Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социология религии





Веберовская социология религии подчинена исследованию социального действия людей. М.Вебер стремится выявить связь между религиозно-этическими принципами и поведением индивидов, особенно их экономической и политической деятель­ностью. По его мнению, поведение людей может быть по­нято лишь с учетом их представлений о ценности религиозных догм. В отличие от марксистов, ставивших в качест­ве центрального вопрос о происхождении религии и ее сущности, Вебер делает акцент на основных видах смыс­лов религиозных принципов, которые обусловливают то или иное поведение человека, наличие в нем элементов рациональности. «Мы должны, — пишет он, — вообще иметь дело не с «сущностью» религии, а с условиями и следствиями определенного рода действий общины (име­ется в виду религиозная организация. — Ред.), понимание которых может быть обретено, только исходя из субъек­тивных переживаний, представлений, целей отдельного индивида, т.е. исходя из «смысла». При этом критериемдля типологизации основных видов «смысла» у него опять-таки выступает целерациональное действие. Так, анали­зируя различные формы религиозной жизни, Вебер путем эмпирических наблюдений и сравнений фиксирует, где преобладает ритуал истек и-культовое начало, где мистико-созерцательное, а где аскетически-рациональное. Это дало ему основание сначала выдвинуть гипотезу, а затем сделать вывод о том, что существует связь между религи­озными убеждениями и поведением (прежде всего эконо­мическим) и что та религия, в которой преобладает рацио­налистическое начало, способствует становлению рацио­нального общественного строя.

По Веберу, наиболее рельефно рационалистическое на­чало проявилось в конфуцианстве в Китае, индуистской религии и протестантстве. Для конфуцианства, отмечает Вебер, главное — благополучная земная жизнь, отсутст­вие веры в загробную жизнь. Культ трезвый и простой: жертва, ритуальная молитва, музыка и ритмический та­нец. Порядок и гармония — основные принципы конфу­цианства, применимые и к человеку, и к государственно­му устройству. «Разум» конфуцианства, — пишет Вебер, — был рационализмом порядка». Однако конфуцианство не отвергало и магию, которая, как признавалось, имеет власть над злыми духами. В этой связи Вебер показывает, что в конфуцианстве соединились два начала — этико-рациональное и иррационально-магическое. В силу данного обстоятельства в Китае не мог утвердиться формально-ра­циональный тип управления и сходный с западным рацио­нальный тип хозяйства.

В Индии рационализация совершалась внутри ритуалистической религии и в рамках представлений о пересе­лении душ. Однако, по мысли Вебсра, обрядово-ритуальный консерватизм (каждый индивид рождается в опреде­ленной касте и тем самым привязан к роду деятельности; существуют запреты, ограничивающие взаимоотношения между кастами и индивидами) в конечном счете не дал развития целерациональным действиям людей и стал пре­пятствием для утверждения формально-рациональных ос­нов хозяйствования и политической жизни.

Лишь рационализм протестантской этики прямо спо­собствует рационализации жизни экономической, иници­ируя у людей стремление к прибыли, рациональной дис­циплине труда, что нашло свое выражение в известном те­зисе Вебера об «адекватности духа капитализма и духа протестантизма». Суть протестантизма он излагает в следующих пунктах, используя текст «Вестминстерского исповедания» 1647 г.: есть Бог, Всевышний, который создал мир и который им правит, но который непостижим для конечного разума людей; этот всемогущий и таинст­венный Бог заранее предопределил каждому из нас спасе­ние или осуждение на погибель, а мы своими действиями бессильны изменить предначертание Божье; Бог создал мир во славу себе; человек должен трудиться на приумно­жение славы Божьей и на создание царства Божьего на этой земле; дела мирские, человеческая природа, плоть относятся к категории греховности и гибели, спасение же даруется человеку свыше как Божья благодать. Как отме­чает Вебер, все эти элементы в разрозненном виде сущест­вуют и в других религиях, но их одновременное сочетание — уникально.

Что следует из этих постулатов? Прежде всего они иск­лючают идолопоклонство, всякий мистицизм. Общение между конечным разумом людей и бесконечностью духа Божьего заведомо заказано, что опосредованно благопри­ятствует развитию науки. В этом, по мнению Вебера, на­ходит свое завершение тот великий историко-религиозный процесс расколдования мира, который уничтожил все магические средства спасения, объявив их неверием и ко­щунством. Далее, проблема спасения верующего видится не в ритуально-культовых церемониях и не в помощи по­сюстороннего спасителя (ислам), а через «труд на приум­ножение славы Божьей».


Анализируя конкретную деятельность протестантских сект, Вебер подчеркивает, что ими в качестве наилучшего средства для обретения внутренней уверенности в спасе­нии рассматривается неутомимая деятельность в рамках своей профессии. Кроме того, отмечает Вебер, рано или поздно перед каждым верующим должен был встать один и тот же вопрос, оттесняющий на задний план все осталь­ное: избрал ли я и как мне удостовериться в своем избран­ничестве? На него протестантская церковь отвечает в том же ключе: именно аккуратный, постоянный труд в мир­ской профессиональной деятельности «дает уверенность в своем избранничестве». Наконец, Вебер указывает на со­ответствие многих требований протестантской этики оп­ределенным императивам рождающегося духа капитализ­ма: неутомимо трудиться ради получения прибыли и сле­довать аскетическому поведению. Это как раз необходи­мое условие капиталистического развития, предполагаю­щего использование прибыли для постоянной реинвести­ции, для дальнейшего воспроизводства средств производ­ства и т.д. Словом, прибыль важна не для того, чтобы на­слаждаться прелестями бытия, а для удовлетворения по­требности все больше воспроизводить.

Все это, по мнению Вебера, позволяет сделать обобща­ющий вывод о том, что поведение человека зависит от его мировоззрения, а интерес, который каждый испытывает к той или иной деятельности, обусловлен системой ценно­стей, которой человек руководствуется.

Литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: 1993. — Ч. II.—Разд. 3.

Вебер М. Избранные произведения. М.: 1990.

Вебер М. О буржуазной демократии в России // Социс. — 1992. — № 3.

Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. (Соци­ология Макса Вебера и веберовский ренессанс). М.: 1991.

История социологии в Западной Европе и США. М.: 1993. — Гл. 8.

ПатрушевА.И. Расколдованный мир М.Вебера. М.: 1992.

Контрольные вопросы

Что такое «понимающая» социология М.Вебера?

Какую роль в своей «понимающей» социологии Вебер отводил кате­гории «идеальный тип» и как она соотносится с объективной реально­стью?

Какие действия человека Вебер считал социальными? Какую класси­фикацию социальных действий людей предложил Вебер?

Что, по Веберу, может обеспечивать легитимность господства и по­рядка? Какие легитимные типы господства он выделял?

Как Вебер определял рациональный тип власти?

Как, по Веберу, религиозные догмы влияют на историческое разви­тие общества и на поведение людей?

В чем Вебер усматривает взаимосвязь протестантской этики с духом
капитализма? ^







Date: 2015-05-09; view: 569; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию