Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организованная сложность





СИСТЕМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОПЫТА

 

Часть четырнадцатая

 

СИСТЕМЫ

Глава 37

 

СТРУКТУРА МИРА

ОРГАНИЗОВАННАЯ СЛОЖНОСТЬ

 

Выдающейся характеристикой нашего времени является быстрый рост знания о мире, в котором мы живем. Чем больше мы изучаем, тем больше осознаем его бесконечную сложность. Капля воды содержит миллионы миллионов атомов, и каждый из этих атомов является сложным построением из внутренних частиц и волн. Млечный Путь, который для невооруженного глаза кажется состоящим из нескольких тысяч звезд, открывается для современного телескопа как более чем сто тысяч миллионов звезд, таких же крупных как наше Солнце, облаков пыли и атомов без счета, а также радиоактивных и электромагнитных полей экстремальной сложности. Протеиновые и нуклеиновые кислоты, которые строят наше тело, являются молекулами столь удивительно сложных образцов, что понятия прежних поколений химиков кажутся теперь детским лепетом.

Чем больше сложность, тем очевиднее, что этот мир не есть хаос наобум движущихся атомов, но высоко организованная, интегрированная структура. Мы уже переросли атомизм XIX столетия, но еще и наполовину не поняли сложности новых умственных горизонтов. Для научной, практической и социальной деятельности человечества на протяжении более чем сотни его поколений, для его размышлений о природе Реальности преобладало убеждение, что истина должна быть очень проста, и что, став очевидной, она обязательно будет принята.

Так, греки усмотрели, что сфера - простейшая фигура, и заключили, что она должна быть наиболее совершенной и что, следовательно, небесные тела должны двигаться по кругам (сферам). Около двадцати столетий это допущение парализовывало астрономов, до тех пор, пока Кеплер не доказал, что менее "простая" эллиптическая орбита ближе к истине, Небесная механика времен Лапласа уже утратила свою вожделенную простоту; но вера в -простоту была укоренена слишком глубоко, чтоб от нее могли сразу отказаться, и по принципу неизменного действия математики начала XIX века верили, что обрели простой и окончательный закон, управляющий всеми свободными движениями и приложимый ко всему, что существует. Ныне законы движения - переименованные как ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПОЛЯ - кажутся столь запутанными и формулируются в столь утяжеленных терминах, что только математиков способна понимать их.

Ранние греческие философы изображали атомы как простые, гомогенные неразрушимые частицы, различающиеся лишь формой и размером. Вера в простоту атомов просуществовала до настоящего времени. Теперь же мы имеем изобилие внутриатомных частиц, волн и квантов, а также совершенно непостижимых понятий, которые существуют не только потому, что оказались полезными на практике. Сложность искореняет простоту, и истинной в современной физике считается только самоочевидное.

Аристотель выдвинул систему природы, которая явилась простым объяснением всего того, что было известно о мире. Ныне науки столь размножились, что едва ли кто-нибудь знает основные их принципы в целом, не говоря уже о детализировании и постоянно растущем их содержании.

Можно было бы ожидать, что ученые и философы будут в наше время стремиться заменить доктрину простоты доктриной бесконечного разнообразия и сложности натурального порядка в мире. Причина, отчего это не происходит, имеет, очевидна, двоякий характер. С одной стороны, это похоже на признание неудачи и допущение, что задача постижения мира выше наших возможностей. О другой стороны, вновь открываемые общие законы таят в себе, как кажется, обещание свести все многообразие мира в некое универсальное построение, которое, не будучи простым, по крайней мере постижимо для человека. Подобный способ мышления - реликвия прошлого, и он не способен принять в расчет действительно подавляющую сложность мира, которую мы лишь начинаем исследовать. Доверие, которое мы чувствуем к научному методу, больше не зиждется на "прочно обоснованных" универсальных законах - мнение, что почти каждый такой закон, появившийся сотни лет назад, сохранится навсегда, представляется серьезным недостатком, - скорее он основан на невыраженном убеждении, что несмотря на ошеломляющее разнообразие и сложность явления существует организованная структура, которая удерживает их вместе. Это убеждение не разделяется десятками тысяч ученых, с негодованием отрицающих какую-либо пользу понимания мира как целого.

Ученые не только специализируются, но и с удовлетворением сумеют сферу своих исследований для того, чтобы успешнее оперировать с ними. Этот метод приводил ранее к столь замечательным результатам, что кажется оправданным философский взгляд, отрицающий как "метафизику" поиски целостного объяснения; и однако метод этот так не был бы успешен, если бы не существовала организованная структура, которая связывает каждую специализированную часть со всем целым, а также с каждой другой частью - и, в особенности, с самим ученым.


В области практического применения науки - то есть в промышленной технологии - важность организации и структуры самоочевидна. В наиболее развитых индустриальных странах уделяется все больше внимания теории структуры и все меньше - поиску универсальных законов. Это справедливо и для области экономики и политики. События современной, жизни вызывают изменения скорее практического и реалистического, нежели теоретические и философские. Одним из следствия этого является то, что способ мышления и выражения, свойственный нам, отстает от нашей практической деятельности. Мы действуем структурально, но продолжаем мыслить и говорить аналитически и даже атомистически.

Одной из задач, которые мы ставили перед собой в Первом томе, было найти такой способ выражения, который позволил бы нам видеть и мыслить в терминах целостности и структуры, а не в терминах атомов и законов.

Понятие многочисленных систем позволило нам попытаться разобраться и реформировать язык, и в этом нам помогло понимание того, что необходимо пробиться через ограничения времени и пространства.

В этом томе мы постараемся углубить свое понимание многочисленных систем и осуществить синтез понятий, представленных нам каждой из систем. Осуществляя это, мы выявим структуры, общие для человека и мира, и в заключение объясним их в применении к истории. Человек является организованным комплексом, та ков же и мир, и такова же самореализация человека в истории.

 







Date: 2015-05-18; view: 439; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию