Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Управление предприятием





УП 1. Процесс управления организацией

Предприятие – это группа людей, взаимодействующих между собой упорядоченным и скоординированным образом, на основе определенных правил и процедур для достижения установленных целей. Общие черты организаций: 1) наличие целей или намерений 2) существование или способа достижения цели 3) обеспеченность необходимыми ресурсами 4) наличие людей, которые помогают и отвечают за достижение цели, т.е. руководителей

Менеджмент или управление – это комплекс действий, включающий планирование или принятие решений, организацию, руководство и контроль, направленных на использование ресурсов орг-ии (человеческих, финансовых, физических и информационных) и осуществляемых для достижения целей орг-ии рациональным и эффективным образом

Менеджер – это тот, кто отвечает за реализацию процесса управления. Процесс управления включает 4 основные функции: 1)Планирование – процесс постановки целей орг-ии и определения способа их лучшей реализации. Принятие решения – часть процесса планирования, которая заключается в выборе конкретного способа действий среди множества доступных; 2)Организация – процесс координации действий, ресурсов и сепени ответственности между отдельными членами орг-ии таким образом, чтобы они могли реализовать общие цели; 3)Руководство – процесс управления деятельностью сотрудников орг-ии, оказания на них влияния и их мотивирование таким образом, чтобы они выполняли свои задания с максимальной эффективностью; 4)Контроль – процесс наблюдения и оценки действий орг-ии по достижению ее целей.

 

УП 2. Анализ внешней и внутренней среды функционирования предприятия.

Внутренняя среда пред-тия изучается для того, чтобы вскрыть сильные и слабые стороны пред-тия, а внешняя – чтобы найти возможности и угрозы, к-рые оно должно учитывать. Анализ макроокружения предполагает изучение:

1. Экономические аспекты (ВВП, инфляция);

2. Правовые аспекты (законы, указы);

3. Политические (полит ситуация, внешние договоры);

4. Социальные (возраст, пол, миграция);



5. Технологические (новые технологии);

Анализ непосредственного окружения (это та часть внешней среды, субъекты к-рой непосредственно заинтересованы в деят-ти пред-тия, могут оказывать на него влияние, а также само пред-тие в той или иной степени может влиять на характер взаимодействия с этими субъектами):

1. Анализ покупателей. (пол, возраст, геог положение, соц положение)

1)Соотношение степеней зависимости покупателя и продавца друг от друга; 2)Объем закупок осущ покупателем; 3)Ур-нь информированности покупателя; 4)Наличие товаров субститутов; 5)Стоимость перехода к другому продавцу; 6)Чувствии-ть покуп-ля к цене.

2. Анализ поставщиков. Конкурент сила поставщика зависит от 1)Ур-ня специализированности его товаров; 2)Ст-ть для поставщика переключения на др клиента; 3)Приверженность пост-ка к работе с опр клиентом; 4)Важность для пост-ка объемов продаж.

3. Изучение конкурентов – выявление их сильных и слабых сторон для построения стратегии конкурентной борьбы. Конкуренты: внутриотраслевые, производители товаров-субститутов, предприятия, к-рые могут выйти на рынок.

4. Анализ рынка раб силы – наличие кадров соотв подготовки (соот возраст, квалификация), стоимость кадров.

5. Местные сообщества и местные регул органы.

Внутренняя среда – это та часть общей среды, к-рая находится в пределах пред-тия. Она изучается по сл сферам:

1)Кадровая (взаимодействие менеджеров, рабочих, наем кадров)

2)Организационная (орг структура, иерархия подчинения, ответственность, коммуникац процессы);

3)Произв сфера (технологии, снабжение, разработки, непоср произ-во);

4)Маркетинговая (стратегия товара и ценообраз-ия, продвижения, выбор рынков сбыта);

5)Финансовая сфера (ликвидность, прибыльность, инвест возможности).

 

УП 3. Процесс планирования на предприятии.

Планирование в организации - это процесс постановки целей и выбора средств их достижения При выполнении данной функции управления следует учитывать: 1)Планирование осуществляется с учетом условий конкретного внешнего окружения организации, 2)Планирование опирается на данные прошлых периодов деятельности организации, поэтому надежность плана зависит от точности фактических показателей прошлого. 3) Планирование всегда базируется на неполных данных, поэтому план носит вероятностный хар-р.

Процесс планирования включает в себя определение: 1) конечных и промежуточных целей; 2) задач, решение которых необходимо для достижения целей, 3) средств и способов решения этих задач, 4) требуемых ресурсов, их источников и способа распределения

Требования к планам: 1)Реальность • планы должны отражать реальные возможность организации, опираться на имеющиеся материальные, финансовые и человеческие ресурсы, быть согласованными с требованиями рынка. 2)Внутренняя согласованность планов. Отдельные элементы планов должны быть согласованы между собой. После определения основных сфер планирования (производство, маркетинг, финансы, инвестиции) необходимо в каждой из них запланировать деятельность с учетом того, что планируется в остальных сферах Кроме того, краткосрочные планы должны быть согласованы со среднесрочными, а те, в свою очередь.с долгосорчными. 3)Согласованность между временными рамками и степенью подробности плана Долгосрочный план имеет более общий характер, краткосрочный план должен быть подробен



Типы планов I) стратегический план – это общий план, содержащий решения относительно организации. Разрабатываются на высшем уровне управления, имеют длительный период планирования, 2)тактический план - направлен на достижение тактических целей, разрабатывается для реализации определенных частей стратегического плана. В их подготовке участвуют управляющие высшего и среднего уровня, период планирования короче, чем у стратегических планов, план носит более конкретный характер; 3) операционный план • разрабатывается для достижения операционных целей и нацелен на реализацию тактических планов Разрабатывается на среднем и низшем уровнях управления, имеют короткий период планирования и узкую сферу действий.

Стратегическое планирование представляет собой совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов: 1) определение миссии организации, 2) формулирование целей и задач функционирования организации, 3) оценка и анализ внешней среды; 4) оценка и анализ внутренней среды; 5) разработка и анализ стратегических альтернатив; 6) выбор стратегии.

Тактическое планирование. Менеджер должен придерживаться следующих правил: I) тактический план содержит ряд целей, вытекающих из более широкой стратегической цели; 2) Тактический план должен определять конкретные ресурсы и сроки исполнения; 3) Менеджер должен знач часть своего времени посвящать работе с персоналом.

Операционные планирование предусматривает разработку единовременных и стабильных планов. Единовременные планы включают действия, которые в будущем, скорее всего, не будут повторяться. Наиболее распространенные их формы: программа и проект. Стабильные планы используются для действий, повторяющихся регулярно через определенное время. Существует три формы таких планов: политика, стандартные инструкции, правила и рекомендации.

 

УП 4. Функция организации и ее составляющие.

Организация – функция управления, задачей которой является формирование структуры организации и обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы - персоналом, материалами оборудованием, заданиями, денежными средствами и т.д. Организовать - это значит разделить на части общую управленческую задачу, распределить ответственность и полномочия, установить взаимосвязи между различными видами работ. В функции организации выделяется четыре основных элемента:

1.Разделение труда – это распределение всех заданий между определенными людьми и группами. (Разделение труда приводит к специализации. Преимущества специализации: могут были использованы менее квалифицированные рабочие; упрощаются отбор и обучение кадров; быстрее приобретается необходимый опыт, возрастает эффективность; повышается скорость выполнение работы; возможно одновременное выполнение операций.

2.Департамеитализация - это процесс группировки подобных и логически связанны* действий в отдельные подразделения, отделы с определенным штатом сотрудников и набором заданий,
Виды департаментализации: I) функциональная, при которой в один отдел объединяются служащие, исполняющие одинаковые или сходные виды деятельности; 2)по продукту, когда виды деятельности и ресурсы объединяются в зависимости от типов продукции, которые продает организация. 3)по потребителям, т.е. группировка разных видов деятельности и ресурсов таким образом, чтобы каждый отдел мог реагировать на различные потребности специфических потребительских групп; 4) по географическому положению, т.е. группировка в зависимости от особенностей местоположения.

3.Построение организационной иерархии - это определение того, кто кому подчиняется в организации. Важным моментом является определение количества сотрудников и отделов, непосредственно подчиненных одному руководителю. Делегирование власти - это процесс передачи заданий и власти от менеджеров подчиненным, которые принимают на себя ответственность за эти виды деятельности. Степень делегирования может изменяться полной централизации до полной децентрализации. Централизация означает, что власть удерживается на верхней ступени организации, децентрализация - что власть широко распределена по всей организации.

4. Координация - это объединение деятельности отдельных людей и производственных единиц в единое целое и проверка его эффективности. Степень координации зависит от важности задач и от силы взаимозависимости сотрудников разных отделов, которые их выполняют. Если задания требуют совместимости сотрудников разных отделов, требуется высокая степень координации. Также высокая степень координации требуется при выполнении работы, когда трудно предвидеть возможные изменения во внутренней и внешней среде организации.

 

УП 5.Функция руководства, формы власти на предприятии.

Руководство (лидерство) – процесс управления деятельностью сотрудников орг-ии, оказания на них влияния и их мотивирование таким образом, чтобы они выполняли свои задания с максимальной эффективностью. Руководители – это люди, которые: во-первых, влияют на поведение других людей без необходимости использования для этого силы; во-вторых, воспринимаются в этой роли другими людьми. Для функции руководства характерны четыре особенности:1.Руководство предусматривает взаимоотношения с другими людьми – подчиненными или соратниками. 2)Руководство связано с неравным распределением власти между руководителем и членами организации. 3)Руководство предполагает использование различных видов власти для оказания влияния на поведение людей. 4)Руководство имеет связь с моральными ценностями и требует передачи подчиненным достаточного количества информации о возможных вариантах действий.

На предприятии власть выступает в пяти формах:

1.Законная или формальная власть. Это власть, гарантированная организационной иерархией, которой наделены люди, занимающие определенную должность в организации.

2.Власть основанная на вознаграждении. Менеджер может контролировать такие вознаграждения, как премии, повышение зарплаты, повышение по служебной лестнице, благодарности, более интересные задания. Чем большим количеством таких наград располагает менеджер и чем большее значение они имеют для подчиненных, тем сильнее данный тип власти.

3.Власть, основанная на принуждении. Это власть, позволяющая обеспечить соответствие подчиненных требованиям менеджера с помощью психологических, эмоциональных, физических угроз.

4.Эталонная власть (власть примера). Она основывается на отождествлении подчиненного с руководителем, подражании, лояльности, когда руководитель для подчиненного очень привлекателен и импонирует ему.

5.Экспертная власть (власть специалиста). Являются следствием обладания руководителем специальных знаний или информации. Чем более важными они являются, чем меньшее количество людей ими обладает, тем большая сила экспертной власти, которой обладает руководитель.

 

УП 6.Коммуникация на предприятии и ее формы.

Коммуникация – это процесс передачи информации от одного человека другому. Эффективная коммуникация - это процесс передачи информации таким образом, чтобы содержание принятой информации было близко содержанию высланной информации. Процесс коммуникации в организации:

Формы организационной коммуникации:

1.Межличностная коммуникация. Бывает двух видов: а)устная (в которых для передачи содержания использовано произнесенное слово). Достоинства: способствует непосредственной обратной реакции и обмену мнениями; легка в использовании. Недостатки: может быть неточной; не остается записи; нет времени на обдумывание и проверку; б) письменная - письма, отчеты, заметки и другие обстоятельства, в которых для передачи информации используется написанное слово. Достоинства: обычно более точная; остается запись, есть время на обдумывание и проверку. Недостатки: не способствует непосредственной обратной реакции и обмену мнениями, более трудная, требует больше времени.

2. Групповом и организационном коммуникация. Принимает следующие виды: а)вертикальная коммуникация - между людьми, находящимися на разных уровнях организации. Проходит по линиям подчинения Различается коммуникация по восходящей - от подчиненных к начальникам и по нисходящей. б)горизонтальная коммуникация – между лицами, занимающими равные положения организационной иерархии. Может охватывать несколько подразделений организации. в)формальные коммуникационные сети - это форма, в соответствии с которой строится коммуникация между членами группы. Существует пять основных типов коммуникационных сетей;

Колесо Цепочка Буква V По кругу Каждый с каждым

г)неформальная коммуникационная сеть - „виноградная кисть". Может охватывать всю организацию, но не обязательно совпадает с формальными каналами коммуникации.

УП 7.Контроль как функция управления.

Контроль - это процесс регулирования деятельности организации с целью достижения ее целей. Контроль на пред-тии сосредоточен на следующих его сферах: финансовых, материальных, человеческих информационных ресурсах. Контроль материальных ресурсов включает закупки (достижение соответствующего качества, цены и времени поставки) инвентаризацию (соответствие уровней запасов по позициям), контроль качества (поддержание необходимого уровня качества продукции) и контроль оборудования (обеспечение необходимыми зданиями, машинами, станками, инструментами и т.д.). Контроль человеческих ресурсов включает правильный отбор, распределение по рабочим местам, обучение и развитие кадров, оценку результатов их труда и определение уровня вознаграждений. Контроль информационных ресурсов направлен на обеспечение доступной, достаточной, своевременной и точной информации для поддержания всех видов организационной деятельности. Контроль финансовых ресурсов направлен на эффективное использование капитала, доступного организации, и связан со всеми вышеперечисленными видами контроля.

Ур-ни контроля: 1)Операционный контроль проводится на уровне операций и сосредотачивается на одной или нескольких операционных системах организации. 2)Организационный контроль проводится относительно общего функционирования организации. 3)Стратегический контроль направлен на определение того, насколько успешно организация понимает свое окружение и адаптируется к нему,

Этапы процесса контроля

1. Установление стандартов-это конкретные цели, прогресс в отношении к-рых поддается измерению и с к-рыми будут сравниваться полученные результаты.

2. Измерение результатов, позволяющее установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты. Единица измерения, должна быть преобразуема в единицы, в которых выражен стандарт. Скорость, частота и точность измерений должны быть согласованы с деятельностью, подлежащей контролю.

3. Сопостановление достигнутых результатов с установленными стандартами. Менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствует его ожиданиям и насколько допустимы или относительно безопасны отклонения от стандартов.

4. Оценка результатов и реагирование. Менеджер должен выбрать одну из трех Линий поведения: 1) ничего не предпринимать в том случае, если сопоставление фактических результатов со стандартами говорит о том, что установленные цели достигаются, 2) устранить отклонение, когда результаты отклоняются от стандартов; 3) пересмотреть стандарт, если результаты знач отклоняются, а стандарты оказались нереальными.

Формы контроля: 1)Предварительный контроль проводится по отношению к качеству количеству всех видов ресурсов организации, пока они еще не стали частью производственного процесса. 2) Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. 3)Заключительный контроль осуществляется либо сразу после завершения контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени. Он имеет две важные функции: а)дает руководству организации информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем, б) способствует мотивации.

УП 8. Стратегическое управление предприятием.

Стратегическое управление пред-ием – это такое управление, к-рое 1)Опирается на челов потенциал; 2)Ориентирует произв деят-ть на запросы потребителей; 3)Гибко реагирует на изменение внешней среды; 4)Проводит своевременные преобразования. Все эти действия в совокупности дают возможность пред-тию выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

Чтобы пред-тие могло обеспечить свое выживание в долгосрочной перспективе, его товар и услуги должны обладать конкурентным преимуществом, обеспечить к-рое и должно стратегическое управление. Для этого сущ 2 возможности:

1. Придать товару конкурентные преимущества след видов: а)его цена достаточно низкая или ниже, чем на другие аналогичные товары, б) он обладает отличительными особенностями привлекающими покупателя.

2. Создать товару его конкурентные преимущества в его положении на рынке за счет монополизации в части рынка. Сущ 3 стратегии создания конкурентных преимуществ:

1) Дифференциация (товары с отлич особенностями) – стратегия отличия.

2) Лидерство в цене (изучение издержек → снижен себест-ти → снижение цены).

3) Концентрация внимания на интересах конкретных потребителей.

Стратег управление можно рассматривать как динамическую совокупность, пяти взаимосвязанных управленч процессов, к-рые логически вытекают один из другого. 5 этапов стратег управления: 1)Анализ среды предприятия; 2)Определение мисси и целей пред-тия; 3)Выбор стратегии; 4)Выполнение стратегии; 5)Оценка и контроль выполнения стратегии.

 

УП 9. Формирование миссии и целей предприятия.

В широком понимании МИССИЯ – это философия, предназначение, смысл существования предприятия. Философия пред-тия определяет ценности, убеждения и принципы, в соотв с к-ми оно намеревается осуществлять свою деят-ть. Предназначение – определяет тип предприятия и действия, к-рые оно намеревается осуществлять. В узком понимании МИССИЯ –это формулировка того, для чего или по какой причине сущ предприятие и чем оно отличается от других предприятий. Миссия должна отвечать 3 требованиям: 1)быть направлена в будущее; 2)должна вырожать мечты и вызов, к-рые разделяют сотрудники; 3)процесс ее достижения д б последователен и правилен.

При формулировки миссии д учитываться интересы след групп: 1)Собственников пред-тия, 2)Сотрудников пред-тия; 3)Покупателей товаров; 4)Деловых партнеров; 5)Местного сообщества; 6)Общества в целом.

Формулировка миссии основывается на 5 факторах: 1.История пред-тия; 2.Сущ стиль поведения собственников и менеджеров пред-тия; 3.Состояние среды; 4.Ресурсы, к-рые оно использует для достиж св целей; 5.Отличит особенности пред-тия.

Хорошая миссия должна увязать три противоречия: 1- Она должна быть краткой, сжатой и очень выразительной; 2-Должна содержать элемент мечты одновременно указывая операционный путь ее достижения; 3-Должна быть одновременно общей и конкретной.

ЦЕЛИ – это конкр состояния отдельных характеристик пред-тия, достижение к-рых явл для него желательным и на реализацию которых направлена его деятельность. Подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Цели устанавливаются по сл направлениям: 1)Выживание и рост; 2)Прибыльность; 3)Распределение ресурсов и риски; 4)Продуктивность производства; 5)Конкурентная позиция; 6)Повышение квалификации сотрудников; 7)Технолог деятельность и инновации; 8)Соц ответственность.

Требования к целям: 1.Достижимость; 2.Гибкость; 3.Измеримость; 4.Конкретность; 5.Приемлимость.

Процесс постановки и реализации целей включ прохождение 4 фаз:

1. Выявление и анализ тенденций, к-рые наблюдаются в окружении.

2. Установления целей для пред-тия в целом.

3. Построение иерархии целей.

4. Установление индивидуальных целей.

 

 






Date: 2015-05-09; view: 244; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию