Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






О православии восточной греко-российской церкви





Впервые опубликованы отдельным изданием в 1815 г. (Синодальная типография, СПб).


Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломен ского, творения. С. 397—460.

Непосредственным поводом к появлению «Разговоров…» стала личная и едва ли не отчаянная просьба тогдашнего министра духовных дел, князя А. Н. Голицына к св. Филарету, чтобы он провел увещевательные беседы с 17-летним племянником высокопоставленного вельможи, который вдруг ли, не вдруг, но начал склоняться к католицизму под влиянием неимоверно усилившихся в тот период в Санкт-Петербурге иезуитов, особенно в лице Ж. де Местра. Записи этих бесед и легли в основу книжного издания «Разговоров…», причем с приложением «Выписки из окружного письма Фотия патриарха Константинопольского к восточным патриаршим престолам», во многом наглядно подтверждающим правоту св. Филарета.

Надо сказать, что он уже в 1811 г. — по просьбе императрицы Елизаветы Алексеевны — написал «Изложение разности между восточной и западной церковью в учении веры» и потому был достаточно компетентен в увещевательной проблематике, о чем документально свидетельствует свято-филаретовская аппеляция к огромному множеству исторических персонажей, авторов и их трудов в «Разговорах…».

Другое дело, что иезуиты принципиально не допускали серьезного противника, и чем он был действительно лучше, тем усиленнее предпринималась дискредитация его: «Должно выставлять на вид недостатки других монахов, могущие служить доказательством того, что они менее нашего могут удовлетворять в тех занятиях, в которых они с нами соперничают. С особенным же упорством должно действовать против тех монахов, которые задумывали бы устраивать школы для воспитания юношей в местах, где этим наше общество уже занимается с достоинством и пользою» (см.: Тайные наставления для руководства в Обществе Иисуса / Пер. Ю. Ф. Самарина. М., 1996. С. 22). Данная «заповедь» касалась даже своих, католических монахов, что же говорить об иноверческих — да еще в лице св. Филарета, и автора «Разговоров…», и ректора Санкт-Петербургской духовной академии?!

Вот и пошла от крайнего упорства иезуитов, вернее, их неофитских адептов, в частности, графини Е. П. Ростопчиной,

С. П. Свечиной и И. С. Гагарина, а также их «всеотзывчивых» — до наивной глупости! — православных «добряков» (например, А. И. Тургенева) гулять в истории русской культуры уничижительная и потому — на самом деле по-иезуитски положительная! — аттестация свято-филаретовских «Разговоров…» (см.: Св. Филарет Московский. Призовите Бога в помощь: Сб. писем. М., 2006. С. 378—379 (примеч.) (о реакции Е. П. Ростопчиной); имбаева Е. Н. Русский католицизм. М., 1999. С. 61—62 (о реакции С. П. Свечиной); Гагарин И. С. Дневник. Записки о моей жизни. Переписка. М., 1996. С. 41 (примеч.), 323 (примеч.); письмо А. И. Тургенева — К. С. Сербиновичу (от 1 октября 1844 г.) — цит. в: Лит. наследство. Т. 97. Кн. 2. Ф. И. Тютчев. М., 1989. С. 38; о «дилентантизме» А. И. Тургенева «по службе, науке и литературе», но не во «всеотзывчиво» глупом «добре» — см.: Вяземский П. А. А. И. Тургенев / Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки. М., 1988. С. 363—365; Вяземский П. А. Записные книжки. М., 1992. С. 234).

Иной крайностью в оценке антикатолических взглядов св. Филарета стала соловьевская попытка смягчить оные, можно сказать, до александро-тургеневской «доброты» и «всеотзывчивой» глупости лишь потому, что московский архипастырь канонически и формально не обвинял католиков в ереси и не предавал их анафеме (см.: Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1989. С. 324, 407; Т. 2. М., 1989. С. 205) — и это стало чуть не единственной, но расхожей мыслью о св. Филарете в не менее «всеотзывчивых» интеллигентских кругах XX в. (см., например: Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание / Бог и мировое зло. М., 1994. С. 215).

Вновь и вновь приходится констатировать, что мы в лучшем случае не знаем свое суровое истовое православие, в худшем — низводим его или до оскорбительной, или до удушающей в либерализованных объятиях крайности — опять же пиетистски-масонского толка.

1 Августин (353—430) — блаженный епископ Иппонский, один из самых авторитетнейших и для православных, и для католиков учитель еркви.

2 Адам Зерникав (1652—1692/93) — монах тогда еще

Киево-печерского монастыря; окончил философский и богословский факультет Кенигсбергского университета, по оконча нии которого много ездил по европейским центрам учености (от Оксфорда и Кембриджа через Париж до Венеции и Падуи) с тем, чтобы написать свой главный труд «О происхождении Св. Духа от Отца», где он сделал подробную выписку из работ св. отцов первого тысячелетия и вообще собрал «все богословские доводы» — вопреки мнению западных христиан — об этом догмате, по оценке Евгения (Болховитинова) (подробнее см.: его «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви» (М., 1995. С. 27—30).

3 Феофан Прокопович (1681—1736) — архиепископ Новгородский и первенствующий член Св. Синода; автор трактата «О происхождении Св. Духа», в котором много цитировал и хорошо отзывался о труде Адама Зерникава по тому же вопросу.

4 Феодорит (393— ок. 457) — блаженный епископ Киррский, один из почитаемых Православной церковью отцов Халкидонского собора.

5 Анастасий Библиотекарь (ум. в 880) — церковный писатель, сторонник единства христианского мира; был папским библиотекарем, а позже — канцлером папской курии.

6 Петр Абеляр (1079—1142) — одна из наиболее ярких фигур средневековой схоластики, магистр «свободных искусств» в Сорбонне.

7 Петр Ломбардский (ок. 1100—1160) — итальянский схоласт; основатель новой литературной формы: «суммы» изречений теологических авторитетов.

8 Петр Дамиани (1007—1072) — итальянский схоласт; впервые сформулировал принцип служебного подчинения философии теологии.

9 Фотий (ок. 820 — ок. 891) — патриарх Константинопольский; автор знаменитого «Мириобиблиона», где дана своеобразная хрестоматия 280 античных и ранневизантийских писателей с краткой характеристикой их творчества; одна из ключевых личностей в истории Православной церкви, чем и объясняется особое свято-филаретовское внимание к ней.

10 Бароний езарь (1538—1607) — кардинал и библиотекарь Ватикана; гл. труд — «ерковные анналы» (в 12 томах), представляющий собой апологетический свод документов по истории римской церкви (доведен до 1198 г.).

11 Беллармин Роберт (1542—1621) — католический святой; учитель католической церкви; кардинал; инквизитор; иезуит; автор европейски знаменитых «Рассуждений о спорных вопросах христианской веры, против еретиков нашего времени» (точнее, протестантов).

12 Иосиф Вриенний (2-я пол. XIV — нач. XV в.) — византийский богослов, инок студийского монастыря.

13 Зонара — византийский историк и канонист XII в.; автор Комментариев на полный текст церковных правил, а также Всемирной хроники от сотворения мира до вступления на престол императора Иоанна Комнина (1118).

14 Матфей Властарь — автор «Синтагмы», или собрания по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в церковных канонах.

15 Грациан — болонский монах XII в.; автор первого обширного труда по каноническому праву.

16 Иоанн Векк — константинопольский патриарх (1275— 1282), самый авторитетный среди византийских ученых сторонник (лионской) унии с Римом.

17 Иоанн Постник — константинопольский патриарх (582—595); отличался аскетическим образом жизни (отсюда и прозвание), вследствие чего был чрезвычайно терпим даже к еретикам.

18 Григорий Великий — Римский папа (590—604); талантливый организатор и миссионер; борец за приоритет римского престола не только с константинопольским патриархом, но и с императорской властью.

19 Аристин Алексей — византийский ученый XII в.; автор Толкования канонов, которое вошло в русскую Кормчую книгу.

20 Нил Кавасила — архиепископ солунский (ок. 1340); антикатолический полемист; автор сочинений «О причинах разделения церквей» и «О первенстве папы».

21 Лев Грамматик — византийский историк при дворе Константина VII Багрянородного.

22 Константин VII Багрянородный — византийский император (912—959); правил во время расцвета византийской культуры; автор знаменитнейшей книги-энциклопедии «Об управлении империей».

23 Георгий Акрополит (1217 — ок. 1283) — великий логофет, т. е. хранитель патриаршей печати и заведующий патриаршей канцелярией, а также ее архивом; один из крупнейших византийских историков, автор европейски знаменитой «Истории».

24 Марк (? — 1450) — митрополит Эфесский, ключевой защитник православия и противник унии на ФеррароФлорентийском соборе и после него.

25 Геннадий II (ок. 1400 — после1456) — патриарх Константинопольский (1454—1456), первый после завоевания Византии турками; вождь всей нации (по османскому законодательству); особый противник католицизма.

26 Ириней — св. отец еркви II в.; епископ Лионский; замучен в 202 г.; главный труд — «Против ересей», направленный прежде всего против гностиков.

27 Амвросий — св. отец и учитель еркви V в., епископ Медиоланский.

28 Иоанн Златоуст (347—407) — один из величайших св. отцов и учителей еркви; архиепископ Константинопольский; самого св. Филарета часто называли «русским Златоустом».

29 Епифаний — св. отец и учитель еркви V в., архиепископ Кипрский.

30 Кирилл (315—386) — св. отец, архиепископ Иерусалимский.

31 Феофилакт (1-я пол. XI в. — после 1126) — архиепископ Болгарский, известный византийский богослов.

32 Лактаций (ок. 250 — ок. 330) — один из самых блестящих и острых учителей еркви.

33 См. эпистолярное продолжение свято-филаретовской полемики с католиками по поводу «Разговоров…» — письма к

Е. П. Ростопчиной (Св. Филарет Московский. Призовите Бога в помощь. С. 378—398). Его дело продолжили прежде всего А. С. Хомяков и Ю. Ф. Самарин.

Date: 2015-05-22; view: 384; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию