Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности «социологизма» Э.Дюркгейма
В истории социологии часто используются ярлыки или метки, которые должны выделять какие-то существенные черты определенной теории и, таким образом, обозначить ее своеобразие. У Дюркгейма таким ярлыком выступает «социологизм», в понимании которого необходимо различать два аспекта: антологический и методологический. С одной стороны, это метод обоснования самой науки как самостоятельной, со своими понятиями, предметом; с другой — собственно способ подхода к социальной реальности, ее понимания и объяснения. Сама социальная реальность включена в универсальный мировой порядок, как и другие виды реальности, и также развивается в соответствии с определенными законами. Но социальная реальность — это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам. Она не только основательна и автономна, но и имеет примат по отношению к индивидуальной, биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. «Коллективные представления», «коллективное сознание» господствуют над индивидуальными. Специфика социальной реальности определяет и специфику социологии как науки. Поскольку социальная реальность, по Дюркгейму, является высшей реальностью, постольку происходит социологизация всех способов и средств исследования общества, т.е. социологический способ объяснения провозглашается единственно верным, исключающим другие способы или включающим их в себя. Социология, таким образом, выступает у Дюркгейма не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли сознания: философию, логику, этику, историю, экономику и др. Социология превращается в «систему, в корпус социальных наук». В этом смысле «социологизм» из базовой социологической концепции превращается в широкое философское учение. И в самом деле, те реальные глобальные проблемы природы, морали, религии и т.д., которые Дюркгейм стремился разрешить в своих исследованиях, часто выходили за рамки собственно социологической проблематики, являясь философскими в самой своей постановке. Основное содержание социологической теории Э.Дюркгейма Уже в работе «О разделении общественного труда» проявляется оригинальность постановки и анализа Э.Дюркгеймом основных теоретических проблем социологии. Придерживаясь эволюционистского подхода к развитию социальной жизни, Дюркгейм применяет структурно-функциональный анализ ее изучения. Он говорит не об обществе вообще, а об обществах, давая классификацию их социальных структур. «Сегментарные», простые общества в ходе истории заменяются Что понимал Дюркгейм под термином «разделение труда»? С его точки зрения, это — сила, объединяющая людей в обществе. В отличие от Г.Спенсера, считавшего фактором, объединяющим людей, свободную игру индивидуальных интересов, или О.Конта, указывавшего на государство, Э.Дюркгейм видел именно в разделении труда объединяющее начало, фактор преодоления разобщенности и борьбы с центробежными тенденциями. При анализе этого явления он ставил перед собой двоякую цель: а) исследование функций разделения труда, т.е. определение какой социальной потребности оно соответствует и раскрытие причин и факторов его развития; б) выявление не только позитивных последствий разделения труда, но и патологических, «ненормальных» его форм, которые порождают соответствующие явления в социальном организме, приводят к его деградации. С Разделение труда, под которым Дюркгейм понимал профессиональную специализацию и кооперацию, является признаком высокоорганизованного, развитого общества. В архаических обществах нет разделения труда, ибо там нет ни социальной связи, ни индивидуализации личности, а следовательно, необходимости соединения обоих этих принципов. Только с прогрессом общества вследствие все увеличивающейся специализации труда и индивидуализации личности, разрушения традиционных связей люди вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, объединяясь таким образом в единое целое. Разделение производственных ролей приводит естественным путем к солидарности людей.; В зависимости от качества и уровня солидарности Дюркгейм строит концепцию об эволюционном развитии общества от механической к органической солидарности. В архаичных обществах может существовать только механическая солидарность на основе сходства индивидов, одинаковости исполняемых ими функций, неразвитости личностных качеств. Коллектив в таких обществах поглощает личность, а существование в них репрессивного права — яркое свидетельство подавления индивида и силы архаичного коллективного сознания (в основном религиозного). В обществе же, в котором разделение труда принимает развитые формы, каждый индивид начинает выполнять определенную специальную функцию, формируется новый тип солидарности. Такое общество напоминает организм с его различными органами, играющими свою своеобразную роль в его рамках. Это дает Э.Дюркгейму основание говорить об «органической солидарности». Разделение труда формирует личность, обусловливая различия между индивидами, развивающими в соответствии со своей профессиональной ролью личностные способности и таланты. Приходит осознание зависимости друг от друга, осознание своей неразрывной связи с обществом. Репрессивное право уступает место так называемому реститутивному (восстановительному) праву, функции которого теперь состоят в том, чтобы привести «нарушенные отношения к их нормальной форме». Прежнее архаичное коллективное сознание уступает место новому коллективному сознанию с новыми формами и содержанием. Оно все более превращается в светское, рационалистическое, ориентированное на личность. Эти идеи Дюркгейма в тот период больше соответствовали идеальным типам, прогнозам на основе выявленных тенденций, чем реальности, учитывая антагонизмы, классовые бои в Европе и в США. Не случайно автор приходит к выводу о необходимости использования социологии для ускорения процесса становления «органической» солидарности. Он отстаивал необходимость социально-реформистских действий по внедрению новых форм социальной регуляции посредством создания профсоюзов и разработки адекватной социальной политики. Вместе с тем он предлагал разработать и широко пропагандировать новые нормы морали и социальные ценности. Социологическую проблему взаимоотношения общества и личности Э.Дюркгейм решал в контексте анализа противоречий капиталистического общества. В этом вопросе его теоретические взгляды во многом сближались с концепцией К.Маркса. Дюркгейм был убежден в том, что общество не может развиваться и процветать, если угнетается человеческая личность, если человек становится простым придатком машин, выполняя все более узкую профессиональную функцию. Если деградирует общество, то деградирует и человек, личность. Личность и общество тесно взаимозависимы, и каждая из сторон заинтересована в развитии и процветании друг друга. Развитие и расцвет личности Э.Дюркгейм ставил в зависимость от состояния общества, от его упорядоченности, способности гарантировать права и свободы индивида. Э.Дюркгейм видел нарастание классовой борьбы и пытался понять ее причины и характер. Неравенство, по его мнению, происходит вследствие неприспособленности индивидов к их профессиональным ролям и нарушения эквивалентности в обмене благами и услугами. Получение по наследству привилегированного положения в обществе ведет к нарушению согласия между индивидуальными склонностями и родом деятельности. Происходит как бы насильственное разделение труда, нарушается солидарность, возникает классовая борьба, в ходе которой классы общества, в первую очередь низшие классы, отказываются от навязанных им функций. Источник классовой борьбы Э.Дюркгейм видел в «ненормальном» разделении труда между индивидами, в то время как Маркс усматривал источник этой борьбы в разделении труда между классами общества в соответствии с их отношением к средствам производства. Социология должна способствовать, по мнению Дюркгейма, смягчению или даже снятию конфликтов. Она должна указать пути координации разделения труда и распределения талантов и способностей по справедливости. Необходимо установить устойчивый свод правил, регламентирующих отношения классов, вводящих равенство социальных возможностей. Рассматривая проблемы становления гармонической, свободной и цельной личности, Дюркгейм все большее значение придавал духовным, нравственным ценностям. Рядом с морфологическими социальными фактами он ставит и духовные социальные факты как факты наиболее высокого уровня и глубокого воздействия на человека. Ведь человек для него действительная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Они выступают в разных формах, выражаясь в дихотомиях: заданное социально и биологически; социально предписанные обязанности и стихийно формирующиеся желания и действия; факторы, исходящие «извне» индивида и возникающие внутри его сознания; мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те, что являются сугубо личными, частными; альтруистическое и эгоистическое, эгоцентрическое поведение и т.д. Нравственные ценности, нормы морали, духовные факторы вообще способны глубоко воздействовать на индивидуальную сущность человека «извне», расширяя базу его социальных устремлений. В конце жизни особенно усиливается внимание Дюркгейма к теоретическим проблемам духовности и ценностей. Он все больше осознает недостаточность механического детерминизма в подходе к проблемам человеческого поведения. Более того, он идет навстречу психологизму. Его последователи, представители французской школы социологии (Марсель Мосс и др.), активно призывают к сотрудничеству социологов и психологов. Проблемы ценностной ориентации, нравственного идеала человека, моральных ценностей, разработанные Дюркгеймом, остаются краеугольным камнем этой школы. В связи с концепцией человека Дюркгейм ставил и проблему религии. Он постоянно размышлял о взаимоотношении между религией и социологической наукой. С одной стороны, он, как представитель науки, рассматривал социологию в качестве точной науки, постоянно доказывая, что она может и должна существовать как наука объективная. С другой стороны, он все же признавал идею О.Конта о том, что общества могут поддерживать свою целостность и связность только общими верованиями. Он констатировал, что общие верования трансцедентного порядка, передаваемые по традиции, были поколеблены развитием науки. Это противоречие Дюркгейм решает по-своему, в духе собственной социологической теории, при помощи диалога между церковью и светской моралью, «Дюркгейм-социолог полагал установленным, — отмечает Р.Арон, — что традиционная религия больше не отвечает требовании того, что он называл научным духом. Вместе с тем, будучи верным последователем Конта, он считал, что общество нуждается в консенсусе, который может быть следствием только абсолютных верований. На основе этого он приходил к заключению... о необходимости создания морали, вдохновляемой научным духом. Кризис современного общества он объяснял тем, что ничего не пришло на смену традиционной морали, основанной на религии. Социология должна была способствовать созданию и воспроизведению морали, отвечающей требованиям научного духа». Стало быть, Дюркгейм в поисках решения противоречия между наукой и религией приходит к выводу о необходимости создания научной морали. И этим объясняется постоянное усиление его внимания к проблемам моральных ценностей. Date: 2015-05-09; view: 990; Нарушение авторских прав |