Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Марксисткое направление
К концу XIX столетия в России сложилось и стало получать все большее распространение и марксистское направление в социологии, виднейшими представителями которого были Г.В.Плеханов и В.И.Ленин. Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918) подверг резкой критике субъективистский подход русских народников к оценке общественного развития в пореформенной России, развивал социологические идеи марксизма в свете материалистического понимания истории, разработал вопрос о соотношении роли личности и народных масс в истории. Народники-субъективисты считали, что Россия идет своим самобытным путем, и, поскольку капитализм «искусственно пересажен» в Россию, он для самобытного русского экономического строя случаен, является упадком, регрессом. Поэтому надо задержать, остановить развитие капитализма, «прекратить ломку» капитализмом вековых устоев русской жизни. Плеханов сопоставлял условия возникновения и историческую роль капитализма на Западе с условиями развития его в России, выяснял общие предпосылки развития капитализма в различных странах и отсюда делал вывод об ошибочности противопоставления России Западу. Он показывал, что капиталистические отношения пробивают себе дорогу как в городе, так и в деревне, ведут к разложению «устоев крестьянского мира» — общины. Плеханов, последовательно отстаивая марксистский детерминизм, выступал против волюнтаризма в истории. Он рассматривал историю человеческого общества как необходимый закономерный процесс и вместе с тем как продукт деятельности людей. Он считал, что существует тесная взаимосвязь между объективной и субъективной сторонами общественной жизни. Плеханов выступал против тех социологов, которые приписывали Марксу взгляды, согласно которым историческая необходимость якобы действует автоматически, независимо от деятельности людей. Большой вклад внес Плеханов в разработку вопроса о роли народных масс и личности в истории. Он критиковал социологические теории Лаврова, Ткачева, Михайловского и других по вопросу о роли «героев» в истории. Не единицы, а народные массы, по мнению Плеханова, играют решающую роль в историческом развитии. Народ должен стать героем истории. «Ни один великий шаг в историческом движении человечества не может совершаться не только без участия людей, но и без участия великого множества людей, то есть масс», — писал Плеханов. В то же время Плеханов был весьма далек от того, чтобы отрицать роль личности в истории. Выдающаяся личность, неразрывно связанная с массой, выражающая ее интересы и стремления, при определенных исторических условиях может сыграть огромную общественную роль я своей прогрессивной деятельностью ускорить движение общества. Значение общественной деятельности выдающейся личности, подчеркивал Плеханов, зависит от того, насколько правильно поняты ею условия развития общества. Но никакой великий человек не может навязать обществу отношения, которые уже изжили себя, не соответствуют состоянию производительных сил. Плеханов блестяще раскритиковал идеалистический культ личности. В этом большая заслуга Плеханова как социолога. С аналогичных позиций выступил против социологии народников в своих ранних работах Владимир Ильич Ленин (1870—1924). В полемике с буржуазной и народнической социологией он развивал марксистское положение об общественной формации, согласно которому общество — это живой организм в его функционировании и развитии, находящийся на определенной ступени исторического развития. Вслед за Плехановым Ленин показывает порочность субъективистской методологии в оценке роли личности в истории. Но если Плеханов, полемизируя с народническими социологами, в основном разрабатывал вопрос о роли личности в истории, то Ленин больше внимания уделял роли классов, народных масс. Он подчеркивал, что главным недостатком предшествующих социологических теорий являлось непонимание роли народных масс в истории. Они «не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественноисторичёской точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий», — писал Ленин. Date: 2015-05-09; view: 489; Нарушение авторских прав |