Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гептада





 

Из наших предшествующих исследований должно быть очевидным, что существуют радикально различающиеся способы существования. Все эти способы существования изменяются, и существуют также радикально различающиеся типы изменений способов существования. Простая последовательная актуализация без направления совершенно отличная от целенаправленной деятельности. Если изменение относится к сущностям, то оно совершенно отлично от изменения, не имеющего центральной точки - значения В последнем разделе мы приблизились к такому типу изменения, который интегрирован в большей степени, чем это возможно для развития отдельных сущностей, хотя бы и значимых.

Сращение событий является тотальным изменением, интегрирующим весь регион существования в новую целостность.

Легко наверно понять это различие. Мы полагаем, что различие лежит в том, какова вещь и что она делает, и опускаем, таким образом, те различия, которые принадлежат к структуре существования. Понятие различных типов изменения, - отличное от различных типов сущего, то есть различных способов существования - не близко к поверхности и трудно для схватывания.

Мы знаем, что вода - род вещества, отличный от воска, и что она расширяется, когда замерзает, в то время как воск ведет себя обратным образом. Мы знаем, что один человек отличен от другого - но оба дрожат, когда холодно, и потеют, когда жарко. Человечество накопило, зафиксировало и постоянно громадным институтом знаний о вещах и их поведении. Кое-что из этого корпуса знаний наличествует в форме всеобщих законов - таких, как законы механики или термодинамики. Другая - и, вероятно, большая часть - не количественна по своему характеру и поэтому неточна, однако она необходима для успешного действия. Мы склонны просматривать то, что само действие совершенно меняется в различных структурах ситуаций; и хотя это не является серьезной помехой. для понимания более простых систем, такое неразличение становится решающим препятствием для проникновения, более глубокого, в природу Реальности, ч ем это возможно для дуалистического или даже диалектического мышления.

Мы достигли определенного момента, когда мы уже не можем отделять структуру, которую изучаем, от контекста, в котором она существует. До сих пор мы могли рассматривать системы как закрытые, за исключением моментов изменения их в другие системы[19] из это становится невозможным, когда нам следует принимать в расчет изменения в окружении, которые сопутствуют изменениям в рассматриваемой сущности.

Мы должны быть способны соотнести две независимые структуры в пределах некоей суперструктуры, общей для обоих, Это кажется весьма несложным до тех пор, пока мы не пытаемся сформулировать условия, делающие такое соотнесение возможным. Самореализация требует хорошо сформированной тождественности, в то время как для интеграции требуется растворение тождественности. Дилемма не может быть разрешена компромиссом, что могло бы уменьшить космическое значение целого за счет части, или части за счет целого. Дилемма не искусственна: она возникает всякий раз, когда происходит такого типа изменение, в котором наличествует реальный прогресс или же потеря значения.

Это можно видеть, например, в дилемме человека, который должен исполнить свое личное предназначение и остается, однако, полностью интегрированным в человеческое общество. Здесь дилемма заходит дальше, чем противоречие диады, доступное для понимания с помощью понятия дополнительности; мы должны допустить, что комплексы подвергаются изменениям, влияющим на них не только внутренне, и внешне, но также посредством взаимодействия, вводящего новый комплекс, отличный от любого из них.

Ситуация, созданная комбинацией трех независимо изменяющихся комплексов, не может быть описана в терминах статической системы, члены которой имеют фиксированное значение. Ни одна структурированная организация не в состоянии согласовать едва ли не безграничные вариации, которые могут возникнуть, если бы не существовало некоторого принципа порядка, отличного от первых шести систем, рассмотренных нами. И этот принцип мы обнаруживаем в гептаде; однако, описать его значительно труднее, чем те принципы, которые мы изучали до сих пор.

Мы введем понятие трансформации как системный атрибут гептады и определим трансформацию как тип изменения, посредством которого совершается три действия:

 

1. Становление сущности, или сущность реализует себя.

2. Реализуя себя, сущность приобретает новые качества, которые не были потенциальны или даже возможны в ее нереализованном состоянии.


3. Сущность, сохраняя свою тождественность, интегрирована в структуру, как часть в целое.

 

В своем опыте мы обнаруживаем эффект проявления этих действий, но привыкли усматривать в них доказательство того, что все находится в процессе изменения в соответствии с естественными законами. Нам не так легко выявить сущностную (эссенциальную) новизну, вызванную реальными трансформациями. Одной из причин такого положения дел является то, что мы слишком полагаемся на чувственный опыт и недооцениваем более тонкие восприятия нашего внутреннего сознания, другой причиной можно считать то, что истинные трансформации сравнительно редки, поскольку строгие условия, требуемые для их реализации, не возникают без сознательного намерения.

Общепризнанного символа для гептады не существует - возможно, потому, что гептада не может быть полностью представлена какой-либо стационарной фигурой. Трансформацию невозможно понять ни по началу или концу, ни даже по тому пути, который соединяет конец и начало; она может быть понята лишь через ее тотальное действие.

Мы привыкли думать о некоем объекте, подвергающемся трансформации из одного состояния в другое. Это не адекватно. Мы можем добавить к этой картине окружение и признать, что оно также должно участвовать в трансформации. Это уже лучше, но все еще не достаточно. Трансформация сама по себе является реальностью, которая должна быть принята в расчет. Когда Шекспир написал о Заре, как о "золочении бледных струй небесной алхимии", трансформация, которую он вызвал, была тотальной: в объекте и его окружении, в очевидце и в самой "небесной алхимии".


Простейшим способом обрисовать трансформацию является ассоциирование ее с тремя Сферами: Факте, Ценности, Гармонии. То, что трансформируется, есть Факт. То, что приобретается субстанцией в процессе трансформации, есть Ценность. Сама трансформация есть то, что реализуется в Сфере Гармонии. Все три отличны один от другого и являются, однако, одним. Мы можем, частично, представить ситуацию посредством тетрад с общей точкой:


6 5

3 2

 

Рис.37.15. Символ двойного квадрата.

Каждый из двух квадратов представляет деятельность: один -внутреннюю, другой - внешнюю, а общая точка олицетворяет трансформацию. Слабость символа, в качестве визуального пособия, заключается в очевидной эквивалентности всех точек, включая точку 4. Эта точка в такой же мере репрезентирует трансформацию, как и встречу двух тетрад. Мы можем, например, интерпретировать 1-2-3-4 как область факта, а 4-5-6-7 как область Ценности, и тогда точка 4 должна представлять область Гармонии, Если помнить о трехмерном значении точки 4, диаграмма может быть весьма полезной.

Другая форма Символа:

 

 
 


 

 

 

 

 

 

 

Рис.37.16. Символ двойного конуса.

 

Этот символ хорошо выражает различие между семью членами и концентрацию трансформации в пункте 4[20]. Его слабость состоит в излишне сильном убеждении, что гептада конструируется из семи "уровней", или семи "ступеней". Верно, что существуют различные "состояния" трансформации; верно и то, что для некоторых целей эти состояния могут рассматриваться как уровни или даже ступени процесса перехода, - но все они не обладают одинаковой важностью и, в общем, не следуют одна за другой во времени. До тех пор, пока не постигнуто более глубокое понятие "состояния", или "условия", символ двойного конуса может пониматься ошибочно.


Другим способом приближения к гептаде является рассмотрение ее как добавной комбинации триад и тетрад и сравнение ее с додекадой, являющейся комбинацией умножения:

 

3+4=7 3 * 4 = 12

 

Комбинация систем не производится исключительно сложением, ибо таким образом не выявляется уникальный атрибут, носителем которого является высшая система. Мы должны быть в состоянии понять высшую структуру до того, как увидеть, каким образом низшая структура входит в нее[21].

Т. к. знание о связи 4 и 7 (посредством всевозможных расчетов) было одной из тайн пифагорейцев, мы можем теперь рассмотреть тетрактис и его комбинации в гамме, дающие семь качеств звука. Музыкальная конепция греков основывалась на учении о середине, которая одновременно являлась средней струной лиры и центром гептахорда (Аристотель, Опыты, 19-25). Это позволяет объединить два тетрахорда таким образом, чтобы получить завершенную гармонию гаммы.

Схема приобретает характер трансформации, находящейся за пределами как сложения, так и перехода. Мы получаем:

 

7. Nete

6. Paranete

5. Trite

4. Mese Paramese

3. Lychanos

2. Parhypate

1. Hypate

 

Рис.37.17. Греческий Гептахорд.

 

Тетрактис Пифагора был не переходом от hypate к nete, от основания к цели, но объединением всех свойств чисел в пределах структуры тетрады[22].

Семитонная музыкальная гамма с неравными интервалами кажется полезной репрезентацией характера гептады. Гурджиев сумел избежать опасности переоценить фактор перехода тем, что он комбинировал три репрезентации гептады: структуру органического вещества (опиума), спектр белого света и звуковую октаву.

Первая подчеркивает семь качеств, вторая указывает на интегративный характер, а третья - на способ: трансформация требует, чтобы присутствовало три независимых фактора[23]. Такая сложность не должна нас удивлять: гептада является развитой структурой, и в ней можно найти самые удивительные сочетания интеграции и многообразия. Это можно увидеть в другом символе, используемом иногда для репрезентации гептады, - символе спиральной раковины улитки:


 

4

3 5

 

 

 

Рис.37.18. Гептада как спиральная раковина.

 

В этом символе число 4 кажется изолированным; однако оно является точкой перехода от "внутренней", или "тайной" части раковины, к "внешнему" или проявленному сегменту. Раковина начинается с центральной точки и при раскрытии объединяется с внешним миром.


Трансформация никогда не может быть обязательной или вынужденной. Она должна иметь элемент свободы, а, следовательно, и риска. Именно поэтому она соединяет два несовместимых царства. Для нас, людей, трансформация является принципом нашего бытия. Мы одновременной и духовны и материальны, мы одновременно эссенциальны и экзистенциальны, и мы не можем отречься от какого-либо из двух полюсов нашей природы, не перестав быть людьми. Взаимодополнительность обеих наших природ может привести, шаг за шагом, к трансформации, которая находится за пределами Природы. Тайна трансформации заключается в том, что обе наши природы остаются тем, что они есть, но в бытии, благодаря объединенному действию, они входят в новую Сферу -Гармонию. Поскольку невозможно для каждой из природ перестать быть тем, что она есть, следовательно, должен войти некий третий элемент, отличный от обеих. Это выражается тройственностью: тело, дух и душа. Тело и дух могут быть выражены как две тетрады деятельности, душа и развивается от монады простой потенциальности существования до гептады, интегрирующей в законченное целое самое душу, а также и дух.

Мы должны не упускать из виду смешение качеств, сопутствующее интеграции. Именно поэтому символ радуги, или спектра белого света, столь широко используется в заклинаниях, наряду со многими септернерами (семиричностями}: семь грехов или добродетелей, семь качеств, семь металлов, семь дней недели, семь планет и так далее ad libitum /по желанию/[24].

Одна из трудностей изучения семичленных систем возникает из-за кажущегося противоречия интерпретации систем возникают из-за как семи ступеней и как семи качеств *. При более пристальном внимании, с которым мы подошли к рассмотрению гептады, мы показали, что обе эти интерпретации необходимы и что конфликт разрешается в системном атрибуте трансформации.

Теперь мы можем указать, как гептада предстает в нашем опыте.

Трансформация не достижима полностью в существующем мире. Она лишь приблизительно может быть реализована в космических конструкциях, подобных человеческому организму. К трансформации стремятся, и, в истории, она постоянно ускользает от нас. Жизнь человечества на Земле является гигантской трансформацией, посредством которой две в корне различных природы стремятся к гармонии и завершенности. Через трансформацию значимые события человеческой жизни интегрируются в поток всемирной истории.

Следовательно, мы связываем Гептаду с Историей, и мы находим в гептаде мощную помощь для понимания предназначения человека. В Первом томе мы трактовали гептаду как принцип структуры, посредством которого подчеркивается характер интеграции частей в целое без подавления независимости частей. Так же обстоит дело и в истории: тотальный процесс не подавляет значимости событий, как масштабных, так и мелких.

Теперь попытаемся установить терминологию Гептады.

 

Семичленная система: ГЕПТАДА

Системный атрибут: ТРАНСФОРМАЦИЯ

Дополнительные атрибуты: Структура, История

Определение члена: СОСТОЯНИЕ

 

Характеристика членов:

7. ЗАВЕРШЕНИЕ

6. ОТКАЗ (самоотречение)

5. ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ (инсайт)

4. ГАРМОНИЗАЦИЯ

3. ОТДЕЛЕНИЕ (сепаратность)

2. СЛОЖНОСТЬ /Involvement/

1. ИНИЦИИРОВАНИЕ (начало)

 

Связи Первого Порядка: ИНТЕРВАЛЫ

Связи Второго Порядка: ГАРМОНИИ

 

Интерпретация характеристик семи членов может потребовать пространных объяснений. Члены гептады, строго говоря, не являются ни качествами, ни ступенями, но скорее состояниями, в которых делаются возможными различные качества или ступени. Существует столько разнообразных интерпретаций семи членов, что потребовался бы целый трактат для обобщения их значения, почти невыразимого средствами общеупотребительного лексикона.

Теперь нам следует перейти к Октаде - замечательной системе, завершающей понятие Трансформации, расширяя его так, что оно включает интеграцию ступеней.

 

ОКТАДА

 

На этой ступени нам следует оставить какие-либо попытки исчерпывающей трактовки и основывать наше изучение Октады на непривычном символе двойного квадрата, который более широко чем другие символы, использовался в художественных репрезентациях космического порядка в книгах и диаграммах Юго-Западной Азии.

В своем простейшем выражении символ выглядит так:

 
 

 


Рис.37.19. Символ двойного квадрата.

 

Этот символ развивался в сложных композициях ковров, в архитектурных мотивах, в каллиграфии, в живописи, а также в качестве украшений манускриптов; его влияние до сих пор пронизывает все формы искусства, включая поэзию, музыку и танец. Разработки символа являются обдуманными опытами изображения сложности мира и путей, ведущих к Единству с Источниками Всего.

Одна из форм символа, встречающаяся чаще всего как архитектурная тема, развивает каждую из точек символа в квадрат:

 

 

Рис.37.20. Символ из восьми квадратов.

 

Эта форма символа представляет понятие внутрипребывания (withinness): каждый квадрат эквивалентен точке и каждая точка - квадрату.

В более разработанной форме символа звездообразная фигура в центре сокращается, чтобы дать возможность квадратам образовать стороны, или "стены" такой толщины, которая позволяет образовать шесть гексагонов, и восьмиконечную звезду. Этот символ, изображенный на рисунке 37.21., можно увидеть на стенах строений, которые считаются принадлежащим суфийским братствам, во всех частях Юго-Западной Азии и Северной Африки[25].

 

Рис.37.21. Суфийская Октада

 

Эта октада выражает, главным образом, идею единства за внешней видимостью многообразия /wahdat-es-chuhud/ и в то же время - эссенциальное тождество в разнообразии форм /wahdat-al-wudjud/.


Символ двойного квадрата, развитый сообразно принципу Систематики, представляет, как кажется, особую ценность для репрезентации организованных структур и исторических процессов, образующих шкалу диапазонов от единственности и тотальности, Форма, которую мы приняли, образуется соединением всех точек правильного восьмиугольника:

 

 
 


8 2

 

 

7 3

 

6 4

 

 

Рис.37.22. Символ Тотальной Октады.

 

В этом символе показаны все связи Первого Порядка. Два Квадрата - 1-3-5-7 и 2-4-6-8 - совместно очерчивают внутреннюю область, которую можно назвать Ареной. Арена содержит пространство, общее для обоих квадратов, за исключением восьми точек и треугольников, соединяющих каждую точку с ближайшей стороной другого квадрата. Концепция Арены представляется ценной для интерпретации Октады. В Суфийском символе на рис.37.21. Арена представлена центральной звездой, а восемь внешних областей - восемью гексагонами. Эта тема, с различными вариациями квадратов, повторяется в бесчисленных формах в искусстве Юго-Западной Азии. В главе 48 (IV том) будет обсуждаться наличие в Юго-Западной Азии древнего традиционного знания науки эффективного действия.

Арена показана отдельно на рис.37.23., чтобы помочь визуализировать ее место по отношению к восьми точкам.

 

 

1

 

8 2

 

 

7 3

 

6 4

 

 

 

Рис.37.23. Арена внутри Октады.

 

Два квадрата представляют две сферы, взаимопроникновение которых придает историческому процессу законченность, завершенность. Мы можем, к примеру, рассматривать квадрат 1-3-5-7 как репрезентацию Сферы Ценности, а квадрат 2-4-6-8 - Сферы Факта. В таком случае Арена может быть интерпретирована как Сфера Гармонии. При изучении специфических и конкретных ситуаций квадраты могут сохранять свой разделенный характер и репрезентировать количественный и качественный элементы структуры.

От предшествующих систем Октада отличается способностью представлять одновременно атомический и тотальный характер структур. Это особенно отмечено в горизонтальной линии 3-7, где третья точка олицетворяет единицу, или атомический аспект, а седьмая - тотальность, или социальный аспект структуры. Вертикальная линия 1-5 соединяет духовное и материальное, или форму и содержание. Квадрат 2-4-6-8 репрезентирует состояние, или условие, требующее завершенного действия. Точки 2 и 4 являются функциональными и бытийными аспектами атомических единиц, а точки б и 8 - соответствующими аспектами Тотальности. Аспект Воли содержится внутри Арены.

Нам следует рассмотреть какой-либо практический пример, иллюстрирующий способ, которым восьмичленная система дает нам возможность изучать весьма сложно организованные структуры. ОБРАЗОВАНИЕ осуществляет последовательную связь между поколениями человеческого рода. Оно включено в личные взаимоотношения учителя и ученика. Оно влияет также на всю человеческую расу. Если мы захотим изложить требования идеальной структуры образования человечества, мы долины учесть весь круг человеческой деятельности от жизненно необходимых до высших стремлений человеческого духа. Мы должны принимать в расчет человеческую индивидуальность, но мы также не должны забывать о направлении интеграции всего человеческого общества.

Все эти требования должны быть удовлетворены посредством полного использования природных способностей людей, а также их потенциальных способностей к развитию. Образование должно быть приспособлено к изменяющимся потребностям и к прогрессу идеалов человечества. Это дает нам восемь точек Октады, как указано на рисунке:

 

Дух

1

Идеалы Силы

8 2

 

Человечество Ребенок

7 3







Date: 2015-05-18; view: 697; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию