Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марксисткое направление





К концу XIX столетия в России сложилось и стало получать все большее распростране­ние и марксистское направление в социоло­гии, виднейшими представителями которого были Г.В.Плеханов и В.И.Ленин.

Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) под­верг резкой критике субъективистский подход русских на­родников к оценке общественного развития в пореформен­ной России, развивал социологические идеи марксизма в свете материалистического понимания истории, разрабо­тал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории.

Народники-субъективисты считали, что Россия идет своим самобытным путем, и, поскольку капитализм «ис­кусственно пересажен» в Россию, он для самобытного рус­ского экономического строя случаен, является упадком, регрессом. Поэтому надо задержать, остановить развитие капитализма, «прекратить ломку» капитализмом вековых устоев русской жизни. Плеханов сопоставлял условия воз­никновения и историческую роль капитализма на Западе с условиями развития его в России, выяснял общие предпо­сылки развития капитализма в различных странах и отсю­да делал вывод об ошибочности противопоставления Рос­сии Западу. Он показывал, что капиталистические отно­шения пробивают себе дорогу как в городе, так и в дерев­не, ведут к разложению «устоев крестьянского мира» — общины.

Плеханов, последовательно отстаивая марксистский детерминизм, выступал против волюнтаризма в истории. Он рассматривал историю человеческого общества как не­обходимый закономерный процесс и вместе с тем как про­дукт деятельности людей. Он считал, что существует тес­ная взаимосвязь между объективной и субъективной сто­ронами общественной жизни. Плеханов выступал против тех социологов, которые приписывали Марксу взгляды, согласно которым историческая необходимость якобы дей­ствует автоматически, независимо от деятельности людей.

Большой вклад внес Плеханов в разработку вопроса о роли народных масс и личности в истории. Он критиковал социологические теории Лаврова, Ткачева, Михайловско­го и других по вопросу о роли «героев» в истории. Не еди­ницы, а народные массы, по мнению Плеханова, играют решающую роль в историческом развитии. Народ должен стать героем истории. «Ни один великий шаг в историче­ском движении человечества не может совершаться не только без участия людей, но и без участия великого мно­жества людей, то есть масс», — писал Плеханов. В то же время Плеханов был весьма далек от того, чтобы отрицать роль личности в истории. Выдающаяся личность, нераз­рывно связанная с массой, выражающая ее интересы и стремления, при определенных исторических условиях может сыграть огромную общественную роль я своей про­грессивной деятельностью ускорить движение общества. Значение общественной деятельности выдающейся лично­сти, подчеркивал Плеханов, зависит от того, насколько правильно поняты ею условия развития общества. Но ни­какой великий человек не может навязать обществу отно­шения, которые уже изжили себя, не соответствуют состо­янию производительных сил. Плеханов блестяще раскри­тиковал идеалистический культ личности. В этом большая заслуга Плеханова как социолога.

С аналогичных позиций выступил против социологии народников в своих ранних работах Владимир Ильич Ле­нин (1870—1924). В полемике с буржуазной и народниче­ской социологией он развивал марксистское положение об общественной формации, согласно которому общество — это живой организм в его функционировании и развитии, находящийся на определенной ступени исторического раз­вития. Вслед за Плехановым Ленин показывает пороч­ность субъективистской методологии в оценке роли лично­сти в истории. Но если Плеханов, полемизируя с народни­ческими социологами, в основном разрабатывал вопрос о роли личности в истории, то Ленин больше внимания уде­лял роли классов, народных масс. Он подчеркивал, что главным недостатком предшествующих социологических теорий являлось непонимание роли народных масс в исто­рии. Они «не охватывали как раз действий масс населе­ния, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественноисторичёской точностью иссле­довать общественные условия жизни масс и изменения этих условий», — писал Ленин.







Date: 2015-05-09; view: 489; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию