![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Вернуться к оглавлению 1 page
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ А АВИКАМПАНА — «непоколебимый»; имя раджи. АВЬЯКТА — «непроявленный»; Авь-якта Манаса — непроявленный Разумный (бог), 182, 12; 210, 28; 246, 4; 309, 15. АГАМА — «дополнение»: название сборников традиционных предписаний, изучаемых наравне с Ведами. Ссылка на А. или Шрути равносильна ссылке на Веды; 210, 24; 218, 23; 271, 4. На-раяна возвестил А.; 218, 27; А. сбивают с пути, если противоречат опыту, 218, 42, 45; 219, 39. АГАСТЬЯ — имя древнего риши, родившегося в кружке, куда упало семя Митры-Варуны; (звезда Канопа; ср. египетский миф о Сириусе, семени Озириса, откуда родился Гор); сын Митры-Варуны, подвижник; 208, 29; 244, 16. А. проклинает Нахушу, 344, 29. АГНИ — «огонь»; одно из древнейших, популярнейших ведических божеств, вот почему А. носит множество эпитетов, иногда достигающих степени как бы особых персонификаций (ср. «Беседа Маркандеи», гл. 217 и сл.); «Пожиратель жертв» (Хуташана), «Всенародный» (Вайшванара) и пр., 182, 19; 191, 8; 224, 52; 286, 9; 344, 7 и сл. АГНИХОТРА — особое ведическое жертвоприношение огню (Агни) возлиянием топленого масла, 92, 5; 244,6;245, 28. АГХАМАРШАНА — особая молитва об отпущении грехов (вероятно, Ригв. уп., X. 190); имя риши, создавшего этот гимн, 244, 16. АГХНЬЯ — «неубиваемая», та, которую нельзя убивать, 263, 49. АДЖА — агнец, ягненок, козленок, неполовозрелое животное; название народа; 208, 19; 339, 3; непроросшее зерно, семя, 339, 4 и сл. АДЖАГАРА — «принадлежащий удаву» (пожирателю коз); имя риши, 179. АДИТИ — «безграничность», «бесконечность», слабо персонифицированное отвлеченное понятие; как персонификация —• мать главных богов, именуемых Адитьями (см. это слово), 207, 26; 341, 81, 91; 344, 31, 32. АДИТЬЯ —. сын Адити; так назывались главные боги ведического пантеона; в разные времена число их было разное, оно: все увеличивалось — с трех до семи, двенадцати и больше. В период эпоса А. называется чаще всего Сурья (Солнце), старший брат Савитара, 198, 6; 207, 26; 263, 42; 320, 2, 66; 350, 51; 364, 16; перечисление 12 А., 208, 15, 16, 23; 224, 41; годовой путь А. (Солнца), 225, 35 и сл.; На-раяна, 12-й А., 341, 81. АДХВАРЬЮ — жрец, ведущий ритуал жертвоприношения, изложенный в Яджурведе, 285, 28; 344, 71. АДХИБХУТА — область деятельности; см. орган. АДХОКШАДЖА — «рожденный под осью мира»; эпитет Вишну, 344, 54 и сл. АДХЬЯТМАН — слово составлено прибавлением к слову Atman предлога adhi, получающего значение «над» или «внутри», в зависимости от контекста. Многие тексты позволяют принимать любое из двух значений: внутренний или верховный Атман. Внутренний Ат-ман обычно принимается в смысле «индивидуальное я», душа, джива, познающий поле; высший Атмаи — как 25 или 26 таттва в зависимости от системы или как Брахмо Упанишад, Познавший поле (ср. II вып. этой серии «Бхагавадгита», VII, 30 и прим. 333 к этой шлоке), 194, 1 и сл.; 195; 202, 4 204, 14, 206, 5 и сл.; 247, 1 и сл.;-250 6, 20; 287, 1 и сл.; 315, 1 и сл.; 336 31; А. отличен от Пракрита, 287, 34 А. познается в йоге, 308, 19. АЙЛОМАЯ — имя одного данава. АЙОГА — «несочетаемый», «неприкасаемый»; рожденный матерью — вайшьей от отца-шудры. АЙРАВАТА — сын Ираваты; имя повелителя слонов, белого слона Инд-ры. АКАША — «пространство», «эфир» (в греческом смысле); соответствует квинтэссенции неоплатоников; наиболее тонкий элемент из «плотных» или «великих» сутей (махабхутов), 82, 14, 24; 183, 9; 184, 4, 40, 42; 194, 5, 9; 233, 13, 17 и сл.; 346, 10. См. суть, махаб-хута. АКРИТАШРАМА — «беззаботный», «благоденствующий»; имя риши. АКХАНДАЛА — «крушитель», «разрушитель»; эпитет Индры, позднее — Шивы, 337, 17; 338, 4. АМАЛАКА — круглый плод дерева мираболана, обладающий терпким и кислым вкусом, употребляемый в индийской медицине. Из-за этих свойств (терпкости и лечебного действия) принят, особенно в буддизме, как предмет медитации над терпкостью мира и над лекарством от жажды жизни; махая-нисты часто изображают бодхисаттву в медитационной асане с этим плодом в левой руке, 227, 107; 316, 20. АМБА — «мама», «матушка», 267, 32. АМБАРИША — «сковорода», «солнце», «небосвод», мужское имя, 234, 23. АМБАШТХА — сын брамина от матери-вайшьи, 208, 8. АМИТАДХВАДЖА — тот, чей стяг;., безграничность, 227, 51. АМРИТА — «бессмертная»; пища богов, дающая бессмертие, элексир жизни; амврозия греков; а. получена богами при пахтанье океана; переносно — ритуально чистая пища: остатки жертвоприношения, которыми питаются-брамины, 193, 12, 34; 221, 7; 228, 91; 229, 21; 243, 12; 301, 7; 322, 68; 325,4; 341, 128. i АНАНТА — или Шеша — «бесконечный», «вечность», змий, на котором покоится Вишну в океане времени (небе); 182, 34; 286, 58 (см. санкар-шана, шеша). АНВИКШИКИ — наука о доказательствах; 320, 28, 34 (см. доказательство). АНГИРАС — знаменитый род ри-шей, которому приписывается создание X книги Ригведы (ср. «Беседа Map-кандеи», гл. 217); 207, 17; 208, 4,24,27;. 234, 28; 267, 2; 284, 11; 298, 17; 342,, 69. АНДА — «яйцо» (яйцо Брамы — мир); Вивасвант, 344, 32 (см. Вивас-вант, мир). АНДХРАКА — «слепой»; имя асу-ра, убитого Шивой, название народа, 207, 42; 286, 11. АЫИРУДДХА — «нестесненный», «беспрепятственный», «свободный»; сын Прадьюмны; четвертая ' ипостась проявлений Вишну, 341, 39, 41, 73, 74; 342, 30, 71, 92; 343, 19; 349, 18; 353, 20 (см также аханкара, вьюха). АНТАРАТМАН — см. Адхьятман, орган. АНУКАМПАКА — «сострадательный», «благосклонный»; имя раджи, 257, 7. АНША — «часть», «доля»; имя одного из Адитьев, 208, 15 (см. также Адитья). АПАНА — нисходящий ток (пра-на) тела, осуществляющий функции выделения из тела (кала, мочи и по.), 184, 24; 185, 6, 10, 17; 236, 9 (см. также прана). АПАНТАРАТАМАС — сын Речи (Сарасвати), 351, 39; ведийский учитель, 351, 59, 60, 68. АПАС — «вода», «божество вкуса», 315, 8 (см. также орган). АПСАРА — «водяница», райские де-.вы, танцовщицы богов, нередко соблазняющие отшельников, 200, 14; 228, 14;:243, 18; 273, 15; 185, 5, 8; 326, 2; 334, 15, 18; 335, 17, 18, 28 и сл.; 344, 24. АРАНЕЯ — эпитет Шуки, его «мет-ронимиум», так как «матерью» его была крестовина арани, 329, 28. АРАНИ — деревянный прибор для добывания огня, состоящий из мягкой крестовины и твердого колышка. АРАНЬЯКА — книга для живущих в лесу отшельников, отдел ведической литературы (Шрути), куда относятся и Упанишады; А. и входящие в их состав упанишады распределены по Ведам, 341, 8; 344, 70. АРВАВАСУ — «живущий внизу»; имя одного жреца богов, сына главного жреца богов Брихаспати; название одного из семи лучей солнца, 208, 26; 338, 7. АРДЖУНА — «утренняя заря», «светлый», «серебряный»; имя третьего из братьев Пандавов; воплощение Нары, одного из воплощений Вишну, 343, 5 и сл.; 343, 57; 344, 51. АРИШТАНЕМИ — тот, чья ось не-«вредима, второе имя Кашьяпы, 208, 8; Таркшья, 290, 2, 4 и сл. АРУНДХАТИ — название одного целебного растения; жена Дхармы (созвездие Кассиопеи?); жена Васишт-хи (Мицар из созвездия Б. Медведицы), это звезда двойная, и маленькая звездочка около нее, его жена А., видна только при очень хорошей зоркости. Древние по ней проверяли остроту зрения, 319, 9. АРШТИШЕНА — имя риши, 320, 60. АРЬЯВАРТА — область Арьев — Индустан, 327, 15. АРЬЯМАН — друг, дружка (на свадьбе), товарищ; Адитья из ведической троицы: Митра-Варуна-Арьяман, в маздеизме и митраизме получил отрицательное значение злого начала, 208, 10, 15. АСИТА — «темный», «тусклый»; планета Сатурн, владыка тьмы и чар. Имя муни, одного из распространителей Панчаратры, 207, 4; 229, 3 и сл.; 276, 4 и сл.; 341, 123 (см. также дэвала). АСКЕЗА — см. тапас. АСУР — «светозарный»; демоны-полубоги. В древний период наделялись добрыми качествами, тогда как суры—отрицательными. Позже положение стало обратным, и стали создаваться мифы о развращении а., их падении и победе суров. Наиболее выдающиеся а.: Бали, Прахрада и др., 179, 15; 180, 46, 47; 188, 3; 216, 17; 225, 35; 282, 36; 284, 61; 290, 41; 291, 2; 296, 23; 329, 12; 344, 18, 62; 349, 58. АСУРИ — риши, учитель Панчашикхи, 218, 10, 13; распространитель Панчаратры, 320, 6. АТИРАТХА —. воин на колеснице; подкаста кшатриев, 298, 8. АТМАН — возвратное местоимение «себя», со времен Упанишад приобретшее субстанциональное значение, близкое значению «субъект» в противоположность «объекту». Чаще всего мыслится абсолютный субъект (pneurna, ruach, дух, дыхание), но слово употребляется и в значении «эмпирическое я». Ряд сложных слов — адхьятман, антаратман, бхутатман и другие — передают разные категории этого сложнейшего философского понятия, то или иное понимание которого определяет направление той или иной школы индийской философии. Понятие «Атман» нельзя отождествлять с понятием «сознание», так как есть школы, отрицающие сознание, как атрибут А. (например, школа Яджнавалкьи в Брих. уп.); некоторые Упанишады отождествляют А. и Брахмо. В философских текстах «Махабхараты» А. понимается как сознательный дух, отношение которого к непроявленной и проявленной пракрита различными направлениями Санкхьи понимается различно (см. суть), чаще в дуалистическом смысле. Ниже указаны основные места трактовки А. Санкхьей и йогой, 187, 23 и сл.; А. выпускает гуны, как паук паутину, 194, 50; 287, 41; обитель А., 198, 6; А. связан с телом и таттвами, 202, 1 и сл.; А. не воспринимается чувствами, 203, 4; семь А., 232, 10; два А., 236, 32, 33; погружение в А. — тайна Вед, 246, 13; А. — создатель гун, 248, 21; 287, 40; А. только здесь связан с гунами, 251, 15; А. не творец гун, а их созерцатель, 287, 36; А. многократно оплодотворяет пракрити, 308, 36; достижение подобия и единства с А., 309, 27, 28; А. мерой в сустав пальца, 314, 15. АТРЕЯ — сын Атри, 208, 32; 234, 22 (см. также Атри). АТРИ — «всепожирающий»; имя риши, из глаза которого вышла луна; одна из звезд Б. Медведицы, 207, 17; 208,4, 6, 9; 342, 34, 69. АТХАРВА —' название IV Веды; о ней упоминается лишь в более поздних эпических текстах. Защитники теории исконного существования четырех Вед считают, что А. входила в состав Яджурведы, 344, 71, 72 (см. также Веды). АУМ — священное слово, символ, обширные толкования которого дают уже Упанишады. Символ диалектики Единого •— начала, середины, конца миропроявления, понимаемого как целое, 269, 35, 281; 26; 286, 64; 304, 19: 337, 37; 341, 7; 349, 39, 53; А. есть правда, 199, 69; всеоживляющее, по учению Санкхьи, 304, 19; А. на лбу Са-расвати, 320, 14; исходит из уст На-раяны, 341, 7. АХАЛЬЯ — «бесплужная»; имя жены Гаутамы, изнасилованной Индрой; имя. апсары, 344, 18. АХАНКАРА — основа личности «Ichmacher», вторая или по другим вариантам третья таттва системы Санкхьи; а. происходит от Махана, 182, 13; а. — творец, 182, 16; 304, 21; а. надо покинуть, 212, 18; порядок поглощенья в конце дня, 314, 12; объяснение слова, 322, 105 и сл.; а. и Анируддха — одно, 341, 41; индивидуализирующая сила, 341, 62; а. производит «великие сути», 343, 31, 32; а. и Брама — одно, 349, 21. АХИМСА — см. невреждение. АХОВИРЬЯ — «удивительно отважный»; имя риши, 244, 17. АЧЬЮТА — «бесконечный», «вечный»; эпитет Вишну-Кришны, 209 37-344, 53, АШВАГРИВА — «с конской шеей»; «конешеий»; бывший Индра, 227, 51. АШВАМЕДХА — особо торжественный ритуал жертвоприношения коня, совершаемый раджей, претендующим на суверенитет, 283, 58; 285, 1; 286, 118; 322, 161; 338, 5, 9; 344, 30; 348, 13, 14. АШВАТТХА — «баниан», индийская смоковница. Часто употребляется в качестве символа мира и даже Брахмо, 211, 2. АШВИН — всадник, обычно в двойственном числе, персонификация утренних и вечерних сумерек; боги-це-лители, славящиеся своей красотой. Аналогичны близнецам греко-римской религии Кастору и Поллуксу; их имена — Насатья и Дарса; они врачи, а потому — шудры, 198, 5; 208, 17, 23; 281, 28; 284, 8; 325, 19; 344, 19; 350, 39. АШРАМА — «обитель», «область» (см. ступени жизни). АЮС — «жизнь», «жизненные силы», «здоровье», «мир» (вселенная); мужское имя, 298, 15; 344, 27. АЮРВЕДА — учение о здоровье; древняя индийская медицина, основанная на учении Санкхьи, 343, 9; 344, 59. Б БАБХРАВЬЯ — «бурый»; ихневмон; крыса-мангуста, известный враг змей, кобр; предок рода ведических ришей. 344, 75. БАДАРИ — название дерева сизи-фиса или «держи-дерево». Его плоды похожи на финик, жевание его листьев вызывает потерю вкуса, особенно к сладкому; название одного из истоков Ганги, где находилась пустыня Нары-Нараяны. Б. относится к смоковницам, 336, 10; 341, 111; 344, 83; 345, 26, 27, 34. БАЛА — «сила»; имя одного и' сыновей Ангираса, 208, 27; ср. р. ба-дам — одно из 30 свойств скопления, именуемого телом, 276, 22; 322, 112. БАЛАКХИЛЬЯ — «род кирпича»;название отдела гимнов Ригведы; имя одного браминского рода,244,20. БАЛИ — «сильный»; имя дайтьи, побежденного Индрой, сына Вирочаны, 180, 3; 223; 224; 227; 341,79. БАНА — «тростниковая стрела»; имя дайтьи, сына Бали; приспешник Шивы, противник Вишну, 227, 53; 341, 93, 94. БАРБАРА — название чужеземного народа, 207, 43. БАХУ — «рука», «плечо»; имя дайтьи,227, 52. БАХУПУРА — «многообразный»; имя сура, сына Ману, 208, 19. БЕЗДНА — «кромешные бездны» — область разных богов, 197; 198. БЕЗЗАКОНИЕ — адхарма, 238, 17; 274, 9 и сл. (см. также кривда). БЕЛЫЕ ЛЮДИ — бхакты Нараяны, 337; 338; 341, 19; 345, 53; о достижении белого острова и белых людей, 341, 130. БЕЛЫЙ ОСТРОВ — см. Швета-двипа. БЛАГОНРАВИЕ — наука о б., 198, 1 и сл.; 244, 29; 260, 7; 261, 5, 20; 331, 7 и сл. БОГАТСТВО — горе при гибели б., 174, 28; б. недостаточно для счастья, 174, 31; б. дается судьбой, 177; заблуждение рождается б., 192, 16; б. связано с бедой, 205, 8; 260, 7; 332, 20; тапас ради б., 272, 4 и сл.; истинное б. — добродетель, 323, 40 и сл. БОГАТЫЙ — б. отрицает щедрость, 260, 19. БОГИ — б. блаженствуют в небе, 174, 38; путь б., 175, 33; 281, 36; поколения б., 208; б. тот, кто знает Атмана, 237, 23; б. беседует со святыми, 301, 34. БОДХЬЯ — «подлежащий уразумению»; имя риши, 178, 3 и сл. БРАМА — «молитва» (м. р.); «священный текст»; имя первой ипостаси браманической троицы; имя, часто заменяемое эпитетами: «предок», «праотец», «Хираньягарбха», «творец мира». В вишнуизме Б. отодвинут на второе место, как рожденный из лотоса, выросшего из пупка Вишну-Нараяны. Б.— Вселенная, 182, 16 и сл.; Б. Манаса, творец, 183, 2 и сл.; 344, 8; Б. Ахан-кара, 342, 32 и сл.; 340, 21. БРАМИН — член высшей касты дваждырожденных; обычно под эпитетом «дваждырржденный» подразумевается б.; жрец, владеющий словом Брамы — Ведами. Занятие б. — изучать Веды, научать им, совершать обряды, жертвы. Брамины претендовали на монополию в религии, философии, науке; часто б. называли певцами, так как они пели гимны, мантры. Для «Махабхараты» характерно отрицательное отношение к б. как к касте (классу). Индра (бог кшатрий) поучает б., порицая его заносчивость, 180; происхождение б, 188, 4; 208, 24; спор б. с кшатрием, 199; два рода б, 199, 41; обязанности б., 234, 1 и сл.; 235; 344, 10; награда за почтение к б., 234, 16 и сл.; кто знает Брахмо, того боги признают б., 237, 22, 23, 245, 11 и сл.; 270, 30 и сл.; поведение б., 251, 1; вайшья поучает б., 262, 47 и сл.; 265; лжебрамины, 271, 27; б. может заниматься делами других каст, но не шудр, 296, 3; кшатрий поучает б (Джанака Шуку), 328, 12 и сл.; сила проклятия б., 343, 53; 344, 23; б. — родоначальник каст, 344, 18; Наг поучает б., 364. БРАХМАВАДХЬЯ — «убийство»; «смерть брамина»; чудище, вышедшее из тела убитого Вритры, 283, 12, 17 и сл. БРАХМАДАТТА — «данный Брамой или брамином»; мужское имя; раджа панчалов, 234, 29; 344, 77. БРАХМАНА — часть ведической литературы, трактующая главным образом обряды. Наиболее крупный памятник этого ряда — «Шатапатха-брахмана», 235, 9; 344, 11. БРАХМАРИШИ — см. риши. БРАХМАЧАРИН — ученик, послушник, соблюдающий правила брах-мачарьи, 190, 10; 214, 7; 221, 5- 242. БРАХМАЧАРЬЯ — период ученичества (12 лет), обязательный для высших каст; правила поведения для ученика; особенно требовалось соблюдение полового воздержания; в дальнейшем слово часто употребляется в. узком смысле: целомудрие, 193, 11; 196, 12; 214, 7 и сл.; 242; 336, 1 и сл. БРАХМО — (ср. р). высший философский принцип традиционной философии Индии, внеположный проявленному миру, вечный и неизреченный, то есть определяемый лишь отрицательно («не То»). Идея Б. сближается с идеей Нирваны, выражающей безличный, запредельный миру покой. Основа учения о Б. положена Упанишадами и разработана с разных сторон философскими традиционными школами. В более древнем словоупотреблении Brahman означал молитву, заклинание, но уже в Чханд. уп. это слово употребляется в смысле единого, творческого принципа мира. Вскоре слова Б. и Атман стали синонимичными, но слово Brahman развивало идею реальности Бытия (Tat), как основы миропроявления, тогда как слово Atman развивало идею абсолютного субъекта Б. — прохладное озеро, 177, 50; Б. подобно нити-ожерелья, 206, 1 и сл.; Б. — вне причинно-следственного ряда, 224, 50 и сл.; мир возвращается в Б., 229, 24; 233; мир развивается из Б., 231; 232; о постижении Б., 239, 2; 344, 4; Б. определяется отрицательно, 241, 13; Б. запредельно пракрита, 279, 1 и сл.; Б. постигает природу, 310, 9; Б. — Пуруше, 318, 17—48; Б. является Нараде, 341, 1 и сл. (см. также То). БРИХАСПАТИ — великий владыка, жрец и учитель богов, потомок Антираса, 198, 5; 210, 21; 282, 29; 285, 68; 338, 5; Б. принимает закон саттватов, 337, 45 и сл.; Б. гневается на Нараяну, 338, 14; Б. вошел к жене своего брата Утатхи, 343, 50 и сл. БУДХА — «мудрый», «мудрец» — эпитет Вишну, 344, 32. БУДДХИ — «разум», «разумная воля, принимающая решения»; обычно принимается за 24 таттву, как высшее проявление пракрита, первая эманация прадханы или авьякта пракрити. Как правило, отождествляется с Махан или Махан Атма, редко — с аханкара. За б., как таттвой пракрити, отрицается сознание; сознание и познание рассматриваются как результат вневременного и внепространственного отражения Пуруши в чистейшей (саттвичной) буддхи; 194, 17 и сл.; 203, 1; 247, 13 и сл.; 248, 2 и сл.; 255, 12; 287, 14; 315, 12, 13; 351, 22; (см. также манас, махан, суть, таттва). БХАВА — «воздействующий, «творящий», «осуществляющий», «сущий»; эпитет Шивы, 285; 286; 365, 3 и сл. БХАГА — «щедрый владыка»; Адитья, правитель дома луны под названием Уттара Пхальгуни, у которого Шива выбил глаз, 285, 73; 343, 21. БХАГАВАН — «владыка»; как вежливое обращение с конструкцией 3-го лица; имя пастушечьего бога (ср. Баал, Адон семитов), впоследствии отождествленного с Вишну-Кришной, 182, 30; 210, 21; 217, 33; 337, 23, 341, 110, 135; 342, 88; 348, 2. БХАГАВАТА — поклонник Бхагавана, 342, 2; 345, 56; 346 17 БХАДРАКАЛИ — мощь Кали, возникшая из гнева богини Кали-Умы 285, 56. БХАКТА — поклонник, почитатель, преданный благоговейной любовью, 341, 19; 344, 70. БХАКТИ — благоговейная любовь, преданность; один из четырех путей йоги, особенно развитый- вишнуитами, значительно позже — шиваитами. Учение о пути б.' особенно развито в «Бхагавадгите» и в Шветашватаре упанишаде. Его положил в основу своего учения об относительном монизме Ра-мануджа (XII—XIII вв. н. э.). В Бенгалии путь б. принял экстатические формы в XV—XVI вв. н. э., 341 131 БХАРАДВАДЖА — «жаворонок»; известный риши, ученик Бхригу, философа скептического направления, высказывающего идеи дуалистической Санкхьи, 182—192; 208, 33; 210 22; 344, 31. БХАРАТА — «поддерживаемый» (об огне); имя брата Рамы; имя родоначальника бхаратов, брата Дхритараштры, с детьми которого бхараты вели борьбу за престол, 207, 5; 327, 14; 351, 14: БХИМА — «страшный»; имя многих раджей, в том числе и второго сына Панду; бывший Индра, 227, 50. БХИШМА — «страшный»; старший из рода Кауравов, сын Шантану и богини Ганги; Б. — легендарный герой, образец мудрости, преданности, справедливости. В период, событий, описанных в «Махабхарате», Б. старший в роде, чтимый той и другой из враждующих сторон, представители которых обращались к нему, называя Прадедом, так в «Мокшадхарме» всегда обращается к нему Юдхиштхира. Это обращение приобрело характер эпитета, почему в переводе дается с большой буквы. Б., раненный перед смертью, дает наставления Юдхиштхире, изложенные в «Мокшадхарме». БХРИГУ — имя родоначальника высшего рода браминов; один из 7 ришей; одно из названий планеты Венеры. Некоторые тексты считают Б. сыном-Варуны, основоположником астрономии и врачевания; род Б. близко связан с огнем; имя Б. производится от звукоподражательного глагола «бхриг» — треск зажженного костра, 182, 5; 192; 210, 22. БХРИНГАРАДЖА — род крупных черных пчел; родланей; род особых духов, 329, 5. БХУРИХАН — «много убивающий»; имя одного данава, 227, 52. БХУТА — существо; сущность (от бху — быть); духи низшего порядка, свита Рудры-Шивы: пишачи, ракшасы, махабхуты (элементали), 262, 9 и сл.; 286, 132; б. в колеснице Нары-Нараяны, 336, 11 (см. также суть, бхутатма). БХУТАТМА — «душа» или «я» сутей; Б. всех бхутатм — вселенская душа, 182, 16; 194, 7; 201, 1; 203, 7; 204, 5; 239, 11, 21, 24 (джива); 253, 7 и сл. (аханкара), 304, 35. БЫТИЕ — «Я еемь то, что я еемь», 304, 44. В ВАДАВАМУКХА — «кобылья голова»; мифический огонь, горящий на дне океана; риши, воплощение Нараяны, 344, 35 (см. также голова). ВАДЖАПЕЯ — подкрепляющий напиток; название очень торжественного жертвоприношения, совершаемого раджей обычно перед своим посвящением в сан, или брамином, добивающимся более высокого положения, 286, 118. ВАЙДЕХАКА — «красивый телом»; название одной смешанной касты; относящийся к народу видеха или его стране, 298, 8. ВАЙДЖАЯНТА — «принадлежащая непобедимому»; название горы, находящейся на молочном океане, 352, 9, 10, 22. ВАЙКУНТХА — или Вайкунтхава — «острый», «лучистый»; эпитет Вишну, 344, 52; 347, 5. ВАЙКХАНАСА — имя одного му-ни, 244, 14, 20; название одной виш-нуитской секты; в. передают традицию устава Нараяны, 250, 15. ВАЙНАТЕЯ — сын Винаты, met., птицы Вишну, Гаруды (олицетворение крылатого Солнца), 334, 11. ВАЙТАРАНИ — «относящийся к переправе»; название адской реки, через которую должны переправляться попадающие в ад. (ср. греческую Лету, реку смерти), 323, 32. ВАЙШАМПАЯНА — потомок Ви-шампы, «защитник народа», ученик Вьясы, дядя Яджнавалкьи, 320, 17; от имениВайшампаяны ведется повествование «Махабхараты», 329, 26; 338 9-341, 134 и сл. ВАЙШВАНАРА —. «всенародный»; название одного из огней, огонь, переваривающий пищу, 184,- 21; 245, 27; В. сжигает трупы (см. тело). ВАЙШРАВАНА — имя раджи, владыки якшей, 284, 9. ВАЙШЬЯ — название третьей касты, земледельцев, позже — купцов; низшаякаста свободных или «дваждырожденных» (в широком смысле слова), 188, 4, 5; 207, 32; 210, 13; 295, 21; 298, 21, 25 (см. также касты). ВАЛАКХИЛЬЯ — название некоторых гимнов Ригведы из восьмой ее книги; название рода риши величиной с палец; они связаны с солнечными мифами, 244, 20; 350, 18. ВАЛЬМИКИ — «муравей»; имя риши, которому приписывается создание «Рамаяны», 207, 4. БАМА — «красивый», «благородный», эпитет Шивы, 344, 77; в ж. р. — эпит'ет Дурги. ВАРАНАСИ — «слоновый»; Хасти-напура (город хоботорукого) — название города, современный Бенарес (в древности чаще назывался Каша или Кеши), 262, 8, 11, 43, 45. ВАРАХАШВА — «вепреконь» (вара-ха — вепрь, ашва — конь); имя одного данава, 227, 53. ВАРИТАКША — имя одного данава, 227, 53. ВАРНА — см. каста. ВАРУНА — имя древневедическо-го бога; олицетворение неба (ср. греч. Уранос); позже В. стал «своим отражением» — повелителем океана и вообще вод, 183, 4; 207, 36; 227, 18, 90; 286, 9; 320, 28. ВАРХИШАДА — букв, «сидящий на жертвенной соломе», вид духов предков; имя одного риши, 350, 46. ВАРШАГАНЬЯ — потомок Вришатана (вришагана — великий сонм), 320, 59. ВАРШНЕЯ — «потомок Вришни»; «мужественный»; «овей»; эпитет Вишну-Кришны, 210, 14; 344, 90. ВАСАВА — «потомок Васу»; «класс богов»; эпитет Индры, 207, 23, 36; 208, 20; 224, 29; 282, 27. ВАСИШТХА — имя одного из 7 ри-шей, сына Митры-Варуны; сын Хи-раньягарбхи; предок Вьясы, 208, 4, 32; 282, 27; 304; 351, 6. ВАСУ — «класс богов»; второе имя раджи Упаричары — основателя секты сатватов, 198, 6; 200, 11; 284, 11; 325, 17, 19; 339, 341,.52: ВАСУДЭВА — тот, чей бог Васу; поклонник Васу; эпитет Вишну, 341, 32; мистическое объяснение слова, 343, 41. ВАХНИ — одно из названий огня; имя данава, 227, 53; божество речи (как индрии), 315, 5. ВАХУ — см. Васу. ВАШАТ — ритуальный возглас при жертвоприношении; значение слова утратилось; разные мистические объяснения, например, в Брихад. уп., 5, 8 говорится, что возглас «вашат» — это вымя, от которого питаются боги 269 35; 289, 50; 305, 28. ВАЮ — «ветер»; главный из богов органов, 185, 1 и сл. В. уносит души после смерти, 259, 40; семь ветров, 303, 27 и сл.; Вьяса объясняет значение ветров, 255, 6; 330, 26 и сл. ВЕДА — «ведение», «наука»; главные священные книги, сборники гимнов богам; время создания гимнов различное, приблизительно первая половина второго тысячелетия до н. э. Различают Риг, Яджур, Сама и Атхарва (Веды). Позже других возникла Атхарва; более ранние тексты «Ма-хабхараты» (например, «Бхагавадгита») знают только первые три В., более поздние, например, большинство текстов, входящих в «Мокшадхарму», знают четыре В. Высказывалось мнение, что Атхарваведа существовала сперва как часть Самаведы, но позже она была выделена как отдельный сборник. Как бы там ни было, но упоминание текстом 3 или 4 В. является одним из показателей для датировки текста. В истории Санкхьи представляет большой интерес отношение этой философской школы к авторитету В. По сущности своей Санкхья должна относиться к В. отрицательно, но такая установка проходит не без сопротивления не только со стороны правоверных браминов, но и внутри самой школы, что можно проследить по текстам «Мокшад-хармы». В. не ведут к благу, 175, 11; полемика с хулителями В., 180, 47 и сл.; 270, 17; В. преходящи, 106, 16 и сл.; 261, 7 и сл.; В. — плохой путь к Атману, 212, 31; ведические жертвы преступны, 212, 32 и сл.; 263, 49; 264, 17; 266, 2 и сл.; 269, 8 и сл.; цель. В. своекорыстна, 218, 42; 264, 18; В. сбивают с истинного пути, 218, 45; правила приема пищи, указанные в В., 221, 2 и сл.; значение В. и их изучения, 232, 24 и сл.; 235, I и сл.; 237, 17 и сл.; 311, 15; В. не имеют значения для Освобождения, 236, 6 и 320, 107; В. Учат о двух Атманах, 236, 32; В. в разные юги, 238, 8 и сл.; два пути В., 241, 6 и сл.; В. противоречивы, 242, 3 и сл.; В. об обрядах, 243, 8; боги завидуют знающему В., 245, 30; В. и йога, 246, 13; знание В. не есть признак дважды-рожденного, 251, 2; 263, 22; знание В.— признак Дхармы, 260, 3; В. учат о Брахмо, 264, 20; не разумеющие сути В. попадают под власть самости, 270, 53; 320, 50; утверждение В., 271, 1 и сл.; 307, 7; учение В., 307, 7 и сл.; 331, 1 и сл.; В. годны только в этом мире, но древние так не считали, 309, 46; 318, 7; Яджнавалкья получает от Сурьи Яд-журведу, 320, 5 и сл.; ученики Вьясы проповедуют А., 339, 44; В. и Нараяна, 341, 105; 351, 4; Данавы крадут В, 349, 29 и сл. ВЕДА — имя одного риши, 298, 14. ВЕДАНТА — окончание Вед — Упанишады; позже — монистическая школа Шанкары, 196, 7; 238, 11; 246, 21; 303, 70. ВЕДАШИРАС — глава Вед; эпитет Капилы, 338, 8. ВЕПРЬ — одно из воплощений Вишну, 200, 14 и сл.; 286, 71; 342, 108; 344, 60, 351, 37 (см. также Вишну). ВЕРА — см. шраддха. ВЕТЕР — см. Ваю, прана. ВИВАСВАНТ — одна из персонификаций Солнца, 199, 30; 336, 37; 344, 32; 350, 51; 361, 1. ВИДАРБХА — название страны и народа, ее населяющего, 273, 3. ВИДЕХА — «бестелесный»; название страны и народа раджи Джанаки, отца Ситы; главный город Видехи — Митхила, 178, 1; 322, И; 327, 22. ВИДХИ — закономерность; нравственный закон; одно из 30 «особых свойств», 322, 112. ВИДЬЯДХАРА — обладатель ведовства (ведун); волхв; особые духи— чародеи из свиты Шивы, живущие с ним в Гималаях, 284, 13; 335, 15. ВИКРИТА — изменение, искажение, одно из творческих начал, 336, 37. Дейссен читает здесь «крита», ссылаясь на Вачаспатью. ВИМУЧА — «распоряжение», «освобождение»; имя риши, 208, 28. ВИНА — музыкальный инструмент, род лютни, изобретение которого приписывается Нараде, 286, 26. ВИНАТА — «муравей»; дочь Дак-ши; жена Кашьяпы; мать Гаруды и Аруны, 339, 3. ВИПРАЧИТТИ — «проницательный», «остроумный»; данава, первенец Дану, 207, 28; 227, 51. ВИРАБХАДРА — «могучий отвагой»; чудовище, возникшее из пота Шивы, 285, 36 и сл. ВИРАДЖ — «лучезарный», «сиятельный», «владычный»; интеллект; одна из форм проявления Пуруши, Шивы, Вишну и других богов, 343, 15; 349" 13; 352, 22, 23. ВИРАНА — имя одного праджапатп, передававшего Панчаратру, 350, 41, 42. Date: 2015-05-22; view: 468; Нарушение авторских прав |