Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психологическое направление





Чтобы дать хоть какое-либо представление об этом направлении, рассмотрим наиболее важную и яркую концепцию — концепцию Л.И.Летражицкого (1867—1931), который определял социологию как науку, призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, опираясь на субъективную психологию человеческих мо­тивов. По мнению Петражицкого, все основные социоло­гические понятия — хозяйство, общество, государство, культура, ценность и многие другие образованы далеко не научно, метафоричны, многозначны. Поэтому их исполь­зование приводит социологию к ложным обобщениям и классификациям. Социологии предстоит выработать такие понятия, которые являлись бы элементами в системе зна­ния с четко очерченной спецификой объектов.

Традиционная социология вначале считала централь­ным научным термином социологии «общество», затем на первый план было выдвинуто новое понятие — «цен­ность». Но ни первое, ни второе не выясняют «мотивационной силы» давления на поведение индивида. Петражицкий.выдвигает в качестве центрального понятия «социаль­ное поведение» и его мотивы. Социальное понятие «мо­тив» равнозначно психологическому понятию «эмоции». Рассматривая эмоции как самый содержательный причин­ный компонент социального поведения, Петражицкий провозглашает предметом социологии понимание соци­ального действия.

Психологи абсолютизировали кантовское деление пси­хической жизни на Элементы: чувство и волю. Чувство, являясь физиологическим (первым) этажом, носит пас­сивный характер, а воля, будучи функцией психики (вто­рой этаж), — активна. Петражицкий считает, что в таком делении упущено передаточное звено между двумя этажа­ми — эмоции, которые являются истинными двигателями поведения человека. Петражицкий и сам понимал, что на одной только априорной предпосылке признания опреде­ляющей роли эмоций можно изучать поведение человека, но без выхода в более широкую систему отношений. Поэ­тому он вынужден ввести в свои конструкции понятие групповой, народной психики. Посредником между «на­родной психикой» и конкретным поведением являются со­циальные нормы (или нормы-законы, как их называл Петражицкий). Будучи продуктом прогресса «народной психики», нормы-законы изменяются, развиваются вме­сте с ней. Любая социальная система, рассматриваемая нормативно, является переходной ступенью социального поведения. По мере выполнения своих функций она неиз­бежно заменяется новой, более соответствующей достиг­нутому уровню в эволюции народной психики. С этой по­зиции история человечества есть постоянный рост разум­ных норм {правовых, моральных) и учреждений, что приво­дит к ускорению социальных действий. Поздние системы «играют свой психический концерт на лучших, более соци­альных человеческих душах», — писал Петражицкий.

Другой видный представитель этого направления Каре-ев Н.И. (1850—1931). Основной идейный источник соци­ологии Кареева — позитивизм, особенно контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой контовской классифи­кации наук, считая ее неполной. О.Конт, по мнению Ка­реева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», — писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.

В историю русской социологической мысли Кареев во­шел как последний крупный исследователь, который ис­пользовал в своих работах субъективный метод. Историче­ское и сравнительное изучение, говорит Кареев, подготав­ливает только материал для социологического мышления, с которым связан субъективный метод. Отдельные собы­тия, как и общество в целом, неизбежно оцениваются с точки зрения определенного идеала.

Общество в социологии Кареева выступает в абстракт­ной форме, вне его исторических, экономических и про­чих особенностей. Общество, по Карееву, есть сложная си­стема психических и практических взаимодействий лич­ностей. Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию. Культурные группы есть пред­мет индивидуальной психологии. Отличительными при­знаками культурных групп являются не природные свой­ства, а те привычки, обычаи, традиции, которые возника­ют в результате воспитания. Вторая сторона общества — социальная организация — результат коллективной психологии и изучается социологией. Социальная организа­ция — это совокупность экономической, юридической и политической сред. Основанием для- такой схемы у Каре­ева выступает положение личностей в обществе: ее место в самой социальной организации (политический строй); за­щищаемые государственной властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической жизни (экономический строй). Для Кареева социальная органи­зация — показатель предела личной свободы.







Date: 2015-05-09; view: 597; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию