Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аристотелевская тетрада
Связь между нашей тетрадой и четырьмя причинами Аристотеля очевидна для тех, кто изучал его "Физику" и "Метафизику". Аристотель посредством ряда ступеней, пришел к периоду, что для возникновения сколько-нибудь значительного объекта требуется комбинация четырех независимых членов. Он начал с диады материи и формы, как принципов, из которых должно исходить всякое объяснение Природы (физики) [9]. В трактате "О происхождении": "Ибо вода не производит жизни сама по себе, также и дерево - кровать, но только искусство делает это". Возьмем деревянную кровать или мраморную статую. Дерево и мрамор - материалы; кровать и статуя - формы. Продолжая рассуждение, Аристотель говорит, что дерево не становится кроватью само по себе, так что должен быть некий третий фактор, который послужит причиной этого изменения. Однако, одного изменения недостаточно, оно должно быть направленным к получению формы. Таким образом, наличествует два оперирующих фактора: действенная причина, производящая изменение, и финальная (конечная) причина, направляющая его к цели, которая и есть форма. Представляется очевидным, что два его принципа - материя и форма - не в большей мере являются диадой, чем два мотивационных члена нашей тетрады. Дерево, будучи лишенным формы, нуждается в обработке, в то время как форма, стремящаяся к самореализации, требует искусства плотника. Ремесленник и технические операции соответствуют нашим двум операционным терминам. Аристотель упоминает о четырех aitiae, обычно переводимых как причины, но они равным образом удовлетворительно передаются нашим термином Источники. В схеме Аристотеля четыре типа источников: два принципа, являющиеся Формальным и Материальным Источниками, и два агента - Действующий и Финальный Источники. Финальная причина отличается от формальной тем, что является деятельностью, которая направляет трансформацию дерева в кровать; но когда работа завершена, Финальный Источник идентифицируется с формой[10]. Финальная причина, без сомнения, играет ту же роль, что и наш термин Направление. Аристотель не проводит до конца различие между энергией, производящей действие и инструментами (средствами), которыми пользуется работающий; однако было бы разумно отождествить его Действующий Источник с нашим инструментальным членом. Это соответствие ободряет, поскольку изумительное проникновение Аристотеля в дела природы вот уже более двух тысяч лет оказывают влияние на мышление людей в большей степени, чем кого-либо другого. Аристотелевская тетрада может быть соотнесена с нашей собственной по следующей схеме:
Формальный
Действующий Финальный
Материальный
Рис.37.7. Четыре Источника по Аристотелю.
В предшествующих главах мы ассоциировали Тетраду с Бытием. Теперь мы можем расширить это понятие до бытия как деятельности. включающее в себя бытие-становление, а такие интеграцию целей и средств в своих мотивационных и операционных членах. Относительность Бытия проистекает из свойства тетрады, посредством которого смешение качеств порождает различные градации и уровни бытия. В последнем разделе мы обнаружим, что наложение двух тетрад дает семь градаций, или качеств, соответствующих диапазону тетрахорда в схеме Пифагора. Ограниченность тетрады заключается в отсутствии в ней центрального акцента. Это позволяет изучать деятельность как упорядоченное разнообразие, но препятствует соотнесению деятельности с сущностью, касается ли это личности или мира. Мы не можем, указав на тетраду, сказать в форме, доступной для понимания, что данная деятельность значительна для других деятельностей. Тетрада слишком ограничена самой собой, и тем не менее, ей недостает внутренней значимости. Еще более удивительным является наблюдение, что Тетрада, хотя и она является символом Бытия, не делает возможным существование отдельных сущностей. Совершенно очевидно, что все это объясняется отсутствием в Тетраде центра; однако в более фундаментальном смысле это связано с самой природой первых четырех систем. Они репрезентируют структурные образования, пронизывающие весь опыт; однако, эти структуры не представляют места таким сущностям, как вещи, личности, космические тела, или даже таким структурам, как общества и исторические события. Сущность /entity/ - не есть простое понятие; напротив, сущности могут бытъ поняты лишь тогда, когда достигнута определенная степень внутренней организации. Для того, чтобы выявить все элементы, которые объединяются в каждой сущности, мы должны перейти к пентаде.
Date: 2015-05-18; view: 552; Нарушение авторских прав |