Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ежедневная молитва господу иисусу ХристуПубл. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. М., 1994. С. 471. Ю. Ф. Самарин в письме к И. С. Аксакову от 23 октября 1872 г. признался, может быть, по поводу этой молитвы (другие являлись уже хорошо известными): «Молитва Филарета была мне совершенно неизвестна. Я тебе очень за нее благодарен. Все, что ты о ней пишешь, совершенно верно. Для меня она имеет особенное значение. В ней есть одна строка, в которой почти слово в слово повторяется молитва, которую я много лет тому назад сложил себе для собственного употребления и никогда никому не читал» (Нольде Б. Э. Юрий Самарин и его время. М., 2003. С. 542). Соответствующее письмо И. С. Аксакова не найдено. Слово в великий пяток (1806) Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 91—96. В рукописном сборнике, принадлежащем Павлу (Подливскому?), архиепископу Черниговскому, после этой проповеди было приписано: «Сие слово сочинено по назначению Великопреосвященнейшего митрополита Платона и было испытательное». В рукописном сборнике, принадлежащем племяннику св. Филарета, священнику Н. Н. Дроздову, по поводу этого же слова имеется следующий отзыв митрополита Платона (Левшина): «Прекрасно, учитель еврейского и греческого языка! Прекрасно! Заметь: Прекрасно, так как мы знаем тебя за первого из проповедников в Лаврской Семинарии» (наряду с идентичной записью на латыни). Эти сведения о платоновских записях почерпнуты нами из примечания к данному Слову — в 1-м томе «Слов и речей» св. Филарета (М., 1873. С. 127). 1 Ср.: «А — совершишася! не есть ли сие величайшая из проповедей?» (из письма св. Филарета к А. Н. Муравьеву (от 27 апреля 1835 г.) (см.: Св. Филарет Московский. Призовите Бога в помощь: Сб. писем. М., 2006. С. 102). 2 Алектор — поэт (др.-гр.) — неологизм св. Филарета, означающий сторонников пиетистского направления в протестантстве и в «искусственной чувствительности» его интеллигентскимасонских адептов в России (например, в стихотворении. М. М. Хераскова «Иисус друг грешников» или в «Стансах Богу» Я. Б. Княжнина — не говорю о собственно философских, «искусственных» текстах, скажем, Н. И. Новикова, И. Е. Шварца или И. В. Лопухина (см.: Русская философия второй половины XVII века / Хрестоматия. Свердловск, 1990). 3 Ср.: «Филарет вполне свободен от сентиментального или моралистического перетолкования Крестной любви» (см.: Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 181). Слово во Святый и великий пяток (1812) Публ. по: Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Десять слов о кресте и глаголы жизни вечной. М., 1995. С. 15—24. Слово в великий пяток (1813) Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 96—104 Одна из проповедей, которую прот. Георгий Флоровский назвал «неподражаемой и образцовой» (см.: Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. С. 168—169) и которая дала органичный повод М. М. Сперанскому признаться: «Я знаю только слог Карамзина и Филарета» (цит. по: А. Смирнов. Петербургский период жизни митрополита Филарета. М., 1900. С. 44). Нельзя не вспомнить здесь и А. И. Герцена, объективно согласившегося с тем, что св. Филарет «владел мастерски русским языком, удачно вводя в него церковнославянский» (Герцен А. И. Былое и думы / Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. М., 1975. С. 125). Беседа в великий пяток (1815) Публ. по: Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Десять слов о кресте и глаголы жизни вечно. С. 39—51. Слово в великий пяток (1816) Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 104—112. Еще одно «неподражаемое и образцовое» творение святителя, всегда «благовестие» и никогда «только красноречие», по справедливому определению прот. Георгия Флоровского (см.: Пути русского богословия. С. 168—169). Слово в великий пяток (1817) Публ. по: Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Десять слов о кресте и глаголы жизни вечной. С. 66—76. Открывая настоящее издание Велико-пятничным циклом проповедей св. Филарета, мы руководствовались не только его ключевым значением для всего святоотеческого творчества владыки, что подчеркивал и прот. Георгий Флоровский (см.: Пути русского богословия. С. 181), но и его исторической значимостью. Ведь до сих пор — даже после канонизации! (самый последний пример — книга Я. А. Гордина: «Мистики и охранители» (СПб., 1999. С. 125—126, 135, 145), — кстати, выпущенная на деньги небезызвестного г. Сороса) — на св. Филарета возводят именно масонскую (чуть не до прямого членства в какой-нибудь ложе!) и в «лучшем» случае неправославно-мистическую или даже «сектантско-квакерскую» напраслину (благодаря «открытию» того же Гордина). Еще с середины 20-х гг. ХIХ в. с «легкой» руки Степана Смирнова, одного из клевретов тогдашнего министра народного просвещения А. С. Шишкова — прямого противника св. Филарета в вопросе перевода Библии на русский язык и вообще его членства в Библейском обществе, — московского архипастыря стали обвинять и в масонстве, и в протестантизме, и в либерализме (см.: Сушков Н. В. Записки о жизни и о времени святителя Филарета, митрополита Московского. М., 1868. С. 145—146, 159, 270—271; Лебедев А. П. Великий в малом. Московский митрополит Филарет. М., 1999. С. 59, 60.). Эту клевету охотно подхватил «свободномыслящий» Герцен (см.: Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. С. 125.) и …откровенно мракобествующий А. Б. Голицин (см.: Гордин Я. А. Мистика и охранители. С. 124, 125—126). Но никто, никто из злопыхателей св. Филарета не привел ни одного, подтверждающего их «особое» и «общеизвестное» — до абсурда! — мнение, документа — одни слухи и экивоки… Более того, такой бескомпромиссный и по-шишковски резкий оппонент св. Филарета, как архимандрит Фотий (Спасский), в конце концов увидел «десницу Господню», «соблюдающую» московского митрополита (из письма к нему от 26 ноября 1830 г.), и искренне, почти предсмертно заметил в послании к А. И. Жадовской от 26 ноября 1837 г., что в пастве Филарета «уже почитают за святого» и он, Фотий, будет Бога молить — «дабы быть ему (разумеется, св. Филарету. — Примеч. П. К.) во святых» (см.: Чтения в Московском обществе любителей духовного просвещения. Кн. 6. С. 56, 59). Не делая исключительный акцент на собственно исторических свидетельствах в пользу личностного антимасонства московского владыки (и все же помимо соответствующих доказательств на протяжении всей книги Н. В. Сушкова и А. П. Лебедева назовем еще классический труд И. Н. Корсунского «Святитель Филарет митрополит Московский» (Харьков, 1894; разделы, посвященные двадцатым годам жизни св. Филарета); уже упомянутое исследование А. Смирнова «Петербургский период жизни митрополита Филарета» (М., 1900; тоже все — целиком); современную биографию святителя А. И. Яковлева «Век Филарета: Роман-хроника» (М., 1997. С. 143—145, 201—202, 209, 223 и др.), мы хотели с наглядной содержательностью и именно на примере Велико-пятничного цикла показать краеугольное и принципиально противоположное отличие его сурового и весьма жестокого понимания Христова и православноантропологического креста не только от масонско-пиетистского (=интеллигентского), но и в целом от гуманистично-секулярного («иудейского» и «языческого» — в буквальной транскрипции св. Филарета) — человекоугодничества вплоть до его уже «похристиански» лукавейшей — любви к миру. Этой фундаментальной разницей, можно сказать, тотально обусловливается приоритетное место Велико-пятничных слов в нашем издании. Слово по освящении храма господа нашего иисуса Христа, в честь и память гефсиманского моления его (1845) Эта проповедь органично дополняет Велико-пятничный цикл, оттеняя его Гефсиманскую составляющую и во многом объясняя дерзновенное открытие св. Филаретом в 1844 г. близ Троице-Сергиевой лавры как раз Гефсиманского скита — без предварительного согласия Св. Синода. Слово в день Святой Пасхи (1811) Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 113—116. Слово в день Пасхи (1845) Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 117—121. Слово в день Пятидесятницы (1811) Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 132—139. Слово в день Сошествия Святого духа (1814) Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 139—145. Слово в неделю вторую по Пятидесятнице (1836) Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 146—149. Слово на рождество Христово (1811) Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 42—45. Слово на второй день праздника рождества Христова (1814) Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 46—54. Эта проповедь — последняя, которую св. Филарет произнес в придворной церкви Зимнего дворца, ибо вдовствующей императрице Марии Федоровне откровенно не понравилась еще одна уже критическая краеугольная тема будущего московского святителя: секулярно-гуманистическая «любовь к миру», претендующая на лукавую совмещенность со «служением Богу» в духе царя Ирода — тема, впервые заявленная во всей своей исповеднической и дерзновенной глубине именно в настоящем слове (потом — особенно — в проповедях, посвященных св. царевичу Димитрию — см. настоящее издание, а также см.: Смирнов А. Петербургский период жизни митрополита Филарета. С. 50—51). Беседа о благом иге Христовом (1828) ского, творения. С. 241—246. [1] Имеется иное чтение сего отрывка по так называемому евреиновскому сборнику (принадлежащему М. М. Евреинову. — Примеч. П. К.): «Отцу было ли бы приятно узнать, что его сын, по-наружности почтительный, втайне питает желание скорой смерти его, чтобы скорее получить наследство? Какой друг был бы доволен откровенностию и приверженностию своего друга, если бы узнал, что он открывает совсем не то, что думает, и внутренно презирает его? Если человек, который не видит мыслей и не знает желаний своего ближнего, не почитает в нем невинными оскорбительные для себя мысли и желания, то колико необходимее, чтобы чистоты желаний и мыслей требовал от человека Бог всевидящий и всеведущий?» 2 Имеется иное чтение сего отрывка: «Каков и сей, которого благое и легкое иго Христово упокоило так, что торжество его покоя с силою простирается и на нас, еще труждающихся и обремененных. Видно, чувствовал он благодатную легкость, когда не только понес всецелое иго необходимых заповедей, но и добровольно приложил к нему иго советов евангельских; отрекся не только любостяжания, но и самого стяжания; не только в наслаждениях отказал плоти своей, но и необходимыя требования тела ограничил, чтобы тем удобнее распространить свою деятельность в области духа; не только не искал возвышения между человеками, но избегал оного, сколько то ему возможно было. Упокоенный и прославленный Игоносец Христов! Твоим примером и твоими молитвами помогай нам…» (Речь идет о преп. Сергии. — Примеч. П. К.) Беседа о небесной награде (1826) Публ. по: Св. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Десять слов о кресте и глаголы жизни вечной. С. 140— 148. 2 Имеется иное чтение выделенных слов: «… такие расположения не показывают христианина, но если не грубого язычника, то верно не что-либо лучшее, как или тонкого лицемера, искусно выработающего кумиры добродетелей и совершенств и отдающего их на продажу или зрелище, восприемлющего мзду свою на земли от человеков, которому небеса и Бог ничем более не должны; или от духовного совершенства арствия Небесного далеко отстоящего земного ветхозаконника». 3 Имеется иное чтение выделенных слов: «Подвижниче, уже получивший мзду на небеси, так многую, что она от избытка небесного и на землю падает и доставляет нам участие в богатстве благодатном, Святителю Алексие! твоим примером и молитвами утверди нас в благотворном искании чаяния мзды многия на небеси, да и воздаяния земные не будут для нас приманчивы, и скорби или потери временные не будут несносны. Аминь». Слово в неделю Крестопоклонную (1822) Публ. по: Св. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Десять слов о кресте и глаголы жизни вечной. С. 77—85. Слово в неделю Крестопоклонную (1835) Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 86—91. Слово в неделю по воздвижении (1824) Публ. по: Св. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Десять слов о кресте и глаголы жизни вечной. С. 86—95. Слово в день вознесения господня (1824) ского, творения. С. 126—132. Слово на Преображение господне (1820) Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 150—157. Беседа о нашем житии на небесах (1833) Публ. по: Св. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Десять слов о кресте и глаголы жизни вечной. С. 149— 155. Слово в день успения Пресвятой Богородицы (1832) Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 157—163. Слово в день успения Пресвятой Богородицы (1849) Публ. по: Филарета, митрополита Московского и Коломенского, творения. С. 164—168. Беседа о прикосновении веры ко Христу (1825) Публ. по: Св. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Десять слов о кресте и глаголы жизни вечной. С. 131— 139.
|