Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Лекция 3. Методы диагностики личности ребенка
1. Диагностика личности ребенка. 2.Общие особенности диагностики детей дошкольного возраста.
В диагностике личности ребенка используются проективные методики. Для комплексной диагностики ребенка 4 – 10 лет применяется Детский апперцепционный тест (Child Apperception Test - CAT). С его помощью можно исследовать структуру личности в целом. Автор методики – Леопольд Беллак, ученик Мюррея. Ребенку предлагаются картинки, на которых изображены животные в различных ситуациях, достаточно знакомых и понятных детям. Картинки позволяют давать разные толкования. Проективные методики используются также в диагностике отдельных личностных характеристик или аспектов. Тест Розенцвейга (детский вариант) для определения типа поведения ребенка в ситуациях фрустрации. 24 картинки, на которых изображены дети в различных конфликтных ситуациях. При недостатке времени можно использовать не все картинки, но не менее 10 – 12. Ответы анализируются по направленности и по типу. По направленности: экстрапунитивные дети в случаях затруднений полагаются на случай, на внешние обстоятельства. Эти же внешние обстоятельства они обвиняют в случае неудач. Интрапунитивные дети, наоборот, во всем полагаются только на себя, и в случае неудачи обвиняют тоже себя, а не других. Импунитивные обесценивают ситуацию: «а, ничего не случилось». По типу: -направленные на препятствие (препятственно-доминантные) – обыгрывается всячески затруднение, встающее перед ребенком. Обычно при этом дети считают его мало преодолимым и либо возмущаются этим, обвиняя всех окружающих (экстрапунитивный тип), либо расстраиваются по этому поводу (интропунитивный тип). -на личные качества (эго-доминантные) или другого человека при экстрапунитивном типе («сам дурак», «а ты еще хуже») или на свои – при интропунитивном («Я больше не буду»). -на преодоление конфликта (необходимо-упорствующие). Стремление найти выход. Экстрапунитивные дети хотят, чтобы этот выход был найден кем-то другим, либо просто надеются на изменение обстоятельств. Интропунитивные дети стараются сами разрешить конфликт. После того как все ответы проинтерпретированы по типу и направленности (для этого используется обычно таблица) определяются преобладающие характеристики. Самые «благополучные дети» - у которых преобладает необходимо-упорствующий тип ответов. Они, как правило, хорошо социализированы, умеют постоять за себя и наладить отношения в любой группе. Экстрапунитивные дети этой группы часто бывают лидерами, организаторами деятельности группы. Но и интропунитивные дети не менее успешны в своей деятельности, отличаясь только меньшей активностью в общении. Дети, набравшие наибольшее количество баллов в группе препятственно-доминантных ответов, характеризуются конфликтностью, неумением обойти возникшее препятствие, фиксацией на нем. Конфликтность, агрессивность при экстрапунитивных ответах. При интропунитивных – тревожность, зависть к другим, более удачливым сверстникам, может также приводить к конфликтности, мстительности, агрессии. При доминировании эгодоминантных ответов экстрапунитивные дети, как правило, демонстративны, у них неадекватно завышенная самооценка и высокие притязания. Это приводит к конфликтам, которые могут вылиться либо в агрессивные, невротические вспышки, либо в игнорирование окружающих, насмешливое и высокомерное отношение к ним, зависть. Интропунитивные дети с такой направленностью склонны, наоборот, к очень низкой самооценке, их с трудом можно уговорить сделать даже то, что они хорошо умеют, особенно при других.
|