 315, 13; 316, 15; №',. 28; 346, 18; 350, 58; 353, 6 (см. также- Атман, Джива, Пуруша).

Л

ЛАКШМИ — см. Шри.

ЛАНЬ — смерть уносит живущих, как тигр спящую л., 175, 19; кроткая л., 178, 11; леса, полные л., 192, 1; пуг­ливая л., 260, 16; отшельник принимает вид л., 273, 9 и сл.; жертва Дакши превращается в л., 284, 37; Вишну но­сит шкуру черной л., 286, 44; шкура черной л. — небесный дар Шуке, 326, 13; болезни настигают живущих, слов­но охотник л., 333, 31.

ЛАТВА — род птицы из породы воробьиных; запретная пища для бра­минов, 180, 31.

ЛИНГА — «образ», «признак», «знак», «символ»; в частности фалли­ческий символ Шивы как производи­тельной силы, 189, 15; 202, 14; 224,. 49; 305, 21; 308, 18 и сл.

ЛОМАПАДА — «след волоса» («след, луны»); имя раджариши, 234, 35.

ЛОТОС — л. место рождения Бра­мы, 182, 16, 36; 242, 99; 349, 24; Шри 'появляется в чашечке л., 228, 15; л. — украшение богинь, 258, 21; водоемы, заросшие л., 198, 4; 327, 21; из моря? «Манаса» возникает л., в котором пря­чется Индра, 344, 26.

ЛУНА — философская символика! фаз л., 203, 6, 8, 15 и сл.

М

МАГАДХА — сын кшатрийки от от­ца-вайшьи, 298, 8.

МАГХАВАН — «щедрый»; «пода­тель»; эпитет Индры, 224, 28; 322, 184.

МАДАЯНТИ — «укротительница»; возлюбленная Митрасены, 234, 30.

МАДРАКИ — название народа, 207, 72.

МАДИРАШВА — «опьяненный ло­шадью», «лошадник»; имя раджи, 234, 34.,

МАДХАВА — «весенний»; потомок Мадху-ядава; эпитет Кришны, Пара-шурамы, впоследствии перешедший и к Шиве, 351, 73.

МАДХУ — «медвяный», «весенний»; имя асура, 227, 54; олицетворение та-маса, 207, 14; 349, 26, 61, 71.

МАДХУСУДАНА — «убийца Мадxv», эпитет Вишну-Кришны, 207, 16, 29; 343, 1.

МАДХУЧЧХАНДА — «радующийся» меду или весне»; имя одного риши, 244, 16..

МАДХЬЯМА — «средний»; четвер­тый звук семиступенного лада, 184,-39.

МАЙЯ кажущееся явление (в противоположность действительному, существующему): «обман», «марево»;, сила иллюзии, создающая миропроявление; призрачное существование ми­ра; «чары», «чародейство», 213, 3; 303,. 58; 341, 45; 350, 18.

МАЛАЯ — название горы з Мала-баре, прославленной зарослями сандало­вого дерева, 334, 21; 345, 13.

МАНАС — рефлекторный центр, управляющий индриями; ум, сердце в психологическом, но не в анатомичес­ком смысле; центр эмоций; третья" иногда первая ступень (таттва) прояв­ления непроявленной пракрити (по системе Санкхьи); м. в системе таттв, 194, 12 и сл.; 246, 2 и сл.; 276, 16 и сл.; м. обуздывается йогой, 195, 8;.206, 21; м. воспринимает, а буддхи ре­шает, 205, 10 и сл.; 219, 34; 287, 13 и сл.; м. — качество саттвы, 210, 34; м. — творческий принцип, 211,. 1 и сл.; 247, 13; 248, 1 й сл.; м. во время сна, 216, 6 и сл.; м. растворяется в непро-явленном, 233, 13; 341, 30; м. — орган познания, 313, 17; 322, 102; м. погло­щается Аханкарой, 314, 12 (см. индрии, суть, таттва).

МАНАСА — разумный; как творец, 182, 11 и сл.; 183, 2; 187, 23; 193, 32; символическое море, где в чашечке лотоса скрывался Индра, 344, 26, 28, 30.

МАНВАНТАРА — мировой цикл, управляемый очередным ману; в эпи­ческое время насчитывали 10 Ману, по­очередно сменяющих один другого в кругах манвантар. М. — слово позднее, и некоторые индологи используют его как один из критериев для решения вопросов датировки, 351, 43, 57.

МАНДАВЬЯ — «относящийся к укращению»; название народа; мужское имя, 277, 3.

МАНДАКИНИ — «медлительная», «тихая»; название разных рек, в том числе и небесной (Млечный путь), 335, 16.

МАНДХАТАР — «властитель»; имя раджи города Нага (Хастинапура), 357, 3.

МАНИБХАДРА - «владыка сокро­вищ», эпитет Куверы; имя брата Kv-веры, 272, 15 и сл.

МАНКИ — «укрощенный»; мужское имя, 177, 4 и сл.; 180, 3.

МАНТРА — священное изречение, над которым надлежит размышлять (от «ман» — мыслить), особенно изре­чения Ригведы. Ведические жертво­приношения обычно сопровождались м.; Юдхиштхира вопрошает о значении м., 201, 4, 5; очистительные м., 214, 13; '285, 24; м. ведут к совершенству, 214, 26; силой м. нельзя достичь Недости­жимого, 226, 21, 22; м., несомненно, действенны, 270, 13;. 363, 7; нельзя совершать жертву без м., 273, 10; 344, 9; м. входили в обряд приема гостя, 328, 6; повторение м. — признак бла­гочестия, 344, 27; брамин повторяет м. как магическое заклятье, 360, 3.

МАНУ — «мыслитель»; мифический мудрец, правитель цикла миропроявле-ния, блюститель вечного закона. Гита говорит о М., позже их насчитывали 10. Законодательный памятник «Зако­ны Ману» относят приблизительно к началу новой эры; считается, что это произведение текущего мирового пе­риода (манвантары), 201, 2 и сл.; 336. 36; 337, 45; 350, 51; М. Сварочиша — Тамосияющий (ср. Сварожич в «слово о полку Игореве»), 350, 36, 37.

МАРИЧИ — «световой элемент», «падучая звезда», «искра»; имя сына Брамы — одного из «владык существ», 207, 17; 208, 4; 336, 36; 342, 34, 69.

МАРКАНДЕЯ — имя древнего ри-ши, вечно юного мудреца, 207, 4; 209, 4; 325, 24.

МАРТАНДА — «птица смерти»; не­бесная птица-Солнце, Вивасвант, как бог тризны, 344, 32.

МАРУТА — «ветер»; во множ. чис­ле — духи ветров, сопутствующие Индре, 186, 4; 198, 5; 200, 10, 11; 208, 22; 23; 285, 40; 325, 18; 344, 30.

МАРУТВАНТ — «сопровождаемый Марутамй»; эпитет Индры, 207, 23.

МАТАНГА — «хоботорукий», «слон»; «облако»; имя одного данава; имя одного риши, 298, 15.

МАТСЬЯ — «рыба»; одно из вопло­щений Вишну; имя одного риши, 298, 15.

МАТХАРА — «странник»; одно из олицетворений Солнца, 294, 8.

МАТХУРА — название страны; ро­дина Кришны, 341, 90.

МАТЬ — похвала матери, 267, 24, 25 и сл.; непочитание матери порицается, 303, 44; какие свойства передаются от матери, 307, 5.

МАХАБХАРАТА — великое ска­зание о Бхаратах; эпос приписывается Кришне Двайпаяне Вьясе: датируется первой половиной первого тысячелетия до н. э. Относится к священному пре­данию (смрити). В некоторых облас­тях XII книга «Махабхараты» выде­ляется как особая, каноническая. М.— пятая Веда, 342, 21; М. проповедуют Вьяса и его ученики, 329, 36 и сл.; 342, 21 и сл.; 351, 14, J 5; Кришна Двайпаяна Вьяса — творец М., 348. 12.

МАХАБХИША — «многострашный», «престрашный»; имя раджи, 311, 23.

МАХАБХУТА — «великая сущность», «суть»; объяснение слова, 184, 1 и сл.; 194, 6 и сл. (см. также бхума, суть, таттва).

МАХАДЭВА — «великий бог»—эпи­тет Шивы, редко — Брамы, Вишну, 284, 19 и сл.; 325, 11, 16; 336, 24.

МАХАН, МАХАН ATM A — вели­кий, великая душа, вселенская душа. Как правило, М.-Буддхи, Буддхи-Ани-руддхе, 182, 13; 190, 10; 249, 4; 276, 32; 304, 22, 37, 42; 308, 27; 309, 14; 312, 11; 342, 30, 75; М. выше буддхи и сознания, 204, 10 (см. Буддхи).

МАХАПАДМА — город на берегу Ганги, 355, 1.

МАХАПУРУША — «великий чело­век», «великий дух», 353, 9.

МАХАСЕНА — «великое войско»; эпитет Сканды, бога войны, сына Ши­вы.. М. как противник Вишну, 341, 93 и сл.

МАХАТМА — «великая душа» — о высокодуховных людях, 179, 38; 182, 34; 183, 6; 207, 8, 14; 214, 26; 302, 58.

МАХЭШВАРА — «великий влады­ка», «господь» — эпитет Шивы, редко— Брамы, Вишну-Нараяны, 216, 17; Ши­ва, 282, 29; Вишну, 282, 33; Шива, как противник Вишну, 341, 93; Шива, как воплощение Нараяны, 343, 22.

МЕДХА — мясной сок, особенно жертвенного животного, как укрепляю­щий напиток; «крепость», «здоровье», «преуспевание»; вторично — «жертва», «жертвенный напиток», 328, 22.

МЕДХАТИТХИ — «достигший си­лы»: риши, отец Канвы; сын Ману Сваямбхувы, 208, 27; 244, 17; 267, 45; 338, 7.

МЕРУ — мифическая золотая гора в центре мира, охраняемая Индрой. Корень ее на сотни йоджан уходит в океан, а верхняя половина высится над землей так, что солнце, луна и звезды то прячутся за нее, то появляются с другого края. Представление о М. сбивчиво, и легенды о ней противоре­чивы. Один из важнейших мифов о М. —• повествование о том, что суры и асуры, окрутив М. змием вечности Шешей, употребили ее как скалку для пахтанья Океана. Интересно отметить, что только в самое последнее время в геологии выдвигается теория, что у гор есть «корни», то есть что складка ко­ры, образующая горы, приблизительно на столько же метров уходит вглубь, насколько выступает над землей. Пребывая на М., Брама произвел миры 182, 39; 183, 1 и сл.; на М. Мритью совершала тапас, 259, 22; на М. Криш­на Двайпаяна творил подвиг ради рождения сына, 325, 11, 12; дивная чета гор — Химават и М., 335, 8; на М. пребывал Нарада, 336, 13; 338, 23 и сл.; на М. Вьяса со своими учениками изучал Веды, 342, 22; на М. творил та­пас риши Стулашарира, 344, 34.

МЕСЯЦ — см. сома.

МИР — «Вселенная»; м. — обитель страдания, 174, 29; 190, 6; отвраще­ние к м., 178, 4; равнодушие км. — освобождение, 179; создание м. (космо­логия Санкхьи), 182—188; граница м.— 182, 33; м. блаженных сатватов, 192, 8 и сл.; колесо м., 211, 7 и сл.; разви­тие м., 231; 232; 276; 281; 303; неиз­бежная гибель м., 233; 227, 93; 304, 36; м. — марево, поле борьбы чувств, 280, 1 и сл.; яйцо м. — 286, 13, 89; 245, 31; 313, 3 и сл.; построение м. из 5 сутей, 349, 12.

МИТРА — божество ведической ре­лигии, входившее в верховную двоицу— Митра-Варуна или троицу — Митра-Варуна-Арьяман. В индуизме значение М. практически сведено на нет, так как его функции перешли к Вишну и отчасти (позднее) к Шиве; М. есть Пу-руша, 320, 39; М. — божество выде­лительных органов, 345, 2.

МИТРАСАХА — «товарищ Митры»; имя раджи, 234, 30.

МИТХИЛА — столица видехи, го­род раджи Джанак, 178, 2; 218, 6; 277, 4 320; 95, 98; 322, 4, 12; 327, 6, 7, 22 24

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ — см. един­ство.

МОКШАДХАРМА — Основа или Закон Освбождения, Нараяна-гари воз­вещает М., 342, 74, 106.

МОРЕ — «молочное море», 338, 23; 341, 137 (см. шветадеипа).

МРИТЬЮ — женское олицетворение Смерти, 199, 16; 258, 15; 259, 4 и сл.

МУДГАЛА — имя одного риши, 234, 32.

МУДРЫЙ — радуется крайностям, 174, 35 и сл.

МУЖЧИНА — связь м. с женщи­ной — подобие связи непреходящего и преходящего, 307, 1 и сл.

МУЗЫКА — семиструнный лад, 184, 39; небесная м., 200, 13; м. — искусст­во гандхарвов, 210, 22; То — подобно бесструнной м., 239, 27. Шива — друг музыкантов, 286, 72.

МУНДЖА — название травы, из ко­торой можно вытянуть стебель, окутан­ный листьями, — излюбленный при­мер отношения пуруши и пракрити, 317, 12; 342, 106; 344, 84.

МУНДЖАКЕШАВА — тот, чьи во­лосы подобны траве мундже; эпитет Вишну, 344, 84.

МУНИ — «молчальник» (от мауна—-молчание), «мудрец», «мыслитель», 175,. 6; 183, 7; 192, 4; 195, 5, 15, i6; 217,. 5; 245, 22.

МУРУ — название одного растения; название страны; имя одного дайтья,' убитого Кришной, 341, 92.

МЯСОЕДЕНИЕ — 179, 21; 180, 31; 193, 14; 221, 7, 12; 228, 63; 266, 8 (см. также пища, ступени жизни):

Н

НАГА — «змей», «слон» (по змее­образному хоботу), «премудрый змий»; особые мифические существа, мудрецы и чародеи, живущие в подземном цар­стве; они входят в свиту богов, 188, 3; 285, 7; 357; 358 и сл. Нагапура— город Н., 357, 2.

НАЙГХАНТУКА — «относящийся к словарю», 344, 60.

НАЙМИША — «относящийся к мгновению» (нимиша); название леса, связанного с мифом о мгновенной ги­бели данавов; часто употребляется в «Махабхарате», 299, 38; 357, 2.

НАЙРРИТА — «беспорядок»; «от­носящийся к Ниррите». Ниррита — разложение, порча, тление, беззаконие. Дети Нирриты — злые духи. Н. — имя одного ракшаса, данава, 227, -53, 55.

НАКШАТРА — «созвездие», «звез­да»; дома луны, олицетворенные как дочери Дакши, 344, 32.

НАМАС — поклонение, ритуальный возглас, 269, 35; 340, 1.

НАМУЧИ — имя данава, убитого Индрой, 180, 3; 226, 1 и сл.; 227; 51.

НАНДАНА — «усладительный», «от­радный»; название леса в небе Индры, 344, 22.

НАНДИН — «услаждающий», «ра­дующий»; имя быка, на котором ездит Шива; олицетворение Шивы как произ­водительной силы, 284, 16, 32; 286 136. '

НАР А — «мужчина», «человек»; од­но из воплощений Вишну; воплощение Арджуны, 343, 37; 344, 79, 99.

НАРАДА — имя знаменитого дэва-риши (учителя ёогов, потомка Канвы), великого бхакты; один из популярней­ших образов эпоса; Н. — учитель благонравья, 193, 7; мир справедливо славит Н., 230, 2, 3; Н. утешает раджу, 257, 11; Дадхичи видит Н. на небе с богами, 285, 16; Н. — сын Парамешт-хина, сына Брамы, 347, 1, 6; Н. воз­вестил Нараянию, 207, 47; 336; 341, 18; Н. — имя одного гандхарва,,285, 7.

НАРАКА — «бездна», «преиспод­няя», «ад»; шля великого данава, пред­водителя данавов, 209, 7; 227, 50; Н.— враг Адити, убитый Кришной, 341, 92.

НАРАЯНА — «путь людей»; бог, отождествляемый с Вишну; его теоло­гия — Нараяния, 336 и сл.; Н. творит риши, суров, асуров, 210, 25; у Н. есть высшее1 умение уничтожить страдание, 210, 26; Н. — душа Вселенной, 336, 8; 351, 75; Н. рожден Дхармой, 336, 8; 344, 79; Н. сражается с Шивой (Руд-рой), 344, 83; Н. — Вселенная, 351, 75.

НАСАТЬЯ — имя одного из Ашвин. Оба Ашвина — Насатья и Дасра — сыновья восьмого махатмы Мартанды, 208, 17; Н. и Дасра — врачеватели, а поэтому — шудры, 284, 8; 341, 53 (см. также ашвин).

НАСТИКА — см. отрицатель.

НАХУША — «змей» — сын Аюса, отец Яяти, общего предка Кауравов и Ядавов (род Кришны), 178, 4; 344, 29; осуждение его жертвы, 263, 50 и сл.; 269, 6.

НЕБО — его персонификация,.199, 80 и сл. '

НЕВРЕЖДЕНИЕ — освобожден­ный не вредит ничему живому, 189, 12; закон н. непреложен, 271, 21 и сл.; 273, 5; н. выше всех добродетелей, 245, 19; н. — наивысший дар, 263, 35 и сл.; н. достигается совершенство, 273, 5.

НЕИМУЩИЙ — только н. счастлив, 176, 7 и сл.

НЕПРЕХОДЯЩЕЕ - н. и преходя­щее, 304, 1 и сл.; связь пары — н. и преходящее — подобна связи мужчи­ны и женщины, 307, 1 и Сл

НЕПРОБУЖДЕННЫИ — н. природа держит в подчинении, 309, 30; н. на­зывают всю непроявленную природу, -310, 4 и сл.; о н. и пробужденном, 310 (см. пообужденный).

НЕПРОЯВЛЕННЫЙ — см. авьякта.

НЕСЧАСТЬЕ — поведенье раджи в несчастье, 223, 1 и сл.; 280, 14 и сл.

НИВРИТТИ — «сворачивание», «угасание», «гибель» (мира). Н. есть высший покой, 341, 66; Бхагаван, пребы­вая в,н., преподал закон п., 342, 2 и сл.

НИЛ АКАНТА — «синешеий»; эпи­тет Шизы, у которого шея посинела после выпитого ради спасения мира яда, или по другому варианту — оттого, что его душил Вишну. Шиваитское мужское имя, в частности — наиболее авторитетного схолиаста «Махабхара-ты» (см. Шива).

НИМИ — «мигание»; имя раджи, сына Икшваку; люди, смотря на него, не выдерживают его блеска и мигают, 234, 26.

НИРВАНА — «безветрие», «угаса­ние»; одно из основных понятий древ­неиндийской философии, весьма различ­но трактуемое разными школами: от отрицательного значения абсолютного покоя с полным угасанием всякого соз­нания, с полным слиянием последней пары противоположностей Бытия-Не­бытия, некоторые ранние упаиишады, например, Брих.. уп., учение Яджнавалкьи,ранний буддизм, и до полностью положительного значения по формуле Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Бла­женство) в поздних Упанишадах, «Бха-гавадгите» и в экзотерическом махая-низме. В «Махабхарате» существуют различные оттенки понимания н. Н.-- по­знается через равнодушие к миру, 189, 17; ушедшие в н. не возвращаются вновь в самсару, 195, 2; йоги шествуют к безболезненной н., 195, 22; н.—снятие всех основ (дхарм), 341, 67; н. — Ос­вобождение, 342, 8; н. — Запредель­ное блаженство, 342, 8; н. — высшее Брахмо, высшая Дхарма, 344, 52.

НИРВЕДА — «равнодушие к ми­ру», 189. 17; 323, 1 и сл. (см. мир).

НИРРИТА — см. найррита.

НИРУКТА — «высказанное», «смысл слова»: «бездна безмолвия», 344, 45.

НИШАДА — сын брамина от мате­ри-шудры, 208, 8.

НИШАДАВАН — седьмой звук ин­дийского лада, 184, 39.

. НИЯМА — «сдерживание», «само-обуздание»; вторая ступень восьмисту-пенной йоги Патанджали, заключаю­щаяся в соблюдении ряда обетов, 199, 6; 322, 41; 366, 9.

НОГИ — число ног закона сообраз­но юге, 231, 23.

НРИСИНХА — «человеколев»; во­площение Вишну, 341, 78; 344, 23; 351, 37.

НЬЯЯ — «правило», «основание», «обоснование», «логика»; название од­ной из ортодоксальных школ филосо­фии, 210, 23; 271, 38.

О

ОБРЯД — причина возникновения о., 201, 4, 8; вера в действенность о. отрицает закономерность природы, 218, 42; нельзя совершать агнихотру без о., 294, 21.

ОКЕАН — («Сагара»)—имя раджи, 290, 2; водные существа гибнут в о., 179 ,. 14; Брахмо сравнивается с о., 224, 48; эпитет Вишну — обитель о., 286, 5; все реки идут к о., 297, 39.

ОПЫТ — о. дает достоверность познания, а не Писания, 218, 26.

ОРГАН — божества, хранители ор­ганов, 239, 8; 303, 20; 315.

ОСВОБОЖДЕНИЕ — 179; 210, 2 и 'Сл.; 218,1 и сл.; страдание исчезает эдри О., 219, 49 и сл.; путь к О. в овладении собой, 275, 4 и сл.; 302, 31; 361, 9; в О. — счастье, 290, 5; Панчашикха преподал Джанаке основы О., 322, 27 и сл.

ОТЗВУК (ЭХО) — миф о нем, 335, 23 и сл.; 351, 38.

ОТКРОВЕНЬЕ — см. Шрути.

ОТРЕШЕННОСТЬ — см. кевала.

ОТРИЦАТЕЛИ — «настика» («не существует»-нигилист). Так браманис-ты называли своих идейных противни­ков — чарваков и других, особенно же часто буддистов, так что буддист и «настика» стали почти синонимами; о. идут по страшному пути, 181, 5; душа есть не что иное, как тело, 218, 28; о. отрицают жертвы, 264, 4; потустороннее не интересует о., 323, 10 и сл.

ОТШЕЛЬНИК — правила поведе­ния отшельника, 191, 11 и сл.; 192, 1, 2; 234, 8 и сл.; 243, 30; 244, 2 и сл.;. 328, 19, 20 и сл. (см. также ступени жизни).

П

ПАВАКА — «очиститель»; так назы­вают великие сути (махабхутов) вооб­ще, в особенности огонь и ветер; П. сжигает весь преходящий мир, 257, 17; свободный от заблуждений восходит к ' П., 323, 62; П. охраняет Шиву, 329, 23; П. принадлежит доля возлияния хавис, 344, 92.

ПАВАНА — «веяние», «ветер»; бо­жество кожи, 315, 10.

ПАДМА — «лотос»; имя богини счастья Шри, Лакшми, 228, 15 и сл.; имя Нага, 357, 4 (см. также Лотос, Шри).

ПАДМАНАБХА — «почка лотоса» или тот, у кого из пупка выходит лотос (БПС); «изошедший из лотоса» (Дейссен); эпитет Вишну, 209, 27, 35; имя Нага, 357, 4; 363, 5.

ПАЙЛА — имя риши, сына апсары Пилы, ученика Вьяса, 320, 20; 329, 27; 342, 19.

ПАКА — «печение», «переварива­ние»; «юный», «неопытный», «бычок»; имя одного данава, воспитанника Инд-ры, «воспитатель Паки» (пакасашана) — эпитет Индры, 228, 84; также «убий­ца Паки», 228, 7.

ПАНДИТ — ученый, знающий, ум­ный; п. не может коснуться горе, 174, 42; п. свободен от гнева, печали, 226, 16; 322, 2; п. постигают Шастры, 235, 4; п. прозревают единство во всем, 239, 19; 332, 17; отрешенный, радующийся Атману, называется п., 251,-19; уничи­женный п. насыщается амритой, 301, 26; п. не ищет богатства, 332, 19; для п. богатство — удовлетворенность, 332,

ПАНДУ — «бледный»;' имя отца братьев Пандавов, младшего брата Дхритараштры. После его смерти нача­лись раздоры из-за престолонаследия между его сыновьями,и сыном Дхри­тараштры — Дурьйодханой, 348, 4.

ПАНТЕИЗМ — Брама-Вселенная, 182, 16 и сл.; Вишну-Вселенная, 281, 20 и сл.

ПАНЧАЛА — относящийся к наро­ду панчала, его раджа, 234, 29; имя ведического риши, изобретшего способ чтения Вед, называемый «крамапатха», 286, 32; 344, 75; 349, 79.

ПАНЧАМА — «пятый»; шестой звук индийского лада, 184, 39.

ПАНЧАРАТРА — «пятиступенный»;. название священной книги вишнуитов. Панчашикха изучил П., 218, 11; Упаричара, знаток П., 337, 25; Нарада назвал переданную ему Брамой Упанишаду П., 341, 112; сам Бхагаван возвестил П., 351, 70. П. считается чет­вертой частью канона, 350, 83.

ПАНЧАЧУДА — носящий пять кос.(йогин), 334, 19.

ПАНЧАШИКХА — «пятихохолко-вый», «пятипламенный», «носящий во­лосы, завязанные в пять узлов», «Стоя­щий на вершине познания»; имя риши,. ученика Асури. П. считался воплоще­нием Капилы и первым проповедником атеистической Санкхьи. П. в Митхиле поучает раджу Джанаку, 218, 6; 219, 5 и сл.; 321; раджа Джанака с гор­достью сообщает Сулабхе, что он уче­ник П., 322, 24.

ПАРАВАСУ — «отвергающий бо­гатства»; имя одного риши, 208, 26; 338, 7.

ПАРАМААТМАН — Запредельны» Атман; 26 таттва Санкхьи, 187, 24.

ПАРАМЕШТХИН — «всевышний», «горний», «верховный»; один из «вла­дык существ», сотворенный Брамой,, 336, 37; 337, 5; 341, 18; 345, 23; 347, 6; 349, 4; 351, 29.

ПАРАШАРА — «разрушитель»; ри­ши, отец Кришны Двайпаяны, 241, 3;. 320, 59; 322, 24; 351, 3.

ПАРВАТА — «гора», «возвышен­ность»; имя одного риши, частого-спутника Нарады, 200, 11; раджа, пре­док Сулабхи, 322, 18.

ПАРВАТИ — дочь горы (Химава-та), Дурга-Кали-Ума, жена Шивы, 325.. 12; 344, 114.

ПАРДЖАНЬЯ — дождь, бог дож­дя, 234, 27; 330, 40.

ПАРИВРАДЖАКА — странник, странствующий монах, отказавшийся от всего мирского; четвертая, необяза­тельная ступень жизни (ашрама), 192, 3; 244, 23 и сл.; 245, 7 и сл. (см. так­же санньясин, ступени жизни).

ПАРИКШИТ — «взыскующий», «ис­пытатель»; внук Арджуны и внучатый племянник Кришны, 345, 8 и сл.

ПАРИНАМА — изменение, превра­щение, возрастание, 179, 27.

ПАРТХА — «сын Притхи», имя по матери трех старших братьев Пандавов (Юдхиштхиры, Бхимы и Арджуны), 195, 3; 344, 2.

ПАТАЛА — подземелье, преиспод­няя, подземное царство или город, оби­тель волхвов нагов (змиев), 250, 15; 341, 83; 351, 35.

ПАШУПАТА — учение о Пашупати, владыке скота, то есть о Шиве; подоб­но тому, как Панчаратра есть учение вишнуизма, так секта пашупатов есть первичное ядро шиваизма, 351, 66, 69.

ПАШУПАТИ — владыка скота, ми­фологический образ, впоследствии слив­шийся с Шивой, так что имя П. стало одним из имен-эпитетов Шивы, 284, 14; 286, 125; 345, 62.

ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ — 181; 228, 2 и сл.; 236, 18; 276, 32 и сл.; 299, 17 и сл.; 300, 20 и сл.; 305, 1 и сл.; 306, I и сл.; 310, 49 и сл.; 333, 49.

ПИНАКА — лук Шивы, 208, 20; 284, 34; 291, 17, 18.

ПИНГАЛА — красновато-коричне­вая жидкость; в кундалини-йоге на­звание активного тока в теле, находя­щегося под покровительством Шивы; женское имя, 174, 57 и сл.; совка, мангуста, ихневмон, 178, 8.

ПИНДА — галушка, в частности г. из риса, как ежедневное приношение предкам; название самих предков, 347, 11 и сл.

ПИПАЛА — «инжир» (ягоды), «пе­рец», имя сына Митры и Равати, 199,4.

ПИТХА — «седалище», «престол»; священные башни, воздвигнутые Дакшей на месте жертвоприношения и раз­рушенные Вишну; имя данава, убито­го Вишну, 341, 92.

ПИШАЧА — «пожиратель мяса», «упырь»; особый дух из свиты Шивы, 188, 3; 268, 23; 284, 15; 304, 31.

ПИЩА — вкушая п., нельзя ни восхвалять, ни порицать ее, 193, 6; 279, 12; время вкушения п. — утро и вечер, 193, 10; 221, 10; 243, 7; п. нуж­на лишь для поддержания жизни, 212, 14; 217, 19, 20; остатки от жертвен­ной п. — амрита, 221, 7, 8, 13, 15; болезни отстраняются легко перевари­ваемой, умеренной п. 275, 8; п. должна быть~ чистой, 275, 15; Индра — вла­дыка п., 286, 37, 50 (см. также мясо-едение, пост, ступени жизни).

ПЛОД — мудрость п. тапаса, 191, 1 и сл.; знание Вед есть п. джнана-йоги, 201, 1 и сл.; праведный не ра­дуется п., 274, 18; п. действия бывает простым и смешанным, 292, 18 и сл.

ПЛЮРАЛИЗМ — п. в ученье Санкхьи, 304, 19 и сл.

ПОВЕДЕНИЕ — 179; 189; 191, 7 и сл.; 193; 210, 23; 240,,11 и сл.; 215, 22; 227; 229; 260; 15 и сл.; 279; 289, 8, 12 и сл.; 290; 294; 295; 297; 301; 322, 86.

ПОЗНАНИЕ — сенсуалитическая теория п., 276, 17 и сл.; условия п., 179, 7, 8; пракрити есть объект п., 309, 9.

ПОЗНАЮЩИЙ ПОЛЕ — см. кшетраджна.

ПОЛ — извращенный п., 228, 68, 69, 73; половое общение, 193, 11, 17; 207, 38 и сл.; 221, 11; 228, 45; 270, 27; 283, 46; 307, 4; 322, 69, 171; 333, 20, 27; 343, 53; 344, 18; половой орган, 219, 28; 270, 23, 27, 28; 291, 30, 32; 312, 13; 344, 18.

ПОМОЩЬ — знающий оказывает п., 220, 13; человек сам себе помогает, 294, 1 и сл.

ПОСЛУШНИК — см. брахмачарья.

ПОСТ — п. достигают счастья, 18.1, 17; п. дает прозрение Атмана, 187, 30; п. побеждает страсти тела, 214, 13; п. не есть самоистязание, 221, 4; высшему тапасу сопутствует п., 221, 5; п. — Ос,-нова Освобождения, 229, 2; отшельники соблюдают постоянный п., 244, 10 (см. также пища, тапас).

ПОТОК — п. мира, 250, 12 (см. также пища, тапас).

ПРАВДА — п. побеждает смерть, 175, 30 и сл.; Брахмо есть п., ею дер­жится мир, 190, 1 и сл.; слово должно быть правдивым, 199, 61; 260, 10; нет ничего выше п., 260, 10; превосходно то, что арьи называют п., 301, 13 (см. также дхарма, истина).

ПРАДАКШИНА — «идущий напра­во»; ритуальный обход справа со сло­женными руками почетного лица или священного предмета, 320, 85; 330, 7.

ПРАДЖАПАТИ — «владыка су­ществ», эпитет Брамы, Ману. и прочих; иногда как особая персонификация, 187, 32; 190, 15; 191, 13;' 192, 21; 201, 2; 224, 52; 232, J3; 269, 21.

ПРАДЖЬОТИШАМ — «сияющий»; название города данавов, перенесенно­го Кришной в Кушастхали,. 341, 92.

ПРАДХАНА — основа ткани; су­щественное, основное; основная косми­ческая материя; самосознание разви­вается из п., 205, 25; П. м. р. — имя раджи, 322, 183; непроявленное муд­рецы называют п., 342, 29; п. — Ани-рудха, 349, 18; п. — Пуруша, 353, 19.

ПРАДЬЮМНА — «сияющий», «оза­ряющий»; четвертая ипостась (вьюха) Вишну-манас, 341, 38, 41; 346, 16.

ПРАКРИТИ—производство, оформ­ление, природа, сущность. Атман, сое­динившийся с Гунами п., называется познающим поле, 187, 24; восемь кор­ней п., 210, 26 и сл.; п. не познает Пуруши, 246, 1; отношение п. к. по­знающему поле, 248, 23; 249, 2; 308, 17; 317, 8; 320, 39; п. выпускает гуны, как паук паутину, 249, 2; п. — «не Пу­руша» и не обладает признаками, 307, 25 и сл.; восемь основ и 16 изменений п.,. 308, 29; 312, 11; п. оплодотво­ряется Атманом, 308, 36; п. безначаль­на, ее развитие, 309, 13; 316, 14; двад­цать четыре основы п., 310, 21; п. иг­рает Гунами, 315, 15; п. неотделима от качеств. 317, 3; ft. определяется Гуна­ми, 320,.38; п. непознаваема, 320, 42.

ПРАЛАЯ — «пролитие, растворе­ние, гибель, кончина», 194, 2; 204, 17; 227,,37: 231, 30; 308, 33 (см. также кончина).

ПРАМУЧА—«освободившийся»; имя одного риши, 208, 29.

ПРАНА — «дыхание, жизненный ток, ветер», 184, 24 и сл.; 185, 3 и сл.; 186, 1 и сл.; 200, 17; 244, 26; 303, 27; 330, 24 (см. также ваю).

ПРАНАЯМА — удержание дыхания, праны, овладевайте им; четвертая сту­пень восьмиступеиной йоги, 318, 9 и сл. (см. йога, йогин).

Date: 2015-05-22; view: 458; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию