Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Краткое описание дисциплины





Курс «Древнерусское искусство» предназначен для студентов 2-го курса факультета искусствоведения и культурологии специальности 035400 - «Искусствоведение» очной, заочной, очной-заочной и дистантной форм обучения. Курс относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

Материал отбирался и организовывался по типологическому и историческому принципам. Методологические подходы к описанию и анализу произведения русского средневекового искусства раскрываются в соответствии с принципами искусствоведческого анализа, интерпретационной иконографии, стилистического анализа, богословско-литургического содержания синтеза искусств.

Содержание курса распределяется между лекционной и практической частями на основе принципа дополнительности. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическим и историческим темам. В отборе и организации материала практических занятий выражена направленность курса на изучение произведений искусства в условиях музейных и выставочных экспозиций, а также средствами Интернет-ресурсов.

 

Цель изучения дисциплины – дать студентам целостное представление о древнерусском искусстве, о выраженных в нем особенностях национального менталитета, о месте искусства русского средневековья в мировой художественной культуре.

Учебные задачи дисциплины:

Показать развитие пространственных искусств в историческом контексте, в связи с фактами, событиями, духовными движениями русской и мировой истории,

Выявить через художественные произведения основные культурные тенденции эпохи.

Изучить историю отечественного искусства от рубежа IX — X веков до конца XVII века:

1) истоки изобразительного искусства IX—X веков, восходящие к художественной культуре языческих славянских племен, искусству античного и скифского Причерноморья;

2) процесс объединения восточнославянских племен, принятия христианства, образования феодального государства — Киевской Руси в X-XII веках;

3) христианскую иконографию, ее основную типологию;

4) взаимодействие Руси, занимающей срединное положение в евразийских границах, с культурами Византии, южнославянских стран, Западной Европы, Востока;



5) эпоху феодальной раздробленности второй половины XI— XIV веков – важнейший этап русского средневековья – с богатством cтилей областных школ (Владимир, Новгород, Псков, Ярославль, Тверь и др.);

6) сложение общенациональных черт русского искусства в XV— XVI веках в эпоху Московского царства;

7) развитие элементов культуры Нового времени в XVII веке.

Познакомить с традициями искусства Древней Руси в эпохи Нового и Новейшего времени, византинизирующей иконописью ХХ-XXI веков.

Место курса в системе гуманитарного знания.

Курс является важнейшим элементом профессиональной подготовки специалиста в области искусствоведения. Он дает базовые представления об основах древнерусской культуры, видах и жанрах древнерусского изобразительного искусства (графики, скульптуры, живописи, ДПИ, архитектуры). Курс органично дополняется знаниями, получаемыми студентами в курсах «Технология искусства», «Описание и анализ памятников», практикуме «Рисунок и живопись», «Раннехристианское искусство. Искусство Византии», «Западноевропейское искусство средних веков», «Теория и история литературы» и служит основой изучения отечественного искусства.

Требования к уровню освоения содержания курса. Студент, обучающийся по данной программе, должен освоить полный курс, в том числе его работа должна включать посещение лекций, активную работу в процессе семинарских занятий, самостоятельную деятельность. В результате освоения курса студенты должны уметь проводить анализ произведений древнерусского искусства, понимать выразительные средства условной художественной системы. Студенты должны овладеть навыками анализа памятников как в устной, так и в письменной форме, а также выработать умение грамотно излагать свои мысли и исторически грамотно анализировать изучаемый материал.

Методическая новизна курса заключается в том, что в процесс лекционных занятий вводятся обсуждения предъявляемого изобразительного материала, проблемных вопросов, решаются специальные проблемные задачи и т.п. Промежуточный контроль осуществляется в виде собеседования по анализу произведений, слайд-теста. Итоговый контроль - экзамен в третьем семестре проводится на материале курса.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Код разделов и тем Раздел, тема дисциплины* Содержание
Р1 Введение в изучение  
Т1 Общая характеристика и внутренняя периодизация искусства Древней Руси Древнерусское изобразительное искусство X—XVII вв. как исток отечественной художественной культуры. Специфические особенности древнерусского искусства. Нераздельность с христианской религией, эстетическими взглядами и потребностями феодального общества, отражение в искусстве народных художественных идеалов. Значение этического смысла религиозного образа, его направленность на диалог с «внутренним человеком». Условно-символическая изобразительная система древнерусского искусства, обратная перспектива как художественно-смысловая концепция. Иконографический тип и художественный образ. Интерпретационная иконография. Канон и стиль. Синтез искусств: храмовая декорация как архитектурно-художественный синтез, обусловленный литургическим действом. Взаимосвязи с искусством Византии, южнославянских стран, Западной Европы, Востока, многообразие художественных школ и стилистических направлений в искусстве Древней Руси. Проблема жанров. Периодизация, проблемы этапов развития
Т2 Историография древнерусского искусства Восприятие древнерусского художественного наследия в Новое и Новейшее время. Ф. И. Буслаев,. Научные археологические общества по изучению древностей российских, музеи, иконописные коллекции во второй половине XIX века. Археологический и иконографический подходы. Н. П. Кондаков, Н. В. Покровский и др. Пробуждение художественного интереса к русской иконописи в начале XX в. Выставка древнерусской иконы 1913 года в Москве. Создание отделов древнерусского искусства в Третьяковской галерее, Русском музее, Историческом музее. Формирование концепций исторического развития искусства. Первый обобщающий труд: «История русского искусства» под ред. И. Э. Грабаря (1910-1916). Древнерусское искусство в философско-религиозной мысли начала ХХ в.: С. Булгаков, С. Трубецкой, П. Флоренский. Октябрьский переворот 1917 г., отделение церкви от государства. Деятельность И.Э. Грабаря. Центральные реставрационные мастерские в Москве, развитие научной методологии реставрации. Новые значительные открытия иконописных школ, экспедиции и вывоз из провинции высокохудожественных произведений. Отечественная наука о древнерусском искусстве в ХХ в.: Э. Грабарь, А. И. Некрасов, М. В. Алпатов, Н. И. Брунов, Г. В. Жидков, М. А. Ильин, Н. Н. Воронин, Г. К. Вагнер, Н. А. Демина, О. И. Подобедова, В. Г. Брюсова, М. К. Каргер, А. И. Комеч, Л. И. Лифшиц, Г. С. Колпакова, О. С. Попова, Э. С. Смирнова, Г. И. Вздорнов и др. Значение деятельности В.Н. Лазарева. Выход в свет 1-4 томов академической «Истории русского искусства» (1953-1959). Выпуск с 1963 г. томов (под ред. О. И. Подобедовой) продолжающегося издания «Древнерусское искусство». Восстановление и реставрация архитектурных и живописных памятников, выставки новых открытий 1960-80-х годов. Выход обобщающих исследований по истории древнерусского зодчества. Выпуск с 1996 сборников статей (под ред. А. А. Салтыкова) продолжающегося издания «Искусство христианского мира». Изучение древнерусского искусства в конце ХХ - начале XXI столетия. Исследования А. М. Лидова, Н. В. Пивоваровой, В. Д. Сарабьянова, Т. Ю. Царевской. Новый масштабный проект Государственного института искусствознания (Москва) по изданию истории русского искусства в 22 томах, выход первого тома в 2007 году.
Р2. Искусство периода разложения первобытнообщинного строя и формирования феодального государства  
Т3. Искусство древних славян VI-X вв Первые сведения о славянах, появление на Днепре в VI-VII вв. Общественный строй в VI—X вв. Языческое мировоззрение и мифология. Гончарное дело, обработка дерева, кости и металла. Ювелирное искусство. Звериный («чудовищный») стиль. Изображение человека, слияние его образа с миром природы. Збручский идол (X в.). Проблема древнего дохристианского монотеизма у славян. Попытка религиозной реформы общегосударственного языческого культа в Киеве при князе Владимире I Святославиче (ок. 986)
Р3 Искусство раннефеодального государства (X-XI вв.). Киевская Русь (XI- первая четверть XII в.)  
Т4 Раннефеодальное государство и его художественная культура X— первая четверть XII в. Предыстория христианской культуры. Трактовки происхождения названия Русь: отечественная, норманнская. Упоминание Руси в исторических документах при византийском императоре Михаиле III (852). Начало славянской миссии Свв. Кирилла и Мефодия (850-860-е), создание письменного «словенского» языка, основы восточно-европейской христианской общности. Разделение в 1054 г. христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Роль православия в расцвете культуры Киевского государства. Летописание. Монументальное искусство. Киевская Русь и дальнейшее развитие русской, украинской и белорусской художественных культур
Т5 Архитектура Киевской Руси X—пер. четв. XII в. Принятие Русью из Византии в 988 г. христианства как государственной религии. Значение византийской художественной системы в развитии церковных архитектуры и живописи. Крестово-купольный храм. Символика христианского храма. Комплекс великокняжеских (кн. Владимира Святого) дворцовых построек конца Х века с придворной Успенской Десятинной церковью в старом детинце Киева (990—996). Константинопольская строительная традиция – монументальный княжеский (кн. Мстислава Удалого) Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036). Новый этап развития русской архитектуры со второй половины 30-х годов XI в. Крепостные сооружения, Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Киевский собор Софии Премудрости Божией (1037) – центр русской митрополии, памятник государственного единства. Софийские соборы в Новгородском Детинце (1045-1050, кн. Владимира Ярославича) и Полоцке (1066, кн. Всеслава Полоцкого), общие черты с Киевской Софией и местные особенности.
Т6 Монументальная и станковая живопись Киевской Руси X— первой четверти XII в. Мозаика и фреска. Система росписи крестово-купольного храма. Техника и материалы мозаики, грунты, смальта (мусия). Мозаики Киевской Софии (ок.1043-1046). Соответствие монументального замысла общей программы декорации духовной и исторической ситуации Руси XI века. Иконный принцип изображения, роль линейного начала, золото фонов и многокрасочная палитра смальты. Греческие и русские мастера, проблема авторства. Несохранившийся цикл мозаик Великой Успенской церкви Киево-Печерского монастыря, выполненных константинопольскими мастерами (1083-1089). Мозаики церкви Михаила Архангела (Михайловского Златоверхого монастыря, ок. 1112). Фрагментарность уцелевших композиций. Святой воин Дмитрий Солунский (изображение на предалтарном столбе, ГТГ) – патрональный образ, воплощение воинской доблести, нравственного идеала времени. Евхаристия – сопоставление с одноименной композицией в Софийском соборе. Фрески Киевской Софии (1046). Иконографический состав. Портрет (1045?) Ярослава Мудрого и его семьи в западном рукаве наоса под хорами, реконструкция. Фрески боковых нефов (1061-1067). Светские сюжеты в росписях лестничных башен (перв. четв. XII в.), отражение киевского и византийского придворного быта. Сотрудничество греческих и русских живописцев. Многообразие художественных контактов Киевской Руси. Фрески Кирилловского храма в Дорогожичах под Киевом (XII в., кн. Всеволода Ольговича). Икона. Материалы и техника иконы (деревянная основа, паволока, левкас, золочение, яичная темпера, покровный слой). Метод иконописания. Графья. Значение «лицевого подлинника». Палладиум Руси - икона Богоматерь Владимирская (на Руси с 1135, с 1155 во Владимире; ГТГ), иконография («Умиление»), история. Первые русские живописцы. Алипий (Алимпий,?-1114) Икона Богоматерь Печерская (Свенская, ГТГ). Миниатюра. Рукописная книга, материалы и техника. Остромирово Евангелия (1056—1057, РНБ), Изборник Святослава (1073, ГИМ), Трирская Псалтирь (Кодекс Гертруды, 1078—1087, Чивидале, Италия).
