Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Когда достигнута желаемая точность движений и система движений повторяется без изменений, в ЦНС устанавливается и закрепляется постоянная система нервных процессов
Выработанная и прочно закрепившаяся система условных двигательных рефлексов является физиологической основой Д.Н. и обуславливает его характерные черты: автоматичность, системность, устойчивость движений.
6. Какие основы предшествуют ориентировочной и каковы закономерности формирования их?
| а) информационная основа;
| - Обеспечивает поступление по различным каналам самой разнообразной информации (сведений): смысловой (логической), зрительной, слуховой, мышечно-двигательной, тактильной и т.д.
- Получение и обработка данной информации необходимы для формирования других частей действия.
| б) мотивационная;
| - Является своеобразным «ключом зажигания» к выполнению двигательного действия, так как мотивы и потребности выступают в качестве побудительной, стимулирующей силы поведения человека, в том числе и двигательной деятельности.
- При обучении тому или иному движению необходимо, прежде всего, ответить на вопрос «Для чего оно предназначено?, а потом лишь описывать технику его выполнения.
| В). Закономерности формирования информационной основы ДД
| - Широкое использование в процессе обучения движениям различных видов информации.
- Степень их мотивированности, т.е. настроенности учащихся на усвоение учебного материала, от которой зависит их восприятие учебной информации.
- Предварительное ознакомление с предметом общения повышает способность занимающихся к наблюдению.
- Передаваемая педагогом информация воспринимается учениками лучше в том случае, если они находятся в состоянии покоя, чем в движении.
- Неподвижный объект воспринимается более эффективно по сравнению с движущимся.
- Зрительная информация о движениях медленных и циклических доходит до занимающихся более эффективно, чем информация об упражнениях быстрых и ациклических.
- Движения последовательные воспринимаются лучше движений параллельных.
| Г). Закономерности формированиямотивационной основы деятельности учащихся.
| - Зависимость активности у занимающихся от степени сложности задач.
- Формирование положительных эмоций у занимающихся в процессе занятия.
- Закономерности подкрепления (стимуляции) поведения занимающихся:своевременность подкрепления – стимуляция, (похвала) в момент действия, а не после него;оптимальность величины подкрепления (чем меньше стимуляции в целом, тем лучше);сочетание различных режимов подкрепления: постоянного (в начале общения), вариативного(в целях профилактики привыкания к стимуляции) и закрепленного (через строго определенное время).
- Вышеуказанные закономерности лежат в основе формирования, прежде всего, принципа активности в физкультурном образовании учащихся, а также принципа доступности и индивидуализации.
| Д).Закономерности формирования ориентировочной основы (О.О.)
| К формированию ориентировочной основы изучаемого движения, или общего представления (программы) следует приступить после восприятия различных видов информации и сформировавшегося активного, положительного отношения учащихся к поставленной задаче.
1. Формирование ООД как единства кинестетического, смыслового, зрительного и слухового представлений об изучаемом ДД.
2. Выделение основных опорных точек (ООТ) в процессе решения поставленной двигательной задачи, которые представляют собой конкретные представления (образы) занимающихся об основных моментах изучаемого движения. (Прыжок в длину: бежать «со всех ног», «толчковая нога при отталкивании должна быть «как палка» и др.)
3. Зависимость формирования ООД от направленности личности, в частности мотивационной установки, и предварительного двигательного опыта и позновательных способностей занимающихся.
4. Использование в процессе создания общего представления (образа) об изучаемом движении знаний об условиях и правилах его выполнения, основных опорных точках, возможных ошибках и путях их преодоления, дозировке нагрузки, биомеханических закономерностях движения, травмирующих моментах и т.п.
5. Фазовость формирования ООД: в начале обучения движению создается основа представления о нем, затем происходит расширение данного представления за счет большей его детализации и, наконец, происходит свертывание ОО, поскольку большая часть ее «уходит» в подсознание (автоматизм), а в сознании остаются лишь наиболее важные, определяющие признаки движения.
| 10.Взаимодействие (перенос) навыков:
| а)положительное – если ранее сформированный навык облегчает формирование последующего (метание мяча – метание гранаты);
б) отрицательный перенос – если ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего (параллельное обучение младших школьников прыжкам в длину и высоту).
| 11.Закономерности формированияисполнительной основы (выполнение действия)
| - Неравномерность формирования двигательного навыка: ускорение в начале разучивания движения, затем замедление его формирования и задержка («ПЛАТО»):
- Фазовость становления двигательного навыка: в начале неуверенное его выполнение (иррадиация)н нервных процессов), затем оно выполняется точно, но не стабильно (концентрация нервных процессов), и, наконец, автоматизированное выполнение движения (динамический стереотип);
- Последовательность обучения движению: «от знания к навыку» «от основы движения – к его деталям».
Исполнительная основа вбирает в себя все остальные его основы, закономерности ее формирования представляют собой «полигон» для формирования практически всех принципов физкультурного образования учащихся: сознательности, активности, наглядности, последовательности, доступности, индивидуализации, постепенности, системности, регулярности и т.п.
- Необходимость построения обучения по этапам, причем взаимосвязанным, объясняется тем, что процесс усвоения ДД имеет продолжительность (ту или иную), каждый момент которой характеризуется определенным уровнем владения действием: от неумения его выполнять до совершенного владения им.
- Каждый этап обучения будет иметь свои признаки, в соответствии с которыми придется ставить частные задачи и подбирать соответствующие средства, методы и формы организации занятий.
- Этапы обучения нельзя смешивать с фазами двигательного навыка.
Фазы – условное отражение биологических закономерностей становления ДН
Этапы – условное деление педагогического процесса, который отражает и педагогические и психофизиологические закономерности.
4. Исходя из фазовости становления ДН, выделяют следующие этапы обучения ДД.
| Какие этапы можно выделить в процессе обучения двигательному действию?
| Создание предпосылок к формированию двигательного УМЕНИЯ
| а) этап начального разучивания:
- цель;
| 1. Осознание и принятие двигательной задачи (сформировать мотивационную основу действия)
| задачи; методы;
| Методы: словесные и наглядные.
1. Объяснить смысл изучаемого ДД («для чего»?), определить оптимальный (стимулирующий) уровень сложности задания; использовать постоянный режим подкрепления их мотивации;
2.Сформирование общего представления (первоначальной, ориентировочной основы) об изучаемом ДД.
Методы: основной - словесный, сочетание словесного с наглядным(учащиеся должны создать смысловой образ движения через усвоение знаний об основных опорных точках техники данного движения, условиях и правилах его выполнения);
наглядные методы, прежде всего показ: реальный замедленный, расчлененный (зрительный образ движений); различные наглядные пособия; предварительное опробование изучаемого движения в целом, если оно относительно простое по своей структуре, или ведущих его фаз, если это движение невозможно выполнить на первоначальных порах целостно (кинестезический-двигательный – образ движения).
3. Овладениеосновой техники движений.
Методы: целостный (если изучаемое ДД по своей двигательной структуре простое) с различными его вариациями (в облегченных условиях, с последовательной отработкой отдельных фаз движений и т.д.);
разновидности словесного и наглядного методов:
расчлененный (если ДД сложно координированное) с последующим логическим обьединением частей.
4. Устранение грубых ошибок, искажающих основу техники действия (в прыжках в высоту - отталкивание в направлении «вперед-вверх», а не «вверх-вперед»):
– вначале исправляются ошибки, которые могут привести к травмам, сразу после их обнаружения;
– одновременно исправляются 1-2 ошибки;
– в сложных движениях – после выполнения упражнения;
– в легких – по ходу выполнения;
– не следует оканчивать занятие после неудачной попытки;
|
| Завершается освоением основного варианта ДД, выполнение которого характеризуется уже некоторыми признаками навыка, но еще сохраняется нестабильность исполнения действия, его легкая нарушаемость под влиянием самых различных факторов.
| продолжительность этапа
| Продолжительность зависит от:
- – степени сложности техники изучаемого движения;
- – уровня подготовленности занимающихся;
- – от индивидуальных особенностей.
| ЭТАП углубленного разучивания движения
– цель
| - Формирование двигательного умения, т.е. способности выполнять ДД в целом правильно, но под контролем сознания.
- Основная направленность – детализированная проработка отдельных фаз движений и движения в целом:
| - задачи; методы;
| 1. Формированиеразвернутой ориентировочной основы действия; полного и целостного представления о данном движении.
2.Смысловой, зрительный и кинестезический образы движений обогащаются за счет осмысления и прочувствования уже не фаз движений, а деталей техники движения.
Методы обучения: целостный, расчлененный, вариации наглядного и словесного, вспомогательные типа направляющей помощи, фиксации положения тела занимающегося, принудительное ограничение движения и т.д.
- Доведение техники действия до необходимой точности.
Методы: целостный (с отработкой отдельных частей по ходу целостного выполнения, целостное выполнение в вариативных, но не меняющих сущность движения условиях), упражнения на точность и контрастность выполнения движения; разновидности словесного и наглядного методов;
- Устранение обнаруживающихся в процессе детализированного обучения двигательных ошибок.
Методы: текущая учебная прикидка на качество его выполнения (некоторое число попыток как контрольное упражнение); важно четко оговаривать условия выполнения и оценки действия с использованием наглядных обьективных критериев (по возможности).
Контроль за овладением техникой действия осуществляется путем оценки техники исполнения, для чего разрабатываются критерии и шкалы оценок.
Формирование двигательного навыка как способности выполнять изучаемое движение автоматизировано, т.е. без контроля сознания над процессом действия. Сознанием контролируется конечный результат действия и конкретные условия его выполнения.
| ЭТАП закрепления и совершенствования движения
- цель:
|
Свертываниеориентировочной основы действия (в случае закрепления приобретенного ранее двигательного умения) и вариативное ее расширение (в случае совершенствования навыка).
Это означает, что большая часть ее содержания уходит в подсознание, а в сознании остаются лишь образы наиболее важных элементов.
| - задачи, методы;
| - Стабилизация приобретенного на предыдущем этапе двигательного умения.
Методы: целостныйметод (стандартно-повторный, в усложненных условиях, «до отказа»), игровой и соревновательный,сужается диапазон использования зрительных и слуховых ориентиров при одновременном повышении значимости двигательных ощущений, что способствует свертыванию ориентировочной основы действия.
- Обеспечение необходимой вариативности сформированного двигательного навыка (с биологических позиций – формирование динамического стереотипа).
Методы: соревновательный, игровой и целостный, а когда необходимо внести изменения в технику движения - расчлененныйметод.
- Контроль включает определение общей результативности и качественных сторон навыка, от которых зависит надежность и эффективность.
- При этом используют ряд тестовых и контрольных процедур; расчетные способы оценки, совокупность которых позволяет всесторонне контролировать ход формирования и совершенствования навыка, а также для оценки степени сохранения навыка в случае перерывов в выполнении упражнений.
Этап совершенствования продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физкультурного воспитания.
|
Наличие всех трех этапов в процессе обучения характерно для тех случаев, когда разучивается относительно сложное двигательное действие, которое обучающиеся не могут выполнить с первых попыток.
Date: 2015-05-22; view: 555; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|