Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Субъективисткое направление
Субъективистское направление возникло в конце 60-х гг. и существовало до начала XX в., претерпев за это время., значительную эволюцию. Его ведущие теоретики — П.Л.Лавров (1828—1900) и Н.К.Михайловский (1842—1904) создали оригинальную социологическую концепцию. Наибольшее внимание они уделили проблемам соотношения социального и исторического; предмета и метода социологии; теории прогресса и роли личности в истории. П.Л.Лавров прежде всего стремился выявить связь и различие между социологией и историей. Общество и его законы, считал он, могут быть познаны лишь в той степени, в какой осмыслена сама история. Социологические вопросы тесно переплетены с историческими. Это связано с тем, что социология и история начинают изучение общества с изучения человека как естественного явления. Сам Лавров так определял социологию: «Социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями». Лавров считал, что в общественном развитии происходило одновременно усиление сознательности личности и солидарности в обществе. Эти два взаимосвязанных процесса и есть объективные признаки социального прогресса. В работе «Задачи понимания истории» П.Л.Лавров дает следующую формулу прогресса: «Прогресс, как смысл истории, осуществляется в росте и скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях...» Ведущей силой социального прогресса является личность («орган прогресса») с ее критическим сознанием. Лишь с возникновением критически мыслящей личности начинается, по утверждению Лаврова, историческая жизнь человечества. Он рассматривал личность как создателя и носителя нравственного идеала и как силу, способную изменить общественные формы. Поэтому и формула прогресса у него состоит из двух частей. Единственно возможной целью прогресса является достижение солидарности во всех сферах общественной жизни. Но пока еще нет условий для установления прочной, устойчивой, истинной солидарности. Капиталистический строй, по мнению Лаврова, разъедает солидарность людей. Только новое общество — социализм — в состоянии установить истинную солидарность всех трудящихся. Другой социолог этого направления Н.К.Михайловский, решительно выступая против органического направления в социологии, доказывал полнейшую несостоятельность аналогий и параллелей между обществом и организмом. По его мнению, при таком методе выявляется лишь внешнее, случайное сходство, а не глубинная причинная связь, Н.К.Михайловский считал, что история управляется общими, постоянными законами, которые заведуют порядком и сменой фаз исторического движения. Но вместе с тем развитие цивилизации не есть нечто фатально обреченное, не подлежащее изменению, поскольку в исторический процесс входит сознательная деятельность человека. Исторические законы определяют необходимость и направление развития, а индивидуальная деятельность — скорость социального прогресса. Идеал определяет не только выбор исторического направления, характер деятельности человека, но и дает «реальное содержание» законам истории. Это и есть субъективистский подход к оценке исторического развития. Михайловский отводил большое место учению о кооперации, желая выяснить, как общество через кооперацию влияет на личность. Кооперация определяет все стороны социальной жизни. Она делится на простую и сложную в зависимости от того, с какими видами разделения труда она связана. Простая кооперация наиболее отвечает естественному разделению труда. Она дает людям общую цель, вызывает солидарность интересов и взаимопонимание. При простой кооперации каждая личность, имеет возможность развить все заложенные в ней богатства — физические и духовные. Члены сложной кооперации утрачивают свою индивидуальность, делаются однороднее, приспосабливаются к выполнению одной функции, теряя при этом связь с целым. В такой кооперации общая цель постепенно исчезает, разбиваясь на ряд частных, обособленных целей, приходит взаимное непонимание, враждебность. Вместо солидаризированного общества появляются разнородные социальные группы. Прогресс есть постепенное приближение к целостности общества, к возможно полному и всестороннему разделению труда между его органами и возможно меньшему разделению труда между людьми, писал Михайловский. Следовательно, все, что ведет к увеличению разнородности — «безнравственно, несправедливо, вредно»; и, наоборот, все ведущее к однородности — «нравственно, справедливо и разумно». Поэтому Михайловский страстно ратовал за сельскую общину, которая, по.его мнению, дает возможность для всестороннего и гармоничного развития каждой личности, подчиняет интересы общества интересам человека. Очень много внимания уделяет Михайловский проблеме «великой личности», «героя» и «толпы». С его точки зрения, «герой» и «великая личность» существенно различаются. «Герой» понимался им как зачинатель, который может увлечь своим примером на хорошее или дурное, «Великие личности» должны рассматриваться в связи с ценностями, которые вносятся ими в.сокровищницу человечества. Они выступают в переломный момент истории как люди, наиболее полно осознавшие потребности общества и сумевшие их выразить. «Великие люди — люди будущего», — говорил Михайловский. «Герой» у Михайловского противопоставлен «толпе». «Толпа» как бы растворяет в себе индивидуальные черты и особенности человека, лишает его воли, провоцирует на подражание. Круг интересов толпы крайне узок, ее духовное развитие бедно. В этой убогой атмосфере какое-либо сильное впечатление, эмоциональный всплеск, яркий пример вполне достаточны, чтобы поднять «толпу» на любое дело. Народ до тех пор будет являться «толпой», способной впасть в подражание, пока каждый его элемент не превратится в развитую индивидуальность. Date: 2015-05-09; view: 839; Нарушение авторских прав |