Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эффекты ранее принятых установок
Классический эксперимент психологов Лео Постмана и Дж. Брунера показал, что иногда то, что мы видим или думаем, что видим, не соответствует реальной картине [373]. Для этого они сделали колоду карт, которая была полностью похожа на обычные карты, за исключением того, что карты какой-нибудь масти были другого цвета. Например, у дамы червей красные символы заменялись на черные черви, а шестерка пики становилась красной шестеркой пики. Эти специальные карты смешивались с обычными картами и людей просили опознать каждую карту по одной так быстро, как это возможно. Время демонстрации карт постепенно удлинялось и постепенно все карты стали называться участниками, но никто не замечал в них чего-то необычного. Люди видели даму червей, называли ее, но не замечали, что знаки масти на ней стоят другого цвета. Другими словами они видели то, что ожидали увидеть. Затем экспериментаторы еще удлинили время демонстрации карт и люди стали замечать, что с картами что-то не в порядке, но что именно они не могли определить. Так, один человек, когда смотрел на шестерку пик красного цвета сказал: «Да, это шестерка пик, но почему-то черные пики имеют красный ободок» [374]. По мере увеличения времени демонстрации люди более правильно называли перекрашенные карты и в конце концов начинали видеть то, что, было в действительности. Но даже когда время демонстрации увеличили в сорок раз сравнительно с тем временем, которое необходимо для правильного опознания карт, все равно примерно 10% перекрашенных карт опознавались, но в них попрежнему никто не замечал чего-то особенного! Вместе с тем, участники эксперимента испытывали умственный дискомфорт, потому что они видели то, что не соответствовало их ожиданиям. Один человек так выразился во время эксперимента: «Что-то я не могу определить масть карты. По - моему это даже не карта. Не могу понять – это пики или черви. Я даже, бог мой, не могу понять пики ли это!» На подобных экспериментах ведущий психолог Леон Фестингер с коллегами из Стэнфордского университета создали концепцию «познавательного диссонанса» [375]. Под этой концепцией понимается неудобное ощущение, которое испытывают люди, «когда ожидаемые объекты не совпадают с тем, чем они должны быть». Этот «познавательный диссонанс» может иногда превращаться в гнев, опасение и даже враждебность, в зависимости от силы рассогласования ожидания с реальностью. Патологический пример неявного познавательного диссонанса представляют люди, которые от имени Иисуса взрывают клиники, где делают аборты. Кроме того, чтобы избежать неприятных ощущений, связанных с познавательным диссонансом, люди часто отвергают свидетельства, которые не совпадают с их убеждениями или верованиями, усиливая, тем самым, свои первоначальные убеждения. Потребность избежать познавательного диссонанса в особенности сильна, когда убеждение, что здесь что-то не так, совпадает с мнением большинства. Первые ниспровергатели psi получали одобрение многочисленных скептиков, что приводило к уменьшению их познавательного диссонанса. Оказывается, существует некоторая стратегия для уменьшения познавательного диссонанса.
Date: 2015-05-18; view: 766; Нарушение авторских прав |