Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психологическое направление
Чтобы дать хоть какое-либо представление об этом направлении, рассмотрим наиболее важную и яркую концепцию — концепцию Л.И.Летражицкого (1867—1931), который определял социологию как науку, призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов. По мнению Петражицкого, все основные социологические понятия — хозяйство, общество, государство, культура, ценность и многие другие образованы далеко не научно, метафоричны, многозначны. Поэтому их использование приводит социологию к ложным обобщениям и классификациям. Социологии предстоит выработать такие понятия, которые являлись бы элементами в системе знания с четко очерченной спецификой объектов. Традиционная социология вначале считала центральным научным термином социологии «общество», затем на первый план было выдвинуто новое понятие — «ценность». Но ни первое, ни второе не выясняют «мотивационной силы» давления на поведение индивида. Петражицкий.выдвигает в качестве центрального понятия «социальное поведение» и его мотивы. Социальное понятие «мотив» равнозначно психологическому понятию «эмоции». Рассматривая эмоции как самый содержательный причинный компонент социального поведения, Петражицкий провозглашает предметом социологии понимание социального действия. Психологи абсолютизировали кантовское деление психической жизни на Элементы: чувство и волю. Чувство, являясь физиологическим (первым) этажом, носит пассивный характер, а воля, будучи функцией психики (второй этаж), — активна. Петражицкий считает, что в таком делении упущено передаточное звено между двумя этажами — эмоции, которые являются истинными двигателями поведения человека. Петражицкий и сам понимал, что на одной только априорной предпосылке признания определяющей роли эмоций можно изучать поведение человека, но без выхода в более широкую систему отношений. Поэтому он вынужден ввести в свои конструкции понятие групповой, народной психики. Посредником между «народной психикой» и конкретным поведением являются социальные нормы (или нормы-законы, как их называл Петражицкий). Будучи продуктом прогресса «народной психики», нормы-законы изменяются, развиваются вместе с ней. Любая социальная система, рассматриваемая нормативно, является переходной ступенью социального поведения. По мере выполнения своих функций она неизбежно заменяется новой, более соответствующей достигнутому уровню в эволюции народной психики. С этой позиции история человечества есть постоянный рост разумных норм {правовых, моральных) и учреждений, что приводит к ускорению социальных действий. Поздние системы «играют свой психический концерт на лучших, более социальных человеческих душах», — писал Петражицкий. Другой видный представитель этого направления Каре-ев Н.И. (1850—1931). Основной идейный источник социологии Кареева — позитивизм, особенно контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой контовской классификации наук, считая ее неполной. О.Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», — писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми. В историю русской социологической мысли Кареев вошел как последний крупный исследователь, который использовал в своих работах субъективный метод. Историческое и сравнительное изучение, говорит Кареев, подготавливает только материал для социологического мышления, с которым связан субъективный метод. Отдельные события, как и общество в целом, неизбежно оцениваются с точки зрения определенного идеала. Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву, есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона общества — социальная организация — результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная организация — это совокупность экономической, юридической и политической сред. Основанием для- такой схемы у Кареева выступает положение личностей в обществе: ее место в самой социальной организации (политический строй); защищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация — показатель предела личной свободы. Date: 2015-05-09; view: 597; Нарушение авторских прав |