Р4 Искусство периода феодальной раздробленности (XII - н. XIII вв.)  
Т7 Раздробление Киевской Руси и сложение областных художественных школ XII - н. XIII вв. Съезд князей в Любече (1097, «каждый да держит отчину свою»). Децентрализация Руси. Сложение областных художественных школ. Сочетание в них общерусских традиций со своеобразными местными чертами. Упадок Киева к сер. XII в. Монголо-татарское нашествие на Русь. Поход Батыя (1236-1242). Междоусобные войны. Войны против немецких, шведских и литовских феодалов. Расцвет летописания в местных центрах. Идея единства русской земли и ее отражение в литературе и изобразительном искусстве.
Т8 Архитектурные школы русских княжеств XII - н. XIII вв Новые черты в з о д ч е с т в е К и е в а иЧ е р н и г о в а. Усиление влияния церковной идеологии. Распространение типологической схемы трехнефного монастырского храма. Собор Успения Богоматери Киево-Печерского монастыря (1073—1078, не сохр.): Собор Михаила Архангела Михайловского Златоверхого монастыря (1108-1113, кн. Святополка Изяславича), Церковь Архангела Михаила в Выдубицком монастыре (1070-1088). Церковь Спаса на Берёстове (пер. четв. XII в.). Собор Успения Елецкого монастыря в Чернигове (н. XII в.). Новая стилевая тенденция второй половины XII в.: появление городского четырехстолпного, башнеобразного храма. Церковь Параскевы Пятницы на Торгу в Чернигове (рубеж XII—XIII вв.). Храм Василия в Овруче (кон.XII в.). Зодчий Петр Милонег. А р х и т е к т у р а Г а л и ц к о - В о л ы н с к о г о княжества. Собор Успения во Владимире-Волынском (1160). Храмы Галича XII в. Церкви Гродно (Борисоглебская на Коложе, «Нижняя церковь» гродненского кремля XII в.). Памятники Холма в летописных известиях (сер. XIII в.): А р х и т е к т у р а П о л о ц к о г о (собор Спасо-Евфросиньева монастыря, до 1159? г., зодчий Иоанн) и С м о л е н с к о г о княжеств (церковь Михаила Архангела на Смядыни в Свирской слободе князя Давида Ростиславича,1180-е).
Т9 Архитектура Новгородского княжества XII - н. XIII вв Новгород Великий - столица феодальной республики (с 1136). Политическое устройство. Отражение в архитектуре взаимоотношений веча и княжеской власти. Соборы Николая Чудотворца на Ярославовом дворище (1113, кн. Мстислава Владимировича), Рождества богородицы Антониева монастыря (1117, прп. Антония), Георгиевский Юрьева монастыря (1119, кн. Мстислава Вл.). Зодчий Петр. Демократизация архитектуры, распространение во второй половине XII века четырехстолпного одноглавого храма. Роль заказчика. Собор Спасо-Мирожского монастыря во Пскове (1130-40е?, еп. Нифонта). Церкви Георгия в Старой Ладоге (вт. пол. XII в.), Благовещения на оз. Мячине («в Аркажах»,1179, еп. Илии). Церковь Спаса Преображения на Нередице – Спас на Городище (1198, кн. Ярослава Владимировича) – выдающийся памятник новгородского зодчества. Творческие конструктивные решения, преодоление статики позакомарного перекрытия: пирамидальное построение архитектурных форм церквей Параскевы Пятницы на Торгу (1207) и Рождества Богоматери в Перынском скиту (перв. треть XIII в.?). Церковь Николы на Липне (1292). Упадок строительства во второй половине XIII в. Влияние нового архитектурного направления на новгородское зодчество XIV в.
Т10 Монументальная и станковая живопись Новгорода XII - н. XIII вв. Ф р е с к а. Сложение основ местной новгородской традиции, ее стабильность в первой трети XII в. Разновременные фрески Новгородской Софии: купольная композиция, барабан (1109). Росписи южной Мартириевской паперти – на пилоне изображение Константина и Елены (вт. пол. XI в.), Деисус (1144). Роль киево-византийской художественной традиции во фресках княжеских соборов Георгиевского Юрьева монастыря (фигуры святых на лестничной башне), Николо-Дворищенского (фрагменты Страшного суда: Праведный Иов, нач. XII в.), гармония образа, классические основы пропорционирования. Фрески Антониева монастыря (1125): программа росписи, фрагментарная сохранность восточной алтарной части. Уникальный по сохранности ансамбль фресок собора Спасо-Преображения Мирожского монастыря во Пскове (1138-1142?) их линейная манера, аналогия с художественным строем росписей восточных византийских провинций.Изобразительная и духовная экспрессия образов во фресках церкви Благовещения на оз. Мячине («в Аркажах», 1189). Художественная цельность росписи Георгиевского собора в Старой Ладоге (80-е гг. XII в.). Фреска Чудо Георгия о змие, ее «изящная орнаментализованная линеарность»; греческие мастера(?). Дальнейшее развитие самобытной новгородской художественной культуры и наиболее яркое ее создание — фресковый ансамбль церкви Спаса Преображения на Нередице (1199).Продолжающиеся работы по реставрации фрескового цикла Нередицы в 2000-х гг. И к о н а. Комниновская стилевая тенденция к. XI-XII в. Монументальная настолпная икона Софийского собора Свв. Петр и Павел (вт. пол. XI в., Новгород. ист.-архит. музей-заповедник); двусторонняя икона Св. Георгий (поясной, на об. Богоматерь Одигитрия, вт. пол. XI в., Успенский соб. Моск. Кремля); Устюжское Благовещение, Св. Георгий (перв. треть XII в., ГТГ); Богоматерь Знамение (ок. 1136, на об. Петр и Анастасия, Новгород, Софийский собор); Богоматерь Умиление (вт. пол. XII в., Успенский соб. Моск. Кремля); двусторонняя икона Спас Нерукотворный и Поклонение кресту: различие в стиле изображения лицевой и оборотной сторон (посл. треть XII в., ГТГ); Ангел “Златые власы” (ок. 1200, ГРМ). Ослабление в XIII в. связей с классикой Византии. Памятники переходного периода, местные признаки – «новгородизмы». Крестьянские типы святых на полях иконы Николай Чудотворец (из Новодевичьего монастыря в Москве, ок. 1200, ГТГ) и в медальонах средника иконы Николай Чудотворец (из Духова монастыря в Новгороде, вт. пол. XIII в., ГРМ). Успение Богоматери (из Десятинного монастыря в Новгороде, ок. 1200, ГТГ). Никола Липный (1294, Новгород. ист.-худож. музей-заповедник). Сложение во второй половине XIII века новгородского стиля иконописи. Краснофонная икона Иоанн Лествичник, Георгий и Власий [Еван, Георгий и Власий] (конец XIII в., ГРМ), экспрессивная трактовка образов. Житийная икона Чудо Георгия о змие (конец XIII- нач. XIV в., ГРМ).
Т11 Архитектура и скульптура Владимиро-Суздальской Руси XII - н. XIII вв. Территория: Северо-Восточная Русь, междуречье Оки и Волги. Основание Владимиром Мономахом в Суздальской земле в 1108 году города Владимира на Клязьме. Основание Юрием Долгоруким в 1147 г. Москвы. Становление княжеского единовластия. Политическая идея первенства Северо-Восточной Руси - второго очага русской государственности. Сложение великорусской народности. Киевские традиции в первых архитектурных сооружениях конца XI — начала XII в. Строительная деятельность Юрия Долгорукого, заимствование в середине XII века белокаменной технологии из Европы (через Галицию?). Четырехстолпные, одноглавые храмы Спаса-Преображения в Переяславле-Залесском (1157) и Бориса и Глеба в Кидекше под Суздалем (1152), их суровый крепостной облик, скупой декор. Памятники третьей четверти XII века. Храмоздательская миссия Андрея Боголюбского. Крепостные постройки Владимира (1158—1164). Золотые Ворота с надвратной церковью Положения Ризы Богоматери. Первый Успенский собор во Владимире (1158—1161). Церковь Покрова на Нерли (1158? 1165?). Реконструкция. Комплекс Боголюбовского замка (1158—1165) с церковью Роджества Богоматери, его реконструкция. Общероманские влияния. Эпоха Всеволода III Большое Гнездо. Второй Успенский собор (1185—1189, с 1299 - центр митрополии). Дмитриевский собор (1193—1197) во Владимире. Завершающий этап в развитии владимиро-суздальского зодчества. Шестистолпный собор-усыпальница с хорами Рождества Богоматери в Суздале (кн. Георгия Всеволодовича, 1222—1225; 1530). Собор св. Георгия в Юрьеве-Польском (кн. Святослава Всеволодовича, 1230—1234; 1471). План, реконструкция, резное убранство.
Т12 Монументальная и станковая живопись Владимиро-Суздальской Руси XII - XIII вв Ф р е с к и Дмитриевского собора (90-е гг. XII в.) – памятник классического стиля. Фрагменты композиции Страшный суд. Проблема авторства (сотрудничество византийских, из Фессалоник(?), и русских мастеров). И к о н о п и с ь. Иконы Богоматерь Боголюбская (ок. 1158, Успенский собор Княгинина монастыря, Владимир), Оглавный Деисус (перв. треть XII в. ГТГ), Дмитрий Солунский на престоле (перв. треть XII в., ГТГ), Оглавный Деисус с Эммануилом (посл. треть XII в. ГТГ), Спас “Златые власы” (ок. 1200, Успенский собор Московского кремля), Богоматерь Великая Панагия (“Ярославская Оранта-Знамение”, ок. 1224, ГТГ), иконы Толгской Богоматери (Большая – к. XIII в., ГТГ и Малая – н. XIV в. Ярослав. музей).
Р5 Искусство периода борьбы за объединение русских земель вокруг Москвы (XIV- первой половины XV в.)  
Т13 Духовная жизнь и художественная культура Руси периода объединения земель вокруг Москвы XIV- первой половины XV в. Русь и Ордынское иго. Возвышение Московского княжества. Иван Калита и его последователи. Митрополиты Петр и Феогност. Москва – церковный центр Руси (с 1326). Роль церкви в поддержке сопротивления Орде: Св. преподобный Сергий Радонежский и продолжатели его дела. Дмитрий Донской. Куликовская Битва (1380), ее значение. Предпосылки создания единого государства. XIV–ХV вв. – период интенсивного сложения элементов национальной культуры. Возрождение православного христианства, оживление связей с Византией, Афоном и Cлавянским югом. Богословие исихазма, учение Григория Паламы (ум. 1359), Палеологовская стилевая тенденция. Высокий русский иконостас: единство ярусной архитектоники и смысловой последовательности ветхозаветных и новозаветных иконографических циклов. Монументальная картина библейской истории. Демократизация жизни в городах, подъем духовной жизни и расцвет художественной культуры в Москве, Новгороде, Пскове.
Т14 Архитектура Новгорода XIV- первой половины XV в Экономический и политический расцвет феодальной вечевой республики. Переходный период зодчества к. XIII - пер. пол. XIV: церкви Спаса на Ковалеве (1345), Успения на Волотовом поле (1352), Архангела Михаила на Сковородке (1355), особенности архитектурного облика. Умножение количества построек. Формирование классического новгородского типа храма во второй половине XIV в.: церкви Федора Стратилата на Ручью (1360—1361), Спаса Преображения на Ильине улице (1374), Рождества на кладбище (1381—1382). Объемно-планировочная структура одноглавого четырехстолпного одноапсидного храма. Влияние романо-готической архитектуры Прибалтики. Сепаратизм Новгорода, борьба против объединительной политики Москвы, консервативный характер новгородского зодчества нач. XV в.: архаизация местных черт, повторение в постройках найденных решений (церковь Петра и Павла в Кожевниках нач. XV в.) и одновременно «западничество». Тип миниатюрной церкви: церкви Двенадцати апостолов на Пропастех, Симеона в Зверине монастыре, Николы в Гостинопольи. Перестройка епископского Владычного двора в Детинце. Гражданские сооружения: Грановитая (Евфимиева) палата (1433). Восьмигранная башня «Часозвони», ее шатровое покрытие, здание хлебных складов. Стены и башни Новгородского кремля. Военное присоединение в 1478 г. Новгорода к Москве, упразднение новгородского веча.
Т15 Монументальная живопись Новгорода XIV – первой половины XV в. Расцвет монументальной живописи в XIV в. Социальные противоречия, религиозные ереси. Воздействие на искусство идей исихазма. Палеологовская стилевая тенденция, черты нового. «Феофановское живописное направление», атрибуционная дискуссия в искусствоведческой литературе. Фрески церкви Успения на Волотовом поле (1352, 1363, 80-е гг.? XIV в.), трудность определения авторства. Переживание реальности события в повествовательной сцене (камера под хорами) “Слово о некоем игумене”. Внимание к внутренней жизни человека: ктиторские портреты архиепископов Моисея и Алексия.. Творчество Феофана Грека (1330-е – между 1405-1415), константинопольского живописца, его появление на Руси. Биографические сведения. Росписи новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице (1378). Фрагментарная сохранность. Спас Вседержитель в куполе. Статуарная обобщенность фигур купольной части (праотцы, пророки), столпников Троицкого придела, энергия пространственных цезур; внутренняя драматическая напряженность образов, их индивидуальность; сложность, противоречивость духовного мира личности. Композиция Троица Ветхозаветная («Гостеприимство Авраама»). Стилистические параллели с «раннепалеологовским Ренессансом» фресок и мозаик нарфика монастыря Хора (Кахрие Джами) в Константинополе. Фрески церкви Феодора Стратилата на ручью (около 1378), сходство с фресками Феофана Грека, дискуссионность атрибуции позднепалеологовскому искусству. Фрески церкви Спаса на Ковалеве (1380) и южнославянская традиция: соприкосновение цикла Страстей с памятниками македонской и сербской школ. Обогащение иконографии: Не рыдай мене мати, Предста Царица одесную тебе, Тетраморф. Фрески церкви Рождества на кладбище (к. XIV в), их сухая графическая манера исполнения. Росписи церкви Симеона Богоприимца в Зверине монастыре (1468?), уменьшение масштабов, уподобление фресок иконе («фресковый менологий», своеобразный лицевой подлинник). Фрески церкви св. Николая в Гостинополье (70-е гг. XVв.) Кризис монументальной живописи в конце XV в.
Т16 Новгородская иконопись XIV- первой половины XV в Собственная непрерывающаяся традиция, ее самоценность, сложность художественного развития. Рождество Богородицы (ГТГ), Введение во храм (ГРМ), Чудо Георгия о змие (ГРМ), Пророк Илья (ГТГ), Покров (ГТГ), Архангел Михаил (ГТГ), Борис и Глеб (Новгородский музей). Отечество (ГТГ). Избранные святые, образы народных скоропомощников – Илья, Никола, Георгий, Ульяна, Анастасия и Параскева Пятница, Флор и Лавр, Власий и Спиридоний. Чистота и сочность красок, упрощение и геометризация форм, лаконизм композиции, сложение типологии «новгородского лика». Расцвет Новгородской иконописи в конце XIV — перв. пол. XV вв. Импульсы палеологовского Возрождения. Рождество Христово (ГТГ), Сретение, Преображение (обе в Новгородском музее). Чудо Георгия о змие (ГТГ), Покров, Четырехчастная икона (ГРМ). Жизнеспособность иконы, появление новых иконографических сюжетов. Усиление повествовательности, отражение исторических событий. Битва с новгородцев с суздальцами (Чудо от иконы Знамение, сер. XV в., Новгородский музей; ГТГ). “Молящиеся новгородцы”(«Портрет» боярской семьи Антипы Кузьмина, 1467, Новгородский музей). Группа икон из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря (1497, ГТГ) – пример взаимовлияния и сотрудничества московских и новгородских мастеров. Флор и Лавр (ГТГ). Иконы церкви Николая Чудотворца в Гостинопольском монастыре (Жены Мироносицы, ок. 1475, ГТГ) Силуэтность фигур, большая роль линии, тонкослойное письмо ликов, их крупные черты, сухие “движки”. Софийские иконы-«полотенца» (таблетки) – иллюстрированный месяцеслов (конец XV в., Новгородский музей). Кризис Новгородской школы живописи в конце XV — сер. XVI в. Влияние новгородской живописи на искусство формирующегося московского государства. Самобытность северных писем – иконописи Обонежья, Северной Двины, Каргополья. Крестьянский характер северных писем. Обобщенность и монументальность образов. (Кирилл Белозерский, Снятие с креста, Положение во гроб). Вологда как крупный художественный центр Севера. Новые открытия 60—70-х гг. XX в.
Т17 Архитектура, монументальная и станковая живопись Пскова XIV- XV в. А р х и т е к т у р а. Псков – центр самостоятельной вечевой республики с 1348г. Строительство оборонительных сооружений. Демократизм, простота, практичность, камерный характер псковского церковного зодчества. Сложение типологии псковского храма. Реконструкция Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (к. XIII в.). Церковь Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1310) как аналог реконструированного Мирожского, крестообразное пространство, завершенное световой главой. Расцвет архитектуры в XIV-XV Второй Троицкий собор (1365—1367). Высотность, ступенчато-повышенные подпружные арки, кокошники вокруг барабана, пониженные нартекс с хорами, приделы; псковский зодчий Кирилл. Церковь Василия Великого на Горке (1413). Церковь Успения Богоматери в Мелётове (1462-1463). Церковь Козьмы и Демьяна с Примостья (1462). Создание б е с с т о л п н ы х храмов, их конструктивные особенности. Строительный материал – известняковая плита. Церкви Никиты Мученика (1472), Николы Каменноградского (1470-е). Храмы на п о д к л е т а х. Псковские з в о н н и ц ы (церковь Богоявления с Запсковья,1496). Каменные г р а ж д а н с к и е сооружения более позднего времени (XVI – XVII вв.): Поганкины палаты, “Солодежня” (дом Лапина), палаты Меншиковых. Их реконструкция (верхний деревянный этаж). Присоединение псковских земель к Москве в 1510 г. Ф р е с к а. Живописная экспрессия росписей храма Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313). Церковь Успения в Мелетове (1465), смелость и живость письма, сохранение традиций XIV в. И к о н о п и с ь. Художественная самобытность псковской иконописной школы, влияние приемов фрескового письма. Насыщенная палитра контрастных цветов, ритмические диссонансы, смелые ракурсы движения, свобода иконографического творчества. Образы: Богоматерь Одигитрия, XIII в. (ГТГ), Илья в пустыне с житием, XIII в. (ГТГ), Никола с житием, нач. XIV в. (ГРМ), Огненное восхождение Пророка Ильи, XIV в. (ГИМ), Деисус, вт. пол XIV в. (Новгородский музей), Собор Богоматери, вт. пол XIV в. (ГТГ); Воскресение-Сошествие во ад, XIV в. (ГРМ); Параскева, Варвара, Ульяна, вт. пол XIV в. (ГТГ); избранные святые Анастасия, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Василий Великий, XV в. (ГТГ). Выразительность образов, психологическая острота характеристик.
Т18 Архитектура, монументальная и станковая живопись Москвы XIV- первой половины XV в Ведущее значение Москвы в объединении Руси. Оживление художественной жизни в последней четверти XIV в. А р х и т е к т у р а. Дубовый Кремль Ивана Калиты. Традиции Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества. Успенский собор в Кремле (1326), церковь-колокольня Иоанна Лествичника (1329), Архангельскийсобор (1333). Белокаменный Кремль (1367). Строительство за пределами Москвы. Успенский собор в Коломне (1379-82) – храм-памятник Куликовской битве. Церковь Успения на Городке в Звенигороде (1399), собор Саввино-Сторожевского монастыря (нач. XV). Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422). Особенности конструкции и декоративного убранства. Собор Спаса Нерукотворного Спасо-Андроникова монастыря (1427). Возникновение м о с к о в с к о й ш к о л ы ж и в о п и с и. Малое количество памятников XIV в. Митрополичьи мастерские, причастность к искусству эпохи Палеологов: иконы Спас Вседержитель оплечный, перв. четв. XIV в. (Музеи Кремля), Спас Ярое око, 1340-е (Музеи Кремля), их эмоциональный строй, активность пластики, роль света. Интенсивное развитие иконописи в 1330-е – 50-е годы, роль работающих в Москве греческих мастеров, культурная среда московской художественной элиты. Иконы Борис и Глеб на конях, 1360-е (из Успенского собора Кремля, ГТГ), Похвала Богоматери с акафистом, 1360-е гг. (Музеи Кремля). Сложность, разнонаправленность, художественной жизни Москвы «после 1360-х». Творчество Феофана Грека в Москве, его появление в столице ок. 1390? (предшествующая работа в Нижнем Новгороде, присоединенном к Москве в 1392). Проблемы датирования его произведений. Деисусный чин (1405?) Благовещенского собора Московского Кремля. Роль мастера в созидании высокого иконостаса. Двусторонняя икона: Донская Богоматерь/Успение, 1390-е гг. (ГТГ); Четырехчастная-Четыредесятница, к. ХIV в. (ГТГ); Преображение, нач. 1400-х гг. (из Переяславля-Залесского, ГТГ). Сходные стилистические признаки в памятниках разного происхождения: Предста Царица, ок. 1380 (из Успенского собора, Музеи Кремля), Борис и Глеб на конях, ок. 1377 (Новгородский музей). Андрей Рублёв (1360/70—29.01/11.02 1430?, Спасо-Андроников монастырь, Москва) — художественный гений Древней Руси. Сложность датировок и выделения индивидуального стиля мастера из коллективных работ. Иконы деисусного Звенигородского чина (1394-1399, ГТГ): Спас Вседержитель, архангел Михаил, апостол Павел. Миниатюры и инициалы Евангелия Б. М. Хитрово (РГБ, ок.1400). Праздничный чин (1405?) Благовещенского собора, дискуссионность состава, атрибуции, участия в его создании Прохора с Городцаи Рублева. Стенопись (сцены Страшного суда в западной части среднего нефа; сцены Рая на склонах и люнетах свода юго-западной части под хорами, 1408) и иконостас (т. наз. Васильевский, 1408, ок. 1410? ГТГ, ГРМ) Успенскогособора во Владимире, содружество Рублева с Даниилом(?)Черным.Новое понимание религиозного образа, воплощение в нем гармонического идеала совершенного человека. Гуманизм и народность искусства Рублева, отражение русского национального этнического типа и склада характера, индивидуальность образов. Икона Троица Ветхозаветная (ок. 1410-1425, ГТГ)— явленный образ, вершина творчества мастера. Идея братского единства, мира и любви, воплощенные в единстве богословско-догматического и художественного смыслов. Совершенство композиции, символика ее элементов, равновесие фигур и пустот фона, колорит, соотношения тональностей санкиря и вохрений в моделировке ликов, роль линейного начала в доличном письме, владение всем спектром выразительных средств. Школа Рублева. Спас в Силах, 1410-1415 (ГТГ), Рождество Христово, 1410-20-е гг. (ГТГ), Вознесение, 1410-20-е гг. (ГТГ), Архангел Михаил с житием, 1410-е гг. (Архангельский собор, М.). Иоанн Предтеча, вт. четв. XV в. (МИАР), Спас Вседержитель, вт. четв. XV в. (ГТГ). Иконостас (до 1428) Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Влияние на искусство последующего времени, развитие Московской живописи в XV веке.
Р6 Искусство периода централизованного русского государства (вторая половина XV - XVI в.)  
Т19 Художественная культура Руси эпохи централизованного государства во второй половине XV - XVI в. Конец монголо-татарского ига (1480, «cтояние на Угре»). Великое княжение Ивана III. Рост международного значения русского государства. Политическая теория: “Москва — третий Рим”. Формирование общерусской культуры, начало процесса ее обмирщения, западно-европейские влияния. Москва – центр художественной жизни; слияние областных школ, сложение единого государственного направления. Царствование Ивана IV Грозного. Идеология единодержавной, «богоизбранной» власти московского государя. Иконографические программы как отражение в искусстве политических тенденций эпохи. Религиозно-политическая борьба конца XV - начала XVI века, победа «стяжателей». Утверждение автокефалии русской церкви, введение патриаршества (Иов с 1589). Стремление государства централизовать все сферы общественной жизни. Расцвет архитектуры, широкая строительная деятельность. Учреждение Приказа каменных дел (1584). Московский Печатный двор и начало книгопечатания (1563). Деятельность митрополита Макария по созданию национального православного пантеона, «Великие Минеи Четьи» («чтения ежемесячные», 1552). «Степенная книга» (1563, систематическое изложение русской истории, светские и церковные биографии). Лицевой летописный свод. Решение Стоглавого собора по вопросам иконописи (1551), подтверждение ориентации на “образец”. Иконописный подлинник, толковый и лицевой, как опора традиции и как средство регламентации живописи. Две тенденции в ее развитии. Дело дьяка Ивана Висковатого (1553—1554).
Т20 Архитектура периода централизованного русского государства второй половины XV - XVI в Широкий размах строительства во второй половине XV столетия. Деятельность В. Д. Ермолина. Перестройка МосковскогоКремля (1485—1506). План Кремля, его связь с рельефом местности. Успенский Собор (1475—1479) Аристотеля Фиораванти, традиции белокаменного Владимиро-Суздальского зодчества, новаторство. Благовещенский собор (1484—1489, домовый великокняжеский) и церковь Ризположения (1484—1485, домовая митрополичья), участие в их постройке псковских мастеров. Архангельский собор (1504—1509, храм-усыпальница) Алевиза Нового: элементы архитектуры Возрождения, «венецианизмы». Дворец Ивана III. Грановитая палата (1487—1491) зодчих Марко Руффо и Пьетро Солари. Столп-колокольня Ивана Великого (1505-1508) Бона Фрязина, композиция, принцип доминирующей вертикали в кремлевском ансамбле. Сложение и расцвет единой русской национальной архитектуры в XVI в. Основные направления, связанные 1) с великокняжескими (затем царскими) заказами (величественные соборы в присоединенных областях и землях), 2) с деятельностью церкви (монастырские соборы и трапезные), 3) с широкими запросами посадского населения (приходские храмы). Расцвет к р е п о с т н о г о строительства. Сооружение Китай-города в Москве Петроком Малым(1530-е). Белый город в Москве. Строительство крепостных сооружений и городов на северо-западе и западе Руси: Изборск, Ладога, Копорье, Ивангород. Организация системы укрепления оборонительных линий на юге (засечная черта). Коломна, Тула, Зарайск, Серпухов. Выдающийся русский градостроитель Федор Конь, его Смоленская крепость (1595-1602). Монастырские крепости XVI в. (Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев монастыри), художественное значение их ансамблей. Создание нового типа башнеобразного каменного храма-памятника. Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532) — выдающееся произведение ш а т р о в о г о зодчества. Связь с деревянным зодчеством. Особенности плана и композиции. Декоративное решение фасадов. Скульптурность и динамичность архитектурного решения, слияние с окружающим пейзажем. Идея величия и силы, воплощенная в архитектурном образе. Влияние на последующее зодчество. Церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове (1553—1554), ее план и композиция: столпная конструкция из пяти изолированных ярусных восьмигранников на общем основании. Живописность архитектурной декорации. Мемориальный характер названных сооружений. Покровский собор (храм Василия Блаженного, 1554—1560) на Красной площади в Москве — памятник государственного единства. Значение в истории русского зодчества. Новизна решения, планировка, символика собора-города. Отражение народных вкусов, сказочное великолепие узорочья, красно-белая цветовая гамма (полихромия XVII в.). Градообразующее значение здания. Строитель Постник Барма. Развитие типологии каменного шатрового храма: церковь Сергия Богоявленского в Московском Кремле (1557), Спасская церковь в селе Острове (сер. XVI в.). Сохранение и развитие типологии п я т и г л а в о г о собора: собор Симонова монастыря в Москве, Смоленский собор (1524/5) Новодевичьего монастыря в Москве, Успенский собор Ростова Великого (нач. XVI в.), Успенский собор Троице-Сергиевой лавры (1585). Влияние посадского зодчества на придворное и монастырское строительство. Б е с с т о л п н ы е церкви. Церковь Рождества Богородицы в селе Юркине под Москвой (до 1504), Трифона в Напрудном в Москве (нач. XVI в.) – тип храмов с крещатым сводом, трехлопастной аркой фасада, световой главой. «Старый» собор Донского монастыря в Москве (1593), завершение одноглавого верха тройными рядами декоративных кокошников.
Т21 Монументальная и станковая живопись второй половины XV - XVI века. М о с к о в с к а я ш к о л а ж и в о п и с и второй половины XV века. Дионисий(ок.1440-1502). Письменные источники о работах Дионисия. Росписи собора Рождества Богородицы Пафнутьего Боровского монастыря совместно со старцем Митрофаном (1477). Роспись Похвальского придела и иконостас Успенского собора в Кремле совместно с изографами Тимофеем, Ярцем и Коней(1481). Икона Богоматерь Одигитрия (ГТГ, 1482) для Вознесенского монастыря Кремля. Артель Дионисия: росписи Успенского собора Иосифо-Волоколамского монастыря совместно с сыновьями Владимиром и Феодосием, старцем Паисием, Досифеем и Вассианом, иконостас собора выполнен Дионисием (Одигитрия, Успение, Вход в Иерусалим?, 1486 (ЦМиАР). Иконы Павлово-Обнорского монастыря (1499-1500) – Спас в Силах, Распятие (ГТГ), Уверение Фомы? (ГРМ). Фрески и иконы церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Дионисий с сыновьями, 1502); иконы Деисусного чина (ГТГ, ГРМ), Богоматерь Одигитрия, Воскресение-Сошествие во ад (обе в ГРМ). Классичность стиля. Иконы круга Дионисия: О тебе радуется, Шестоднев, Дмитрия Прилуцкого, 1503 (Вологодский музей), Кирилла Белозерского (ГРМ). Новая интерпретация пространства в клеймах. Гуманизм произведений Дионисия, лирический характер образов, связь с творчеством Рублева, отличие. Монументальность и торжественность, парадность, изысканная декоративность форм – отражение нового этапа культуры царственной Москвы. Влияние Дионисия на дальнейшее развитие живописи. М о н у м е н т а л ь н а я ж и в о п и с ь XVI в. Роспись Благовещенскогособора Московского Кремля (1508, Феодосий,Дионисиев сын с братиею). Четырехъярусная композиция. В главах – Вседержитель, Знамение, Саваоф; изображения праотцев, пророков, апостолов. Новые сюжеты символического и аллегорического характера, сцены Апокалипсиса. Тема преемственности власти московских князей: репрезентативные фигуры византийских императоров, киевских, владимирских, новгородских, ярославских князей. Традиции ферапонтовской росписи, черты нового. «Портретный цикл» московских князей и «эллинских мудрецов» (Гомер, Аристотель, Вергилий, Плутарх со свитками-текстами христианских догматов) в росписях обходной галереи собора (1564). Фрески шатровой Покровской церкви Александровой слободы (сер. XVI в.). Архитектоника восьмигранного перекрытия и редкая иконография ярусных росписей с последовательным увеличением количества фигур сверху вниз. Изменение системы храмовой росписи с середины XVI в., абсолютистские и теократические идеи фресок Успенского собора Свияжского монастыря под Казанью (1561). Иконографическая неординарность: варианты Новозаветной Троицы; в алтаре Евхаристия заменена сценой Великого входа, замыкаемой фигурами Иоанна Грозного и митрополита Макария; на западной стене сцена Рая. Изобилие ветхозаветных, евангельских тем, сюжетов на тексты апокрифов, Апокалипсиса. Московские исполнители (митрополичьи мастерские Чудова монастыря?). Несохранившиеся фрески стен и сводов Золотой палаты Кремлевского дворца (1547—1552, разобрана в XVIII в.), известны по описи Симона Ушакова 1672 г. Апологетизация самодержавия, прославление Ивана Грозного. Идея «Москва – третий Рим» как основа исторических сюжетов («Сказание о князьях Владимирских»). Богословско-дидактическая картина мира на крестово-сомкнутом своде. Космографические картины на темы «Христианской топографии Козьмы Индикоплова», символы планет и стихий. «Самомышление», фантазия, композиционная изобретательность. Фрески Царицыной и Грановитой палат (конец XVI в., последняя описана в 1672 г. Симоном Ушаковым). Тема милосердия и кротости правителя в сюжетах сотворения мира, библейской истории, притч; величественность и торжественность образного строя. Художественные тенденции в московской живописи конца XVI в.: так называемое годуновское направление (придворное) и новые эстетические предпочтения времени. Стенопись Смоленского собора Новодевичьего монастыря 1598 г. – заказ семьи Годунова. Тема фресок – «Акафист Богоматери», ее житие, чудеса от иконы «Богоматерь Лиддская». Сходство с фресками Ферапонтова монастыря и отличие от них. Колористическое и композиционное мастерство царских изографов. Праздничный чин иконостаса. И к о н о п и с ь XVI в. Концепция масштабной мемориальной иконы Церковь воинствующая (“Благословенно воинство небесного царя”, 1552—1553, ГТГ). Историческая тематика, композиционное построение. Религиозный символизм стяжавшего венцы славы «небесного воинства». Нравоучительные притчи: иконы 30-х гг. Притча о хромце и слепце (ГРМ), Лествица райская Иоанна Лествичника (ГРМ), Видение Евлогия (ГРМ) – порицание стяжательства и недостойных нравов. Появление новых художественных интересов с середины XVI в. Икона Варлаам Хутынский в житии, 60-е гг. XVI в. (ГРМ). Общестилевые тенденции московского искусства: поиск новых языковых форм. Так наз. строгановская школа живописи конца XVI — первой четверти XVII в. как их проявление. Многофигурность, миниатюрный характер письма («мелочное» письмо), орнаментальность и декоративное узорочье целого, самодовлеющая роль мастерства, сделанности вещи. Иконы царских изографов Прокопия Чирина (Иоанн-воин; Иоанн Предтеча Ангел пустыни, к. XVI, ГТГ; Никита-воин, 1593, ГТГ; Деисус, н. XVII, ГТГ), Истомы Савина (Петр Митрополит с житием, н. XVII, ГТГ; Деисусный чин, н. XVII, ГРМ; Богоматерь Владимирская с клеймами, н. XVII, ПГХГ), Назария Савина(Ангел хранитель, 1616, ГРМ; Царь царем, или предста Царица, 1616, ГТГ), Никифора Савина (Чудо Федора Тирона, ГРМ; Иоанн Предтеча в пустыне, ГТГ). Камерность, моленная интимность религиозного образа. Строгановская коллекция в Пермской художественной галерее.
Р7 Искусство феодально-крепостнического государства XVII в.  
Т22 Искусство и художественная культура Руси XVII в. Усиление крепостного гнета и обострение классовой борьбы в конце XVI — начале XVII в. Конец династии Рюриковичей. Польско-шведская интервенция, гражданская война в России. Национальный подъем, рост активности народных масс, изгнание интервентов (1612). Начало формирования абсолютизма в XVII в., династия Романовых (с 1613). Преодоление хозяйственной разрухи. Экономическое и политическое влияние купечества. Сложение всероссийского рынка и развитие буржуазных связей. Городские восстания XVII в., крестьянская война под руководством Степана Разина 1670—71 гг. Царствование Алексея Михайловича. Конфликт между светской и духовной властью. Церковная реформа патриарха Никона (1665-67) и церковный раскол: староверие («древлее благочестие») и дальнейшая судьба русской первоначальной православной церкви. Процесс обмирщения культуры, кризис средневековой художественной системы. Признаки культуры Нового времени, влияние западноевропейского искусства, распространение лицевых Библий, «фряжских» листов-эстампов, изданий по архитектуре и рисунку. Историко-искусствоведческие проблемы стадиального несовпадения культур Руси и Западной Европы: «ренессанс или барокко», «маньеризм или барокко».
Т23 Архитектура Руси XVII в Каменное зодчество п е р в о й ч е т в е р т и XVII века. Повторение традиционных форм и композиционных приемов предыдущего времени. Церковь Покрова в Рубцове (1619—1627) с бесстолпным единым внутренним пространством, световой главой на крещатом своде, трехъярусными кокошниками кровли. Продолжение традиции шатрового зодчества. Церковь в селе Медведкове под Москвой (по заказу князя Д. М. Пожарского, 1623). Изменение роли шатра, превратившегося в декоративную надстройку: Успенская (Дивная) церковь в Угличе (1628). Церковь Алексеевского монастыря в Москве, нарушение принципа доминирования шатра как основной композиционной оси. Гражданское каменное и церковное зодчество в т о р о й и т р е т ь е й ч е т в е р т и XVII века. Бурный рост строительства в Москве и провинции. Распространение единых технических норм и архитектурных приемов. Теремной дворец Московского Кремля (1635—1636), зодчие — Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Антипа Константинов и Ларион Ушаков. Золотое крыльцо. Влияние на зодчество последующего времени. Трехэтажные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова (1657). Повсеместное распространение типологии приходского бесстолпного пятиглавого храма с сомкнутым сводом, трапезной, приделами, крыльцами и колокольней. Асимметрия плановых решений, усиление декоративных тенденций, облегчение каменной массы прихотливым изобилием орнаментики. Церковь Троицы в Никитниках (Грузинской Божьей матери, 1628—1653), пятиглавие над сомкнутым сводом с центральной световой главой, резное белокаменное убранство на кирпичных стенах. Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649—1652): живописность разномасштабных объемов, сомкнутый свод, его изящное трехшатровое завершение. Близость церковных сооружений к боярским и купеческим хоромам, светский характер декора. Церковь Троицы в Останкине (1678, Павел Потехин?): хрупкий рельеф стен из лекального кирпича, затейливый ковер мелких форм «штучного» набора. Никола в Хамовниках (1679) – соборный тип пятиглавого храма, завершенного ярусами полукруглых кокошников. Лаконизм стен, усложненность профилей кронштейнов кокошников первого яруса, угловых пилястр и наличников, контраст белой стены и разноцветного декора. Купеческие храмы Ярославля и Костромы. Сочетание в них монументального характера четырехстолпного объема, конструктивного светового пятиглавия, традиционной крестово-купольной планировки с красочной декоративностью; приделы, широкие галереи-гульбища, щипцовые крыльца на столбах с висячими «гирьками», шатровые колокольни. Церкви Ильи Пророка в Ярославле (1647—1650); Иоанна Предтечи в Толчкове (1671—1687): золотое пятнадцатиглавие (три группы пятиглавий), сочетания красного кирпича с голубыми изразцами и «рустовой» раскраской стен «в шашку». Архитектурная майолика 1680-х – 90-х гг., и нач. XVIII в. (окно центральной апсиды) храмового комплекса Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654). Церковь Петра и Павла (1691). Церковь Воскресения на Дебре в Костроме (1650—1652). Воскресенский собор в Романове-Борисоглебске (1652-1670). Поздние провинциальные памятники, завершающие стиль. Пышные «орнаментальные оболочки» Собора Введенского монастыря в Сольвычегодске (1689-1693), Рождественской Строгановской церкви в Нижнем Новгороде (1697, 1703-19). Отражение в искусстве борьбы церковной и светской властей в 50—60-х годах XVII в. Строительство патриаршего двора в Кремле (1643—1652, 1652-1658). Воскресенский собор Нового Иерусалима (1658—1685) в Истре «во образ и подобие» Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Сложная структура, высокая строительная техника, белорусские зодчие (П. И. Заборский). Роскошь изразцовых облицовок. Ансамбль ростовской митрополии Ростовский Кремль (1670—1683), зодчий П. И. Досаев. Стены и шатровые башни (завершены к 1688) Иосифо-Волоколамского (Волоцкого) монастыря с надвратной Петропавловской церковью (1679, Трофим Игнатьев), декоративная кирпичная кладка, полихромное изразцовое убранство. Главная четырехугольная въездная башня Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале (после 1670). Новый город Кирилло-Белозерского монастыря (1653-1680, Кирилл Серков, Семен Шам). А р х и т е к т у р а к о н ц а XVII в е к а. Надстройка шатрами Спасской (1624-25, Христофор Галловей, Бажен Огурцов), а затем в 80-е годы XVII века Боровицкой, Троицкой, Арсенальной башен Московского Кремля («английская готика»). Проблема м о с к о в с к о г о б а р о к к о, («ренессанс или барокко», «маньеризм или барокко»), условность названия стиля, широкое применение европейского ордера в храмовых постройках. Н а р ы ш к и н с к и й с т и л ь, проявление народного вкуса в силуэтно-плоскостном резном узорочье. Боярские палаты и трапезные: палаты Василия Голицына, дом Троекурова, трапезная Симонова монастыря (1677,1683-85, Парфен Потапов, Осип Старцев), трапезная Троице-Сергиева монастыря (1686-1692). Общественные здания. Приказы (Главная аптека), Сухарева башня над Сретенскими воротами – здание для «Математической и навигацкой школы», шатровая башня-«ратуша» с часами, красно-белая архитектурная декорация (Михаил Чоглоков, 1692-1695,1701). Монетный двор (1696), Печатный двор (1697), надвратный монастырский Крутицкий теремок-светёлка (1694) с резными каменными колоннами и ковровым изразцовым узорочьем главного фасада – выдающийся памятник гончарного искусства. Создание нового типа я р у с н о г о х р а м а, центричность планов. Вотчинные церкви. Церковь Покрова в Филях (1694, бояр Нарышкиных). Система архитектурной композиции церкви под колоколы – объемно-планировочная структура «восьмерик на четверике», «восьмерик на восьмерике» с сомкнутыми сводами. Пышность внутреннего оформления, золоченый резной иконостас, иконы Карпа Золотарева. Храм Успения на Покровке в Москве (1696—1699, не сохр., зодчий Петр Потапов?). ЗодчийИван Потапов, ярусная колокольня Новодевичьего монастыря (1690). Творчество зодчего Якова Бухвостова.Вотчинные церкви Троицы в селе Троицком-Лыкове (1690-е, бояр Нарышкиных), Спаса Нерукотворного в селе Уборы (1693-1698, бояр Шереметевых); пятиглавый Успенский собор на холме Рязанского кремля (1693—1699) – шедевр «нарышкинского барокко». Гармоничное пропорционирование элементов белокаменного декоративного убранства. Резной семиярусный иконостас, ажурные картуши и витые стволы его колонок, мастер Сергей Христофоров. Церковь Знамения Богородицы в Дубровицах под Подольском (1690—1704) – переходный памятник к культуре Нового времени: стиль европейского («голицынского») барокко, круглая скульптура во внешнем и внутреннем убранстве двухъярусного восьмерика (на четверике), увенчанного ажурной золоченой короной, резной иконостас. Значение архитектуры XVII века для ее дальнейшего развития, традиции московского барокко в церковном зодчестве новой эпохи.
Т24 Народное деревянное зодчество XIV— XVII вв. Техника и строительные приемы деревянной архитектуры. Типы жилых деревянных построек: клеть, пятистенка, двойня, дом кошелем, хоромы. Хоромы Строгановых (1565). Деревянная храмовая архитектура. К л е т с к и е церкви: церковь Воскрешения Лазаря в Муромском монастыре Пудожского района (конец XIV в.), Георгиевская церковь в селе Юксовичи Вознесенского района Ленинградской области (1493), Георгиевская церковь в селе Шеменском Лодейнопольского района (1522). Ш а т р о в ы е церкви: изображение шатровых храмов в миниатюрах и иконописи, свидетельства летописи “Устюжская легенда” (1492). Церковь Иоанна Предтечи Ледского погоста Шенкурского уезда Архангельской обл. (1456), Никольская церковь села Панилово Холмогорского района (1600). К р е щ а т ы е храмы: Богородицкая церковь в селе Верховье Торногорского района Вологодской области, Клементовская церковь в селе Уне Архангельской области (1501), Никольская церковь в селе Шуерецком Кемского района Карельской АССР (1595). Роль деревянной народной архитектуры в развитии каменного зодчества. К р е п о с т н ы е сооружения. Якутский острог (1683). Д в о р е ц в К о л о м е н с к о м под Москвой (1667—1681), летняя царская резиденция. Своеобразие плана. Живописность и сложность композиции перекрытий. Декоративная обработка фасадов. Отражение народных художественных вкусов. Мастер Клим Михайлов «со товарищи». Деревянная церковная архитектура XVII века. К л е т с к и е храмы. Преображенская церковь в селе Спас-Вежи близ Костромы (1628). Ш а т р о в ы е восьмиугольные церкви: Воскресенская церковь села Сельцово Емецкого района Архангельской области (1673). Успенская церковь села Варзуга Терского района Мурманской области (1674). Применение кубового покрытия. Я р у с н ы е церкви: Иоанно-Предтеченская церковь на Ширковом погосте Пеновского района Великолукской обл. (1697). Вознесенская церковь в Торжке (1643). Усложнение силуэта здания: 22-главый Преображенский собор в Кижах (1714) – шедевр плотницкого искусства.
Т25 Монументальная и станковая живопись XVII в. Борьба тенденций в искусстве: традиционное и новаторское. Появление новых жанров живописи, светских реалистических мотивов, неканонических сюжетов. Начало разработки вопросов теории искусства. Слово к люботщательному иконного писания Симона Ушакова. Записка Симеона Полоцкого. Трактат об искусстве Иосифа Владимирова. Четвертая беседа протопопа Аввакума Об иконном писании. Ф р е с к и церкви Троицы в Никитниках (Грузинской Богоматери, 1652-1653) в Москве: гармония соотношения архитектуры и четырехъярусной живописной росписи. Южный придел св. Никиты-воина с патрональными святыми и портретами заказчика и его семьи. Сцены Апокалипсиса в приделе Иоанна Богослова под колокольней. Авторы росписей царские изографы Яков Казанец, Иосиф Владимиров, Симон Ушаков, Гаврила Кондратьев.Их икона 1659 г. «Благовещение с акафистом» (ГИМ). Творческая переработка гравюр Библии Пискатора (Амстердам, 1650). Расцвет художественной культуры Поволжья. Костромские (Воскресения на Дебре; ок. 1651, Троицкий собор Ипатьева монастыря, 1684), Ростовские (церквиВоскресения, нач. 1670-х, Спаса на Сенях, 1675) и ярославские (церкви Ильи Пророка, 1680; и Иоанна Предтечи в Толчкове, 1694-1695, 1700) стенописи. Роль купечества в их создании, влияние вкусов посадского населения. Светский характер трактовки религиозных сюжетов, повествовательность, жизнерадостность. Новое понимание образа реального, конкретного человека, его деятельности. Стремление к познанию действительности во всем ее многообразии. Отражение русского быта XVII в. Европейские влияния. Мастера монументальной живописи Гурий Никитин, Сила Савин, Дмитрий Григорьев Плеханов, Федор Игнатьев. Ц а р с к а я ш к о л а и к о н о п и с и. Яков Казанец, Георгий Зиновьев, Степан Резанец, Иосиф Владимиров, Федор Евтихиев Зубов, Симон Ушаков— жалованные изографы Оружейной палаты. Иконы иконостаса церкви Троицы в Никитниках: Благовещение с акафистом, Сошествие святого духа, Троица, Вседержитель на троне и пр. (1640-е —1660-е гг.). Творчество художника-реформатора выразительных средств и традиционалиста в области иконографии Симона Ушакова (Пимен Федоров сын «зовомый Симон Ушаков», 1626—1686). Многогранная деятельность жалованного царского изографа, руководство Оружейной палатой (с 1664), до этого «знаменщик» Серебряной палаты. Расцвет творчества с 1660-х гг. Спас Великий архиерей (1657, ГИМ) и варианты Спаса Нерукотворного(1658, 1668, 1673, 1678, все в ГТГ), объемная моделировка лика, мягкие переходы светотени, впечатление телесности формы. Благовещение с акафистом (1659, личное письмо Симона, доличное – Я. Казанца и Г. Кондратьева, ГИМ). Икона Похвала Богоматери Владимирской (“Насаждение древа государства Российского”, 1668, ГТГ) и ее идейно-политический смысл. Портреты Алексея Михайловича (1670, 1676, не сохр.) Иконы Владимирская Богоматерь (1662, ГРМ), Успение (1663, ГТГ), Алексий человек Божий (1664, ГИМ). АрхангелМихаил (1668, ГТГ). Богоматерь Донская (1668, ГТГ), Богоматерь Елеуса Киккская (1668, ГТГ), Спас Эммануил (1668, ГРМ), Спас Вседержитель (1668, ГИМ), Троица (двойственность в передаче изображения, реализм и иконописность, линейная и обратная перспективы, 1671, ГРМ). Спас Вседержитель с припадающими Сергием и Никоном (1684, местный ряд иконостаса Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре, вклад Симона «памяти ради»). Гравюры на меди. Интерес к линейной перспективе и объемной передаче обнаженного тела, мастерство рисунка. Семь смертных грехов (1665), Отечество (1666) – гравюры на отдельных листах. Пророк Давид – фронтиспис к Псалтири рифмотворной Симеона Полоцкого (1680). Иллюстрации к книгам С. Полоцкого Обед душевный (1681 – двусторонняя гравюра: Вседержитель с 15 клеймами/ престол с книгами в орнаментальном картуше) и Вечеря душевная (1683 – титульный лист). Иллюстрации к Повести о Варлааме и Иоасафе (1681, гравер А. Трухменский), перспективное построение интерьера («нутровых палат»), аллегории Мира и Брани; Беседа Варлаама с царевичем Иоасафом. Гравюры Зосима и Савватий Соловецкие, Спас Вседержитель в рост (1680-е). Значение Симона Ушакова как художника переходного периода. Намерение создать «алфавит художеств». Борьба старых и новых эстетических взглядов в его творчестве (Слово к люботщательному иконного писания); переписка с Иосифом Владимировым (Послание некоего изуграфа Иосифа к царёву изуграфу и мудрейшему живописцу Симону Фёдоровичу). Последователи С. Ушакова: Георгий Зиновьев, Иван Максимов, Тихон Филатьев(икона Иоанн Предтеча, 1689, ГТГ), Кирилл Уланов, Никита Павловец (иконы Троица, 1671, ГРМ; «Богородица — вертоград заключенный», 70-е гг. XVII в. ГТГ). П а р с у н а XVII века. Персональный жанр в иконе и портрет. Иконописная концепция портретов второй четверти XVII в.: Иван IV (Копенгаген, Датский нац. музей), Царь Федор Иоаннович (ГИМ), Князь М. В. Скопин-Шуйский (ГТГ). Новое понимание роли человеческой личности. Портретная мастерская Ивана Безмина (Оружейная палата, до 1696). Иностранные живописцы, работающие в ОП: Даниил Вухтерс (голландец, в 1663-1668), Иоанн Детерс (немец, в 1643-1655), Станислав Лопуцкий (поляк, в 1656-1669), Григорий Одольский(«иноземец», с 1681). Портреты Патриарха Никона («с клиром», Вухтерс?, 1660-е гг., Новый Иерусалим, Истра; 1682, «по тафтам», ГИМ); царей Алексея Михайловича мемориальный Феодора Алексеевича (Ерофей Елин, Лука Смольянинов, 1686, ГИМ). Переход к светскому портрету с натуры: портрет Алексея Михайловича «с живства» (С. Лопуцкий, 1661, не сохр.). Портрет царицы Натальи Кирилловны (к. XVII в., ГРМ). Портрет последней царицы Евдокии Федоровны (к XVII в., ГРМ). Портрет патриарха Иоакима (Карп Золотарев?, 1677/78, Тобольский музей). Сословные парадные портр









Date: 2015-04-23; view: 399; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию