Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль стратегии в развитии производства





Стратегия предприятия имеет долгосрочное воздействие на характеристики его деятельности. Она в значительной степени определяет способность организации конкурировать или в случае некоммерческой деятельности служить поставленной цели. Стратегия — это основной подход, используемый организацией для достижения своих долгосрочных целей. Стратегии определяют планирование и принятие производственных решений В центре стратегии находится клиент. В описании стратегии должны четко просматриваться как цели предприятия с ориентацией на клиента, так и схема распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей. Естественно, стратегия должна строиться с учетом данных о конкурентах. Она должна содержать описание методов конкуренции, характеризовать вклад каждого продукта в достижение целей организации. Обычно у компании есть общая стратегия, которая охватывает всю ее деятельность, и стратегии для каждой функциональной области. Функциональные стратегии, в том числе производственная (сервисная), имеют более узкий спектр действия и интегрируются с общей стратегией. Примеры стратегии производственных предприятий России.

Понятие производственной стратегии

Производственная стратегия-часть общей стратегии, направленной на производственную деятельность. Производственная стратегия относится, прежде всего, к производственному аспекту деятельности (продукция, процессы, методы и ресурсы производства, качество и цены, сроки изготовления и графики работ).

Для того чтобы производственная стратегия была действительно эффективной, необходимо обеспечить ее четкое взаимодействие с основной стратегией, т.е. эти две стратегии не должны разрабатываться изолированно друг от друга. Наоборот, общая стратегия организации должна учитывать сильные и слабые стороны производства, усиливая первые и по возможности устраняя последние. В свою очередь, производственная стратегия должна быть согласована с общей и формулироваться таким образом, чтобы отвечать задачам и целям организации. Стратегия производства поддерживает стратегию организации таким образом, чтобы в центре внимания находились задачи, формируемые с учетом потребностей клиента.



Важно, чтобы функциональные стратегии не конфликтовали, а дополняли и поддерживали друг друга. Необходимо сфокусировать энергию функциональных служб организации на достижение единой цели: сделать компанию более конкурентоспособной и совершенствовать обслуживание потребителя. Некоторые новейшие подходы, когда создаются команды, отражают все возрастающее осознание преимущества совместной работы перед внутренней конкуренцией.

Формирование производственной стратегии

В условиях определенных ограничений со стороны общих целей и стратегий организации оптимальным является принцип целенаправленного поиска структуры производственной стратегии и ее элементов.

Стратегия развития производственных (сервисных) объектов, допускающая типовые решения, может основываться на методах подобия. Лучшие из найденных решений рассматриваются как некоторые стандарты (Эталоны), к которым должны приближаться практические решения. Это позволяет управлять развитием производственных (сервисных) процессов и операций и осуществлять контроль за их состоянием и использованием производственных мощностей на основе стандартных стратегических решений.

Выбор компонентов стратегии должен обеспечить долгосрочную целевую сбалансированность всех сторон производственной деятельности и структуры производственной системы. С помощью коэффициентов эластичности учитывается относительная значимость элементов производственной стратегии.

При разработке производственной стратегии развития организации принимается некоторое целевое решение.

В качестве основных структурных элементов производственной стратегии могут быть приняты:

• структурные решения;

• технологические решения;

• ресурсные решения.

Итеративный процесс формирования производственной стратегии

Разработка стратегии развития производственных систем представляет собой совокупность итерационных процедур, приближающих объект к желаемому (целевому) конечному состоянию.

Такой подход наиболее полно отражает процесс формирование стратегии развития производственных систем и предполагает целенаправленный поиск элементов стратегии в реально изменяющейся среде.

При разработке элементов производственной стратегии учитываются стратегические цели и задачи организации в целом, а также взаимодействующих функциональных служб (исследований, разработок, маркетинга, финансов и др.). Стратегия формируется из ряда важнейших решений по цене, качеству, характеристикам продукции (услуг), их отличительным свойствам, срокам поставки. Производственная стратегия требует принятия целого ряда решений относительно производственных мощностей, оборудования вертикальной интеграции, технологии производства, АСУ, разработки нового поколения продукции и др. Эти решения приниматься с учетом потребностей клиента и быть взаимосвязанными.

Обычно финансовые возможности организаций не позволяют, сменно планировать решения всех производственных задач, и общая стратегия организации определяет приоритетность каждой из них.



Так, если перед компанией стоит задача добиться преимущества в цене, то это означает, что она должна выпускать продукции или услуги с минимально возможными затратами. Задача производственной службы сводится к тому, чтобы снизить расходы материалов, затраты труда и накладные расходы, связанные с производством продукции.

Преимущества в качестве достигаются в результате удовлетворения требований заказчика (или предложения продукции более высокого качества), что в свою очередь требует от производства создания эффективной системы комплексного управления качеством.

Важными условиями эффективности производственной стратегии является способность организации поставить продукцию или услугу туда и тогда, куда и когда необходимо, а также способность реагировать на изменения требований рынка и появляющиеся новые возможности. Производство вносит свой вклад в реализацию задач организации, если оно гибко реагирует на все внешние факторы. И, наконец, производство может придать конструкции продукта или услуге уникальные свойства, если оно быстро реагирует на все технологические нововведения.

Структурные элементы производственной стратегии

Рассмотрим комплекс производственных стратегических решений, которые являются структурными типовыми элементами стратегии производственных (сервисных) предприятий. В условиях конкретной управленческой ситуации можно говорить об оптимизации состава и выбора альтернативных вариантов комплекса таких элементов, учитывая особенности России, отраслевого и регионального окружения, а также потенциала производства.

С ростом самостоятельности подразделений круг стратегических решений в производственной стратегии значительно расширяется и охватывает вопросы создания и развития сферы производства, наращивания и модернизации его потенциала, а также эффективного использования производственных процессов и мощностей для изготовления продукции и оказания услуг. Таким образом, с ростом самостоятельности подразделений расширяется и диапазон принятия стратегических решений по элементам производственной стратегии

Степень самостоятельности подразделений бывает различной:

1. производственные подразделения не являются хозрасчетными и выполняют работы по заданию руководства организации

2. производственные подразделения являются хозрасчетными и финансируются за счет бизнеса в целом;

3. производственные подразделения как центры прибыли финансируются за счет разницы между ценой реализованной продукции (услуг) и величиной производственных издержек;

4. дочерние производственные предприятия являются юридическими лицами, но имеют преобладающую долю в уставном капитале материнской компании;

5. самостоятельные производственные предприятия

Решения по товарам формируются по двум направлениям

1. Товарной (номенклатурной) стратегии, определяющей структуру, объем и качество групп производимой продукции

2. Стратегии поведения предприятия на рынке продукции определяющей способы поведения с потребителями (клиентами)

Товарная (номенклатурная) стратегия определяет приоритета (вывода) в производство существующих товаров. Определяются также сроки поставок товаров (услуг) заказчику или на рынок и время запуска их в производство. Совокупность номенклатурных решений позволит производству в результате их выполнения сформировать новый набор товаров и обеспечить переход от прежнего набора к новому, выбрать технологию и ресурсы производства, место новой продукции в среде существующих товаров, а также определить характер и особенности потребления, способы поведения с клиентами).

Стратегия поведения предприятия на рынке товаров. определяется выбором структуры рынка сбыта продукции и ее сегментов, стратегией присутствия на рынке, расширения, сохранения, сокращения сектора рынка, а также стратегией рыночно конкуренции — вытеснение конкурентов или формирование взаимосвязей и партнерств с ними.

Структурные решения — совокупность стратегий, определяющих интеграционные взаимодействия производственных подразделений с целью оказать эффективное влияние на потребителе продукции, поставщиков, конкурентов.

Влияние может быть как прямым — на потребителя, так и опосредованным — через разработку новых технологических процессов, увеличение мощностей 'и масштабов производства, совершенствование форм и методов организации труда, а также через формирование потребительских предпочтений на рынке продукции

Особое значение интеграция имеет для инновационных производств, использующих сложную технологию изготовления продукции, изменение которой требует значительных затрат времени и ресурсов. Создание деловых союзов (партнерств), изменение схем производственных процессов, когда заготовительные и механообрабатывающие процессы передаются партнерам (себе оставляется лини окончательная сборка), позволяют подготовить производство к прогрессивным технологическим сдвигам, улучшить качество продукции

Структурные решения, включающие стратегии интеграции, наращивание производственных мощностей, масштаба и изменение ориентации производства, тесно переплетаются с технологическими решениями.

Технологические решения – это совокупность стратегии, определяющих динамику техники и технологии производства и влияние на них рыночных факторов, стратегий, а также формирующих технологический профиль производства.

Стратегии, определяющие динамику технологии производства, основаны на сравнении различных элементов возможных технологий, выборе и реализации наиболее эффективной из них. Происходит выбор новых средств производства, технологий, их освоение, определение дизайна продукции. Формируется основы технологического процесса, производственных мощностей, размещения оборудования.

Формируются информационные технологии. Информационная технология используется для интеграции процессов по созданию продукта и выполнению заказов. Она позволяет сократить продолжительность всего производственного (сервисного) цикла, что является важным фактором к конкурентной борьбе.

Технологические решения требуют формирования специальной инвестиционной политики предприятия, включающей разработку бизнес-планов, бюджетов и т.п., контакты с федеральными и местными властями, отраслевыми объединениями. Такая деятельность должна сопровождаться поиском и распространением информации о предприятии, его инвестиционных проектах и идеях.

Наличие инвестиций позволяет совершенствовать технологические процессы с учетом изменений технологической среды на производственных предприятиях отрасли, меняющихся условии поступления исходных ресурсов и падения спроса на традиционные виды продукции и услуг.

Технологическая стратегия должна быть тесно связана с кадровыми решениями. Уровень прогрессивности реализуемых технологий производства влияет на имидж марки, конкурентные решения.

Конкурентные решения — совокупность стратегий, определяющих уровень конкурентоспособности производства и способы ее повышения.

она соответствует «запасу конкурентоспособности» его продукции.

Причинами низкой конкурентоспособности производства является:

1. краткосрочность планирования, что приводит к разработке и пуску продукции, дающей «быструю» прибыль. Перспективное развитие рынка товаров при этом не учитывается;

2. недостаточное внимание к производству, отсутствие инвестиций в производственные мощности и кадровый потенциал

3. отсутствие обмена информацией и взаимодействия между маркетологами, разработчиками продукта, технологами, техническими службами.

Факторами повышения конкурентоспособности являются: цены, качество, специфические особенности товаров или услуг производственная или сервисная направленность, гибкость производства, цикл выполнения заказа.

Цена — это сумма, которую заказчик должен заплатить за изделие или услугу. Потребитель всегда выберет изделие или услугу с более низкой ценой. Конкурирующие компании могут установить более низкую цену за счет снижения объема прибыли, но большинство из них старается снизить издержки производства.

Работа предприятий в условиях кризиса требует в первую очередь сокращения всех операционных издержек.

Качество товаров (услуг) определяется материалом, исполнением и дизайном. Обычно качество оценивается покупателем: он определяет насколько хорошо изделие и как долго оно будет служить своей цели.

Отличительными особенностями продукции могут быть любые характеристики товара (например, дизайн, цена, легкость в использовании, гарантия), которые заставляют покупателей считать изделие или услугу более подходящими, чем изделия или услуги конкурента.

Гибкость производства — способность реагировать на изменение Они могут касаться увеличения или уменьшения объема , спроса или изменений в ассортименте. Цикл производства — один из главных аспектов. Чем он меньше, тем быстрее изделие или услуга поставляются заказчику. Или чем быстрее разработаны новые изделия либо услуги, тем раньше они появятся на рынке.

Решения по материальным ресурсам — совокупность стратегических решений по объему и качеству приобретаемых и используемых внутри производства материальных ресурсов, а также поведения производства на рынке средств и предметов труда Структура ресурсов определяется номенклатурой производимой продукции (услуг). Рассматриваются стратегии управления запаса, оцениваются их сбалансированность и система складирования.

Стратегии запасов в наибольшей степени зависят от структурных технологических решений данного производства, а также от наличия складских мощностей, степени обновления номенклатуры продукции (услуг), финансовых возможностей, В условиях ограниченных оборотных средств приходится вынужденно иметь лишь кратковременные запасы. При этом срочно пополнить их бывает трудно из-за несовершенства договорной и контрактной систем России.

Решения по качеству исходных ресурсов во многом определяет качество самой продукции и ее ценовые характеристики. Они имеют самостоятельное важное значение в системе стратегических решений производства. Обычно рассматриваю стратегии лидирующего, минимально допустимого и среднеотраслевого качества ресурсов.

Специалисты, принимающие решения по поведению на рынке ресурсов, средств и предметов труда, формируют стратегии взаимоотношений с их поставщиками. Эти решения тесно связаны со структурными решениями в производстве, в частности и с решениями о партнерствах.

Трудовые (кадровые) решения — система стратегических мер, определяющих состав персонала и характер отношений в производстве. Они являются одними из наиболее важных стратегических решений для развития отечественных производственных предприятий, где в последние годы разрушались сложившиеся в течение жизни нескольких поколений традиции коллективною и индивидуального поведения.

Комплекс кадровых решений включает оценку организационного потенциала, потенциала руководителей и рабочих, профессиональные навыки производственного персонала, уровень их культуры и компетенции, т.е. определяется соответствие состава и структуры коллектива стратегическим задачам развития производства. Это — трудовые отношения, система оплаты труда и стимулирования, принципы карьерного продвижения по службе, распределение полномочий работников и их ответственность, другие решения.

Финансовые решения — совокупность стратегий, определяющих приоритеты и размеры привлечения и расходования финансовых ресурсов производства.

Особенно важны финансовые стратегии для структурных, технологических и ресурсных элементов комплексной стратегии производства, которые требуют поддержки в виде совокупности базисных решений в финансовой сфере.

Финансовые решения производства тесно связаны с направлениями инвестиционной стратегии предприятия в целом, в частности с выделением инвестиций на реконструкцию и расширение производства, его техническое перевооружение и внедрение новых технологий






Date: 2015-05-09; view: 558; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию