Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подготовка учителя к проведению урока физической культуры





 

Подготовка учителя - Один из важнейших компонентов,

к уроку обеспечивающих высокую эффективность учебно –

воспитательного процесса.

Р А З Д Е Л Ы

     
Уточнение расписания номера урока по плану, темы, связи с предыдущими уроками. Подготовка помощников из числа учащихся. Переодевание в спортивный костюм
Формулировка задач урока. Проверка и подготовка мест занятий и инвентаря.  
Подбор основного и дополнительного материала.   Разминка
Определение особенностей проведения.    
Расчет времени и построение структурной схемы.    
Составление плана или конспекта урока.    
УРОЕ – ЕДИНСТВО ТРЕХ СТОРОН
Содержательная Методическая Организационная
Определяется программой и документами планирования. Особенностями, занимающихся материалом, педагогическим опытом учителя. Направлена на успешную реализацию содержательной и организационной сторон урока

Смотреть учебное пособие В.С. Володиной «Основытеории и методики физического воспитания, стр. 133)

 

21. Педагогическое наблюдение – основной анализ урока физической культуры.

22. Хронометрирование деятельности занимающихся на уроке – как метод исследования и анализ урока физической культуры.

23. Анализ урока – пульсометрия (см. учебное пособие В.С. Володиной «Основы теории и методики физического воспитания, стр. 138-152)

 

24. Оценка знаний и умений учащихся на уроке. Контроль за физическим развитием.

КОНТРОЛЬ ЗА УСПЕВАЕМОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ Последнее звено в деятельности учителя физической культуры (планирование, организация и регулирование)
1.Содержание контроля: Составляют преимущественно две стороны:
а) получение информации о состоянии учащихся;  
б) сравнение данной информации с данными о должном, запланированном состоянии школьников; Если обнаружится достаточно большое расхождение между реальным и должным, вносятся соответствующие изменения во все предыдущие звенья управленческой деятельности учителя (см. выше)
-содержание информации состояния учащихся (обратной информации В содержание контроля входит анализ состояния следующих видов их подготовленности:  
физическая (кондиционная) подготовленность; Уровень развития физических качеств  
техническая; Уровень овладения двигательными действиями
функциональная Уровень сформированности морфофункциональных систем организма.
координационная; Уровень развития координационных способностей.
теоретическая подготовленность Степень сформированности физкультурных знаний.  
2.Современные подходы к оценке успеваемости учащихся  
1.дифференциация оценки; при освоении физической культуры помимо интеллектуальных способностей необходимо развитие широкого и разнообразного круга психофизиологических и физических способностей.
а) различия между учащимися в отношении физических способностей, обусловленных генетически:  
- в биологическом возрасте; В подростковом возрасте нередки случаи, когда школьники одного паспортного возраста различаются в биологическом отношении с разницей до 2-3 лет.
- в типе телосложения;     Как известно, тип телосложения в значительной степени генетически задан. В то же время каждый из типов телосложения более предрасположен к определенному «своему» проявлению тех или иных физических способностей. Например, дети астенического типа телосложения (узко костные) предрасположены к проявлению общей выносливости.
- в психофизиологических способностях. прежде всего, в особенностях высшей нервной деятельности. Например, дети с подвижной нервной системой более предрасположены к проявлениям скоростных способностей.
2. Динамика развития физических и психофизических способностей.   Необходимо учитывать не только результат, показанный в том или ином тексте в конце года или четверти, но и прирост показателя в течение периода обучения. Кстати, такой подход одновременно носит и гуманную окраску, поскольку позволяет решить в определенной мере проблему генетических различий в развитии физических и психофизиологических способностей школьников.
3.Стремление к обоснованию и разработке интегрального показателя их успеваемости. 1. Традиционно оценивалось: физическая подготовленность, уровень овладения двигательными навыками; не оценивалось: уровень развития координационных способностей, функциональных возможностей, в целом физического состояния здоровья, теоретических знаний.
4. Функции оценки  
а) контролирующая Позволяет получить необходимые данные о состоянии учащихся в тот или иной отрезок учебного процесса: их отношении к предмету, уровне физической и двигательной подготовленности и т.д.  
б) обучающая;   Поскольку реализация первой функции позволяет корректировать учебный процесс по физической культуре, развивая или поддерживая на необходимом уровне сильные стороны учащихся и подтягивая их слабые стороны.  
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ В физкультурном образовании школьников традиционно выделяют следующие формы или виды контроля.
1. Предварительный Основное предназначение которого – определить уровень готовности школьников к усвоению нового учебного материала, поэтому проводится он, как правило, на вводных уроках перед изучением конкретной темы или раздела учебной программы.  
2. Текущий Проводится на каждом занятии с целью определения эффективности процесса обучения и в случае обнаружения недостатков – внесения оперативной коррекции в учебный процесс.
3. Итоговый Выявляется эффективность освоения определенной темы, раздела программы, а также результат обучения за четверть, полугодие, год. Соответственно видам контроля выделяют предварительный, текущий и итоговый учет.
Содержание контроля:  
а) контроль учения; Или иными словами оценка успеваемости школьников, включающая анализ указанных ранее различных видов их подготовленности; физической, функциональной, координационной, теоретической и т.п.  
б) контроль преподавания; Контроль за непосредственной педагогической деятельностью учителя физической культуры: его методической, двигательной, речевой и другими видами профессиональной подготовленности.
в) контроль обучения; Как интегральный показатель постановки учебного процесса по физической культуре: в школе целом, на отдельном занятии и т.д.
г) методика контроля; Или совокупность используемых методов получения необходимой информации о ходе и результатах учебного процесса по физической культуре.
- метод опроса; К разновидностям опроса относятся устные формы опроса типа беседы, интервью (в том числе в виде коротких вопросов), а также письменные в виде анкетирования. Понятно, что в процессе проведения урока учитель физической культуры использует преимущественно устные формы опроса. Несмотря на кажущуюся простоту, устный опрос требует достаточно серьезной предварительной проработки, как содержания задаваемых вопросов, так и понимания ответов на них.
- анализ документов; К числу документов, анализ содержания которых дает ту или иную информацию о состоянии учащихся, относятся: а) классный журнал, благодаря которому можно узнать о содержании проводимых уроков физической культуры, посещаемости данных уроков конкретным учеником или класса в целом, успеваемости учащихся и т.д.; б) протоколы различных спортивных соревнований, в которых отражены результаты участников данных соревнований; в) различного рода отчеты о состоянии тех или иных разделов физкультурно-спортивной деятельности в школе; г) рабочие тетради учителя физической культуры, в которых он делает те или иные записи о ходе учебно-воспитательного процесса по физической культуре; д) дневники самоконтроля учеников по физической культуре, в которых они самостоятельно ведут запись о собственном физическом состоянии и т.д.
- наблюдение; Наблюдение как метод контроля – это не просто зрительное наблюдение, а целенаправленное, с учетом и регистрацией определенных параметров наблюдения за деятельностью занимающихся. К такого рода наблюдению принадлежит метод хронометрирования, в соответствии с которым по заранее составленной таблице ведется запись тех или иных действий занимающихся. Может быть, менее строгая форма наблюдения, так называемое визуальное (т.е. собственно зрительное) наблюдение, при котором отсутствует запись наблюдаемых параметров деятельности занимающихся, но тем не менее наблюдение ведется за заранее определенным параметром деятельности. Методы наблюдения, как и методы опроса и анализа документов, относительно просты, удобны, не требуют значительного аппаратурного оснащения, но в то же время страдают таким недостатком, как отсутствие строго объективной информации о состоянии занимающихся.
- измерение морфо функциональных показателей; Не имеют данного недостатка. Но, с другой стороны, они требуют чаще всего достаточно сложного аппаратурного обеспечения. К данной группе методов, используемых наиболее часто в практике физкультурного образования учащихся, относятся методы определения массы тела, роста, веса ростового соотношения, кистевой и становой динамометрии, окружности грудной клетки, частоты сердечных сокращений в покое и после функциональной нагрузки, артериального давления, жизненной емкости легких, частоты дыхания, физической работоспособности и т.д.
- группа методов по контролю за физической подготовленностью Для измерения скоростных способностей чаще всего используются следующие контрольные испытания, или двигательные тесты – бег на короткие дистанции 20, 30, 60 и 100 м; силовых способностей: сгибания и разгибания рук в упоре лежа (отжимания); подтягивания на перекладине, поднимание и спускание туловища из положения лежа на спине; скоростно-силовых способностей: различного рода прыжки, метания и толкания; общей выносливости, бег или другая циклическая работа продолжительностью не менее 5 минут; гибкости: измерение амплитуды движений в тех или иных суставах (например, как при наклоне туловища вперед).
КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ  
Проблема человека, его сущности и существования чрезвычайно многогранна, но главной ее философской основой является вопрос взаимосвязи социального и биологического. Связующим звеном между социальной средой и организмом человека является личность. Через личность человеческий организм испытывает влияние социального. Личность характеризуется социальными качествами. Она, выполняя определенные социальные функции, накладывает на их выполнение свои неповторимые черты – характер, волю, силу ума, интересы и потребности, знания, ценностные ориентации и мировоззрение. Физическая культура в отличие от других ее сфер естественным образом соединяет в единое целое социальное и биологическое в человеке. Процесс физического развития любого человека выражается в совершенствовании форм и функций организма, реализации его физических возможностей. Специфическая задача физкультурного образования (целенаправленный процесс приобщения людей ко всем ценностям физической культуры) – воздействие на формирование личности, в частности одной из ее сторон – физической культуры. Правильная организация процесса физического воспитания и обучения в школе невозможна без контроля за состоянием физического развития и физической подготовленности учащихся. В настоящее время отсутствуют критерии оценки деятельности школ по показателям здоровья детей, их физического развития. Ни медработники, ни родители, ни школа не несут ответственности за здоровье ребенка. Очевидно, эта коллективная безответственность и породила сегодняшнюю неблагоприятную ситуацию здоровья детей: до 15% дошкольников функционально не готовы к обучению в школе, а после 10 лет пребывания в ней число абсолютно здоровых молодых людей составляет лишь 3% (Туманян Г.С., 1993 г.) Школьной практике преподавания физической культуры нужен такой документ, который был бы понятен и доступен учителю, ученику, его родителям; позволял бы анализировать динамику здоровья и двигательной сферы школьника на протяжении всего его обучения (можно начать и с детского сада, а продолжить после окончания школы); был бы тесно связан со сдачей экзамена по физической культуре. Паспорт здоровья и физического развития учащихся может стать основой для создания саморегулирующейся системы управления и контроля за состоянием здоровья и физического развития, важным рычагом перестройки и оптимизации физического воспитания школьников. Содержанием Паспорта, который может выдаваться наряду с аттестатом зрелости, являются показатели физического развития, двигательных способностей, а так же ряд параметров, характеризующих состояние здоровья. Методические аспекты его внедрения заключаются в следующем: отпечатанные паспорта здоровья вкладываются в личное дело ребенка; - показатели физического развития определяются врачом, медсестрой или учителем физической культуры, показатели физической подготовленности – учителем физической культуры. Они регистрируются дважды в год (в сентябре и мае) и заносятся в паспорта; - показатели медицинского контроля (острота зрения, медицинская группа, хронические заболевания) вносятся в Паспорт врачом или медсестрой также дважды в год.  
  ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ   Ф.И.О._________________________________________________________________ Дата рождения_________________________________________________________ Д/С_________ Школа__________________________________________________  
Показатели Динамика показателей
5 лет 6 лет 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. т.д.
1. Длина тела (см)              
2. Масса тела (кг)              
3. Экскурсия грудной клетки (см)              
4. Осанка              
5. Подтягивание на высокой перекладине (м)              
6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (М и Д)              
7. Поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги фиксированы, руки за головой.              
8. Разгибание туловища из положения лежа на животе, руки за головой.              
9. Приседание на одной ноге с опорой на вторую (левая + правая)              
10. 6-и минутный бег (1-4 кл.) 12-миинутный бег (5-10 кл.)                
11. 30-м (с) высокого старта, (с) (2-3 кл.) 60 м(с)-4-9 классы 100 м(С)-10-11 КЛАССЫ.              
12. Многоскоки, 8 прыжков (м) – 2-3 кл. Прыжок в длину (прыжок в высоту (см)-4-11 кл.              
13.Метание мяча 150 г(м)-4-9 кл. Метание гранаты 500 г.(м)-10-11 кл. девушки Метание гранаты 700 г (м)-10-11 кл. юноши              
14.»Три кувырка вперед» (с)-1-11 классы.              
15.»Наклон вперед из положения стоя» (см)              
16.Медицинская группа              
17.Хронические заболевания.              
18.Заболевания в году (количество дней)              
19.Острота зрения: правый левый              

 




У.О.: С-сентябрь, М-май, + - хронические заболевания,

О – нет хронич. заболеваний

5-9 пункты – оценка развития силовых качеств школьников

(Я.С.Вайнбаум, 1993);

10- оценка общей выносливости у младших школьников

(по Ю.А.Перевощикову, 1988);

у школьников 5-10 классов (по К.Ауербаху, 1978)

11- оценка скоростных качеств школьников;

12-13- оценка скоростно-силовых качеств школьников;

14- оценка комплексного проявления координационных способностей школьников;

15- оценка гибкости

Паспорт позволит в динамике проследить от класса к классу развитие двигательной сферы ребенка, его здоровья. Он отражает работу учителя физической культуры и врача, родителей и всего педагогического коллектива на основе конкретных данных. Отпадает необходимость выставлять оценки учащимся в течение года. При этом у ученика отсутствует страх перед оценкой, что, кстати, активно пропагандируют в своих работах В.Ф.Шаталов, Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенкова и другие педагоги.

Паспорт позволит ученику увидеть себя и со стороны, и в сравнении со сверстниками, он будет служить стимулом повышения своих результатов, самостоятельной работы над собой, формирования привычек и склонностей к систематическим занятиям физической культурой, формирования здорового образа жизни.

Итак, паспортизация состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей – это создание саморегулирующейся системы физического воспитания в детских дошкольных и школьных учреждениях, вузах, техникумах и других учебных подразделениях.

В современной теории физической культуры все четче формируется тенденция использования философско-культурологического подхода при рассмотрении феномена физической культуры и механизма ее формирования каждой личностью. В связи с этим чаще ставится вопрос не о «физическом», а о «физкультурном» воспитании человека. Если в слове «физическое» традиционно акцент ставится на двигательном, биологическом, то в термине «физкультурное» присутствует культура, то есть воспитание через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры.

 

 







Date: 2015-05-22; view: 1343; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию