Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА. Читательская аудитория нашей высшей школы благожелательно восприняла первое пробное и второе массовое издания учебника «Социология» С
Читательская аудитория нашей высшей школы благожелательно восприняла первое пробное и второе массовое издания учебника «Социология» С. С. Фролова, вышедшие при поддержке фонда «Культурная инициатива» и Института «Открытое общество». Некоторые видят причину успеха этого учебника в его доступности и простоте. Думается, что такую точку зрения можно только поддержать, если понимать под простотой не упрощенность, а понятность, логическую и методическую отшлифован-ность учебника, продуманность его структуры. И действительно, автору удалось проделать огромную работу не только по обобщению всего достигнутого социологической наукой с момента ее возникновения, но и по творческому теоретическому синтезу разнообразных идей, концепций, понятий и категорий. В результате социология в учебнике предстает как вполне сложившаяся научная и учебная дисциплина, обладающая целостным и непротиворечивым методологическим и концептуальным аппаратом и базирующаяся на прочном фундаменте социологических фактов. Еще одной удачей С. С. Фролова можно назвать изложение важнейших тем социологии от лица тех ее представителей, которые внесли общепризнанный вклад в их разработку. При этом в учебнике не просто представлено вполне естественное единство логического и исторического материала —достижения социологической науки прошлого освещаются в актуальном ключе, отвечающем состоянию современного социологического мышления. Все это позволяет назвать учебник С. С. Фролова самостоятельной и даже новаторской работой, органически сочетающей нетривиальные научные результаты с несомненными педагогическими и методическими достоинствами. Главным же преимуществом учебника является, по нашему мнению, капитальный вклад в преодоление отрыва отечественной социологии от американской и западноевропейской социологической науки. имуществом учебника является, по нашему мнению, капитальный вклад в преодоление отрыва отечественной социологии от американской и западноевропейской социологической науки. Научное содержание книги С. С, Фролова превращает ее в прекрасный основной учебник для тех категорий будущих специалистов, которые должны владеть основами социологического видения общественных процессов, производственных и личных отношений. Что же касается тех молодых людей, которые призваны приобретать более основательное и профессональ-но ориентированное социологическое образование, то рассматриваемый учебник может использоваться ими как введение в социологию. Такому пониманию места рассматриваемой книги в процессе обучения отвечает и сопутствующий ей солидный вспомогательный аппарат, состоящий из вопросов для самоконтроля знаний, словаря ключевых терминов и понятий, обширной библиографии. Учитывая успех второго издания учебника С. С. Фролова «Социология», издательство предприняло все зависящие от него меры, чтобы сделать этот учебник более доступным для широких кругов преподавателей и учащейся молодежи. Мы надеемся, что некоторые упрощения в оформлении книги облегчат ее приобретение и не создадут неудобств при использовании. Способствуя становлению социологии как учебной дисциплины, которая пока остается новой для многих специальностей и направлений отечественной системы высшего образования, издательство осуществляет широкую программу выпуска в свет хорошо зарекомендовавших себя учебных книг. Совсем недавно увидели свет учебное пособие Л. Г. Ионина -Социология культуры", учебник В. Г. Харчевой «Основы социологии» и одноименное методическое пособие для преподавателей того же автора, но они уже исчезли с прилавков и готовятся к переизданию. В редакционном портфеле издательства — книги по экономической и политической социологии и пособие по современной понимающей социологии, Мы стремимся, чтобы учебные издания максимально отвечали запросам наших читателей — студентов, преподавателей, научных сотрудников, всех, кто интересуется общественными проблемами. Поэтому будем признательны за отклики на наши книжные новинки и особенно — за отзывы, рецензии, замечания и рекомендации кафедр и преподавателей вузов. ПРЕДИСЛОВИЕ Представляя вниманию читателей данный учебник, автс прежде всего хотел бы, чтобы студенты, впервые изучаюшд комплекс общественных наук, открыли для себя одну из самы молодых и содержательных наук об обществе — социологию. Пр этом они должны освободиться от тех представлений об это науке, которые, хотя и общеприняты, но не соответствуют действительности. Обычно слово "социология" ассоциируется с проведением О1 росов, изучением общественного мнения. Этому убеждению во многом способствуют телевизионные передачи, статьи в газетах, в которых приводятся результаты опросов и сведения о процента высказавших свое мнение относительно того или иного событш признания или непризнания политического деятеля или об удовлетворен ноет и либо неудовлетворенности условиями существов; ния. При сведении социологии к проведению опросов сознател] но упрощается ее глубокое содержание и не оставляется ей прав быть наукой. Судить о социологии только как об опросах общ. ственного мнения — значит уподобляться тем, кто сводит всю радиоэлектронику к работе осциллографа. Конечно, опросы — вал ный инструмент исследования в социологии, однако основно задачей ученых-социологов следует считать анализ и осмыслены проблем, связанных с функционированием и развитием как общ* ства в целом, так и отдельных социальных групп и институтов Какие же основные цели преследует данный учебник? Первая и наиболее важная цель — сделать так, чтобы чит; тели смогли под новым углом зрения, в новом свете увидет знакомые всем и обыденные отношения между людьми и и объединениями. При этом должно сложиться социологическое вг дение окружающей действительности, возникнуть интерес к изeчению социальных проблем. Вторая цель — культивирование у студентов навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам бе налета этноцентризма и без груза прошлых заблуждений, ней; бежно возникающих при обыденном взгляде на общественные яь лення. Объективность изложения, отсутствие политической псдоплеки, искажающей реальные события,— вот к чему стремился автор. Третьей целью можно считать попытку в простой и доступной форме изложить основные понятия и концепции об окружающем нас мире людей и их взаимоотношениях. В этой книге можно найти ответы на такие, например, вопросы: что такое власть, почему люди объединяются в группы, что представляют собой социальные институты, как происходят изменения в обществе. Ответы на подобные вопросы позволят легче ориентироваться в сложном, полном проблем социальном мире, принимать ответственные решения, планировать свои действия. Насколько успешно достигнуты все эти цели, судить читателю. В учебнике нет обильного цитирования различных литературных источников, которое, по нашему мнению, создает неразбериху и не способствует четкой логике изложения материала. Однако все изложенное явилось результатом проработки многочисленных монографий, статей и учебников по социологии как отечественных, так и зарубежных авторов. Кроме того, в учебник включены многочисленные разработки, сделанные лично его автором в процессе преподавания курса социологии в Государственной академии управления. Особенно это касается тех глав, в которых говорится о социальных институтах, социальных отношениях, социальных процессах, конфликтах и т.д. Можно надеяться, что читатели получат представление о социологии как о сложившейся науке, в которой существует логически обоснованная система четких определений, концепций и постулатов. Автор далек от убеждения, что представленный материал полностью охватывает все области социологии и все существующие в ней проблемы. Однако несомненно, что основные понятия и категории социологии нашли здесь свое отражение. Это дает возможность надеяться, что данное издание окажется удобным для усвоения студентам» учебного курса и полезным преподавателям для разработки учебных программ и лекций по социологи». РАЗДЕЛ 1 СОЦИОЛОГИЯ И ИЗУЧЕНИЕ ОБЩЕСТВА Глава 1. Открытие социологии как научной дисциплины. 1.1. Возникновение социологии как науки 1.2. Объект и предмет социологии вопросы для самоконтроля Глава 2. Структура социологического знания 2,1. Получение научного знания об обществе 2.2. Со 2.3. Уровни социальные законы Волалогического знании вопросы для самоконтроля ГЛАВА 1 ОТКРЫТИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Любая сумма знаний людей об окружающем их мире может называться наукой только в том случае, когда существует четко определенный предмет исследования, система знаний, касающихся этого предмета, а также категориальный аппарат, описывающий сущностные основы данного предмета. Большинство современных наук формировали свой предмет и систему.знаний в результате длительного исторического периода. В самом начале этого пути мы сталкиваемся с мыслями и идеями, описывающими предмет науки исключительно на уровне обыденного знания. Однако в дальнейшем эти знания выступают в качестве основ науки, ростков новых направлений развития человеческой мысли. Говоря о возникновении социологии как науки, следует помнить, что социология представляет собой систему внутренне организованного и проверенного знания о фактах, составляющих жизнь людей в современном обществе. Это означает, что знание о любом социологическом феномене должно быть основано на проверенных и подтвержденных сведениях и научных доказательствах. Данное положение особенно актуально для социологического знания, которое должно освободиться от власти мифов, заблуждений, традиций и наслоений обыденного знания, основанного на наблюдениях повседневной жизни. В настоящей главе мы пытались представить себе основные.>тапы, имеющие наибольшее значение в процессе перехода обыденного знания в науку. 1.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня И ночии т.д. ), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем? Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует. Подобно тому, как математика — наука, во многом построенная на абстракциях, начиналась с геометрии, с измерения реальных объектов, так и истоки социологии можно найти в рассуждениях ученых и мудрецов — в мудрых, с философским подтекстом советах по различным житейским вопросам. Примером таких рассуждений служат книги философов даосской школы Мо-цзы, в которых делались попытки на основе наблюдений и размышлений определить пути наилучшего правления, воспитания молодежи, а также условия для деятельности с наибольшей пользой и т.д. А индийские тексты "Махаб-хараты" определяют порядок общественной жизни, необходимый для достижения могущества правителей и счастья для всех живущих людей. Античная мысль дала новый толчок исследованиям социальной сферы, заложила еще ряд элементов в фундамент основ социологии. Такие работы Платона, как "Государство" или "Законы", а также "Политика" Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу. Это нашло выражение в образцах логико-понятийного анализа (Платон), эмпирико-научного (Аристотель) и историко-по-литического (Полибий) исследования социальных проблем современного им мира. Эпоху Возрождения по праву можно считать новым этапом в развитии социальной мысли. В этот период появляются направленные на изучение различных сторон общества новые изыскания, которые безусловно можно отнести к области социологии. Эразм Роттердамский, Томас Мор, Пикколо Макиавелли, Мишель Монтень — вот далеко не полный перечень великих средневековых ученых, поднимавших проблемы человеческих отношений в 10 на- обществе. В результате стала складываться модель оощества,. поминавшего общину, где порядок и моральные устои регулировались волей Бога и традициями. Человек в такой системе мироздания играл весьма незначительную роль. Позднее деятели эпохи Просвещения в корне изменили взгляд на общество и на место в нем человека. Клод Адриан Гельвеции, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Вольтер начинают анализировать структуру общества, определять истоки развития неравенства, появления неоднородности общества, выявлять роль религии в социальных процессах. Создавая механическую, рациональную модель общества, они рассматривают отдельного человека как независимый субъект, поведение которого зависит в основном от его собственных волевых усилий. В этот период итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668-1744) попытался создать основу новой науки об обществе, разработать схему "движения наций". Эта попытка осталась тогда единственной. В основном все исследования в данной области характеризовались отрывочностью, несистематичностью, поэтому нельзя сказать, что социология как наука возникла в то время. Анализ общества, поведения человека в группе, вопросов неоднородности и неравенства не привлекал достаточного внимания исследователей, и достижения в области изучения общественных явлений были незначительными по сравнению с успехами в других областях научной деятельности. Почему же наблюдалось такое отставание в изучении общественных явлений? Можно назвать несколько причин этого, заключавшихся в подходах к изучению социальных проблем. Во-первых, долгое время считалось, что каждый человек, наделенный сознанием, обладает абсолютной свободой в выборе линии поведения, профессии, общества. Эта свобода ограничивалась лишь Божественным провидением. Согласно этому мнению, человек в любой момент по собственной прихоти может изменять поведение, общество, в котором он живет, законы и обычаи, существующие в государстве, устанавливать справедливый порядок, если это не расходится с Божественной волей. Человек свободен как птица, а разве есть возможность научного изучения траектории И направления ее полета? Во-вторых, французские просветители Вольтер, Гольбах, Дидро были убеждены в том, что человек обладает не только свободной волей, но и разумом, и способностью К обучению. Из этого бес- спорно верного обстоятельства делался вывод о том, что самое главное — научить людей воспринимать милосердие, культуру, справедливость и добродетель, а также дать им наилучшую модель устройства общества. Люди, освоившие высшие ценности культуры и поведения, осознают выгоды и необходимость наилучшей модели, а потому могут устроить свою жизнь в соответствии с ней и установить наилучший социальный порядок и благоденствие. С точки зрения науки здесь интересны только два момента: определение оптимальных путей просвещения, распространения высокой культуры, а также разработка наилучшего кодекса человеческого поведения и разумного государственного устройства. Такие или подобные им, достаточно наивные взгляды на общество и человека господствовали в научном мире довольно долго, до тех пор, пока усложнение человеческих отношений, создание сложных организаций, развитие различных сфер человеческой жизни не привели к необходимости практического решения проблем взаимоотношений между людьми и социальными общностями, создания действующих организаций, гашения возникающих социальных конфликтов и др. Жизнь потребовала научной разработки этих насущных проблем. Однако выяснилось, что человек в обществе, хотя он и обладает сознанием и волей, имеет ограниченный выбор типа поведения. Действия других людей или просто их присутствие, рамки приличия, морали и законов, сложившиеся структуры власти, религиозные верования — все это ограничивает возможности проявления "свободной воли" человека и делает его поведение в значительной степени схожим с поведением членов социальной группы или общества, которому он принадлежит. Люди сами ограничивают свое поведение в ходе совместной жизни, подавляя природные инстинкты- Обычаи, мораль и законы, необходимые для повседневной жизни и соблюдения порядка, возникают и закрепляются в обществе исходя из их полез-. ности для всеобщего блага. Эти ограничения создаются бессознательно в ходе повседневной практики, и люди, как правило, не замечают возникновения новых ограничений или отмирания старых до тех пор, пока это не становится свершившимся фактом. Ограничение выбора поведения отдельного человека со стороны группы или общества исключает спонтанность человеческого поведения, поступки и действия людей с усложнением социальных связей становятся все более упорядоченными, в них появляется повторяемость, зяконо- мерность. Это означает, что социальное поведение становится в известной степени предсказуемым. Появляется возможность для научного анализа вопросов взаимодействия индивидов, групп, различного рода социальных отношений. Конечно, люди не могут быть полностью ограничены рамками морали, они способны сознательно приспосабливаться к моральным нормам, видоизменять или избегать их. Другими словами, следует учитывать активность людей и некоторую возможность выбора ими новых форм отношений и взаимодействий. Существование такого выбора и активность людей приводят к постоянному изменению и развитию социальных отношений и культурных форм, которые выражаются в социальных процессах., также поддающихся изучению. Что касается точки зрения о "волевом и сознательном" переустройстве мира, то сейчас очевидна ее несостоятельность. Иисус Христос предложил человечеству наилучший моральный кодекс, основанный на любви к ближним, справедливости, бескорыстии и равенстве. Однако оказалось, что люди не могут справиться с такой вечной проблемой, как социальное неравенство, и даже если они действительно стремятся к всеобщей любви и справедливости, то прежде всего осуществляют эти принципы в отношении индивидов своей группы, будь то семья, замкнутый социальный слой или класс. Все благородные порывы разбиваются о естественную эгоистичность людей, видящих в своей группе центр Вселенной и игнорирующих нужды и потребности других людей, других групп. Таким же образом люди игнорируют и утопические "разумные" типы государственного устройства со всеобщим равенством, придерживаясь традиционных культурных норм и ценностей. Любые привнесенные извне схемы, отвергающиеся традицией, расцениваются как угроза культуре, культурному генофонду общества и отбрасываются либо сразу, либо через какое-то время. Следовательно, необходимо, прежде всего, подвергнуть научному анализу существующие социальные структуры, культурные образцы, взаимосвязи между членами общества, а затем уже на основе научного предвидения их развития осуществлять социальную реорганизацию, не отвергая, а, наоборот, используя сложившиеся формы существования людей и устанавливая необходимый социальный порядок. Понимание необходимости изучения социальных общностей людей и процессов их развития и функционирования появилось сравнительно недавно. Человечество пришло к укрощению и открытию электричества, осуществило фундаментальные открытия буквально во всех областях естественных наук, в то время как в изучении человека и его места в обществе, человеческих взаимоотношений наблюдались бездействие я весьма значительное отставание. Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых В производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми И результаты таких взаимодействий. Слово социология, обозначающее область научного знания, было введено в научный оборот французским мыслителем Огюстом Контом В его работе "Курс позитивной философии" (1842). Как И многие другие философы того времени, О. Конт находился под воздействием крупных успехов в области естественных наук. Поэтому он, рассматривая проблемы общества и социального поведения, во-первых, поднял на щит девиз "Порядок и прогресс", где порядок понимался по аналогии с физикой как симметричность и уравновешенность структурных элементов общества (индивидов и групп), а прогресс — как использование знаний об обществе прежде всего для решения конкретных проблем, направленных на достижение оптимизации человеческих отношений, где, по его мнению, наблюдалось отставание от других наук. Во-вторых, О. Конт считал, что социология должна рассматривать общество как некий обладающий собственной структурой организм, каждый элемент которого должен исследоваться с точки зрения полезности.О. Конт,этот организм действует в соответствии с жестокими законами, подобно закону всемирного тяготения в физике. В связи с этим всю социологию он разделял на социальную статику и социальную динамику и допускал применение законов механики К изучению общества и его основных элементов. Кроме того, говоря о получении знаний об обществе и законах его функционирования и развития, О. Конт предполагал, что прежде всего необходимо изучение отдельных социальных фактов, их сопоставление и проверка, практически полностью отрицая роль общей теории в социологии. Вместо теоретических обобщений эмпирических данных и сведения их в нечто целое французский мыслитель проводил лишь первичное обобщение и строил картину общества в основном в виде мозаики отдельных взаимосвязанных фактов. Такой подход к получению и использованию научного знания принято квалифицировать как эмпиризм в социологии. Историческая и научная роль О. Конта состоит прежде всего в том, что проблему изучения общества и взаимосвязей внутри него он поставил в рамки отдельной науки, которую назвал социологией- К сожалению, О. Конт не смог определить достаточно четко предмет новой науки и найти научный метод, позволяющий всесторонне изучать закономерности общественного развития. Проведение им полной аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии, медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при его жизни. Даже первоначальное изучение общества показало, что закономерности социальной жизни в значительной степени отличаются от тех, с которыми имеют дело естественные науки. Классический период развития социологии. Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического "открытия" социологии принадлежит трем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, а также француз Эмиль Дюркгейм. Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес К. Маркс (1818-1883). Одной из основных его за- слуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента анализа Маркс использовал классовую структуру общества: все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого (рабочего) класса. К. Маркс рассматривал структуру общества в динамике, предполагая, что классы — это исторически изменяющиеся компоненты социальной структуры. Качественные изменения крупных составляющих общественной структуры происходят в результате смены общественно-экономических формации. Все изменения В обществе, разделенном на классы, основаны на законах диалектики, на постоянной борьбе между классами неимущих, угнетенных я угнетателей. Маркс всесторонне обосновал механизм возникновения и развития социального конфликта, обусловленного неравенством, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими- Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. В дальнейшем эти противоречия накапливаются, что вызывает новые столкновения, ведущие к новому соглашению на условиях, отличных от прежних. Вместе с тем происходит количественное накопление недовольства у представителей угнетенных классов и осознание ими несправедливости своего положения, а одновременно и своей силы. Все это, в конечном счете, становится причиной глобального классового конфликта и появления новой качественной определенности — бесклассового общества, где производимый продукт распределяется по справедливости и отсутствует какая-либо эксплуатация. Таким образом, К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса. 16 Социология Макса Вебера. Для творчества Макса Веб (1864-1920), немецкого экономиста, историка и социолога, хар; терны, прежде всего, глубокое проникновение в предмет исс, дования, поиск исходных, базовых элементов, с помощью ко рых можно было бы прийти к пониманию закономерное общественного развития. Находясь под влиянием Маркса и Н1 ще, Вебер тем не менее разработал собственную социологи скую теорию, которая и в настоящее время оказывает решаюс воздействие на все научные социологические теории и на деяте. кость социологов во всех странах мира. Одним из центральных пунктов теории Макса Вебера явил< выделение им элементарной частицы поведения индивида в обь. стве — социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми- П этом общество, согласно учению Вебера, представляет собой со купность действующих индивидов, каждый из которых стрем] ся к достижению своих собственных целей. Действия отдельн индивидов кооперируются, на основе этой кооперации образу* ся ассоциации (группы или общества). Несмотря на свои эгоист! ные стремления, люди действуют сообща, так как их поступки немысленны, рациональны и они понимают, что индивидуальн цели лучше всего достигаются с помощью совместных действ! Это понимание приходит к ним в связи с тем, что в ходе обще венной практики всегда отбрасываются ненужные образцы по. дения и остаются только те, которые можно предвидеть, расе' тать и которые приносят пользу с наименьшим риском. Так. образом, осмысленное поведение, в результате которого достн ются индивидуальные цели, приводит к тому, что человек Действует как социальное существо, в ассоциациях с другими, обсчина я таким путем значительный прогресс во взаимодействш окружающей средой. Весьма важным аспектом творчества Вебера можно считать и: чение им базовых отношений в социальных ассоциациях. Прежде всего отношения власти. Так как организованное поведен индивидов, создание и функционирование институтов невозмо но без эффективного социального контроля и управления, необз Димым условием для осуществления подобных действий являк ся отношения власти, пронизывающие все социальные структур Вебер детально проанализировал отношения власти, а также пр роду и структуру организаций, где эти отношения проявлялись шболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию — искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников. В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и практическом отношении. Идеи Вебера до сих пор вдохновляют многих социологов на дальнейшие теоретические разработки- Он имеет много последователей, а его книги считаются классическими образцами научных изысканий. Идеи Эмиля Дюркгейма. Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к автономии социологии, отделению ее предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех феноменов общественной жизни исключительно с социологических позиций. Э. Дюркгейм в отличие от Вебера считал, что общество — это надындивидуальное бытие, существование и закономерности которого ие зависят от действий отдельных индивидов. Объединяясь в группы, люди сразу начинают подчиняться правилам и нормам, которые он называл "коллективным сознанием". Каждая социальная единица должна выполнять определенную функцию, необходимую для существования общества как целого. Однако функционирование отдельных частей социального целого может быть нарушено, и тогда эти части становятся искаженной, плохо функционирующей формой социальной организации. Дюркгейм очень много внимания уделял изучению таких форм, а также видов поведения, отклоняющихся от общепринятых правил и норм. Введенный им а научный обиход термин "аномия" позволяет дать объяснение причин отклоняющегося поведения, дефектов социальных норм и подробно классифицировать типы такого поведения. Учение об обществе Э. Дюркгеймя легло в основу многих современных социологических теорий и прежде всего структурно-функционального анализа. Многочисленные последователи создали дюркгеймовскую социологическую школу, и современные ученые справедливо называют Дюркгейма классиком в области социологии. Подводя итог, можно сказать, что название науки "социология" (буквально —- наука об обществе), столь удачно примененное О. Контом, впоследствии было насыщено научным, теоретически содержанием благодаря трудам К. Маркса, М. Вебера и Э. Дюр] гейма. Именно в результате их усилий социология превратила! а науку, имеющую свой предмет, свою теорию и возможности дг эмпирических подтверждений различных аспектов этой теориг 1.2. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ Для того чтобы определить объект и предмет социологии ка науки, целесообразно предварительно уточнить общие поняти объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенну часть окружающего нас материального или нематериального М1 ра, реальность, существующую независимо от нашего знания о не! Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объеь ты окружающей действительности существовали до нашего знани и не зависят от него. Предмет исследования, напротив, существ; ет только в голове исследователя, т.е. полностью зависит от сам» го знания и является его частью. Определяя предмет исследование мы чисто абстрактно выделяем одну или несколько сторон объекта и пытаемся изучить их, учитывая или не учитывая влияние др; гих, не выделенных нами сторон. По такой логике каждому об! екту исследования может соответствовать несколько предмете изучения. Например, каменное здание как объект существующе независимо от нас реальности может заинтересовать экономиста точки зрения затрат на строительство, архитектора — с точки зр«ния архитектурного стиля и удачного включения В окружающий ландшафт, строителя фундамента — с точки зрения посадки эда ния в грунт и прочности основания, человека, проживающего в зда нии,— с точки зрения удобства внутренних помещений. Каждьп может заинтересоваться и другими сторонами объекта, но тольк< исходя из факта их влияния на интересующий его предмет. Таким образом, в самом объекте не содержится никакол предмета исследования. По словам Г. Щедровицкого, предмет ис следования "может быть выделен как особое содержание посред ством практических и познавательных действий с объектом.Выделение предмета исследования путем абстрагирования от других свойств объекта представляет собой необходимость научного познания окружающего нас мира. Целостное изучение объекта исследования не дает возможности охватить все его свойства и особенности. Рано или поздно появляется объективная необходимость сосредоточиться на изучении лишь отдельных его сторон. Выделение предмета исследования у такого крупного и сложного объекта изучения, как человеческое общество, стало основой для выделения и самостоятельного развития ряда наук. Общество и человек изучаются несколькими группами наук, имеющими сходный предмет исследования. Так, предметом изучения экономических наук служат процессы производства материальных благ, их обмена, распределения и потребления; политических наук — крупные общественные процессы, связанные с управлением и функционированием института государства, образованием правительств, распределением власти между различными общественными группами; предметом изучения исторических наук являются процессы изменений, происходящих в различных временных промежутках, и проблемы, связанные с происхождением отдельных социальных групп или обществ; по-веденческие науки (прежде всего психология и социальная психология) выделяют в объекте и изучают различные виды и формы поведения личностей, влияние на поведение психики человека его социального окружения. Какое же место среди таких наук занимает социология? Каков ее предмет? Как он выделяется из объекта исследования? Попытаемся ответить на эти вопросы. Прежде всего следует сказать, что объектом социологии, как и многих перечисленных выше наук, является общество, рассматриваемое как общность индивидов И взаимосвязей между ними. Наиболее близкими К социологии науками обычно считают социальную антропологию и социальную психологию, что соответствует действительности. Иногда даже специалистам трудно разделить предметы, изучаемые этими науками. Однако попытаемся сделать это. Прежде всего определим предмет социальной антропологии. Она занимается, В частности, изучением локальных, простых, доиидустриальных культур и обществ (примитивные народы, племена, сообщества древних людей) для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры. Социальная антропология не изучает сложные общества с развитыми индустриальными культурами и институционализированными взаимоотношениями. Что касается соци- альной психологии, то она изучает мысли, чувства и поведение ш дивида, обусловленные существованием и поведением других лк дей, социальными взаимодействиями, влиянием социальных групт Безусловно, предмет социологии часто совпадает с предметам этих наук, но вместе с тем он обладает рядом существенных отлв чий. Для лучшего понимания существа предмета социологии ваг но представить общество как структуру, т.е. не как простое ск< пление индивидов, случайно взаимодействующих друг с другор в как целое, состоящее из определенным образом распаложенны упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в стр го указанных границах. Эти части могут включать в себя как пр< стейшие элементы, каковыми являются отдельные личностр так и совокупности этих элементов, или социальные общност» объединенные по определенным признакам. Опыт изучения струг турно упорядоченных систем в естественных и общественны науках показывает, что главное в таком изучении -- опред«лить систему связей между отдельными частями структуры. Наглядно иллюстрирует сущность системы связей между О1 дельными частями социальной структуры Г. Щедровицкий.Чтобы понять этот вопрос, можно представить себе две дощечки на которых в лунках расположены шарики, символизирующи части изучаемого нами целого.Очевидно, что в случае наша система является упорядоченной, организованной, однако ее части не взаимодействуют, т.е. если мы изменим положение одного из шариков, это никак не скажется на изменении поло жения остальных частей системы. Но если, как в случае б, по ложение шариков фиксируется пружинами, то каждое измене ние в положении одной части системы неизбежно приведет изменениям позиций всех остальных ее частей- Конечно, эти изменения в значительной степени отличаются по своей амплитуде и направлению: для одних частей системы они могут быть практически незаметными, другие же части испытают значительное воздействие. Используя указанную механическую модель для анализа человеческого общества, можно прийти к выводу, что каждый индивид в нем занимает строго определенную позицию или имеет определенный социальный статус- Например, он может иметь статус директора, рабочего, президента, спортсмена и др. В соответствии с этим каждый индивид состоит в социальных отношениях с другими индивидами (т.е. находится в сложных системах взаимодействий и взаимозависимостей). Изменение этих отношений, а также положения индивида в обществе неизбежно влечет за собой изменение связей и положения других индивидов. Люди со сходными социальными статусами занимают в обществе близкие друг к другу места и образуют социальные общности (категории, группы, слои и т.д.), в которых существуют наиболее прочные и устойчивые связи. Кроме того, в ходе совместной деятельности они бывают связаны с индивидами из других групп. Следует сказать, что совокупность связей и взаиморасположение отдельных частей структуры в социальном пространстве определяют поведение людей, любой социальной единицы, входящей в социальную структуру. Позиции людей в социальном пространстве различаются в зависимости от обладания такими ресурсами, как власть, материальные средства, престиж, объем знаний и др. Поэтому говорить о социальной структуре — значит говорить о социальных различиях и неравенстве между людьми. Степень социальных различий и место каждого индивида в структуре определяются двумя основными параметрами: социальной дистанцией между статусами и числом индивидов, имеющих тот или иной статус. Конечно, личность всегда занимает в обществе не одну, а несколько социальных позиции, в связи с чем исследователи социальных структур утверждают, что, видимо, невозможно говорить о социальной структуре в единственном числе.Например, каждый член общества должен иметь профессию, образовательный уровень, экономический статус, место проживания и т.д. Даже примитивные племена имеют, по крайней мере, возрастную структуру, структуру родства, структуру власти. При этом место каждого индивида в любой из социальных структур выглядит как точка на двухмерной плоскости. Что касается структуры сложного И дустрнального общества, то ей присуще множество измерений, Еще одним моментом, играющим важную роль в определен! предмета социологии, является следующее: при изучении соц альных структур нужно помнить, что их составляют люди, а тивно действующие индивиды, способные в результате совмес ных действий изменять положение отдельных частей структур относительно друг друга, уровень ограничений поведения и ст пень свободы каждой части, а также характер взаимоотношеш отдельных структурных элементов. Для того чтобы социальнь структуры сохранялись в том же виде и не распадались, людя приходится совершать множество совместных однонаправле ных действий, подчиненных соответствующим социальным зак нам. Эта динамическая сторона предмета социологии такя должна учитываться при проведении социологических исслед ваний и построении социологических теорий. Итак, выделив предмет социологии, мы можем заключить, ч" социология — это наука, изучающая структуры общества, и элементы и условия существования, а также социальные пр цессы, протекающие в данных структурах. В понятие социальной структуры входит не только взаимна расположение индивидов и групп в обществе, но и их взаимосвязи, т.е. взаимные контакты, действия и взаимодействия, осуществляемые как на основе межличностного общения, так и с помощью средств массовой информации. Под условиями существования социальных структур поним) ются прежде всего физическая окружающая среда, культур: включающая в себя нормы, ценности и средства их передачи (н(пример, язык). Если говорить о социальных процессах, то он представляют собой динамику развития общества и охватываю все стороны деятельности людей в обществе, обеспечивая ег Функционирование и развитие. Развитие социологии показывает, что такой подход к изучени! сложного общества (называемый структурным анализом) обесш чивает возможность для всестороннего изучения структурных едя ниц общества (классов, слоев, групп, ассоциаций, личностей), ее ЦИальных связей между такими единицами (контактов, действий взаимодействий, социальных отношений, социальных инстит> тов), а также динамики социальных структур (социальных изме нений, процессов). Вопросы для самоконтроля 1. Какова роль социально-философских учений древности (Древний Китай, Древняя Индия) в развитии социологии? 2. Как можно определить вклад в развитие науки об обществе, внесенный мыслителями античности? 3. Почему, начиная со средневековья, изучение общественных наук (общественных явлений, человека) стало отставать от развития естественных наук и технического прогресса? 4. Какими объективными причинами было вызвано быстрое развитие социальных учений и возникновение социологии как науки в середине и во второй половине прошлого века? 5. В чем смысл основных научны» положений социологии О. Конта? Как можно оце- нить его деятельность с точки зрения современных социологов? 6. Что имеется в виду под классическим периодом развития социологии? Каковы ос-новнв|е идеи, выдвинутые К. Марксом, М- Вебероч, Э. Дюркгеймом? 7. Почему мы говорим, что за время классического периода своего развития социология обрела статус науки? 8. Что следует понимать под объектом и предметом исследования какой-либо науки? 9. В чем состоит специфика предмета исследования социологии и чем он отличается от предмета других наук об обществе? 10. Почему трудно дать определение предмета исследования социологии? 11. Что такое социальная структура? Каковы особенности изучения социальных структур? ГЛАВА 2 СТРУКТУРА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Изучение социальных феноменов сопряжено с целым рядом сложностей, которые являются специфическими для поведенческих наук. Прежде всего это связано со следующими обстоятельствами: 1) изучение поведения людей в современном обществе основано не только на знании их деятельности в условиях социального окружения (в группе, социальном институте или обществе), но и на научных фактах, которые описывают влияние психологии личности на его социальные действия; 2) на поведение людей в обществе влияет множество факторов, связанных с поистине бесконечным разнообразием социальной жизни; 3) ученые-социологи вынуждены действовать в сфере, касающейся повседневной жизни, когда каждый человек может видеть и оценивать социальные факты с точки зрения собственных знаний и опыта. Очевидно, что указанные трудности приводят к дальнейшему совершенствованию методов получения социологического знания, а также усложнению структуры социологии. В связи с этим важно понять, каким образом формируется научное знание о современном обществе. 2.1. ПОЛУЧЕНИЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ОБ ОБЩЕСТВЕ Каждый человек имеет свой собственный образ окружающей Действительности и общества, в котором он существует. Этот об-Раз включает в себя представления о личности, свободе, равенстве и справедливости по отношению к другим людям, о семье, организации деятельности и других атрибутах жизни. В отличие °Т таких наук, как физика, химия или биология, социология оперирует ясными понятиями, которые постоянно употребляются в повседневной жизни. Отягощенные ошибочными мнениями, предрассудками, ложными стереотипами люди во многих случаях превратно толкуют валяно отделить обыденное знание, часто ошибочное и неполное, от научного знания. Для этого дадим краткие характеристики различных методов и источников получения знания об окружающей нас физической и социальной действительности. Интуиция. Известный древнеримский врач, физиолог и анатом Гален, живший во II в. нашей эры, разработал схему строения человеческого тела, точно указав места, где оно может быть вскрыто без летального исхода. Как он мог определить уязвимые места человеческого организма? Конечно, он исходил из знания человеческой анатомии, полученного в результате наблюдений. Но, как считают современные ученые, этого было недостаточно. Многое основывалось на интуиции, которой Гален весьма доверял. Именно интуиция подсказала ему зоны, вмешательство в которые извне могло оказаться фатальным для человека. Ученые, общественные и политические деятели, полководцы часто основывают свои действия на интуиции, которая может привести к благоприятным для них ситуациям, оправдать их предположения, но может оказаться и ошибочной, вызвать долговременные заблуждения и тяжелые последствия. Говоря об интуитивном способе получения знания, мы будем исходить из того, что интуиция — это вспышка проницательности (истинной или ложной), источник появления которой невозможно точно идентифицировать или объяснить. Интуиция служит основой для многих очень важных гипотез, которые могут быть проверены другими методами. Опыт развития науки показывает, что интуиция является непременным компонентом научного знания и ее основная ценность состоит в нахождении и формулировании гипотез научной теории, которые после проверки могут стать определяющими моментами научного открытия. Вместе с тем интуиция не может считаться удовлетворительным источником знаний об окружающей действительности для формулирования глубоких выводов. Действительно, вспышек проницательности недостаточно для определения сущности окружающих нас явлений физического и социального мира. Справедливости ради надо сказать, что в некоторых случаях интуиция, основанная на неотчетливой информации и обрывочных, незаконченных экспериментах, может привести к замечательным, гениальным выводам и даже к построению научных теорий. Но как такое интуитивное знание может быть проверено и верифициро-греческий философ Анаксимандр на основе интуиции пришел к построению теории эволюции. Это произошло в VI в. до н.э., но только в XIX в. нашей эры появилась возможность проверить и подтвердить ее. В большинстве случаев интуитивное знание не мо-дает быть проверено в момент появления интуитивной догадки. Что же касается изучения отношений между людьми, поведения индивидов и социальных групп, социальных движений и процессов, то в этом случае интуитивное знание чаще всего вообще не может быть проверено или такая возможность предоставляется только тогда, когда ситуация в обществе уже изменилась. Опора на научные авторитеты. Две тысячи лет назад Гален знал об анатомии человека больше, чем любой из смертных, и до сих пор физиологи и анатомы почитают его как авторитет в этой области знания. Евклид установил, что две параллельные прямые никогда не пересекаются, и многие поколения школьников и студентов должны были без сомнения доверять этой аксиоме, ибо в противном случае их считали бы не знающими азбучные истины. Веками научная творческая мысль Европы подавлялась авторитетом Аристотеля, и таких примеров можно привести великое множество. Да и сейчас обычны ситуации, когда все убеждены, что авторитет в каком-то вопросе безусловно прав, а идеи, не соответствующие его суждению, неправильны, что он является руководителем в окружающем нас мире и указывает путь исследователям. Опасность злоупотребления авторитетом в науке существует, но мы не можем обойтись без авторитетного мнения. Это обусловливается тем, что все накопленные нами знания слишком объемны и расплывчаты, а потому трудны для усвоения и практического использования. Необходимы ориентиры и основные положения, точки отсчета, от которых можно было бы оттолкнуться. Мы примем на веру то, что собрано и обработано в отдельных областях знания специалистами, считая их авторитетами. Но авторитетными признаются лишь сведения, полученные учеными и специалистами в тех областях, в которых они компетентны; люди, как правило, не признают авторитетов, судящих обе всем и вообще. Обычно различают несколько видов авторитета в области получения, освоения и использования знания. Сакральный автора пет, или авторитет веры, покоится на незыблемом убеждении лня. Коран, Веды и др. являются сверхъестественными объектами и, значит, все знания, вся информация, содержащиеся в них, должны считаться абсолютно истинными и не могут подвергаться сомнению. К сакральному авторитету относят также веру в то, что некоторые группы или категории людей, а также социальные институты действительно обладают сверхъестественными знаниями и средствами воздействия на людей (церковь, врачи, знахари, святые, экстрасенсы и др.). В отличие от сакрального светский авторитет появляется в результате веры не в сверхъестественные озарения и способности, а в силу познания и человеческий опыт. Светский авторитет разделяют на светский научный авторитет, который основан на эмпирическом исследовании, на данных, полученных на основе опытов, и светский гуманистический авторитет, который основан на вере в то, что определенная замечательная или великая личность действительно обладает выдающейся проницательностью в понимании явлений окружающего нас мира или в области человеческого поведения. Область, в которой обществом, социальным слоем или социальной группой признается тот или иной авторитет, обычно очень узка и ограничена жесткими рамками. Люди, некомпетентные в данной области знания, должны полагаться на другие авторитеты — специалистов, профессионалов. Это единственная возможность не быть сметным в глазах окружающих. Каждый в зависимости от уровня своего развития и социального окружения по-своему решает проблему выбора наиболее значимых авторитетов в различных областях человеческого знания. Однако получение истинного научного знания основано на непременном условии, что нет научных авторитетов, которым принадлежало бы последнее слово в достижении истины по какому-либо вопросу. Ученый должен уважать научные авторитеты, но вместе с тем он создает и выдвигает новые научно обоснованные предположения и проверяет авторитетные выводы. Авторитет не должен препятствовать будущим исследователям, а, наоборот, может и должен стать трамплином к новым исследованиям. Научное знание расширяется, безжалостно отвергая "окончательные" решения, постоянно подвергая сомнению теории и выводы признанных авторитетов. Традиция. Одним из самых убедительных источников получения и передачи знания является традиция, так как именно в ней кто пренебрегает традиционными представлениями и выводами, можно считать либо психически неполноценными, либо глупцами, или если традиция хорошо зарекомендовала себя в прошлом, то ее основные положения следует принять в неизменном виде? Отвечая на эти вопросы, следует учитывать, что традиция сохраняет как совокупную мудрость, так и совокупную глупость, накопленную прошлыми поколениями. Ее можно представить себе в виде чердака общества, в который втиснуты все виды полезных образцов и все виды заблуждений, бесполезных и отживших реликтов. Великое дело научного познания состоит в том, чтобы помочь избежать повторения ошибок предков. Что касается социологии, то одной из ее задач можно считать выделение из этих традиций настоящего, истинного и отметание всего устаревшего, являющегося преградой на пути исследования общества. Общественный здравый смысл. В течение тысячелетий люди верили в то, что земля плоская, что камень и железо — абсолютно твердые тела, что истинный характер человека можно узнать по выражению его лица, что Солнце меньше Земли и т.д. Сегодня мы знаем, что многие из таких утверждений, основанных на здравом смысле, на общественном мнении, не являются истинными. В том случае, когда мы не знаем, откуда берутся и на чем основываются те или иные идеи или утверждения, мы объясняем их здравым смыслом. Дав такое объяснение своим идеям, мы обычно полагаем, что их не нужно проверять, и убеждаем себя в том, что идея или утверждение истинны, так как являются само собой разумеющимися. Это убеждение может объединять людей в коллективном самообмане, предполагающем, что все эти идеи и утверждения всегда могут быть проверены, что в любой момент может быть доказана их истинность. Термин "общественный здравый смысл" придает значимость и важность различным понятиям (взглядам, мнениям), не имеющим систематизированных доказательств истинности, на которые можно было бы ссылаться. Общественный здравый смысл и традиция самым тесным образом связаны между собой, так как за множественными и разнообразными утверждениями общественного здравого смысла стоит определенный прошлый опыт, какие-то традиционные представления. Различие между традициями и общественным здравым смыслом можно увидеть прежде всего в том, что традиционным истинам доверяют в течение некоторого длительное мени, тогда как утверждения, сделанные на основе общественного здравого смысла,— это признаваемые некритические и обычно недолговечные выводы относительно различных сторон окружающей нас действительности, в которые может верить и которым может следовать весьма ограниченный круг людей. Часто положения и утверждения, выдвигаемые общественным здравым смыслом, возникают из коллективных догадок, предчувствий, случайностей, ошибок. Именно использование общественным здравым смыслом прошлого опыта позволяет в некоторых случаях приходить к полезным и верным догадкам и выводам. Например, утверждение о том, что в случае столкновения людей мягкий ответ снимает раздражение и напряженность", является ценным практическим наблюдением за событиями, происходящими в процессе повседневного взаимодействия людей. Однако наблюдения, основанные на общественном здравом смысле, во многих случаях приводят к ошибочным заключениям. Здравый смысл может определяться как народной мудростью, так и заблуждениями, отделить которые друг от друга — задача науки. Социологам чаще, чем представителям других наук, приходится бороться с заблуждениями общественного здравого смысла, поскольку с предметом социологических исследований люди сталкиваются практически ежедневно и имеют по этому поводу достаточно устойчивые суждения. Поэтому социологи, представляя результаты своих научных разработок, должны уметь свяаать научное знание с ценным повседневным опытом, накопленным людьми в ходе их социальной деятельности. Научное знание. Лишь в последние два с половиной столетия научный метод становится общепризнанным для получения ответов на вопросы, возникающие при взаимодействии людей с окружающей действительностью. Что касается изучения социального мира, то в этой области наука стала авторитетным источником знаний сравнительно недавно (около 100 лет назад), и в столь короткий промежуток времени человечество получило о социальном мире больше знаний, чем за предыдущие 10 тыс. лет. Эффективное получение нового надежного знания связано прежде всего с использованием научных методов. Что же делает научные методы столь продуктивными? Чем они отличаются от других способов познания окружающего мира, от других способов постижения истины? Суть состоит в том, что оно основано на доказательствах, которые могут быть проверены. Под доказательствами в этом случае мы будем понимать конкретные результаты фактических наблюдений, которые Другие наблюдатели имеют возможность видеть, взвешивать, измерять, подсчитывать или проверять на точность. В настоящее время знание, основанное на доказательствах, стало привычным для членов общества, и многие в какой-то степени осведомлены в отношении научных методов. Но еще несколько столетий назад средневековые схоласты могли вести длительные споры о том, сколько зубов у лошади, не беря на себя труд заглянуть ей в рот и посчитать зубы. С тех пор как знание людей связывается с фактически проверяемыми доказательствами, наука имеет дело лишь с вопросами, по которым эти доказательства могут быть приведены. Такие вопросы, как есть ли Бог, как предсказать судьбу или что делает предметы прекрасными, не входят в область научного знания, поскольку факты, относящиеся к ним, невозможно взвесить, оценить и проверить. Эти вопросы могут быть необыкновенно важными для людей, но научный метод не имеет инструментов для их решения. Ученые могут изучить причины веры человека в Бога, в судьбу, в прекрасное или во что-нибудь другое либо определить личностные или социальные последствия той или иной веры, но это ничего не даст для установления истинности или ошибочности самих верований. Таким обрааом, наука не может дать ответы на все важные для человечества вопросы, многие из них находятся вне ее компетенции. Научный метод является наиболее эффективным источником реального знания о поведении людей и окружающей их действительности, но наука не может ответить на вопросы о сверхприродных явлениях или основополагающих принципах эстетики. Ответы на эти вопрось находят в метафизике или религии. Каждый научный вывод служит наилучшей интерпретацией всех доступных в данный момент доказательств, но новые дока зательства могут появиться на следующий же день, и, казалос! бы, всесторонне и тщательно доказанный научный вывод в мгно пение окажется несостоятельным. Постоянная критика и опро вержение ранее доказанного — явление в науке обычное и даж! обязательное: основополагающее свойство научного знания состоит в том, что все выводы и гипотезы, полученные с помощью на учного метода, могут подвергаться критике и Оыть опровергнутыми. Это ведет к тому, что процесс научного познания бесконечен и не может быть абсолютной истины. Все научные истины ос- I кованы на опытных данных, соответствующих определенному I этапу развития человеческой мысли. Поэтому они постоянно пе- I ресматриваются в свете новых доказательств, новых опытных дан- I ных. Некоторые научные выводы (например, о том, что Земля является сфероидом, что врожденные способности проявляются только в определенном культурном окружении) базируются на таком мощном фундаменте доказательств, что ученые сомневаются в возможности опровергнуть их новыми доказательствами. 2.2. СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ Трудно представить себе человека, полностью свободного в своих действиях, формировании личностных целей и выборе альтернатив поведения. Каждый живущий в обществе человек подвергается воздействию со стороны не только окружающих его отдельных личностей, ассоциаций, групп, но и результатов их прошлой деятельности: системы ценностей, норм, правил, правовых законов. Кроме того, очевидно, что важным фактором, ограничивающим свободную деятельность человека, служит окружающая его среда: климатические условия, предметы материальной культуры, созданные руками людей, природные земные и космические явления. Если к этому добавить влияние свойств характера и других качеств личности, то станет очевидным, что число барьеров и ограничений, изменяющих поведение человека, достаточно велико. В результате этого действия ассоциированных я социальные группы людей и деятельность социальных институтов становятся в значительной степени однонаправленными, а поведение людей, контролируемое влиянием группы и институтов,— менее разнообразным, более стандартизированным. Это обусловливает повторяемость образцов поведения человека и в известной степени предсказуемость его стремлений, установок и действий, которая растет по мере усложнения структуры общества и появления новых способов контроля за действиями людей. Таким образом, деятельность и поведение людей в обществе подвержены действию объективных, т.е. не зависящих от сознания людей, социальных законов.Закон как относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между народами, нациями, классами, социально-демографическими и профессиональными группами,а также между обществом и социальной организацией, обществом и трудовым коллективом, обществом и семьей, обществом и личностью, городом и деревней, социальной организацией и личностью и т.д Социальные законы действуют во всех сферах человеческой деятельности и могут различаться по сфере своего распространения. Так, существуют законы, действие которых распространяется на малую группу, на определенную социальную страту, социальный слой или класс и, наконец, на общество в целом. Иными словами, в сфере действия закона может находиться общество в целом или же его части. Как и все научные законы, социальные законы обладают следующими основными признаками: 1) закон может вступать в действие только при наличии определенных, строго оговоренных условий; 2) при этих условиях закон действует всегда и везде без каких-либо исключений (исключение, подтверждающее закон,— бессмыслица); 3) условия, при которых действует закон, реализуются не полностью, а частично и приблизительно. Наличие указанных признаков у всех без исключения научных законов имеет чрезвычайно важное значение для исследователей. При анализе действия закона и формулировании его содержания исследователь должен по возможности исчерпывающе оговаривать условия такого действия. Поэтому утверждения типа "индивиды всегда стремятся образовывать социальные группы" не являются социальными законами, поскольку в них не оговорены условия их действия. В то же время утверждение типа "деловой, конструктивный социальный конфликт в организации всегда разрешается после устранения причин его возникновения, если не повлияют внешние (внеорганизационные) факторы и не Произойдет перераспределения ресурсов внутри организации" описывает действие социального закона, поскольку четко оговорены его условия. Очевидно, что невозможно полностью избежать организации влияния внешних факторов и добиться того, чтобы материальные ресурсы, информация, влияния не перемещались ^утри организации. Но можно найти ситуацию, максимально приниженную к условиям действия закона в той или иной органи-зашш. Если деловой конфликт в организации после его причины не разрешается, это означает только то, что не вы. полнены оговоренные в формулировке закона условия. Другой пример социального закона приводит А. Зиновьев. Социальный закон содержится в следующем утверждении: "Если в одном учреждении человеку платят за такую же работу больше, чем в другом, то человек поступит работать в первое из них при том условии, что для него работа в этом учреждении не отличается ничем, кроме зарплаты". Может случиться, что работник выберет учреждение, в котором меньше платят, но которое расположено ближе к дому или имеет лучшие условия труда. Это не опровергает приведенного выше утверждения, так как в данном случае явно не выполняются условия действия закона. Не может быть учреждений с абсолютно одинаковыми условиями работы, кроме зарплаты, однако приблизиться к этому вполне возможно. Точно так же действуют научные законы во всех других науках. Например, в условия физических законов очень часто вводятся такие понятия, как равномерное и прямолинейное движение, абсолютно твердое тело, абсолютно черное тело, которые в реальной жизни не существуют. Значит, речь идет лишь о более или менее близком приближении реальных условий к этим понятиям. Но, пожалуй, основным требованием к социальному закону должно быть то, что он обязательно выполняется при оговоренных условиях. В противном случае утверждение не отражает действующего закона. С социальными законами люди сталкиваются постоянно и либо подчиняются их действию, либо стараются их избегать, приспосабливают свое поведение к социальным з Date: 2015-05-09; view: 490; Нарушение авторских прав |