Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рассуждение о нравственных причинах неимоверных





успехов наших в настоящей войне (1813)

Впервые опубликовано отдельным изданием в 1813 г. (Сенатская типография, СПб).

Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 307—317.

Непосредственным поводом к написанию данного произведения стала личная, опубликованная в «Сыне Отечества» (1813, № 32) просьба хорошего знакомого св. Филарета, тогдашнего директора Императорской публичной библиотеки, а позже (с 1817 г.) — президента Академии художеств А. Н. Оленина (см.: Сушков Н. В. Записки о жизни и о времени святителя Филарета, митрополита Московского. С. 87—88; Мельникова Л. В. Русская православная церковь в Отечественной войне 1812 года. М., 2002. С. 179, 203 (примеч.).

1 1812 года.

2 Ср. с не менее провиденциальными постижениями событий 1812 г. — у К. Н. Батюшкова: Нечто о морали, основанной на философии и религии (1815) / Опыты в стихах и прозе. М., 1977. С. 195—196.

Слово при гробе в Бозе почившего государя императора александра Павловича (1826)

1 Речь идет не просто о «законном» поругании христианства в эпоху Великой французской революции, как в проповеди «по возвращении к своей пастве из Санкт-Петербурга», а и непосредственно о Наполеоне как ее лукавом продолжателе — с «мнимым» «восстановлением» церковных служб; см.: Мнение митрополита Платона (Левшина) о местечковом императоре как органичном выразителе якобинского плана мирового господства при условии подавления даже «самих семян познания о Боге», но в христианизированной — по-мирскому — упаковке — письмо к Александру I (Снегирев И. М. Жизнь Московского митрополита Платона. Часть 2. М., 1891. С. 31—33).

2 Св. Филарет прежде всего исходит из канонического православного понимания иудейского народа, которое особым образом закреплено в Велико-пятничной церковной службе. О взгляде св. Филарета на «иудо»-«язычников» см. примеч. к проповеди «Слово по освящении храма Живоначальной Троицы, что на Покровке, на Грязях» (1826)

Слово по освящении храма Пресвятой Богородицы, взыскательницы погибших, устроенного при замке пересыльных арестантов (1843)

Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 223—228.

Отрывок из этой проповеди был переведен П. Я. Чаадаевым для французского журнала «Le Semeur» и передан графу Сиркуру при его отъезде из Москвы. Перевод был опубликован 24 сентября 1844 г., по поводу чего русский мыслитель написал тому же графу: «Еще лучше, если бы проповедь была напечатана целиком и без странного (скорее всего, просто невежественного, что побудило П. Я. Чаадаева дать нижеследующий комментарий. — Примеч. П. К.) комментария редакции. К счастью, владыка не обратил на него большого внимания. Я только что виделся с ним; он принял меня как нельзя любезнее. Лестное предисловие (к его проповеди. — Примеч. П. К.), по-видимому, подкупило его (по себе, по себе судит басманный гордец. — Примеч. П. К.). Вы отлично знаете, что во всех наших тюрьмах есть часовни и что в мире не существует церкви более снисходительной, чем православная. Она, может быть, даже слишком снисходительна (опять интеллигентский и притом прямо «мирскохристианский» конфуз: наша церковь, если и снисходительна, то


отнюдь не со всепрощенчески-«утешительной» гуманностью, о чем, кстати, грезил Ф. М. Достоевский, а лишь к искренне раскаивающимся — до преобразительной и деятельной одухотворенности — грешникам. — Примеч. П. К.). Религиозный принцип по самой своей природе склонен распаляться в том, что составляет его сокровенную суть… Наша же церковь по существу — церковь аскетическая, как ваша по существу — социальная: отсюда равнодушие одной ко всему, что совершается вне ее, и живое участие другой ко всему на свете (вновь и вновь — «мирскохристианская» абберация православия: оно «равнодушно не просто «вообще» «ко всему, что вне его», а к «живому» угодничеству перед миром, чему классичнейшим конкретным примером и служит житие св. Филарета: его, да, аскетические и крестная, но доподлинно живая наступательность и дерзновенность. — Примеч. П. К.)». См.: Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. 2. М., 1991. С. 173—174, 352 (примеч.).

Слово пред присягой для избрания судей (1835)

Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 259—263.

Date: 2015-05-22; view: 419; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию