Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 4 1 page
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО Проблема изучения личности в социологии является одной из нетральных, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества. В отличие от психологии социология сразу пытается дать ответы на вопросы о социальном поведении личности, представить личность во всем многообразии социальных связей. В связи с этим в ходе изучения личности в контексте социальных связей мы должны дать ответы на вопросы о формировании личности в социальном окружении, месте, занимаемом личностью в социальном пространстве, включенности личности в социаль ные группы, восприятии личностью культурных норм, отклонениях от этих культурных норм. Постараемся раскрыть эти положения в данной главе. 4.1. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково дзумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения 1а процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно. Должны учитывать как биологические особенности личности, что социальные факторы формирования личности более весом.Представляется удовлетворительным определение личности, даваемое В. Ядовым: "Личность — это целостность социальных свойс'й человека, продукт общественного развития и включения индивн да в систему социальных отношений посредством активной де» тельности и общения" В соответствии с этим азгля дом личность развивается из биологического орган изцисключительно благодаря различным видам социального и турного опыта. При этом не отрицается наличие у нее ных способностей, темперамента и предрасположенности, значи тельно влияющих на процесс формирования личностных черт.Анализа возникновения и развития личностных черт ра». делим факторы, оказывающие влияние на формирование лнчнв стн, на следующие типы: I) биологическая наследственности 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) унш кальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние эти-факторов на личность. Биологическая наследственность. Кирпичный дом нельзя пда строить из камня или бамбука, но из большого количества киш личей можно построить дом, причем множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставля сырые материалы, которые затем формируются разными снос бами в человеческую особь, индивида, личность. В отличие от многих видов животных человеческое суще во проявляет сексуальность во все времена года, что в больш или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребен рождается совершенно беспомощным и остается таким первые ды своей жизни. Подобные биологические факты закладывают ом нону социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет ин стинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе особенность проявляется по-разному, сказываясь на формирова нии института семьи и воспитании детей. Черты биологической го наследия дополняются врожденными потребностями человечеЛ ского существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Если со-! циальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые раз речь идет об уникальном социальном опыте, уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может (точностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т. е. неповторимое, уникальное создание. физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых — от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды. В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, него влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, Тунцового или индивидуального опыта. Культура. Прежде всего следует отметить, что определенны? Культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших нения наказания и вознаграждения,а также осваивает рые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каа ждое общество дает практически всем своим членам некоторые особенный опыт, особенные культурные образцы, которые дру! гие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерна личностная конфигурация, типичная для многих членов дянного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условия ях мусульманской культуры, будет иметь иные черты в сравнЛ нии с личностью, воспитанной в христианской стране. Американская исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обой значающего величину, которая встречается наиболее часто ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре об щества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно нам ти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминаюЯ о "средних" американцах, англичанах или об "истинно" у ских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурЯ ные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опытаценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества. Другими словами, каждое общество развивает один или нШ сколько базисных личностных типов, которые соответствию!^ культуре этого общества. Такие личностные образцы усваивЯ ются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной АмД рики социально одобряемым типом личности для взрослого муж-1 чины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчиЯ Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.И легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничесв ву и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.в способная за себя постоять) и практической сметкой. Мнопв эти черты развиваются скрытно, внутри нас.Однако в сложных обществах из-за наличия в них большого субкультур очень трудно найти общепринятый тип личности. Наше общество характеризуется множеством структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории я др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры. Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Оги факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности. 4.2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент явля-ется собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, Шаблонами поведения и ответственностью, а также с индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в че-ювеческую личность. Социализация — процесс, посредством индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его таким образом, что через формирование собственного Я уникальность данного индивида как личности. имеет своего собственного Я. Он просто продолжает жизнь эмбрид на как части материнского тела. Даже различение физических границ собственного тела от всего остального мира является результатом довольно длительного, последовательного изучения ребенком окружающей среды и последующего открытия того, что шум и движение вокруг его кроватки принадлежат иному мир, а не являются частью его собственного тела, как, например пальцы или руки. Обособление личности сначала от физического мира, а затеЯ от социального — довольно сложный процесс, который продолжЛ ется всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия межд! другими людьми по именам. Он осознает, что мужчина — это па, па, женщина — это мама. Так постепенно его сознание двнжеЛ ся от имен, которые характеризуют статусы (например, статус муяЯ чины), к специфическим именам, обозначающим отдельный индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, чя он становится отдельным человеческим существом. Продолжая капливать социальный опыт, ребенок формирует образы разлищ ных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальней шее формирование человека как личности -- это построенИ собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с дрЛ гими личностями. Таким образом осуществляется постепеннИ создание личности с уникальными внутренними качествами^ одновременно с воспринятыми общими для ее социального окре жения качествами, которые постигаются через групповое обиЯ ние, групповой опыт. То, что личность развивается не просто путем автоматически го развертывания природных задатков, доказывает опыт соцнаЛ ной изоляции человеческого индивида. Известны случаи, когИ ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспЛ тывался в среде животных. Изучение восприятия подобные индивидами себя как отдельного существа в окружающем мнЯ показало, что они не имеют собственного Я, так как у них поМ ностью отсутствует представление о себе как об обособленном, идельном существе в ряду других подобных им существовали. Более такие индивиды не могут воспринимать свое различие сходство с другими индивидами. В данном случае существо не может считаться личностью. Такие общения, когда человек осознает свое Я? Рассмотрим «более известные научные объяснения этого процесса. Известный американский психолог и социолог Ч. Кули поста-перед собой задачу исследовать процесс постепенного пони-яння личностью отличия своего Я от других личностей. В ре-утьтате многочисленных исследований он определял, что паэвитие концепции собственного Я происходит в ходе длительного, противоречивого и запутанного процесса и не может осуществляться без участия других личностей, т.е. без социального окружения- Каждый человек, по предположению Ч. Кули, строит свое Я, основываясь на воспринятых им реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Например, девушке ее родители и знакомые говорят, что она хороша собой и прекрасно выглядит. Если эти утверждения повторяются достаточно часто, более или менее постоянно и разными людьми, то девушка, в конечном счете, ощущает себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе "Синяя звезда" прекрасно описал такую ситуацию, когда девушка, считавшаяся самой уродливой в своей стране, стала считаться первой красавицей после переезда в другую страну. Такие рассуждения привели Ч. Кули К мысли о том, что личностный Я-образ не рождается только в связи с объективными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия которого воспринимаются ближайшим окружением как неудачные, ощущает мучительное чувство некомпетентности и его способности могут быть практически парализованы. Именно через отношения с другими, через их оценки каждый человек устанавливает, умный он или глупый, привлекательный или некрасивый, достойный или никчемный. Человеческое Я, открывающееся через реакции других, получило известность как зеркальное Я Чарльза Кули, впервые проализировавшего процесс Я-открытия. Наиболее образно понятие зеркального Я можно проиллюстрировать словами У. Теккерея из его произведения "Ярмарка тщеславия. Роман без героя": Нахмурьте брови, и оно нем нет вам недоброжелательный взгляд, смейтесь вместе с ним, и оцЛ будет вашим радостным и добрым компаньоном". Ч. Кули определил три стадии в построении зеркального 1) наше восприятие того, как мы смотрим на других; 2) наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; 3) наши чуаМ ства по поводу этого мнения. Предположим, что всякий раз, когда вы входите в комнату и направляетесь к группе людей общающихся между собой, они с вежливыми извинениями быстро расходятся. Если такой результат повторяется несколько раз то очевидно, что у вас возникает чувство, что о вас в группе дум ное мнение, с вами не хотят общаться. Или наоборот, постояннв при вашем появлении группа стремится образовать вокруг вас кружок, ее члены активно общаются с вами. В этом случае анализ их действий, безусловно, положительно скажется на вашем са-момнении. Как отражение в зеркале дает образ физического Я, так восприятие реакции других людей на мое поведение или внешности дает образ социального Я. Например, я знаю, что талантлив в одних отношениях и бесталанен в других. Это знание приходит ин анализа реакций окружающих на мои действия. Маленький ре бенок, первые артистические усилия которого критикуются, скоро будет думать, что артистический талант У него отсутствует, то время как ребенок, чей артистический талант постоянно поддерживается родителями, может поверить в свои способности В этой области. Когда ребенок подрастет, уже другие личности начнут высказывать свои мнения, обнаруживать свои реакциям которые будут отличаться от мнения родителей. В результате может измениться восприятие человеком своих способностей. Таким образом, социальное зеркало постоянно, оно постоянно перед нами и также постоянно изменяется. 'Эти изменения особенно видны, когда в детстве при оценке своих спо собностей человек ориентирован на мнение тех, с кем постоям но находится в личном контакте, а затем, подрастая, он уже орм ентируется на мнение личностей, хорошо разбирающихся в предмете его способностей. Поэтому можно сказать, что лри достижении зрелости личность уделяет наибольшее внимание Данию образа социального Я на основании оценок компетентчных специалистов развиваясь, личность становится не только более строгой при группы индивидов, выполняющих роль социального зерно и осуществляет отбор образов, оказывающих на нее вли янне. Человек всегда оказывает больше внимания одним мнением меньше другим, он может даже вообще игнорировать не мнения и реакции по поводу своего поведения. При существует возможность неправильного истолкования искаженного зеркала. Мы, например, часто поддержи-8ем приятные высказывания о себе, которые на поверку оказы-аются просто лестью, или можем отнести брань начальника к неумению или неспособности, в то время как это просто служит проявлением его плохого настроения. Таким образом, зеркальное Я, формирующее личность, вследствие таких искажений никогда полностью не соответствует действительному положению вещей. Американские исследователи Э. Кельвин и В. Хольтсман в 1953 г. опубликовали результаты экспериментов, из которых следует, что существует весьма значительное различие между мнением индивида о своих способностях (исходя из оценок других индивидов) и действительным уровнем этих способностей. Причиной таких разлитии были, во-первых, отбор личностями выгодных для них мнений окружающих и, во-вторых, отличие между тем, как люди оценивают других публично, и тем, что они действительно о них думают. Определяя возможность формирования личности, Я-образа на основании зеркального Я, Ч. Кули тем не менее не учитывал активности личности. В соответствии с его учением личность развивается только благодаря мнениям других, ограничиваясь избирательной ролью. Кроме того, им не установлен механизм восприятия личностью оценок, сделанных другими индивидами, не показано, как осуществляется социализация индивида н группе. Профессор Чикагского университета, философ, социолог и социальный психолог Дж. Мид разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция "обобщенного другого", в известной ^Пени дополняющая и развивающая теорию зеркального Я. В соответствии С концепцией Дж. Мнда "обобщенный другой" представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы инди-В11ДУальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает,а место других индивидов и видит себя другой личностью. Он влияемыми оценками его "обобщенного другого".Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого ел человек со смущением представляет себе, как он выглядел глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, они думают о нем. Это осознание "обобщенного другого" развивается через про. цессы "принятия роли" и "исполнения роли". Принятие ролшЛ это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуМ цни или В другой роли (концепция социальной роли рассматрм вается в следующей главе). Участники детских игр принимай на себя различные роли, например, при игре в дом (ты Оудец мамой, ты — папой, ты — ребенком). Исполнение роли —;*то действия, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли только претендует на игру.Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка не-полнению взрослых ролей. Первая — подготовительная стадм (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитируЛ поведение взрослых без какого-либо понимания (например, де-вочка наказывает куклу). Вторая стадия, называемая игровой и 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать по-ведение тех, кого они изображают, но исполнение роли еще Л устойчиво. В какой-то момент мальчик изображает из себя строителя и укладывает игрушечные блоки один на другой, однако минутой позже он начинает бомбардировать свои построки, затем становится милиционером, после чет космонавтом. Третья -- заключительная стадия (в 4-5 лет и далее), в которв ролевое поведение становится собранным и целенаправленные и проявляется способность ощущать роли других актеров. Удав ным примером или аналогом такого поведения можно считав игру в футбол, когда в ходе перемещения по полю происходи постоянная смена амплуа игроков. Для взаимодействия с паЩ нерами каждому из игроков необходимо ставить себя на месш партнера и представлять себе, что он сделал бы в том или иное игровом эпизоде. Команда возникает и действует только тогдя когда каждый усваивает не только собственную роль, но и рв ли партнеров. В ходе подобного процесса индивид, проходя последователи но все стадии вхождения в другие роли, развивает способность ви деть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими идеяами и ощущать на себе их реакции. Через осознание других, в также чувств и ценностей других в сознании личности формируется "обобщенный другой". Он является грубым сравнением со стандартами и ценностями общества. Повторяя принимае- роль "обобщенного другого", индивид формирует свою кон-гепдию Я. Недостаточная способность адаптироваться к другой точке зрения, принимать на себя роли других индивидов может отрицательно сказываться на развитии личности. Гак, у некото-оых групп молодежи с заметными признаками отклоняющегося поведения, замкнутых в пределах своей группы, зарегистрировано неумение принимать другие роли, а следовательно, видеть себя в глазах других, что отрицательно сказывается на развитии И умственных способностях личности. Американский ученый-социолог А. Халлер в дополнение к теории Дж. Мида разработал концепцию "значимого другого". "Значимый другой" — это та личность, одобрения которой данный индивид добивается и чьи указания он принимает. Такие личности оказывают наибольшее влияние на установки индивидов и формирование их собственного Я. В качестве "значимых других" могут выступать родители, замечательные учителя, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Индивид стремится принять их роли, подражать им и таким образом осуществлять процесс социализации через "значимого другого". Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного Я и степень социализации личности,— это идентичность и самоуважение. Под идентичностью мы будем понимать ощущение существования уникальной индивидуальности, отделенной, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определенной нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других Наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах "обобщенного другого". Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. В истории наблюдаются такие ситуации, когда шгливнлы ведут тяжелую и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одоб,; рение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также. социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими, особенно теми другими, мнение которых для нее особенно важно. Если этовосприятие благоприятно, у человека развивается чувство уважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным. Уникальный индивидуальный опыт. Почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если онш имели сходный групповой опыт? Потому что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чем то сходен, а в чем-то различен. Каждый ребенок воспитывается Ц семье с разной структурой. Он может быть единственным, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придает его личной сти новые черты. Кроме того, дети общаются с различными грум гошн, воспринимают роли разных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному, так как не могут постоянно встречаться с одними и теми же людьми, слышать одни и те же слова от родителей, испытывать одни! и те же радости и огорчения. В связи с этим можно сказать, чти каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удается повторить его. Можно также отметить, что индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его. Каждый человек, только складывает инциденты и события, происшедшие с ним, как кирпичики в стене, но их значение он преломляет через свой прошлый опыт, а также опыт своих родителей, близких, знакомых. Психоаналитики утверждают, что некоторые инциденты, происшедшие в ходе личностного опыта, могут быть критическими» так как они придают определенную окраску всем последующий реакциям человека на окружающую среду. Известен, например^ случай травматического значения маленького эпизода, когда у пятилетней девочки чужой дядя отнял и выкинул любимую куклу. Впоследствии этот эпизод повлиял на общение ставшей взрослой с мужчинами. Таким образом, если групповой опыт может быть сходен или даже одинаков у различных личностей, то индивидуальный опыт всегда уникален. Именно поэтому не может быть совершенно одинаковых личностей. Подводя итоги изложения данной темы, следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы современные научные концепции формирования человеческой личности? В чем их основной смысл и различие? 2. На какие группы можно разделить факторы, влияющие на формирование личности человека В чем состоит роль биологически» факторов а формировании личности? Почему МЫ можем сказать, что личность формируется в основном на биологическом уровне? 4. В чей состоит основной принцип теорий, признающих решающую роль физического окружение е формировании личности? Кто был сторонником "географического подхода к изучению личностных черт человека. Как КУЛЬТУРА влияет на развитие лнчности? Что представляет собой модальная личность? 6. Опишите процесс формирования личности в результате группового опыта. Что представляет собой процесс социализации личности? 7. Как Ч. Кули описывает процесс социализации личности в группе? Какое значение имеет в его теории понятие зеркального Я? 8. Что означает понятие "обобщенный другой" в концепции Дж. Мида? Какое значение имеет принятие других ролей в процессе формирования личности? 5, В чем сущность концепции "значимого другого" при усвоении личностью социальных норм группы или общества? Что дает личности уникальный индивидуальный опыт? Как он дополняет групповой опыт и каковы его последствия'' ГЛАВА 5 СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ И ЛИЧНОСТЬ Человек, будучи социальным существом, взаимодействует! различными социальными группами, участвует в кооперировал ных, совместных действиях. Однако практически не бываем такого положения, когда личность полностью принадлежит к юа кой-либо одной группе. Например, человек является членом сель» как малой группы, но он еще член и коллектива предприятия, ц. общественной организации, и спортивного общества. Входя однл временно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них разное положение, обусловленное взаимоотношениями с дрт гими членами группы. Например, директор предприятия, мающий в данном коллективе самое высокое положение, в спортивное общество, будет, находиться там на правах новичЬ ка и неумехи, т.е. займет низкое положение. Для анализа ста\ пени включения индивида в различные группы, а также положА ния, которое он занимает в каждой из них, и его функциональны^ возможностей по отношению к каждой группе используются понятия социального статуса и социальной роли. Социальный статус обычно определяется как ран^ или позиция индивида в группе или группы во взаимоотношениях с дрт гими группами (некоторые социологи используют термин "сацил альная позиция' как синоним социального статуса). Социальном роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определеЛ ный социальный статус. Статус детей обычно подчинен взроет лым, и от детей ожидается почтительность по отношению А последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; ром.' солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя-сказать о других группах населения. Статус женщины отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного;«Н ведения, чем от мужчин. Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него испоят нения ролей в соответствии с этими статусами. В этом смЫ&\ ле статус и роль — это две стороны одного феномена: ссМШ статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей Date: 2015-05-09; view: 643; Нарушение авторских прав |