- Обучение двигательным действиям
| 1. Занимает центральное место в физическом образовании.
2. Это передача и усвоение знаний о двигательной деятельности человека и формирование на их основе двигательных умений и навыков.
В процессе обучения выделяют две взаимосвязанные стороны:
|
а) преподавание;
| Руководство педагогом процессом формирования у занимающихся системы специальных знаний, двигательных умений, навыков.
|
б) учение;
| Усвоение занимающимися передающихся педагогом знаний и формирование с его помощью соответствующих двигательных умений и навыков.
|
3. Двигательное умение (Д.У.)
| 1. Возникает в результате формирования двигательного действия.
2. Форма реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведенных до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций;
|
Отличительные признаки первоначального Д.У.
| 1. Постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях, минимальная или относительно невысокая степень участия двигательных автоматизмов в управлении движениями.
- Относительная нестандартность параметров и результата действия при его воспроизведении, избыточная (не заданные программой действия) изменчивость техники движений (вплоть до ее нарушения), особенно под влиянием сбивающих факторов.
- Расчлененность или мало выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действия во времени.
|
4. Двигательный навык (Д.Н.)
| Форма реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения.
|
Признаки двигательного навыка
| 1.Повышенная степень участия двигательных автоматизмов в осуществлении частных операций, составляющих действие, и связей между ними; направленность сознания по ходу действия не столько на его детали, сколько на реализацию общей цели.
2. Выраженная стереотипность частных операций и параметров действий, повышенная устойчивость техники движений по отношению к сбивающим факторам.
3. Выраженная слитность операций и сокращение времени выполнения действия.
|
5. С чего начинается образование Д.У.?
а) создание установки;
| 1. Обеспечивается поступлением по различным каналам самой разнообразной информации (сведений): смысловой (логической), зрительной, слуховой, мышечно-двигательной, тактильной и т.д.
2. Д.Д. – сложнейшая совокупность проявления различных сил человека, и не только физических (личностные, интеллектуальные, психические, психофизиологические и биологические), которые образуют четкую и совершенную систему, слаженность которой обеспечивается смыслом и целью Д.Д.
|
б) ориентировочной основы действия (ООД)
| - Восприятие и анализ всего того, что необходимо для его осуществления.
- Ориентировочная основа действия складывается из получаемых от преподавателя знаний о ДД, а также из восприятия и оценки деталей окружающей обстановки, имеющих значение для его выполнения.
- В ориентировочную основу действия входят также извлеченные из двигательной памяти знакомые представления и ощущения ранее освоенных ДД, которые могут быть использованы при построении новой системы движений. Все эти восприятия соединяются в единый комплекс.
- Создание ориентировочной основы действия является ответственным моментом в обучении. Здесь важен подбор эффективных методов словесного и наглядного воздействия для обеспечения необходимых знаний и ощущений.
|
в) программы действий (ПД)
| - В процессе выполнения действий обучающийся контролирует свои движения и их результаты, ориентируясь по целому комплексу сигналов.
- Очень важно своевременно использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями.
- По завершении попытки выполнить действие следует АНАЛИЗи ОЦЕНКАего выполнения и постановка задачи по совершенствованию действия при следующей попытке.
Упрощенно процесс осуществления ДД можно представить схемой.
|
|
|
иПриведенная схема согласуется с учением П.К.Анохина о функциональной системе как физиологической основе поведенческого акта.