Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1. Общие особенности диагностики возрастного развития





Основные аспекты темы:

1. Общие особенности диагностического обследования

2. Виды диагностических ситуаций

3. Психодиагностический процесс. Этапы психодиагностического исследования

4. Психологический диагноз как результат деятельности психолога. Структура психологического заключения

5. Этические принципы в работе психолога-диагноста

 

Общепринятым как в отечественной, так и зарубежной психологии является деление психодиагностики на научно-исследовательскую и научно-практическую. (И.В.Дубровина, К.М.Гуревич, Б.Д.Эльконин и др).

Целью научного исследования является «накопление научных фактов, установление определенных закономерностей психического развития». (И.В.Дубровина). В практико-ориентированном диагностическом обследовании целью является "ответить на конкретный вопрос, выделить причину конкретного психического явления". А.А. Бодалев и В.В. Столин определяют различие между "диагностическим обследованием" и "научным исследованием" по критерию новизны получаемых результатов. Психолог-исследователь ориентирован на обнаружение неизвестных закономерностей, а психодиагност-практик "на поиск известных закономерностей в "неизвестных" обследуемых". В таком обследовании важно обнаружить, распознать известные закономерности в психике конкретного человека. Различия в направленности научного исследования и диагностического обследования определяют отличия методов практической психодиагностики от исследовательско-научных методов:

1. ограниченное время на их проведение, обработку и интерпретацию получаемых данных, краткость, простота, экономичность методов. Так Н.Н.Обозов отмечает «научно-практическая психодиагностика не может позволить таких временных и людских затрат, какие позволяет научно-исследовательская психодиагностика». В практике нет необходимости в охвате наибольшего числа информации (например, методика САТ). Часто диагностические методики используются по типу функциональных проб.

2. в проведении психодиагностического обследования полученные в процессе обследования результаты, соотносятся с соответствующими нормами.



3. специфическая направленность методов практической психодиагностики - решение конкретных практических вопросов, связанных с предсказанием будущего поведения человека или группы людей в тех или иных жизненных ситуациях, потенциальных возможностей их развития, выбором адекватного профилактического и коррекционного воздействия.

4. в практической работе психолога-диагноста следует учитывать активность обследуемого, его установки, уровень мотивации. Учитывать, что обследуемый «может применить такую тактику, которую вовсе не предусматривал психодиагност при разработке методики». (В.В.Столин, А.Г.Шмелев).

Тест - основной инструмент психодиагностической деятельности практического психолога, специально созданный для постановки психологического диагноза.

Широко используется клинический метод - основывается на стремлении собрать большое число данных, относящихся к одному случаю (сбор анамнеза, наблюдение, некоторые тестовые методики), предполагает также и интуицию психолога.

5. использование комплексного подхода в практической психодиагностике: параллельное применение нескольких методик для перепроверки данных, сочетание высокоформализованных и малоформализованных методов, который позволяет преодолеть ограниченность каждого из двух типов методов, (количественные показатели - качественные показатели).

Психолог-диагност должен обладать соответствующей

профессиональной компетентностью (требования к пользователям методик).

Научно-исследовательская и практическая деятельность

взаимосвязаны. Диагностическая деятельность обусловлена естественным образом накопленными данными научной психологии. В то же время практика ставит перед научным познанием все новые вопросы (например, требование учета уровня стрессоустойчивости при отборе по многим профессиям способствовало разработке соответствующих методик).

Л.С.Выготский отмечал, что целью, конечным результатом диагностического обследования является психологический диагноз. Хотя это положение требует уточнения - цель диагностики - осуществление коррекционного воздействия на объект диагностики. Эти коррекционные воздействия «направлены на ликвидацию причин обнаруживающегося неблагополучия». По И.В. Дубровиной диагностико-коррекционная, или диагностико-развивающая работа являются, по сути, единым направлением работы.

Психологический диагноз - результат деятельности психолога, направленной на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития, разработки рекомендаций, определяемых задачей обследования.

Психодиагностическая ситуация описывает характер взаимодействия психолога-диагноста и обследуемого. При этом учитывается добровольность или принужденность обращения обследуемого к психологу.

Существует несколько классификаций психодиагностических ситуаций.



 

Психодиагностический процесс. Психодиагностический процесс характеризуется по 1) форме его реализации, 2) содержанию, 3)степени сложности. По форме осуществления он представляет собой опосредованное психодиагностическими методиками взаимодействие диагноста с обследуемым., направленное на установление психологического диагноза. По содержанию - выбор ограниченного количества из множества гипотез о причинах состояния объекта психодиагностики. По степени сложности психодиагностический процесс представляет собой сложную процедуру, требующую для своей реализации специальной подготовки психодиагноста. Сложность обусловлена иерархическим строением объекта диагностики, многозначностью причинно-следственных связей между его элементами.

Сложность диагностического процесса обусловливает наличие ряда этапов, отклонения в реализации каждого из которых приводит к возникновению диагностических ошибок. По мнению В.И. Слободчикова, этапы диагностического процесса в своей совокупности образуют «модель общего способа решения типовых проблемных ситуаций, возникающих в учебно-воспитательном процессе» или как схема или алгоритм решения практической задачи в деятельности психолога.

Этапы психодиагностического процесса. В психологической литературе приводится несколько вариантов схем диагностического процесса, с различной полнотой отражающих его реальное содержание.

Можно описать общую схему диагностического обследования, не «привязанную» к какой-либо конкретной сфере общественной практики, в которой психолог работает как диагност. Такая схема логично включает три основных этапа: подготовительный, основной и заключительный (Светлана Тимофеевна Посохова, 2004). Каждый этап преследует свои определенные цели, направленные на постановку надежного и объективного диагноза.

Л. Ф. Бурлачук строит развернутое определение понятия: «Психологический диагноз - конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования».

 






Date: 2015-05-19; view: 699; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2020 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию