Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Когда достигнута желаемая точность движений и система движений повторяется без изменений, в ЦНС устанавливается и закрепляется постоянная система нервных процессов





Выработанная и прочно закрепившаяся система условных двигательных рефлексов является физиологической основой Д.Н. и обуславливает его характерные черты: автоматичность, системность, устойчивость движений.

6. Какие основы предшествуют ориентировочной и каковы закономерности формирования их?
а) информационная основа;    
  1. Обеспечивает поступление по различным каналам самой разнообразной информации (сведений): смысловой (логической), зрительной, слуховой, мышечно-двигательной, тактильной и т.д.
  2. Получение и обработка данной информации необходимы для формирования других частей действия.
б) мотивационная;    
  1. Является своеобразным «ключом зажигания» к выполнению двигательного действия, так как мотивы и потребности выступают в качестве побудительной, стимулирующей силы поведения человека, в том числе и двигательной деятельности.
  2. При обучении тому или иному движению необходимо, прежде всего, ответить на вопрос «Для чего оно предназначено?, а потом лишь описывать технику его выполнения.
В). Закономерности формирования информационной основы ДД  
  1. Широкое использование в процессе обучения движениям различных видов информации.
  2. Степень их мотивированности, т.е. настроенности учащихся на усвоение учебного материала, от которой зависит их восприятие учебной информации.
  3. Предварительное ознакомление с предметом общения повышает способность занимающихся к наблюдению.
  4. Передаваемая педагогом информация воспринимается учениками лучше в том случае, если они находятся в состоянии покоя, чем в движении.
  5. Неподвижный объект воспринимается более эффективно по сравнению с движущимся.
  6. Зрительная информация о движениях медленных и циклических доходит до занимающихся более эффективно, чем информация об упражнениях быстрых и ациклических.
  7. Движения последовательные воспринимаются лучше движений параллельных.
Г). Закономерности формированиямотивационной основы деятельности учащихся.  
  1. Зависимость активности у занимающихся от степени сложности задач.
  2. Формирование положительных эмоций у занимающихся в процессе занятия.
  3. Закономерности подкрепления (стимуляции) поведения занимающихся:своевременность подкрепления – стимуляция, (похвала) в момент действия, а не после него;оптимальность величины подкрепления (чем меньше стимуляции в целом, тем лучше);сочетание различных режимов подкрепления: постоянного (в начале общения), вариативного(в целях профилактики привыкания к стимуляции) и закрепленного (через строго определенное время).
  4. Вышеуказанные закономерности лежат в основе формирования, прежде всего, принципа активности в физкультурном образовании учащихся, а также принципа доступности и индивидуализации.
Д).Закономерности формирования ориентировочной основы (О.О.)   К формированию ориентировочной основы изучаемого движения, или общего представления (программы) следует приступить после восприятия различных видов информации и сформировавшегося активного, положительного отношения учащихся к поставленной задаче. 1. Формирование ООД как единства кинестетического, смыслового, зрительного и слухового представлений об изучаемом ДД. 2. Выделение основных опорных точек (ООТ) в процессе решения поставленной двигательной задачи, которые представляют собой конкретные представления (образы) занимающихся об основных моментах изучаемого движения. (Прыжок в длину: бежать «со всех ног», «толчковая нога при отталкивании должна быть «как палка» и др.) 3. Зависимость формирования ООД от направленности личности, в частности мотивационной установки, и предварительного двигательного опыта и позновательных способностей занимающихся. 4. Использование в процессе создания общего представления (образа) об изучаемом движении знаний об условиях и правилах его выполнения, основных опорных точках, возможных ошибках и путях их преодоления, дозировке нагрузки, биомеханических закономерностях движения, травмирующих моментах и т.п. 5. Фазовость формирования ООД: в начале обучения движению создается основа представления о нем, затем происходит расширение данного представления за счет большей его детализации и, наконец, происходит свертывание ОО, поскольку большая часть ее «уходит» в подсознание (автоматизм), а в сознании остаются лишь наиболее важные, определяющие признаки движения.
10.Взаимодействие (перенос) навыков:   а)положительное – если ранее сформированный навык облегчает формирование последующего (метание мяча – метание гранаты); б) отрицательный перенос – если ранее сформированный навык затрудняет формирование последующего (параллельное обучение младших школьников прыжкам в длину и высоту).  
11.Закономерности формированияисполнительной основы (выполнение действия)  
  1. Неравномерность формирования двигательного навыка: ускорение в начале разучивания движения, затем замедление его формирования и задержка («ПЛАТО»):
  2. Фазовость становления двигательного навыка: в начале неуверенное его выполнение (иррадиация)н нервных процессов), затем оно выполняется точно, но не стабильно (концентрация нервных процессов), и, наконец, автоматизированное выполнение движения (динамический стереотип);
  3. Последовательность обучения движению: «от знания к навыку» «от основы движения – к его деталям».
  Исполнительная основа вбирает в себя все остальные его основы, закономерности ее формирования представляют собой «полигон» для формирования практически всех принципов физкультурного образования учащихся: сознательности, активности, наглядности, последовательности, доступности, индивидуализации, постепенности, системности, регулярности и т.п.  
  1. Необходимость построения обучения по этапам, причем взаимосвязанным, объясняется тем, что процесс усвоения ДД имеет продолжительность (ту или иную), каждый момент которой характеризуется определенным уровнем владения действием: от неумения его выполнять до совершенного владения им.
  2. Каждый этап обучения будет иметь свои признаки, в соответствии с которыми придется ставить частные задачи и подбирать соответствующие средства, методы и формы организации занятий.
  3. Этапы обучения нельзя смешивать с фазами двигательного навыка.
Фазы – условное отражение биологических закономерностей становления ДН Этапы – условное деление педагогического процесса, который отражает и педагогические и психофизиологические закономерности. 4. Исходя из фазовости становления ДН, выделяют следующие этапы обучения ДД.  
Какие этапы можно выделить в процессе обучения двигательному действию? Создание предпосылок к формированию двигательного УМЕНИЯ  
а) этап начального разучивания: - цель; 1. Осознание и принятие двигательной задачи (сформировать мотивационную основу действия)
задачи; методы;     Методы: словесные и наглядные. 1. Объяснить смысл изучаемого ДД («для чего»?), определить оптимальный (стимулирующий) уровень сложности задания; использовать постоянный режим подкрепления их мотивации; 2.Сформирование общего представления (первоначальной, ориентировочной основы) об изучаемом ДД. Методы: основной - словесный, сочетание словесного с наглядным(учащиеся должны создать смысловой образ движения через усвоение знаний об основных опорных точках техники данного движения, условиях и правилах его выполнения); наглядные методы, прежде всего показ: реальный замедленный, расчлененный (зрительный образ движений); различные наглядные пособия; предварительное опробование изучаемого движения в целом, если оно относительно простое по своей структуре, или ведущих его фаз, если это движение невозможно выполнить на первоначальных порах целостно (кинестезический-двигательный – образ движения). 3. Овладениеосновой техники движений. Методы: целостный (если изучаемое ДД по своей двигательной структуре простое) с различными его вариациями (в облегченных условиях, с последовательной отработкой отдельных фаз движений и т.д.); разновидности словесного и наглядного методов: расчлененный (если ДД сложно координированное) с последующим логическим обьединением частей. 4. Устранение грубых ошибок, искажающих основу техники действия (в прыжках в высоту - отталкивание в направлении «вперед-вверх», а не «вверх-вперед»): – вначале исправляются ошибки, которые могут привести к травмам, сразу после их обнаружения; – одновременно исправляются 1-2 ошибки; – в сложных движениях – после выполнения упражнения; – в легких – по ходу выполнения; – не следует оканчивать занятие после неудачной попытки;  
  Завершается освоением основного варианта ДД, выполнение которого характеризуется уже некоторыми признаками навыка, но еще сохраняется нестабильность исполнения действия, его легкая нарушаемость под влиянием самых различных факторов.  
продолжительность этапа Продолжительность зависит от: - – степени сложности техники изучаемого движения; - – уровня подготовленности занимающихся; - – от индивидуальных особенностей.  
ЭТАП углубленного разучивания движения – цель
  1. Формирование двигательного умения, т.е. способности выполнять ДД в целом правильно, но под контролем сознания.
  2. Основная направленность – детализированная проработка отдельных фаз движений и движения в целом:
- задачи; методы;     1. Формированиеразвернутой ориентировочной основы действия; полного и целостного представления о данном движении. 2.Смысловой, зрительный и кинестезический образы движений обогащаются за счет осмысления и прочувствования уже не фаз движений, а деталей техники движения. Методы обучения: целостный, расчлененный, вариации наглядного и словесного, вспомогательные типа направляющей помощи, фиксации положения тела занимающегося, принудительное ограничение движения и т.д.
  1. Доведение техники действия до необходимой точности.
Методы: целостный (с отработкой отдельных частей по ходу целостного выполнения, целостное выполнение в вариативных, но не меняющих сущность движения условиях), упражнения на точность и контрастность выполнения движения; разновидности словесного и наглядного методов;
  1. Устранение обнаруживающихся в процессе детализированного обучения двигательных ошибок.
Методы: текущая учебная прикидка на качество его выполнения (некоторое число попыток как контрольное упражнение); важно четко оговаривать условия выполнения и оценки действия с использованием наглядных обьективных критериев (по возможности). Контроль за овладением техникой действия осуществляется путем оценки техники исполнения, для чего разрабатываются критерии и шкалы оценок. Формирование двигательного навыка как способности выполнять изучаемое движение автоматизировано, т.е. без контроля сознания над процессом действия. Сознанием контролируется конечный результат действия и конкретные условия его выполнения.
ЭТАП закрепления и совершенствования движения   - цель:     Свертываниеориентировочной основы действия (в случае закрепления приобретенного ранее двигательного умения) и вариативное ее расширение (в случае совершенствования навыка). Это означает, что большая часть ее содержания уходит в подсознание, а в сознании остаются лишь образы наиболее важных элементов.
- задачи, методы;    
  1. Стабилизация приобретенного на предыдущем этапе двигательного умения.
Методы: целостныйметод (стандартно-повторный, в усложненных условиях, «до отказа»), игровой и соревновательный,сужается диапазон использования зрительных и слуховых ориентиров при одновременном повышении значимости двигательных ощущений, что способствует свертыванию ориентировочной основы действия.
  1. Обеспечение необходимой вариативности сформированного двигательного навыка (с биологических позиций – формирование динамического стереотипа).
Методы: соревновательный, игровой и целостный, а когда необходимо внести изменения в технику движения - расчлененныйметод.  
  1. Контроль включает определение общей результативности и качественных сторон навыка, от которых зависит надежность и эффективность.
  2. При этом используют ряд тестовых и контрольных процедур; расчетные способы оценки, совокупность которых позволяет всесторонне контролировать ход формирования и совершенствования навыка, а также для оценки степени сохранения навыка в случае перерывов в выполнении упражнений.
  Этап совершенствования продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физкультурного воспитания.

 




 

Наличие всех трех этапов в процессе обучения характерно для тех случаев, когда разучивается относительно сложное двигательное действие, которое обучающиеся не могут выполнить с первых попыток.







Date: 2015-05-22; view: 555; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию