Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объем дисциплины и виды учебной работы





Вид учебной работы Трудоемкость в часах   Семестры
Аудиторные занятия:      
Лекции (ЛК)      
Практические занятия (ПЗ)      
Лабораторные работы (ЛБ) -        
Контроль самостоятельной работы студента (КСР)          
Самостоятельная работа:        
Виды самостоятельной работы: Подготовка к лекциям и практическим занятиям: 32 ч.; Проведение микроисследований: 50 ч. Подготовка к зачету: 22 ч.          
Промежуточная аттестация (указать зачет или экзамен): Зачёт (4 сем.);
ИТОГО:        

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
Общие особенности диагностики возрастного развития Научно-психологическое исследование и практико-ориентированное диагностическое обследование: различия в направленности и используемых методах и методиках. Задачи диагностики в образовательной сфере. Основные этапы диагностико-коррекционной или диагностико-развивающей работы (И.В. Дубровина). Схемы диагностического процесса, предложенные Л.Ф. Бурлачуком, Ю.З. Гильбух, В.В. Столиным, А.Ф. Ануфриевым. Ситуации диагностики: клиента и экспертизы, особенности поведения обследуемого, требования к выбору методик. Выделение ситуаций диагностики, связанных с особенностями использования ее результатов психологом и другими специалистами.   Понятие психологического диагноза. Уровни психологического диагноза: симптоматический (эмпирический), этиологический и типологический (Л.С.Выготский). Показатели качества психологического диагноза: адекватность, своевременность, коммуникативная ценность. Структура психологического заключения, его основные блоки. Типовые схемы структуры психологического заключения, используемые в сфере образования: психологическом консультировании, профориентационной практике, в работе психолого-медико-педагогического консилиума. Профессионально-этические принципы в работе психолога-диагноста: специальной подготовки и аттестации лиц, использующих психодиагностические методики; ограниченного распространения психодиагностических методик; обеспечения суверенных прав личности; объективности; конфиденциальности; психопрофилактического изложения результатов.
Психологическая диагностика развития ребенка в дошкольном возрасте Особенности психологической диагностики младенцев и детей раннего возраста: общие методические требования к средствам измерения. Метод наблюдения как основной в оценке развития ребенка. Схемы наблюдения ребенка. Конкретные методики в диагностике детей: Шкалы развития младенцев А.Гезелла (1925), тесты нервно-психического развития детей 1-6 годов жизни Ш. Бюлер и Г.Гетцер (1932), шкала психомоторного развития в раннем детстве, предложенная О. Брюне и И. Лезин (1951), Шкалы развития Н.Бейли (1969). Отечественные методические разработки в этой области. Особенности методик, диагностирующих развитие дошкольников. Требования к процедуре обследования: установление и поддержание контакта, наблюдение за ребенком по ходу обследования, разнообразие форм предъявления тестовых заданий, игровая форма предъявления инструкции и тестовых заданий, ограничение во времени, индивидуальная форма работы с обследуемым ребенком и др. Группа рисуночных методик, их возможности в диагностике ребенка: познавательного развития, сферы самосознания и личности ребенка, оценки характера межличностных отношений. Возрастные стадии детского рисования и их учет в общей оценке интеллектуального развития ребенка. Методика «Рисунок человека» Ф.Гудинаф-Д.Харриса. Клинический подход в диагностике познавательного развития дошкольника. Доски Сегена. Методический подход Л.А. Венгера в диагностировании познавательной сферы дошкольников. Методика клинической диагностики развития дошкольника С.Д. Забрамной. Стандартизированные методики в диагностике познавательного развития дошкольника. Методика Д.Векслера (детский вариант): методические особенности, получаемые показатели, направления использования. Прогрессивные матрицы Д. Равена: методические особенности детской версии, прикладные задачи использования.
Методы диагностики личности ребенка Особенности диагностики личности ребенка: меньшая определенность в понимании нормы по сравнению с диагностикой познавательной сферы; акцент на содержательной интерпретации; важность установления и поддержания контакта с ребенком в процессе диагностического обследования; применение рисуночных проб; игровое моделирование и др. Индивидуально-типические особенности и качества личности. Основные группы методик. Рисуночные пробы (Рисунок человека Маховер, Дом-Дерево-Человек, Несуществующее животное М.З.Дукаревич и др.). Стадии детского рисования: доизобразительная, схематическая, правдоподобных изображений и правильных изображений. Схемы интерпретаций, показатели отдельных личностных характеристик. Проективные, полупроективные тесты. Детский тест апперцепции (САТ): методические особенности, основные показатели, направления интерпретации, прикладные и практические задачи использования. Детский тест Розенцвейга, особенности использования при оценке поведения ребенка. Тест Руки: особенности интерпретации при использовании детской версии теста (Н.Я.Семаго). Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен). Шкальные техники в диагностике самооценки ребенка (методика Дембо-Рубинштейн, методика «Лесенка» В.Г.Щур). Использование опросников в диагностике ребенка. Опросники для родителей (опросник темперамента А.Томаса). Личностный опросник Кеттела (детский вариант). Опросники для оценки отдельных личностных качеств: Шкала явной тревожности для детей.
Диагностика психологической готовности к обучению в школе Педагогическая и психологическая готовность к школьному обучению. Различные подходы в понимании психологической готовности. Основные компоненты психологической готовности: интеллектуальный, личностный, мотивационный, волевой, социально-психологический. Школьная зрелость и методы ее определения: тесты Керна и Йирасека. Методические особенности методики Г. Витцлака, направления использования. Клинический и статистический подходы в определении готовности. Диагностическая программа Н.И. Гуткиной. Методы диагностики отдельных компонентов готовности. Диагностика мотивационной готовности: методики Гинзбурга. Методики для диагностики сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью (Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера). Сюжетноролевая игра как средство психологической диагностики школьной зрелости. Психодиагностика рефлексии внешних действий как показателя психологической готовности ребенка к школьному обучению. Эмпирический подход в диагностике готовности: экспресс-методика готовности к школе Е.К.Вархотовой, Н.В.Дятко, Е.В.Сазоновой. Основные показатели, особенности обработки, направления использования.
Методы диагностики познавательных процессов школьников   Прикладные задачи диагностики познавательных процессов школьников: психологическое сопровождение обучения, выявление причин неуспеваемости, профессиональная ориентация старших школьников, методическое обеспечение индивидуального подхода к обучающимся. Внимание, основные характеристики: объем, концентрация, распределение, устойчивость, переключаемость. Корректурная проба Бурдона, диагностические возможности, разнообразие форм (буквенная, цифровая, кольца Ландольта, методика Тулуз-Пьерона и др.). Таблицы Шульте в диагностике концентрации, распределения, устойчивости внимания. Красно-черные таблицы Горбова для оценки переключаемости внимания. Перепутанные линии Рисса (распределение и устойчивость внимания). Методики, разработанные в рамках подхода, предложенного П.Я.Гальпериным. Методы диагностики процессов памяти. Метод «удержанных рядов»: методика «десять слов». Проба на опосредованное запоминание. Методика «пиктограмма». Методики для оценки оперативной памяти (проба Пьерона-Рузера для детей, «шифровка» для школьников). Субтесты тестов структуры интеллекта, направленные на оценку процессов памяти. Мышление: основные мыслительные операции. Методики на классификацию, на понимание аналогий, сформированность операции сравнения, «исключение лишнего», «последовательные картинки», «разрезные картинки». Методики психодиагностики особенностей познавательной деятельности слабоуспевающих школьников.
Диагностика знаний в образовательном процессе Создание тестов по предметам школьной программы, ВУЗовским дисциплинам. Разработка тестов для узкопрофессионального тестирования. Методические приемы определения уровня сложности тестовых заданий: возможности при использовании компьютера. Графики распределения частот: нормального распределения, с правосторонней асимметрией, с левосторонней асимметрией. Интерпретация графиков относительно уровня сложности теста. Определение оптимального уровня сложности тестовых заданий с учетом прикладных задач использования теста. Метод контрастных групп при анализе заданий. Индекс различительной способности тестовых заданий. Типы вопросов. Вопросы одиночного выбора. Вопросы с множественным выбором. Ввод ответа с клавиатуры. Вопросы на соответствие. Редактирование и форматирование вопросов. Создание различных типов вопросов. Понятие адаптивного тестирования. Обратная связь и способы ее обеспечения на компьютере. Основные процедурные модели адаптивного тестирования: двустадийное тестирование, пирамидальная модель и др. Компьютерное индивидуализированное адаптивное тестирование. Преимущества, обеспечиваемые разными формами адаптивного тестирования и направления использования.

 








Date: 2015-05-19; view: 311; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию